Священная роща Лукаш

Священная роща Лукаш с культовой поляной Лугакужо находится на вершине холма в бассейне речки Ежать. 

Из местных преданий и описаний этнографа Зеленина Д.К. (1913 год) известно, что роща была местом общественных молений,

где проводились эрзянские календарные праздники и праздники плодородия. 

 

В описании Зеленина Д.К. Сообщается также, что в этой же роще в XVI веке провели насильственное крещение эрзянского населения окрестных сел Пичингуши, Новосёлок, Чиргуши и Крапивки, собравшегося здесь на традиционное общее волостное моление. Участники моления были окружены солдатами и насильственно крещены под наблюдением чиновников. 

После этого под страхом тюрьмы им было запрещено посещение священной рощи, однако вплоть до конца XIX века жители окрестных сёл тайно посещали сакральное место.В наше время роща Лукаш — природно-исторический памятник природы областного значения; имеет она и культурное значение. 

В основном здесь растут дубы, липы и осины с плотным подлеском из рябины, шиповника и крушины. Камень в центре поляны Лугакужо — молельной поляны — представляет собой валун розового гранита размером около 1 метра в диаметре с естественным опоясывающим желобом. Этой чертой он похож на другие культовые камни, например, камень в урочище «Тот свет» в Дивеевском районе. 

До нашего времени дошла примета: нельзя обходить жертвенный камень три раза, иначе можно потерять ориентацию и не выйти из священной рощи.

В 2008 году благодаря местным краеведам во главе с директором Лукояновского центра эрзянской культуры Николая Аношкина памятное для эрзян место было локализовано и обустроено. 

Вскоре здесь спустя сотни лет вновь прошел священный обряд «Эрзянь Раськень Озкс» при участии ансамбля «Ламзурь» из республики Мордовия. 

С 2008 года и ежегодно в рамках фестиваля «Эрзянь лисьмапря» эрзяне со всех краёв здесь проводят эрзянский летний обряд «помин предков».

 

Путешествие в священную рощу Лукаш

В этом году же нам посчастливилось посетить ещё одно из немногих сохранившихся священных мест эрзянского народа на юге Нижегородской области — священную рощу Лукаш с её культовой поляной Лугакужо. Находится она вершине холма в бассейне речки Ежать у села Новосёлки Лукояновского района.

По местным приданиям и описаниям этнографа Зеленина Д.К. известно, что роща была местом общественных молений, где проводились эрзянские календарные праздники и праздники плодородия . В этой же роще в 16 веке, как сообщается в описании Зеленина Д.К. Опубликованном в 1913 году, проводилось насильственное крещение эрзянского населения окрестных сел Пичингуши, Новосёлок , Чиргуши и Крапивки, собравшихся здесь на традиционное общее волостное моление. Собравшиеся здесь люди были окружены солдатами и насильственно крещены под наблюдением чиновников. После чего, под страхом тюрьмы им было запрещено посещение данного святилища, однако вплоть до конца 19 века жители окрестных сёл тайно посещали это сакральное место. До нашего времени дошли приметы о том, что нельзя обходить жертвенный камень три раза, иначе можно потерять ориентацию и не выйти из священной рощи.

В наше время роща Лукаш является природно-историческим памятником природы областного значения и имеет эстетическое, историческое и культурное значение. Роща образована в основном дубом, липой и осиной с плотным подлеском из рябины, шиповника и крушины. Камень в центре поляны «Лугакужо» — молельной поляны представляет собой валун розового гранита, размером около 1 метра в диаметре с естественным опоясывающим желобом.  Этой чертой он похож на другие культовые камни, например камень в урочище «Тот свет» в Дивеевском районе.

 

В 2008 году благодаря местным краеведам, во главе с директором Лукояновского центра эрзянской культуры Николая Аношкина, памятное для эрзян место было локализовано и обустроено. А вскоре, спустя сотни лет, был вновь проведён священный обряд «Эрзянь Раськень Озкс» при участии ансамбля «Ламзурь» из республики Мордовия. С 2008 года, ежегодно, в рамках фестиваля  «Эрзянь лисьмапря», эрзянами со всех краёв здесь проводится эрзянский летний обряд  «помин предков».

  

 Паспорт памятника природы – священная роща Лукаш

Полное официальное наименование ООПТ: 

государственный памятник природы областного значения "Мордовская священная роща Лукаш"

Установочные сведения

Текущий статус ООПТ:  Действующий

Категория ООПТ:  памятник природы

Значение ООПТ:  Региональное

Дата создания:  14.06.1994

Местоположение ООПТ в структуре административно-территориального деления: 

Приволжский федеральный округ›Нижегородская область›Лукояновский район

Общая площадь ООПТ:  11,5 га

Площадь морской особо охраняемой акватории:  0,0 га

Название документа Дата Номер

Распоряжение главы администрации Лукояновского района Нижегородской области от 14.06.1994 №2/213р 14.06.1994 2/213р

Постановление законодательного Собрания Нижегородской области от 29.11.1994 №126

Об объявлении природных объектов государственными памятниками природы областного значения (Кулебакский, Лукояновский районы) 29.11.1994 126

! Распоряжение правительства Нижегородской области от 10.08.2006 №591-р

Об особо охраняемых природных территориях 10.08.2006 591-р

Постановление правительства Нижегородской области от 30.03.2007 №98

Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов вне границ населенных пунктов Нижегородской области 30.03.2007 98

Территориальная структура ООПТ

Кластерность: 

Количество участков: 1

Источники информации об ООПТ:

Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень.

Бакка СВ, Киселева НЮ

Минприроды Нижегородской области, Н. Новгород (2009) : 560 с. 

Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Часть II.

Потапова НА, Назырова РИ, Забелина НМ, Исаева-Петрова ЛС, Коротков ВН, Очагов ДМ

М.: ВНИИприроды (2006) : 364 

  

 

ЭРЗЯНСКАЯ КУЛЬТУРА

Роща Лукаш считается памятником природы районного значения, однако этот статус получил не из-за природной красоты. Роща для окрестных эрзянских сёл являлся сакральным местом летних молений Инешкипазу и умершим предкам. То есть роща была природным храмом для многих поколений с глубокой древности. Статус священная роща, почитаемая людьми, осталась не измененным и в настоящее время. Это ныне смешанный лес, еще не старый, где на территории 11 га произрастают, как смешанном ввиде, так и бором сосна, ель, дуб и осина. Береза и осина засоряют ценные породы леса. Как памятник природы закреплен за Разинским лесхозом 30-й квартал Лукояновского лесничества.

   Ныне это комплексный памятник природы и культа, куда входит и этнопарк на роднике «Кельмелисьмалеень лисьмапря». Центр рощи поляна «Лугакужо» на которой розовый алтарный камень. Исторические источники тоже в пользу этого статуса. В записях профессора Императорской Академии Зеленина Д.К. в журнале «Этнография» за 1913 год имеется следующее, что во время традиционного летнего обряда, присутствующий на молебене народ был насильственно крещен в православие. Проведение этнических праздников было запрещено властями.

       В июне 2008 года наша небольшая группа актива музея эрзянской культуры ( Клуб КИЭС)- любителей эрзянской старины провела поиски алтарной поляны. Но прежде были опросы людей старшего поколения в селе Новосёлки (Од веле) из которого поняли, что поиск алтаря приведет к успеху. Камень предков должен быть на месте. Заодно и записали суеверия по отношению этого места - «Если обойти молебную поляну три раза против хода солнца, вы из рощи обратно не выйдете, заплутаете навсегда. Если не страшно, можете проверить». Роща была местом общественных молений, где проводились эрзянские календарные праздники плодородия, помин предков. 

 

 Наша группа, это четыре мужчины Михаил Репин из Новоселок, Алексей Жагарин из Атингеева, Александр Савкин из Лукоянова и я, директор эрзянского музея культуры Николай Аношкин в течении четырех часов упорно искали алтарный камень, вокруг которого должна быть поляна. Уже отчаялись в результате, припомнили местные суеверия, когда услышали голос из чащи Александра Савкина: «Муи!. Садо тей!» Камень весь оброс густым и длинным мхом, пройдешь рядом и не заметишь.  

На радостях сгребли мох, обнажив розовое тело, не пожалев две 1,5 литровые бутылки пива вымыли им алтарь. Пиво шипело на камне подымало восторг в душе после мучительного поиска. Наскоро убрали сухой и прелый валежник вокруг камня. И уже, через несколько дней , благодаря Ивана Понина -(работал начальником Лукояновского ПАП), мы организовали работы по благоустройству поляны. Мною были изготовлены и оформлены плакаты и жертвенный металлический столик. При работах земля оказалась очень жёсткой, веками не тронутый, земляные работы прошли с большим усилием.

 

      Чтобы закрепить начатое дело, актив музея решил провести праздник, с реконструкцией эрзянских молений. И вот в последнюю субботу июля из Саранска приехали люди. Фонд спасения эрзянского языка, инязор Кшуманцянь Пиргуш (Мусалев Г.Д.) организовал приезд фольклорной группы «Ламзурь», руководимой Щанкиной Раисой. На удивление собралось очень много народа, в основном сельские жители. Поляна леса, возможно, не видела столько народу с времён языческих эрзянских молений…  

Обряд поминания настолько была красочной, духовно насыщенной - люди с удивлением слушали «пазморот»- божеские песни, молитвы Инешкипазу, Умершим предкам, провели помин хлебом и мёдом, а за тем, тронулись к роднику, где фольклорная группа провела концерт на эрзянском языке для собравшихся.  

Праздник настолько понравился людям, что они подходили к нам  , просили на будущее лето повторить праздник. Так зародилась традиция летних праздников на роднике. После успешного праздника летом 2010 года, в присутствии многочисленных гостей, начальница районного отдела культуры Татьяна Федосеева объявила о решении на 2011 год провести межрегиональный праздник национальных культур «Эрзянь лисьмапря».  До основания ЭТНОПАРКА, остался один шаг.  

Благодаря помощи работников культуры Мордовии, в первую очередь фольклорной группе ансамбля «Ламзурь», руководимые сначала Маризь Кемаль, а за тем Раисой Щанкиной от праздников на мааре «Кшекуравае» и керемети пришли праздникам этнической эрзянской культуры на роднике «Кельмелисьмалеень»- этнопарка. Популярность проводимых обрядов растет из года в год – это и есть настоящее возрождение подлинной культуры народа. Организатор и вдохновитель этой работы не признанный официально - подлинный Центр эрзянской культуры, музей эрзянской культуры- самостоятельное подразделение Лукояновской районной культуры.

     

Как доехать, где находится:
На автомобиле:
 трасса Нижний Новгород - Лукоянов, далее Лукоянов - Гагино,

GPS-координаты этнопарка и рощи: N55.092311 E44.751694  
На общественном транспорте:
Нижний Новгород - Лукоянов: маршрутка №675 от Канавинского автовокзала до Лукояновского автовокзала. Расписание (по состоянию на май 2015 г.): 7:25, 9:55, 12:40, 14:35, 16:20, 18:05 и 19:15. Время в пути около трех часов. Стоимость 380 рублей. Расстояние 170 километров, примерно 3 часа пути.
До музея эрзянской культуры: 
От Лукояновского автовокзала перейти на другую сторону, на остановку общественного транспорта. Далее на любом автобусе или маршрутке до площади Мира. 
До эрзянского этнопарка: 
От Лукояновского автовокзала перейти на другую сторону, на остановку общественного транспорта. Автобус с надписью "Новоселкино". Попросить водителя остановить возле эрзянского этнопарка, остановки поблизости нет.  
Обратный маршрут:  
Маршрутка №675 от Лукояновского автовокзала. 
Расписание маршруток Лукоянов - Нижний Новгород (по состоянию на май 2015 г.): 6:40, 7:20, 8:00, 9:20, 10:20, 13:00, 14:20, 16:10. Стоимость: 380 рублей  
Стоимость такси: 
2500 рублей в одну сторону. Телефон такси в Лукоянове: 8-952-442-64-84 Также можно договориться с частниками, дежурящими у Лукояновского автовокзала, но придется ждать, пока наберется машина. Стоимость места - 400 рублей. 
Гостиница в Лукоянове: 
"Золотая рыбка" (ул. Пушкина 59 Е, недалеко от автовокзала), цена от 600 рублей за номер.
  


 

 

Родник «Кельме лисьма леень лисьмапря», священный источник между селами Саврасово и Новоселки.
Нижегородская область,  Лукояновский район, этнопарк Эрьзян Мастор.
Священная роща Лукаш.


 Родник, священный источник в священной роще «Лукаш» расположен в этнопарке Эрзянь Мастор, около автодороги, в 3.2 км юго-восточнее села Саврасово и в 3.2 км северо-западнее села Новоселки Лукояновского района Нижегородской области. 
«Кельме лисьма леень лисьмапря», что в переводе с мордовского означает «Холодный колодец речной родник».
 Рядом с аншлагом, названием родника можно увидеть символ Инешкипаза - верховного бога эрзя, а у колодца установлен идол Ведьавы - божества воды. Место удивительно тихое и уютное.
 В этнопарке установлены уникальные деревянные скульптуры, роща имела сакральный смысл для народа эрзя, обосновавшегося здесь за столетия до появления в этих краях русских поселений.
 Эрзянский родник (ознумалей) Лукаш сероводородный, обустроен каптирован, слив воды по трубе.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Описание из книги Бакка С.В. Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н. Новгород, 2008.

http://erzan.ru/news/kak-zarozhdaetsya-erzyanskii-etnopark

Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)

Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.

Все о мордве [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.

В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007

Шаронов А. М. Эрзя, мокша, русь в историографии России. — Саранск, 2013. — 259 с.

 «История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996

   

 

ВложениеРазмер
5055012123 (1).jpg260.51 КБ
5055012123 (2).jpg260 КБ
5055012123 (3).jpg197.01 КБ
5055012123 (4).jpg225.71 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru