Родники и источники Мордовии
На территории Мордовии около 10 000 родников. Их дебит и качество воды определяются свойствами водоносных горизонтов.
Дебиты родников изменяются от 0,01 до 0,5 л/с.
По направлению движения подземных вод к выходу на поверхность они могут быть восходящими, направленными вверх, и нисходящими, в которых вода стекает вниз под напором или без напора. По режиму источники подразделяются на постоянные, сезонные и временные. По химическому составу воды в основном гидрокарбонатные или сульфатно-гидрокарбонатные натриево-кальциево-магниевые.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОРДОВИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД САРАНСК - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МОРДОВИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО КЛАДЫ МОРДОВИИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МОРДОВИЮ - ТУТ!
ЗАГАДОЧНЫЕ И АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА МОРДОВИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МОРДОВСКУЮ КУХНЮ - ТУТ!
источники Санаксарского монастыря
В северо-западной Мордовии встречаются уникальные карстовые источники, связанные с выходом вод из карстующихся известняков каменноугольного и пермского возрастов. Воды преимущественно гидрокарбонатные кальциевые с минерализацией от 0,34 до 0,53 г/дм3, обладают хорошим питьевым качеством. Добрая слава идет о родниках Параскево-Вознесенского, Санаксарского, Саровского монастырей, Макаровского погоста и др.
В Саранске состоялась презентация книги «Родники Мордовии». Издание ждало своего часа несколько лет — в течение длительного времени шел процесс сбора материалов, восстановление истории родников. Книга по сути является энциклопедией, в которой зафиксирована информация о порядка 2 тысячах родников республики.
Автор издания — эколог Вячеслав Смирнов, ушел из жизни полгода назад. На презентации последней книги Вячеслава Михайловича присутствовали люди, которые хорошо знали автора и участвовали в подготовке уникального издания.
Добавим, что наибольшее количество природных источников находится в Ковылкинском, Инсарском, Большеберезниковском и Дубенском районах.
«Именно родником начинается любая река, большая или маленькая. А еще родники — это наша память о времени и людях, живших давно и не очень. Многие наши родники, как и вся Мордовская земля, отмечены святостью... Как глобально мыслящий эколог Вячеслав Михайлович не уставал повторять, что вода является самым главным полезным ископаемым, без которого наша жизнь невозможна. А еще он говорил о том, что скоро пресная вода станет одним из наиболее дефицитных ресурсов, который необходимо беречь. Думаю, что пониманию этого будет способствовать данная книга о родниках Мордовии», — отметила профессор, доктор биологических наук Татьяна Силаева.
Что же это такое - родник?
Если говорить строго по-научному, то это естественный выход подземных вод на земную поверхность. Запасы подземных вод принято условно делить на естественные ресурсы, которые ежегодно возобновляются, и статические запасы, которые накапливаются веками. Эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории нашей области составляют почти 8,7 миллиона кубометров в сутки, три четверти из них - пресные. Основная часть подземных вод поступает непосредственно в поверхностные водоемы, меньшая выходит на поверхность земли в виде родников.
Все родники делятся на восходящие и нисходящие. Первые представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно заметить небольшой подводный фонтанчик - грифон. А вот нисходящие родники образуются на склонах, где вода просачивается из водоносного горизонта и устремляется вниз в виде ручья. У нас в области к источникам особое отношение.
Департамент природных ресурсов с 2001 года занимается изучением и обустройством родников и колодцев. Так, в десяти районах области проведено обследование с отбором проб воды на химический и бактериологический анализ 15 родников, расположенных вдоль дорог.
Уже несколько лет в области действует Постановление Губернатора «Об обустройстве родников», а наш департамент разработал и направил в районы методические рекомендации по обследованию и обустройству выходов на поверхность подземных вод с предложениями провести их инвентаризацию и представить планы обустройства.
Родниками или источниками, ключами называют сосредоточенный естественный выход подземных вод на дневную поверхность. Прежде чем выйти на дневную поверхность, подземные воды, фильтруясь, проходят через пористое пространство различных горных пород, поэтому родниковая вода, как правило, отличается прозрачностью, свежестью и отменным вкусом. Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства. Последние годы, когда поверхностные воды часто бывают загрязнены и не пригодны для питья, родники все больше привлекают внимание как источники питьевой воды.
Родники как природные объекты имеют важное экологическое, эстетическое, рекреационное и историко-культурное значение. Кроме того, родники являются неотъемлемой частью ландшафта и украшают его. Все это дает основание ставить вопрос о придании некоторым родникам статуса памятников природного наследия.
Происхождение родников, их химический состав и экологическое состояние определяются, прежде всего, геологическим строением и гидрогеологическими условиями региона. В гидрогеологическом отношении рассматриваемая территория расположена в центральной части Поволжского артезианского бассейна, начало изучения подземных вод которого положено исследованиями грязовецких железистых источников, использовавшихся для лечебных целей с конца 19 века.
Подземные воды региона приурочены к четвертичным, неоген-палеогеновым, юрским, триасовым и верхнепермским отложениям. В четвертичных отложениях они содержатся в аллювиальных, флювиогляциальных, озерно-ледниковых и гляциальных образованиях. Среди четвертичных отложений, которые развиты по всей площади рассматриваемой территории, преобладают суглинки и глины. Водоносные горизонты, приуроченные к ним, имеют островной характер распространения, а водообильность их изменчива.
По характеру выхода подземных вод на дневную поверхность ключи делятся на нисходящие и восходящие. Выходы первых часто встречаются на присклоновых участках и склонах, где вода просачивается из водоносных пород и устремляется вниз в виде ручья. Восходящие родники представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно видеть подземные фонтанчики-грифоны.
На рассматриваемой территории было выявлено картографически, проведением полевых исследований и по материалам среднемасштабной государственной геологической съемки более 80 родников. Выходы родников (ключи) наблюдаются по долинам рек и оврагов, прорезающих равнину, а также большое количество родников отмечается на периферии распространения флювиогляциальных отложений.
Дебит родников колеблется от 0,0 n до 5,3 л/с.
Качественный состав родниковых вод не очень разнообразен, так как родники дренируют главным образом водоносные горизонты четвертичной толщи горных пород. Наибольшее распространение получили воды гидрокарбонатного кальциевого или магниево-кальциевого состава с минерализацией до 0,6 – 0,7 г/л.
Лишь в родниковых водах, дренирующих межморенные водоносные горизонты, где на их формирование иногда влияет подток вод из нижележащих водоносных горизонтов дочетвертичного возраста, наблюдается повышенное содержание сульфат-ионов и тогда минерализация родниковой воды увеличивается до 1,13 – 1,36 г/л.
Проверка качества вод особо посещаемых родников Мордовии
В июле-августе 2010 года в самых известных родниках, колодцах, ключах, святых источниках Республики Мордовия было проверено качество воды. Проведением проверок занимался отдел санитарно-гигиенического анализа и экспертиз ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Мордовия». Анализы вод показали, что далеко не во всех природных источниках не централизованного водоснабжения качество вод соответствует санитарным нормам.
Ниже приведены данные о соответствии вод по двум показателям: по санитарно-химическим и по бактериологическим показателям.
Ардатовский район
1. п. Октябрьский, «Серенький» соответствует
2. п. Октябрьский, «Шат. вершина» соответствует
3. п. Тургенево, «Муж. пустынь» соответствует
4. с. Низовка, «Низовский» соответствует
5. с. Полое, «Половский» соответствует
Атюрьевский район
6. с. Атюрьево, ул.Комсомольская соответствует
7. с. Атюрьево, ул. Агрохимиков соответствует
8. с. Атюрьево, ул. Красноармейская соответствует
Атяшевский район
9. с. Дюрки соответствует
10. с. Кулясово соответствует
11. п. Атяшево (меловая гора) соответствует
12. п. Атяшево (около р. Седлейка) соответствует
13. д. Чебудасы Не соответствует соответствует
14. с. Р. Дубровки соответствует
Большеберезниковский район
15. с. Николаевка, ул. Центральная соответствует
16. с. Николаевка, ул. Центральная соответствует
Большеигнатовский район
17. с. Б.-Игнатово соответствует
18. с. Монаково, «Св. источник» соответствует
Дубенский район
19. с. Красное Польцо соответствует
Ельниковский район
20. с. Молчаново соответствует
21. с. Большой Уркат соответствует
Зубово-Полянский район
22. с. Покровские Селищи соответствует
Инсарский район
23. с. Усыскино соответствует
24. с. Морд. Паевка соответствует
Ичалковский район
25. с. Кергуды, «Кергудский» соответствует
26. п. Васильевка, «Серебряный» соответствует
27. с. Ичалки, «Алешинский» соответствует
28. с. Гуляево, «Гуляевский» соответствует
29. д. Б.Осинки, «Мешковский» соответствует
30. д. Б.Осинки, «Св. источник Тихвинский» соответствует
Ковылкинский район
31. с. Старое Дракино соответствует
32. с. Рыбкино соответствует Не соответствует
33. г. Ковылкино, ОЛ ОАО «Мокша» соответствует
Краснослободский район
34. с. Старое Синдрово соответствует
- Святой источник «Пятницкий», святой мученицы Параскевы село Заберезово Куликовского с/п
- Святой источник «Ненюковский» недалеко от деревни Мироновка, где в XVIII веке находилась усадьба Ненюкова.
Кочкуровский район
35. с. Семилей Не соответствует
Лямбирский район
36. с. Скрябино, «Попов родник» Не соответствует
37. с. Атемар Не соответствует
38. с. Смольково Не соответствует
39. с. Блохино Не соответствует
40. с. Свербеевка Не соответствует
41. с. Пензятка (трасса) Не соответствует
Ромодановский район
42. с. Анненково(дорога Саранск-Б.Игнатово) соответствуе
43. с. Анненково соответствует
44. с. Константиновка соответствует
45. с. Большое Чуфарово соответствует
46. с. Курилово соответствует
Рузаевский район
47. г. Рузаевка, ул. Филатова Не соответствует
48. г. Рузаевка, Пайгармский монастырь соответствует
Городской округ Саранск
49. с. Полянки, Октябрьский район соответствует
50. г. Саранск, Пролетарский район, «Богоявленский» Не соответствует
51. с. Напольная Тавла, Октябрьский район Не соответствует
Старошайговский район
52. с. Летки соответствует Не соответствует
Темниковский район
53. с. Алексеевка соответствует
Теньгушевский район
54. п. Барашево Не соответствует соответствует
55. с. Теньгушево соответствует
Торбеевский район
56. с. Никольское Не соответствует
Чамзинский район
57. с. Альза соответствует
58. п. Комсомольский соответствует
59. п. Чамзинка, «Лимонадный» соответствует
60. с. Медаево, «Медаевский» соответствует
61. с.Алексеевка соответствует
Родник, святой источник «Казанской» иконы Божией Матери село Мордовский Пимбур
Республика Мордовия » Зубово-Полянский район » село Мордовский Пимбур
Родник освященный в честь «Казанской» иконы Божией Матери расположен на территории Зубово-Полянского района Республики Мордовия в 1,9 км южнее села Мордовский Пимбур и в 900 м юго-восточнее села Русский Пимбур Спасского района Пензенской области.
Святой источник хорошо обустроен, построены деревянные, добротные и красивые часовня и закрытая купальня с купелью.
В селе Мордовский Пимбур (Мокшень Пимбур, Пимбора) Зубово-Полянского района Мордовии долгое время проживает мордва-мокша. Его название в переводе с мокшанского языка означает «на окраине рощи» (пи – «окраина, конец», бура – «роща»). Село было основано в XVII в.
Для жителей всегда была характерна высокая религиозность. После принятия ими христианства языческая вера довольно быстро утратила свое значение. Вероятно, такая оперативная адаптация к православию была связана с тем, что Мордовский Пимбур находится в окружении русских сел. Издавна в нем сложилась традиция ежегодно отмечать праздник, называемый в народе Казанской. Связывают это с родником, который бьет из-под земли в низине глубокого оврага за селом: согласно преданию, здесь была явлена икона Казанской Божией Матери. Обозначение точных хронологических рамок и участников этого события представляется затруднительным. Старожилы рассказывали, что первыми икону обнаружили пастухи. Согласно другой версии, ее нашли сельские женщины, работавшие в поле, после того, как, измученные жаждой, спустились к роднику. Здесь, по преданию, ими и была обретена икона. Троекратно осенив себя крестом, женщины пророчествовали, что на это место начнут приходить люди. Впоследствии так и произошло.
Весть о чуде мгновенно облетела округу. На новоявленное святое место хлынула волна людей: кто-то получал исцеление от недугов, кто-то просто молился. Образ Казанской Божией Матери сначала находился в сельском храме в Мордовском Пимбуре, но затем по неизвестным причинам был отправлен в Нижний Ломов (по другим сведениям – в Спасск). Однако уже на следующий день икона вновь оказалась около родника. Ее вернули в храм, но через некоторое время снова обнаружили у родника. Так повторялось три раза, после чего правящие архиереи Русской православной церкви осознали, что это место снискало особую божью благодать, и построили там деревянный Казанский храм, куда и поместили святыню. Позднее этот храм сгорел и на его месте был возведен новый. Вскоре, после октябрьской революции 1917 г., храм разобрали, а из его бревен в Мордовском Пимбуре сложили клуб. Чудотворная икона оказалась утерянной. Приближались времена жестоких гонений на религию и церковь.
Когда повсюду закрывали и разоряли монастыри, в районе родника поселился схимонах Никанор. Он вырыл себе пещеру в холме, которая стала служить ему жилищем; эта пещера сохранилась по сей день. Те, кто бывал в ней, рассказывали, что это достаточно просторное помещение, в котором имелись еще один родничок, две иконы, лампада, дубовый стол и топчан, служивший схимонаху постелью. Жил он скромно, проводил дни и ночи в труде и молитве. Местные жители полюбили старца и старались ему помогать. К сожалению, точные сведения о жизни Никанора до того как он поселился в Мордовском Пимбуре, не сохранились. Предположительно, после революции монастырь, в котором он проживал, был закрыт, а насельники разогнаны. Почему Никанор пришел именно на это святое место, тоже неизвестно. О себе схимонах говорил: «Я свалился с неба». За свой строгий образ жизни и дар прозорливости он снискал большую любовь верующих округи. Особенно близко схимонах общался с Егором Волынкиным.
Последний рассказывал, что однажды в разговоре с ним Никанор предсказал свою близкую мученическую кончину.
На тот момент храм в селе был взорван, а священнослужители или арестованы, или расстреляны, поэтому за советами в духовных вопросах жители села и округи обращались к Никанору. Очевидно, этим монах вызывал недовольство местных властей. Как-то по селу пустили слух о том, что Никанор прячет в пещере деньги и золото. В это поверил один мужчина-атеист, лишившийся на войне ноги и носивший протез. Ночью он пришел на святое место и убил схимонаха. Не обнаружив ничего ценного, убийца с ужасом скрылся с места преступления.
В ту ночь пастухи, отец и сын, пасли лошадей в поле, как вдруг они увидели столб света, который соединял небо и землю в районе родника. Пастухи направились туда, чтобы узнать, в чем дело. Придя на святое место, они обнаружили мертвого Никанора. Преступника нашли сразу – по следам, которые он оставил на влажной земле у родника.
В его погребе отыскали окровавленные вещи и топор – орудие убийства. Узнав о кончине Никанора, местные жители погрузились в скорбь. Они с почестями похоронили старца на сельском кладбище. Сейчас на его могиле горит лампада, а в дни особого поминовения усопших совершается панихида.
В дальнейшем в годы воинствующего атеизма родник неоднократно находился под угрозой уничтожения: его засыпали землей, мусором, заливали бетоном, но он вновь и вновь пробивался к людям. После кончины Никанора заботу об источнике взяла на себя девица по имени Ольга. Она очищала родник и поддерживала в достойном состоянии пещеру схимонаха. Узнав, что на место убийства Никанора начали приходить паломники, власти завалили вход в пещеру под предлогом, что она начала обваливаться.
В годы гонений на религию и церковь крестные ходы к источнику совершались тайно: верующие по одному выносили иконы за село и прятали в поле, после чего собирались вместе и под тихое пение молитв шли к роднику.
Когда все храмы в округе были закрыты или разрушены, Казанский источник стал духовным центром Мордовского Пимбура и окрестных сел. Здесь тайно крестили детей и совершали богослужения. 21 июля, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, по установленной предками традиции, сюда со всей округи приходили люди. Много раз богомольцев разгоняли представители советской власти, угрожая арестами и ссылками. Они хотели искоренить из памяти народа святой образ, но непоколебимая вера в Бога оказалась сильнее преследований и угроз.
Шли годы, времена изменились. Вновь стали восстанавливать и строить храмы, православным возвратили святыни, сняли запреты на почитание церковных праздников и совершение религиозных обрядов. В 1989 г. над родником в с. Мордовский Пимбур была построена дощатая часовня. Богослужения стали совершать священники, приезжавшие сюда не только из ближайших сел Зубово-Полянского района, но и из соседней Пензенской области. В 1996 г. здесь возвели новую часовню из отборных бревен, а также купель – специальный домик для купания. В честь этого события был организован большой праздник. С тех пор на пимбурской земле праздники, народные гулянья и ярмарки проводятся регулярно. Со временем в Мордовском Пимбуре православная община возродилась.
Верующим жителям села пришлось обойти немало учреждений, для того чтобы организовать приход. Власти выделили им здание для молельного дома, а в 1999 г. прислали священника Александра Чикирова, который впоследствии много сделал для строительства храма в селе и благоустройства родника.
Несколько лет назад произошло еще одно чудесное событие, связанное с Казанским источником. Священник и две церковные работницы прибыли в Мордовский Пимбур в день празднования иконы Казанской Божией Матери. Поскольку они бывали здесь неоднократно и не располагали транспортом, то решили добраться до источника пешком. Был ясный солнечный день, дорога лежала через поле. Часовня долго не появлялась на горизонте. Паломники поняли, что заблудились. Одни в чистом поле они встали на колени и взмолились к Пресвятой Богородице. Их молитва скоро была услышана. Они увидели, что невдалеке от них образовался огненный столб от земли до неба. Догадавшись, что это знак Божий, они отправились в ту сторону и вскоре увидели часовню. Произошло и трагическое событие.
Как-то в день празднования иконы Казанской Божией Матери оказалось так, что нести икону крестным ходом было некому: почти все жители села отказались от этого почетного права и разбрелись кто на гулянье, кто на ярмарку. Ближе к вечеру некоторые из них возвращались домой на грузовой машине. Неожиданно борт ее кузова открылся и люди на полном ходу упали на землю. Один человек погиб, остальные получили увечья и ушибы. Все сразу поняли, почему так произошло, и запомнили этот урок. С тех пор подобных случаев не происходило.
В жаркое лето 2010 г., когда по всей стране, в том числе в Мордовии, полыхали пожары, часовня над Казанским источником сгорела. Это было большим горем для всех православных в округе. Однако унынию предаваться не стали. «Осилили храм построить, осилим и родник восстановить!» – заявили жители. Работы по восстановлению источника начались почти сразу, как спала жара. Помогали все, кто чем мог, даже ребята из воскресной школы под руководством матушки Ирины.
За два года источник был полностью восстановлен. Выстроили просторную часовню, еще лучше прежней. Новая купель была разделена на мужскую и женскую половины. Кроме этого была построена летняя иконная лавка, а в стороне от нее – еще один колодец со святой водой. На месте убийства монаха Никанора был поставлен железный крест. Золотые купола новой часовни, которые высоко вознеслись над родником, видны даже в соседних селах.
В настоящее время Казанский источник известен далеко за пределами Мордовии. В день празднования иконы Казанской Божией Матери сюда приезжают из многих регионов России. В основном это те, кто родился в Мордовском Пимбуре, но по разным причинам покинул свою малую родину. Здесь, как и прежде, многолюдно, и чтобы подойти к иконе, нужно выстоять очередь. Утром в храме совершается служба, после нее все крестным ходом идут на источник, где совершаются водосвятные молебен и панихида, по окончании которых над паломниками в знак благословения проносят Казанскую икону Божией Матери.
Сейчас в планах у местного священника отца Александра реставрация пещеры схимонаха Никанора. Конечно, это требует немалого вложения денежных средств. Однако отец с улыбкой говорит: «Бог поможет». Это особенно важно для подрастающего поколения, поскольку знание истории своей Родины, своего народа, уважение к предкам – залог правильного развития людей, их патриотизма, а значит, процветания страны.
Где находится, как доехать:
Координаты: 53°49'48.4"N 43°08'16.1"E
Родник «Гремячий», источник преподобного Серафима Саровского кордон «Средняя Мельница», Мордовский заповедник
Республика Мордовия » Темниковский район » кордон «Средняя Мельница»
Родник «Гремячий», освященный в честь преподобного Серафима Саровского расположен на левом берегу реки Сатис, в 500 м юго-восточнее поселка Сатис Дивеевского района Нижегородской области, в 130 м севернее кордона «Средняя Мельница» Мордовского государственного природного заповедника, в Темниковском районе Республики Мордовия.
Святой источник неприхотливо обустроен, много икон, некоторые очень красивые, резные, ручной работы. Вода чистая, прозрачная и прохладная. Дебит источника 0.25-0.3 л/сек, температура воды 6°С, pH 6,0. Абсолютная высота 112 м над у.м..
Кордон «Средняя Мельница» получил свое название по бывшей здесь в XVIII веке мельнице принадлежащей Саровской пустыни. Этот источник находится в том же лесу, где подвизался в своих бесчисленных подвигах святой Саровский старец, и приходящие назвали родник по имени великого подвижника Преподобного Серафима.
Почитаемый «Гремячий» ключ (№10 на карте) наиболее известен, как святой источник Серафима Саровского близ поселка Сатис, потому что в округе много населенных пунктов Нижегородской области, а на территории Мордовии нет близко расположенных поселений.
Источник не столь знаменит, и людей здесь бывает меньше, чем на более благоустроенных источниках, но приходящие сюда сердечно хвалят воду, почитая ее целебной. Известно о нем лишь немногим, в основном жителям Сатиса, Сарова и Аламасово.
Время появления родника, также как и более известного и благоустроенного источника у поселка Новостройка, относится к середине прошлого века, после того, как советская власть, закрыла для посещения город Саров и многие старинные святые источники были осквернены и уничтожены.
В те времена жители села Аламасово после праздничной службы в церкви шли на «Гремячий» родник, чтобы омыться святой водой, принести её домой для больных и нуждающихся. Но это не устраивало Советскую власть, ведь жители срывали летние работы в колхозе, и ршено было привезти самосвал щебёнки и завалить родник. Так и сделали.
Верующие жители молились, и родник через несколько дней забил с новой силой. Говорят, что жизнь шофера самосвала закончилась трагично.
А традиция сохранилась по сей день, и ежегодно с благодарственной молитвой жители ходят в праздники «Серафима Саровского», «Тихвинской иконы Божией Матери» и в праздник «Петра и Павла» на родник и получают Божию благодать. Многие верующие в водах источника видели образ преподобного отца Серафима.
В книге В.О. Федина, "Святые источники Дивеевской земли. Путеводитель. История Чудеса исцеления. Рязанская областная типография. 2016 г.", описан источник преподобного Серафима Саровского близ посёлка Сатис:
Святой источник находится выше по течению реки, в полутора километрах от села Сатис. Здесь построен мост через речку, возле моста — переправа вброд для автомобилей повышенной проходимости. Источник находится на противоположном берегу реки, в ста метрах слева от моста. По одному из преданий, время его появления относится ко времени закрытия Саровских ключей. По другому преданию, этому роднику около двухсот лет. Сам батюшка Серафим копал и обустраивал на этом источнике колодец. В те давние времена здесь стояла мельница. На нём совершались чудеса исцелений. Некогда этот родник пользовался славой и был местом массового паломничества. Сегодня этот источник мало посещаем. Расположенный вдали от посёлка Сатис, он находится в запустении. Людей на нём бывает меньше, чем на других источниках, но приходящие сюда сердечно хвалят воду, почитая её целебной.
Этот источник находится в том же лесу, где подвизался в своих бесчисленных подвигах святой Саровский старец.
Случаи исцеления на этом святом источнике отнюдь не ограничиваются событиями прошлого, видимая помощь старца продолжается и по сей день. Известны многочисленные случаи совсем недавнего времени, которые подтверждают неусыпную заботу батюшки Серафима обо всех страждущих, притекающих к его святому заступничеству.
Рассказывает одна паломница. Она приехала в Дивеево с просьбой о молитве за своего маленького внука, оставшегося в Москве. У мальчика была тяжёлая форма туберкулёза. Лёгкие были совершенно поражены и на снимках представляли собой чёрные пятна. Врачи отказывались помочь. И вот эта бабушка с великой верой в предстательство преподобного набрала в источнике воды и отвезла своему внуку. В Москве она стала поить мальчика этой святой водичкой, давая ему каждый день по несколько ложек. И произошло чудо! Мальчик стал поправляться, и очередной снимок лёгких показал превосходный результат — лёгкие совершенно очистились и болезнь миновала.
Другой случай произошёл летом 1994 года, когда на источнике исцелился человек с травмой руки. У него был перелом в области кисти, и без медицинской помощи дело бы не обошлось, если бы не батюшка Серафим — чудный наш батюшка! Когда этот человек искупался в источнике, перелома у него не стало, кости срослись сами собой. Человек приехал в обитель, чтобы рассказать о своём чудесном исцелении и поблагодарить Бога.
А вот ещё одна история чудесной помощи Божией. Пятимесячный ребёнок упал головой вниз с метровой высоты. Родители облили его водой с источника и вызвали «скорую». Врачи сначала утверждали, что ребёнок вряд ли останется нормальным, ведь мозг при таком ударе наверняка был необратимо повреждён. Затем, осмотрев мальчика, заметили, что никаких изменений в поведении ребёнка нет. Родителей предупредили о возможности появления гематомы. Но, вопреки опасениям врачей, у младенца не было ни малейшего синяка. Он растёт нормальным и даже немного опережает своих сверстников.
Где находится, как доехать:
Координаты: N54°54.256' E43° 13.936' Родник «Гремячий», святой источник преподобного Серафима Саровского кордон «Средняя Мельница», Мордовский заповедник
Родник «Явленная», святой источник Николая Чудотворца у села Старое Синдрово
Республика Мордовия » Краснослободский район » село Старое Синдрово
Любому пребывающему в этих местах открываются изумительные по красоте пейзажи, зеленые луга, золотые поля, река Сивинь, речушка Модаевка, лес, сосновый бор, березовая роща и главная достопримечательность - святой источник в народе прозванный "Явленная". Родник освященный в честь Николая Чудотворца распоожен на восточной окраине леса Хлыстовская Дача, в 1.5 км севернее села Старое Синдрово Краснослободского района республики Мордовия.
Предание гласит, что в конце 18 века, пастухи пасшие здесь стадо обнаружили ключ кристально чистой воды, в котором явлена была им икона Николая-Угодника. С тех пор люди стали почитать родник как святой.
В 2010 году на источнике прошел целый комплекс работ по обустройству. Благодетели, на радость всех приходящих в это место, поставили часовню и новую купальню, в которой купаются теперь круглый год. 22 мая, в день памяти Николая Чудотворца, здесь собирается особенно много верующих, приезжают священники, проводят богослужение с акафистом. Верующие приезжают сюда ото всюду помолиться Николаю Угоднику, искупаться в святом источнике и набрать живоносной и целительной воды.
Где находится. Как добраться:
село находится в тридцати километрах от районного центра Краснослободск, в семи километрах от трассы Москва-Ульяновск, свернув с федеральной трассы на Синдрово нужно проехать через село, до родника в березовой роще.
Координаты: 54°26'36.6"N 44°07'18.6"E
Родник, святой источник иконы Живоносный источник Пресвятой Богородицы
Республика Мордовия » Большеберезниковский район » село Николаевка
В Николаевке состоялось открытие часовни Божией Матери “Живоносный источник”. Буквально за несколько дней бригада строителей возвела замечательное деревянное строение возле самого знаменитого в районе родника. Освящение часовни было назначено на 11 часов дня, и ровно к назначенному времени у родника собрались жители села и многочисленные гости. Никому не хотелось пропустить событие столь важное, как это.
Священник Саранской епархии игумен Фома внутри часовни провел молебен в честь освящения источника перед иконой Божией Матери “Живоносный источник”. Небольшая по формату, она в ближайшее время будет заменена на список с иконы когда будет готов.
Освятив часовню и источник, игумен Фома окропил святой водой собравшихся, и пожелал всем открыть своё сердце для добра и милосердия. Вот молитва, которую мы будем читать, собираясь почерпнуть воды из источника: “Почепнем, человецы, цельбы, душам и телом молитвою, река бо всем предтечет—Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающе верных божественною благодатию.”
На памятной табличке на стене часовни написано: “Часовня иконы Божией Матери “Живоносный источник” построена в 2009 году по благословению Архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в знак уважения к жителям Большеберезниковского муниципального района, которые с особым почитанием относятся к Святому Источнику”.
Родник, святой источник Параскевы Пятницы
Республика Мордовия » Рузаевский район » село Пайгарма
Сказание о явлении иконы Параскевы Пятницы и обретении святого источника
Явилась икона одному бывшему на службе солдату, родом из села Рузаевки, Инсарского уезда, Пензенской губернии. Этот солдат был так сильно болен ногами, что ему никак нельзя было пребывать на службе, а потому он лежал в лазарете. Средства врачей нисколько не пособили ему. В одно время во сне явилась ему прекрасной наружности женщина с крестом в руках и говорит: «хочешь ли быть здоров и желаешь ли идти на родину?»
Солдат, проснувшись от сна, почел это видение за обыкновенный сон и никому ничего не сказал; во вторую и третью ночь ему было то же самое видение и в третью ночь еще добавлено было: «ты чрез три дня будешь совершенно здоров и чрез три дня тебя отпустят на родину; когда придешь домой, не забудь сходи в деревню Пайгарму, пройди в лес, держась от деревни в левую руку к оврагу, к кустарнику; там на полдороге найдешь большую муравейную кучу, от которой сойди вниз под гору прямо, и увидишь небольшую яму воды и в ней мой образ; вычисти эту яму, опусти сруб, сделай часовню и поставь в нее мою икону, тогда ты никогда не будешь болеть ногами».
После сего видения солдат действительно чрез три дня сделался здоров и ноги его - как никогда не болели, чему обрадовался и удивился как сам, так и врачи. Солдат рассказал им свое троекратное сонное видение и заявил, что он верит явлению вполне. Врачи сочли его исцеление делом врачевания силы Божией и на третий же день выписали его из больницы и исхлопотали ему отпуск. Солдат, усердно помолившись Господу, чтобы он даровал ему здоровье чрез свою угодницу святую мученицу Параскеву, отправился на родину.
По прибытии в деревню Пайгарму, солдат отправляется в лес по тому направлению, как ему сказано было во сне, действительно находит муравейную кучу и, сойдя ниже под гору, увидел яму с водой и в ней образ своей целительницы - св. мученицы Параскевы. Долго он молился со слезами, взяв икону, поцеловал ее и поставил на куст. Со временем вырыл глубокую и широкую яму, опустил сруб и вода быстрою струей потекла из родника; затем построил часовню и перенес в нее икону мученицы Параскевы.
С этого-то времени, как рассказывают старожилы, стал ходить православный народ к сему месту на богомолье, и всякий, по вере своей, получал различные исцеления. Сюда и поныне стекается народ главным образом в 9-ю пятницу после праздника Пасхи. Так как со дня постановки часовни простой народ с году на год все большим числом приходил к роднику и явившейся иконе, то владельцы земли, потерпев большие убытки от того, что народ мял покосы и молодые побеги леса, приказали разобрать часовню, а икону отнести в приходскую Рузаевскую церковь. На другой же день икона опять явилась в том же роднике, чему православный народ обрадовался и еще более стад иметь веру к явленному образу. Но владельцы земли, не веря явлению иконы, вначале приказали было уничтожить родник; затем вздумали несколько ниже устроить водяную мельницу и спустить всю воду в пруд мельницы. Наняли мастера, приказали созвать народ, сколько потребовалось для прудов, плотины, канав, и завалить родник, в котором явился образ. Народ, по приказанию мастера, набивал мешки песком и глиной, заваливал родник; трудились над этим местом целое лето, но не могли завалить родника. Днем во время работы завалят родник совершенно, так что нигде нет воды, ночью вода опять начинает выбивать сильной струей. Мастер мельницы, видя, что сила человеческая не может стоять против силы Божией, бросил работу и ушел без всякого рассчету от землевладельца, который после сего совершенно оставил мысль о постройке мельницы.
Далее предание говорит что один из живущих в ближайших селениях татар вздумал было поругаться над источником, засорить его и взять железный обруч с части сруба. Но Господь наказал его: татарин потерял зрение, ослеп. Будучи человеком богобоязливым, татарин стал очищать и поправлять источник, и просил Бога Единого простить ему вину и возвратить зрение. Искреннее раскаяние было принято Господом: татарин вновь прозрел. Местное духовенство передает, что с того времени и были установлены ежегодные крестные ходы из ближайших селений на место источника и явленной иконы, - крестные ходы, продолжающееся до настоящего времени.
Освобождение крестьян (1861 года) поставило помещиков в необходимость продать землю; ее купили крестьяне мордва и, вырубивши лес, пожелали открыть женский монастырь. Будучи направлены в своем желании к соседней землевладелице, Марии Михайловне Киселевой, крестьяне при помощи и содействии последней исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая и была открыта 20-го июля 1865 года. Пожертвованной на общину земли было от Марии Михайловны Киселевой 20 десятин, крестьянина села Болдова Василия Губкова 16 десятин, крестьянина села Мордовской Пишли Николая Роланкина 5 десятин, Дмитрия и Петра Костиных, Семена и Степана Захаровых тоже 5 десятин, а всего 46 десятин.
Родник, святой источник Донской иконы Богородицы
Республика Мордовия » Зубово-Полянский район » село Покровские Селищи
Славятся селищенские воды своей чистотой, своей целебной силой. Да и может ли быть иначе! Ведь именно здесь, в одном из живописнейших уголков Мордовии на протяжении нескольких столетий в трудах и молитвах проводили свою жизнь подвижники веры Христовой. И Господь внял их молитвам, Благословив сей край и наделив целебной силой воздух, воды, все то, что так необходимо человеку для его физического и духовного здоровья.
Большой цельбоносной силой обладает святой источник, освященный в честь иконы Божией Матери «Донская», который расположен в 3 км от монастыря. По преданию, одной слепой девочке приснился сон, в котором ей велено было идти именно к этому месту и умыться. Она выполнила это — пришла, умылась водой из источника и прозрела и там же увидела икону Донской Божией Матери. С тех пор источник почитается не только местными жителями, но и многочисленными паломниками, приезжающими в этот удивительный и живописный уголок, где все дышит любовью к Богу, любовью к человеку.
Благодаря усилиям насельников и при поддержке благотворителей в 2000 году на месте старой часовни, украшавшей святой источник и безжалостно сожженной в революционные годы, была построена новая часовня, в память о чуде, свершившемся много лет назад по милости Матери Божией.
Координаты:
N54°1'50.02"
E43°2'49.85"
Родник у села Новая Федоровка
Республика Мордовия » Старошайговский район
Освященный родник расположен в 1 км северо-восточнее села Новая Фёдоровка Старошайговского района Республики Мордовия. Источник обустроен, каптирован, вода чистая, прозрачная, дебет средний.
Уникальность источника в том, что он новый!
Далее пробую пересказать рассказ деревенского священника: "В конце 2000-х, начале 2010-х (он год говорил, но точно не помню) жила в Новой Фёдоровке пожилая женщина. Работала всю жизнь на селе, тяжело и вот недуг: отнялись ноги. Теперь женщина лежала на постели и могла только молиться. Однажды во сне ей явилась Божия Матерь и указала место за селом в поле - и сказала, что ей надо туда. Женщина очень разволновалась и с утра рассказала родным. Те отмахнулись от нее: столько дел, ещё ты тут со своими фантазиями...
Явление повторилось. Женщина со слезами просила родных отнести её. Ей опять отказали. Когда Богородица явилась в третий раз, женщина сползла с постели и на руках поползла к указанному месту. Назад она пришла уже на ногах.
Через год разразилась страшная засуха. Все колодцы в Новой Фёдоровке пересохли. Вода осталась только в чудесном источнике и все жители стали ходить сюда."
В колодце можно зачерпнуть ведро родниковой воды и облиться.
Координаты: 54°28'01.5"N 44°36'26.6"E
Меж привольных полей берет свое начало река Мокша. Полноводной красавицей течет она по землям Мордовии, торопясь соединиться на рязанщине с рекой Ока.
Из бугра бьет родник и образуется ручей. Здесь устроена смотровая беседка, а рядом установлен барельеф древней языческой богини по имени Мокошь.
Ей поклонялись лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад и считали Мокошь покровительницей плодородия.
Родник освящен, рядом установлен поклонный крест с иконами.
Исток Мокши находится в безлесном месте, в овраге из системы родников на территории Елизаветинского сельсовета, в 1,6 км юго-восточнее села Выглядовка Мокшанского района Пензенской области.
Родник, святой источник, исток реки Мокша у деревни Выглядовка
Исследования проведенные в 2009-2010 гг. показали, что с юга с. Выглядовка среди возвышенных мест тянется низина до с. Елизаветино, длинной около 6 км. Этот участок называют «Сухой Мокшей». В ложбине с песчаным и глинистым дном, глубиной 20-40 см, протекает пересыхающий ручей шириной 0,5-1,5 м (в мае 2010 г.).
Постоянное течение воды наблюдается ниже места впадения ложбины от святого родника, где также образуется небольшое расширение русла.
Настоящий водоток течёт в сторону Выглядовки в слабо разработанном русле. Местами берега обваливаются из-за сочащихся из них грунтовых вод, стекающих в русло.
Дно низины, где течёт ручей заболочено. По берегам ручья растут кустарники ивы, заросли рогоза широколиственного, камыша лесного и некоторых других влаголюбивых растений. Таким образом, исток Мокши представляет собой пересыхающий ручей, в настоящее время подпитываемый талыми и грунтовыми водами.
Он тянется до с. Выглядовка постепенно превращаясь в постоянный поток.
Родник, святой источник, исток реки Мокша у деревни Выглядовка
Близ истока находится небольшой пруд, на берегу которого можно уютно расположиться и отдохнуть. В этом замечательном месте, словно действительно отмеченном особым благословением природы, имеются выходы целебной голубой глины, которую местные жители издавна используют в лечебных целях.
На минуту, оставив суету повседневности, хочется присесть в удобной беседке и под напевное журчание рождающейся реки подумать о вечном – о родной земле, ее красоте и неисчерпаемых богатствах.
Где находится, как доехать:
Родник, святой источник, исток реки Мокша у деревни Выглядовка
Автор: Плаксин Олег
Пензенская область » Мокшанский район » деревня Выглядовка
Координаты:
53°18'45.4"N 44°32'04.9"E
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК СЕРАФИМА САРОВСКОГО НА РЕКЕ САТИС
Источник преподобного Серафима Саровского расположился на берегу реки Сатис, в поселке Цыгановка, за несколько километров от села Дивеево. Недалеко от этих мест, в лесах, жил сам преподобный. Ранее мы уже рассказывали Вам, что Серафим долгое время был отшельником и жил в келье, сооруженной прямо в лесу. Дремучая чаща, окружающая источник, напоминает о житие святого и дает ощущение его присутствия.
Внезапно открывшийся родник хотели засыпать, но в день, когда это решили сделать, у трактора, приехавшего на работу, сломалась деталь. А пока тракторист ждал ее, старичок снова появился и попросил не закапывать источник. Рабочий прислушался к старцу и отказался участвовать в сокрытии родника. А позже начальник, давший это распоряжение, был снят с места. Так, по чудесному стечению обстоятельств, родник был спасен.
В 1994 году русло реки изменили и рядом с часовней источника устроили искусственное озеро из родниковой воды. Так как вода в озере обладает целительными свойствами, сюда приезжают в надежде излечиться заболевшие, а те, кто не болен – закрепить свое здоровье, очиститься телесно и психологически. Люди разных возрастов, социальных слоев, убеждений становятся едиными в этом чудесном месте. Здесь воплощается идея, что все равны перед Богом, что то, что мы носим – будь то одежда или статус – это наностное, неважное, а может быть, и является корнем каких-то проблем.
17 июля 2009 года часовню источника освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Каждое Крещение вода в источнике освящается.
Свежий воздух, близость природы, наступающая бодрость после купания, очищают разум, успокаивают, «снимают» обыденные проблемы. Каждый, кто посещает эти места, как правило, приезжает с вопросом. Источник – финальная точка скитаний, место, где растворяются застаревшие мысли и обновляются, вдыхая в тело жизнь и словно перерождая его для новых свершений.
Вот, несколько полезных советов, которыми Вы можете воспользоваться, если решили посетить это место. Во-первых, обязательно искупайтесь — есть возможность выбрать открытый или закрытый тип купальни. Для купания рекомендуем Вам взять с собой свою ночную рубашку – вода в источнике освящается. Также можно взять с собой рубашки родственников и близких, чтобы окунуть их в святую воду. И обязательно прихватите с собой емкости для воды. А в часовне на источнике помолиться и взять сухари, освященные в котелке Серафима Саровского. И, главное — оставьте там все свои проблемы и вернитесь домой обновленными.
ТОПОНИМИКА РЕКИ САТИС
Чуден Сатис при тихой погоде… Многие из нас могли произносить это или что-либо подобное, глядя, как величаво катит свои воды главная водная артерия нашего города. Действительно, красивая у нас речка. И также многие ставят перед собой и окружающими вопрос: а как правильно ставить ударение в этом слове? Сáтис или Сатúс? Тут мнения сходятся не так единодушно.
Есть в окрестностях нашего города два одноимённых с рекой поселка. Один к западу от Сарова в Дивеевском районе (в нём расположен известный мясокомбинат), другой – к востоку, в Первомайском (там железнодорожная станция и мебельная фабрика). Но названия этих поселков одинаковы лишь на первый взгляд. Дело в том, что жители дивеевского Сатиса в основном делают ударение в названии на первом слоге, а жители первомайского на втором. Наш город тоже традиционно относится к «зоне А», а не к «зоне И». Однажды, когда я произнёс в разговоре «Сáтис», один человек из Сатиса первомайского даже не понял, о чём идёт речь. Более эрудированные жители этого посёлка иногда говорят так: «есть Сáтис, а у нас – Сатúс». Так кто же прав: дивеевцы или первомайцы?
Немногие топонимисты ломали голову над происхождением названия нашей реки. Н.Д. Русинов предложил объяснение на основе татарской лексики: саи – ‘мелкая’ и тиз – ‘быстрая’ .
Знаток марийской топонимики И.С. Галкин предложил патронимическое (то есть имеющее в основе имя главы жившего здесь рода) происхождение от финно-угорского имени Сатий/Сатыш. Есть и более экзотические толкования, например от имени индийского бога мудрости Сатыш, но все они рассматривают топоним Сатис индивидуально, а ведь не так далеко от нас находится довольно компактный куст названий рек, также оканчивающихся на –ис. Этот ареал лежит в Пензенской области.
Наш саровский исследователь Леонид Николаевич Пляшкевич считает, что эти топонимы индоевропейского (точнее – балтского) происхождения. Действительно, во времена эпохи бронзы в наших краях жили племена фатьяновской археологической культуры, носители которой по мнению большинства учёных говорили на языке балтской группы. В таком случае топониму Сатис уже не менее трёх тысяч лет.
______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Из истории сакральных мест республики Мордовия. Е. Н. Мокшина, Ю. В. Катламина. 2014 г.
сайт MordovMedia.ru
Источник: Вячеслав Смирнов. Родники Мордовии / Вузовская наука – региону : материалы всерос. науч.-техн. конф., 25 фев. 2017 г. Т. 1 / [отв. ред. А.А. Плеханов]. – Саранск, 2017.
Дмитрий Орехов. «Святые источники России».
Министерство экологии и природопользования республики Мордовия.
Кудров, А.Г. Родники Мордовии: формирование, экология, охрана/ А.Г. Кудров. 2000.- 128 с.
«Республика Мордовия» в Большой Советской Энциклопедии
Официальный сайт Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Мордовии.
Родники и источники Мордовии.
Вложение | Размер |
---|---|
1487165566 (1).jpg | 170.83 КБ |
1487165566 (2).jpg | 318.96 КБ |
1487165566 (3).jpg | 355.18 КБ |
1487165566 (4).jpg | 109.53 КБ |
1487165566 (5).jpg | 122.26 КБ |
1487165566 (6).jpg | 155.77 КБ |
1487165566 (7).jpg | 301.56 КБ |
1487165566 (8).jpg | 267.29 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 6995 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий