Священная роща в заповеднике Большая Кокшага

В республике Марий Эл обнаружена еще одна священная роща (кюсото), на этот раз в лесном Килемарском районе. Роща расположена на территории заповедника Большая Кокшага, на правом берегу одноименной реки.
Священная роща, скорее всего, посещалась жителями деревни Шаптунга, что расположена в нескольких километрах от рощи. Сама деревня Шаптунга находится на левом берегу Большой Кокшаги, примерно в 9-10 км. на север от известного туристам Старожильского моста. 

 

СТАТЬЯ ПРО ЗАПОВЕДНИК БОЛЬШАЯ КОКШАГА - ТУТ!

РЕКА БОЛЬШАЯ КОКШАГА - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ РОЩИ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ! 

Следует указать, что Шаптунга – это очень древнее поселение. Археологи на берегах Большой Кокшаги в этих краях обнаружили около 20 стоянок древних людей, причем самые старые – располагались тут еще до нашей эры.
Уже в 1 тысячелетии нашей эры в эти края с запада пришли марийские племена, которые и основали тут свои поселения. Соответственно, около деревень были обустроены и священные рощи, как природные храмы марийской языческой религии. 
 

Священная роща в заповеднике Большая Кокшага

 Открытие священной рощи 
Край прозрачных озер и таежных лесов, разнотравья обширных лугов и целебных минеральных источников – все это Марий Эл!
Наш край богат национальными традициями: народными песнями, танцами, сказками. Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён.
Величайшая ценность нашего народа – его язык. Какие удивительные напевные звуки. Пока жив язык – жива и нация.
Одной из отличительных черт, выделяющих территорию обитания марийцев, является наличие уникальных историко-культурных и ландшафтных памятников - священных рощ, располагающихся недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зеленого островка. Нередко эти рощи достигали до 0,3-0,5 га, а иногда могли занимать площадь до одного гектара.
 
Возвышаясь над раскинувшимися полями, лугами, змейкой протекающими речками, близлежащими деревнями, они придавали всей окрестности цельность, выступали как вместилище сакрального, воплощение центра мироздания и земной гармонии. Эти рощи, по мнению марийцев, выполняли важную роль связующего звена между земными и небесными мирами, отсюда такое трепетное отношение к этим местам.
  
Сотрудники заповедника «Большая Кокшага» совместно с главными картами республики нашли священное место недалеко от деревни Шаптунга. Перед входом в предполагаемую рощу на земле находится ров, похожий на противопожарное опахивание.
— Мы пришли и сразу посмотрели — опахано здесь. Директор заповедника сказал, что это было уже до 93 года. Это первый признак, значит это была священная роща, люди ходили, молились, — делится впечатлениями карт Куженерского района Альберт Рукавишников.
Священное место было найдено при поиске нового познавательно-туристического маршрута. Поскольку в деятельности заповедников теперь появилось новое направление — развитие познавательного туризма.
— Вера марийская она тоже соответствует тому, чтобы сохранять эту природу- священную рощу, для того, чтобы продолжали давать духовную пищу для человека. Мы хотим, чтобы туристы уходя из заповедника получали духовное воодушевление, — говорит директор заповедника Большая Кокшага Масхут Сафин.
  

Священная роща в заповеднике Большая Кокшага

 Обследование священной рощи
22 октября 2019г. сотрудники заповедника "Большая Кокшага" вместе с Верховным картом Республики Марий Эл Таныгиным А.И., районными картами РМЭ Тушнурцевым Ю.Д. и Рукавишниковым А.И. отправились на территорию заповедника в поисках такого сакрального места, с целью возрождения культуры народа мари, а в дальнейшем для посещения туристов, местных жителей, гостей заповедника на найденное святое место.
И действительно, бывшая священная роща была найдена картами недалеко от ныне существующей деревни Шаптунга, где рядом протекает ручей Шэм-Энер. 
Картами было сказано, что именно с ближайшего ручейка участники моления брали воду для священного ритуала.
После отмеченного святого места сотрудники заповедника будут благоустраивать обнаруженный молельный участок.
 

Священная роща в заповеднике Большая Кокшага

Поездка в священную рощу с картом
31 октября 2019 года сотрудники заповедника вместе с картом Куженерского района Альбертом Ивановичем Рукавишниковым, выезжали на территорию заповедника облагородить найденную священную рощу, в целях усиления мер по сохранению традиций, обычаев, обрядов народа мари - основных видов объектов нематериального культурного наследия для дальнейшего посещения туристами этого святого места.
Пользуясь случаем, мы пообщались с Альбертом Ивановичем, как же марийский народ выбирал места священных рощ.
Альберт Иванович, есть ли устав марийской традиционной религии?
У нас есть Концепция марийской традиционной религии, там все прописано.
Каждая община имеет свой устав, заверенный главным картом Республики Марий Эл. Мы зарегистрированная община марийской традиционной религии «Ош марий (белый человек) – Чимарий» Куженерского района.
Есть также вои учредители, своя ревизионная комиссия. Работаем мы по закону.
Как марийский народ выбирал священное место для создания рощи?
Марийский народ выбирал священную рощу с помощью животных. Если их это место удовлетворяло, то определяли сакральность этой территории, источник святого духа. Далее готовили рощу, огораживали жердями по периметру – Саваран Ото. Главным священным деревом отмечали сосну, елку или же березу.
Для чего на священное дерево вешается полотенце?
На самом деле мы сейчас вешаем полотенца, а в старые времена до определенного момента делали пояс из лыка липы, надрезали узоры, на которые наносили следы крови жертвенного животного, опоясывали дерево три раза. Далее этот пояс отдавали в огонь с соответствующими молениями.
С какими словами заходят в священную рощу?
Сначала «хозяина» - ангела хранителя рощи мы просим допустить нас до этого места, приносим извинения за беспокойство: за то, что мы спугнем животное, птицу, что-то заденем, наступим на насекомое, чтобы жертвенные животные очищали себя во время их готовки к жертвоприношению, спокойно, размеренно. Просим не вводить нас в грех.
Когда и как Вы стали районным картом?
Это длинная история. Я с детских лет был воспитан в марийской религии. Дедушка хотел, чтобы я крестился. Моя бабушка соблюдала и православие, и марийскую религию.
Сам начал молиться по марийским религиям в 1985 году. С 2003 года стал уже картом, начал сам проводить моления, в том числе начал участвовать во всемарийских молениях.
   

Священная роща в заповеднике Большая Кокшага

 
Шаптунга — деревня в Килемарском районе
Деревня Шаптунга Килемарского района расположена в 9,7 км к северо-востоку от центра Красномостовского сельского поселения, посёлка Красный Мост. 
Деревня находится на правом берегу реки Большая Кокшага, в лесном массиве, в 9 км от автомобильной дороги Козьмодемьянск-Йошкар-Ола, на территории заповедника «Большая Кокшага». Образована в XVII веке как селение государственных крестьян, входила в Арбанскую волость Царевококшайского уезда Казанской губернии. Через деревню пролегала зимняя дорога до Нижнего Новгорода, рядом проходила дорога на Козьмодемьянск.
 В 1796 году в деревне Шаптунга в 13 дворах проживали 66 человек. Жители занимались хлебопашеством, животноводством, заготовкой леса, его сплавом, смолокурением, сбором грибов и ягод, охотой. По утверждениям старожилов, рябчиков возили в город Козьмодемьянск возами. Женщины, кроме полевой работы, пряли лен, посконь, шерсть, ткали для себя и продажи сукно. По данным переписи 1897 года, в деревне Шаптунга проживали 182 человека. Имелась школа грамоты. Шаптунгинская одноклассная школа братства Святого Гурия открыта в 1904 году. 
В 1919 году в деревне Шаптунга Арбанской волости Царевококшайского уезда работали 3 трудовые артели. В первой 36 рабочих занимались лесозаготовкой, во второй артели 30 человек — укладкой дров, в третьей — 16 человек занимались их перевозкой. Деревня относилась к приходу Свято-Никольской церкви села Актаюж.
 
Огромный ущерб лесному хозяйству нанесли пожары 1921 года. В Аргамачинском лесничестве, в которое входила деревня Шаптунга, площадь гарей составила 38 процентов от площади лесничества. Гари с сохранившимся товарным лесом, а также участки спелых лесов, нетронутые огнем, стали активно разрабатываться лесозаготовительными предприятиями. В 1926 году в деревне проживали 177 человек. В 1932 году деревня Шаптунга входила в Аргамачинский сельсовет, в ней проживали 206 человек. В 1933 году был организован колхоз имени Сталина. Первым председателем работал И.С. Воронов. В 1939 году в колхоз входили 57 мужчин и женщин, 12 подростков из 24 дворов. Колхоз имел 10 лошадей. Из сельхозинвентаря насчитывались 2 конных плуга, 6 борон, 4 косули, 6 телег. Руководил колхозом ВТ. Аксаматов.
В 1941 году в колхозе работали 43 человека, из них 22 мужчины, 19 женщин, 2 подростка. Содержали 7 голов крупного рогатого скота, 3 свиней, 10 овец. В деревне Шаптунга также работали предприятие лесозаготовок, Шаптунгский мехлесопункт, организованный в 1943 году. В 1948 году в колхоз имени Сталина входили 94 человека из 23 дворов, из них трудоспособных 10 мужчин, 31 женщина, 31 подросток. На фермах содержали 13 голов крупного рогатого скота, 12 свиней, 30 овец. Имелись 2 лошади, 5 деревянных борон. В деревне Шаптунга были построены конюшня на 12 скотомест, коровник на 15 голов, 2 зернохранилища. 2 овина. Руководил колхозом В.Т. Аксаматов.
 
Полевоенное время деревни Шаптунга
В 1950 году в 50 хозяйствах проживали 186 человек. В 1958 году колхоз имени Сталина объединили с колхозом имени Жданова. Председателем укрупненного хозяйства был избран В.П. Деревяшкин. В I960 году создали Шаптунгинский сельсовет, в деревне имелась начальная школа. В марте 1959 года Кужолокский сельсовет переименовали в Шаптунгский сельский совет, он назывался так до марта 1963 года. К концу 60-х годов XX века запасы спелых лесов были сильно истощены. По данным лесоустройства 1960-1961 годов, хвойные насаждения в Аргамачинском лесничестве занимали чуть более половины лесопокрытой площади. Все это вызвало угасание хозяйственной деятельности в лесных поселках, в том числе и в деревне Шаптунга. В 1970 году в деревне насчитывалось 34 хозяйства.
Жители занимаются ведением личных подсобных хозяйств, в 1999 году содержали 1 корову, 1 овцу и 2 коз, в 2004 году — 2 коров и 1 свинью. До ближайшей ветлечебницы, расположенной в поселке Красный Мост, 15 км. Традиционными промыслами для жителей деревни Шаптунга являются сбор лесных ягод и грибов, рыболовство. В 1999 году в деревне Шаптунга в 10 дворах проживали 8 человек, из них 3 женщины. В 2004 году в 10 дворах проживали 8 мужчин и 2 женщины. В 2004 году в деревне Шаптунга насчитывалось 10 частных домов общей жилой площадью 320 кв. м. Средний размер приусадебного участка в 2004 году составлял 0,5 га.
 
Дома в деревне деревянные, рубленые, 5 с тесовой кровлей, 4 покрыты шифером, 1 — железом, некоторые украшены резными наличниками. Отопление печное, для приготовления пищи также используются печи. Воду жители получают из колодцев. 
Услуги здравоохранения, культурно-бытового назначения, образования, торговли и связи получают в поселках Озерный и Красный Мост, используется и выездная форма торговли, медицинского обслуживания. Работавшие ранее в деревне Шаптунга клуб и магазин закрыты. Не работает и действовавшая ранее начальная школа, детей школьного возраста в деревне нет.
 
В 1974 году в окрестностях деревни Шаптунга марийской археологической экспедицией на огородах заброшенной усадьбы лесника на склоне надлуговой террасы правого берега реки Большая Кокшага обнаружены следы древней стоянки III тыс. до и. э. Всего на территории заповедника «Большая Кокшага» обнаружено более 20 поселений и стоянок древних людей. Наиболее древние из них датируются 5 тысячелетием до н. э.
   
  
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
Сайт заповедника «Большая Кокшага»
https://b-kokshaga.ru/about/news/v-poiskakh-sakralnogo-mesta-na-territorii-zapovednika/
Постановление Совета Министров МАССР от 15.07.1987 № 353 «О государственных памятниках природы Марийской АССР».
https://promariel.ru/oopt/
Памятники природы Марий Эл.
СХЕМА РАЗВИТИЯ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ.  ГА Богданов, ЮП Демаков, АВ Исаев.
Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Часть II.  Потапова НА, Назырова РИ, Забелина НМ, Исаева-Петрова ЛС, Коротков ВН, Очагов ДМ.  М.: ВНИИприроды (2006) : 364
Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл (Иллюстрированный сборник).  Типография Правительства Республики Марий Эл (2013) : 76

 

ВложениеРазмер
Священная роща в заповеднике Большая Кокшага413.48 КБ
Священная роща в заповеднике Большая Кокшага318.2 КБ
Священная роща в заповеднике Большая Кокшага743.66 КБ
Священная роща в заповеднике Большая Кокшага724.9 КБ

Комментарии

Священная роща Большая Кокшага

 

Доброе утро!  Можно спросить про эту рощу - как точно туда проехать или пройти, она глубоко в заповеднике находится, туда наверное вход всем строго запрещен?  Можно ли договориться с администрацией Заповедника, чтобы нас туда пропустили, или возможен ли коммерческий тур или экскурсия с целью посещения этой рощи? Есть ли такая возможность? 

Как с ними можно связаться или позвонить или написать на эл. адрес? Можно ли это сделать из Йошкар-Олы?

контакты...

Привет!

мы конечно никак не представляем заповедник Большая Кокшага - 

мы только обычная команда туристов, так что лучше позвонить и спросить про ваш вопрос - 

в администрации заповедника БК:

адрес:  РМЭ, г. Йошкар-Ола, 

ул. Воинов-Интернационалистов, д. 26. 

8 (8362) 22-62-63, 22-17-11, 22-02-33 (факс).  

У них есть музей в заповеднике и экологические тропы - 

на экскурсию туда точно можно попасть, но вот как насчет священной рощи - это неизвестно.

Думаю что можно будет договориться, если с научными целями - это допускается.