Сплав по реке Ингури, Мулхура
Ингу́ри или Ингу́р (абх. Егры, груз. ენგური Энгури, мегр. ინგირი Ингири) — река в Западной Грузии, в нижнем течении является границей территорий, контролируемых Абхазией и Грузией.
Длина 213 км, площадь бассейна 4060 км².
Берёт начало несколькими истоками из ледников (Шхара и Нуамкуан) Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа, основной исток находится на южном склоне горы Шхара, у одноимённого ледника, другие — в снежниках на склонах Эльбруса и Ушбы. В верховьях течёт по Сванетской котловине, ниже — в глубоком и узком ущелье, затем в постепенно расширяющейся долине; у города Джвари выходит на Колхидскую низменность. Впадает в Чёрное море.
гора Шхара, на ледниках которых берет исток Ингури
Питание ледниковое и дождевое. Средний годовой расход воды вблизи устья составляет 170 м³/сек. Половодье с марта по сентябрь. Сплав леса. Воды ограниченно используются для орошения. На Ингури расположена Ингурская ГЭС, построенная в 1970-е годы, а также остановленная строительством Худонская ГЭС.
В настоящее время нижнее течение реки служит границей между территориями, контролируемыми Абхазией и Грузией. Во время острой фазы грузино-абхазского конфликта железнодорожный и автомобильный мосты через Ингури были разрушены. Последний был восстановлен 26-29 июня 1994 силами российских миротворческих войск.
Железнодорожный мост не восстанавливался из-за нежелания грузинского руководства сотрудничать с Абхазской железной дорогой, в результате чего железнодорожным транспортом Грузия в настоящий момент связана только с Арменией и Азербайджаном, попасть из Грузии в Россию по железной дороге возможно только транзитом через Азербайджан.
СПЛАВ ПО РЕКЕ ИНГУРИ
Ингури (Enguri)
Главная река Грузии. По праву считается самой красивой и самой сложной рекой Кавказа. Имеет множество секций на любой вкус, от класс II до класс VI++.
Невероятно красива.
Верхние секции Ингури. 1 - старт секции Ушгули-Давбери,
2 - финиш секции Ушгули-Давбери,
3 - старт секции Ипрари-Накипари,
4 - финиш секции Ипрари-Накипари
Секция Ушгули-Давбери.
Сезонность: ??? в мае точно проходима
Put in – Деревня Ушгули (Ushguli). Можно начинать прямо от первых башен
Take out – Деревня Давбери (Davberi)
Класс сложности (в середине мая): IV - V
Расход в середине мая: 15 куб.м/км
Длина участка: 7-8 км
Уклон: не мерили, но очень приличный
Время: ???
Верхняя Ингури
Описание:
Глубокий глухой каньон, из которого визуально нельзя выбраться. В каньоне неплохой крикинг. Большую часть можно посмотреть с дороги, но кое-что все же придется ехать наудачу, т.к. в самом каньоне посмотреть ничего нельзя. За деревней Давбери (Davberi) расположен миниканьон с очень большим падением. Это могла бы быть лучшая крикинговая секция Грузии, если бы не бревна, которыми завалена река после постройки ЛЭП.
Tips: дорога из Мести в Ушгули достаточно плохая, но в сухую погоду вполне проезжаемая на неполноприводном микроавтобусе. После дождей лучше нанять в Местии что-то полноприводное. Сама деревня Ушгули безумно красива. Это одно из тех мест в Грузии, которое обязательно должен посетить каждый
Сами не плавали, только просмотрели сверху. Вообще, эта секция ждет своих первопроходцев. Здесь еще никто не плавал.
Секция Ипрари-Накипари
Сезонность: май-сентябрь
Put in – Деревня Ипрари (Iprari), после миниканьона с бревнами.
Take out – Деревня Накипари (Nakipari)
Класс сложности (в середине мая): II
Расход в середине мая: 20 куб.м/км
Длина участка: 15 км
Уклон: не мерили, но небольшой.
Время: ???, но не больше дня.
Описание.
Простая секция класс II, Дорога везде идет вдоль реки по ПБ. Пейзажи вокруг очень красивые. Препятствия – несложные прижимы, иногда волны и редкие бочки. Могут попадаться отдельные бревна.
Сами не плавали, только просмотрели сверху, но до нас здесь побывала группа чехов и проехала этот участок
Каньон на реке Ингури
Секция Накипари – слияние с Мулхурой
Про этот участок ничего сказать не можем, т.к. дороги вдоль него нет и он находится в ненаселенной местности. Судя по старым туристическим отчетам (старше 30 лет), эта секция похожа на предыдущую, то есть класс II, однако непонятно, для какого уровня воды это верно. Расход у реки должен быть существенно выше, чем на предыдущей секции, т.к. она вбирает несколько крупных притоков. В общем, участок ждет тех, кто снова откроет его
Нижние секции Ингури.
1-2 - Секция Мулхура – Накра,
2-3 - Секция Нижних каскадов
Нижняя Ингури
Секция Мулхура – Накра.
Возможно, первое прохождение на каяках
Put in – Деревянный мост после слияния Мулхуры и Ингури у деревни Латали (Latali)
Take out – Слияние с Накрой
Класс сложности (в середине мая): V
Расход в середине мая: Вначале около 60, затем 100 куб.м/км
Длина участка: 25 км
Уклон: 18 м/км.
Время: полтора - два дня.
Описание
Река течет в огромном глубоком ущелье, кое-где переходя в короткие, но глухие каньоны. Пороги секции локальные, все просматриваемые, но попадаются и must run. Препятствия – огромные волны, сбойки, бочки и огромные опасные котлы. Вобщем, ultimate bigwater kayaking! Выбраться из ущелья можно около многочисленных мостов, от которых дорога уходит на ПБ вверх к трассе. Шоссе проходит на 150 -200 метров выше реки. Финиш рядом с устьем крупного правого притока Накра.
река Ингури, Накра
Tips: Это очень серьезная секция. Надо быть на 100% уверенным в себе и команде, чтобы ее плыть.
Как мы плыли:
На подвиг решились только трое: Иван Козлачков, Серега Ильин и Кирилл Рогачев. За 4 часа они проплыли половину секции до деревни Zeda Luha, бросили внизу лодки и вышли на дорогу. На следующий день за 4 часа доплыли до слияния с Накрой. Делали много осмотров и несколько обносов. Возможно, они были первыми каякерами, кто сплавлялся по этому участку Ингури.
Нижние каскады Ингури. Накра – 2 км ниже Ненскры
Место подвигу.
Глядя на три каскада, расположенные на этом участке, никто из нас так и не смог понять, как же можно плавать ТАКОЕ. Тем не менее, данный участок был частично пройден группой Гомберга далеком 1986 году, а в 1990 году - полностью группой Сергея Лагоды. В обоих случаях использовались катамараны.
Каскад Хаиши
В апреле 2010 года на реке побывала сборная Рязани и Москвы на больших катамаранах. К сожалению, отчета они не оставили, зато есть эпичное видео, дающее представление о нижней секции реки. Целиком ее пройти у команды не получилось из-за поднявшейся воды.
каскад Хаиши
Подробная, но слегка устаревшая лоция секции, написанная для катамаранных групп, есть вот в этом отсканированном отчете Сергея Лагоды.
Если вы надумали покататься по данной секции, вам нужен самый низкий уровень воды из возможных.
Сроки – либо начало апреля, либо конец сентября-октябрь.
Потенциал региона.
Несмотря на то, что мы проехали много ранее неизвестных рек, здесь еще осталось место для первопрохождения. Это притоки Ингури.
Правый – Адишчала (Adishchala). Судя по секции Ингури, текущей параллельно, это река класс II- III, но что там на самом деле, надо разведывать. Второй правый приток – Долра, река, текущая с горы Ушба. Группа украинских каякеров во главе с Сергеем Хвостенко, попробовали сплавляться по ней, но после трех километров порогов нонстоп снялась с реки. Осталось еще 12 непройденных километров прекрасной белой воды.
Также правый приток Накра – в большую воду сущий ад типа прорыва Геги перед Стрелочным порогом в Абхазии, но в малую, возможно, частично проходима. И левые притоки: Лаилчала (Lailchala) – издалека очень похожа на Гоначхир. В сторону реки уходит плохая грунтовая дорога от деревни Лахили (Lahili). Кумпрери (Khumpreri) – еще один левый приток Ингури, напоминающий Гоначхир. Как туда забраться, кроме как пешком, неизвестно. Ну и, конечно, нижняя Ингури, ждет своих героев на полиэтиленовых лодках в малую воду.
приток Ингури, река Долра
СПЛАВ ПО РЕКЕ МУЛХУРА
Мулхура (Mulkhura). Первопрохождение
Река Мулхура – правый приток Ингури, начинается непосредственно в городе Местия. Изюминка реки – два настоящих, глубоких глухих каньона.
1 - Старт первой секции. Ее финиш и старт второй секции расположены там, где с ПБ к реке подходит грунтовая дорога.
2 - Финиш второй секции.
Секция Первый каньон
Сезонность: май – начало июня, сентябрь
Put in – Там, где кончается каньон, возле старого автомобильного железного моста на окраине Мести.
Take out – Деревянный мост после окончания каньона недалеко от деревни Ланжери (Lanjeri)
Класс сложности (в середине мая): IV- IV+
Расход в середине мая: сначала 20 – 25 куб.м/с
Длина участка: 3 км
Уклон: 20 м/км
Время: 2-4 часа
Good to go: если в каньонах Местичалы и Цанери с мостов в Мести видны камни и участки спокойной воды – то уровень оптимальный. Если сильная пруха, то лучше воздержаться от прохождения каньона
Описание
Через 500 м после старта река входит в глубокий, частично непросматриваемый каньон, выбраться из которого до финиша можно только в одном месте. Высота стен около 100 метров. Первый порог сразу на входе в каньон. Похож на порог «Прощай, Родина» на Лабе, но масштабы поменьше.
Слева плохое улово, справа котел, между ними узкий язык, в который надо обязательно попасть. Просмотр и страховка с ПБ. Далее 300 метров быстротока с волнами и бочками, и второй порог. Ориентир: виден подпор и урез слива. Крохотное улово для чалки и просмотра расположено непосредственно перед сливом на ПБ. Обнести и отстраховать порог с берега нельзя.
В русле лежит обломок скалы, который делит поток пополам. В левой части два котла, ехать туда не надо, а в правой – высокий слив, который надо забуфить влево. Далее еще метров 300 быстротока и за плавным левым поворотом самый сложный порог секции. Чалка в крохотный улов на ПБ перед осыпью (лучше зачалиться сначала на ЛБ и наметить улово на ПБ). Вылезти из каньона можно по крутому травянистому склону от этой самой осыпи, если у вас достаточно морковок, карабинов и вспомогательных веревок.
Порог длинный, интересный, нестрахуемый с берега и необносимый.
Есть несколько линий движения. Сразу за ним расположен следующий порог, в котором у нас было заклинено бревно. Ехать надо прижимаясь к правой стенке. Каньон заканчивается через 500 – 700 метров после этого порога.
Далее до финиша около 500 метров в широкой долине. Непосредственно перед финальным мостом есть еще один порог, но он идется сходу.
N43.0376567, E42.7101117 - начало 1-го каньона ("вход в метро")
N43.0301650, E42.6936300 - конец 1-го каньона
Второй порог каньона
Tips: каньон Мулхуры – самый настоящий, из которого можно выбраться только в одном месте. Сложные чалки, бревна, невозможность просмотреть, отстраховать или обнести пороги. Несмотря на то, что сами пороги не такие уж и сложные, данную секцию можно рекомендовать только уверенным в себе группам.
Tips 2: возьмите с собой достаточно веревок, морковок и карабинов на случай экстренного вылезания их каньона.
Третий порог, за ним виден четвертый. Здесь мы решили выбираться наверх по склону, который начинается от осыпи, на которой я стою
Как мы ехали:
В первый день на Мулхуру отправились двое: я и Андрей Арсеев. Мы посмотрели реку только на старте и финише, поэтому каньон стал для нас настоящим сюрпризом, если не сказать больше. Мы с горем пополам доехали до третьего порога, за которым виднелся четвертый. Сколько оставалось до конца каньона, было неясно и мы приняли решение выбираться оттуда на берег.
Вылезание с лодками по травянистому склону заняло у нас около часа. Каяки поднимали на сцепленных морковках. Когда мы вылезли наверх, оказалось, что до финиша мы не доплыли самую малось – около километра, а каньон заканчивается совсем рядом.
На следующий день в полном составе мы прошли этот участок целиком. Всем очень понравилось.
Секция II, Второй каньон.
Сезонность: май – сентябрь (в летнюю большую воду надо просмотреть каньон сверху)
Put in – Деревянный мост после окончания каньона недалеко от деревни Ланжери (Lanjeri)
Take out – Деревянный мост после окончания каньона после слияния с Ингури у деревни Латали (Latali)
Класс сложности (в середине мая): III- IV-
Расход в середине мая: 25 – 30 куб.м/с
Длина участка: 6-7 км
Уклон: 15 м/км
Время: 3 часа
Третий порог, каньон
Описание
Первая половина участка – шивера класс III в широкой долине, затем река входит во второй глубокий глухой каньон. Ориентир начала каньона – песчаный красный правый берег. Сам каньон проще, чем в верхней секции. Пороги едутся без просмотра и достаточно локальны. Невероятно красиво. Иногда попадаются заклиненные на высоте два метра бревна. Учитывайте при высоком уровне воды.
N43.0164883, E42.6505817 - начало 2-го каньона
N43.0044283, E42.6236100 - конец 2-го каньона
Tips: не смотря на то, что пороги простые, данная секция получает дополнительный балл сложности за каньон. Там могут оказаться заклиненные бревна и все, что угодно. Спасение заплывших каякеров будет очень проблематично.
Секция пригодна для сплава на катамаранах
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Ингур // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
«Ингур» — название реки Ингури, официально используемое в русском языке в Республике Абхазия
Ингури — статья из Большой советской энциклопедии
Фото Антона Свешникова, Ивана Чудакова, а также Алекса Корчмаря
https://www.skitalets.ru/books/100mar/kura.htm
Сайт Википедия.
https://my.mail.ru/mail/valeria-lytkar/
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 9294 просмотра
Комментарии
новые рекорды сайта!
наш сайт демонстрирует новые рекорды посещаемости!
преодолен барьер 2000 посетителей в сутки!
вчера было 2116 гостей и 4112 просмотров!!!
это абсолютные рекорды!
прошлая неделя также была рекордной -
11800 уникальных посетителей и почти 25 000 просмотров!!!
весеннее ралли продолжается!
Отправить комментарий