Древний курган Шолом, село Балымеры


БАЛЫМЕРЫ (Балымер) - Село в Спасском р-не, на берегу Куйбышевского вдхр., в 20 км к Ю. от г.Болгар. 
На 2000 — 184 жит. (русские). 
Полеводство, мол. скот-во. Нач. школа, клуб, б-ка. 
Поселения на месте современного села известно с периода Волжской Булгарии. Русские поселились во 2-й пол. 17 в. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян (б. крепостные князей Баратаевых). 
Близ Балымер находится Балымерский археологический комплекс (Балымерское городище), известный как древний курган Шолом!

                                       

                                                   Балымеры, Спасский район

Занимались земледелием, разведением скота, заготовкой сырья для поташных з-дов. В нач. 20 в. в Б. функционировали земская школа, кр. паровая мельница (существовала с 1874), 3 ветряные мельницы, кузница, крупообдирка, 4 мелочные лавки; действовала пристань. В этот период земельный надел сел. общины составлял 336 дес. 
До 1920 село относилось к Трёх-Озёрской вол. Спасского у. Казанской губ. 
С 1920 в составе Спасского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в Спасском (в 1935-91 — Куйбышевский) р-не. 
Число жит.: в 1782 — 47 душ муж. пола; в 1859 — 539, в 1897 — 890, в 1908 — 1085, в 1920 — 1690, в 1926 — 1379, в 1938 — 936, в 1949 — 644, в 1958 — 548, в 1970 — 405, в 1979 — 271, в 1989 — 171 чел. 

                                    Балымеры, река Волга

БАЛЫМЕРСКОЕ ГОРОДИЩЕ
Балымер — город Волжско-Камской Булгарии. В источниках также встречается название этого города Балыматы: «А Балыматы от Болгар тех яко 20 поприщь» .
Балымерское городище сохранилось до настоящего времени, расположено на южной окраине села и занимает примерно 3,5 га. Балымерское городище соединено земляным валом с укрепленным замком или крепостницей - Маклашеевским II городищем и наблюдательным пунктом на мысу с одной стороны и сторожевой заставой на месте более древнего городища «Шолом». За валом находились жилые и хозяйственные постройки посада и ремесленные усадьбы. Протянувшаяся на несколько километров, поселенческая агломерация была, очевидно, важным торговым центром этого района. Свидетельством тому являются соответствующие находки, которые были сделаны в этом районе. Существует точка зрения, что в основе Балымерского городища лежит «крупный поселок, имевший значение племенного центра близлежащих городецких поселений», превращенный в результате его захвата булгарами в небольшой феодальный город.
Решение о принятии на государственную охрану содержится в постановлении Совета Министров ТАССР от 30 октября 1959 года. Этим же постановлением поставлено на охрану Балымерское городище II, которое датируется IV-VII вв. и располагается в 3 км северо-западнее с.Балымеры.

                                                 древнее городище, курган Шолом

ЗАГАДОЧНЫЙ ШОЛОМ
Загадочный Шолом – древнейшее праславянское святилище и булгарский город Балымат, принадлежавший русскому князю.
Этот холм на берегу Волги в деревне Балымеры поражает своей необычайной энергетикой и загадочностью. Мало того, что мы потеряли на целый час во время спуска к Волге двух очаровательных спутниц (хотя спрятаться там негде) и с трудом их потом нашли (они утверждали, что гуляли в пределах видимости), но и испытали какое-то необъяснимое желание вновь и вновь взбираться на вершину кургана и, всматриваясь в бескрайнюю Волжскую даль, поднимать к небу руки и вдыхать насыщенный влагой воздух, пропитанный душистым ароматом буйно цветущих трав… 

                                       памятник археологии

За последние 150 лет в окрестностях Балымер археологи обнаружили много разнообразных курганов, относящихся к разным столетиям, что еще более подчеркивает сакральный характер данной местности. Как пишет казанский историк и археолог Искандер Измайлов: «курганы располагались группой, состоящей из 25 насыпей, которые находились на расстоянии 1 версты к СЗ от деревни Балымер (по дореволюционному написанию - Булымер) на берегу Волги на высокой террасе, поросшей дубовым лесом… Всего в разные годы было исследовано 15 насыпей. Курганы имели куполообразную форму, высотой не более 0.7-0.9 м и шириной от 6.3 до 8.5 м».

                                     курган Шелом, древнее святилище

Однако самым крупным, с давних пор привлекавшим внимание не только археологов, но и кладоискателей, местных жителей и просто любителей старины, был курган Шелом – Шолом. Еще в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1890-1907) указывалось: «Шелом, курган в Казанской губернии - так называется большая насыпь или курган, вышиной до 10 саженей и в окружности до 200 саженей, на левом берегу реки Волги, близ села Болымера, в Спасском уезде Казанской губернии, на месте, как предполагают, древнего булгарского города Болымата. Много ям — следов деятельности кладоискателей. Предание говорит, что сбоку насыпи прежде виден был проход с железными дверями. Вблизи Шелома в 1862 г., при распахивании, был найден горшок с древними монетами четырех арабских халифов. Часть этой находки досталась известному казанскому археологу А.Ф.Лихачеву и впоследствии поступила в казанский городской музей».

                                 Волга, вид с древнего кургана

А Михаил Суперанский в книге «Симбирск и его прошлое» (1894) писал: «Щучьи горы, то зеленые, то желтые, тянутся длинною цепью, а деревня Балымер, стоящая на развалинах древнего болгарского города Балымата, от которого и следа не осталось, жмется к обрывам гор. Здесь около берега есть громадная насыпь, уже прорытая искателями кладов, и потому чернеющая своими ямами. Этот курган называется «Шелом», и предание говорит, что здесь где-то существуют железные двери, ведущие в потаенные камеры, где сложены несметные богатства». 
Легенда о сокровищах Шолома не только передавалась устно от поколения к поколению. Сто лет назад в Санкт-Петербурге была выпущена 22-томная книга "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества". В ней упоминается огромная насыпь в селе Балымеры (вышиной - более 10, в окружности - около 415 метров) и народное предание о том, что в боку этого кургана раньше был проход и железные двери, за которыми будто бы зарыты вывезенные из столицы Булгарского царства сокровища. Охотники до чудес и кладов издавна интересовались Шоломом и находили в Балымерах разные древние вещи и монеты. Книга упоминает лишь об одном кладе, найденном осенью 1862 года при распахивании межи: это был глиняный сосуд, наполненный монетами, которые стали вскоре достоянием известного казанского ценителя древностей А. Лихачева».

                                           Куйбышевское водохранилище

Мифы древнего Шолома
Шолом в Спасском районе - не еврейское приветствие и не шлем древнерусского воина. Это таинственный курган в селе Балымеры на обрывистом волжском берегу. Название ему дали местные жители: Шолом на старорусском языке означает холм, курган, возвышенность. История возникновения балымерского кургана многие века была окутана тайной, и до сих пор мифы о нем будоражат сознание живущих в округе людей...

                                  языческое святилище,  место силы

Сокровища  булгарских ханов.
Еще в детстве мы страстно обсуждали с мальчишками легенду, ходившую среди жителей Трех Озер. Будто бы существует подземный ход, соединяющий Болгары с Балымерами и проходящий под трехозерской Христо-Рождественской церковью. В дни монгольского нашествия, гласила молва, булгарские ханы во время осады города вынесли через этот ход свои сокровища и схоронили их внутри высокого холма на берегу Волги у городка Булымер. С тех пор сокровища эти никто не видел, но во все века кладоискатели настойчиво рыли на Шоломе ямы в надежде их найти. И находили - кости, осколки древней посуды, украшения, что еще больше подогревало слухи о ханских сокровищах.

Миф был настолько живуч, что замурованный северный край огромного Балымерского оврага мы всерьез считали окончанием подземного хода из Болгар. И даже собирались докопаться до него. Позже лишь мы узнали, что бетонные плиты просто удерживали овраг от дальнейшего разрастания, а не закрывали древний подземный ход.

Легенда о сокровищах не только передавалась устно от поколения к поколению. Сто лет назад в Санкт-Петербурге была выпущена 22-томная книга "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества". В ней упоминается огромная насыпь в селе Балымеры (вышиной - более 10, в окружности - около 415 метров) и народное предание о том, что в боку этого кургана раньше был проход и железные двери, за которыми будто бы зарыты вывезенные из столицы Булгарского царства сокровища. Охотники до чудес и кладов издавна интересовались Шоломом и находили в Балымерах разные древние вещи и монеты. Книга упоминает лишь об одном кладе, найденном осенью 1862 года при распахивании межи: это был глиняный сосуд, наполненный монетами, которые стали вскоре достоянием известного казанского ценителя древностей А. Лихачева.

                                    земля древней Булгарии

Булюмар - правитель гуннов.
Название села - Балымеры - имеет тюркскую основу и встречается в летописях глубокого прошлого. Историки утверждают, что еще в 329 году в Среднее Поволжье пришли гунны, которых возглавлял Булюмар (в греческих источниках его называли Белемер). В течение тридцати лет он был правителем местных племен. Но в 360 году на Волге выдалась суровая зима - от морозов трескались деревья и падали на лету птицы. А следом началась засуха и страшный голод, вынудивший гуннов идти дальше на запад. Булюмар дал первый толчок Великому переселению народов и основал Гуннскую державу, достигшую своего могущества при его великом правнуке Аттиле.

Несколько столетий спустя одна из столиц Волжской Булгарии - город Биляр - в арабских летописях носила название Булямар. А булгары именем Булымер называли столицу северо-восточной Руси - город Владимир. Наконец, еще двести лет назад место нынешнего села на картах обозначалось тем же названием - Булымер, сохранившимся, видимо, от находящегося здесь некогда булгарского поселения. А может быть - от русских переселенцев, пришедших сюда после завоевания Казанского ханства из-под города Владимира. Сто лет назад село называлось Болымеры, затем Балымер и, наконец, как сегодня - Балымеры.

Еще одно подтверждение тому, что название это произошло от древнего имени, можно найти у русского историка Петра Рычкова. Более двух столетий назад он записал предание о сокровищах хана Булумера, услышанное им от престарелого жителя Билярска. Будто бы в развалинах города Булумера стояла огромная башня, под которой в древности местный правитель построил подземную палату, где хранил все свои сокровища. Они и поныне лежат там, но взять их мешают волшебные заклинания. Все, кто пытался сделать под башню подкоп, видели у входа в палату прикованную цепью ужасную черную собаку. Она с яростью кидалась на кладоискателей, и те возвращались домой, лишившись чувств и разума. Старик рассказывал, что все это находится в пригороде Билярска, но Рычков нашел на том месте лишь пустоту и развалины.
Легенда, поведанная известным историком, многим тоже не давала покоя: а вдруг эта палата с сокровищами находится внутри балымерского кургана?

                                                  река Волга, Татарстан

Могила знатного руса.
В конце 1980-х петербургский ученый Александр Юрченко организовал экспедицию "Сафир" по пути Ахмеда ибн-Фадлана, побывавшего в наших краях в 922 году с посольством от багдадского халифа. В своих записках ибн-Фадлан красочно описал обряд похорон знатного руса, прибывшего в Булгар по торговым делам. Юрченко считал, что балымерский Шолом как раз может быть тем самым курганом, насыпанным над древней могилой, об этом летом 1989 года он сообщил мне в письме и попросил быть проводником, когда экспедиция прибудет в Спасский район.
Похороны руса, описанные в летописи ибн-Фадлана, потрясают воображение. Все происходило на берегу Волги. Корабль руса вытащили из воды и установили на деревянный помост. На палубе соорудили большой шалаш, покрыли его тканями, а внутри на парчовых матрацах и подушках посадили наряженный труп умершего купца. Вокруг разложили еду, оружие, цветы. На глазах собравшихся со всей округи людей убили собаку, двух лошадей, двух, коров, петуха с курицей и разбросали их останки по палубе. Затем в шалаш вошла девушка, решившая добровольно умереть со своим господином. Несколько мужчин изнасиловали ее рядом с трупом. Потом они держали ее за руки и ноги, а страшная старуха, называемая ангелом смерти, со всей силой втыкала в тело девушки огромный кинжал, пока она не умерла. Корабль обложили дровами и подожгли. Менее чем через час на этом месте осталась гора золы и пепла. Над ней навалили большой земляной холм, а в центре установили высокое бревно, на котором написали имя умершего купца и имя царя русов...
Вот это захоронение историк А. Юрченко и отождествлял, предположительно, с курганом Шолом. В конце августа 1989 года экспедиция на двух КамАЗах приехала в Три Озера, а затем мы вместе отправились в Балымеры. Один из участников экспедиции нарядился в восточные одежды и, взобравшись на вершину Шолома, изображал Ахмеда ибн-Фадлана. Эти кадры вошли в отснятый во время путешествия фильм, в котором Шолом фигурирует как курган над древней могилой знатного купца русов.

Споры археологов.
Среди археологов между тем тоже шли споры. Еще в 1877 году С. Шпилевский в своей книге "Древние города и другие булгаро-татарские памятники Казанской губернии" сослался на свидетельство Мельникова, побывавшего на Шоломе в 1858 году и увидевшего на нем несколько ям, вырытых кладоискателями. Размеры холма с тех пор значительно уменьшились. В начале XX века у подножия Шолома образовались два оврага, которые соединились между собой и отрезали холм от берега. Они уничтожили также южный, восточный и северный склоны Шолома и сильно повредили центральную часть насыпи. В 1913 году местное земство вело нивелировку местности, в результате чего в овраг была сброшена вершина холма. Спустя 12 лет, в 1925 году, В. Смолин провел на Шоломе первые археологические раскопки, обнаружил остатки больших деревянных конструкций и около 30 кострищ, в которых найдены железное шило, миниатюрный глиняный горшок, янтарная привеска, кости животных и рыб. Именно Смолин впервые определил Шолом как жертвенное место, но не смог это убедительно доказать. В последующую четверть века среди историков и археологов установилось мнение, связывающее балымерский холм с погребальным комплексом древних русов. Об этом писал в 1952 году известный в наших краях исследователь А. Смирнов в книге "Волжские булгары", которая, видимо, была главным аргументом и для упоминаемого выше историка А. Юрченко.
Однако уже в 1954 году в Балымерах побывала Куйбышевская археологическая экспедиция, и Б. Жиромский подробно описал результаты раскопок, аргументировано обосновав при этом, что на Шоломе в VI-X веках существовало древнее родовое языческое святилище, где местные племена совершали жертвоприношения своим богам.

                                   Шолом,  аномальная зона

Пляски на костях.
Сооружение родового святилища Б. Жиромский связывает с переселением племен "послегородецкой культуры" с правого на левый берег Волги и вытеснением ими местных племен. Построено оно было на крутом речном обрыве высотой 45 метров. На выбранной ровной площадке по указанию старейшин были разложены огромные костры, в которых сожгли части домашних животных и рыб. Во время обряда язычники бросали в огонь посуду и другую домашнюю утварь. Через некоторое время на этом месте установили несколько деревянных срубов, соединенных между собой в единую систему. (Высота срубов - около 3 метров, сами они представляли квадраты со сторонами более 3 метров). Всю эту конструкцию слегка обожгли, засыпали землей и перекрыли толстым слоем глины. Затем в центральной части насыпи установили второй ярус деревянных срубов и тоже завалили его землей и глиной. И, наконец, на вершине искусственного холма поставили деревянное строение, в котором установили статую главного своего божества и фигурки второстепенных божков, символизирующих различные природные стихии.
Со стороны Волги у подножия святилища располагался жертвенник - углубленная почти на полметра яма диаметром около 15 метров. Здесь разводили большие костры, в которых сжигались многочисленные жертвоприношения. Происходило это в определенные дни, чаще после сбора урожая. Большие толпы людей собирались со всей округи. Все приносили с собой дары божеству, покровительствующему земледелию, рыболовству и охоте. В огонь во время празднества летели необмолоченные снопы пшеницы, зерно, зрелые желуди, а также орудия труда - железные ножи, серпы, жернова, пряслица и зернотерки. Одновременно приносились и кровавые жертвы, для чего на Шолом пригоняли и здесь же убивали коров, овец, лошадей, свиней и гусей. Охотники приносили туши убитых диких животных - лосей, бобров и зайцев. Рыбаки доставляли к святилищу выловленную в Волге в основном крупную рыбу - осетров, белуг, севрюг, стерлядей, в меньшей степени - судаков, сомов, сазанов, лещей и щук.

Языческий молебен на Шоломе переходил в пиршество. Люди ели мясо жертвенных животных, выпеченный здесь же хлеб, сваренную рыбу и кашу. Все это запивалось хмельными напитками из меда. Глиняную посуду после еды разбивали и бросали в костер. Туда же летели глиняные фигурки людей и животных, и даже большие куски мяса. Сопровождалось пиршество ритуальными песнями и плясками. Иногда эта языческая оргия растягивалась на несколько дней. Затем люди расходились по своим селениям, а в святилище оставались лишь служители культа и вооруженная охрана.

Гибель святилища.
Пришедшие на Среднюю Волгу булгары своей более высокой организацией подавили местные племена. Хотя именно от них пришельцы переняли высокую земледельческую культуру. За несколько веков совместного существования разные народы притерлись друг к другу, но камнем преткновения оставалась религия. В X веке культовый конфликт перерос в вооруженную борьбу. В 922 году Волжская Булгария официально приняла ислам и начала насильно насаждать его среди местных племен. Жители города Сувара и его окрестностей воспротивились этому с оружием в руках. Противники ислама, в конце концов, были вынуждены уйти в леса на правый берег Волги. А оставшиеся языческие племена еще немалое время тайно свершали обряды жертвоприношения на своих родовых святилищах.

Видимо, в разгар вооруженного конфликта за установление единой веры исламские воины булгарского правителя подступили к Шолому. Его к тому времени окружал глубокий ров, но он не стал большим препятствием для хорошо вооруженного отряда. Немногочисленная охрана святилища была перебита, а обиталище языческого божества сожжено дотла. Во время этого грандиозного пожара сгорели также все срубы верхнего яруса святилища.
Культовое место было разрушено, но не уничтожено. Еще почти сто лет здесь тайно собирались язычники, рыли жертвенные ямы, разводили в них костры, свершали свои ритуалы, а затем закапывали все землей, чтобы не давать властям повода для преследования. В каждой из этих многочисленных жертвенных ям археологи находили кости, орудия труда, посуду, украшения. После XI века место это было заброшено, а память о Шоломе предана забвению...
Еще несколько десятилетий назад ученые пришли к выводу, что Шолом является уникальным археологическим памятником Среднего Поволжья. Это древнее культовое место может дать очень ценные сведения о живших здесь некогда народах. И поэтому археологи призывали принять срочные меры для более тщательного исследования Шолома, опасаясь, что остатки его могут быть уничтожены уже в ближайшем будущем. Увы, они оказались правы. Каждый год волжский обрыв рушится, и метр за метром съедает древнюю святыню. Двадцать первый век Шолом, видимо, уже не переживет.

А мне все еще верится, что найдутся в стране энтузиасты, которые восстановят первоначальный облик жертвенного святилища и устроят на Шоломе уникальный музей под открытым небом. Для этого нужно не так уж и много средств. Все чертежи этого строения можно восстановить по материалам Б. Жиромского и дополнительным исследованиям археологов.
А в моей душе навсегда переплелись все известные мифы древнего Шолома...
Я бью челом 
Тебе, Шолом...
На склоне дня 
Впусти меня!
Лишь солнца луч
Коснётся туч -
Ты мне доверь
Входную дверь.
В тени лампад
Открой свой клад
Внутри горы,
И пусть миры
Иных эпох,
Как смертный бог,
Воскреснут тут
И оживут...
Железный звон
Со всех сторон,
Крутой овраг, 
Последний шаг
Наперекор,
В живой костёр, 
Где смерть и страх
Низводят в прах
На жертву лжи...
Шолом, скажи,
Не я ли в том
Огне святом
Под свистом стрел
Уже сгорел?
Не я ли тот
Последний счёт
Слепым мечтам
И небесам?
Неси меня
На склоне дня 
В тисках оков
Во тьму веков,
И там, в глуши
Живой души
Моим теплом
Живи, шолом!

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Автор статьи: Николай Марянин
http://www.ite.antat.ru/
http://www.bolgar.info/
http://www.geocaching.su/
фото группа Вконтакте Балымеры, Александр Ханович, Борис Иванов,  Николай Кузьмин, 

ВложениеРазмер
Balymer.jpg42.55 КБ
Balymer (1).jpg47.71 КБ
Balymer (2).jpg68.95 КБ
Balymer (3).jpg56.84 КБ
Balymer (4).jpg115.13 КБ
Balymer (5).jpg49.69 КБ
Balymer (6).jpg91.3 КБ
Balymer (7).jpg100.3 КБ
Balymer (8).jpg78.2 КБ
Balymer (9).jpg38.34 КБ
Balymer (10).jpg38.88 КБ
Balymer (11).JPG27.02 КБ
аватар: Кэп

для Космопоиска...

вот интересное место - МЕСТО СИЛЫ!

про этот курган - святилище ходит много легенд, слухов и преданий!

явный кандидат на посещение и исследование!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.