Кайбицкий район РТ

Кайбицкий район расположен в западной горной части Респуб­лики Татарстан. Он граничит с Чувашской Республикой, Апастовским, Верхнеуслонским и Зеленодольским районами Татарстана. Через территорию района протекают реки Кубня, Свияга и Берля. 
В восточной части Кайбицкого района проходит железная дорога Свияжск – Ульяновск.
На кайбицкой земле можно найти множество следов и булгарской, и золотоордынской цивилизаций, которые на сегодняшний день еще слабо изучены.
 

 СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КАЙБИЦКИЙ РАЙОН - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО КАЙБИЦКИЕ ДУБРАВЫ - ТУТ!

   

Поселение на месте центра Кайбицкого района – село Большие Кайбицы – известно с периода Казанского ханства, на что указывает ряд эпиграфических памятников. В письменных же документах основание деревни Олы Кайбыч относится к 1600-м годам, после того как по разрешению царя Федора Иоанновича в 1595 году было выделено немного земли жителям этого края. 
Происхождение названия Кайбицы (Кайбыч) до сих пор точно неизвестно. Одна из версий связывает его с именем Хайбуч. Другие – со словами «кап» («мешок»), «качык» («даль», «далеко»). Есть версия, согласно которой в названии Кайбицкого района отразилось обилие лесов. В древности густые леса служили для предков татар и других народов Поволжья для занятий бортничеством. Среди пчеловодов-бортников широко распространенным было слово «кабица». Кабицы – лесные территории, на которые делились бортные угодья (ухожеи), т. е. хранилища меда. Слово впоследствии трансформировалось в более удобное: кайбицы.

В селах и деревнях активно развивались местные промыслы. Так, в деревне Бурундуки в 80-х годах XIX века занимались красильным делом. Деревенские ткани и пряжа окрашивались в синий и красный цвета. В деревнях Малое Подберезье, Ульянково, Большое Подберезье и Корно­ухово население было занято изготовлением кулей и рогож. В Русском Эбалаково был развит бондарный промысел, в Большом Русаково – плотницкий и экипажный. В деревне Кушманы занимались кирпичным, а в Берлибашах – гончарным промыслом.

                                                                         река Свияга                                                               

Наличие смешанных лесов, где растут дубы и липы, сосны и ели, натолкнуло на идею создать здесь лесное хозяйство. Так, в 1931 году появился Кайбицкий спецсемлесхоз. В настоящее время в его составе Балтаевское, Кугеевское, Берлибашское и Русаковское лесничества. Главная их задача – восстановление флоры Татарстана, защита лесных запасов от исчезновения. В лесных массивах, тянущихся на многие километры, обитают редкие животные и птицы, занесенные в Красную книгу. Немало и растений, которые по праву заняли свое место в ней.

Достопримечательностью района стали памятники природы «Кайбицкие дубравы», которые состоят из сохранившихся естественных дубовых лесов и являются генетическим резерватором дуба, и сосновые насаждения «Турминская дача». Для сохранения уникального богатства в настоящее время запущен федеральный научно-производственный проект «Дубравы России», стоимость которого составляет 500 млн руб.

Важнейшие события, происходившие в стране, затронули и эту землю. Неподалеку от села Бурундуки в XVII – XVIII веках произошли крупные сражения народных повстанцев с царскими войсками. Место, где полегло много воинов, получило название Туп асты, что на татарском означает «пушечное место». В самих же Бурундуках сохранилась мечеть 1895 года постройки – памятник архитектуры, отреставрированный в 1991 году. Возвел мечеть оренбургский купец первой гильдии А. Хусаинов. 
В Бурундуках и в других крупных селах, к примеру в Чутеево, велась активная просветительная работа, обучением детей в основном занимались в медресе. Именно в медресе у своего отца получил начальное образование известный татарский писатель Зариф Башири. Он писал и стихи, многие из которых стали народными песнями.

Далеко за пределами Респуб­лики известно село Чутеево, откуда родом многие члены отряда «татарского Робин Гуда» Шакура Рахимова (или Шакура-карака). О неуловимости Шакура-карака ходят легенды, многие помнят его как защитника бедняков. В голодные годы он, обворовывая кулаков, снабжал неимущих зерном, мукой, а иногда и лошадьми. Дерзость замыслов и хитроумность исполнения задуманного поражали как представителей правоохранительных органов, так и жителей района. 

 
Много интересного можно рассказать и о селе Хозесаново. На кладбище близ этого села находится могила святого Хужа Хасана. Место его захоронения издавна является почитаемым. Просветитель народов Поволжья и Урала Хужа Хасан упоминается в болгарском эпосе «Шан кызы дастаны» («Сказание о дочери Шана»), написанном в IX веке болгарским поэтом Микаилом-Башту ибн Шамс Табиром.

                                                 село Турминское                                                                         

В селе Турминском, основанном еще в период Казанского ханства, сохранилась Троицкая церковь, расписанная фресками, – памятник архитектуры XIX века. В советские годы здание церкви служило зерно­хранилищем, и только в конце 1996 года в церкви возобновилась служба. Деревянный дом 1872 года постройки служил земской школой, в настоящее время в нем расположились детский сад и начальная сельская школа. Выйдя из школы, можно сразу же очутиться среди густых ветвей Барского леса. Мощные ели и сосны стоят здесь уже более века.

С Турминского начинается территория компактного проживания крещеных татар. Село известно и своими родниками. За водой сюда приезжают из самых отдаленных районов Татарстана и соседней Респуб­лики Чувашии, чтобы получить физическое и духовное исцеление. Подобный турминскому, есть родник и в деревне Чистые Ключи. Несмотря на попытки засыпать источник, неоднократно предпринимаемые во времена советской власти, родник все равно находил пути для возрождения и дарит здоровье людям по сей день.

Вписала свое имя золотыми буквами в историю Кайбицкого края выдающаяся татарская оперная артистка Галия Кайбицкая. Она родилась в городе Уральске в семье видного религиозного деятеля Мутыгуллы хазрата Тухватуллина. Хазрат сам любил музыку и воспитывал в соответствующем духе своих детей, пятеро из которых впоследствии стали музыкантами. Среди них можно назвать Камиля Мутыги, друга Тукая, известного журналиста и певца.

Псевдоним Кайбицкая, по названию родины своих предков села Малые Кайбицы, оперная артистка взяла по совету брата Адхама, артиста по призванию и специальности. Галия Кайбицкая внесла огромный вклад в становление национального музыкального театра, стала ярчайшей звездой драматического и оперного искусства. Галия Кайбицкая приезжала в Большие и Малые Кайбицы, любила бывать на родине своих предков. В преддверии своего юбилея в 1976 году она встретилась с земляками, общалась с людьми, которые помнили и знали ее отца.

В 1998 году в селе Большие Кайбицы был открыт Музей Галии Кайбицкой. Здесь есть комната, воссоздающая обстановку дома Галии Кайбицкой. Дети первой народной артистки ТАССР передали в дар музею мемуары, которые она писала с 1962 по 1991 год, ноты, костюмы, книги и личные вещи. В музыкальном салоне проходят встречи, культурные и образовательные мероприятия.

В Кайбицком районе находится одно из крупнейших в Татарстане рыбных хозяйств. На искусственных озерах Кулангинского рыбного хозяйства выращивается до 120 тонн рыбы в год. Большая часть рыбы используется для пополнения запасов Куйбышевского водохранилища, остальная реализуется в Респуб­лике. С 1974 года здесь стали выращивать из икринок белых амуров, толстолобиков, сазанов и карпов.

Кайбицкий район – типично сельскохозяйственный. Крупные агрофирмы специализируются на растениеводстве и животноводстве, из года в год наращивая показатели, используя производственный и кадровый потенциал. Жители района основной смысл дня сегодняшнего видят в созидательном труде, стремлении укрепить экономику района для повышения благосостояния каждой семьи.
 
                                                                       река Кубня                                              

ГЕРОИ КАЙБИЦКОГО РАЙОНА

Кайбицкий район также прославился своими героями сражений и тыла!

Среди них есть Герои Советского Союза, полные кавалеры Ордена Славы, Герои труда!

В канун великиго праздника Победы вспомним их имена!

 

 

 

 

 

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
КОШКИН Андрей Евдокимович                                                                                                              

 

КАЙБИЦКИЕ ДУБРАВЫ

Участки наиболее сохранившихся казанских нагорных дубрав занимают площадь 140,3 га. Рельеф возвышенно равнинный. 
Массив пересечен многочисленными оврагами. 4 кв. Русаковского лесничества представляет дубраву снытевого цикла с липой и кленом в возрасте около 100 лет. 68 кв. Берлибашского лесничества имеет в своем составе дубы возрастом до 150 лет. Первый ярус в основном сложен дубом, липой и вязом.

     Дуб семенного происхождения, липа в основном порослевая. Единично отмечается ясень обыкновенный, находящийся здесь на северо-восточной границе ареала. 
После морозов 1978 - 79 гг. произошло усыхание дуба, ясеня, вяза и клена, что привело к осветлению леса и разрастанию в подлеске лещины, жимолости лесной, бересклета бородавчатого, рябины. В травостое доминируют представители неморальной флоры: сныть, пролесник, осока волосистая. Из видов, занесенных в Красную книгу РТ, отмечаются волчье лыко, любка двулистная, хохлатка Маршалла. 
Насчитывается 108 видов птиц, другие группы изучены слабо. В Красную книгу РТ занесены жук-олень, дубовый усач, махаон, адмирал, большая переливница, серая жаба, обыкновенная гадюка, полевой лунь, сапсан, балобан, ушастая и болотная совы, серая неясыть, седой и зеленый дятлы, золотистая щурка. Интенсивное использование дубрав началось с XVIII в. для нужд кораблестроения и продолжалось до середины XX в. (Великая Отечественная война и послевоенные годы). Объект имеет большое научное, лесохозяйственное и эстетическое значение. 

    Кадастровая стоимость 1 га земли объекта составляет 27 200 рублей (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2005 N 592).
      Меры охраны. 
Соблюдение режима охраны памятника природы, установленного законодательствами РФ и РТ.
Рядом с дубравами расположен лесной массив – Турминская дача.

                                                  село Большое Подберезье                                                    

 

РЕКА БИРЛЯ

Бирля — река в Татарстане, левый приток реки Свияга. 
Название происходит, вероятно, от татарского «бүре» и «иле»: то есть река на земле волков,  или же от финно-угорского (марийского) «берлинга», что означает хмель, есть известия, что когда-то на берегах этой реки черемисы занималась выращиванием хмеля.
Вероятно, что название Бирля – произошло от татарского глагола – бирле – бьет, струится, ударяется, то есть, бойко течёт.

  Длина реки 48 км, площадь бассейна 385 км². 
Бирля берёт начало в 3 км к югу от с. Большое Подберезье Кайбицкого района Татарстана. Протекает по широковолнистой равнине, разделенной широкими, с мягкими очертаниями, неглубокими долинами и оврагами. 
Впадает в Свиягу в 2 км севернее с. Бурундуки. Река 5-8 м шириной с извилистым, не разветвлённым руслом. В реку впадает 18 притоков.
 

Гидрология
Река маловодная. 
Питание смешанное, преимущественно снеговое (до 86 %). Распределение стока в течение года неравномерное. Годовой слой стока 100 мм, 86 мм из которых приходится на период весеннего половодья. Летняя межень низкая и неустойчивая (0,19 м³/сек). 
Модули подземного питания колеблются от 0,1 до 0,5 л/сек км².
Вода гидрокарбонатно-хлоридно-кальциевая, жёсткостью от 1,5-3,0 ммоль/л весной, до 3-6 ммоль/л. Минерализация от 100—200 мг/л весной, до 500—700 мг/л в межень.

 

                                                              ОЗЕРО БОЛЬШОЕ                                              

ИСТОРИЯ КАЙБИЦКОГО РАЙОНА
Территория Кайбицкого района до 1920 г. находилась в Свияжском и Тетюшском уездах Казанской губернии, с 1920 г. по 1927 г. - в Свияжском кантоне. 14 февраля 1927 г. был образован Ульянковский район  с центром в с. Ульянково, а с 1 августа 1927 г. районный центр перенесен в с. Большие Кайбицы и район был переименован в Кайбицкий. 17 мая 1956 г. территория Кайбицкого района была расширена за счет упраздненного Подберезинского района. 4 января 1963 г. Кайбицкий район был упразднен, а его территория отнесена к Апастовскому району. 19 апреля 1991 г. вновь восстановлен Кайбицкий район.
            Кайбицкий район чисто сельскохозяйственный. Здесь возделываются яровая пшеница, озимая рожь, овес ячмень, гречиха, горох. Основные отрасли животноводства: мясомолочное скотоводство, свиноводство и овцеводство.
            В числе предприятий района - хлебозавод, кирпичный завод (с. Большие Кайбицы), хлебоприемное предприятие, молокозавод (с. Куланга), Кайбицкий лесхоз, рыбхоз.
            Центр Кайбицкого района - село Большие Кайбицы - известно с периода Казанского ханства.
            Население района – 16,1 тыс. чел., села Большие Кайбицы – 1,6 тыс.
            «У нашей земли непростая история, в том числе и новейшая, - говорит в одном из своих интервью Глава администрации Кайбицкого района Завдат Рашитович Гафаров. -  Достаточно вспомнить, что Кайбицкий район был образован в республике одним из первых - в 1927 году. Так начинался эксперимент по превращению бывшей Казанской губернии в республику с самостоятельными административно-территориальными единицами. Первыми были образованы Лаишевский, Нурлатский, Бугульминский и Кайбицкий районы.
            Однако в 60-е годы XX века в моду вошел гигантизм, и Кайбицы оказались в составе Апастовского района. За этот период, а длился он без малого три десятилетия, жизнь здесь пришла в упадок, а районный центр стал обычной деревней.
            Что тогда представлял собой наш край? Сплошное бездорожье, захудалые деревни и сельсоветы. Чтобы побывать в тогдашнем райцентре Апастово, надо было, как тогда говорили, иметь овцу. Другими словами, поездка обходилась в стоимость овцы. А время? Добирались вкруговую: через чувашские земли доезжали до Канаша, оттуда электричкой до Свияжска или Казани, а уж из Казани - опять через Волгу - в Апастово. Сутки, а то и больше уходили только на дорогу до райцентра. Ночевали прямо в поле, в стогах сена или соломы.
            Естественно, многие уезжали отсюда. На месте иных деревень, как укор, остались лишь кладбища и заброшенные дома.
            Сегодня ситуация переменилась в корне. Деревни не исчезают, а хорошеют, в дома  пришел газ. Благодаря программе строительства дорог в сельской местности мы проложили более 150 километров асфальтовых трасс, в деревнях появились телефоны.
           На долю людей, населяющих эти земли, выпало много испытаний. Наверное, со мной согласятся историки, если скажу, что здешнее население подверглось большему насилию со стороны воинствующего христианства, чем в других регионах республики. Из поколения в поколение передавали в семьях воспоминания предков о трагических событиях многовековой давности, о борьбе, которую вели люди, пытаясь сохранить свою веру. Но что удивительно: народ наш, многонациональный, трудолюбивый и талантливый, никогда не враждовал. Из поколения в поколение передавались и традиции взаимоуважения. И в этом - народная мудрость. Татарские деревни жили в мире с русскими, чувашскими, крещеных татар.
            Чтим и уважаем традиции сегодня и мы. Руководство района делает все возможное для того, чтобы каждая нация оставалась самобытной, сохраняла обычаи и веру. Строим и восстанавливаем мечети и церкви, проводим национальные праздники».


            В начале лета, по окончании посевных работ, во все районах и городах Татарстана проходит  национальный праздник Сабантуй. Но, в отличие от других мест, в Кайбицком районе этот праздник посвящают своему земляку, Шакуру Рахимову, и в честь него же приз вручают не лучшему батыру, отличившемуся в национальной борьбе, а победителю конных скачек.
            Родом он из села Чутеево, расположенного в Кайбицком районе Татарстана и граничащего с Чувашией. За шайкой Шакура в двадцатых годах охотилась целая армия советских милиционеров. И хотя в документах МВД республики и значилось, что "...на территории Татарской, Чувашской АССР, Ульяновской и Нижегородской губерний терроризировала население банда уголовников во главе с атаманом Шакуром Рахимовым по кличке Карак", однако в народе его считают кем-то вроде Робин Гуда.

 
            Много легенд ходит в народе о местном Робин Гуде - Шакуре Рахимове.  Вот одна из них.
            Жил в Чуваш Чутеево некто Василий Краснов. Имел мельницу, маслобойку и магазин. Сделал мостовую по центру улицы. В общем, был зажиточным и знаменитым по всей округе купцом. Шакур Рахимов с Василием был в добрых отношениях, частенько заезжал он к нему погостить. Так у этого Василия Краснова лошадей-то хватало. Ну вот Шакуру понравился один конь. Он и говорит: «Продай, Вася, коня, не то украду в течении месяца». А Василий: «Нет, Шакур! Этот конь мне самому очень нравится и ни за какие деньги я его не продам». В общем, поспорили. И Василий начал сам лично караулить конюшню по ночам. Сидит, ходит вокруг да около у ворот конюшни. Уже месяц почти проходит, все тишина. Как обычно, после ночной прилег поспать, да тут сыновья шум подняли: "Караул!.. Рысака нет!!!" Выбегает Василий во двор, смотрит, амбарный огромный замок висит на месте; открыл, а коня нет. Работнички Шакура Карака сделали подкоп сзади конюшни в рост лошади. Обули валенки коню и вывели его.
             В общем, проиграл Василий спор. Встретились они с Шакуром, оформили купчую как положено.
            «Шакур был очень справедливым, - вспоминают старожилы. Он крал только у богатых и помогал бедным. Но бывало и так: украдет у кого-то коня, а человек придет к Шакуру и докажет, что это его конь. Если лошадь узнает в пришельце хозяина, вор без разговоров вернет животное».
            Гербов или гербовидных эмблем ни  Кайбицкий район, ни его населенные пункты никогда ранее не имели. Но не легендарный Шакур Рахимов стал символом Кайбицкого района в XXI веке, а кайбицкие дубравы.
           Дуб – традиционный символ долголетия, твёрдости, благородства, отваги, стойкости.

                                                                    РЕКА УЛЁМА                                             


            По преданиям, на месте, где сегодня расположена деревня Малые Кайбицы, основалась одна семья, главу которой звали Хайбуч (в гербе его символизирует могучий ствол дуба). При рождении каждого из трех сыновей (расходящийся натрое ствол дуба) Хайбуч давал ему свое имя, различая сыновей как старший, средний и маленький. Повзрослев, старшие сын обосновался на землях села Большие Кайбицы, а самый маленький остался жить с отцом. Отсюда и название Малые Кайбицы.
            Изображение дуба с разделяющимся на три части стволом и одной общей кроной также говорит о многонациональном составе местного населения: русские, чуваши и татары мирно живут и плодотворно трудятся на Кайбицкой земле. Кроме того, крона дуба в гербе напоминает своими очертаниями карту района, придавая композиции свой особенный облик.
            Основой экономики района является сельскохозяйственное производство. В гербе района это отражено с помощью цветовой гаммы:
зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста, возрождения;
золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения;
серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

 
Сельские поселения

Багаевское сельское поселение
Большекайбицкое сельское поселение
Большеподберезинское сельское поселение
Большерусаковское сельское поселение
Бурундуковское сельское поселение
Кулангинское сельское поселение
Кушманское сельское поселение
Маломеминское сельское поселение
Молькеевское сельское поселение
Муралинское сельское поселение
Надеждинское сельское поселение
Старотябердинское сельское поселение
Ульянковское сельское поселение
Федоровское сельское поселение
Хозесановское сельское поселение
Чутеевское сельское поселение
Эбалаковское сельское поселение
 

ФЛАГ И ГЕРБ РАЙОНА
Геральдическое описание герба Кайбицкого муниципального района гласит: «В серебряном поле на зелёном холме дуб с золотым расходящимся натрое стволом и зелёной листвой с золотыми желудями».
Обоснование символики герба Кайбицкого муниципального района.
В гербе отражено основное достояние Кайбицкого района – его природа. Кайбицкий район давно известен своими дубравами.
Дуб – традиционный символ долголетия, твёрдости, благородства, отваги, стойкости. Символика дуба в гербе многозначна.
По преданиям, на месте,где расположена деревня Малые Кайбицы основалась одна семья, главу которой звали Хайбуч (в гербе это могучий ствол дуба). При рождении каждого из трех сыновей (расходящийся натрое ствол дуба)Хайбуч давал свое имя, различая сыновей как старший, средний и маленький. Повзрослев, старшие сын обосновался на землях села Большие Кайбицы, а самый маленький остался жить с отцом. Отсюда и название Малые Кайбицы.
Изображение дуба с тремя ветвями ствола и одной общей кроной говорит о многонациональном составе местного населения: русские, чуваши и татары мирно живут и плодотворно трудятся на Кайбицкой земле. Кроме того, крона дуба в гербе напоминает своими очертаниями карту района, придавая композиции свой особенный облик.
Основой экономики района является сельскохозяйственное производство. В гербе района это отражено с помощью цветовой гаммы: зелёным цветом, серебром и золотом.
Зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста, возрождения.
Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения.
Серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Авторская группа:
Разработка герба произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Галина Русанова (Москва).
 
Описание флага Кайбицкого муниципального района: 
«Флаг Кайбицкого района представляет прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, разделённое по горизонтали на две неравновеликих полосы – белую и зелёную в соотношении 2:1, с изображением стоящего на зеленой полосе дуба с жёлтым расходящимся натрое стволом и зеленой кроной с желтыми желудями». 
Обоснование символики флага Кайбицкого муниципального района. 
Флаг Кайбицкого района разработан на основе герба района, который отражает основное достояние Кайбицкого района – его природу. Кайбицкий район давно известен своими дубравами. 
Дуб – традиционный символ долголетия, твёрдости, благородства, отваги, стойкости. Символика дуба в гербе многозначна.
По преданиям, на месте,где расположена деревня Малые Кайбицы основалась одна семья, главу которой звали Хайбуч (в гербе это могучий ствол дуба). При рождении каждого из трех сыновей (расходящийся натрое ствол дуба) Хайбуч давал свое имя, различая сыновей как старший, средний и маленький. Повзрослев, старшие сын обосновался на землях села Большие Кайбицы, а самый маленький остался жить с отцом. Отсюда и название Малые Кайбицы. 
Изображение дуба с тремя ветвями ствола и одной общей кроной говорит о многонациональном составе местного населения: русские, чуваши и татары мирно живут и плодотворно трудятся на Кайбицкой земле. Кроме того, крона дуба в гербе напоминает своими очертаниями карту района, придавая композиции свой особенный облик. 
Основой экономики района является сельскохозяйственное производство. В гербе района это отражено с помощью цветовой гаммы: зелёным цветом, серебром и золотом. 
Зелёный цвет – символ природы, здоровья, жизненного роста, возрождения. 
Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения. 
Серебро – символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. 
Авторская группа: 
Разработка флага произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Галина Русанова (Москва).
 
  
Промышленность района представлена предприятиями:

ГУ «Кайбицкий лесхоз»;
ОАО «Кайбицкий рыбхоз»;
ОАО «Кайбицыагрохимсервис»;
Кайбицкое райпо;
Кулангинский маслодельно-молочный завод (филиал ОАО «Вамин Татарстан»);
ОАО «Кулангинское хлебоприёмное предприятие».
 
Отрасли сельского хозяйства:

растениеводство;
мясо-молочное скотоводство;
свиноводство;
овцеводство.
В районе возделываются яровая пшеница, озимая рожь, ячмень, овёс, гречиха, горох.
 
Крупные сельскохозяйственные организации:

Агрофирма «Золотой колос»,
Агрофирма «Кубня»;
ООО «Золотая нива».
В районе издаётся газета «Кайбыч Таңнары» на татарском языке и её переведённое издание «Кайбицкие зори».

 

_____________________________________________________________________________________________________________
 
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
http://kaybici.tatarstan.ru/
http://www.kaibicy.ru
http://www.tatarnews.ru/

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.