Ия ковыж – марийская скрипка

ия ковыж, марийская скрипка

Ия ковыж – марийская скрипка дьявола.
У большинства людей, которые впервые сталкиваются с упоминанием этого инструмента, наибольший интерес возникает в отношении названия инструмента: почему именно дьявольская скрипка? 
По иронии судьбы, большинство исследователей прошлого интересовал как раз этимологический аспект инструмента, а не его музыкальные характеристики и значение для народа.

 


Термин ия ковыж состоит из двух корневых основ: первая — ия — переводится носителями традиции как «дьявол», «дьявольское» или же что-то непонятное, чужеродное; вторая — ковыж — означает «скрипку». Вероятнее всего, ковыж как понятие скрипки заимствовано у тюрок (купăс —у чуваш, кыл-кубыз — у татар). Поэтому многие исследователи предполагают, что марийцы переняли не только наименование, но и сам инструмент. Отсюда и «дьявольская чужеродность» в названии. С другой стороны, нет однозначного ответа на вопрос о том, каким образом ия ковыж появился у марийцев, был ли он заимствован или появился автохтонно.
 
В подтверждение второй версии можно сказать, что смычковый хордофон в различных марийских селениях имел свои названия. Так, в селе Кукарка Кировской области бытовало название комож (без ия!), в деревне Пижанка – комыж, мари Параньгинского района вообще использовали термин томбра. Данные примеры, кроме последнего, явно свидетельствуют об отсутствии тюркского заимствования.
 
Как и у большинства поволжских народов, ия ковыж для мари имел сакральное значение. Существует народное предание о том, как музыканта-жреца ковыжзо отправили в подземный мир хоронить знатного человека.
 Будучи уверенным в своей неуязвимости и в том, что его никто не посмеет тронуть, музыкант спустился в подземный мир, где его встретили ия (черти). Они заставили его играть на ковыже в течение трех дней, но ковыжзо был таким виртуозным музыкантом, что играл вместо трех дней три года. Так появилась и версия названия, связанная с миром чертей.
 
«Звук комыжа лучше серебристого звона – он не дорогой, как у гуслей, и не плачет, как волынка. Звук хоть и мягкий, но переворачивает душу; песня комыжа показывает жизнь народа, жизнь предков пробегает перед глазами».
 

Что касается конструкции инструмента, то какой-либо общепринятой формы не было, все зависело от фантазии мастера. Обычно ия ковыж делали из цельного куска дерева. Длина куска дерева была приблизительно 55-60 сантиметров. Корпус инструмента делали в виде овального ковша с диаметром приблизительно 20-23 см, с грифом длиной 20-22 см. В старину корпус инструмента ничем не покрывали, не было ни деки, ни подставки. Чтобы струны не соприкасались вплотную с грифом и не дребезжали, нижний порожек несколько выступал над поверхностью корпуса, а роль верхнего порожка играли удлиненные колки, которые также выступали над грифом на значительное расстояние. Позже в качестве деки стали использовать натянутый бычий пузырь, а в дальнейшем дека стала деревянной. С появлением деки появился и верхний порожек, а под струнами полноценная подставка.
 
Корпус ия ковыж (марийская скрипка)                                                                                                 
Сложно сказать, был ли этот экземпляр бездечным. По отверстиям на обечайках можно предположить, что дека крепилась с помощью деревянных штырьков.
Ковыж имел две струны, реже три. Твердо установившегося строя не было, чаще всего это был квартовый (a, d) или квинтовый (a, e). Для трехструнного инструмента, судя по этнографическим источникам, характерен кварто-квинтовый строй (d, g, d) или квинтовый (d, а, е). До появления металлических струн использовались жильные. Ученые считают, что при игре на жильных струнах палец не прижимался к грифу, а касался струны. Подобная техника, к слову, характерна и для русского гудка. Металлические же струны прижимались к грифу. Данные нюансы звукоизвлечения обусловлены не только материалами изготовления струн, но и высотой верхнего порожка: чем он ниже, тем легче прижимать струну. Сам же инструмент музыканты держали вертикально, упирая в колено.
 
П.С. Тойдемар с ковыжом собственной конструкции                                                                                    
В советское время была предпринята попытка модифицировать ковыж. Новая модель инструмента, предложенная народным артистом Марийской АССР П.С. Тойдемаром и выполненная киевским мастером И.К. Гейманом, напоминает скрипку и отличается от нее только формой и положением инструмента во время игры. Строй, диапазон и принцип устройства тождественны скрипке. Однако, судя по всему, данный инструмент не снискал популярности у народа.
 
Особенностью репертуара ковыжзо является преобладание плясовых наигрышей, имитирующих игру на шӱвыре (волынке). Звучание ковыжа у мари ассоциируется с музыкой, исполняемой именно с волынкой, которая, в свою очередь, была ритуальным инструментом. В плясовых композициях на ковыже часто демонстрируются характерные формообразующие шувырные элементы. Наиболее ярко это проявляется во вступлении и в завершении ковыжных наигрышей, где имитируется процесс настройки шувыра, раздувание меха перед началом игры на нем. Наличие же бурдона и форшлаговая орнаментация характерны для обоих инструментов. Более того, в старину были популярны ансамбли, состоящие из волынщиков и скрипачей.
 


К середине ХХ века ия ковыж стал постепенно вытесняться скрипкой, однако принцип игры на ней остается все тот же. При этом, учитывая, что на скрипке четыре струны, мелодию исполняют на струне d при непрерывном звучании бурдона g, струны а и е в игре не участвуют. Сейчас же некоторые энтузиасты возрождают технологии изготовления и игры на марийской дьявольской скрипке.
  
 Звук ия ковыжа очень слабый, особенно когда на нем струны из конских волос.
В настоящее время ия ковыж в народе встречается очень редко. Этот инструмент вытесняют скрипки обычного типа. Способ игры и на скрипке остается прежним, то есть ее ставят на колено.
Вопрос о принадлежности ия ковыжа к марийскому национальному народному музыкальному инструменту вызывает сомнение, так как подобного рода инструменты встречаются у многих народов, например: у казахов под названием кобыз; русских - гудок; у кавказских народов - чианури и кяманча; у сербов и у южных славянских народов - гусли (гусле,гусла); у кубанских казаков - пишна и т.п.
Это несколько подтверждается и тем, что само слово ия ковыж (дьявольская скрипка) означает нарицательное название, то есть ия, означающее понятие "дьявола", употреблялось марийцами как выражение предметов чужих, неизвестных, не своих, непонятных. Поэтому будет более справедливо утверждать, что этот инструмент не марийского национального происхождения, а пришедший извне, перенятый от других народов.

 

 

________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Эшпай Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар- Ола, 1940
Ия ковыж // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 824. — 872 с.
И. Н. Смирнов  "Черемисы” (марийцы).
Мошков В.А.  Ия ковыж в народных верованиях // «Живая старина», вып. 3. М., 1893. С.464.
Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; 
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 70.
Герасимов О.М. Народные музыкальные инструменты мари: Традиции и современность, 2000
Ямбердова Т.И. К истории изучения смычковых хордофонов в традиционной культуре луговых мари, 2013

 

ВложениеРазмер
mariinstr221 (1).jpg121.83 КБ
mariinstr221 (2).jpg33.76 КБ
mariinstr221 (3).jpg168.39 КБ
mariinstr221 (4).jpg74.09 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru