Город Чухлома

Чухлома

Есть в России древние города, о существовании которых знают только местные жители да специалисты-краеведы. Один из них – Чухлома Костромской области.
Город этот находится в 45 километрах на Северо-восток от Галича – рукой подать. Вот мы и решили, побывав в Галиче совершить маленькую экскурсию в Чухлому.
Из Галича в Чухлолму ходит автобус, но мы, как обычно, воспользовались автомобилем.
  

Дорогу найти оказалось не сложно, во-первых, все местные ее знают, во-вторых – это единственная проезжая дорога на Северо-Восток, кроме нее в том направлении только проселки.

Природа вдоль дороги настоящая: нехоженые леса, непролазные болота. Попадаются деревни с чудными для русского уха названиями: Едомша, Возега, Морега, корни слов финно-угорские, оставленные легендарным племенем Чудь.

Ближе к городу леса редеют, кое-где попадаются остатки строений, напоминающих барские усадьбы. Где-то неподалеку получил в 1619 году за воинскую службу имение Юрий Лермант - прадед великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Археологи утверждают, что первый город в этих местах возник очень давно, веке в 10-ом.

Но летописи впервые упоминают Чухлому в 1381 г. как город в составе Галицкого княжества. Времена это были драматические, наполненные междоусобной борьбой русских князей за великое княжение. Один из эпизодов этой борьбы связан с Чухломой: сюда была сослана, схваченная политическими противниками своего сына мать Василия Темного Софья Витовтовна. Однако, борьба эта закончилась победой москвичей: в середине 15 века Чухлома была присоединена к Московскому княжеству.

Город стоит на прекраснейшем озере, которое называется Чухломское (в древности использовалось и название Чудское). Места для рыбалки изумительные, лучше не придумаешь. И искупаться можно: в городе есть некое подобие пляжа.

Городок махонький – 5 тысяч жителей, большая деревня.

В центре города находится большая Торговая площадь, от которой в разные стороны расходятся улицы, упирающиеся в земляные валы, обозначающие территорию старого города, прилегающего непосредственно к озеру.

Когда-то здесь стояла мощная крепость Время ее возведения доподлинно неизвестно. Вероятно - конец XV начало XVI веков. Крепость построили на высоком холме в месте впадения в озеро речки Сандебы. С одной стороны крепость прикрывал обрыв речного берега, с другой - крутые склоны холма, были и насыпные валы и глубокие рвы. Высота валов в некоторых местах достигала 4 метров. На валах стояли деревянные стены с башнями. А внутри крепости находились ещё три башни, в том числе дозорная, с несколькими ярусами галерей.

Есть сведения, что именно мощные укрепления Чухломы позволили городу выдержать осаду, предпринятую поляками в 1609 году. Чухломская крепость просуществовала до 1727 года, когда великий пожар уничтожил почти весь старый город с кремлем. Сейчас на территории древней крепости разросся старый городской сад.

В Чухломе сохранилось несколько церквей: Успенская церковь с шатровой колокольней, построенная в1730-40 гг., Преображенский собор (1746 года, позже перестроенный). Знатоки местной истории высоко ценят бывшее здание присутственных мест (1837г.). Есть в городе и жилые дома, относящиеся к 19 веку.

Главная достопримечательность Чухломы находится в 11 км от города, в селе Ножкино, на другом берегу Чухломского озера, - Авраамиев Городецкий монастырь, основанный в 17 веке. Монастырь окружён высокими каменными стенами. Внутри: Покровская церковь (1607 года), Ильинский собором (1857-1867 гг.) Братский корпус с монашескими кельями построен в1840году.

Монастырский комплекс выглядит величественно, особенно с озера, если добираться туда на лодке. Но, вообще-то, сооружения монастыря нуждаются в основательном ремонте. 
Чухлома – город маленький, вся экскурсия занимает часа 3, больше там делать нечего.
Тем более, что и гостиницы мы там не нашли.

Из общепита – пара кафе на центральной площади города. У кого крепкие желудки, могут попробовать местной кухни. Я не рискнула, обойдясь бутербродами с колбасой, и чаем.

Однако, настроение от этого у меня ничуть не испортилось. Разве что от того, как мало у нас ценится собственное прошлое.


 
РАССКАЗЫ ПО ЧУХЛОМУ
Вдоль Чухломской дороги простираются нехоженые леса, болота. Встречаются селения с экзотическими названиями Едомша, Возега, Морега, напоминающими о далеких временах, когда здесь жила языческая народность Чудь.
При подъезде к Чухломе леса редеют, на склонах попадаются небольшие деревеньки, кое-где встречаются остатки барских усадеб. Первые помещики появились здесь в первой четверти XVII века. Родоначальник дома Романовых, царь Михаил Федорович, щедро раздавал за военные заслуги эти неплодородные земли за Волгой. 
 
Так, за верную государеву службу получил здесь в 1619 году имение Юрий Лермант - прадед великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Из этих же мест русский поэт и критик Павел Александрович Катенин. Бедным Чухломским поместьям было далеко до роскошных подмосковных усадеб, но и в заволжских помещичьих домах хранились значительные культурные и художественные ценности. Об этом свидетельствуют экспонаты краеведческих музеев. В разбросанных среди лесных чащоб деревнях и сейчас можно обнаружить великолепные образцы народного творчества: небольшие храмы, часовни, украшенные чудной резьбой деревянные дома.
От древнего города Чухломы до нашего времени сохранилось очень немного. Валы, опоясывающие возвышенность по берегу озера, напоминают о том, что городу более 600 лет. Крепость Чухлома сооружалась в тяжелые годы татарских набегов и княжеских межусобиц.

В том месте, где из Чухломского озера вытекает река Векса (приток реки Костромы), расположен на старом городище Авраамиев Городецкий монастырь - самый интересный памятник, связанный с Чухломой. Добираться к нему лучше не автобусом, а на лодке. Сначала мы видим ажурный силуэт Покровской церкви села Ножкино, затем на фоне обрывистого берега, заросшего елями и соснами, на высоком зеленом холме покажется и Авраамиев монастырь. Возле берега лодка попадает в зеленые сети плавучего ковра из лилий и кувшинок... Тропинка, петляя, бежит вверх, тишина, безлюдье, и только вековые ели стерегут покой забытых полуразвалившихся стен монастыря. 

Чухлома сегодня - это уютный, очень зеленый городок, своеобразие которому придает рельеф и расположение на берегу озера с сочной зеленью, спускающейся прямо к воде.
  


КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ
До революции существовало только одно произношение с упором на первый слог — ЧУ хлома , а о жителях города говорили и писали — чУхломец, чУхломка, чУхломцы . 
Современное произношение с ударением на последний слог, это изобретение советского времени, которое распространилось в среде приезжих и со временем закрепилось в разговорной речи . Древнейшее название города напрямую связано с его географическим положением . Что обозначает это слово? Ответ следует искать в языках тюркских, иранских и кавказских народов, населявших Волжскую Булгарию. Недалеко от наших земель, по реке Меже проходила Граница русского государства с Булгарией, поэтому Чухлома и оказалась в сфере торгового влияния соседей . Поселений с таким названием в приграничье было несколько: три по реке Ветлуге и одна в Коми. На иранском языке «чух» означает глаз, суффикс сообщение плюс ла , итоге получается в чухла — осматривать, обыскивать. 
А где это делается? Ну, конечно же, на таможне. Видимо, здесь на берегу озера была расположена булгарская таможенная застава , где купцы, плывшие на малых судах со своим товаром по Волге, по рекам затем костроме и Вёксе, попадали в Чухломское озеро и получали добро от здешней таможни на право торговли с соседней Булгарией. 
Кстати, ираноязычные скифы жили когда-то на большой территории от Дуная до Забайкалья, недаром иностранцы называли Древнюю Русь — Великая Скуфь. В русском языке и сейчас существует глагол очухаться, те есть открыть глаза. . Слово лишний это раз подтверждает вывод о лингвистов происхождении названия города нашего Чухлома — значит наблюдательный пункт, застава, таможня с ударением на слоге Первом.

                                                  на берегу Чухломского озера                                       

ИНФОРМАЦИЯ ПРО ГОРОД ЧУХЛОМА
Чу́хлома (Чухломá) — город (с 1381) в Костромской области России, административный центр Чухломского района, образует городское поселение город Чухлома.

Население — 5046 чел. (2016).

Город расположен на берегу Чухломского озера, в 50 км от железнодорожного узла Галич.
 
История 
Основание 
Точное время и место основания неизвестны, есть свидетельства того, что город существовал в X веке, но не на южном, а на северном берегу Чухломского озера (там, где позднее был основан Авраамиев Городецкий монастырь). Годом основания Чухломы на южном берегу считается 1381 год (год первого упоминания Чухломы в литературных источниках).

Удалённая от основных транзитных трактов, Чухлома не относилась к торговым городам. Её население существовало ремеслом и мелкой торговлей. Значительная часть жителей занималась рыбной ловлей и огородничеством. Отсутствие выгонной земли ограничивало возможности для содержания скота и сдерживало развитие маслоделания и сыроварения. Единственным предприятием, существовавшим в Чухломе, был пивоваренный завод откупщика Нелидова, зафиксированный в документах 1844 г.
 


Смутное время
Чухлома сильно пострадала в Смутное время.
X век — поселение на северном берегу Чухломского озера.
XI век — в Чухломе родился будущий преподобный Авраамий Ростовский.
1381 год — упоминается в летописях как город в составе Галич-Мерьского княжества[5]
XVI век — чухломские земли составили собственную административно-территориальную единицу — Чухломскую осаду, в центре которой был город Чухлома
1719 год — по территориальному делению Петра I, Чухлома стала административным центром Чухломского дистрикта и вошла в состав Галицкой провинции Архангелогородской губернии
1778 год — по указу Екатерины II Чухлома стала уездным городом Чухломского уезда Костромского наместничества. С 1796 года — в составе Костромской губернии
1928 год — В Костромской губернии проводится районирование. Чухлома становится административным центром Чухломского района
1929 год — Костромская губерния была преобразована в Костромской округ Иваново-Вознесенской (Ивановской) Промышленной области
1936 год — Ивановская Промышленная область поделена на Ивановскую и Ярославскую области. Чухлома и Судай были отнесены к Ярославской
1944 год — была образована Костромская область, в состав которой вошли Чухломский и Судайский районы
1963 год — Судайский район был упразднён и вошёл в Чухломский сельский район
1965 год — Чухломский сельский район преобразован в район с прежним статусом
2004 год — В соответствии с административной реформой образованы Чухломское городское поселение и Чухломский муниципальный район
 
  
Достопримечательности
Сохранились Успенская церковь (1730, действующая) с шатровой колокольней; Преображенский собор (1746, переделан в пожарное депо). Также в центре Чухломы — остатки земляных валов древней крепости XV века. Ряд кварталов в центре города застроен каменными домами XIX века; большинство построек в Чухломе деревянные, многие украшены резьбой.

Работает краеведческий музей (c 1919 года).

В 11 км к северу от Чухломы — Авраамиево-Городецкий монастырь (XVII—XIX вв.). Также в окрестностях города — фамильная усадьба Лермонтовых.
 
Улицы 
Улица Калинина — бывшая Обвальная улица. Важнейший элемент городской планировки — дуговая улица, соединявшая лучи веерной системы улиц и служившая границей регулярного города. При построении города по новому плану 1780 года Чухлома была окопана небольшим рвом, земля которого образовала вал. Вследствие этого улица получила название Обвальная, а в 1843 году — Овальная. При въезде в город со стороны Галича и Кологрива стояли заставы, за которыми располагались кузницы. Современное название улица получила после 1917 года.
 
Площади 
Бывшая Торговая площадь. В 1917 году переименована в площадь Революции. Своё название площадь получила от того, что здесь построили до пяти корпусов с магазинами. Здесь же на площади в базарные дни происходили продажи крестьянами своих продуктов. С 24 ноября по 1 декабря на площади проходила Екатерининская ярмарка. Здесь была сосредоточена общественная жизнь города. В 1932 году базар был перенесён с этой площади на Кладбищенскую улицу, и был назван Колхозным рынком.
 
Ярмарки 
Одной из ярких страниц истории провинциальной Чухломы XIX — начала XX века удаленной от оживленных путей сообщения, от крупных торговых центров, стали ярмарки. В 1839 году предписанием Костромского губернаторского правления разрешена в Чухломе ежегодная ярмарка с 7 по 14 декабря, которой присвоено звание «Екатерининская». 7 декабря — день Святой Великомученицы Екатерины. Она была самой значительной из всех ярмарок уезда, наступления которой ждали за месяц и более. За неделю до открытия ярмарки на площади строились торговые балаганы для приезжих купцов.
 
Чухломская крепость 
Время возведения Чухломской крепости неизвестно. Приблизительно — это конец XV начало XVI веков. Крепость находилась на высоком холме у впадения в озеро речки Сандебы. С южной стороны крепость защищал обрыв речного берега, с запада — крутые склоны холма к озеру, а с севера и востока — насыпные валы и рвы, в линию которых входили два пруда. Высота валов с напольных сторон достигала 4 метров, а с остальных не более 1,5 м. Крепость имела форму неправильного четырехугольника. На валах были поставлены деревянные стены с четырехугольными башнями, из которых четыре закрепляли углы, а две, на северной и восточной сторонах, были проездными. Систему обороны дополняли ещё три башни, находившиеся внутри стен: высокая пирамидальная дозорная с несколькими ярусами обходных галерей-балконов и две более низких, с одним ярусом обходов. Мощные укрепления крепости позволили удержать её во время осады поляками в 1609 году.

На территории крепости располагался соборный комплекс. Рядом с храмами стояли воеводский двор, приказная изба, подворье Авраамиева монастыря, осадные дома бояр Б. И. Морозова, Г. И. Майкова, Г. И. Горихвостова, И. Я. Колтовского.

Чухломская крепость просуществовала до 1727 года, когда «великий пожар» в своём неистовом буйстве уничтожил все постройки. Во всепожирающем пламени погибли боевые башни и стены града Чухломы, в огненном фейерверке исчезли казённые и частные дома. Только пепел и тлеющие головёшки остались от городского кремля. На территории древней крепости сейчас находится городской парк.
 


Преображенский собор 
Преображенский собор построен в 1747 г. на средства П. М. Нелюбова и прихожан, сменив на этом месте деревянную Никольскую церковь. Позднее, уже во второй половине XVII века в нескольких метрах западнее была возведена колокольня. Вслед за этим между храмом и колокольней выстроили двухпредельную трапезную. В 1870-х годах по сторонам колокольни были возведены две симметричные палатки для ризницы и сторожки. Несмотря на плохую сохранность Преображенский собор является одним из самых ярких в Костромской области памятников своего времени.

Собор расположен в центральной части города к юго-западу от древних валов. В 1723 году, в царствование Петра I, священник Лука Васильев и церковный староста Григорий Дмитриев написали прошение в синодальный приказ о том, что «церковь от древности очень ветхая и службы Божьи в ней вести невозможно». Началось строительство новой каменной церкви. Через семь лет в июле 1730 года приделы каменной церкви были построены и к освящению готовы, но сама церковь была ещё не достроена. Освящение состоялось 31 июля. Именно эту дату принято считать началом истории единственной из сохранившихся церквей города Чухломы.
 
Александровская богадельня 
Александровская богадельня для призрения престарелых открыта 30 августа 1889 года. Уездное земство, желая увековечить память Александра II, решило отдать городу двухэтажный полукаменный дом, построенный в последней четверти XIX в. Здание, ставшее главным корпусом богадельни, переоборудовали и ассигновали 5 тысяч рублей на содержание призреваемых. Попечителем был назначен И. И. Июдин. В 1892 г. на средства петербургских купцов Д. Л. Парфенова и И. Н. Боева на втором этаже богадельни устроили домовую церковь. Двухъярусную деревянную звонницу поставили слева от дома по красной линии улицы. В годы Первой мировой войны в богадельне устроили лазарет, а после Октябрьской революции её передали под школу.
   
Детский приют 
Детский приют — пример характерного для своего времени крупного благотворительного комплекса, играющего значительную роль в формировании исторической градостроительной среды Чухломы. Построен на средства уроженцев деревни М. Светицы купцов братьев Парфеновых. Сначала, в 1903—1905 годах, был сооружен главный корпус, а вслед за ним южный корпус и две постройки, предназначенные для размещения персонала. Территория комплекса в начале XX века была благоустроена регулярными липовыми посадками. В первые годы становления советской власти в зданиях приюта разместилась городская больница.
 


Чем богата чухломская земля?

Конечно же, объектами историко-культурного наследия — скажет патриот своего края и будет прав, но только отчасти. Существует государственный реестр по учёту памятников истории и культуры, в нём имеется перечень 150 памятных мест, 45 из которых находятся в Чухломе и 105 на Расположены территории Чухломского района . 
По значимости эти памятники делятся на федеральные и региональные категории . Соответственно и финансирование на их содержание и ремонт должно производиться из бюджетов разных уровней . Однако если в советское время в стране было Общество охраны памятников культуры и архитектуры и законопослушных граждан обязывали приобретать марки этого общества , то сейчас государство стремится распродать нашу историю в частную собственность . 
Правительство старается переложить бремя расходов по содержанию сохранившихся памятников на плечи новых владельцев. В нашем городе развалины бывшего Преображенского собора и ныне действующая Успенская церковь на бумаге числятся памятниками федерального значения , на деле же федеральный бюджет не вложил ни рубля в их ремонт и восстановление . Не отличаются щедростью региональные и муниципальные власти, а потому особняк булочника Никиты Паршина, в котором долгое время располагалась редакция газеты, четвёртый год стоит бесхозным и разрушается на глазах чухломичей . 
Возможно, его постигнет участь жилого дома дворян Чалеевых по адресу: улица Овчинникова, 19. Это строение, памятник регионального значения, разобрано до основания, а на его месте заложен фундамент нового жилого дома . Двухэтажное каменное здание бывшей церковноприходской школы в селе Николо -Жуково растаскивают на кирпич домовитые хозяева. Разрушается церковь в селе Коровье. В этом году внутри храма поработали местные «специалисты» и сняли со стен уникальные фрески, написанные рукой мастера Московского живописного цеха, уроженца деревни Межуево Бахвалова Андрея. 
Давно не существует усадеб поэта Павла Катенина в Клусееве и Колотилове и двух соседних церквей . Сильно обветшала церковь в селе Лаврентьевское, а от церкви Одигитрии в Судае остался лишь куцый фрагмент . Назвать эти утраченные навсегда объекты памятниками культурного наследия как -то язык не поворачивается. И таких развалин в районе наберётся множество, все они с завидным упорством год за годом попадают в списки государственного реестра , хотя этот документ давно подлежит ревизии. 
Но, с другой стороны, есть в деле сохранности старины положительные моменты, когда за дело берутся собственники объектов. Их деньги способствуют тому, что многие здания в городе помолодели, обрели достойный, нарядный вид. Взять хотя бы двухэтажный дом № 10 на улице Луначарского. Это было серое, неприглядное строение, старинный дом купца Якова Гусева. Особняк знаменит тем, что в здешней чайной собирался социал-демократический кружок молодёжи, и теперь, оказавшись в руках, хороших хозяев, он обрёл новую жизнь. 
Бывшие купеческие дома Ильичёвых, Большаковых, Парфёновых и Смирновых стали украшением центральной улицы города. Восстановлены из руин: Авраамиево-Городецкий монастырь , Покровская и Варваринская церкви в селе Ножкино, Воскресенская церковь в селе Судае, церковь в селе Георгий, малый и большой храмы и здание бывшей богадельни в селе Введенское . Относительно неплохо выглядит церковь в селе Шартаново. Вывод однозначен — энтузиазм священнослужителей, прихожан и многочисленных благотворителей способны творить чудеса. Но если историческое наследие расположено в безлюдных местах, вдали от проезжих дорог, уповать на сохранность объектов просто глупо. Так постепенно, год за годом утрачиваем мы наследие предков и теряем ту красоту , которая составляет всю прелесть и неповторимость родного края.
 
 
Золотой карась, серебряный ….

Восемьдесят лет назад рыболовецкий колхоз «Путь Ленина» вылавливал в Чухломском озере десятки тонн карася за сезон. Так в 1934 году получен рекордный улов — 141 тонна. Рыбацкий невод никогда не приходил пустым, иногда в сети попадались экземпляры по пять-шесть килограммов весом. НАСТОЯЩИЕ лапти!

Доподлинно известно, что до революции на озере строго блюли порядок. Водяные мельницы на реке Вёксе держали постоянный уровень воды, а чистота её поддерживалась тем, что около 30 ручьёв и речек, впадающих в озеро, местные крестьяне ежегодно очищали от гниющей растительности. Как охранялся карась, говорит ещё одно старинное свидетельство: во время нереста запрещали колокольный звон в монастыре и церквях вокруг озера, а землепашцы не применяли на полях никакой химии, да её и не было в те времена. Карась наш уникален, он имеет своеобразный, чуть сладковатый вкус, сочное мясо, бронзовый цвет чешуи, которая легко отделяется без каких-либо приспособлений. 
 отличие от других карасей, чухломский никогда не ловится на удочку. Попытки переселить карася в водоёмы соседних областей потерпели фиаско. Нигде не прижился наш уникум. В 1992 году произошёл очередной большой замор рыбы, с той поры пострадавший карась в полной мере не восстановил свою популяцию. Сколько осталось в озере карася, знают только любители сетевого лова, но они своих секретов не раскрывают, а учёные подсчёт рыбных запасов в озере давно не проводили. Очень жаль, если уникальный золотой карась останется жить лишь в легендах и воспоминаниях заядлых рыбаков. 
Думаю, настало время открыть в краеведческом музее специальный отдел, посвященный чухломскому карасю. Есть же в Мышкине Ярославской области музей мыши, а что мешает в нашем городе организовать музей золотого карася? Замечательная эмблема в виде карася на фоне Чухломского озера стала бы настоящим брэндом провинциальной Чухломы. Чухломский карась в качестве природного уникума может смело стоять в одном ряду с баргузинским соболем и байкальским омулем. 
Так неужели не найдутся энтузиасты, деятельные и энергичные люди, которым захочется восполнить этот пробел в истории нашего края? Когда-то газета «Эко-вестник» писала, что профессор Рыбакович, руководивший очередной археологической экспедицией, при раскопке на берегу озера нашёл хорошо сохранившийся артефакт, относящийся к первому тысячелетию новой эры. Археологи глазам своим не поверили — это был костяной крючок с обрывком жилковой синтетической лесы. Находка стала подлинной сенсацией! Ещё более сенсационным было сообщение специалистов-химиков о результатах анализа. Установлено, что найденный обрывок принадлежит к синтетическим видам, технология изготовления которых до сих пор применяется только в Японии и хранится в строжайшей тайне. 
Химики всего мира безуспешно бьются над разгадкой этого секрета. Этот факт означает, что наши предки тысячу лет назад, скорее всего через посредников, имели торговые связи с древними японцами. Возможно, жители страны восходящего солнца уже тогда пробовали нашего знаменитого карася, которого со времён Ивана Грозного в бочках регулярно в живом виде поставляли к царскому столу.
 


ГОСПОДА КАТЕНИНЫ
У Николая Фёдоровича был единственный сын Иван 1786 года рождения. Полковник лейб-гвардии Измайловского полка, участник Отечественной войны 1812 года Иван Николаевич имел девять детей. После выхода в отставку награждённый орденами и медалями офицер поселился в имении Занино, и в феврале 1818 года принял бразды правления заводом. 
Отец его сильно болел, к нему часто привозили из Галича штабс-лекаря Ободовского, который, чтобы облегчить состояние старика, делал ему кровопускание. Но это мало помогло, и Николай Фёдорович решил съездить на богомолье в Тоть му, приложиться к чудодейственным мощам Феодосия Тотемского. 
Вернулся в марте 1822 года, издержав в пути 200 рублей. Однако болезнь прогрессировала, и где-то после 1825 года умер. Его сын завёл в усадьбе свои порядки, в ноябре 1821 года в Галиче впервые в истории купили два четверика картофеля, который и распространился по уезду. Следует отметить, что два века назад в огородах сажали разные овощи: огурцы сорта «Муромские», пастернак голландский, редьку, салат кочанный, шпинат, горох сладкий, бобы турецкие (фасоль), а также тыкву, цветную капусту, шалфей, сельдерей и свёклу , Осенью приобретали у чухломских огородников по 50 гряд капусты и квасили её в больших бочках и по 10 гряд брюквы, которую парили и ели в посты. 
В Галиче и Чухломе покупали разную рыбу, в том числе и живых карасей. Была здесь ещё одна редкость — в окрестностях соседней усадьбы Занино гуляло огромное, до 500 Голов, тонкорунных стадо овец-мериносов. Из их шерсти ткали необыкновенно мягкие и тёплые изделия. Большие деньги оба хозяина жертвовали на строительство каменных церквей в селе Муравьище и Черемховец. Из Москвы привозили колокола, иконы и облачения для священников. Чтобы в приходских церквях был свой настоящий хор певчих, Катенины в разное время приглашали четырёх регентов из Макарьева, села Теплиново Галичского уезда для обучения своих крепостных, а также регентшу Анну Алексееву от господина Евграфа Обрезкова, владельца крепостного театра. Иван Николаевич отличался хлебосольством, в его имении часто гостили окрестные помещики, особенно в праздники. 
В 1819 году на День ангела Иван подарил отцу жеребца по кличке Драйвер и заплатил кучеру пять рублей за приведённую лошадь. Для себя и гостей закупали в Москве, Костроме, Галиче и у офеней-разносчиков апельсины, виноград, кофе, ямайский ром, конфеты, арбузы и даже макароны. И если Николай Фёдорович не увлекался спиртным, то Иван любил побаловать себя хорошими винами. 
Для него управляющий имением покупал вино вёдрами: мадеру, визант, каркавель, шампанское. Не забывали Катенины и бедных дворян, периодически посылая им деньги. Своим же крепостным во время Великого поста специально выдавали по 25 копеек, чтобы сходили в церковь к исповеди и причастию, заплатив за таинство. Кроме того, весной крестьяне получали по рублю на приобретение семян льна, ткацкое производство требовало много льняного волокна. В 1822 году, за 40 лет до отмены крепостного права, хозяин отпустил на волю несколько своих крестьян, при этом отдал в их пользование 70 десятин земли. Чем был обусловлен этот широкий жест — неизвестно.

 ВЕЛИКАЯ ЧУХЛОМСКАЯ СТИХИЯ

Почти сто лет назад, 24 мая 1913 года наш город полыхал в течение трёх дней. Море огня поглотило 32 дома и самые лучшие магазины в центре Чухломы. Так что же случилось в тот роковой день? По рассказам очевидцев известно, что дочь купца Константина Пьянькова, Елена, окончив зубоврачебные курсы, открыла в доме отца первый в городе зубной кабинет. Двухэтажный деревянный купеческий дом стоял на том месте, где сейчас находится магазин «Меркурий». 
Елена, готовясь к приёму пациентов, кипятила на спиртовке инструменты, и в это время нечаянно разбила пузырёк с эфиром. Тотчас вспыхнуло пламя. Видимо, девушка растерялась, побежала за подмогой, но дом быстро запылал изнутри. Налетевший ветер раздул пламя, и оно перекинулось на соседние строения. Люди тщетно пытались справиться с огнём, город горел трое суток, и жители, спасаясь от нестерпимого жара, ночевали в огородах и молили Бога, чтобы он спас их жилища. 
Головешки от пожарищ разлетались на большие расстояния, но их успевали тушить. Огонь подобрался и к Успенской церкви, от нестерпимого жара в окнах храма полопались стёкла. Прихожане, опасаясь за судьбу икон, стали выносить образа. Однако все попытки сдвинуть с места афонскую икону Божией матери «Достойно есть» не увенчались успехом. Огонь, ворвавшийся в окно, уже лизал заднюю стенку киота, люди молились Спасителю, и вдруг пожар стал затихать. Эта икона и сейчас находится в храме, и на её тыльной стороне видны следы пожара.

Отец Елены, сражённый проступком дочери, лишившей его дома, имущества, магазинов с товарами, с горя слёг на лавку и долго не вставал. А сама виновница пожара, не вынеся людского порицания, навсегда уехала в Москву, где во время Первой мировой войны работала в госпитале сестрой милосердия. Умерла в столице в 1975 году, так ни разу и не побывав в родном городе.

После пожара чухломскому купечеству пришлось всё начинать заново, и, несмотря на войну с немцами, это им удалось в полной мере.

В последнем декабрьском пожаре (06.12.2012) сильно пострадал от огня дом купца Василия Тимофеевича Ильичёва. Этот двухэтажный особняк у пруда уцелел во время великого пожара 1913 года, но не выдержал натиск огня в веке двадцать первом.

Ещё до революции это строение застраховали владельцы, о чём свидетельствуют два овальных металлических знака страхового общества «Россия». За последние годы это уже третий сгоревший двухэтажный дом, их потеря не в лучшую сторону изменила старинный облик Чухломы. Огненная стихия причиняет немало бед человечеству, и каждый пожар — трагедия. В огне гибнут не только строения, но и люди, поэтому, особенно в старых домах, необходимо быть крайне внимательными, осторожными и тогда наследие предков достанется и нашим потомкам.
 

ЧУХЛОМСКОЕ ОЗЕРО

Чу́хломское озеро — озеро в Костромской области России. Площадь 48,7 км². Озеро имеет форму близкую к круглой, в поперечнике 6-7 километров. Глубина до 4,5 метров. Берега плоские, заболоченные. Дно илистое. С конца октября по конец апреля озеро замерзает. 

Уровень воды в озере — 148 метров над уровнем моря. В Чухломское озеро впадает множество небольших рек и ручьёв, вытекает река Вёкса.

На юго-восточном берегу озера расположен г. Чухлома.

На северном берегу озера, в селе Ножкино расположен действующий Авраамиево-Городецкий монастырь, основанный в XIV веке.


   
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Чухломское озеро – жемчужина Костромской области. Его судьба волнует уже не одно поколение тех, кто живёт на его берегах. 
    Достаточно просмотреть подшивки газет прошлых лет, в которых не раз поднималась тема сохранения богатства озера для будущих поколений. В декабре 1984 года на страницах «Северной правды» вышла статья «Ключи от озера», где говорилось о целом комплексе проблем (например, таких, как регулярный зимний замор рыбы, загрязнение озера сточными водами, неправильное регулирование уровня воды и др.).

    Районная газета «Вперёд» также неоднократно писала об озере. 13 июля 1991 года в статье «На озере, как на пашне» автор Борис Максимов рассказывает о лове карася: «Нынче за карасём пошли поздно, с начала июля… он, премудрый карась наш, по-прежнему и дороден, и знатен. … Сейчас в июле три бригады берут живой рыбы до трёх центнеров в сутки. … То ли дело зимой, когда наши добытчики за месяц на гора выдали весь годовой план с привесом, 156 тонн щуки, сорожки, язя и прочей рыбы.» 
Карася летом 1991 года добывали три бочонка в день, рыночная стоимость его составляла 4 рубля 90 копеек за килограмм. По такой цене желающих приобрести его было немного, и часто лежал карась невостребованным на складе. Далее корреспондент рассуждает о перспективах рыбного хозяйства на озере при условии создания на базе рыбколхоза самостоятельного кооператива, который стал бы рачительным хозяином озера. Проблемой создания называет отсутствие смелости и одобрения начальства.

Чухломское озеро

    Неравнодушные чухломичи Лев Июдин, Евгений Балашов также постоянно высказывают своё мнение о состоянии озера.
 
    Попробуем разобраться, что происходит с Чухломским озером сейчас.

    Водные ресурсы – один из основных видов природных богатств нашей страны. Оценкой состояния запасов водных биоресурсов, разработкой рекомендаций по их рациональному использованию и другими вопросами, связанными с рыбоводством, занимается Государственный научно-исследовательский институт озёрного и речного рыбного хозяйства.  Чухломское озеро относится к водным объектам, которыми занимается его нижегородская лаборатория.

    Научно-исследовательская работа на нашем озере ведётся постоянно. Вот её наиболее интересные результаты.
  


    Общая характеристика водоёма

    Чухломское озеро, как и Галичское, издавна было одним из важнейших рыбопромысловых водоёмов Костромской области. Ежегодный улов рыбы с него достигал 150-300 тонн. Важнейшими промысловыми объектами были карась, щука и язь.

    Озеро ледникового происхождения, возраст – около 75 тыс. лет. Наибольшая длина озера – 8,6 км, ширина – 7,5 км. Площадь зеркала значительно сократилась из-за заболачивания, сейчас она – 4600 гектара. Раньше глубина озера была до 10 метров, сейчас средняя – около 1,6 м, самые глубокие места – 4,5 м. На дне озера залегают отложения сапропеля, их мощность до 10 метров.

    Заболоченные берега покрыты мелколесьем и кустарником. Только  деревня Аринино и город Чухлома расположены на коренных берегах, почва которых суглинистая, местами песчано-галечно-валунная. Новые берега – торфянистые.

    Озеро питают 16 притоков, а вытекает одна река – Вёкса. Через реку Святицу, часто протекающей под сплавнями, озеро соединяется с Глухим и Чёрным озёрами, расположенными в Мирохановском болоте на расстоянии 8-9 километров от Чухломского озера.

    В 1963 году на Вёксе построена плотина, которая подняла уровень озера на 1,5 метра. Вследствие этого был нарушен естественный гидрологический режим. Но проблему заморов рыбы это не решило.

    Ледостав обычно начинается в ноябре, но бывают и более ранние сроки появления ледового покрова озера – 14 октября 1992 года и 25 октября 2002. Вскрывается озеро в конце апреля – начале мая.

    По результатам гидрохимических исследований вода в озере мягкая, слабоминерализованная.

    Несмотря на то, что в озере повышенная цветность воды и низкая концентрация фосфора, его вода признана удовлетворительной для обитания рыб.


 

 

МОНАСТЫРЬ
Авраа́миев Покро́вский Городе́цкий монастырь —                                                                                 

мужской монастырь Костромской епархии Русской православной церкви в селе Ножкино Костромской области на берегу Чухломского озера.
Монастырь основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского (уже после того, как им же был основан Успенский монастырь на Галичском озере). Уже при жизни преподобного Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь, а число насельников превысило сотню человек. Незадолго до кончины (1375 год) святой Авраамий удалился из монастыря в уединённый скит вблизи обители.
Каменное строительство в обители началось в начале XVII века. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского и по благословению патриарха Гермогена был заложен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако после свержения Василия Шуйского строительство приостановилось и было завершено лишь к 1631 году. Храм являлся первым каменным храмом в северной части Костромского края. Под спудом храма находились мощи преподобного Авраамия.

В конце 1640-х годов каменное строительство продолжилось. До конца XVII века были построены каменные Святые врата с надвратной церковью и двухэтажный трёхшатровый храм Рождества Христова. В конце XVII века по указу Петра I один из колоколов с колокольни Покровского собора был снят и отправлен в Москву на Пушечный двор. Долгое время монастырь пребывал в упадке. В 1848 году была разобрана колокольня Покровского собора.

В 1857 году на месте Ильинского придела Покровского храма началось строительство нового собора в честь иконы Божией Матери «Умиление». Пятиглавый четырёхстолпный собор был построен на основе образцового проекта К.А. Тона и освящён в 1867 году.

Вскоре после освящения нового собора был разобран трёхшатровый храм Рождества Христова. В 1870-х гг. была построена пятиярусная колокольня по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве (также проект К.А. Тона). Как и в случае с собором, первоначальный проект был упрощён.

В 1808 году в монастыре была установлена серебряно-медная рака над мощами преподобного Авраамия. В 1895 году на средства чухломских крестьян-отходников (питерщиков) была изготовлена новая рака из серебра, представлявшая собой памятник ювелирного искусства того времени.

Над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, стояла деревянная часовня, ежегодно к этому месту совершался многолюдный крестный ход из монастыря.
Начиная с первой половины XV века в монастырь делали вклады галичские, а затем и московские князья, местные дворяне жертвовали обители «на помин души» свои вотчины и угодья. К середине XV века монастырю принадлежали соляная варница и доли в нескольких варницах в Соли Галицкой (Солигаличе). В 1450 году эти варницы были освобождены от всех пошлин. Во второй половине XV века Иван III дал монастырю исключительное право на рыбную ловлю в реках Вёксе, Святице, Соне и Мокше. К 1622 году на территории современных Чухломского, Галичского и Солигаличского районов монастырю принадлежали 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей, а также монастырь имел своё подворье на посаде в Галиче.

В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был выведен за штат и лишён всех вотчин.

С начала XIX века особый размах приобрели Авраамиевские ярмарки, приуроченные к престольным праздникам монастыря и проходившие у её стен. Проводились 4 ярмарки, три из них – в июле, одна – в октябре.

 

 
______________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Города Костромской области
Фото Виктора Селезнева.
Памятники природы Костромской области.
Автор статьи ТАТЬЯНА БАЙКОВА, 
газета «ВПЕРЕД» 20 сентября 2011 г.
http://live.kostromka.ru/

ВложениеРазмер
186059 (2).jpg546.96 КБ
186059 (3).jpg135.31 КБ
186059 (5).JPG127.75 КБ
186059 (6).jpg181.23 КБ
186059 (7).jpg272.63 КБ
186059 (8).jpg378.53 КБ
186059 (9).jpg273.22 КБ
186059 (10).jpg393.18 КБ
186059 (11).jpg120.64 КБ
186059 (12).jpg334.76 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

ритуальное кормление дерева...

Вплоть до начала ХХ века в некоторых местностях Костромского края сохранялся древний обычай ритуального кормления троицкого деревца во время  трапезы, с осуждением описанный еще в 1636 году в челобитной  нижегородских священников: «в седьмый четверток по Пасце 
собираются жены и девицы под древа, под березы, и приносят, яко  жертвы, пироги и каши, и яичницы, и поклонясь березам, учнут походя  песни сатанинския приплетая пети и длан-ми плескати, и всяко  бесятся».

В Костромской губернии первую ложку каши давали березе, а потом ели сами, так же поступали с яичницей и пирогами. Кроме этого на земле около березки оставляли «куличики» и «козули» — обрядовое печенье, в центре которого иногда запекали яйца. В районе Углича во 
время трапезы части яичницы и вареные яйца кидали также в рожь, 
«чтобы она, кормилица, лучше уродилась».

(Е.Л. Мадлевская  - РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ)

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.