Старая Теризморга

Старая Теризморга (мокш. Сире Трезморга) — село, центр сельской администрации в Старошайговском районе.

Население 955 чел. (2001), в основном мордва-мокша.
Расположена на левом берегу Сивини, в 8 км от районного центра и 65 км от железнодорожной станции Саранск. 
Название-характеристика: от м. морга «выселок» и териз, указывавшее на образование его выходцами из с. Атерь (Атюрьево); другое толкование: состоит из 2 мокшанских топооснов — териз и морга «атюрьевская развилка». 
  

СТАТЬЯ ПРО МОРДВУ - ЭРЗЯ И МОКША - ТУТ!

 

 


 
Основана во 2-й половине 16 в. В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Старая Теризморга — село владельческое из 272 дворов (2 127 чел.) Инсарского уезда. По данным 1913 г., в Старой Теризморге было 486 дворов (3 285 чел.); земская школа, 16 ветряных мельниц, 2 кузницы, маслобойка, 3 просодранки, 3 шерсточесалки, 9 пчельников, лавка, 2 кирпичных сарая; имения Сатина и Кавторина; Никольская церковь (1894; с 1985 г. — действующая). В 1931 г. в селе было 585 дворов (3 332 чел.). В 1934 г. действовали 2 колхоза — им. Будённого и «17 лет Октября», с 1974 г. — «40 лет Октября», с 1996 г. — СХПК «Старотеризморгский». В современном селе — средняя школа, библиотека, Дом культуры, медпункт, 3 магазина; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
 
В 1957 г. был создан Старотеризморгский народный фольклорный хор. Старая Теризморга — родина поэта И. М. Девина, фольклориста Т. П. Девяткиной, учёного-химика С. А. Ямашкина, кандидата исторических наук Т. Н. Кадеровой, Р. Н. Ямашкиной, кандидата филологических наук А. П. Кочеваткиной, И. И. Шеяновой, кандидата философских наук В. Г. Шеянова, кандидата технических наук Ю. И. Шеянова, кандидата химических наук Н. Г. Шеянова, кандидата экономических наук О. И. Шеянова. В Старотеризморгскую сельскую администрацию входят с. Акшов (34 чел.) и пос. Поруб (31 чел.).
 


 
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР МОКШИ
Старая Теризморга — настоящий заповедник мокшанской культуры. Село находится в Старошайговском районе республики, на левом берегу Сивини.

Село возникло во второй половине 16 века на берегу реки Сивинь. Издавна жители Теризморги занимались земледелием и бортничеством. Сейчас здесь живут около 800 человек, в основном мордва-мокша. В 1992 году в Старой Теризморге открылся Центр мокшанской культуры, а в 2007 году прошёл Первый фестиваль финно-угорских народов. В центре села стоит величественный Свято-Никольский храм, рядом находится этнографический музей под открытым небом «Крестьянская усадьба». Местный народный хор выступает с концертами во многих странах мира.
 
Старая Теризморга — мокшанское село, где бережно сохраняются традиции и обычаи мордовского народа и передаются подрастающему поколению. Это село называют неповторимым кладезем мордовской национальной культуры. В Старой Теризморге жители ходят в национальной одежде и проводят для всех желающих национальные обряды. Еще в 1797 году польский писатель и археолог Ян Потоцкий так описывал местный быт: «Мордовки, особенно девки, одеваются чрезвычайно странно и фантастически.
 
В ушах носят они большие куски шерсти; в волосы вплетают колокольчики, на шею повязывают большие медные бубенчики». В Старой Теризморге туристам расскажут о каждой детали костюма. В деревне можно посетить этнографический комплекс под открытым небом «Дом зажиточного крестьянина»: здесь и банька, которую смотрители топят для туристов, и печь, где готовится еда. Гости могут попробовать блины и позу – свекольный слабоалкогольный напиток. По воскресеньям все жители Старой Теризморги собираются в Никольской церкви – строении белого цвета с голубыми куполами. В современном селе есть средняя школа, библиотека, Дом культуры, медпункт, магазины, установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Старая Теризморга — родина поэта И. М. Девина, фольклориста Т. П. Девяткиной, учёного-химика С. А. Ямашкина.
 

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ
В самом центре села сохранилась Никольская церковь – исторический памятник древней архитектуры. Точных сведений о дате основания этой православной обители не существует. Известно, что строительство храма осуществлялось по специальному проекту за счет средств местных прихожан и пожертвований. Возведение кирпичной Никольской церкви растянулось почти на 12 лет, было закончено только в 1894 году. Благоустройство храма продолжилось в начале 20 века. В 1909 году выстроили роскошную церковную ограду, а в 1913 году иконостас был покрыт сусальным червонным золотом. По тем временам для сельских храмов это считалось особой роскошью.


 
В конце двадцатых годов прошлого века, как и большинство церквей России, Никольский храм был закрыт. Несмотря на долгие десятилетия ожесточенной борьбы с религиозными взглядами и христианской верой, Никольская церковь еще в период советской власти была взята под охрану государства как архитектурный памятник, а в 1985 году была возвращена верующим. Усилиями прихожан уникальный пятиглавый храм с Космодамиановским приделом был восстановлен и теперь украшает своим величием Старую Теризморгу.
Адрес: Старошайговский район, с. Старая Теризморга, ул. Советская, 1
 

ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В селе Старая Теризморга находится один из самых известных мордовских культурных центров − Мокшанский центр национальной культуры, который начал работать в 1992 году.
В 2007 году здесь проходил первый Международный фольклорный фестиваль культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!». Был открыт этнокультурный центр, в состав которого входит этнографический музей, где воссоздан быт сельских жителей, представлены вышивки, национальные костюмы и изделия прикладного творчества из других районов республики.
В Центре работают детский ансамбль «Лаймоня», кружки «Народная вышивка» и «Плетение бисером», Старотеризморгский народный хор – лауреат Государственной премии Республики Мордовия. Важное место занимает этнографический музей под открытым небом «Крестьянская усадьба», где воссоздан быт мордовской крестьянской семьи.
Адрес: Старошайговский район, с. Старая Теризморга, ул. Центральная, д. 97


 
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ «КРЕСТЬЯНСКАЯ УСАДЬБА»
В этнографическом музее под открытым небом «Крестьянская усадьба» воссоздан быт мордовской крестьянской семьи, представлены уникальные вышивки, национальные костюмы.
Гости музея могут познакомиться с работами мастеров и прослушать мордовские песни в исполнении народного хора. Здесь учат плетению бисером и национальной выпечке. Гости смогут попробовать настоящие мокшанские пшенные блины и позу — фирменный мордовский напиток.
Адрес: Старошайговский район, с. Старая Теризморга, ул. Центральная, д. 97
 
 
Как добраться, где находится:
Время в пути между Москвой и Саранском — 1 час на самолете или 1 ночь на поезде. Расстояние в 70 километров от Саранска до села Старая Теризморга можно преодолеть на машине или автобусе. Время в пути – чуть больше одного часа.
  
 
Народ мокша, мокшане
Мокша́не (мокш. мокшет) — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви; иногда выделяют как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами.
По данным переписи 1989, в республике Мордовия проживало 180 тыс. мокшан, остальные проживают за её пределами, в различных областях и республиках Центральной России, Поволжья и Сибири. Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной религии (мокшень кой).
Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка.
Численность мокшан на территории Российской Федерации впервые приводит перепись 1926 г. и она составляет 392,4 тыс.[] Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года численность мокши составляла 4767 человек (т.е. 0,6 % учтённой переписью численности мордвы).

                Древняя история
Андрофаги, которых отождествляют с племенами Городецкой культуры, в частности с предками мокшан, впервые упоминаются у Геродота[]. Он же описывает скифо-персидскую войну 516—512 г. до н. э. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако, вследствие своей малочисленности, не смогли далеко распространить свою власть.  По мнению А. Шаронова, мокшане имеют иранское происхождение.
В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата.[] В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. Двумя годами позже он взял Итиль. К началу X века царь Волжской Болгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош. В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия[20]. В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако, узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь.
Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина, 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орду и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством[]. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад. В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе Opus maju упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Поляка, мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова — в марте того же года. По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату.
Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезов. В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска, спящие, были перебиты, остальные бежали
 

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
Чудаев Ф. П., Тувин А. С. Боль и радость ты наша, земля старошайговская. — Саранск, 1998.
Энциклопедия Мордовия, И. И. Шеянова.
http://www.russia-open.com/regions/privolzhsk/morder/TurMar/StarayTerizmorga/
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
 Все о Мордовии [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007
 Ахмедов И. Р. Псалии в начале эпохи великого переселения народов / Сташенков Д.А.. — Культуры Евразийских степей вт. пол. I тыс. н. э.: (из истории костюма), Т. 2. — Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2001. — С. 229. — 268 с. — ISBN 5-89716-026-0.
 Шаронов А. М. Эрзя, мокша, русь в историографии России. — Саранск, 2013. — 259 с.
 «История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996
 Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава//ДГ. М., 1976. С. 90-101.

 

ВложениеРазмер
89620213 (1).jpg164.45 КБ
89620213 (2).jpg792.65 КБ
89620213 (3).jpg451.03 КБ
89620213 (4).jpg110.45 КБ
89620213 (5).jpg210.02 КБ
89620213 (6).jpg249.75 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru