Деревня Чуваш-Отары

Деревня Чуваш-Отары

Чувашская деревня в Звениговском районе, на левом берегу Волги.

Расположена чуть южнее города Звенигово, и практически сливается с садовыми участками районного центра.

Представляет интерес с точки зрения изучения чувашских обычаев и традиций, поэтому в ходе похода по Звениговскому району решили заехать и сюда!

Здесь также живописна природа на берегах Волжской протоки, что протянулась от Звенигово до Мари-Луговой.

Местные чуваши отмечают праздник Акатуй, в деревне действует чувашский народный фольклорный ансамбль «Чувашъен».

 

                                     деревня Чуваш-Отары и волжская протока у деревни                                      

Деревня Чуваш-Отары

Деревня Чуваш-Отары

Деревня Чуваш-Отары

Деревня Чуваш-Отары

Деревня Чуваш-Отары

 

История возникновения деревни Чуваш-Отары описана в книге "Приволжские города и селения Казанской губернии":

 "Отары — деревня, еще называется Счастливый путь, находится в Чебоксарском уезде, в Помъяльской волости, на левом берегу реки Волги, в 63 верстах от губернского города Казани, в 59 от уездного города Чебоксары, в 13 — от пароходной пристани Козловка.

Ее местоположение было удобным. Начало поселения относится к 1844 году. Жители — чуваши, христиане, переселились сюда из 7 деревень, находящихся по другую сторону реки Волги в 25 верстах (Кутемер, Чинер, Айдар, Больших и Малых Крышков, села Бичурина и Чурашева) в Воскресенской области Чебоксарского же уезда, которым принадлежали и теперь принадлежат здесь находящиеся луга, за исключением выделенных на долю Отар.

Выселение сюда было вполне добровольное, и причиной его послужило желание быть ближе к надельной земле. Названия деревни объясняются: первое — соседством марийской деревни Отар (слово "одар" или "отар" по словарю Золотницкого означает "пчельник") в 7 верстах ниже по Волге, а второе — в память того, что при выселении переселенцы были напутствованы своими однообщественниками и бывшим в то время помощником окружного начальника П.И. Орловым словами: "Счастливый (вам) путь". "Выселилось сюда 27 дворов, в числе 47 душ мужского пола (о числе душ женского пола сведений нет)».

 

                                               баня на берегу волжской протоки                                      

Деревня Чуваш-Отары

КРАТКАЯ СПРАВКА О ДЕРЕВНЕ

ЧУВАШ-ОТАРЫ, Чăваш Утар – деревня в Звенигов. р-не Респ. Марий Эл, Звенигов. город. поселения.

Расположена в 2 км к ЮВ от г. Звенигово на р. Волга. Историч. название – Чувашские Отары. Основана в сер. 19 в. переселенцами из селений Чинеры, Большие и Лесные Крышки, Бичурино, Второе Чурашево, Криуши Чебоксар. у.

В нач. 20 в. в составе Воскресен. волости Чебоксар. у., в 1926–39 – Козлов. р-на, в 1939 передана в Марийскую АССР.

Число дворов и жителей: в 1892 – 36 дворов, 214 чел.; 1989 – 378 чел.; 2000 – 181 двор, 416 чел.; 2010 – 397 чел. Имеются библиотека, клуб и фольклор. ансамбль. Образован Чуваш. культур. центр, ежегодно проводится праздник Акатуй, имеющий статус республиканского (Марий Эл).

Родина Героя Советского Союза Н.Н. Маркова.

 

Деревня ЧУВАШ-ОТАРЫ (СЧАСТЛИВЫЙ ПУТЬ, СТАРЫЕ ОТАРЫ, НОВЫЕ ОТАРЫ, ЧУВАШ ОТАР)

 Расположена в 12 км к юго-западу от центра сельской администрации — села Исменцы.

В настоящее время деревня имеет 36 дворов и столько же жилых домов с 214 человеками жителей обоего пола, из которых мужского пола 100 душ и женского пола 109. Приходская церковь отстоит от деревни в 10 верстах, в селе Красном Яре Помъяльской волости, где имеется также и начальное народное одноклассное училище. За все время существования Отар училось мальчиков (и то только в последние шесть лет) 12, из которых 7 мальчиков кончили курс со свидетельством IV разряда, а потому в Отарах и грамотных старше 20-летнего возраста нет.

В общинном владении крестьян земли числится: усадебной — 12,8 д., пахотной — 99,8, сенокосной — 44,6, выгонной — 6,9, кустарнику — 214,6 (167 десятин ныне уже вырублено и превращено в пахотную), неудобной — 69,8 и лесу — 35,1 десятин, а всего — 486,6 десятин.

Занятие жителей состоит исключительно в хлебопашестве, никаких других заработков жители не знают, если не считать пчеловодства, которым занимаются 7 хозяев, первенство между которыми принадлежит Сергею Маркову, имеющему до 100 роев; нет здесь даже рыболовного промысла, так распространенного в других приволжских селениях.

Среди деревни есть небольшая каменная часовня, построенная в 1855 году помощником окружного начальника П.И. Орловым, который, видимо радея об обрусении марийцев, надеялся, что часовня напомнит жителям об их принадлежности к христианству.

В 1861 году, в августе месяце Отары посетил в Бозе почивший государь, наследник цесаревич Николай Александрович. По указанию его были собраны мальчики и девочки, они пропели несколько чувашских песен, за что и были щедро награждены. Наследник пробовал крестьянские чувашские кушанья".

Впоследствии в деревню переселялись другие чувашские семьи, в результате чего здесь образовались как бы два поселения — Старые Отары и Новые Отары (выселок Отары).

 

В 1926 году в деревне Чуваш-Отары действовала сельская изба-читальня, где работали 2 руководителя кружков и 1 "избач". Здесь выдавались справки, проводились массовые собрания, лекции, беседы, громкие читки, ставились спектакли. При избе-читальне работала библиотека с фондом 185 книг, записано в библиотеку 80 мужчин, из них 60 чувашей и 20 русских. В 1949 году книжный фонд библиотеки увеличился до 1291 книги, выписывались 4 центральных, 3 местных газеты и 4 журнала.

За год проведено 38 лекций (2056 слушателей), 12 танцевальных вечеров, 6 концертов художественной самодеятельности, 3 концерта профессиональных артистов. Работали 7 кружков. Имелась школа I ступени, которая находилась на местном бюджете. В ней обучались 36 детей — 24 мальчика и 12 девочек. Всего в 1926 году в деревне Чуваш-Отары насчитывалось 87 хозяйств, 425 жителей.

 

                фольклорный ансамбль «Чувашъен» в гостях у звениговского музея                                        

Деревня Чуваш-Отары

В 1931 году в деревне Чуваш-Отары образовали колхоз "Свобода" ("Суталла"). К 1933 году в него вошли 39 хозяйств, 164 человека, из них 94 трудоспособных. Весь земельный фонд колхоза на то время составлял 123 га, из них под пашней находился 121 га, под огородами — 1 га, под садами и ягодниками — 0,2 га. Было обобществлено 20 лошадей, 13 голов крупного рогатого скота, 1 овца. Из инвентаря в колхозе имелись 20 плугов, 7 борон железных, сеялка, самосброска, триер, сортировка, соломорезка, конная молотилка, 21 телега.

На 1 трудодень в 1933 году начислялось зерном — 6,4 кг, картофелем — 4 кг, прочими продуктами — на 0,50 руб., деньгами — 0,42 руб. Из индивидуального скота в тот год в деревне насчитывались 31 корова и 113 овец.

 

В 1938 году колхоз "Свобода" ("Суталла") был переименован в колхоз имени Тухачевского, однако через пять лет в связи с репрессиями, под которые попал военачальник, хозяйству было решено вернуть первоначальное название.

Деревня Чуваш-Отары

В колхозе "Свобода" в 1940 году насчитывалось 76 дворов, в которых проживали 292 человека, из них 144 человека трудоспособных. По Государственному акту на вечное пользование землей от 5 декабря 1936 года за колхозом было закреплено 434 га земли, в фактическом пользовании находилось 482 га, из них пашни — 249 га, огородов — 1 га, сенокосов — 13 га, выгонов и пастбищ — 182 га. Колхоз имел 21 лошадь, 14 коров, 31 свинью, 26 овец, 50 голов птицы, 322 пчелосемьи.

Из сельхозорудий здесь числились молотилка, 2 сеялки, 22 плуга, 3 культиватора, борона, триер, сортировка, опрыскиватель, опылитель, соломорезка, 15 повозок, 28 саней. Среди построек в колхозе имелись конюшня, коровник, свинарник, овчарня, зернохранилище, картофелехранилище, сушилка, 2 крытых тока. На 1 трудодень начислялось зерном — 1,2 кг, картофелем — 1 кг, соломой — 1,5 кг, деньгами — 0,62 руб. Председателем колхоза работал Федот Гаврилович Павлов.

 

В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались 152 жителя деревни Чуваш-Отары, 99 из них погибли, 17 человек работали на торфоразработках, 23 — на лесоразработках, 32 — на строительстве укреплений. В деревне установлен памятник-обелиск воинам, погибшим в годы войны 1941-1945 годов.

С 1948 года в колхозе "Свобода" появилась своя электростанция с генератором мощностью 15 квт, который вырабатывал 8910 тыс. квт/ час электроэнергии. 106 дворов электрифицировали, электричество использовали при молотьбе, силосовании и стрижке овец.

В 1950 году оба колхоза объединились и получили общее название — колхоз "Свобода".

В 1952 году в колхоз входило 126 дворов, годовой денежный доход составлял 310240 рублей.

В 1953 году сельсовет из деревни Чуваш-Отары перевели в село Исменцы, а в 1959 году и сам колхоз "Свобода" вошел в состав колхоза "У куат". В связи с укрупнением колхозов почти все тракторы, машины, скот перевели в Исменцы, жители деревни Чуваш-Отары стали заниматься хмелеводством.

Радиопередачи начали принимать в 1960 году, тогда же появился первый телефон, первый телевизор — в 1970 году.

                                  чувашский коллектив Шулькеме в гостях в Чуваш-Отарах - Акатуй              

Деревня Чуваш-Отары

19 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР выселок Отары и деревню Чуваш-Отары объединили в один населенный пункт — деревню Чуваш-Отары.

В ноябре 1973 года деревня Чуваш-Отары Исменецкого сельсовета вместе с двумя деревнями Красноярского сельсовета была передана в состав рабочего поселка Звенигово. Тогда здесь проживали 532 человека. Передача деревни райцентру позволила достаточно быстро решить ряд местных проблем: в это время была реконструирована уличная сеть электроснабжения, вывешены десятки светильников, восстановлен мостовой переход через овраг, отремонтирован сельский клуб. В декабре 1980 года Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР деревня была возвращена в административное подчинение Исменецкого сельсовета.

В 1992 году чувашотарцы образовали свое товарищество со старым названием "Свобода".

 

В 2000 году в Чуваш-Отарах насчитывалось 181 хозяйство, 55 домов были крыты железом, 5 — тесом, 2 — черепицей, 119 — шифером. 4 семьи держали лошадей, 122 — коров, 10 — свиней, 10 — коз, 169 — птицу. Газ привозной, улицы не заасфальтированы, воду берут из колодцев и водопроводных колонок.

Жители деревни выращивают хмель. Характерные промыслы — сбор грибов и ягод, излишки вывозят на продажу в соседнюю Чувашскую республику.

Из 416 жителей деревни 409 человек — чуваши, 3 — мари, 2 — русские, 2 — татары.

Наиболее распространенные фамилии — Захаровы, Виноградовы.

 

 

                       ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК АКАТУЙ                            

Деревня Чуваш-Отары

Добрая традиция празднования на марийской земле чувашского национального праздника Акатуй насчитывает уже немало лет. В очередной раз праздник земледельцев отметили в Звениговском районе в минувшую субботу.

8 июня в деревне Чуваш-Отары на живописной прибрежной поляне собрались деревенские жители и гости праздника. Принять участие в праздновании прибыли почетные гости: глава Администрации МО «Звениговский муниципальный район» П.Столяров, глава администрации МО «Городское поселение Звенигово» И.Столбов, главный специалист-эксперт Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Г.Чемеков. Слово для приветствия и открытия праздника было предоставлено главе Администрации района. В своем выступлении Петр Владимирович поприветствовал участников и гостей праздника, выразил благодарность тем, кто хранит национальные традиции чувашского народа на марийской земле. Выступление официальных лиц завершилось торжественным поднятием двух флагов – российского и флага Чувашии.

Деревня Чуваш-Отары

Затем на сцену вышли артисты, и над берегом Волги поплыли звуки музыки и слова песен на чувашском языке. В этот день своим выступлением порадовали гостей праздника артисты из Чувашии: семейный ансамбль Кудряшовых «Кăмăл» (Чебоксарский район), народный фольклорный ансамбль «Шÿлькеме» (Марпосадский район), популярный певец чувашской эстрады В.Леонтьев (Чебоксары). Поздравить своих соседей приехали участники детского хореографического коллектива Кужмарской  ДШИ и ансамбля «Юлавий». Также перед собравшимися выступил  творческий коллектив Чуваш-Отарского сельского дома культуры.

На Акатуе желающие могли познакомиться с чувашским бытом и прикладным искусством на специально оформленном подворье, принять участие в спортивных соревнованиях по перетягиванию каната, по поднятию гири, состязаться в армрестлинге.

Деревня Чуваш-Отары

Акатуй посвящен окончанию весенне-полевых работ. В переводе «ака» - сев, «туй» - свадьба. Главными персонажами на этой символической свадьбе являются плуг и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Чуваши в этот день собирались, чтобы поздравить друг друга с приходом лета, водили хороводы и пели песни, мужчины мерились силой.

 

                       марийский коллектив "Олык сем" на празднике в Чуваш-Отарах          

Деревня Чуваш-Отары

ВАЛЕНКИ ИЗ ЧУВАШ-ОТАР

Жительница деревни Чуваш-Отары уже почти 60 лет делает валенки для своих домочадцев и всей округи. В 20 лет нужда заставила Елизавету освоить это ремесло. Учиться пошла к своей родственнице, которая присмотрелась к девушке и сразу сказала: "Лиза, из тебя получится хороший мастер!"

Так и вышло. Летом Елизавета Аркадьевна работала хмелеводом. А с первыми холодами к ней шли люди за теплой обувкой. Ее валенки хвалили всегда. Работа над ними идет очень кропотливая, а они получаются мягкие и легкие. Кстати, для изготовления валенок подходит только осенняя овечья шерсть, она хорошо уплотняется. Весенняя - больше пушится, потому из нее лучше вязать носки да варежки. У каждого мастера свои секреты в технологии изготовления.

На одну пару у Елизаветы Аркадьевны уходит дня три. Хотя прежде остриженную шерсть надо очистить и пропустить через шерстобитную машину. Основная работа начинается еще затемно. Расправит валяльщица пласты шерсти по столу и руками через ткань их раскатывает, чтобы они уплотнились, скатались в войлок. Работает без перчаток, настоящим мастерам важно чувствовать материал. Так все утро уходит на эту заготовку.

Деревня Чуваш-Отары

Потом переходит в баньку, именно отсюда валенки выйдут уже готовые. Но сначала придется немало потрудиться. С помощью воды и деревянных колотушек валенки долго валяются. Затем по размерам подбираются колодки. Обутыми в полуготовые валенки колодками мастерица в прямом смысле обивает порог бани до придания заготовке нужного размера и формы. От этого уже весь порог старой бани Елизаветы Аркадьевны потрескался.

Заключительный этап - сушка в печи. И уже из нее валенки выходят полностью готовыми - хоть прямиком к милому на свидание. Раньше валенки окрашивали. И здесь у каждого мастера свои хитрости. Елизавета Аркадьевна добавляет уксус в строго определенной пропорции, чтобы краска хорошо села и не линяла. Сейчас, правда, крашеные не в моде, со знанием дела заявляет наша мастерица. А для крепости обувки некоторые валяльщики добавляют в шерсть даже вареную картошку.

У каждого свой "фирменный" секрет.

Валенки Елизаветы Аркадьевны получаются очень мягкие, легкие и долго носятся. Возможно, весь секрет - в скрупулезной, добросовестной работе.

- Пока одним инструментом шерсть до определенной степени не доведешь, за другой нечего и браться, - говорит она.

Таких валяльщиков сегодня встретишь нечасто, особенно среди женщин. Дело это отнимает много сил и здоровья. Елизавета Аркадьевна теперь только правнуков обувает в свои валенки - годы берут свое. Но в семье, можно сказать, сложилась династия: сейчас валенки делает и сын. Правда, так сложилось, что перенимал он эту науку у тестя в Чувашии.

А еще наша валяльщица играет на гармошке. Совсем юной она садилась в укромное местечко с отцовской гармонью и сама постепенно осваивала инструмент. А потом долгие годы ни один деревенский праздник или танцы в клубе не обходились без ее залихватского аккомпанемента. Вот так мастерица! Про таких раньше говорили: " И швец, и жнец, и на дуде игрец".

 

____________________________________________________________________________________________________

 

Источник информации и фото:

Команда Кочующие – поход по Звениговскому району РМЭ!

https://www.12rus.ru/

https://gov.cap.ru/

https://gazeta-zn.ru/

https://www.marpravda.ru/news/pervaya-polosa/2013/12/25/dazhe-klaudia-shiffer-nosit-valenki/

 

Комментарии

Герой Советского Союза Н.Н.Марков

Родился 10 марта 1916 года в деревне Чуваш-Отары (Чувашские Отары) ныне Звениговского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. Чуваш.  Работал на Волге матросом, затем калькулятором в столовой судоремонтного завода «Красный Волгарь» посёлка городского типа Звенигово Марийской АССР. В Красной Армии с 1939 года. На фронтах Великой Отечественной войны — с января 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года.

Разведчик 496-й отдельной разведывательной роты младший сержант Никифор Марков в ночь на 26 сентября 1943 года в районе села Сошиновка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украины в составе разведывательной группы преодолел реку Днепр. В бою за плацдарм воин-разведчик уничтожил восемь вражеских солдат, одного офицера, захватил ручной пулемёт.

В том же 1943 году в одном из боёв Н. Н. Марков получил тяжёлое ранение. После чего ему долго пришлось лечиться. После выписки из госпиталя, в 1944 году, отважный разведчик был демобилизован.

Поправка в карту

Около Арзебеляка Волгу пересекает не Ужгород, там газопровод Пермь-Казань-Горький, чтобы было проще, надо Ужгород заменить на Пермь-Горький.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.