Деревня Одобеляк, легенда об ушедших удмуртах

Деревня Одобеляк находится в 6 км восточнее центра сельской администрации, села Тумьюмучаш, у реки Тунья, рядом с автотрассой Йошкар-Ола — Сернур. 
Ее окружают луга и овраги — Кашка памаш, Лавушкан корем, Ваш корем, Кусото корем, леса — Рошко, Кодамар. 
В деревне, в центре, между двумя улицами, много родников. Около деревни — большой водоем-плотина, построенная в 1976 году. 

 
Название деревни чисто марийское. Оно состоит из двух слов: одно "удмурт" (так марийцы называют удмуртов + беляк, влак "родовая группа людей; участок земли, занимаемый родом", т.е. "род удмуртов" или "земля, занимаемая родом удмуртов"). 
По воспоминаниям старожилов, название деревни связано с тем, что на месте современного водоема-плотины были луга с оврагами, где и жили оды — удмурты.
 

Деревня Одобеляк

Жилищами первых жителей были землянки на склонах оврагов. Количество семей не установлено, но землянки располагались на некотором расстоянии друг от друга.

Местность окружали леса.
Здесь стали поселяться мари и русские.

Одам пришлось покинуть эти места.

Но они, по рассказам старожилов, наговорили на эту деревню, сказав, что в этой деревне не будет никогда более 26 домов. И по сей день деревня не насчитывает более 26 дворов. 
   
Первыми поселенцами после одов были марийцы и русские, с фамилиями Пономаревы, Шулятьевы, Чегаевы.
В 1859 году деревня Одобеляк значилась казенным починком. Она состояла из 17 дворов, в ней проживали 71 мужчина, 65 женщин.
 
В 1874 году в деревне было 4 русских и 30 марийских дворов, в ней проживало 166 человек. За деревней было закреплено 550 десятин удобной земли. В среднем на двор приходилось 16,5 десятины. Жители держали 59 лошадей, 84 коровы, 242 головы мелкого скота.

                                                                     родник в деревне Одобеляк                                                        

Деревня Одобеляк

Деревня входила в состав Конганурской волости Уржумского уезда Вятской губернии.
Жители придерживались христианской православной и языческой веры. Деревня относилась к приходу Богоявленской церкви села Тумьюмучаш.
 
В 1909 году в деревне Одобеляк проживали 109 мужчин и 93 женщины, 18 детей школьного возраста. В деревне имелись 2 водяные мукомольные мельницы. В 1922 году в Одобеляке проживало 179 человек, которые имели в своих хозяйствах 26 лошадей, 9 жеребят, 33 коровы, 19 телок, 84 овцы, 7 коз, 110 кур. Имелась водяная действующая мельница, которая принадлежала И.П. Щулятьеву.

                                                          пруд деревни Одобеляк                                                              

Деревня Одобеляк

В 1935 году в деревне Одобеляк было образовано коллективное хозяйство "Ушем нур". В этом же году был оборудован большой амбар для зерна и построена ферма.
 
В 1943 году в деревне Одобеляк был 21 двор, проживало 69 человек, из них 8 трудоспособных мужчин, 26 женщин, 5 подростков. В деревне были построены мельница и кузница. Председателем колхоза работал С.Н. Тетерин, бухгалтером — А.С. Лапухина.


В 1949 году из хозяйственных построек имелись конюшня, коровник, овчарня, зернохранилище, картофелехранилище.
На один трудодень колхозникам выдавали 0,26 кг зерна, 0,3 кг сена, 1,0 кг соломы. Председателем работал П.С. Хлыбов.
В 1970-е годы овцеферма была укрупнена до 500 голов овец романовской породы. Колхоз "Ушем нур" вошел в состав укрупненного колхоза "Россия".
 Овцеводство приносило хозяйству большую прибыль. Стригли овец руками, шерсть отвозили на полуторках в село Куженер, где находился заготпункт.
В 1970-е годы в деревне было много детей школьного возраста, около 25 человек, которые ходили в Тумьюмучашскую начальную и в Конганурскую среднюю школы.
Первый телевизор в деревне появился у А.Е. Бусыгина, который работал бухгалтером в колхозе "Россия".
На 1 января 2005 года в деревне было 22 двора, 84 жителя. Каждое хозяйство имеет свой приусадебный участок, держит коров, овец, кур, гусей, уток.
 

Деревня Одобеляк

В деревне пользуются уважением Н.И. Хлыбов, долгие годы работавший в колхозе трактористом, В.И. Хлыбов — мельник колхоза "Россия", овчарница колхоза З.А. Егошина имеет звание "Почетная колхозница".
Память хранят односельчане об участнике Великой Отечественной войны СТ. Кудрявцеве, учителе начальных классов; бывшем председателе сельского Совета Н.П. Быкове.
На театральные и концертные сцены республики выходит с исполнением песен марийских композиторов А.Ф. Егошин (Егошин Эчан), вокалист Маргосфилармонии.
    

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ОВДУ - ТУТ!
   

ЛЕГЕНДЫ ПРО НАРОД ОВДЫ

Мы уже писали на нашем сайте, что среди марийцев восточных районов Марий Эл (и даже центральных районов) распространены легенды об Овде,  или про народ Овды, который когда-то жил в этих глухих краях.

Но с приходом племен мари ушел в неизвестном направлении, а где-то даже проклял пришедших тем, что их селения никогда не превысят определенного размера.

Многие исследователи связывают Овду и одо мари с удмуртами, которые ушли на восток - за Вятку.

Продолжим разговор о настоящих существах по имени Овда.

По многим предположениям,   ОВДА (овыда, диал. овыча "овда", овда калык "народ Овда") - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо "удмурт" и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный (?)  для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего, он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы.

Действительно,  как видно из сохранившихся исторических источников, восточные районы Марий Эл в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо-марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить эти земли. Памятниками их пребывания (например, в Моркинском районе)  осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Около Абдаево есть место под названием 'ОВДАНУР'. Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.

  Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск, и окрестные горы Большой и Малый (Одо) Карман-Курык, которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками.

 Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем - "АР" (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.

 До сих пор старожилы близлежащей деревни Малонмаш могут показать место, где по преданиям находится древнее захоронение удмуртов. Место это считается нечистым (или проклятым), и местные мари туда стараются не ходить. Впрочем, в этих местах есть и другие древние поселения, например, на краю деревни Чевернур находится "Ярамари селище" - памятник археологии (7-8 км. от горы) - племена ярамари жили в тех местах почти тысячу лет назад. Местные жители, от греха подальше, также стараются и не поминать Овду, чтобы не навлечь на себя беды и болезни.

 

Аналогично про это говорят археологические памятники по реке Пижма, (у которой находится, кстати, селение ОДОшнур),  их относят к культуре удмуртов племенного объединения Калмез. Сюда, к западным рубежам расселения удмуртов (места племенного объединения Ватка), теснимые волнами переселений гуннов и пр. тюркских, угорских и самодийских племён Западной Сибири, удмурты-калмезы приходят к III в. н.э., а затем, спустя столетия, и войны с марийцами, вытесняются ими за Вятку.

С тех далёких времён, быть может, и ведут свои начала представления о жителях Одошнура как о странном, чуждом "народе овд".

При этом  Овды имеют свою культуру (земляные дома, одежду, быт, обычаи), понятный марийцам язык,  а также магические способности, связанные с «хтоническим» - в природе (обрывы рек, земля и подземные пространства, лесная чаща),  и в своём облике (длинноволосы, волосаты, грудасты, могут быть когтисты, "неправильность" - вывернутые ступни, прозрачная грудь и пр.). Они взаимодействуют с людьми (брачные связи с людьми, пристрастие кататься на хозяйских лошадях и пр.), но считаются стоящими на более низком уровне культуры - "ир енг", то есть дикими людьми.

В пользу этой версии говорит тот факт, что для мари язык Овд был понятен. Хотя и с трудом, но мариец примерно понимал: о чем говорят Овды, так как удмуртский язык принадлежит к той же языковой группе, что и марийский. По другим легендам: мари почти не понимали язык Овд, но некоторые марийцы довольно быстро ему обучались, так, что могли общаться с Овдами.

По этому поводу есть реальная история, которую нам прислали на сайт. Написал нам уже пожилой мужчина про случай, который произошёл в Параньгинском районе. Дело было ещё в довоенные годы, он (будучи мальчиком) шёл с матерью из соседней деревни, и они по дороге повстречали двух женщин. Женщины эти были очень странно одеты, и явно были не марийки. Мать остановилась около них, но сына подтолкнула вперед, мол, иди пока в деревню без меня. А сама стала разговаривать с теми женщинами на непонятном языке, но среди речи слышались как бы знакомые слова. Потом мальчик ушёл по дороге и больше ничего не слышал. Через некоторое время мать его догнала, но на вопрос сына: «Кто это был?», ответила, что это не его ума дело! Больше про эту встречу мать никогда не вспоминала и ничего не говорила, но сына этот вопрос мучил всю жизнь. И уже через много-много лет, когда мать смертельно заболела, а у её сына были свои дети – он снова поинтересовался: кто были те женщины. Тогда мать ответила, что это были Овды, но больше так ничего и не рассказала!

 

Таким образом, ряд приведенных фактов указывает на некоторую идентичность народа Овды и удмуртов, как правило, это связано с тем, что в древности эти земли были обжиты удмуртами. Однако здесь есть явное противоречие, которое состоит в том, что племена удмуртов в те времена по своему уровню развития практически не отличались от марийских племён, то есть находились на одном уровне экономического и культурного развития. Поэтому при контактах мари и удмуртов (как мирных, так и военных) у народа мари не могло остаться такого мифологически-сказочного восприятия этого народа! Вряд ли мари могли осознавать соседний и похожий на себя народ (по языку, культуре, происхождению, образу жизни и т.д.) как «нечистую силу», или как чуждый «иной» этнос!

Это, кстати, выражено и в названии удмуртов – то есть одо-марий, получается, что марийцы практически их также называли, как и своё племя, или как близкое или родственное себе племя. А это было бы невозможно, если бы удмурты явно отличались бы от марийцев, то есть настолько явно, чтобы иметь такие фантастические свойства тела, образа жизни и поведения! Следовательно,  удмурты не могли в полной мере называться (идентифицироваться) мифическим народом - Овда!

Косвенно это подтверждается преданиями вятских мари, например, где рассказано о споре между марийскими и удмуртскими племенами за земли на правом берегу Вятки. В этом предании об удмуртах указано, именно, как о соседнем обычном племени; язык, нравы и особенности которого не вызывают удивления и не несут мистического образа. Удмуртов в этих преданиях никто не называет овдами.

 

Далее примерный список таких деревень с упоминанием Овды:

1. Деревня Кусола находится на расстоянии 6 км на северо-восток от д. Петъялы (Волжский р-н). Предание гласит, что деревню в давние времена прокляла Овда, которую чем-то обидели жители деревни. Овда предсказала, что деревня постепенно исчезнет с лица земли. Деревня действительно постепенно таяла. Молодые уезжали в города, некоторые строили дома в соседнем селе Сотнур. Дома сиротели, часто бывали пожары. Как правило, огонь охватывал не один двор, а сразу 4-7 хозяйств.

 

2. По преданиям мари, живущих около села Помары, в древности на этих землях жил «дикий» лесной народ, который после заселения этой территории марийскими племенами, пропал неизвестно куда (Волжский р-н).

 

3. Есть любопытная легенда об овде в деревне Пинжан-Кукмор. Эта деревня расположена километрах в 7 от Петьял Волжского района. Между этой деревней и деревней Малые Олыкьялы (теперь такой не существует давно), на берегу реки Петьялки, в отдалении от всех, жила овда. Это была старая уже, но, как бы сейчас сказали, хорошо сохранившаяся женщина. Даже для своего возраста она выглядела красивой, сохранив стать и физическую силу. Жила она с дочкой, которая была тоже очень красивой. Жили они во вполне определенный временной промежуток – несколько десятков лет, до, по некоторым данным, 1905 года. Примерно в это время старая овда умерла, а дочь ее куда-то уехала. Вела себя эта овда, как и прочие – лечила людей, колдовала понемногу, брала за это продукты и различную утварь. Дочь ее в ночи, когда светила полная луна, похищала из стада коней и скакала на них так, что к утру они были все в пене. Но каждый раз возвращала их в стойло.

(рассказ про это место будет позднее).

 

4. Кужмара — одно из древнейших сел марийского края (Звениговский р-н).  Существует предположение, что селу не менее тысячи лет. В те времена на Волге обитали бургасы — одно из многих финно-угорских племен. В отдаленные времена Марийское Поволжье сплошь было покрыто лесами. Некоторые роды здешних племен стали переходить от собирательства плодов к земледелию, от матриархата — к патриархату. Они могли жить только на полянах, то есть на земельных участках, расчищенных от деревьев. В противоположность "кужмарцам" — полянным или долинным жителям — основное население края тогда вело прежний образ жизни. Они жили в лесу, собирали ягоды, грибы, охотились на зверей и птиц. Их называли "Овда", так как в их роду главенствовали женщины.

 

5. Деревня НУРОТО (Звениговский р-н).  

8 1902 году дворов здесь было уже 7, но впоследствии их число уже не увеличивалось. С этой цифрой связана легенда. В марийском фольклоре существует полумифическая женщина по имени Овда. Однажды она чем-то прогневала своего покровителя, и Кугу Юмо проклял ее, повелев жить в пещере под землей. Она ночью выбиралась из пещеры и каталась на лошадях, которых нередко загоняла насмерть. Хозяин лошадей как-то намазал им спины серой. Овда прилипла к крупу лошади, и хозяин как следует ее проучил. Овда прокляла и мужика, и его деревню. Считается, что это проклятье коснулось именно деревни Нурото. Этой деревне, якобы, предстояло навсегда оставаться деревней семи дворов, появляющийся восьмой дом приносил беду — или кто-то умирал, или один из домов сгорал.

(рассказ про это место будет позднее).

 

6. Предание про Овду есть у жителей села Исменцы (Звениговский р-н).  

В древности один крестьянин на лугах сохранил для Овды (по её просьбе) стог сена, чтобы она могла  там ночевать. После чего Овда пообещала, что у крестьянина сено (трава) никогда не кончится. Действительно, около села всегда были обильные луга и пастбища, что позволяло вести успешное животноводство.

 

7. Деревня МАКАРОВО (МАКАР починта, МАКАРСОЛА, ИЗИ ТОРАЙБЕЛЯК) Куженерский р-н;

Существует легенда, что эта деревня была проклята ведьмами. По легенде, по деревне протекала речка, около которой водились ведьмы. Днем ведьмы спали, а в полночь приходили в деревню и до утренних петухов катались на лошадях, отпущенных в ночное. Дед Макар решил поймать ведьм, смазав перед ночным спины лошадей дегтем. Одна ведьма попалась, дед Макар ее убил. Ведьма прокляла деревню: "Пусть в этой деревне никогда не будет больше 7 дворов". Речку, где водились ведьмы, жители назвали Овда корем.

В 2003 году из деревни уехали последние жители.

 8. Нурсола – Овда корем (Куженерский р-н). Загадочный овраг, где по легендам обитали Овды.

Чуть в стороне от Горняка, у деревни Нурсола находится еще один знаменитый овраг – Овда-корем. Именно здесь по местным преданиям жили овды – лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Женщины-овды обладали столь огромными грудями, что им приходилось перекидывать их на спину. Любимое развлечение овд – катание по ночам на украденных у местных жителей лошадях, причем садились они на лошадь весьма своеобразно – вдвоем, спиной друг к другу. Наутро хозяева находили коней загнанными и мокрыми от пота. По легендам, по проклятию овд в незапамятные времена ушла под землю деревня Нольнур, находившаяся недалеко от верховьев Овда-корем.

Левый склон оврага – практически голый, с редкими вкраплениями кустов и одиноко стоящими деревьями, зато правый покрыт зарослями ельника вперемешку с можжевельником. Здесь встречаются можжевельники, достигающие рекордной для наших мест восьми–девятиметровой высоты! Говорят, что еще относительно недавно – в послевоенные годы – на дне оврага находили круглые, примерно полуметрового диаметра, входы в подземные жилища овд, а в самом начале шестидесятых овды переселились отсюда, ушли подальше от цивилизации, в лесные дебри Кировской области.

Исследователи поначалу относились к этим рассказам со скептицизмом, пока не услышали – уже из Кировской области о случаях встреч с йети – таинственным снежным человеком. Организовали экспедицию по его следам и, говорят, следы эти нашли. При этом "стоянки йети" очень напоминали все, что связано с марийскими овдами…

(рассказ про это место будет позднее).

 

9.  Деревня Мари-Шои (Куженерский р-н).

На расположенной рядом с деревней горами (тут проходит Вятский вал) местные жители и пастухи находили карстовую пещеру, где якобы кто-то жил.   Старые жители считают, что в ней в древности обитала семья Овды (вероятно, еще до появления деревни Каменная гора). В отличии от пещеры овды горы Карман-Курык или тех же пещер на севере Вятского Увала, кроме легенд, в пещере Каменной горы есть следы обитания Овды!  Те немногочисленные храбрецы,  как известно, мари демонизировали овду, поэтому места их обитания считались нечистыми), кто в ней побывал по необходимости (известен один случай,  когда искали пропавшего козленка), описывали в глубине что-то наподобие стола и лежанку. Местные жители  д. Визимбирь и д.Мари-Шои не сомневаются ( по крайней мере старики) в существовании в совсем недалеком прошлом в окрестностях этих деревень овды. 

(рассказ про это место будет позднее).

 

10. Деревня АКПАТЫРЕВО (КУШЫЛ ВОЧАРМА, АГАРМУЧКА), Мари-Турекский р-н;

Сохранилась легенда, согласно которой деревня была проклята Овдой - мифологическим существом женского пола, обладающим сверхъестественными способностями. За какие-то обиды, нанесенные ей, Овда якобы заповедовала деревне не иметь более 30 домов.

 

11. Деревня ТУМЕРСОЛА, Медведевский р-н;

Существовала даже такая легенда: жителей заколдовала овда, поэтому не было высокой рождаемости детей. Число коренных жителей достигало лишь 70-75 человек.

И дальше число домов не было больше семи:

В 90-е гг. XX в. д. Тумер вошла в совхоз "Пригородный". В ней 7 хозяйств, где проживают 16 человек.

В деревне к 2002 г. -7 деревянных домов, 4 дачных. Проложен водопровод.

 

12. Деревня САПУНЬЖА (ШАЛ УНЧО, ВТОРОЙ УНЖА, САП УНЖА), Моркинский р-н;

  Деревня расположена в 5 км юго-западнее с. Шоруньжа. По рассказам старожилов, название произошло от древних переписчиков во времена Екатерины Великой, которые пытались узнать название этой местности. Жители не понимали русского языка и подумали, что переписчики спрашивают направление дороги, ответили "Шап", а дорога ведет в Шоруньжу. Таким образом, деревню и записали "Сапуньжа". Соседи, татары, называли поселение "Яибаса", что означает "душу забирающий". Это объясняется наличием на окраине одного из оврагов "Куполат" останков развалившихся нор и землянок. По преданию, здесь проживали овды, марийские ведьмы.

 

13. Деревня ПАШКАНСОЛА; Моркинский р-н;

Около деревни расположено нечистое место, называемое местными Овда-нур. Якобы в древности на этом поле водились овды, которые по ночам катались на лошадях.

  

14. Деревня ПАПАНИНО, Моркинский р-н;

В окрестностях этой деревни, в глухих лесах парка Марий Чодра, находили странные жилища, типа землянок, но сделанные явно не человеком. Эти землянки были обитаемы. Также  в окрестных лесах якобы видели людей в звериных шкурах.

 

15. Деревня ЮРДУР, Моркинский р-н;

Около деревни расположена Юрдурская гора (Ёртур курык), где по преданиям в пещерах и норах жила семья Овды. Их застали первопоселенцы, которые переселились в этот дремучий край с правого берега Волги. По легенде конфликтов между людьми и Овдами не было. Потом (когда деревня стала расти) Овды ушли куда-то в безлюдную тайгу. Данное предание есть на сайте.

 

16. Деревня АБДАЕВО (ОВДАСОЛА), Моркинский р-н;

  Деревня Абдаево расположена в 5 км севернее центра сельсовета, д. Коркатово, вблизи автотрассы Морки-Йошкар-Ола. Около деревни раньше располагалась проклятая деревня Посянур, которую за что-то  прокляли овды. После чего деревня потихоньку вымерла. Рядом располагаются Большой и Малый Карман-Курык, где в подземных пещерах по преданиям также обитали овды. Остатки пещер сохранились до нашего времени.

(рассказ про это место частично выставлен на сайте, продолжение  будет позднее).

 

17. Деревня ЯМАШИ; Новоторъяльский р-н,

  Не существующая ныне деревня. Находилась в 3 км к северо-востоку от центра сельской администрации, деревни Токтарсола. Название восходит к имени первопоселенца Ямаш. Сразу же за деревней пролегает большой овраг — Овда корем, есть предание, что в этом овраге раньше обитало семейство Овды. К западу от деревни находилась молельная роща — Саваран кусото. До сих пор раз в пять лет приезжают сюда со всех сторон жители на большое моление.

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины погибли. Жители деревни постепенно переезжали в другие места. Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 5 апреля 1973 года деревня Ямаши исключена из учетных данных административно-территориального деления.

 

18. Деревня ШЕМЕРМУЧАШ, Новоторъяльский р-н,

 В окрестностях селения множество оврагов: Йошкар корем, Овда корем, Йуле корем, Лакенур корем.

 

19. Деревня КОКШАМБАЛ (КАКШАМБАЛ), Новоторъяльский р-н,

Не существующая ныне деревня. Находилась на расстоянии 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название означает "за рекой Какшан". Селение располагалось у реки Какшан, берущей начало от родников деревни Максакродо и впадающей в реку Немда. Возле селения есть овраги: Овда вынем, Тосмет корем, Арака шолтымо корем, Сакар корем, Кусото корем.

В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 19 человек, из них 8 не вернулись.

С 1 января 2002 года деревня Кокшамбал в документах не числилась. Зимой здесь уже никто не живет. А на лето приезжают два жителя — бывший учитель В.К. Веденькин с супругой Л.М. Веденькиной.

 

20. Деревня КОЖЛАСОЛА (ЕЛЬНИКОВО, починок КОЖЪЯЛ), Новоторъяльский р-н,

Не существующая ныне деревня. Находится в 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Старый Торъял. Деревня находилась на ровной местности, с двух сторон была окружена оврагами, один из оврагов имел название Пий корем (Собачий овраг). Вокруг рос хвойный лес. В старину, когда раскорчевывали поля, вокруг деревни образовалось несколько перелесков: Чашка (Ельник), Аганур (поле), Пунчерйымал (Сосновый бор), Овда чодыра (Ведьмин лес).

 

21. Деревня ВЕДЕНЬКИНО (ВЕДЕНКАН), Новоторъяльский р-н,

Находится на расстоянии 3 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Кузнецы. Название восходит к личному имени Воденга. На левобережье к северу находилось болото, его осушили, и журавли, селившиеся в этих местах, навсегда их покинули.  На возвышенности, недалеко от луга, находится молельная роща. В настоящее время это место считают неблагоприятным, там не пасут скот, обходя его стороной. За оврагом Эман корем была глубокая яма — Овда вынем (Овдин провал).

 

22. Деревня ОБДАСОЛА (ОВДАСОЛА), Сернурский р-н,

  Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, села Марисола.

Обдасола — официальное название деревни, местные — Овдасола, Овдаево. С названием связана легенда. В деревне жил зажиточный крестьянин Миклай, имевший много лошадей. Как-то раз он заметил, что лошади возвращаются по утрам уставшие и грязные. Тогда он намазал их спины смолой. На следующее утро одна из лошадей вернулась с девушкой-овдой на спине. Миклай, хлестая ее плеткой, провел по деревне. Измученная девушка прокляла род Миклая и деревню. Ее пророчество сбылось: род Миклая исчез, а название за деревней сохранилось.

 

23. Деревня НИЖНИЙ КУГЕНЕР (КОЙСОЛА), Сернурский р-н,

  Находится в 1 км от центра сельской администрации, деревни Верхний Кугенер. По преданиям, первыми жителями являлись переселенцы из-под Казани, из деревни Коймары. Название Койсола пришло вместе с переселенцами. Кой — марийское мужское личное имя, сола — "селение, деревня", то есть "селение Коя". Рядом с селением имеется священная роща Овда салма кусото (интересно, что дословно с марийского это: священная роща Сковорода Овды).

 

24. Деревня ЛАЖЪЯЛ (ЛАЖЪЯЛЬСКАЯ), Сернурский р-н,

Находится в 12 км к юго-востоку от поселка Сернур на берегу реки Лаж. Является центром Лажъяльской сельской администрации. Название в переводе на русский язык означает "деревня на реке Лаж". По преданию, первыми здесь поселились марийцы, пришедшие со стороны Атни и реки Волги. Другая часть марийцев пришла со стороны реки Вятки.

Селение окружают поля и овраги, имеющие свои названия: овраг Овдасалма (Овдасалма корем), поля Медвежий ряд (Маска рат), Конфетный ряд (Кампетке рат), ряд Лапши (Лашка рат).

Возле деревни находится низменность Кумыж кудо: "кумыж" — береста, берестяной и "кудо" — лачуга, шалаш, летняя кухня, то есть "низина, где расположена лачуга, покрытая берестой". По рассказам старожилов, там раньше было пристанище дезертиров и беглых. У въезда в деревню находится Никитин овpаг (Мигытан корем, Пигдан корем), другой овраг рядом называется Салтак корем (Солдатский овраг). За Солдатским оврагом находится Овдасалма корем, где по легенде жили Овда.

 

25. Деревня КОЧАНУР (КУЧАНУР, КОЛЧАНУР, КУЛЧАНУР), Сернурский р-н,

  Находится в 11 км от центра сельской администрации, деревни Дубники. Название в переводе с марийского языка означает "дедово поле". По местному преданию, в жаркую летнюю пору мимо безымянного поселения проезжал свадебный поезд. Напившись холодной родниковой воды, люди заболели: у них опухли щеки и губы. Поэтому, проезжая мимо родника, обычно говорили: "Нас поймал этот родник". Так починок при роднике получил название Кучанур, что в буквальном переводе означает "поймал" или "держит поле".

Около деревни, на возвышенной левой стороне реки Сердяжки, вдоль реки лентой протянулся сосново-еловый лес Яктер, в котором имеется несколько сухих оврагов: Келге корем, Йол корем, Овда корем (там по преданиям жили Овды). Крутые обнаженные берега Сердяжки вдоль деревни получили название Вакш курык и Йыван Чара.

 

 
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.

Автор фото деревни Одобеляк  Измаил Ефимов.
 «История сел и деревень Республики Марий Эл». Куженерский район. 2006 г.
http://www.12rus.ru/List/25/1042/
Газета «Марийская правда»

 

 

ВложениеРазмер
Деревня Одобеляк70.75 КБ
Деревня Одобеляк11.42 КБ
Деревня Одобеляк709.59 КБ
Деревня Одобеляк213.13 КБ
Деревня Одобеляк258.24 КБ

Комментарии

Надо бы указать автора фото,

Надо бы указать автора фото, оригинал взят отсюда: https://sun7-6.userapi.com/zlrwvUo-8zzprfjgQJllTSofaUtwr50KZ4QDPw/rqRBYG2CiGM.jpg

авторство указали....

Добрый день!

авторство фото указали внизу статьи.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.