Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Моркинский район РМЭ – настоящий кладезь марийской культуры и народных обычаев.
Так было и в этом году, в деревне Шлань Моркинского района праздновали Шорыкйол в духе настоящих народных традиций, которые были здесь сотню и более лет назад!
Посетила этот праздник наша знакомая – Инесса Куляжева, известная нашим читателям по интересным статьям, посвященным марийской этнографии, традиционной религии и традициям народа мари! 
Праздник Шорыкйол по языческим традициям начинается перед Новым годом, примерно в зимнее солнцестояние, как и у древних славян, что связано с тем, что наше светило поворачивает на лето, день начинает прибывать, и начинается новый цикл бытия мира.
Следовательно, народные традиции требуют подготовки к встрече  Нового года, пожелания удачного урожая, и всяческих успехов в нелегкой сельской жизни человека!

 

 

                                                          ряженные в деревне Шлань                                      

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа.

Одним из таких праздников является Шорыкйол (Овечья нога). Праздник имеет несколько названий. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). 

                                          ряженные в клубе деревни Шлань                                 

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января).
В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы.
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой. Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья.

 

                         

ПРАЗДНИК ШОРЫКЙОЛ                               

Утро праздника Шорыкйол хозяюшка начинают с приготовления обрядовых блюд. Топится печь, наизготовку стоят чугунные сковородки разных мастей: и для мелна- толстые блины испеченные в печи, и для картошки в свином жире, и для орешков из пресного теста для раздачи ряженым, и для просто замеченной карточки..., словом в доме царит веселая кутерьма, в которой принимают участие все домашние.

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Обратите внимание какой огромный деревянный предмет с мукой стоит на столе. В магазине такой вы уж точно не купите. Хозяйка месит пресное тесто.

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

А вот и старшая хозяйка Люба, вместе со снохой Светланой. Вся работа по дому делается всей семьей и обязательно в национальной традиционной марийской одежде! Обратите внимание, позади хозяюшка стоят сковородки с "орешками" готовые к отправке в печь!

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Жарко разгорается пламя в печи... Первая партия Мелна пошла...

Право печь имеет только самая старшая женщина в доме!                                                    

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

 

ну, и конечно, основным атрибутом праздника (как и на святки) - является гадание о будущей судьбе!     

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Какую же судьбу покажет Насте тень на печи в бане ночью на Шорыкйол???     

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

 

известное классическое гадание девушек - кидание валенка - кто же будущий жених???                      

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

 

Солдат во все времена пользовался уважением у марийского народа, поэтому среди ряженых всегда был хоть один солдат!                                                                                                                      

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

 

 

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

Значение праздника.
Праздник Шорыкйол
является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Праздник имеет несколько названий.

У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. Однако, такие названия, как Шортйол, Шачял, переводимые как рождение нового года — шочшо у ий, можно считать наиболее верными и соответствующими тому времени, когда проводился праздник — в преддверии наступающего нового года.
В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпрепровождение с играми, плясками, песнями. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ШЛАНЬ
Деревня Шлань расположена в 4 км на северо-восток от с. Шоруньжа.
Она основана в первой половине XIX века родом Йорома и Тыныки. В 1839 году в деревне было 13 дворов, насчитывалось 44 души мужского пола.

Существует легенда о происхождении названия селения. 
Однажды старейшины Юсуп и Элмене недалеко от жилья обнаружили спрятанное мясо. Один из них, Орзи, предложил его взять и помолиться богу и назвать деревню "Шылан", т.е. "С мясом". Люди пошли на возвышенное место, принесли в жертву богам находку. 
С тех далеких пор место жертвоприношения является божьим местом, а лесную чащу называют "Агавайрем ото". 
Поселенцы занимались земледелием, сеяли лен, коноплю, собирали, сушили, мяли и ткали холст, готовили себе повседневную и праздничную одежду. Рубили лес, корчевали пни, расширяя посевные площади, занимались пчеловодством.
В 1886 году в деревне было 35 дворов, проживали 114 мужчин, 116 женщин. В 1899 году открыта школа, в послевоенные годы для нее построили новое двухэтажное здание. 

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

В 1901 году на р. Шора находилась водяная мельница, принадлежащая жителю д. Шлань В.О. Оразаеву. Работали круподерки и обдирки. 
В 1911 году работала бакалейная лавка в доме крестьянина Токтогулова Токплата. В империалистической и гражданской войнах принимали участие Григорьев Иван и Григорьев Максим.
В 1932 году свыше тридцати семей крестьян организовали колхоз "Куан энер", председателем избрали А. Евсюткина. 
В 1936 году колхоз получил первый трактор, которым управлял В.Д. Дмитриев. В 1937 году колхозники построили ферму для КРС, после войны — птицеферму, впоследствии запустили в эксплуатацию овцеферму. В 1939-1940 годах открыты пункт по лечению трахомы, магазин.
В войне с Финляндией участвовали Е.А. Янтемиров, В. Игнатьев, П.А. Петров, СО. Осипов. В годы Великой Отечественной войны 77 человек погибли из 135 ушедших воевать мужчин. Воевать пришлось и нынешнему молодому поколению — пятеро выполняли интернациональный долг в Афганистане, восемь юношей сражались в Чечне.

Жители деревни с давних времен посещают близлежащую рощу, в которой молятся богу, просят о помощи, о спокойной жизни. 
Таких рощ две, одна, "Агавайрем ото", находится около деревни, другая — в центре. У каждой семьи было свое дерево, которому они поклонялись, сейчас роща поредела, но жители по-прежнему содержат ее в чистоте и порядке.

                                                    беседка у священной рощи                                   

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

С 1958 года деревня Шлань входит в состав укрупненного хозяйства "Передовик". В этом же году тракторист А.Д. Иванов, за хорошую работу участвовал в ВДНХ в Москве.
В 1992 году Г.Т. Аксюбин и И.Е. Евсеев организовали фермерское хозяйство "Аксевс", где выращивают зерновые культуры и картофель, имеют КРС и содержат маточное поголовье свиней.

                                         такой снежный танк соорудили жители деревни                               

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

В 2000 году восемь жителей ездили в Венгрию строить марийскую усадьбу, теперь представители финно-угорских регионов могут познакомиться с хозяйственными постройками и бытом народа мари.
В 2004 году в д. Шлань проживают 500 человек в 140 хозяйствах. Дома в основном покрыты шифером. У некоторых жителей имеются телефоны. В деревне работают медпункт, магазин, начальная школа. Забор воды производится из колодцев, ключа и реки. Сообщение с райцентром производится рейсовыми автобусами.

 

Марийский праздник Шорыкйол в деревне Шлань

________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Фото и пояснения Инессы Куляжевой
http://www.12rus.ru/List/28/1677/
http://aboutmari.com/wiki/Шорыкйол
Книга: Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.