Экспедиция по заволжской тайге - часть 2

Продолжение экспедиции в заволжскую тайгу - 

По лесам и озерам восточной части Нижегородской области.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ - СМОТРИ ТУТ!

ОЗЕРА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ВЕТЛУГИ И КЕРЖЕНЦА - ТУТ!

 

 

5. Путь от Патьяра на юг, с.Васильевское

Судя по картам, с Патьяра сначала на восток, потом в южном направлении идёт четкая дорога. Но карты слегка «протухли», и из-за отсутствия плотной населёнки многие дороги просто заброшены. А также, судя по некоторым туристическим пешим отчётам, мосты через ручьи могли быть для авто не проходимы. Собственно, последнее и случилось – мы упёрлись в то, что было когда-то мостом, а сейчас стало органичным элементом болота (ручья-речки Тёплая).

 

Померяли глубину (метра 2 – не меньше), попытались что-то изобразить с сэнд-трэками и брёвнами.

 

Но лишь передние колёса Pajero Sport съехали с берега на «мост», он чарующе заколыхался вместе с болотной гладью. Экипаж на 1 тонну более тяжёлого Патруля вынес ультиматум: «Мы тут не поедем!». Да и водителя Pajero Sport тоже не радовала перспектива, «ни за что, ни про что» кувыркнуться в болото.

Татары, как известно, назад не двигаются – мы развернулись на 180 градусов и поехали ВПЕРЁД :-) т.е. на северо-восток до посёлка Васильевское, чтобы потом остро повернуть на юг. По пути до Васильевского встречались несущественные препятствия, типа подгнивающих и рассыпающихся мостков (но за дорогой следят, и мы проехали без проблем). Опять же, по картам были повороты в нужном нам направлении (на юг, минуя село), но по факту, старая дорога там даже не читалась в стене кустов и деревьев.

 

Посёлок Васильевское не произвёл впечатление погибающего, хотя и процветать наша глубинка ещё не скоро начнёт… Также, в нём на время появилась сотовая связь (Теле2 и даже немного Билайн).

 

 

Только выехав за крайнюю ограду села мы сразу впечатлились ямам на уходящей в даль лесной дороге. Подумалось: «Ну, бывает… наверное, трактора немного распахали близ деревни». В итоге, 12 км мы ехали более получаса и как на утлой лодке при шторме… Аж поплохело (водителю) от постоянного напряженного внимания, постоянных манёвров между ямами и колупания «вверх-вниз».

Встретились старые горельники……

 

 

6. озёра Культеи

Безобразная по рельефу, но не засадная для подготовленных машин, дорога от Васильевского неожиданно вывела нас на шикарный высокий берег озера Большой Культей.

 

Это очень красивое и довольно большое по площади озеро с крутым и высоким восточным берегом, из-под которого бьёт родник. Родник слегка обустроен.

 

Набираем родниковой водички

Родник освящён, о чём свидетельствует часовенка на холме над родником:

   

 

На озере есть хорошо оборудованная стоянка:

 

                                                                                                            озеро Большой Культей                      

Мы застали рыбаков, рассекавших по озеру на моторной лодке, а потом собравшихся и уехавших на заряженной по оффроадному «буханке» цвета хаки. Судя по наезженным дорогам и обустроенной и посещаемой стоянке озеро популярно среди местных жителей. Но, несмотря на это, особой замусоренности мы не увидели. Предполагаем, что это результат чьей-то уборки на озере.

Дорога по касательной к озеру уходит дальше на юг в направлении Среднего и Малого Культеев. Вокруг пустоватые пространства, либо остовы и завалы горелых деревьев.

 

Проехав немного на юг, мы свернули с основной дороги на огибающую озеро вдоль южного берега. Она явно используется редко, присутствуют небольшие завалы, хаотичные гати и даже костровищи и биваки прямо на дороге, состояние дороги постепенно становилось всё хуже. Как таковых подъездов к озеру тут не обнаружили. Есть рыбацкие тропинки от дороги к озеру.

Дорога вдоль южного берега оз.Большой Культей

 

Вернулись на развилку с основной дорогой и поехали на юг мимо Среднего Культея (сугубо мимо – т.к. не увидели ни подъездов, ни тропинок, а только сплошной бурелом) до речки Исток, вытекающей из Большого Культея и питающей Средний Культей. Там есть переезд через неё, но он настолько паршивый (хаотично накиданы достаточно крупные брёвна; в таком виде, там без последствий проедут разве что «Шишига» да Урал; а нам пришлось бы как-то выровнять поверхность для проезда), что мы решили не тратить время и пожертвовать Малым Культеем (да и Средним тоже). У нас впереди был непонятный по состоянию путь до оз. Рябинки и далее, а время уже шло к закату. Т.о. нам при достаточно быстром и поверхностном поиске подходы и стоянку удалось обнаружить лишь на озере Большой Культей.

 

7. оз.Рябинки

Дорога в сторону озера Рябинки начинается вдоль высокого северного берега оз. Большой Культей, потом круто забирает на северо-запад и далее на запад, в принципе совпадая с картой.

И вот тут нам выпала самая засадная часть пути – заросшая дорога в старых горельниках, завалы из деревьев поперёк дороги, общая атмосфера уныния и опустошения (собственно, так бывает всегда на горельниках).

Наша дорога

 

Лесные атланты

 

Но прорвались. Пришлось активно работать бензопилой, растаскивать брёвна, ювелирно объезжать завалы и торчащие с обеих сторон дороги сухие сучья, протискиваться между узких пропилов и просто по кочкам по лесу между деревьев, объезжая упавшие исполины. По пути в исследовательских целях немного завернув в сторону ур.Содомиха обнаружили охотничью засидку (вышку) на поляне с будто подстриженной травой.

На полпути начались зарницы – где-то рядом ходила не хилая гроза, начал накрапывать дождь. Подумалось – быстрее бы вырваться в нормальный лес, и не дай Бог, тут поломаться… И вот она – первая потеря… в узком месте среди зажимающих машину с боков больших упавших стволов в открытое водительское окно из непроглядной уже ночи доносится предательское «пшшш…». Заднее колесо в момент спускается до нуля. Пока экипаж Pajero Sport ночью под дождём в полусгоревшем лесу меняет колесо (благо – запаска полноценная, даже новее всех остальных колёс), второй экипаж обнаружил, что у Патруля оторвана правая половина пластика заднего бампера, и они разворачиваются прокатиться немного назад, поискать потерю (и находят!). Воссоединившись и отремонтировавшись едем до Рябинок.

Дождь уже поливает как из ведра. На поляне, не доезжая метров 50 до озера, дорога заканчивается. На поляне стоит длинный деревянный стол, а сбоку – то ли недостроенная, то ли полуразрушенная баня. Тропинка к озеру заболоченная – под ногами хлюпало, на мостки у озера в темноте забираться не рискнули. Фото озера ввиду описанных обстоятельств нет. 

 

Было решено, здесь не ночевать, т.к. ни красивого вида, ни подхода к воде не было, недоделанное/недоразрушеное строение в ночи вызывало чувство дискомфорта. Да и «Всё равно идёт дождь, поехали!», - сказали в рацию из Патруля. Дорога кстати, вышла из зоны горельников и можно было уже просто ехать, а не разгребать завалы и не заниматься штурманам ручной проводкой машин между деревьев и завалов.

Достаточно оперативно мы достигли поворота на север в сторону оз.Большое Плотово (к берегу, противоположному нашей предыдущей ночевке). Дождь стих, дорога петляла в сосновом лесу, прыгала с пригорка на пригорок, но неизменно приводила в торфяник и болото, а до озера было ещё по 200-300 м. В какой-то момент, уже ездя просто по лесу между соснами мы поняли, что уже тут были… Ксенон на крыше вспугивал лис и каких-то птиц. Подъезд с юга на Большое Плотово обнаружить не удалось, примерно по прошествии часа попыток мы сдались, т.к. время было уже к полуночи. Вернулись на основную дорогу и рвануди до оз.Малое Плотово, где и заночевали.

 

 

8. оз.Малое Плотово

С основной дороги на Малом Плотове легко доступны 2 рядом стоящие стоянки на юго-восточном берегу. Мы выбрали лучшую, разбили лагерь, немного прибрали вопиющий срач из пластика, посидели часов до 4-х утра и расползлись по палаткам. Дождь накрапывал, но не напрягал абсолютно.

Чилаут под лёгкой крышей

«Вот и сэнд-трэк пригодился!» Или «оффроудная лавочка»

Не напрягала никого и обнаруженная «могилка» в кустах – некое надгробие и железный крест с фото и надписью об усопшем. Надеемся, что это ц(к)енотаф, а не могила. Историю о произошедшем мы не знаем.

Сутра в 6:15 под лютый зоновский шансон к нам на стоянку закатили рыбаки (или туристы) на двух (вроде?) Нивах. Пришлось выползти из палатки, глянуть на этот цирк. Незваные гости переместились на соседнюю стоянку (она находится в непосредственной близости, через кусты…). Судя по звукам, начали накачивать лодку. Когда наш лагерь проснулся, соседи уже свалили – рыбалка видимо не задалась.

Озеро Малое Плотово, каким мы его увидели солнечным утром и днём:                                                                                     

 

 

 

Наша большая стоянка:

 

Машинка тоже проголодалась

Нужно было по мелочи подтянуть-подогнуть-подрихтовать

 

 

9. оз.Красное

Поздним утром выдвинулись к озеру Красное, и без проблем добрались -  по хайвэю мы промчались с минимальной скоростью в 40 км/ч. Динамично вырулили на шикарную обустроенную стоянку с беседкой. Берег заросший, схода в воду нет. Вероятно, она единственная. Остальной берег сильно заросший и заболоченный. Тишь, красота.

 

                                                                                                     озеро Красное                                                   

 

 

Слегка покалеченный Патрик

 

 

10. оз.Безрыбное

Следующая точка — озеро Безрыбное. До него было «рукой подать», переезд по хайвэю у нас занял минут 15. 

Мост через р.Дорогуча

 

Стоянка поскромнее, чем на Красном, но тоже не плохая, и тоже единственная на озере, с подъездом прямо к воде и небольшим песчаным сходом в воду.

 

                                                                                                           озеро Безрыбное                                        

 

 

Здесь мы расстались с дружественным экипажем из Йошки и продолжили путь одной машиной.

 

 

11. оз.Шумское

Глобально, нам с Безрыбного нужно было двигаться на запад к одной из ключевых точек – оз.Камское. Но вроде как недалеко от нас находилось ещё одно озеро (Шумское), куда мы решили сгонять, ведь бешеной собаке… радиалка – не крюк! :-)

И тут события начали приобретать несколько иной оборот... Пейзаж густого леса в один прекрасный момент начал резко меняться на горельник. Впрочем, видно, что дорогу все-таки расчищали и уничтоженный лес пропиливали и вывозили. Но сделано это было не везде и не далеко не до конца. Начались штурманские проводки авто между деревьев и завалов, несколько пропилов. В итоге дорога стала совсем заваленной и к тому же начала уходить от озера. До воды было около двухсот метров, зеркало воды даже поблёскивало, но не то, что заездов, но и подхода к воде мы не нашли. Перед нами была полоса препятствий в виде бурелома из поваленных погоревших стволов, стоящих останков, кустарника, болотных кочек и местами воды. Проще было передвигаться по ломаной траектории по поваленным стволам, тренируя равновесие и ловкость.

 

 

 

Продрались сквозь кустарники и лесоповал к озеру, никаких стоянок мы не обнаружили даже через бинокль: сплошь опустошённое, безжизненное пространство. Но само зеркало озера и вода неплохи, после расчистки округи от мёртвых стволов тут жизнь должна закипеть по новой.

 

Виды озера Шумское:

                                                                                              озеро Шумское                                                           

 

Далее, сначала той же дорогой мимо оз. Безрыбное и затем на запад мы выдвинулись в пос. Кузьмияр, т.к. именно оттуда начинается дорога на торфополя и оз. Камское.

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СЛЕДУЕТ - ЧАСТЬ 3

 

аватар: Гость

Жаль, что перестали

Жаль, что перестали выставлять на сайте планы о своих походах. Так вы своих последних спутников лишитесь...

аватар: Лоцман

Вы, эта, что имеете в виду то?)))

Понятно ли, что отчет предоставила группа наших друзей?

Понятно ли что они сами для себя решают кого и как звать в поход? 

 

А поход у них шикарный получился, видимо знали, что делали)))

 

ЗЫ Вы присылайте свои отчеты, сделайте от наоборот - покажите себя - чтобы без вас никто даже и не думал ехать.

Отчеты выставим, авторство сохраним.

 

аватар: Кэп

да, они ...

да, это поездка наших знакомых и друзей - 

завтра выставлю третью - заключительную часть!

тут я думаю - они могли выставить планы - 

но вот не выставили, может как-то недосуг было...

аватар: Гость

Мы - Чебоксарцы, у нас сейчас

Мы - Чебоксарцы, у нас сейчас Шнива, а не Ваз пятидверный. Были с друзьями на Чурканах, Щучьем и Шарпе недавно...Гала

аватар: Кэп

Добрый день!

Добрый день!

это была поездка наших друзей - 

нам из-за работы не получилось собраться в экспедицию.

поэтому вот довольствуемся отчетами.

Но там конкретное бездорожье - одной ШНивы там мало - нужна как минимум лебедка и грязевая резина.

Хотя в этом году посуше - проезжаемость улучшилась...

На фото 1 и 2 отчета это видно.

Тем более пришлось бродить речки и ручью - для этого также нужно специально готовить машину, 

лучше конечно про это знает Андрей.

А в прошлые года там было ещё страшнее...

ВЫСТАВИЛ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ ПОХОДА - ТУТ!

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru