Шандровский камень, эрзянское святилище
Этот огромный валун находится между селений Шандрово и Салдаманов Майдан.
На полевой дороге, соединяющей эти два села напрямую, есть отворот в сторону востока, огибающий большие овраги, в ближайшем из которых и лежит Шандровский камень.
СТАТЬИ ПРО СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА МОРДВЫ - ТУТ!
МЕГАЛИТЫ И ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Камень поражает своими размерами, но, по свидетельствам местных жителей, раньше он был ещё гораздо больше - с их слов - размером "с дом". Возможно, детские воспоминания немного все преувеличивают, но то, что камень могло со временем замыть землёй вполне возможно.
Камень похож на огромный куб или буханку хлеба, и некоторые считают, что такую форму ему придали древние поклонники.
Есть одна загадка: перед камнем лежит явно отколотый, почти такой же камень с плоской поверхностью, сверху образуя таким образом ровную плиту - площадку.
Камень и плита - это алтарь (ало + тарка), т.е. нижнее место, так должно быть и верхнее место - это вписывается в историю древних племён Восточной Европы. Всё говорит о том, что здесь могло быть древнее капище-святилище.
Из под камня вытекает небольшой родник.
Неохватный огромный валун покоится на дне одного из оврагов, разделяющих территории Шандрово и Салдаманова Майдана.
Размеры камня впечатляют, но местные жители уверяют, что когда-то он был еще массивнее: если верить очевидцам, валун был размером «с дом». Конечно, нужно делать скидку на эмоциональное детское восприятие, на то, что раньше «деревья были большими». Однако возможно и то, что останец «врастает» в землю.
По форме валун похож на хлебную лепешку. Есть мнение, что такие правильные очертания ему придали стародавние почитатели.
Многих туристов озадачивает то, что рядом с булыгой лежит явно отбитый, очень похожий валун. Его плоская верхняя поверхность похожа на столешницу. Если, снова же, верить рассказам местных жителей, отбить эту часть могли древние обитатели этих мест — арсы, аорсы, эрии, эрзя. Будто бы такой кусок можно было отколоть с помощью огромного костра. Неясно с какой целью это было сделано. Версия, что из валуна пытались изготовить жернов, не выдерживает никакой критики: эта порода легко истирается.
Вероятнее перед нами находится алтарь (от слов «ало» и «тарка»), то есть нижний жертвенник. Согласно верованиям народов Восточной Европы поблизости должен располагаться и верхний жертвенник. Все указывает на то, что здесь располагался древний языческий храм — капище.
Подтверждает эту версию и наличие родника. Здесь ключ бьет из-под самого камня: это лишний факт того, что место это почиталось святым.
Выше по склону, у края оврага сооружена ровная площадка. Возможно, это было место, где стояли молившиеся соплеменники — рапешня, место силы бога Ра. От площадки к камню ведет земляная лестница. Многие паломники пытаются взобраться на вершину камня. Сделать это достаточно просто, однако валун обильно покрыт мхом: условия для его обитания на влажном затененном дне оврага являются идеальными.
ПУТЕШЕСТВИЕ К ТАИНСТВЕННОМУ КАМНЮ
«На море на Окияне есть бел-горюч камень Алатырь, никем неведомый. Под камнем скрыта сила могучая, и силе нет конца; с-под него протекали реки, реки быстрые, по всей земле, по всей вселенной, всему миру на исцеление, всему миру на пропитание». Такими словами начинается большинство древнерусских заговоров, такими же словами начали свой рассказ о путешествии в июле 2011 года в поисках огромного валуна в лесах Присаровья велотуристы из Арзамаса.
Почетный землеустроитель России, краевед Николай Иванович Лысов называет этот камень «Медвежьим». Николай Иванович является фактически современным первооткрывателем этого валуна. Забегая вперёд, скажем, что в своё время Н. И. Лысовым была проведена огромная работа по обустройству места вокруг камня, — он поставил четыре скамейки, окопал валун, сложил трёхметровую поленницу для ориентира, прочистил просеку к камню от дороги ещё в далёком 2007 году. Николай Иванович показал уникальный камень членам исторического общественного объединения «Саровская Пустынь». В своей замечательной книге «К КОРНЯМ» он приводит фотографию этого валуна с буквой «λ», наверное, имея в виду, «аз» — именно «Алатырь».
В своей первой книге «К ИСТОКАМ» он указывает местоположение валуна с точностью до номера лесного квартала (100 кв.), и приводит на схеме.
«Исток реки Алатырь находится в южной окраине верховых болот п. Стеклянный и северной части 88-го квартала Кременковского лесничества, в русле которого находятся два гранитных валуна, самый большой из них называется «Медвежьим» и расположен в северо-западной части квартала № 100 на левом берегу. По легендам к нему приходил молиться из Саровского мужского монастыря отшельник и затворник схимонах Марк.
Тамбовская епархия причислила его к лику местночтимых святых. Эти гранитные валуны принесены Днепровским оледенением 250 тысяч лет назад с Кольского полуострова».
Название «медвежий» камню было дано, наверное, потому что раньше в этих местах медведь был частым гостем. Историю, связанную с медведями, поведала Н.И.Лысову бабушка Дуня, дядя Федор которой служил в Саровской даче лесником. Баловство медведей наблюдалось автором и в наше время. Целую главу в книге «К ИСТОКАМ» Н. И. Лысов посвятил хозяину здешних мест – медведю (её мы приведем в Приложении).
Хотя логичнее считать, что в истоке реки Алатырь должен находиться один из обломков камня Алатырь. Ведь и река под ним начинается. А неподалеку от камня находится межевой столб, где сходились три губернии — три дороги.
В своих отчетах о пробных выходах мы уже рассказывали о двух тщетных попытках найти камень. Первую попытку совершил в одиночку в 2013 году наш руководитель похода Антон. Вторая попытка найти камень состоялась в мае 2014 года. Мы стартовали от золотого межевого столба. По топям, через бурелом… Но камень нам не открылся. Уже после похода мы наложили треки. Вот так они сопоставились с треками велосипедистов (синим цветом отмечен трек велосипедистов, красным – наш).
Настала пора обратиться к достижению цивилизации — gps-навигации. Но, если для других камней в Интернете легко можно найти координаты, (часто такого рода валуны используют для закладки тайников в геокэшинге), то Алатырь-камень почему-то остался в стороне, хотя он находится за периметром города и не на территории мордовского заповедника. К нашему счастью, ребята из Арзамаса выложили свой трек. Повторять их метания по лесу в поисках камня нам, конечно, не хотелось. Просмотрев трек и прочитав описание, была выбрана наиболее подходящая точка. Как нам показалось, она неплохо совпадает с точкой, отмеченной Н. И.Лысовым.
Ранним воскресным утром мы своей семьей (я, мой муж Юра и сын Сергей) решили проверить свою догадку и отправились на поиски валуна. До Стеклянного мы доехали на машине, а дальше направились пешком. На развилке на этот раз пошли по левой дороге. Вскоре дорога привела нас к деревянному настилу (гати) через Алатырь.
По ней мы и направились. Просека сильно заросла. Даже удивительно, как велосипедисты через нее пробирались. Вероятно, до пожаров 2010 года она еще, более-менее, поддерживалась. Хотя пожары это место не затронули. Под ногами довольно сухо. (Кое-где видна колея от личной машины Н. И. Лысова.) Но буйная растительность (трава выше человеческого роста), завалы из деревьев легко сбивают с пути.
Мысль, что мы ищем иголку в тоге сена, не внушает оптимизма. Несколько раз буквально из-под ног с шумом вспархивают тяжелые утки. Как тут не вспомнить байки Н. И. Лысова о медведях и что камень–то медвежий. Но мы стараемся идти на выбранную точку. В какой-то момент оказывается, что камень мы уже прошли. Возвращаемся назад.
И вдруг как что-то ирреальное среди деревьев возникает творенье рук человеческих – поленница.
Значит, мы пришли. Подходим ближе и вот он – цель нашего путешествия нежится в лучах теплого летнего солнышка.
Камень тщательно окопан. Н. И. Лысов позаботился о путниках и паломниках. Он сложил поленницу выше человеческого роста в качестве ориентира.
Мы осматриваем камень со всех сторон. Фиксируем его координаты по навигатору Garmin eTrex 30 N54° 52,639’ E 043° 37,157’ (WGS-84). Немного фотографируем, но аккумуляторы в фотоаппарате быстро разряжаются. Определяем размер камня пока в «попугаях» — в своих шагах. Вечером этого же дня сообщаю о своей находке Алексею Демидову.
И ровно через неделю, 3-го августа, направляемся к камню уже вчетвером: к нам присоединился Алексей.
Вот ведь как бывает. В первый раз с просеки не сбились, а теперь я уверенно увела всех влево. Почуяв неладное: не было под ногами в прошлый раз такого мха, дожидаемся Юру с навигатором и корректируем направление. Через некоторое время выходим прямо на камень.
И вот я вижу поленницу, а мои ребята – нет. Показываю направление, а поленница едва различима на фоне растительности.
Понятно, почему его с трудом находят. На этот раз пришли, вооружившись рулеткой и фотоаппаратом с заряженными аккумуляторами.
По форме камень напоминает сердце. Вытянут с востока на запад с увеличением по высоте.
Камень покрыт мхом. Под мхом просматривается структура серого гранита с розовыми вкраплениями.
В общем-то, Алатырь-камень — это собрат валунов «Саров» и «Дивеево».
После посещения камня направляемся к истоку реки Алатырь. Точнее туда, где установлена стела.
До нее добраться очень просто. Направляемся по трассе вдоль п. Стеклянный до линии ЛЭП. Сразу за ней от трассы направо уходит тропинка, которая ведет к стеле. Координаты стелы по навигатору составили (N54° 53,660’ E 043° 36,435’ (WGS-84)).
Рядом со стелой тоже находится «небольшой» обломок гранитного валуна. Размер его 120 см (запад-восток), 70 см (север- юг) и высотой 55 см.
Места в окрестностях города Сарова очень красивые, много заповедных мест. Но не всегда они доступны, открыты людям. Было бы неплохо очистить просеку к валуну, промаркировать дорогу, что мы частично уже сделали с помощью разноцветных ленточек. Валун стал доступнее.
Как написал Н.И.Лысов: «Что не дает оскудеть человеческой душе — это традиция оберегать и почитать заповедные места, урочища, где находятся истоки природных целительных сил».
Итак, в заключение надо сказать:
1. Вновь обретён для саровчан открытый Н. И. Лысовым «Медвежий» камень в истоке реки Алатырь – серый гранитный валун ледникового происхождения, который логичнее называть как «Алатырь-камень Присаровья»;
2. Определены и приводятся координаты Алатырь-камня по навигатору Garmin eTrex 30 N54° 52,639’ E 043° 37,157’ (WGS-84), измерены его размеры: 320х260х120 куб. см. Сделаны и приводятся фото камня с четырёх сторон. По размерам валун вполне соизмерим с валунами «Саров» и «Дивеево»;
3. Вновь найдена и определена оптимальная дорога к валуну. От дублёра «Золотого столба» на автотрассе «Саров – Первомайск» (от поворота на п. «Стеклянный») по грунтовой дороге на юго-восток до развилки (500 м). Затем отворот налево и около 1.5 км до настила-гати через исток р. Алатырь (всего 30 мин. пешком). Далее по заросшей просеке около 200 м на юг (7 – 10 мин.) Ориентир – слева по ходу поленница из почерневших дров высотой 3 метра.
4. В перспективе – расчистка просеки силами нашей «крымской» тургруппы и энтузиастов общественного объединения «Саровская Пустынь».
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Описание из книги Бакка С.В. Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н. Новгород, 2008.
Буклет экологического фонда. Авторы-составители: Л.Шляпугина, В.Лыков
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась [Текст] / В.А.Балашов, М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия: энцикл: в 2 т. Т. 1. – Саранск, 2003. - Т. 1. - С. 356.
Все о мордве [Текст]: энциклопед. справочник / сост. Е. М. Голубчик и др. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998. – 661 с.
В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007
Шаронов А. М. Эрзя, мокша, русь в историографии России. — Саранск, 2013. — 259 с.
«История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996
Вложение | Размер |
---|---|
Шандровский камень, эрзянское святилище | 245.77 КБ |
Шандровский камень, эрзянское святилище | 259.48 КБ |
Шандровский камень, эрзянское святилище | 277.29 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 2500 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий