Священные рощи Нижегородской области


Как мы уже рассказывали в наших статьях – северо-восток Нижегородской области (НГО) в древности был заселен марийцами. И ныне во многих этих районах есть марийское население – это Тоншаевский, Воскресенский, Тонкинский, Шарангский и другие районы НГО.
Места компактного проживания народа мари сопровождаются священными рощами, которые в основной массе расположены в междуречье Ветлуги и Керженца – в огромном лесном массиве Заволжья.
До сих пор в некоторых рощах проводятся языческие обряды, а другие рощи взяты под охрану как памятники природы НГО.
Также сохранились и священные деревья, которые почитались местным населением на протяжении сотен лет, и не только марийцами, но и мордвой, татарами и русскими.

 

 

В Нижегородской области много памятников природы, есть среди них почитаемые и уникальные деревья, есть исторические аллеи, сохранились даже священные рощи и почитаемые деревья, как правило, живших в этих краях народов мари (марийцы) и мордвы (эрзя).
Про некоторые священные деревья мы уже рассказывали в наших статьях, в частности, про урочища у реки Юронги, про священные деревья у Васильсурска, про языческие рощи Тоншаевского района.

ОТДЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ДЕРЕВЬЯ  НГО – СМОТРИ ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ - ТУТ!

 

Далее перечень священных марийских рощ в Нижегородской области.

 

ВОРОТЫНСКИЙ РАЙОН

1. Марийская священная роща Цепельская. В 0,4 км к юго-вост. от

р.п. Васильсурск. 0,4 га. Водораздельная дубрава с элементами липы и берёзы на склоне оврага с южной экспозицией. Имеются дубы до 130 лет. На южной окраине рощи священный родник Супротивный Ключ. Действующая, посвящена богу Кугу-Юмо и почитается как одно из важнейших святилищ горных мари. Ключ почитается также русскими и чувашами. День праздника в роще - 10 сентября. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Роща описана этнографом

Н.Н. Оглоблиным (1909). Землепользователь - Михайловский лесхоз. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

 

2. Марийская священная роща Арпынгель. На юго-вост. окраине

с. Хмелёвка в излучине р. Арпынгель у водокачки. 0,1 га. Заросли

ивы пепельной и бересклета бородавчатого. В травостое встречается

лунник оживающий (Красная книга России). Действующая. День праздника ­10 сентября. Значение - межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Земли адм.

р.п. Васильсурск. Памятник областного значения. Взят под охрану в

1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

 

3. Марийская священная сосна Хмелёвская.                                                                                     

В 20 м. от берега Волги на сев.-зап. окраине с. Хмелёвка. Выс. - 26 м., диаметр ствола - 0,8 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Земли адм. р.п. Васильсурск. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

4. Марийская священная сосна Цепельская. В р.п. Васильсурск в 20 м. к югу от дороги в с. Хмелёвка. Выс. - 28 м., диаметр ствола - 0,8 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Земли адм. р.п. Васильсурск. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

                                почитаемые сосна и береза Цепельские                                                                    
5. Марийская священная берёза Цепельская. В р.п. Васильсурск в 40 м. к югу от дороги в с. Хмелевка. Выс. - 22 м., диаметр ствола - 0,6 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Земли адм. р.п. Васильсурск. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

 

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ РАЙОН

1. Озеро Светлояр. Широко известное озеро, с которым связана легенда о граде Китеже, место традиционного паломничества русских православных христиан, старообрядцев. В этом качестве имеет общенациональное значение. 12 га. Охранная зона - 47 га. Место произрастания охраняемых растений. Расположено в 1 км к зап. от с. Владимирского. Земли администрации района. Памятник федерального значения (с 1999 года). Взят под охрану в 1965 году.

2. Озеро Нестиар. 29 га. Место произрастания охраняемых растений. С озером связана легенда о затонувшем монастыре. Почитаемое у православных христан района место. Расположено на зап. окраине

с. Нестиары. Земли Нестиарской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1976 году.

3. Марийская священная роща Апшатнерская.

В 0,5 км к сев. от д. Кузнец посреди поля слева от дороги на с. Б.Поле. 0,001 га. Сохранились четыре живых дерева - липа, две берёзы и ель 120-200 лет. Недействующая. Значение - общинное. Обряды отпускались жителями

д. Кузнец. Земли к/х им. Будённого. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1996 году.

 

Священный дуб Апшатнерский                                                                                                          

4. Марийская священная роща Юронгская. В 0,7 км к юго-вост. от

д. М.Юронга в левобережной пойме р. Юронги. 0,004 га. Березняки еловые приручьёвые с ольхой серой, с хвощём лесным, вейниковый, есть ели и берёзы до 200 лет. Действующая. Значение - общинное.

Земли Большепольской с/адм. Роща описана С. Троицким (1863). Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1996 году.

 

5. Марийская священная липа Апшатнерская.                                                                                       

В 1,5 км к юго-зап. от  с. Б.Поле по дороге на д.Кузнец в 60 м справа посреди поля. Bыс. - 23 м. Дерево почитают как целителя людей и скота, ему приносят подарки, если в деревне кто-то болеет - еду, корзинку с рогами. Значение ­общинное. Община д. Кузнец. Землепользователь - к/х им. Будённого. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1996 году.

 

4. Марийская священная лиственница Юронгская.

В сев.-зап. части д. М.Юронга позади усада Калягиных. Выс. - 25 м, старше 300 лет. Считается, что дерево "ворожит на погоду" и управляет ею. В случае неблагоприятной погоды дереву приносят подарок - еду. Значение ­общинное. Община д. М.Юронга. Земли Большепольской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1996 году.
 
                                                               Сосна в деревне Улангерь                                                  

ТОНКИНСКИЙ РАЙОН

1. Марийская священная роща Типаевская 1-я. Примыкает с сев.-зап. к

д. Типайки. 0,002 га. Молодой ольшатник. По наблюдениям населения, деревья погибают, достигнув 30 лет, их место занимают новые, причём деревья не выходят за пределы круга. Возобновление мощное. Обряды в роще не отпускаются, она имела родовое значение. Записаны легенды о скрытых в роще кладах, находка которых губительно сказывается на судьбе. Земли Вязовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

2. Марийская священная роща Типаевская 2-я. Примыкает с сев.- зап. к д. Типайки. 0,03 га. Осинник. Обряды в роще не отпускаются, она имела родовое значение. Земли Вязовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

3. Марийская священная роща Типаевская 3-я. В 0,7 км к вост. от юго-вост. окраины д. Типайки. 0,15 га. Ольшатник с несколькими пихтами. Обряды в роще не отпускаются, имела родовое значение. Земли Вязовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

4. Марийская священная роща Типаевская 4-я. В 0,5 км к юго-зап. от

д. Типайки. 0,3 га. Ольшатник. На северо-западном краю - небольшое озеро. Обряды в роще не отпускаются, имела родовое значение. Земли Вязовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

 

ТОНШАЕВСКИЙ РАЙОН

1. Марийская священная роща Одошнурская. В 1,3 км к сев. от

д. Б.Одошнур среди поля. 0,5 га. Бор наземно-вейниковый, бор осоковый, бор майниковый со снытью, имеются сосны, ели, берёзы, осины. Главное дерево - сосна 250 лет. Обряды в роще не отпускаются, она имела общинное значение, община д. Б.и М.Одошнур. Земли кооп/х "Одошнурский". Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

2. Марийская священная роща Енаевская. В 0,7 км к сев. от д. Енаево. 0,3 га. Обособленный участок пихтово-елового леса, окружённый луговиной на склоне с сев. экспозицией. Есть липы и берёзы. Обряды в роще не отпускаются, но остатки культовых принадлежностей целы. Значение - общинное, община д. Б.Куверба, Енаево, Трошонки, М.Куверба. Земли Большекувербовской с/адм. Памятник областного значения. Взят

под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

3. Марийская священная роща Кувербовская. В 0,5 км от д. Б.Куверба в окружении поля вблизи шоссе Куверба - Пижма. 0,4 га. Березняки пихтово-еловый разнотравный, пихтово-еловый с дубравными элементами, пихтово-еловый с рудеральными элементами. Две берёзы свыше 180 лет, одна из них - главное культовое дерево, 200-летний вяз. Роща известна как вдовья, женское место поминовения усопших. Известны рассказы о том, что в роще людям видятся ночью загадочные движущиеся огни, зимой

находят на снегу следы великана Кугу Енга. Межобщинное значение, роща известна тоншаевским марийцам, действующая. Земли Большекувербовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

4. Марийская священная роща Маяковская. В 0,5 км от д. Маяки к сев. Граничит с юга с заболоченным лугом, с севера с осинником, по другим сторонам с полем. 1,1 га. Почва избыточно увлажнена, в роще два ручья. Ельник черноольховый приручьёвый, березник еловый черноольховый. Есть ели и пихты до 180 лет. В центре - главное дерево - 200-летняя берёза с жертвенным дуплом. Действующая, связана с поклонением богам леса, ветра, дождя, в них участвовали все члены общины д. Маяки. Значение ­общинное. Земли Большекувербовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".


5. Марийская священная роща Ромачинская. В 1 км к юго-зап. от

д. Ромачи посреди поля на склоне с южн. экспозицией. 0,5 га. Ельник разнотравный, по периметру - древовидный можжевельник. Роща посвящена Ош Пондашу - канонизированному марийскому князю, правившему Поветлужьем в ХIV в. Действующая, значение - межобщинное, широко известна тоншаевским марийцам. Земли Увийской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

6. Марийская священная роща Селковская. В 0,5 км к югу от

д. Б.Селки на возвышенной точке поля. 0,2 га. Ельник

пихтово-липовый разнотравный, ельник пихтово-липовый с дубравными элементами. Посвящена духу леса Ате-Малахаю, действующая, значение рощи - общинное, община д. Б.Селки. Земли Увийской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

7. Марийская священная роща Шимбуйская. В 0,3 км к сев.-зап. от

д. Шимбуй посреди поля на склоне с юго-вост. экспозицией. 1,5 га. Пихтово-еловый лес со снытью. Поклонялись богам природы, сейчас обряды не отпускаются, значение рощи - общинное. Община д. Шимбуй. Земли Увийской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

8. Марийская священная роща Грозная. В 0,7 км к сев.-вост. от

д. Б.Ошкаты на 30-метровой горе Кереметкурык. 0,4 га. Ельник пихтово-еловый неморально-травянистый. Роще приписывается могучая сила, она посвящена богу солнца Кэц-Юмо, действующая, значение ­межобщинное, широко известна тоншаевским марийцам. Земли Ложкинской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

9. Марийская священная роща Дупляковская. В 0,5 км к сев.-вост. от

д. Дупляки посреди поля. 0,5 га. Березняк сукцессионный разнотравный. Действующая, значение - родовое. Земли Ложкинской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

10. Марийская священная роща Пеньковская 1-я. В 0,2 км к зап. от

д. Крутой посреди поля. 0,8 га. Ельник пихтово-липовый с дубравными элементами. Обряды в роще не отпускаются, её значение - родовое. Земли Ложкинской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в

1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

11. Марийская священная роща Пеньковская 2-я. В 0,3 км к юго-вост. от д. Крутой посреди поля у шоссе Тоншаево - Вякшенер. Березняк сукцессионный пихтово-еловый с дубравными элементами. Переувлажнена. Обряды в роще не отпускаются, значение - родовое. Земли Ложкинской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

12. Марийская священная роща Ошарская. В 2 км к зап. д. Ошары на краю тайги. 0,1 га. Березняк пихтово-еловый с дубравными элементами. В центре рощи - липа необычной формы 200 лет со стволом, укоренившимся в нескольких местах. Действующая. Значение - общинное, община д. Ошары. Земли Пижемского лесхоза. Памятник районного значения. Взят под охрану в 1997 году по инициативе КЭО "Китаврас".

13. Марийская священная липа в д. Горинцы. В 0,3 км к югу от

д. Горинцы среди поля, выс. - 35 м, старше 300 лет. Липе приносят подарки, считая, что она обеспечивает здоровье, благополучие людей,

исцеляет. Значение - межобщинное, известна тоншаевским марийцам. Земли фермера С.В. Козлова. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

14. Марийская священная липа в д. Маяки. На усаде Маяковых - третьего дома от центра по зап. стороне улицы, выс. - 30 м, старше 250 лет, есть дупло, используемое для приношения жертв. Считается, что обеспечивает здоровье и благополучие людей, исцеляет. Значение родовое. Земли Большекувербовской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

15. Марийская священная липа Ромачинская. В 0,2 км от д. Ромачи посреди поля. выс.- 20 м, около 125 лет. Считается, что исцеляет и бережёт от несчастий, липе приносятся подарки, в т.ч. деньги,

брать которые нельзя под страхом смерти. Значение - межобщинное, известна тоншаевским марийцам. Земли Увийской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

16. Марийская священная липа Ошарская. В д. Ошары, на главной улице, возле зап. порядка домов. Выс. - 20 м., 150 лет. Подарки липе приносятся весной, считается, что это оберегает от несчастий. Значение - родовое. Земли адм. р.п. Тоншаево. Памятник районного значения. Взят под охрану в 1997 году по инициативе КЭО "Китаврас".
 
 
17. Марийская священная берёза Пеньковская. На юго-зап. окраине

д. Крутой. Выс. - 7 м., 130 лет. Берёзе приносились подарки, что охраняло от несчастий. Значение - родовое. Земли Ложкинской с/адм. Памятник районного значения. Взят под охрану в 1997 году по инициативе КЭО "Китаврас".

18. Марийская священная липа Ошкатовская. На зап. окраине д. Б.Ошкаты. Выс. - 15 м, 250 лет. Липе приносились подарки, что охраняло от несчастий. Значение - родовое. Земли Ложкинской с/адм. Памятник районного значения. Взят под охрану в 1997 году по инициативе КЭО "Китаврас".

19. Марийское священное урочище Ошарское Поле. Участок, примыкающий к юго-зап. части поля у д. Ошары, в 2 км от деревни. Место произрастания старых, ныне погибших лип, имеющих от корней молодые побеги. Считалось, что принесённые сюда подарки дают счастье и удачливость в делах. Значение - общинное, община д. Ошары. Земли ТНВ "Кировское-Привалов и К". Памятник районного значения. Взят под

охрану в 1996 году по инициативе КЭО "Китаврас".

20. Марийская священная липа Колдыренская. В центре д. Колдырята на сев.-вост. стороне улицы. Выс. - 30 м., возраст - около 300 лет. Объект поклонения марийского населения, действующая. Значение ­родовое. Земли Увийской с/адм. Памятник районного значения. Взят под охрану в 2002 году по инициативе КЭО "Китаврас".

21. Марийское священное урочище Красноалександровское. В 300 м к югу от зап. окраины д. Кр.Александровское. 0,01 га. Осинник берёзовый. Недействующее. Значение - родовое. Земли Тоншаевского сельского лесхоза. Памятник районного значения. Взят под охрану в 2002 году по инициативе КЭО "Китаврас".

22. Марийская священная берёза Ромачинская. У 2-го дома от центра к юго-вост. по сев.-вост. стороне улицы д. Ромачи. Выс. - 20 м. Дереву приносит подарки марийское население, считая, что это способствует благополучию и здоровью. Действующая. Значение - родовое. Земли Уваийской с/адм. Памятник районного значения. Взят под охрану в

2002 году по инициативе КЭО "Китаврас".

23. Марийская священная ель Тоншаевская. В 150 м от южн. окраины р.п. Тоншаево (ул.Дружбы) на краю поля. Остаток существовашей до 1970-х годов священной рощи, которая была спилена. Место поклонения марийского населения. Недействующая. Значение - общинное. Земли СПК "Коммунар". Памятник районного значения. Взят под охрану в 2002 году по инициативе КЭО "Китаврас".

24. Марийская священная липа Чернотимофеевская. В центре урочища (б. деревня) Чернотимофеево. Выс. - 30 м. Дереву приносило подарки марийское население, считая, что это способствует благополучию и здоровью. Недейсвующая. Значение - родовое. Земли Шахунского агропромышленного техникума. Памятник районного значения. Взят под охрану в 2002 году по инициативе КЭО "Китаврас".

ШАРАНГСКИЙ РАЙОН

1. Марийская священная роща Козлянурская 1-я. В 0,5 км к сев. от

д. Козлянур посреди поля. 0,3 га. Пихтово-еловый лес с дубравными элементами. Посреди овраг с ельником приручьёвым. На поляне - четыре главных дерева - берёза, липа и две пихты, где ведётся жертвоприношение. Много культовых принадлежностей. Значение ­общинное, община д. Козлянур. Земли АО "Заря". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году. 

2. Марийская священная роща Козлянурская 2-я. В 1,5 км к сев. от

д. Козлянур посреди поля у оврага с ручьём. 0,3 га. Березняк разнотравный. Много поваленных деревьев. Действующая. Значение ­родовое. Земли АО "Заря". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

3. Марийская священная роща Заовражная. В 1 км к юго-вост. от

р.п. Шаранга посреди поля. 1,8 га. Типичный участок южной тайги, пихтовый ельник с дубравными элементами, пихтовый ельник разнотравно-снытевый, ельник приручьёвый. В середине овраг с пойменной растительностью. В роще по средам часто и регулярно отпускаются обряды, в ней большой жертвенник с кострищем, семейные очаги возле родовых деревьев. Поклоняюся богам, воплощающим силы природы: леса, солнца, зверей, птиц, дождя, ветра, цветов, Кугу-Юмо и Суртану. Межобщинное значение, известна шарангским и воскресенским марийцам. Земли к/х "Знамя труда". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

4. Марийская священная роща Шарангская. В 1 км к сев.-вост. от

р.п. Шаранга посреди поля, рядом с оврагом, на дне которого ручей. 1,5 га. Елово-берёзовый лес с дубравными элементами. Одно из главных святилищ нижегородских мари, почитаемое повсеместно. Многочисленные очаги, жертвенники, другие культовые принадлежности. По характеру культа сходно с Заовражным. Обряды отпускаются в пятницы регулярно и часто. Межобщинное значение, известна шарангским и воскресенским марийцам. Земли к/х "Знамя труда". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

5. Марийская священная роща Пайдушевская 1-я. В 1,2 км к сев.-вост. от д. Пайдушево посреди поля возле оврага. 0,3 га. Рощу составляют 14 деревьев - ели и одна берёза. Обряды в роще не отпускаются. Имела родовое значение. Земли АО им. Кирова. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

6. Марийская священная роща Пайдушевская 2-я. В 1 км к югу от

д. Пайдушево - огороженный забором участок пихтового ельника с дубравными элементами, окружённого полем. 0,1 га. В роще много культовых принадлежностей, очаги, вешала, она действующая. Значение ­общинное, община д. Пайдушево. Земли АО им.Кирова. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

7. Марийская священная роща Черномужская. В 0,8 км на сев.-зап. от

д. Черномуж внутри леса, прорезанного оврагами, на окраине родник, по оврагу течёт ручей. 0,3 га. Берёзово-еловый лес разнотравный, ельник приручьёвый. В роще отпускаются обряды, много культовых атрибутов. Значение - общинное, община д. Черномуж. Земли АО им. Кирова. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

8. Марийская священная роща Марсовская. В 0,1 км на сев.-вост. от

д. Марс посреди поля. 0,8 га. Ельник липово-пихтовый разнотравный со снытью. Главное культовое дерево - липа 300 лет с диаметром ствола 1,5 м, в роще есть культовые принадлежности, она действующая. Значение ­общинное, община д. Марс. Земли АО им.Кирова. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

9. Марийская священная роща Кушнурская 1-я. В 0,2 км к югу от

с. Кушнур посреди поля. 0,3 га. Осинник снытевый. В зап. части находятся лавочки и очаги, отпускаются обряды, в др. частях много ветроповала. Роща действующая. Значение - общинное, община с. Кушнур. Земли АО "Кушнурский". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

10. Марийская священная роща Кушнурская 2-я. В 0,5 км к сев.-зап. от

с. Кушнур посреди поля. 0,3 га. Липняк снытевый. Много упавших деревьев. Обряды не отпускаются. Значение - общинное, община с. Кушнур. Земли АО "Кушнурский". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

11. Марийская священная роща Большерудкинская 1-я. В 2,5 км к вост. от с. Б.Рудка посреди поля и луговины. 0,6 га. Ельник разнотравный, есть пихты, берёзы. Недействующая. Значение рощи - родовое. Земли АО

им. Ленина. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

12. Марийская священная роща Большерудкинская 2-я. В 1 км к юго-вост. от с. Б.Рудка посреди поля. 0,9 га. Ельник берёзово-пихтовый разнотравный с крапивой. 13 деревьев - 5 берёз, 5 елей, 3 пихты 150-200 лет. Недействующая. Значение - родовое, принадлежит роду Качмашевых. Земли АО им. Ленина. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

13. Марийская священная роща Большерудкинская 3-я. В 3 км к юго-зап. от с. Б.Рудка посреди поля, с сев.-зап. вплотную подходит просёлок. 0,01 га. 4 дерева - берёза, пихта и две ели 100-170 лет. Недействующая. Значение - родовое. Земли АО им. Ленина. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

14. Марийская священная роща Малорудкинская. В 2 км к сев.-зап. от

с. Б.Рудка в массиве леса - пихтового ельника кисличника и пихтового ельника с дубравными элементами. 0,2 га. Много культовых атрибутов ­жертвенник, вешала, очаги, деревянные крючья, огорожена жердевым забором. Действующая. Значение - общинное. Община сев. окраины

с. Б.Рудка. Земли АО им.Ленина. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

15. Марийская священная роща Семет. В 0,5 км к сев.-зап. от

д. Рудомучаж посреди поля возле подходящей с востока грунтовой дороги. 0,3 га. Елово-пихтовый лес разнотравный со снытью, ельник пихтово-липовый с дубравными элементами. Имеются пихты до 200 лет. Недействующая. Значение - родовое. Земли АО им. Ленина. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

16. Марийская священная роща Чуринская. В 0,5 км от с. Б.Устинское посреди поля на склоне с южн. экспозицией. 0,2 га. Ельник берёзово-пихтовый с дубравными элементами. В роще два жертвенника, культовые принадлежности. Действующая. Значение - общинное. Община

д. Чура. Земли АО "Устинское". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

17. Марийская священная роща Астанчургская 1-я. В 0,8 км к сев.-вост. от д. Астанчурга посреди поля. 1 га. Березняк елово-пихтово-липовый. В роще много культовых атрибутов - жертвенный помост, вешала с деревянными крючьями, скамьи, находящиеся в идеальном состоянии. Действующая. Значение - общинное. Община д. Астанчурга. Земли АО "Щенниковское". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

18. Марийская священная роща Астанчургская 2-я. В 0,6 км к вост. от

д. Астанчурга посреди поля. 0,3 га. Пихтово-еловый лес с дубравными элементами, пихтовый ельник приручьёвый. Недействующая. Значение ­родовое. Земли АО "Щенниковское". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году. 

19. Марийская священная роща Малоустанская. В 0,7 км к сев.-зап. от

д. М.Уста посреди поля. 0,2 га. Пихтовый лес с дубравными элементами. Недействующая. Значение - общинное. Община д. М.Уста. Земли АО "Щенниковское". Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

20. Марийская священная берёза в с. Большая Рудка. На усаде

ул. Свободы, 83. Выс. - 35 м, 200 лет. Покровитель рода, место принесения жертв и отпускания обрядов. Земли Большерудкинской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

21. Марийская священная берёза в с. Большая Рудка. На усаде

ул. Свободы, 100. Выс. - 35 м, старше 250 лет. Покровитель рода, место принесения жертв и отпускания обрядов. Земли Большерудкинской

с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе

КЭО "Китаврас" в 1994 году.

22. Марийская священная лиственница в с. Большая Рудка. Между домами по ул. Свободы, 71 и 73. Выс. - 25 м, старше 250 лет. С лиственницей связаны представления метеорологического характера - предсказывание погоды и влияние на неё. Значение - общинное. Земли Большерудкинской с/адм. Памятник областного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

23. Марийская священная роща Якшарма. В 1,5 км от с. Козлянур на высоком берегу р. Рудка. 0,8 га. Ельник разнотравный. Недействующая. Значение - родовое. Земли ООО "Нива". Памятник районного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 2000 году.

24. Марийская священная роща Макарковская. В 1 км к вост. от

д. Макарково. 0,5 га. Типичный участок южной тайги по оврагу ­пихтовый ельник разнотравно-снытевый, ельник приручьёвый. Недействующая. Значение - родовое. Земли ООО им. Кирова. Памятник районного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 2000 году.

25. Марийская священная роща Старая Малоустанская. В 0,2 км к юго-вост. от д. М.Уста. 0,4 га. Пихтово-еловый лес с дубравными элементами на берегу р. Усты. Недействующая. Значение - общинное. Земли ООО "Щенниковское". Памятник районного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 1994 году.

26. Марийская священная роща Качеевская. В 0.7 км к юго-зап. от

д. Качеево. 0,4 га. Ельник приручьёвый по оврагу, на дне которого

течёт р. Сучок. Недействующая. Значение - родовое. Земли ООО "Колос". Памятник районного значения. Взят под охрану по инициативе КЭО "Китаврас" в 2000 году.
 

 

 

Священные рощи марийцев и Супротивный ключ.                                               

На восточной границе Нижегородской области расположился один из красивейших уголков края древний город Васильсурск. Если вы едете из Нижнего, то добраться туда легче всего преодолев на пароме, отходящего от поселка Лысая гора, реку Сура, которая тут же впадает в Волгу. Выгодное месторасположение Васильсурска (как с военной и с энергической точки зрения), заметили обитавшие здесь марийцы еще в стародавние времена. Местность имеет славу климатического курорта и иногда в шутку называется "Волжской Швейцарией". На высоком холме, который возвышается над слиянием двух рек, до сих пор можно разглядеть остатки крепостных валов города Цепель. Предания сообщают, что город Цепель был богатым и хорошо укрепленным. В нем располагалось центральное для всех горных марийцев Святилище верховного божества Тун Ош Кугу Юмо. В переводе - Верховного Белого Великого Бога, который считался творцом этого мира. 
В 1722 году в городе побывал Петр I, он осмотрел дубовые рощи, раскинувшиеся на склонах горы, и приказал их охранять, что бы затем использовать для кораблестроения. Возможно, именно благодаря этому хозяйственному распоряжению и до наших дней дошли священные марийские рощи. Их вокруг Васильсурска две и обе находятся под защитой государства, и имеют статус государственных памятников природы регионального значения. 
Первая из них называется Арпынгель и находится на юго-восточной окраине села Хмелевки. Это площадь, приблизительно 0,2 гектара, поросшая ивами и кустарником, захламленная строительным мусором и старым оборудованием водокачки. Однако у горных марийцев роща считается межобщинным местом поклонения верховным божествам и силам природы.


Но более известной и считается Цепельская священная роща. По данным краеведа и этнографа начала прошлого века в Н.Оглоблина, следует, что именно эта дубрава считалась резиденцией верховного бога и была главным святилищем столицы горных мари Цепеля. Она и по сей день является главным местом поклонения всех горных мари. Роща находится примерно в полукилометре на юго-восток от окраины Васильсурска и занимает площадь 0,4 гектара. В роще можно встретить дубы возрастом до 130 лет, липы до 100 лет и березы до 120 лет. Их можно по праву считать потомками тех самых деревьев, которым поклонялись мари до прихода русских войск. Кроме того в рощах растет множество растений, занесенных в Красную Книгу. 
До сих пор, в Цепельской роще марийские карты (жрецы) совершают молебны и обращаются за помощью к Поро Ош Кугу Юмо, Мланде-Ава, Шочынава и другим божествам. Кстати марийцы, несмотря на длительное проживание среди христианского большинства, в очень большом количестве остаются приверженцами своей родовой религии. За это многие исследователи присвоили им своеобразный статус «последних язычников Европы». В ритуалах марийцев осуществляются четыре основных жертвоприношения: животных, хлеба, ритуальных платков и денег (отдаются непосредственно в руки картам). Цепельская священная роща одна из немногих, в которых осуществляются ночные моления. Наиболее многолюдным в Цепельской роще являются моления, совершаемые в ночь на 11 сентября. Почти в самом центре рощи находится еще одна из святынь - знаменитый Супротивный ключ. Он почитается не только язычниками, христиане также почитают его как Святой источник. Родник оборудован, установлены поклонные кресты, а ветки деревьев вокруг увешаны разноцветными ленточками. Видимо, название "Супротивный", родник получил за то, что его вода течет в сторону, противоположную от русел Волги и Суры. В воде можно заметить монеты, которые оставляют как жертвоприношение духу, обитающему в источнике.
Кроме того в округе произрастают три великовозрастных дерева, которые также почитаются у марийцев священными. Хмелевская священная сосна растет рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери в 20 метрах от берега Волги. Согласно некоторым данным, церковь была построена на месте древнего святилища. На западном берегу оврага, где протекает река Хмелевка, расположились сразу два священных дерева - Цепельская священная береза (более 130 лет) и Цепельская священная сосна (более 120 лет).
Адрес: Нижегородская обл., Воротынский р-н. поселок Васильсурск и село Хмелевка.


Координаты:56°07'37"N 46°02'54"E (Священная Цепельская роща)
Координаты:56°08'03"N 46°03'04"E (Священная роща Арпынгель)
Координаты:56°07'42"N 46°03'04"E (Супротивный ключ)
Координаты:56°08'20"N 46°02'18"E (Священная сосна Хмелевская)
Координаты:56°08'03"N 46°02'26"E (Священная сосна Цепельская)
Координаты:56°08'01"N 46°02'25"E (Священная береза Цепельская).

 

 

Край священных рощ (марийские рощи Тоншаевский район)
Одно из таких мест — Заветлужье, дальний лесной угол на стыке Нижегородской, Костромской и Кировской областей. Эта земля издавна обжита различными племенами волжско-финского происхождения. Считается, что из ныне живущих здесь народов первыми в междуречье Ветлуги и Вятки появились вытеснившие или ассимилировавшие мерю, удмуртов и других своих предшественников марийцы. Те, что в древнерусских летописях именовались черемисами, и что периодически на взаимовыгодной основе поддерживали то одного, то другого князя в междоусобной борьбе, а позже включились в непростые военно-дипломатические отношения Руси с Ордой. Они и в наши дни составляют значительную часть местного населения.

Почитаемые рощи были у каждой деревни, каждого рода, каждой семьи.
Дело в том, что кереметей в марийском мире было очень много, и все они имели разный уровень сакрального значения в жизни живущих здесь людей. Почитаемые рощи были у каждой деревни, у каждого рода, а священные почитаемые деревья были у каждой семьи. Были и общие рощи, священные места межобщинного значения — на несколько деревень. Размер их поэтому мог быть совершенно разным. Кроме того, имелись специальные рощи и деревья — для особых случаев. К одним ходили, чтобы просить здоровья, к другим — по поводу урожая, к третьим — только вдовы, к четвертым — только взрослые мужики, к пятым — только старейшины и жрецы, ну и так далее.
 
(Есть предание, что в этой роще возле деревни Ромачи похоронен Ош Пондаш — легендарный князь северных марийцев времен Ивана Грозного, воевавший с ним, а затем примирившийся и породнившийся после женитьбы на одной из родственниц царя. После смерти стал почитаемым божеством в Поветлужье)                          священные рощи Тоншаевского района

Сейчас какие-то из Божьих лесов остались стоять отдельными островками в полях, другие скрылись внутри новых лесных массивов. Строго говоря, действующая или хорошо сохранившаяся роща должна быть прямоугольной формы и строго ориентированной по сторонам света. Большие рощи выбирали карты, то есть марийские жрецы. Обходили приглянувшиеся места, ночевали в них — и боги наконец указывали, где быть священному лесу и очерчивали его границы. Вокруг деревья можно было рубить на любые хозяйственные нужды, что и делали довольно часто, но не всегда. А внутри ничего из растущего трогать было нельзя, даже для украшения и обустройства священного места и розжига ритуальных костров: все стройматериалы и дрова сюда приносили извне. Не то, что рубить, даже убирать упавшие естественным образом деревья запрещалось. Также, как ломать хворост, собирать грибы-ягоды, рвать цветы и косить траву.

священные рощи Тоншаевского района

 

(Роща Грозная, посвященная богу полуденного солнца Ош Кеце Юмо, широко известна среди марийцев даже за пределами Нижегородской области. В прошлом году 19 ноября там проходило всемарийское моление — приезжал главный карт из Йошкар-Олы. Роще приписывается могучая сила и с ней связаны особо строгие запреты, соблюдаемые до сих пор. Отсюда и название.

В рощу можно ходить только в белом обрядовом костюме)                                    

 

ИСТОРИИ СВЯЩЕННЫХ МЕСТ

Дуб из Княжьего Лога

В мордовских лесах на Алатырь реке есть древнее урочище Княжий лог – местные его знают. И стоит там аж с XIV века огромный дуб, который издавна прозвали Сатанинским. Не зря так прозвали: долгая, страшная и непонятная история у него. Расскажем о нем то, что известно из летописей, легенд, исторических трудов. 
Не станем вдаваться в историю княжеских междуусобиц на Руси в далеком XIV столетии, скажем главное. В упорной борьбе великокняжеский ярлык на московский престол получил малолетний Дмитрий, позднее получивший лрозвище Донской, а по соседству в Нижегородско Суздальском княжестве правили князья из рода Константиновичей, Было их трое, но в нашем рассказе фигурирует лишь средний из братьев – Дмитрий.
Осенней порой 1374 года на Алатырь реку пришла дружина княжича Ивана Дмитриевича, преследуя мордовское войско. Так далеко нижегородское войско прежде не заходило. Мордовцев частью побили, частью рассеяли, а в память о победе, как бы говоря: "здесь русские были", княжич посадил дубок.в том самом месте, которое потом прозвали Княжьим логом. С этого времени и начинается долгая и богатая событиями история Сатанинского дуба. 
То ли мордовские колдуны заговор на смерть сделали в отместку за поражение, то ли такова была судьба у Ивана Дмитриевича, но стал он первой жертвой Сатанинского дуба. Дело обстояло так: в 1377 году на Нижний Новгород двинулся ордой татарский царевич Арапша, шедший с берегов Лика и Аральского моря. Князь Дмитрий послал ему навстречу сильное войско под предводительством сына Ивана. Русская дружина встала на реке Пьяна и беспечно проводила время: воевода получил весть, что Арапша еще далече – где то в районе Донца. 
Стояла июльская жара – доспехи были свалены на телеги либо вовсе запакованы во вьюки, оружие тоже не было приготовлено к бою. Княжич, воевода и бояре предавались охотничьим забавам. Правда, скоро стали приходить тревожные донесения, но на них не обращали внимания. "Кто может встать против нас?" – говорили русичи и стали ездить в простом платье. Кроме того, в войске началось повальное пьянство. 
А мордовские князьки, знавшие в своих землях все тайные тропы, скрытно подвели татар к становищу русской дружины. Второго августа был нанесен внезапный и сокрушительный удар. Русские оказались совершенно не готовы к сопротивлению и в ужасе бежали через Пьяну. Во время переправы княжич Иван со множеством бояр и простых ратников утонули, другие были безжалостно перебиты татарами и союзными мордовцами. 
И опять, в который раз, ворвались конники Мамаевой орды в Нижегородскую землю. Знали, что нет князя Дмитрия Константиновича в Нижнем, а без него никто не окажет должного отпора. Горожане на лодках, стругах – на всем, что стояло на привязи у пристаней, – кинулись к другому берегу Волги и оттуда наблюдали за муравьиным мельтешением грабежа, за жестоким разорением и пожаром. Развеялся наконец дым. Ордынцев тоже как ветром сдуло. 
Надеясь, что после такого поражения Нижегородское княжество о'сталось без защиты, и мордва захотела попытать счастья – приплыла и стала грабить все, что осталось после татар, потом отправилась восвояси. Но русская дружина настигла ее у Пьяны и разгромила жестоко. А чтобы неповадно было, к зиме собрали князья сильное войско, которое вошло в Мордовскую землю и "сотворило ее пусту", по выражению летописца. 
Дуб, как известно, по своей природе дерево доброе – к нему люди идут, чтобы набраться силушки энергии. Однако с саженцем княжича Ивана, очевидно, с самого начала что то пошло не так. Еще молодым деревцем впитал он в себя энергию предсмертного страха и боли побитых мордовцев, жестокую радость победителей. Возможно, это и изменило его энергетику на отрицательную. Как жило дерево в XV веке, неведомо, зато хорошо известно, что творилось под его сенью в XVI. 
Интересовавшийся его историей исследователь Андрей Низовский пишет: "Дуб Княжьего лога был популярным в середине XVI столетия. Оценив его раскидистые и прочные ветви, дуб использовали в качестве готовой виселицы. Эта практика закрепилась и в эпоху казанского взятия (покорения Казанского ханства в 1552 году. – Ред.), когда на дубе Княжьего лога, по преданию, повесили двух пленных татарских "волшебников", и в опричные времена, и во времена Смуты, когда в одночасье на ветвях дуба враз закачались тела пятнадцати разбойников… Тела висельников закапывали тут же, в ямах, – по обычаю, повешенные не имели права быть похороненными на освященной земле". 
И в XVII веке дуб использовали по "разбойным делам". Не забыли о нем и в годы восстания Степана Разина (1670 1671): сначала повстанцы вздергивали дворян, а потом знать "украшала" его полоненной голытьбой. 
Можно сказать, что дубу из Княжьего лога не повезло: кроме смерти, он ничего за свою историю не видел. Под корнями его гнили останки разноплеменных висельников, на ветвях раскачивались смердящие "елочные игрушки". 
А вскоре пришло время и той истории, благодаря которой дерево получило свое мрачное прозвище Сатанинский дуб. 

 
Дело колдовское, непонятное 

"Крестьяне боярина Никиты Ивановича Одоевского, – пишет Низовский, – подали челобитную, в которой приносили многие свои жалобы на 21 летнюю ведьму, девку Агафью Кожевникову, которая вступила в связь с сатаной и бессчетным сонмом других демонов. Занимаясь ведовством, Агафья насылала порчи, "приставляла килы", то есть грыжи, и творила множество других злых дел. Для общения с духами Агафья изготовляла специальные магические снадобья, что позволяло ей летать на метле, превращаться в кошку и делать многое другое. Понятно, что только за одно за это она не могла не заслуживать смертной казни". 
Агафья была схвачена и предстала перед следственной комиссией. На допросах девку, как было принято, жестоко пытали, требуя в подробностях рассказать о ее отношениях с адскими силами. Постарались, видно, на славу, потому что Агафья вину свою признала и назвала людей, на которых навела порчу или которым сделала заговор на смерть. В ходе пыток молодая женщина не раз впадала в транс, что было расценено как явное доказательство одержимости обвиняемой. 
Конкретные обвинения сводились к тому, что Агафья, например, дала Кленке – брату дьячка Шишка – питье от лихорадки, а он, вместо того чтобы выздороветь, взял да и помер. Выборного крестьянина Степашку Шахова ведьма извела "дурман репейником" за то, что запретил ей жить с любовником Федором Севериным, речь о котором пойдет ниже. Поп Данила показал на следствии, что, подозревая некоего крестьянина Василия в краже у нее серпа, Агафья пообещала сделать его таким же черным, как потолок в избе, и согнуть, как серп. После той "Агашкиной похвалки" Василий три года сох и болел, а потом и вовсе помер. Еще одному мужику ведьма пообещала, что, придя домой, не узнает он ни жены своей, ни детей. Так оно и вышло, поскольку крестьянин, войдя в свою избу, внезапно ослеп. Были в списке главы комиссии, стольника Григория Хитрово, и другие лица, которых Агашка якобы извела колдовством насмерть. 
Надо признать, что подобных дел в те времена велось по России немало. Но в истории Агафьи Кожевниковой есть одно обстоятельство, придающее ей совсем иной колорит. Дело в том, что была Агафья любовницей приказного человека князя Одоевского Федьки Северина, о котором уже упоминалось. И сама колдунья была не старой каргой, не жабьей мордой, а весьма красивой девицей. 
Но и красавиц, как известно, бросают. Какое то время все у Агафьи с Федором шло прекрасно. Но вот начала замечать Кожевникова, что возлюбленный стал охладевать к ней. Недолго думала, как поступить, – профессия подсказала – и решила приворожить его к себе. Зазвала в гости, отдалась Федору и кое чего добавила в зелено вино, чтобы любезный поскорее уснул. Как только он захрапел, Агашка взяла его сперму и подмешала в кислые щи, которыми собиралась угощать Федора назавтра. Сама прижалась белым телом к любимому и тоже заснула, представляя, как восхочет он ее после колдовского угощения, как в любви будет ей клясться. 
Федор с утра опохмелился, щей с охотцей поел, дело свое мужское свершил и отправился княжью службу служить. Агашка с нетерпением ждала, когда ее колдовство силу свою покажет. Однако Федор не только не воспылал к ней страстью неземной, наоборот – еще больше охладевать стал. Испробовала Кожевникова все известные ей "присушки" – хлеб давала, кровью своей менструальной смоченный, тоже не помогло. Тогда взялась за коренья да травы с наговорами. А Федор, хоть ты тресни, все реже и реже в постели ее согревал. Потом и вовсе признался: прости, мол, разлюбил. Уж этого Агафья ему простить никак не могла – сделала бывшему полюбовнику "нестоячку", для чего "лила сквозь пробой воду с приговором" и "совершала обряд с нитью мертвого человека" (так в следственных документах сказано). Федор жестоко болел ото всей этой отравы, но могучая природа взяла свое – одолел он Агашкино колдовство. А вскоре женился. Вот и причина сыскалась Агафьиных слез: другую полюбил. 
Тогда ведьма решила идти до конца: вздумала уморить Федора насмерть. Для этого ходила ночью на погост, брала землицу с могилы и давала Федору пить с водой после наговора: "Как мертвый не встает, так бы ты, Федор, не вставал; как у того мертвого тело пропало, так бы и ты, Федор, пропал бы навеки". 
И добилась таки своего – свела молодца в могилу. А радость то какая? Месть радости не приносит. 

 
И взыграла черная сила  - ***     

Долго и обстоятельно вел дело стольник Григорий. В итоге крестьянка Агафья Савина Кожевникова была признана в ведовстве и порче людей. Вынесен ей был такой царский приговор: "И ты б женке Агафьице, дав отца духовного, велел причастить святых Божьих тайн, велел бы ее вывести на площадь и, сказав ее вину и богомерзкое дело, велел бы ее на площади в струбе, оболокши соломою, сжечь". 
Казнь была назначена на 17 сентября 1679 года. Дожди тем жарким летом были редки, и вокруг стояла небывалая сушь, так что никаких проблем с сожжением ведьмы не предвиделось. Однако, как повели Агашку на площадь, откуда то взялся свежий ветер, небо стали заволакивать облака. Когда же возвели ведьму на костер, ветер еще больше крепчать стал, задувая клочья пакли, которыми палачи пытались разжечь солому. Но вот пламя все же занялось, и тут неожиданно хлынул ливень, вмиг загасивший костер. Царские слуги, священники и простой люд были напуганы неожиданным буйством стихии, восприняв его как знак того, что сатанинские силы вознамерились защитить свою прислужницу. Казнь решили перенести на следующий день. Но и назавтра все повторилось, как накануне. И на третий день тоже. 
"Вам никогда не удастся сжечь мое тело!" – кричала Агафья, изрыгая богомерзкую хулу и проклятия на осудивших ее на смерть. 
Тогда кто то и вспомнил о дубе Княжьего лога. Была выбрана ветка потолще, палач накинул ведьме петлю на шею, и… ветвь переломилась. Выискали самый толстенный сук, перекинули веревку, палач выбил из под ног живучей колдуньи скамейку… и снова неудача – на этот раз веревка порвалась, только с третьей попытки удалось повесить богомерзкую бабу. 
Низовский пишет: "Как свидетельствуют документы, все участники суда, приговорившие Агафью к смертной казни, и исполнители казни в течение последующих лет умерли или насильственной смертью, или в результате необъяснимых происшествий. Ведьма прокляла и их перворожденных сыновей – из них никто не умер от старости и в своей постели. Большинство из них погибли в молодом возрасте и, как правило, при самых ужасных обстоятельствах". 
Ведьма Агашка была последней, кого вздернули на дубе, – ни одна другая казнь не удалась: ломались сучья, рвались веревки или происходили другие странные дела. 
Почти сотню лет пребывал дуб в забвении, как вдруг в начале прошлого века снова напомнил о себе. Выяснилось вдруг, что под ним проходят сборища тайной сатанинской секты, вершатся страшные обряды. Уездные власти решили: дерево срубить, а корни выкорчевать, чтобы даже памяти не осталось о Сатанинском дубе. Однако ничего у них не вышло. Как только приступили к работе, обломился толстенный сук и задавил насмерть двух человек. Тут же все вспомнили и Агафью, и то, как шесть раз (!) пытались казнить ее, и странные смерти судей и их потомков. Тогда власти решили пойти на хитрость – пригласить рабочих из другого уезда, где об этой истории не слыхали. Да снова незадача: кони ни с того ни с сего понесли, телега с пильщиками опрокинулась на крутом спуске и возница сломал себе шею. 
С тех пор Сатанинский дуб оставили в покое. Какие черные секты молились подле него, какие бесовские силы гуляли – никто не знает. Только в начале 90 х уже XX века экстрасенсы "раскопали" историю Сатанинского дуба. Не известно, на сколько это соответствует истине, но в кругах, занимающихся изучением аномальных явлений, говорят, что в 1992 м посетил Княжий лог один знаменитый московский экстрасенс и, якобы впав в транс, пообщался с грешной душой Агафьи Кожевниковой, поведавшей ему, что после казни душа ее заключена в этом древнем дубе. И будет обитать в нем, пока дерево не засохнет. Ну а потом… 
Что она сделает потом, Агафья сообщить не захотела… 

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Книга «Комбо Корно» - Н.В. Морохин
Паспорта рощ составили: Д.Ю.Доронин, Т.Б.Осипова, М.Г.Шарапова, Н.В. Морохин.
Материалы Культурно-экологического объединения "Китаврас" 
http://uzluga.ru/
Памятники природы Нижегородской области,
Фото Виктора Ильюхина.

Комментарии

аватар: Кэп

тайны мордовских погостов

На кладбище не гуляй – мертвец за пятку схватит

У всех финно-угорских народов отношение к кладбищу, погребальным и поминальным обрядам было всегда значимым. Смерть представлялась переходом в иной мир. Именно поэтому кладбища у поволжских финнов, мордвы, так же, как и у марийцев, пользовались особым почитанием. На их территории, в частности, нельзя было косить сено, собирать ягоды и грибы, рубить деревья на дрова. К тому же те из живых, кто не оказывал своевременного почтения умершим предкам и не просил у них должного совета, могли накликать на себя беду: считалось, что усопшие родственники могли не только помогать живым, но и наказывать их, насылать различные напасти.

Во время решения общественных или семейных споров, стихийных бедствий, болезни члена родового коллектива, а также при начинании какого-либо семейного или родового дела, включая общественные моления и свадьбы, живые родственники обращались к умершим предкам, советовались с ними, просили их о помощи. По архаичным верованиям мордвы, умершие, живущие в тоначинь веле (в потусторонней деревне), могли не только общаться со своими живыми сородичами, но и влиять на природные явления, способствовать хорошему урожаю, а также общаться с добрыми и злыми силами – мифологическими существами – с целью побуждения последних влиять на судьбы людей. В частности, в селе Суроватиха Дальнеконстантиновского района в конце XIX – начале ХХ века обращения живых к умершим предкам было обязательным среди терюшевской мордвы.

Вы не поверите, но иногда мордва просила совета, уснув на могиле. Чтобы задобрить умерших предков, эрзянин или мокшанин шёл ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу (хлеб и соль). Придя на место, он ложился ничком на могилу отца или деда и старался заснуть, дабы увидеть сон. Таким образом, он надеялся получить от предков совет насчёт поведения в той или иной тяжёлой или необычной ситуации, а также узнать их мнение относительно успеха планируемого дела. Старики всегда старались поступать согласно этим рекомендациям.

Оказалось, что среди умерших на эрзянских кладбищах даже выбирались духи-охранители погостов. Первый раз об этом сообщил в начале XX века мордовский этнограф Макар Евсевьевич Евсевьев, которым было записано предание, что во время основания нового кладбища первого покойника мордва хоронила стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином этого погоста. Духа этого мордва называла Калмонь кирди - покровитель, хозяин кладбища (могилы), или Калмо-ава – мать кладбища. Так вот, большая удача. Именно об этом уникальном (не сохранившемся до наших дней) обряде поведала мне пожилая эрзянка-знахарка из села Акузово (Зоя Семёновна Сорокина, 1933 года рождения). Она рассказала так:

«У нас раньше хоронили покойника: первый раз в могилу как заведут и хоронят стоя. И чтобы была стара дева или мужик безродный. Нужно, чтобы они были чистыми перед Богом. И у нас (на кладбище в Акузово) похоронены оба: и дева, и мужик. Вот я каждый день родителей вспоминаю, значит: "Помяни, Господи, Адама и Еву, царя Давида, девицу Наталью и Тимофея". То есть похоронена девица Наталья и Тимофей. Это так старики говорили, что на кладбище они старшие покойники – хранители кладбища. Давно их похоронили, Бог знат, сколько лет прошло. Родители мои умерли – по восемьдесят с лишним лет им было; они ещё про них говорили. Может, и двести лет назад, а может, более. Обоих, девицу Наталью и Тимофея, похоронили стоя. Места их ушь не найдёшь – так только их вспоминаем. А уходим с кладбища, мы им говорим: "Прощайте, родителы праведные, званые приходите, незваные не приходите"». Говор сохранён.

Кстати, нечто подобное из своих детских воспоминаний мне рассказал нижегородский историк Александр Луканов. Оказывается, в селе Ундол Владимирской области есть часть кладбища, где раньше дети боялись гулять. Старожилы рассказывали, что "там нерусские похоронены стоя". И если человек мимо пойдёт, его эти мертвецы за пятку схватят. А вместо крестов там раньше столбики стояли, а ныне только холмики остались. А ещё говорили, что в старину в окрестностях Ундола мордовские семьи жили.

Закапывали курицу и зайчатину

Что касается погребального обряда, то ещё в середине XIX века в Нижегородской губернии в гробы мордва клала обычный погребальный инвентарь – вещи и украшения, которые, по их верованиям, обязательны покойному и ранее умершим предкам на «том свете». Мужчине - моток лыка с кочедыком для плетения лаптей, палку – обороняться от загробных собак, а также нож, огниво и трубку с табаком. Женщинам - пеньку, веретено, гребень, нитки и швейные принадлежности. Умершим детям - игрушки, сладости, чашку с ложкой. В гробы некоторых умерших также помещали продукты – лепёшки, яйца, вино, деньги. А при раскопках мордовского могильника середины XVIII века в селе Ревезень Перевозского района Нижегородской области была обнаружена деревянная коробочка с остатками скорлупы четырёх печёных яиц.

Будучи язычниками по убеждению, хотя уже и крещеная, мордва считала, что их усопшие «на том свете» точно так же нуждаются в еде и питье для поддержания тамошней загробной жизни, как нуждались в жизни земной. Именно поэтому, по мнению русских православных священников, обычаи «кормления» покойников на практике выливались в освященные традицией коллективные гульбища. Так, например, считал священник С. Троицкий, описывавший в середине XIX века мокшанские обряды в некоем селе юга Нижегородской губернии. Он сообщал о молянах в родительскую субботу, со стороны напоминавшее народный праздник или сельское гулянье. В это время все жители деревень шли навещать умерших родственников, взяв с собою говядину, хлеб, вино и пиво. Курильщики прихватывали с собою табак и трубку. После исправления уставной православной литии на могилах священников угощали вином и пивом и вежливо выпроваживали их с кладбища – после чего начинался языческий разгул. Как только всё без остатка съедено и выпито, пьяная толпа разбредалась – кто мог двигаться – по домам. Далее православный священник писал, что его недавно крещёная паства в своих суевериях доходила до того, что делала в могильных насыпях родственников отверстия, в которые лили пиво и вино, приговаривая при том: «Погуляйте теперь, батюшки вы наши, с нами».

Для сравнения приведём обряд, увиденный у православной мордвы в XIX веке в Инсаре (город в Республике Мордовия). Там после христианского погребения умершего родственники и близкие покойного делали в могильной насыпи ямку и клали в неё табак, куриную ногу, зайца и другие съестные припасы, обильно поливая всё это пивом и вином. Затем один из родственников или знакомых в длинной белой рубахе вступал с покойным в магический диалог: «Каково тебе на том свете?» – спрашивал он мёртвого и через несколько минут передавал присутствовавшим, будто бы покойник отвечал ему, что в загробном мире хорошо, что у него есть и табак, и курица, и заяц, и пиво, и вино.

Во время совершения у мордвы Нижегородской губернии первого поминовения над могилой закалывали для покойного мужчины лошадь, а для женщины – корову. Часть мяса этих жертвенных животных присутствующие съедали прямо на кладбище (в Акузове Жданове Сергачского района и прочих мордовских сёлах и по сей день стоят длинные общинно-поминальные столы, в августовское время загруженные горками яблок и стаканчиками с мёдом). Остальное уносили домой для жертвы домовому духу. А в глубокую старину мордва вешала на надмогильные столбы или на сучья кладбищенских деревьев шкуры убитого жертвенного скота.

Катались с курганов

Говорят, что примерно раз в 50 лет у нижегородской мордвы-эрзи существовал обряд магического восстановления обрушившихся и оплывших могильных курганных насыпей – маров. В этот день мордовское население не занималось сельскохозяйственными работами, а совершало ритуальные языческие моления и резало жертвенный скот.

Собранные экспедицией музея истфака нижегородского госуниверситета им. Лобачевского данные из частично мордовских сёл Большой Макателем и Хозино Первомайского района нашей области свидетельствуют ещё об одной загадке. Оказывается, вплоть до XX века нижегородская мордва-эрзя чтила своих столетия назад усопших предков, захороненных под марами (курганами). В Семик женщины в национальной одежде взбирались на вершины этих насыпей, ложились на бок и скатывались вниз. Якобы это устанавливало контакты между мирами живых и мёртвых, а также помогало исцелиться или предохраниться от всевозможных болезней.

Известный нижегородский филолог и этнолог Николай Морохин приводит данные о следующем обряде из той же местности, который проводился до 1930 годов. В середине лета местные эрзянки устраивали праздник "бабан-каша" (бабья каша) в урочище Калмазырь у древних курганов – месте захоронения мордовских воинов. Старые женщины варили кашу, которой кормили своих внуков. После этого мальчики ползали по траве, «чтобы скорее стали мужчинами и быть сильными». Считалось, что при контакте со сдобренной плотью предков землёй дети и подростки магическим образом перенимали силу древних воинов. Когда в 1930 годы курганы распахали тракторами, этот обычай пресёкся сам собой.

Во время экспедиции всё в то же эрзянское село Акузово Сергачского района Нижегородской области, на кладбище, мы обнаружили более десятка различных мет в виде сложных геометрических фигур. Меты эти оказались с угловыми соединениями черт, что свидетельствует о том, что первоначально они предназначались для высечения топором, которым затруднительно производить плавные линии, а значит, эти меты берут своё начало от бортных знамен. Меты на кладбищенских крестах архаичнее, чем на бытовых предметах – они могли быть родовыми, фамильными или семейными идентификационными знаками – нечто вроде доморощенных геральдических фигур. Полностью отсутствуют меты в виде кириллических букв, ведь в глубокую старину мордва была почти поголовно неграмотной.

В колодах или в срубе

Есть сведения, что могилы у мордвы в глубокую старину делали наподобие погреба со срубом и крышей. Внутрь клали палочку – мерку от гроба – и некоторые хозяйственные принадлежности. Подобные наземные захоронения существовали у старообрядческих начетчиков и отшельников в лесах Заволжья: «могилы эти не подземные, то есть не врыты в землю, но гроб ставится сверх земли, обкладывается по сторонам четырьмя толстыми кряжами и вместе с ними засыпается землёю». Срубы-домовины (домики мёртвых) наблюдатели позапрошлого века отмечали у костромских и нижегородских старообрядцев. В конце XIX – начале XX века вместо насыпей могилки иногда обустраивали деревянным обрубом из брёвен, сделанным по длине могилы. Такой в виде удлинённого колодца сруб был сверху открытым, изображая из себя ограду могилы. В иных случаях его покрывала плоская или двускатная кровля, на которую также ставили крестик.

Достаточно рано на могилах мордва вместо языческих срубов стала ставить православные кресты. Этнографы XIX века сообщали, что на кресты нередко приколачивали обрубки слег с изображением всё той же родовой меты, или снабжали крест развилкой на вершине – для удобства развешивания шкур жертвенных животных.

Что же касается гробов, то до XVIII века мордва делала их из двух половинок расколотого древесного ствола, то есть в колодах. Следы их археологи часто прослеживают в виде древесного тлена. В более далёкие времена покойников клали на подстилку из луба или заворачивали в бересту. Исследователи отмечали, что хоронить в гробах мордва начала под влиянием православных соседей лишь в начале XIX века. Мордовские гробы повторяли собою форму колод – и делались с окошечком в крышке или же с символическим обозначением окошечка зарубками или надрезами на плоскости гробовой крышки.

В настоящее время в мордовских населённых пунктах могилы копают гораздо глубже, чем у их соседей-русских. А сельское население в Лукояновском, Сергачском и Пильнинском районах с готовностью подтверждает этот тезис, подшучивая, что, дескать, у горожан в городе прикапывают по колено. До сих пор в мордовских сёлах юга Нижегородской области захоронение осуществляется исключительно заинтересованными лицами – родственниками и близкими усопшего, и никаких штатных могильщиков. Огромные, тяжёлые деревянные кресты тоже сооружают своими силами. 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru