Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак

 Марийский Сарамак — деревня в Кизнерском районе Удмуртии, входит в Крымско-Слудское сельское поселение. 
Находится в 28 км к югу от Кизнера, в 65 км к юго-западу от Можги и в 140 км к юго-западу от Ижевска.

Расположена на реке Сарамачка.    

    

СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!

    КЛАДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!

    ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!

  СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!

   ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

 

 Численность населения:
 166 жителей в 2008г, 110 в 2010г, 91 (2016), марийцы (76% в 2002).
Где находится:
Координаты:   56°2'8"N   51°28'34"E
 
Сарамачка — река в России, протекает в Кизнерском районе Удмуртской Республики и Кукморском районе Республики Татарстан. Левый приток реки Лубянка, бассейн Камы.
Сарамачка начинается в овраге юго-западнее села Бемыж. Протекает через деревни Русский Сарамак, Удмуртский Сарамак и Марийский Сарамак (все в Удмуртии). Впадает слева в Лубянку выше села Лубяны. Длина реки составляет 16 км.
По данным государственного водного реестра России относится к Камскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Вятка от города Вятские Поляны и до устья, речной подбассейн реки — Вятка. Речной бассейн реки — Кама.
Код объекта в государственном водном реестре — 10010300612111100040530.

Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак

 СВЯЩЕННАЯ РОЩА В Д. МАРИ-САРАМАК
Номинация «Священные места Кизнерского района»
Кюсото “Агырман писте”.
Участник: Губернаторов Сергей Алексеевич
В Мари-Сарамаке сохранили рощу, где с давних пор проводились моления. Эти рощи выбирались не просто так. Люди не подходили к любому дереву и не говорили «мы будем тут молиться». Эти места с определенной энергетикой. Наши предки умели узнавать и распознавать такие места.
В Мари-Сарамаке священная роща (кÿсото) в настоящее время представляет собой несколько старых лип. Географические координаты священной рощи - 56.030858, 51.485746. Находится недалеко от деревни. Эта роща у нас называется «Агырман писте». Место моления приезжали изучать ученые.
Моления проводятся два раза в год, летом и осенью. Без особой надобности рощу посещать запрещено. Нельзя там рубить деревья. Готовить дрова, собирать грибы, ягоды.

Священная марийская роща
Перед молениями обязательно моются в бане, чтобы смыть с себя грязные мысли и помыслы. Нельзя присутствовать на молениях в пьяном виде, с дурными мыслями, есть еще некоторые табу. Во время молений разжигаются несколько костров. Причем все последующие костры разжигаются от первого. 
В рощу заходят только с разрешения, без разрешения вход в рощу запрещен. Входят только с западной стороны. Моление проводит карт. Если карт один, то из жителей присутствующих на молениях он выбирает себе помощника. Если картов несколько, молением руководит старший (верховный) карт, остальные ему помогают. 
Во время молений зажигается свеча, устанавливается шаге (вроде стола). Карт всем подает шорву (шорва – медовая сыта). Карт просит у Ош Куго Юмо (верховное божество у марийцев) плодородия, чтобы урожай был хорошим, чтобы у марийского народа и у других народов был достаток. При этом карту запрещено что-либо просить для себя или для кого-то лично. Моления проводятся с целью, чтобы у народа было все хорошо.После молений опять моются в бане.
   
 Священная марийская роща
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЩЕННЫХ РОЩ
 В Удмуртии будут исследовать священные рощи народа мари. Историки полагают, что эти уникальные объекты природы, связанные с культурой и религией марийцев, должны охраняться законом. На территории нашей республики таких рощ несколько десятков. Причем, в некоторых из них всё ещё молятся древним богам.
Старинный мотив, национальный язык. Деревенский коллектив «Сарамак семь» поет только марийские песни. Репертуар для концертных программ собирали годами, буквально по крупицам.
Сергей Губернаторов, директор сельского клуба д. Мари — Сарамак: «Женщины помнят, они поют — с малолетства пели и слышали от бабушек, так вот и репертуар набирается».
Так в единственной на весь Кизнерский район марийской деревне местные жители возрождают национальные традиции. В Мари-Сарамаке есть еще одна. Правда, с фольклором никак не связана. Это «кусото» —  священная роща — уникальная культура марийцев, в таких местах всё еще молятся древним богам.
 
Семен Губернаторов называет себя «картом». Или марийским шаманом. Под его руководством здесь проходят общественные моления. Точно так же, как их проводили предки.
Сергей Губернаторов, марийский шаман: «Здесь молятся природе, значит, природа дает веру, а вера дает силу жизни».
В периметр рощи без карта не ходят, а к старым липам деревенские и вовсе стараются без надобности не прикасаться. В Мари-Сарамаке пытаются сберечь прошлое. В этом помочь им готовы и специалисты. В Удмуртии готовят проект по защите уникальных рощ мари.
Анатолий Радыгин, председатель Союза марийцев Удмуртии: «Эти рощи обследуют, подготовят учетные карты. А дальше — в зависимости от результатов. А вдруг окажется, что все эти места — плод больного воображения местных жителей, которые сегодня решили открыть это молельное место. Поэтому первый этап — самый важный. Он нам даст научно-обоснованные выводы о том, что это именно священная роща».
Тогда такие рощи возьмет под охрану государство. Уже весной в экспедицию по священным местам марийцев намерены отправиться уфологи, археологи и краеведы.
 
 
ДЕНЬ МАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На территории Удмуртской республики неделя с 13 по 19 ноября была объявлена днями марийской культуры. Их предназначение – познакомить с культурой и традициями народа мари как можно большее количество людей, показать, как марийцы умеют беречь и ценить достояние своей нации. Не в каждом районе Удмуртии есть компактные места проживания представителей этой национальности – всего в 13 населённых пунктах живет народ мари, немногим более 8 тысяч людей относят себя в нашей республике к этой национальности.
     Одна из истинно марийских деревень республики – это наш Марийский Сарамак. Сегодня в нем – около 100 жителей. Но актив общества марийской культуры Кизнерского района во главе с его председателем С.А. Губернаторовым знают и в соседних районах, и даже регионах. Женский самодеятельный ансамбль “Сарамак сем” – постоянный и желанный участник множества мероприятий межрайонного и межрегионального уровней.
А 19 ноября мари-сарамакцы сами пригласили к себе гостей. Это было заключительное мероприятие в рамках дней марийской культуры на территории МО “Крымско-Слудское”. 
Его предваряли организованная в стенах Мари-Сарамакского сельского клуба выставка марийской литературы и предметов быта (интересно, что двум экспонатам – старинным платьям более 100 лет), еще одна выставка марийской литературы в Удмурт-Сарамакской библиотеке. На 30 ноября запланировано проведение межнационального фестиваля “Радуга культур” в Крымско-Слудской школе, готовится к открытию выставка, посвященная МО “Крымско-Слудское” и в районном краеведческом музее, естественно, экспозиция Марийского Сарамака здесь тоже будет представлена.
 деревня Мари-Сарамак
     Ну, а в воскресный день в Мари-Сарамак потянулись гости. Это творческие коллективы из города Можги и деревни Иж-Бобья Граховского района. Не остались в стороне и жители деревни Руский Сарамак, соседи-сарамакцы очень дружны между собой, много общаются и приходят друг к другу в гости вот на такие мероприятия. С пышным караваем, марийскими встречальными песнями под аккомпанемент В.П. Маева встречали жители деревни в сельском клубе своих друзей, которые, по традиции, привезли с собой угощения – национальные блюда, пироги, другие гостинцы.
 
     - Очень рады видеть вас на нашей гостеприимной земле, – поприветствовал на правах хозяина гостей Мари-Сарамака Сергей Алексеевич Губернаторов и продемонстрировал видеопрезентацию, своеобразный отчет о проделанной обществом марийской культуры работе за текущий год. В котором – множество проведенных мероприятий – от “Семыка” до “Марийской лыжни”.
     Для встречи с активом трех районов на встречу прибыл и председатель национально-культурной автономии “Марийцы Удмуртии” А.И. Радыгин. 
А поэтому встреча получилась не только творческой, но и деловой. Анатолий Ильич, в преддверии съезда марийцев Удмуртии, а он состоится в начале декабря в Доме дружбы народов в Ижевске, рассказал о деятельности автономии, о проблемах, которые требуют решения, о планах работы, и, конечно, поблагодарил жителей Мари-Сарамака за теплый и душевный прием. Отметив при этом огромный вклад в дело сохранения и развития родной культуры жителями деревни и марийским обществом Кизнерского района.
      Ну, а какой же праздник без песен и танцев? В фойе клуба они сопровождали все течение праздничного вечера – теплого, по-семейному доброго и душевного. Каждый коллектив продемонстрировал свое мастерство и умение, ведь обмен опытом – главная цель такой встречи. Не обошлось и без общения за праздничными столами – с горячей ухой, салатами, разнообразной выпечкой и национальными блюдами. 
Стоит поучиться тому, как умеют принимать гостей в Мари-Сарамаке! С какой любовью и трепетом они относятся к проведению каждого своего мероприятия, бережно сохраняя язык, традиции своих предков. Спасибо им за это.
 
                                                                             Праздник Масленица в деревне                                               Масленица
ДЕНЬ ТУРИЗМА КИЗНЕРСКОГО РАЙОНА УДМУРТИИ
День туризма в нашем районе на проведение мероприятий выдался насыщенным. В первой половине дня Кизнерским районным Домом детского творчества и отделом по физической культуре и спорту Администрации МО “Кизнерский район” были организованы районные соревнования “Спортивное ориентирование”. Их активными участниками стали обучающиеся из восьми школ нашего района.

Всего на конкурс были заявлены 20 работ. Надо отметить, что отличительной особенностью данного мероприятия стало отсутствие каких-либо ограничительных рамок, то есть свои работы можно было отправлять в любом формате: это рассказы, фотографии, эссе, видеоролики, презентации. Участники: обучающиеся 5-11 классов и старше. Конкурсные работы оценивались по следующим критериям: достоверность информации, касающейся реальных исторических фактов, новизна или малоизвестность информации, доступность и привлекательность изложения подаваемого материала, приветствовалось наличие фотографий и объектов показа.
С трепетным чувством выступали участники номинации “Священные места Кизнерского района”. И это понятно. Долгое время священные места были, в какой-то степени, закрытой, не публичной темой, и знали об этих местах только местные жители и, как могли, оберегали их от посторонних. Священные места практически были во всех поселениях, но, к сожалению, все меньше остается очевидцев, поэтому мы должны ценить каждую информацию, как дань памяти нашим предкам и передавать ее из поколения в поколение. Из выступлений участников мы узнали, что молельные места были рядом с деревней Поляково (“Священный огонь рода Булда”, Николай Алексеевич Перминов, глава МО “Старокармыжское”), д. Новый Трык (“Восяськон сик”, Елена Алексеевна Картошкина, учитель школы №2 им. генерал-полковника Капашина В.П.), а священная роща “Агырман писте” в д.Мари-Сарамак, упомянутая в выступлении Сергея Алексеевича Губернаторова, заведующего Мари-Сарамакским сельским клубом, занесена в перечень объектов культурного наследия.
Историю единственной сохранившейся удмуртской куалы в д. Безменшуре в своей исследовательской работе “Загадки старины” рассказала Александра Александрова, обучающаяся 9 класса Безменшурской школы.
Впечатлили работы участников номинации “Легенды и реальность Кизнерского района”. И было от чего! Выступление Кирилла Белкова, обучающегося 10 класса Старободьинской школы, о необычных огромных грибах, растущих по магическим кругам на старободьинском поле, заставило задуматься о необъяснимых чудесах и загадках нашей природы. Не менее интересной стала работа Надежды Михайловны Подъячевой, библиотекаря Русско-Косинского филиала Кизнерской библиотеки. Оказывается, что такое чудо природы, как “Говорящий родник”, можно увидеть и неподалеку от деревни Русская Коса! Жаль, что не всегда бережно относятся люди к окружающим их природным красотам.      
  


ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ
Жители поселка Кизнер Удмуртской Республики Сергей Губернаторов и Семён Миронов, став безработными, смогли проявить свои скрытые способности: творческие и организаторские.
Жители поселка Кизнер Удмуртской Республики Сергей Губернаторов и Семён Миронов, став безработными, смогли проявить свои скрытые способности: творческие и организаторские. Сергей Губернаторов, бывший охотовед-егерь, написал книгу об истории своей родной, единственной в Кизнерском районе марийской деревни Мари-Сарамак. 
Исследовательская работа Сергея Губернаторова началась более десяти лет назад, когда он задумал восстановить историю деревни. Сначала набрал материалов на статью в газету. Работа его увлекла, и он решил написать книгу. Ездил в архивы, перечитывал литературу, ходил по старожилам. И вот небольшая, но интересная и серьёзная книжка «Саре Маке, Саран Ямак, Сарамак» увидела свет.
Семён Миронов, ещё недавно проходивший военную службу по контракту, организовал волейбольный турнир, в котором приняли участие 8 команд. Он является поклонником многих видов спорта. Играет в футбол, волейбол, теннис. В организованном им волейбольном турнире победила команда воинской части, выиграв у ветеранов спорта со счетом 2:1.
  


 
ПРАЗДНИК СЕМЫК
18 июня в деревне Мари Сарамак Кизнерского района Удмуртии пройдет традиционный республиканский национальный праздник марийского народа Семык, посвященный национальным героям марийского народа.
Неотъемлемой частью праздника являются общественные моления, которые пройдут 17 июня для жителей деревни с участием карта (жреца) из Татарстана.


В празднике примут участие официальные лица, делегации из городов и районов Удмуртии, представители марийских диаспор из Татарстана, Кировской области, активисты национально-культурных объединений «Одо Мари Ушем», Союз марийской молодежи «Ужара» («Заря»), мастера Центра декоративно-прикладного искусства Кизнерского района, сообщили в Министерстве национальной политики Удмуртской Республики.
Также в празднике примут участие художественные коллективы, среди которых марийский народный ансамбль «Марий сем» из Набережных Челнов, народный ансамбль марийской песни «Эрвел» из Менделеевска, народный ансамбль песни и танца «Ош пеледыш» из Кировской области, народный фольклорный ансамбль «Олык сем» из Звениговского района Республики Марий Эл.
В программе праздника – песни, мелодии, игры, легенды, поговорки и пословицы, а также отдельные темы - «Рошто удыр», «Мари ярминга», «Проводы в армию», «Марий суан», «Шочмо кече», «Рождественские посиделки» и др.
Отметим, что Семык – это один из самых значимых и любимых праздников марийского народа. Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь.

   

 
________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Газета «Зори Кизнера».
Марийские села и деревни Удмуртии.
Группа деревни Мари-Сарамак Вконтакте.
Списки населенных мест Российской империи. Том X. Вятская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859—1873 годов.
 Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О. М. Безносова, С. Т. Дерендяева, А. А. Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 109. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4.
 Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О. М. Безносова, С. Т. Дерендяева, А. А. Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 127. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4.
 Сектор архивной работы Администрации МО «Кизнерский район». Фонд Р-131. Архивная коллекция видеодокументов. ЦГА УР. 
Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.
 Эскизы преданий и быта инородцев Вятской губернии. Эскиз I-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 26; Эскиз II–й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков в рассказах стариков и в современных обрядах / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 6-8.
 Егоров, Е. К. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области // Научно-отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. Ф. РФ. Оп. 2-Н. Д. № 437. С. 47.
 Атаманов, М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск, 1997. С. 175.
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 11. Средний Урал и Приуралье. Вып. 1. Кама / под ред. В. В. Николаенко. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 324 с.
Статья про восточных марийцев.

 

 

ВложениеРазмер
Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак157.81 КБ
Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак187.35 КБ
Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак376.41 КБ
удмуртские мари275.22 КБ
Священная марийская роща деревни Мари-Сарамак427.25 КБ
546267688890 (6).jpg167.52 КБ
546267688890 (7).jpg390.98 КБ
546267688890 (8).jpg426.18 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

отмена моления в священной роще

В деревне Визимбирь Куженерского района Марий Эл 4 июня были отменены заранее запланированные моления в священной роще в честь древнего весеннего праздника марийцев Агавайрем.

Об этом в соцсетях сообщила жительница Йошкар-Олы, общественный деятель Ираида Степанова. Она опубликовала в ВКонтакте видео, на котором 83-летняя жительница деревни Зоя Антонова рассказывает о значении праздника и сожалеет, что местным жителям не дали провести этот обряд.

«Жителям деревни Визимбирь Куженерского района власти запретили выходить молиться на Агавайрем, который был намечен на 4 июня 2020 года. Местные жители знают о правилах безопасности в данный период, связанных с коронавирусом, заранее были ознакомлены со всеми правилами, и приготовили все необходимое для безопасности», — написала Степанова.

Президент фонда «Ош кече» и соучредитель этой организации вместе с Ираидой Степановой Виталий Головин рассказал корреспонденту «Idel.Реалии», что собирался принять участие в молениях в деревне Визимбирь. По его словам, Степанова уточняла информацию о возможности проведения молений с замминистра культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Галиной Ширяевой. Никаких запретов не было, при условии, что в молельную рощу придут не более 100 человек.

— Но когда мы приехали, стало известно, что одному из местных жителей, связанному с организаторами молений, позвонил глава Куженерской районной администрации и потребовал их отменить, — отметил Головин.

Головин предполагает, что звонок главы района не случаен: таким образом чиновник выполнил указание министерства внутренней политики Марий Эл или администрации главы региона. Головин полагает, что власти Марий Эл посчитали его нежелательной персоной на молениях:

— Я планировал принять в них участие в качестве карта, для этого я получил благословение одного из местных картов, — заявил он.

Президент фонда сохранения и развития нематериального культурного наследия народа мари рассказал о недавней серии негативных и оскорбляющих его публикаций, которые разместил в своем телеграм-канале «Марийский ватникъ» провластный блогер Константин Строкин. Строкин предположительно специализируется на выполнении заказов министерства внутренней политики Марий Эл: объектами его субъективных хейтерских (ненавистнических) публикаций становятся оппоненты действующей власти и неподконтрольные чиновникам министерства общественные деятели. Некоторые из телеграм-публикаций Строкина, посвященных Виталию Головину и Ираиде Степановой, появились в мае соцсетях.

Это произошло после того, как он публично обратил внимание на юридическое несоответствие: верховным картом чиновники республики продолжают титуловать человека, не являющегося им по уставу организации традиционной марийской религии (по неофициальной информации, республиканские чиновники пытаются сейчас изменить устав централизованной религиозной организации, возможная цель этих изменений — пожизненный статус верховного карта). Головин сообщил, что консультируется со своим адвокатом по поводу судебных исков к провластному блогеру.

Один из жителей деревни Визимбирь сообщил корреспонденту «Idel.Реалии» что о дате проведения молений стало известно примерно полторы недели назад. По его мнению, моления отменили “из-за эпидемии”. При этом, он считает, что местные жители, в своей массе не собирались в молельную рощу.

Председатель централизованной религиозной организации марийской традиционной религии Василий Смирнов сообщил корреспонденту «Idel.Реалии», что в настоящее время в республике не проводятся моления в священных рощах. Он полагает, что действуют ограничения, связанные с режимом повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. Смирнов считает, что поэтому, в процессе согласования вопроса о молениях необходимы консультации с властями конкретных районов. Он посетовал, что ситуация с пандемией коронавируса и ограничительными мерами из-за нее оказывает влияние на возможность проводить культовые мероприятия в священных рощах. Смирнов не стал комментировать ситуацию, когда в Марий Эл разрешены (с соблюдением мер безопасности) посещения церквей и мечетей, но не разрешены моления. Он также отказался обсуждать версию, что моления могли быть запрещены из-за участия в них неугодного чиновникам Марий Эл Виталия Головина.

По словам председателя религиозной организации, первые моления на Агавайрем состоятся в Йошкар-Оле 14 июня. На 21 июня запланированы Всемарийские моления на горе Чимбулат (они проводятся на территории Кировской области, но организуют их священнослужители Сернурской общины традиционной религии мари).

В Марий Эл до 21 июня действует режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В конце мая глава республики внес изменения в свой указ, они значительно смягчают режим ограничений. В регионе запрещены массовые публичные, спортивные, зрелищные мероприятия. Действует карантин для въезжающих из других регионов — 14-дневный режим изоляции. 

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru