Священная сосна в деревне Чабишур

В Увинском районе Удмуртии есть обычная деревня с названием Чабишур, а около селения расположена одна достопримечательность, которая сделала данную деревню известной на всю республику. Это уникальная священная сосна, которая находится у самой околицы, некоторые называют её божественным деревом или сосной Инмара (Инмар – верховное божество в мифологии удмуртов).

 

  ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

 

Сама деревня Чабишур  входит в Увинское сельское поселение. Расположена примерно в 5 километрах на северо-запад от пос. Ува, примерно в 70 километрах на запад от города Ижевска.

Деревня по преданиям основана в 17 веке, а в переводе с удмуртского её название означает: река в ладони, или речная вода в ладонях. Скорее всего, первые поселенцы дошли до этих мест, попробовали воду из местной реки и решили основать тут своё селение – уже тогда эта сосна росла в лесном массиве, ибо по всем оценкам её почти 400 лет!

Около деревни есть родники, они дают начало этой речушке (шур), которая впадает  в речку Узейка (приток реки Ува – река Вала – Кильмезь – Вятка – Кама - Волга). 

Священная сосна в деревне Чабишур

Тут, рядом с истоками речушки, стоит эта священная сосна, которой в древности поклонялись удмурты (вотяки), которые совершали в этих местах языческие моления.

Моления проводились в честь высшего бога удмуртского пантеона – Инмара, это было общественное моление, когда собирались жители не только одного селения, а люди со всей округи – пять-семь деревень! В жертву Инмару приносили специально отобранного годовалого жеребца определенной масти. Жрецы специально смотрели и проверяли, чтобы у жеребца не было никаких болезней, язв или гнойников – богу Инмару нужна была «чистая» жертва!

Пока народ около священной сосны совершал молитвенное действие, мясо жеребца специальным образом варилось в котлах, а потом предлагалось жрецами для Инмара, который невидимо пробовал эту обрядовую пищу. Кроме того удмурты готовили обрядовую кашу из нескольких злаков – её тоже давали попробовать верховному богу. И уже после того, как Инмар отведал и принял жертву, освященную пищу раздавали собравшемуся народу, чтобы подчеркнуть единство всех удмуртов с почитаемыми богами.

Священное дерево в этом молении представляло собой определенный энергетический канал. В мифологии всех финно-угров дерево всегда было священно, самым священным было мифологическое мировое древо. Это мировое древо соединяло собой три мира: в корнях и земле – царство мертвых (предков), ствол дерева – живые ныне люди, а вершина – божественный небесный мир.

Дерево сейчас огромно, по окружности оно более 4 метров, и чтобы его обнять – нужно три взрослых человека.

По преданиям около сосны побывал отряд легендарного Емельяна Пугачева, мол, сам атаман Пугачев отдыхал под сенью этой сосны от долгих походов.

Священная сосна в деревне Чабишур

Раньше она считалась самым старым деревом Удмуртии, ее возраст - приблизительно в 400-450 лет. Но с началом программы «Деревья — памятники живой природы» было выявлено еще более старое дерево – сосна у деревни Егоровцы (Селтинский район), которая скоро перешагнет 500-летний рубеж.

 

Согласно легенде, это дерево заряжает людей положительной энергией. Кроме того, по преданиям старины известно, что Емельян Пугачёв, проезжая мимо со своим повстанческим войском останавливался под сосной на отдых. Это место с сильнейшей энергетикой. Здесь чувствуется связь времён и поколений.

В настоящее время традиция молений около сосны возобновляется снова. Старожилы сохранили порядок проведения молений, сейчас этим занимается хранитель истоков удмуртской традиционной культуры, директор Узей-Туклинского Дома Ремёсел - Геннадий Сидоров. На фото совершается древний языческий обряд под названием – Гуждор (в переводе с удмуртского: травы, праздник весеннего появления травы и злаков).

Собираются жрецы и местные жители, жрецы обходят обрядовый костер, а потом приносят дар высшим силам, которые покровительствуют этому месту.

Праздник Гуждор проводится уже пять лет.

Обычно проводится ранней весной, когда появляется первая трава и цветы.

Жрецы обращаются к богам и духам, чтобы удачно начать посевную, чтобы был хороший урожай, чтобы во время были дожди, чтобы не болел домашний скот.

Жрецы с молитвами три раза обходят священный огонь костра, а потом с дарами подходят к сосне Инмара, где раскладывают их на полотенце, предлагая высшим силам.

 После того, как совершены некоторые обряды, трижды обойден костер, один из удмуртских жрецов идёт по распаханному плугом месту поля, чтобы посеять первое зерно. Это делается в знак будущего урожая. Чтобы он был хорошим и обильным. 

Гуждор, как правило, проходит в Пасхальные дни (на светлую седмицу). 

Примечательно то, что в языческом обычаи присутствует и такой православный символ: крашеные яйца, их жрец кидает в борозду, а за ним их собирают местные ребятишки. 

После с этими яйцами деревенская ребятня устраивают игры. Например, могут их катать на наклонной плоскости, чтобы загнать в лунку, выигравший получает яйцо другого человека.

 После окончания моления вокруг священной сосны собираются местные жители и гости, и водят совместный хоровод в знак единства.

 

Где находится, как добраться:

деревня Чабишур, Увинский район, Удмуртская Республика.

Деревня в Увинском районе Удмуртии, входит в Увинское сельское поселение. 

Координаты сосны: 

57.019812, 52.137862

От Ижевска следует ехать до пос. Ува, а потом до деревни Чабишур.

Примечание: Стоит сразу за огородами, с трассы можно и пешком дойти.

  

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Автор фото: Ольга Кожемякина

Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.

 Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз I-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 26; Эскиз II–й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков в рассказах стариков и в современных обрядах / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 6-8.

Реестр уникальных деревьев республики Удмуртия.

 Егоров, Е. К. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области // Научно-отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. Ф. РФ. Оп. 2-Н. Д. № 437. С. 47.

 

 

ВложениеРазмер
Священная сосна в деревне Чабишур138.06 КБ
Священная сосна в деревне Чабишур110.14 КБ
Священная сосна в деревне Чабишур151.09 КБ
Священная сосна в деревне Чабишур142.29 КБ
Священная сосна в деревне Чабишур174.04 КБ
Священная сосна в деревне Чабишур145.45 КБ

Комментарии

Отправить комментарий