Река Вохма
Во́хма — река в Костромской и частично Вологодской областях России, правый приток реки Ветлуги (бассейн Волги).
Длина — 219 километров, площадь бассейна — 5560 км².
Крупнейшие притоки — Карюг, Ирдом (левые); Пенома, Вочь (правые). В пяти километрах от реки расположен крупный посёлок Вохма — центр Вохомского района Костромской области.
Вохма начинается из болот глухого ненаселённого региона лесного Заволжья практически на границе с Вологодской областью.
МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В верховьях река течёт по сплошному лесу, берега сильно заболочены, однако постепенно повышаются и становятся крутыми, иногда обрывистыми. Вохма быстро становится полноводной, после впадения справа Вочи ширина увеличивается до 60 метров, глубина около двух метров, скорость течения небольшая.
После устья Вочи Вохма покидает зону сплошных лесов и на участке до большого посёлка Вохма, стоящего немного в стороне от реки, лес по берегам перемежается со значительными безлесыми пространствами. На этом участке река образует многочисленные затоны, старицы, подковообразные излучины. Берега невысокие, пологие.
В районе села Вохма и впадения левого притока Ирдом характер берегов вновь меняется, они повышаются и одеваются лесом. Река, однако, по прежнему продолжает образовывать заливы и старицы. Такой характер Вохма сохраняет вплоть до впадения в Ветлугу.
Весной Вохма сильно разливается, затапливая прилегающие к реке луга и низменности. В нижнем и среднем течении реки существует нерегулярное судоходство.
Притоки
22 км: река Рюндюг (Рюндюк) (лв)
25 км: река Вязовичка (лв)
28 км: река Вочка (пр)
40 км: река Пойгина (пр)
41 км: река Ирдом (лв)
56 км: река Пайпино (пр)
62 км: река Большой Паговец (пр)
81 км: река Вочь (пр)
93 км: река Нюрюг (лв)
102 км: река Шубот (пр)
106 км: река Малый Парюг (лв)
137 км: река Большой Парюг (Полдневой Парюг) (лв)
144 км: река Пенома (Правая Пенома) (пр)
163 км: река Карюг (лв)
174 км: река Большой Петрюг (лв)
181 км: река Молевница (лв)
ПРИТОКИ РЕКИ ВОХМА
Карюг — река в Вологодской и Костромской областях России, левый приток Вохмы. Длина реки составляет 78 км, площадь водосборного бассейна — 306 км².
По данным государственного водного реестра России относится к Верхневолжскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ветлуга от истока до города Ветлуга, речной подбассейн реки — Волга от впадения Оки до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Суры). Речной бассейн реки — (Верхняя) Волга до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Оки)[].
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[2]:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 08010400112110000040984
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110004098
Код бассейна — 08.01.04.001
Номер тома по ГИ — 10
Выпуск по ГИ — 0
Притоки (км от устья)[править | править вики-текст]
11 км: река Полуденка (лв)
36 км: река Северная Большая (лв)
ИРДОМ
Ирдом — река в России, протекает в Кировской и Костромской областях. Устье реки находится в 41 км от устья реки Вохмы. Длина реки составляет 75 км, площадь водосборного бассейна — 562 км².
Исток Ирдома в заболоченных лесах в 30 км к северо-востоку от Боговарова. Первые километры преодолевает по территории Кировской области, остальное течение лежит в Костромской области (Октябрьский и Вохомский районы).
В верховьях течёт на запад, после впадения Жаровицы поворачивает на юг, в нижнем течении течёт на юго-запад. На реке расположен районный центр Октябрьского района — село Боговарово и несколько деревень Октябрьского района. Впадает в Вохму в 7 км к северо-востоку от посёлка Вохма.
По данным государственного водного реестра России относится к Верхневолжскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ветлуга от истока до города Ветлуга, речной подбассейн реки — Волга от впадения Оки до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Суры). Речной бассейн реки — (Верхняя) Волга до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Оки)[2].
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[2]:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 08010400112110000041318
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110004131
Код бассейна — 08.01.04.001
Номер тома по ГИ — 10
Выпуск по ГИ — 0
Притоки (км от устья)[править | править вики-текст]
28 км: река Белая (лв)
35 км: река Немсарь (пр)
41 км: река Жаровица (пр)
ПЕНОМА
Пенома (Правая Пенома) — река в Костромской и Вологодской областях России, протекает по территории, соответственно, Павинского, Никольского и Вохомского районов. Устье реки находится в 144 км по правому берегу реки Вохмы. Длина реки составляет 45 км, площадь водосборного бассейна — 514 км².
Река берёт начало в Павинском районе Костромской области близ границы с Вологодской в 26 км к северо-востоку от посёлка Павино. Вскоре после истока перетекает в Вологодскую область, а затем вновь возвращается в Костромскую, но уже на территорию Вохомского района. До слияния с Мишиной Пеномой также именуется Правая Пенома. Генеральное направление течения — северо-восток.
По данным государственного водного реестра России относится к Верхневолжскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ветлуга от истока до города Ветлуга, речной подбассейн реки — Волга от впадения Оки до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Суры). Речной бассейн реки — (Верхняя) Волга до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Оки)[2].
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[2]:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 08010400112110000041011
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110004101
Код бассейна — 08.01.04.001
Номер тома по ГИ — 10
Выпуск по ГИ — 0
Притоки (км от устья)[править | править вики-текст]
река Светлица (лв)
9,6 км: река Рагоза (пр)
река Ерёмина Речка (лв)
18 км: река Большая Речка (лв)
река Гурина (пр)
31 км: река Мишина Пенома (пр)
река Алешовка (лв)
река Мочаловка (лв)
река Овинница (лв)
река Левая Пенома (лв)
остатки лесосплава на реке
РЕКА ВОЧЬ
Вочь — река в Павинском и Вохомском районах Костромской области Костромской области России, правый приток Вохмы. Длина реки составляет 119 км, площадь водосборного бассейна — 1030 км².
Исток Вочи находится в заболоченных лесах на границе с Вологодской областью в 20 км к северо-западу от села Павино. Генеральное направление течения в верховьях юг, затем восток. На реке расположен районный центр село Павино (Георгиевское-на-Вочи) и многочисленные деревни Павинского и Вохомского районов. Впадает в Вохму ниже деревни Петрушенки в 25 к северу от посёлка Вохма.
По данным государственного водного реестра России относится к Верхневолжскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Ветлуга от истока до города Ветлуга, речной подбассейн реки — Волга от впадения Оки до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Суры). Речной бассейн реки — (Верхняя) Волга до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Оки)[2].
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов[2]:
Код водного объекта в государственном водном реестре — 08010400112110000041165
Код по гидрологической изученности (ГИ) — 110004116
Код бассейна — 08.01.04.001
Номер тома по ГИ — 10
Выпуск по ГИ — 0
Притоки (км от устья)[править | править вики-текст]
3,5 км: река Кортюг (лв)
5,7 км: река без названия (пр)
руч. Мешковский (пр)
руч. Зеленин (пр)
24 км: река Доровица (лв)
27 км: река Зорина (пр)
33 км: река Середняя (пр)
Векошница (пр)
42 км: река Берёзовка (лв)
56 км: река Кузюг (пр)
Волмыш (пр)
78 км: река Пызмас (лв)
Барабаниха (пр)
Козлы (лв)
85 км: река Медведица (лв)
Высокая (лв)
Талушка (пр)
Рассоха (пр)
Пасница (пр)
Чернушка (пр)
ПОСЕЛОК ВОХМА
Во́хма — посёлок в Костромской области России. Административный центр Вохомского района и Вохомского сельского поселения.
Посёлок расположен в 454 км к северо-востоку от областного центра Костромы, на реке Вочка, в 5 километрах от реки Вохма.
Село возникло на перекрёстке древних торговых путей в конце XVII века. Первоначально оно называлось Вознесенье по названию церкви Вознесения Христа Спасителя, построенной в 1740 году. Село было центром Вознесенской волости, входившей в состав Никольского уезда Вологодской губернии. Выгодное географическое положение села способствовало развитию торговых отношений. Во второй половине XVIII века была построена пристань на реке Вохма, что позволило жителям края развивать торговлю с Казанью и Вяткой.
В XIX веке в селе развивались кустарные производства, кожевенное и винокуренное дело, производство хлеба и молочных продуктов.
В 1919 году в Вохме был создан краеведческий музей, который ныне располагается в бывшей церковно-приходской школе, являющейся памятником архитектуры XIX века. В 1924 году Вохма стала райцентром в составе Северо-Двинской губернии.
В 1928 году село Вохма прославилось на весь мир. Житель села юный радиолюбитель Николай Шмидт первым поймал сигнал бедствия, поданный полярной экспедицией У. Нобиле.
В 1991 году была вновь открыта Сретенская церковь.
С 1964 по 1992 год Вохма имела статус посёлка городского типа.
ИСТОРИЯ ВОХМЫ
За время, которое я здесь не был, Вохма неузнаваемо изменилась, появилось много новых каменных домов городского типа, новые улицы. Да и само село Вохма с 1964 года уже не село, а посёлок городского типа, насчитывающий больше пяти тысяч жителей.
Прежде всего, я направился в краеведческий музей, с сотрудниками которого я давно переписываюсь.
Над одной из стеклянных витрин музея склонились две девушки и юноша – нынешние выпускники Вохомской средней школы.
- Неужели, правда, что здесь было море? – спросила одна из выпускниц чистейшим северным окающим говорком, рассматривая отпечатки растений в куске морского дна на витрине.
- Выходит так. Только я нигде не читал об этом, - ответил юноша.
- А разве в школе вам об этом не рассказывали? Ведь вы изучали историю СССР и географию, - вмешиваюсь я в разговор.
Вразумительного ответа я, к сожалению, не получил. Этот случайно подслушанный разговор заставил ещё раз пожалеть, что до сих пор никто не рассказал моим землякам о далёком прошлом Вохмы.
Появление названия «Вохма» П. Рогозин относит ко 2 – 1 тысячелетиям до нашей эры. Слово это имело несколько значений. В эстонском языке так называются болотные острова, в финском – зелёные густые массивы леса или кустарников. А. Матвеев привлекает сюда же «вагмас» из северных говоров – сырое место, заросшее лесом с буреломом. Все три значения связаны с понятием «лес», «сырое, болотистое место». Если учесть, что в слове «Вохма» чётко выделяется формант(значащая часть слова) «-МА», который в одном из угро-финских языков означает «вода», то более точным, видимо, является перевод «лесная река», или «река, протекающая в лесной болотистой местности». Это как нельзя лучше отражает истинное положение, так как Вохма в древности действительно протекала сплошь через леса на всём её 220-километровом протяжении. Леса и сейчас из общей площади Вохомского района 3400 кв. км. занимают 2560, то есть почти три четверти территории. В древности лес занимал ещё большую часть края.
Слово «Вохма» в прошлом служило лишь названием реки. Позднее Вохмой стали называть вообще всю местность в бассейне реки Вохмы. А с 20-х годов 20 века, уже при советской власти, Вохмой стали называть и райцентр Вохомского района. Это самое позднее название посёлка. До этого в письменных источниках село называлось по-разному: Вознесенское (по названию церкви Вознесения Христа Спасителя), Вохомско-Вознесенское, Вознесенье, Вознесенье-Вохма и, наконец, Вохма.
Бассейн реки Вохмы с её многочисленными притоками равен 5560 кв. км. и находится на южном склоне Урало-Алданской возвышенности. Когда-то, 135-137 миллионов лет назад, в Мезозойскую эру, весь край был под водой. Здесь плескало свои волны Юрское море (по названию горного хребта во Франции), которое заполняло своими водами не только бассейн Вохмы, но и бассейны рек Моломы, верховья Юга (то есть весь бывший Никольский уезд) и среднее течение Вычегды. От Юрского моря остались отложения жёлтых глин, песков, песчаников и рухляков (мелкой осадочной горной породы из глин с примесью извести). Характерными остатками Юрского моря являются аммониты (спиралевидные раковины в окаменении или в отпечатках) и белемниты (чёртовы пальцы), которые ещё и в наши дни, говорят, находили в прибрежном песке Вохмы и её притоков. В краеведческом музее посёлка хранятся не только бывшие обитатели Юрского моря белемниты и аммониты, но и морские кораллы, отпечатки морской растительности на породе, морские лилии и даже куски Юрского дна (эти экспонаты были привезены из Макарьевского района). Их-то и рассматривали так внимательно молодые люди в музее. Всё это в разное время найдено в бассейне реки Вохмы местными жителями и краеведами-любителями и бережно хранится в Вохомском музее.
остатки плотины на реке Вохма
Шли миллионы лет. На земле произошли большие изменения. Постепенно, сантиметр за сантиметром в год поднималось морское дно, и море отступило к северу. После Юрского периода в следующую (Кайнозойскую) эру жизни земли наш край представлял уже сушу с тёплым и мягким климатом, с хвойными и лиственными лесами. После ледников появились реки с их притоками, озёра. В лесах водилась мамонты, бизоны, носороги и другие теперь вымершие, а возможно, истреблённые человеком животные. Размываемые водой и разрушаемые ветром берега рек и речек нередко обнажают кости этих животных.
Так, в 1910 году в крутом берегу речки Вочки, в поскотине под Латышовом, мальчишки из деревни Соседково нашли бивень мамонта. Вот что об этом пишет мне Александр Николаевич Попов, школьный работник, проживавший в пос. Ульяновка под Ленинградом: «Бивень мамонта мы нашли торчащим из берега на глубине больше десяти метров от верха обрыва берега. Здесь мы постоянно купались. Конец бивня вымыло весенней водой, и он торчал из воды вместе с деревьями. Присмотревшись, мы отличили его от деревьев по необычному цвету и форме. О своей находке мы сообщили в деревню взрослым. Любознательный и начитанный крестьянин Дмитрий Иванович Попов откопал бивень, и мы помогли ему принести бивень домой, в Соседково. Его ходила смотреть вся деревня, приходили и из других деревень. Бивень стоял у него в сенях вплоть до 1919 года, а потом его отвезли в открывшийся в Вохме краеведческий музей. Бивень был большой, в человеческий рост, около 160-170 сантиметров длиной».
Большой бивень из музея куда-то исчез. Скорее всего, его передали по акту в музей г. Никольска вместе с другими экспонатами в связи с ликвидацией Северо-Двинской губернии в 1929 году и образованием Северного края.
Небольшой бивень мамонта (чуть побольше метра) в Вохомском музее имеется, но это уже другой бивень, а не тот, который нашли в речке Вочке. Как говорили старожилы села Никола, небольшой бивень мамонта в самом начале века был найден также мальчишками и также в обвале очень высокого обрыва речки Берёзовки в Петрецовском сельсовете в 300-х метрах от д. Стрелочки со стороны кекурского поля, выше устья Манылихи. Сейчас трудно установить, кто нашёл тот бивень, но, по утверждению бывшей учительницы Александры Алексеевны Чулковой, одним из участников находки был Семён Арсентьевич Панфилов. Какова судьба этого бивня – тоже не известно. Возможно, хранящийся сейчас в Вохомском музее бивень мамонта и есть тот самый бивень.
В селе Кажирово, также в береге речки, Анатолием Михайловичем Поляковым найден в 1969 году зуб мамонта. Зуб передал в музей охотовед из д. Лапшино Панфил Григорьевич Скрябин.
В начале 60-х годов 20 века около с. Лапшино на берегу речки Моржихи (Моржинки) найдена кость голени мамонта (?) толщиной 15 см., которая также является экспонатом музея.
В музее хранится череп и кость бизона и позвонок какого-то большого, пока не опознанного животного. Позвонок найден около д. Паговец (быв. деревня Дор) Лапшинского сельсовета 2 июля 1980 года Анатолием Вениаминовичем Подобиным.
Следов древнего человека в нашем крае обнаружено немного. В 1957 году в нижнем и верхнем течении Ветлуги, в которую впадает река Вохма, проведены раскопки ряда могильников 9 – 11 вв., осмотрены известные Спасское и Чёртово городища и обнаружен ряд новых археологических памятников: осетровское, спасское и шилихинское городища, ефанихинский могильник, черемисское кладбище. Найдено много предметов 3 – 5, 10 – 11 вв. до н.э. (каменные и железные орудия, украшения, серебряные гривны и много других предметов). Обнаруженная в Спасском городище керамика датируется первыми веками нашей эры. Много предметов, украшений, орудий, остатков одежды, перстней из бронзы, костяных игл, колец и многих других найдено в Приветлужье в 1894 году – находки, которые можно отнести к эпохе неолита (5 – 2 тысячелетия до н.э.)
В самом бассейне реки Вохмы, на территории нынешних Вохомского, Павинского и Октябрьского районов, археологических раскопок пока не было. Однако, следы древнего человека случайно обнаружены и здесь. Так, районная газета «Вохомская правда» от 11 сентября 1976 года сообщила об одной интересной археологической находке: «Недалеко от села Спас на берегу реки Вохмы бульдозерист добывал гравий для устройства трубы, строительства которой ждут мелиораторы. На глубине четырёх метров его внимание привлекли необычные предметы: угли, кусочки шлака, кости, а главное – железный наконечник стрелы, игла и ножи, изготовленные из костей животных. Можно предположить, что в далёкие времена здесь была стоянка древних людей, которые селились по берегам реки». Приходиться сожалеть, что в заметке не указана фамилия нашедшего столь интересное свидетельство прошлого нашего края.
А в 1969 году житель пос. Воробьёвица Василий Михайлович Михалюк недалеко от р. Вохмы нашёл железный наконечник стрелы. Правда, находка относится лишь к 15 – 16 вв. Железные наконечники находили и в районе военного городка у села Спас.
Нет сомнения, что подобные находки, проливающие свет на далёкое прошлое Вохомского края, будут встречаться и впредь, земля по-прежнему будет раскрывать свои тайны, скрытые временем.
Трудно сказать, есть ли на территории Вохомского края, какие-либо рудные залежи полезны ископаемых. Дело в том, что отроги Уральского хребта в пределах Вологодской и Костромской областей исследованы явно недостаточно. Но, изучая литературу по истории края, я не раз встречал упоминания о железной руде на Вохме. Так, в «Костромской старине» сообщалось: «В Никольском уезде по берегам реки Вохмы крестьяне начали с недавнего времени выискивать в болотном виде железную руду и выделывать из неё гвозди и проч.» А вот сообщение за 1858 год: «В Никольском уезде на Вохме открыли железную болотную руду, из которой крестьяне делают гвозди и другие вещи» (описание «Вологодской губернии»).
Прошли годы, отпала необходимость крестьянам добывать кустарным способом руду из болотной грязи и ковать гвозди и другие крестьянские поделки. В связи с развитием промышленности в России после отмены крепостного права появились в продаже штампованные гвозди и другие, сделанные промышленным способом железные вещи, купить которые гораздо легче, чем сделать самому. Их перестали делать вообще. А последующие поколения постепенно забыли, где именно добывали предки болотную руду, хотя это было всего полтора века назад. Правда, в деревнях, особенно в старых домах, среди железного хлама ещё можно встретить самодельные гвозди, болты, запоры к воротам и многие другие предметы, сделанные руками наших предков. Всё это могло бы увеличить число экспонатов нашего музея.
Естественно, возникает вопрос: а где же добывали руду? Напомнить о прошлом могут топонимы, то есть название местностей. Среди топонимов, собранных в Вохомском, Октябрьском и Павинском районах, встретилось название «рудные гривы». Это место находится в Петрецовском сельсовете Вохомского района в Толмачёвом бору. Местные старожилы говорят, что, при внимательном осмотре места, можно найти там следы давно заросших ям – следы деятельности человека. Заметим, что практического значения залежи болотной руды, если они и есть, не имеют, тем более, что эти запасы обычно не превышают пятисот тонн.
К истории края имеет прямое отношение ещё один факт, о котором нельзя не рассказать.
Как известно, в истории геологического развития земли разные были эры. В последней эре, в Кайнозойской, отмечаются два периода: третичный (58 миллионов лет) и четвертичный, продолжительностью миллион лет. Учёные полагают, что начало четвертичного периода ознаменовалось понижением температуры северного полушария при одновременном увеличении зимних осадков. Выпадавший в холодное время снег не успевал растаивать и скоплялся огромными массами, смерзаясь в нижних слоях. Главным центром оледенения Европы была Скандинавия и Кольский полуостров, где толщина ледяного покрова была, по-видимому, не менее 2,5 – 3 км. С гор Скандинавии и Кольского полуострова льды двинулись на равнины Европы. Вологодскую область, в том числе и бассейн реки Вохмы, одну из первых залило ледяным потоком. На её площади сохранились следы четырёх оледенений: Окского, Днепровского, Московского, Калининского (заметим, что в литературе они иногда называются по-другому). Наибольшую территорию охватило Днепровское оледенение. В нашем крае проходила его южная граница. Через Вохму прошла и южная граница Московского оледенения. Граница Окского оледенения, захватив наш край, спустилась несколько дальше к югу, захватив часть Ветлужского бассейна. Границы Осташковского и Калининского оледенения прошли севернее и о нас не дошли. Таким образом, бассейн Вохмы покрывался ледником трижды.
Последнее оледенение в нашем крае закончилось 20 – 25 тысяч лет назад. Ещё 10- 11 тысяч лет назад ледниковый щит Европы покрывал всю Скандинавию, начиная от Финского залива и захватывая всю северную часть Балтийского и Норвежского морей.
Движущиеся ледники представляли собой страшную разрушительную силу. Если ледник встречает на своём пути отдельные скалы и уступы, обращённые навстречу движению, он может срывать крупные блоки и глыбы, захватывать и переносить их на далёкие расстояния, сглаживать небольшие возвышенности. И чем толще масса льда, тем сильнее разрушительная деятельность ледника. Ледники переносят огромное количество такого обломочного материала от мелких частиц до крупных блоков. Этот обломочный материал, переносимый и откладываемый ледником, называется мореной.
Рельеф и поверхностные отложения в нашем крае формировались под воздействием обледенений и ледниковых вод. При отступлении ледника морена отлагается слоем мощностью в несколько метров, а иногда в несколько десятков метров. При накладывании морены на холмистый рельеф возникает холмисто-моренный рельеф, с расположением холмов, образованных до наступления ледника. Именно таким по рельефу является наш край, причисляемый к Северным Увалам. Впрочем, те неровности рельефа, которые наблюдаются в пределах Северных Увалов, созданы, как предполагает М.В. Карандеева, главным образом эрозийными процессами (размыванием ледниковыми потоками и речными водами).
Весь бывший Никольский уезд, в том числе и Вохомский край, представляет собой возвышенность. Эта возвышенность в Лапшинском сельсовете и у села Спас достигает 200 – 250 метров над уровнем моря. Полагают, что возвышенность – это результат краевых образований максимального оледенения, так как здесь смыкались краевые образования Московского и Днепровского оледенений.
Нет ли более очевидных следов оледенений в нашем крае? При выкапывании колодцев, ям, каналов и т.п. вохмяки нередко натыкаются на одиночные камни-валуны, отшлифованные ледниками, хотя, в общем-то, вохомская земля, по мнению некоторых геологов, безвалунная. Иногда одиночные камни-валуны можно встретить и на поверхности земли – в поле, на лугах, возле дорог. Это и есть самое верное доказательство работы ледников. Помню, в Ложкинском поле в Петрецовском сельсовете на полосе крестьянина Второва Прокопия Петровича из деревни Ильгашево, ещё до коллективизации, лежал огромный валун. Его приходилось объезжать, и из-за него пропадала часть полосы. Перевезти валун с поля было невозможно: он был очень тяжёл. Тогда Второв решил похоронить валун на полосе: выкопал возле него большую яму, и валун скатился в неё. Так поступали и другие. Из валунов крестьяне делали жернова для мельниц, точила станковые или просто ставили как фундамент под углы изб.
Нередко в вертикальных береговых обрывах рек и речек видны разные по цвету и качеству слои земной коры. Глядя на них, специалист может, как по учебнику, прочитать историю земли за миллионы лет. Он найдёт в них и морские отложения, и ледниковые, и межледниковые, и другие поверхностные отложения разных периодов и эр. А таких отложений, особенно по берегам рек и речек, в Вохомском крае много.
Как заселялся наш край.
До прихода славян наш Север, в том числе и Вологодский край, был заселён угро-финскими племенами. По словам летописи, здесь жили «всякие народы: весь, меря, емь, пермь, печера, угра» и др. По всем данным, это были потомки неолитических стоянок (примерно, 5 – 2 тысячелетия до н.э.). Древняя Русь, по словам В.О.Ключевского, все мелкие племена объединила под одним общим названием Чуди Заволоцкой. Название это угро-финнам дано Нестором. Слово «чудь» В. О. Ключевский возводит к русскому слову «чудить», «чудно», «чудак» и т.п. В этом слове, будто бы, сказалось «превосходство русских над финскими обитателями нашей равнины». Однако не исключено, что «чудь» восходит к слову «чуждь», то есть чужеземец.
С конца 15 века бывшая территория Чуди Заволоцкой стала называться Двинской землёй (областью) или просто Двиной.
Колонизация края русскими шла с запада, со стороны новгородских ильменских славян. Отдельные семьи и роды двигались на восток по рекам и озёрам, на лодках и чёлнах везли скарб, ехали сами; местами тащили лодки волоком до новой речки и плыли дальше.
Через Вохомский край ещё в древности из Волжской системы в Двинскую по реке Вохме и её притокам через сузёмы шёл ряд волоков из одной реки в другую. Такие волока, например, были: из р.Вочь, из д. Анданга в деревню Пермас на реке Юге; из Тихоновского монастыря на реку Енталу – приток Юга. Волока проходили также с реки Пыщуг в деревню Ширей на реке Юге; от реки Луптюг (из деревни Беданга до деревни Кирныша) на реку Волмангу. Были и другие волока в крае. Названия деревень, возможно, давно изменились, могла исчезнуть и сама деревня. Да затерялись в веках и следы этих волоков.
Новгородская колонизация Севера началась, как известно, в 10 – 11 веках н.э. (по некоторым источникам начало её относится к 8 в.). Если в это время она проводилась преимущественно новгородцами, то в 12 – 14 веках на север через волока, отделявшие волжские притоки от северных рек Сухоны, Ваги и Юга двинулся поток переселенцев с верхнего Поволжья. Это было начало Московской колонизации Северного края. Немалое значение в этом переселении играло желание населения Поволжья уйти с места, менее всего досягаемые татаро-монгольскими ордами, которые уже несколько веков грабили и разоряли русскую землю.
Ранняя славянская колонизация протекала мирно. Местное население (летописная весь) было редкое, и для пришельцев имелось много свободных мест. Кроме того, не из-за чего было враждовать: финские племена жили охотой и рыбной ловлей, лишь отчасти занимаясь земледелием; переселенцы же нуждались в других угодьях. Происходило не вооружённое вторжение, а просачивание. В дальнейшем происходило растворение местных финских племён среди многочисленных и культурных славян или их оттеснение. Так или иначе, к 12 веку Север уже был освоен новгородцами, и христианство утвердилось и в Вологодском крае, и в Костромском.
Но Новгороду не удалось удержать в своих руках всю эту территорию. В течение 12 – 14 веков продолжалась долгая и упорная борьба за территорию нашего края между Новгородом и понизовскими князьями, сперва ростовскими, а потом московскими. Ветлужане долгое время не желали покориться князю московскому и держались дружбы с вятичами, за что многие казнены в 1457 году князем Патрикеевым, а в 1459 году жители по Ветлуге и Вохме окончательно покорились московскому князю. В 1471 году была покорена и вся Заволоцкая, или Двинская, земля московским царём. Вологодский край, к которому относился и весь бассейн Вохмы, слился с московским княжеством в 1482 году.
Наиболее активным приток населения на Север стал с 13 столетия. Это был второй этап колонизации. За воинами-дружинниками и сборщиками дани тянулись охотники и рыбаки, крестьяне-пахари и священники, посылаемые крестить старожилов. Здесь находили тишину и уединение благочестивые пустынники и спасались от татарского разорения жители южных районов. В дальнейшей судьбе колонизации Севера со стороны Новгорода большую роль сыграли ушкуйники (от «ушку» - плоскодонная ладья с парусами и вёслами) – вооружённые дружинники, снаряжавшиеся новгородскими боярами и купцами для захвата северных колоний. Одной из причин похода на восток и север было стремление к обогащению. Особое развитие получило ушкуйничество во второй половине 14 века. Например, в 1360 году ушкуйники взяли Жукотин на Каме, в 1366 году под Нижним Новгородом нанесли поражение татарскому войску. В 1371 году они разграбили Ярославль и Кострому, в 1374 – Вятку, Засурье, Ветлугу и др. В Воскресенской летописи об этом имеется такая запись: «В 1374 году девяносто ушкуев напали на Вятку, ограбили её, потом захватили Болгары и взяли откупа 300 рублей. Потом разделились на две партии: одна из 50 ушкуев – отправилась на низ к Сараю, а другая – из 40 ушкуев – пошла вверх по Волге, дошла до Обухова, ограбили Засурье и Маркваш, перешла за Волгу, истребили суда свои, конно прошлась по берегам Ветлуги, ограбила сёла и ушла к Вятке». Можно, по всей вероятности, предположить, что ограблению подверглись и самые древние поселения по Вохме.
ИСТОРИЯ ВОХОМСКОГО КРАЯ
Красивую легенду сочинили о Вохомском крае. Что же стоит за ней? Может быть, это просто сказка? Но такой же сказкой до недавнего времени – до девятнадцатого века - была и легендарная Троя.
Существует множество вариантов предания - «Вохма - золотое дно». Где-то рассказывается о шайках Стеньки Разина, где-то – о польских панах. Все они сходны в одном. Главным во всех вариантах легенды является то, что на Вохме-реке была разбита разбойничья шайка, ценный груз утонул. Кто же входил в состав этой ватаги? Когда это произошло?
На территории нынешнего Вохомского района имеется несколько названий местности, относящихся к преданию «Вохма – золотое дно». Это – Разбойница, Тихон, Застава, Воробьёвица, Спас, Казаково. Географически объекты с данными названиями расположены по направлению с севера на юг. Подтверждение этому есть и в легенде – разбойники плыли вниз по реке Вохме. И если смысл слов «Разбойница» или «Застава» понятен, то слово «Воробьевица» образовано не от обилия воробьев в данной местности. В этом месте разбили «воров»! « Ворами» называли раньше государственных изменников, в отличии их от простых разбойников.
« … Польские и литовские люди были сосланы с Москвы в города для береженья: в Галич, да к Соли Галицкой, да на Унжу, да на Чухлому, и пришли изгоном к тем городам воры, опять ваши же черкесы, и тех литовских и польских людей немногих побили эти же черкасишки, а по прочим городам все целы». Соловьев С. М. Российская история с древнейших времен. Глава 1,том 9.
1608 г. Против тушинского вора восстали Галич, Кострома, Вологда, Устюжна, Белоозеро, Бежецкий верх, Городец. Тотьмичи и устюжане заодно были с вычегодцами. Вычегодцы написали пермичам – «…вы словом к нам пишете, что стоять с нами рады во всём единомысленно, а делом ничего не делаете с нами, а богоотступники литовские люди и вместе с ними русские воры (выделено мною) волости и деревни, и сёла воюют, разоряют церкви Божие, образа колупают, снимают оклад и кузнь, православную веру попирают, секут крестьян, детей и жён их в Литву ведут, грабят их имение, и хвалятся, хотят к Вологде и на Сухону идти и в наши места воевать…» Российская история с древнейших времен. Соловьев С. М. Глава 1, том 9.
Как увидим из дальнейшего отрывка, свое намерение «воры» все же осуществили - «… С тою же дивною быстротой на отдалённом севере действовали козаки малороссийские: подобной войны, говорит летописец, не бывало от начала мира; не понимали люди русские, как и куда черкасы пробирались. Из Вологодского уезда они пошли в поморские города, воевали тотемские места и устюжские, и Вагу, потом в Двинскую землю пошли к морю, шли непроходимыми местами, бог знает, где только не были они, и вышли к Сумскому острогу в Новгородском уезде. Нигде не могли их остановить: только в Заонежских погостах много их побили, а олончане и последних добили; воевали они проходом всю Московскую землю, говорит летописец, по волостям и под городами нигде не стояли, много запустошили земли, но и пропали сами все» - Соловьев С. М. Российская история с древнейших времен. Глава 1, том 9
1609 г. Вятичи, вычегодцы, устюжане и Строгановы писали пермичам, выставили чтобы они своих ратных людей супротив воров, козаков, черемис и стрельцов, засевших в Котельниче. Отвечали пермичи, что смущают их разноречивые вести из Вятки: им пишут, что очистили изменники Котельнич, убежали в Яренск,… что было изменников всего 1400 человек.
Вот что пишет польский историк Валишевский Казимир в своём труде «Смутное время» «… В преданиях, устно передающихся среди жителей Вологодской губернии осталась память о польских панах, безжалостных, ненасытных и жестоких, и остались вещественные следы их деяний; тут прикрывает груду трупов курган; там клад их добычу хранит, зарытую ими в то время за ними погоня была, «несметное сокровище», его, не удалось однако с тех пор на свет Божий извлечь. Страна доведена была до ужасного состояния. Были опустошены города и деревни; люди и звери сменялись жилищами: на пустынных площадях и улицах находили приют себе лисицы и волки, а люди забирались в глухую лесную чащу, питаясь корнями растений и травой и выжидая с тоской спасительного мрака; тогда занимали люди покинутые берлоги зверей.
Но не всегда надежны были эти убежища: по уходе жителей из городов и сел жилища пылали, и при зареве пожаров гонялись охотники с гончими по лесам за человеческой дичью! В этом деле разрушения отличались особенно казаки. Если дом сжечь им не удавалось, они старались непременно выломать в нём двери и окна, по крайней мере, чтобы его сделать негодным для жилья. Они бросали в навоз, топили и разбивали копытами своих коней съестные припасы, которые сами не могли увезти с собой или съесть на месте. Резню сопровождали разгул и разврат. Какой-то Наливайко во Владимирской области … ужасными оргиями отметил свой путь, сажая мужчин на кол и насилуя женщин; по показанию Сапеги, - который покровительствовал ему! – он собственноручно зарезал девяносто три жертвы обеих полов.
… Тысячи были таких Наливаек, и только после этого, как слишком долго они испытывали народное терпение и все его пределы перешли, неотложная нужда, в конце концов, побудила народ приняться с отчаянной решимостью за расправу над своими мучителями.
Посреди этих горестных испытаний, данный Троицкой лаврой пример, особенно убедительно показал, что казакам и полякам можно дать отпор и поступать так выгодно. Жители Устюжны Железнопольской, объединившись с Белозерцами, решили запереть перед чиновниками всякого рода и сборщиками податей ворота. «Косимые как трава», рассказывается в летописи, в открытом поле в одной стычке с войсками самозванца, они закрылись в своём городе и смотрели бестрепетно, как «огромная рать – казаки, поляки, москвитяне и татары – ринулась, словно дождь на стены их деревянных укреплений». Три приступа отразили они, и с тех пор и по сей день празднует доблестный городок годовщину позорного отступления напавших.
«Огромная армия», видимо, была небольшим отрядом польского малоизвестного наездника Козаковского, который в этих краях разбойничал …. С Устюжны и Белоозера, где это противодействие уже восторжествовало; из Вычегды и Устюга, жители которых обменивались между собой грамотами, друг друга ободряя к сопротивлению; из Нижнего Новгорода, в котором в том же духе начал деятельно вести проповеди игумен Иоиль, - движение стремительно сообщилось большим соседним городам. Велико было замешательство и изумление польских и казацких воровских шаек, когда всюду им теперь встречались другие отряды вооруженных людей и оказывали упорное сопротивление!»
Любая легенда, основанная на реальных событиях, оставляет после себя материальные следы. Какие следы оставило после себя предание «Вохма – золотое дно»? Стволы деревьев в речном русле унесло половодьем, золото покоится на дне реки, а вот трупы врагов местное население достало из реки и похоронило на берегу, соблюдая церковные обряды. Местные жители не сразу после схватки на реке пришли на место сражения, чтобы приступить к поиску сокровищ, очистке речного русла от убиенных. Они преследовали остатки разбойничьей ватаги, которая к тому же разделилась – часть шла на юг, другая вернулась на север.
Среди уничтоженных русских «воров» - сторонников Лжедмитрия, украинских казаков и литовских людей могли быть и католики – поляки и литовцы. Поэтому их не повезли на погост, а похоронили поблизости от места схватки. Если удастся отыскать эти захоронения, сказание «Вохма – золотое дно» получит неоспоримое доказательство. После чудесного разгрома «воров» на реке окрестное население пыталось поднять и поднимало утонувшее золото со дна реки. Однако поднять клад полностью им не удалось. Отчасти потому, что реки в то время были глубже, полноводнее. А так же из-за отсутствия специального оборудования. Это трудная задача даже для современных кладоискателей. Окончательную точку в красивой легенде могут поставить только найденные на дне реки сокровища.
Тихон.
Во всех вариантах предания «Вохма – золотое дно» говорится о разграблении Тихона. Тихоновская церковь построена в1470 году. Крестогорский монастырь в селе Тихон был основан в 1679 году Тихоном Вологодским Чудотворцем. В первые годы своего существования Тихон вряд ли был богатым. Грабить в нем в это время было нечего. За несколько столетий своего существования церковь в селе Тихон стала богатой. Вокруг села возникли деревни. Ко времени нападения врагов в церкви, селе и окружающих деревнях накопилось богатство. Именно его стали грабить пришедшие с севера «воры», казаки, литовские люди. Они потратили на это несколько дней. Этого времени хватило, чтобы подготовить для грабителей засаду на реке.
Разбойница.
Название Разбойница имеет деревня, расположенная на левом берегу реки Вохма. Географически Разбойница расположена на противоположном от Тихона берегу реки, ниже по течению. Дата основания деревни неизвестна. Деревня получила свое название от речки Разбойницы. Разбойница протекает возле деревни и впадает в реку Вохма. По преданию, враги остановились на месте, названном потом Разбойница. Опытные в ратном деле казаки, русские «воры» - сторонники Лжедмитрия, расположились в защищенном от внезапного нападения месте – на мысе реки Вохма. Им нужно было какое-то время, чтобы отдохнуть. Делили добычу – «дуван», починили лодки и плоты. Впереди - большой сплав по реке Вохма.
Воробьёвица.
Поселок Воробьёвица основан в 1949 году. Свое название он получил от речки Воробьёвицы, правого притока реки Вохма. Слово – «Воробьёвица» - образовано оттого, что в этом месте когда-то разбили «воров» - государственных изменников. В 1969 году на берегу реки Вохма около пос. Воробьёвица найден железный наконечник стрелы. Это еще один факт, подтверждающий, что легенда «Вохма – золотое дно» основана на реальных исторических событиях. Речка Воробьёвица впадает в реку Вохма в месте, которое несколько столетий назад было руслом реки Вохма, изогнутым «s» - образно. В настоящее время это старицы. В таком месте очень удобно сделать засаду на плывущего по реке врага. Для этого нужно выбрать место, в котором сочетаются крутые берега и густой, высокий лес. Далее все зависит от умения маскироваться, выбрать удобное время для удара и согласованности действий воинов в засаде.
Застава.
Деревня Застава была расположена южнее Воробьевицы. Она находилась в поле на левом берегу реки Вохма, ниже устья реки Нюрюг. Дата основания деревни неизвестна. Обороняющимся местным жителям застава нужна была для того, чтобы не пустить разбитых казаков, «воров» сухим путем к селу Спас и прилегающим деревням. Удобнее всего заставу можно расположить в районе устья реки Нюрюг. Почему? Река Нюрюг - наиболее крупная водная преграда перед селом Спас, расположенном на левом берегу реки Вохма. Если позволить противнику перебраться через нее – перед ним оказались бы не защищенные деревни. Именно возле устья реки Нюрюг располагалась деревня под названием Застава. Такие совпадения - не случайность. Для того чтобы не пустить «воров» сухим путем, можно было сделать засеку. Причем вовсе не обязательно засеку делать длинной, хотя в русской истории есть примеры – «Засечная черта» на границе Московского государства была длинной около1000 км.
Справка: Засека представляет собой заграждение из поваленных крест-накрест вершинами в сторону противника деревьев. Засеки располагали на путях, удобных для продвижения противника. При строительстве располагали их таким образом, чтобы своими краями засеки упирались в труднопроходимые болота, реки, старицы. Оборонять ее можно было небольшим количеством людей, вооруженных луками и стрелами. Кроме этого, перед засекой, да и в других местах возможного появления противника можно было использовать «чеснок». Так назывались небольшие металлические ежи, которые при падении на землю становились одним из зубов вверх. Это гарантированно останавливало конницу, да и пехоту противника, так как травмировались ноги животных и людей.
Казаково.
Место под названием «Казаково» расположено на левом берегу реки Вохма, севернее села Спас, неподалеку от территории городка. Название связано с казаками. В этом месте либо были взяты в плен остатки разбитой на реке ватаги, либо похоронены здесь убитые в схватке казаки. В пользу этого варианта говорит то, что в этом месте никогда не было деревни. В настоящее время здесь находится лес.
Спас.
Вохма.
Для русской православной традиции характерно связывать все битвы, победы или поражения с волей Бога. В случае победы, смотря по церковному календарю, возносились благодарственные молебны. Часто ставились церкви, храмы в ознаменование побед. Например, после Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 года в субботу на Рождество св. Богородицы, на месте битвы была поставлена Рождественская церковь, ныне не сохранившаяся, а Русской Православной церковью был узаконен обычай поминать убитых – «Дмитриевская родительская суббота». В 1591 году в честь чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея был возведен Донской монастырь.
Нынешнее село Спас ранее носило другое название – село Георгиевское. По церкви Страстотерпца великомученика Георгия, расположенной на территории городка. Свое современное название село получило уже после того, как в селе на погосте была построена Спасо-Преображенская церковь. Строительство церкви Спасо-Преображения произошло после какого-то важного события. Причем предки были убеждены, что спаслись от врагов при помощи свыше. Этим событием была победа. Победа над «ворами» - государственными изменниками, казаками. Престольным праздником в селе Спас был праздник Преображение Господне, который приходится на середину августа. Исходя из этого, можно определить примерную дату произошедших в сказании «Вохма – золотое дно» событий – середина августа 1608-1609 гг.
Справка: Село Спас основано в XII веке на левом берегу реки Вохма. Городок имел торговые связи с древнерусскими городами, Золотой Ордой и народами Прикамья. Был ремесленно-торговым поселением. Выполнял функции военно-оборонительного центра. Контролировал связи между Сухоно-Вычегодским и Волжским торговыми путями. 1626 год - «…В Вохомской волости городок на реке Вохме был рублен, а ныне поставлен острог стоячий, шесть пищалей затинных, да шесть пищалей ручных, да сто пятьдесят ядер железных, да три слитка свинцу, да пять фунтов зелья, да двадцать стрел».
Исторические свидетельства ясно показывают присутствие в 1608 -1609 гг. в нашем регионе сторонников Лжедмитрия (русских «воров»), украинских казаков, литовских людей, как на север от наших краёв – Тотьма, Двинская земля, Устюг, так и на юго-восток – Вятская земля. Видна растерянность населения от особого способа войны, применяемого казаками. Обычно войско шло по дорогам, осаждало города, разоряло в округе местность. Казаки же шли непроходимыми местами, без дорог, не стояли нигде, проходом воевали всю землю. Постоянное движение, внезапность нападения и неожиданность появления обеспечивали им успех. Это же спасало отряды казаков от уничтожения.
Появление в Вохомских краях даже сравнительно небольшого отряда противника численностью до 500 человек создавало серьёзнейшую угрозу для всей территории. Разорение сёл, церквей, деревень, грабеж, убийство мирных жителей. Часто угоняли людей в плен. Всё это считалось в то время обычаем войны. Войска государства использовались в иных, более важных районах и можно было надеяться только на собственные силы. Численность населения Вохомского края в ту пору была меньше, чем сегодня. Для сбора большого ополчения требуется много ресурсов и времени. У местного населения не было ни того, ни другого.
Что могли противопоставить врагу наши предки?
Наиболее крупным военным подразделением в это время были стрельцы из городка села Спас. Снаряжены были они холодным оружием, стрелами и луками, огнестрельное оружие ещё было мало распространено. В городке в более поздний период имелось лишь шесть ручных пищалей, да шесть пищалей затинных, с которыми не побегаешь по лесам. Среди местного населения было много охотников, которые пользовались луками, стрелами, топорами, рогатинами. Их можно было привлекать в засаду. Засыпать дождём стрел противника из засады было вполне реальным делом для охотников. Народное ополчение в открытом бою, пусть и большим количеством, вряд ли устояло бы перед опытными казаками, воевавшими постоянно.
Шанс на победу у вохмичей был единственный – партизанить, не вступая в открытый бой. В легенде это находит своё подтверждение – об открытом бое, сражении в ней не говорится. Вохмичами использовалась засада на реке.
Справка: Засада – тщательно замаскированное и заблаговременное расположение партизан или воинского подразделения на наиболее вероятных направлениях движения противника с целью его разгрома неожиданным ударом и захвата пленных. В русском войске тринадцатого-семнадцатого веков засадой называлась часть боевого порядка.
Кроме успешно выбранного места для удачного проведения засады требовалось создать преграду для судов врага, плывущих по реке. Быстро и эффективно построить преграду можно было из могучих деревьев, растущих по берегам реки Вохма. Данный способ военных действий был известен на Руси еще со времён Казанских походов.
Вот как черемисы устраивали засады на реках – «…В теснинах бо реки тоя, в местах островныя, запрудиша великим камением и древием и доспеши аки браги (вода), и ту загрузившим ладиям и сокрушахуся друга от друга, к тому же спереди и созади черемиса стужаще им, стрелянием, убиванием, не пропущающи их, и подсекаху великое древие, осокорие, дубие, и держаху на ужищах, и пущаху на лодия (стрелы) с высоких берегов и с гор … и погружахуся лодием пять и более с людьми и с запасами и стенобитными снарядами» - Казанский летописец, сказание о царстве Казанском.
При средней высоте ствола дерева около пятнадцати метров, если стволы подсекать по обоим берегам, то будет перекрыто русло реки по ширине около тридцати метров. Создать преграду для головных судов можно и заранее, скрыв за крутым речным поворотом. А чтобы врага лишить маневра, останется заваливать деревьями последние лодки и затем обрушить стволы на среднюю часть каравана. По историческим свидетельствам, при проходе каравана из плотов (судов) по реке или ведении боя они соединялись канатами, представляя из себя что-то вроде цепи. С казаками это тоже сыграло злую шутку, отобрав у них даже возможность сманеврировать.
С точки зрения науки о войне замысел сражения у вохмичей был хорошим. Плывущий по реке караван остановить преградой – деревьями. Расстрелять врагов в воде, располагаясь в засаде на берегу. Уцелевших противников уничтожить на суше в бою. Человек, который вохмичами командовал, был опытным, грамотным в воинском ремесле. Кто же мог быть этим воеводой? Кто взял на себя ответственность за судьбу всего Вохомского края? По одной из версий предания «Вохма - золотое дно» это был крестьянин Демьян из деревни Большой Двор. Но вряд ли обычный крестьянин смог бы организовать, спланировать и провести в сжатые сроки военную операцию.
Рассказ о легенде «Вохма – золотое дно!» не будет полным, если не рассказать о самих русских «ворах», казаках, не посмотреть на события их глазами.
Один из отрядов, состоящий из казаков, «воров» - русских сторонников Лжедмитрия, литовских людей, поляков, решил пойти на юг. Из нынешних устюжских земель на Ветлугу, по речной системе Юга и Вохмы. Шли они на судах, плотах, лодках, по пути воюя землю. Дойдя до Ветлуги, ватага могла плыть хоть в Вятскую землю, хоть на Волгу. По пути к цели казаки, русские «воры» совершили роковую ошибку. Дали время местному населению подготовиться к «встрече». Видимо, казаки какое-то время были заняты разграблением окрестностей села Тихон. Им необходимо было время, - отдохнуть, поделить добычу, починить лодки и плоты перед походом по реке Вохма.
Они знали, что впереди по реке находится «жило» - деревни и богатое село (нынешний Спас). Атаман ватаги рассчитывал на силу и опыт своих людей, а не на внезапность нападения. Враги знали - не было у вохмичей крупных военных сил. Не думали, что им окажут ожесточенное сопротивление. Поэтому «воровская» шайка какое-то время оставалась на одном месте. Сколько дней разбойники стояли на одном месте, в легенде не говорится. Может быть, день, может – неделю. Но, скорее всего – один, два дня. С этого места караван, состоящий из лодок и плотов, отплыл утром. Казаки шли с охранением по обоим берегам реки.
На подготовку засады на реке необходимо было время. Надо провести разведку противника, выбрать удобное место для засады, заранее подрубить стволы деревьев, выслать заставу. На все это требуется один, два дня. К началу движения вражеского каравана по реке засада уже готова.
Утреннее солнце освещает речную пойму. По берегу реки идет дозор. Он зорко смотрит – не блеснет ли в кустах на берегу наконечник вражеского копья. Он слушает - не трещит ли где-нибудь сорока, выдавая присутствие человека. Он нюхает носом воздух – не донесет ли ветер запах дыма. У дозора задача – обнаружить возможную засаду врага.
Сзади – по течению реки плывет караван из лодок и плотов. В них – товарищи и награбленное в русских селах и деревнях богатство.
Условный сигнал – голос кряквы – предупредил таящихся в засаде людей о приближении вражеского дозора. Сейчас главное – не выдать своего присутствия врагу. Опытные охотники затаились, приникли к земле, слились с растениями, кустами и стволами деревьев. Теперь они превратились в тени, стали призраками. Лишь бы дозор не заметил, прошел мимо.
Это сначала легко идти заросшим берегом извилистой реки. Ближе к полудню ноги уже не так резвы. Глаза замылились, глядя на однообразную, поросшую лесом речную пойму. Слух привык к крикам многочисленных утиных выводков, других птиц. Руки устали нести оружие. Да и какие тут могут быть засады – в этой глуши Русского Севера? В селе, откуда они идут, им не оказали никакого сопротивления. Там, ниже по течению реки, стоит богатое село, а вокруг него – деревни. Там можно будет отдохнуть, и вволю пограбить.
Замыкающий воин вражеского дозора миновал место засады. Дозор не заметил таящегося противника, не подал сигнал об опасности идущему следом каравану. Люди в засаде заняли позиции, приготовили оружие к бою. Опытные охотники делали это деловито и бесшумно. Проверяли оперение стрел, уточняли направление ветра. Теперь меткие стрелы, сбивающие на лету быструю птицу, будут разить врага. Часть воинов приготовила топоры – подрубать деревья на врага.
В это время ничего не подозревающие люди плыли на своих лодках прямо в западню. Кто–то спал, кто-то играл в кости и зернь. На каждой лодке и плоту были свои часовые. Они смотрели вперед и по сторонам, держа наготове оружие. В случае опасности они подняли бы тревогу. Остальные надеялись на своих товарищей и ушедший вперед дозор. Те, у кого были доспехи, не стали их одевать. Жарко, да и не верилось в то, что на них могут напасть.
Длинной змеей, повторяя изгибы реки, лодки с врагом вошли в излучину. По сигналу, поданному свистом, во врага полетели стрелы. Сорвавшись с тугой тетивы, стрелы разили людей. Железный ливень накрыл врага, от него было одно спасение – прыгнуть в воду, добраться до берега, укрыться в кустах. На замыкающие лодки, прямо в русло реки были повалены деревья. Теперь весь караван был обречен.
Положение у людей, попавших в засаду прямо на реке, было плохим. Внезапно, с обоих берегов, в товарищей полетели стрелы. Ход лодок замедлился, они стали сбиваться в кучу. Эффективное сопротивление засаде можно было организовать только на берегу. Но для этого нужно, чтобы хотя бы половина воинов вышла на берег. Притом надо бы укрываться от стрел – либо доспехом, либо щитом, да хоть чем, лишь бы живу быть. Самое плохое, что врага не было видно, он показывался лишь на мгновение, чтобы пустить стрелу.
Люди на обоих берегах реки пускали во врага стрелы. Задача у них была простой – поразить стрелами как можно большее количество воинов, которые находились на лодках в реке. Лучники выцеливали в первую очередь самых опасных врагов. Тех, кто командовал, тех, кто был лучше вооружен, тех, кто пытался выбраться на берег реки, или уже выбрался на него. Чем больше раненых, тем больше крика и суматохи.
Все же не все враги полегли в реке. Часть из них вырвалась на берег, и начала уходить берегом. Кто-то пошел вниз по течению реки, кто-то верх. Не было времени на обсуждение и споры, куда бежать. Бежали в ту сторону, где, казалось, можно найти спасение. За убегающим противником началось преследование. Кто мог лучше охотников вытропить раненного зверя, и добить его? Вскоре все или почти все враги были убиты, ранены или сдались в плен.
Местные жители вряд ли стали добивать раненных врагов. Не по христиански это, не по-людски. Убитых на реке собрали и похоронили, как водится, в одном месте, в стороне. Стали искать груз, который везли разбойники. Почти весь он был утоплен в бою в водах реки Вохма. Не один и не два дня местное население обследовало дно реки в поисках сокровищ. Часть из них была поднята из-под воды. Другую так и не удалось отыскать. Часть найденных сокровищ в виде церковной утвари и окладов, вернули в местные церкви. Другую часть – монеты, ткань, и прочее, - разобрали по рукам. И стала с тех пор ходить по Вохомской земле легенда о несметных сокровищах на дне реки.
По свидетельству историка С. М. Соловьева, украинские казаки с запада на восток шли войной – Вологда, Вага, Устюг, Тотьма. Потом они зачем-то поворачивают на север – в землю Двинскую, в местность с коротким летом, суровым климатом, относительно малозаселённую. Неужели казаки не пытались двинуться от Устюга на юг – на Вятку, Нижний Новгород, Казань? Несомненно, что попытки такие были, о чём и свидетельствует предание «Вохма - золотое дно». При такой попытке, однако, путь к югу одной из разбойничьих ватаг попросту был завален деревьями, пресечён до следующего половодья.
Примерно четыреста лет назад для продвижения на юг из богатых устюжских земель мало имелось дорог. Все эти пути - речные системы. Среди них – реки Юг, Вохма, которая в те времена была одной из основных путей на Волгу и в Вятскую землю с Севера. Вокруг реки Вохма расположены глухие, трудно проходимые, местами заболоченные леса. Перед одним из отрядов сторонников Лжедмитрия стояла задача –по этому пути пройти. Кроме людей, имелся в ватаге ценный груз – награбленное в деревнях, сёлах и церквях имущество. Люди с грузом на лодках и плотах плывут по реке вниз. Во время этого спуска речное русло внезапно оказывается перегороженным впереди, затем – сзади. Люди на лодках и плотах атакованы из засады, в реку валятся стволы деревьев.
В такой ситуации не столь важна численность русских «воров», казаков. Главным является то, что дорога в южные, населённые и богатые области перекрыта. Только следующее половодье весной очистит дорогу на юг. В этих условиях награбленное золото становится обузой. Невозможно к тому же развернуть караван с золотом на север, назад, так как и сзади русло завалено. Чтобы местному населению награбленное не досталось, оставшееся на плотах богатство топят казаки в реке.
Уцелевшим в переделке выбор был невелик – либо пробираться на юг через лесные дебри, либо возвращаться в Устюжские земли назад. В разных вариантах предания говорится по-разному. В одних - после схватки на реке разбойники побежали вниз, в других - двинулись вверх по течению реки. Вероятнее всего, они разделились – частично пошли вниз по берегам реки Вохмы и погибли. Другая часть возвратилась в Устюжские земли и в дальнейшем так же сгинула.
Подводя итоги повествования, необходимо сказать, что до настоящего времени нет находок, которые бы прямо подтверждали события сказания «Вохма – золотое дно». Но никто до сих пор не занимался поиском таких следов, а значит, рано ставить точку. Впрочем, существуют факты, которые подтверждают произошедшие в предании события:
1. В названиях местности (Тихон, Разбойница, Застава, Воробьёвица, Казаково, Спас) прослеживается завершенная логическая цепочка. Она не отрицает легенду. Вероятность, что эти названия перекликаются с легендой случайно, ни как не взаимосвязаны друг с другом, приближается к нулю.
2.Топонимика (названия местности) и исторические свидетельства говорят о «ворах» - государственных изменниках, и казаках. Это ясно определяет время события – Смутное время.
3. В описываемый период - XVII век – нынешний Вохомский район входил в Устюжский уезд, вместе с другими 55 волостями. В исторических документах говорится, что украинские казаки воевали устюжские места. В это же время казаки, русские «воры» - сторонники Лжедмитрия, черемисы находились и в Вятской земле – в Котельниче, который находится недалеко от Вохомского района.
4.Из книги Н. Вышеславцева от 1626 года известно, что к этому году в селе Спас было 2 церкви. Со времени Смуты прошло 14 лет. За это время на погосте было завершено строительство церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Село, ранее называвшееся Георгиевским, по церкви Страстотерпца Великомученика Георгия в городке, стало называться Спасом. Строительство церкви на погосте, вне укрепления, произошло после окончания Смуты и в ознаменование какого-то важного события. Это событие местные жители расценивали как чудо, вмешательство и помощь Господа. Без сомнения, это была победа над врагом, угрожавшим всей местности. Врагом этим были русские сторонники Лжедмитрия, украинские казаки, литовские люди и поляки.
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что предание «Вохма – золотое дно» основано на реальных исторических событиях, произошедших на реке Вохма в районе речки Воробьевица в середине августа 1608 -1609 года. Событие это не упоминается в исторических документах. Оно дошло до нас в виде красивой легенды, передаваемой из поколения в поколение изустно на протяжении нескольких столетий.
В 2009 году был юбилей – около 400 лет описываемым событиям!
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.boxma.ru
Сайт Википедия
https://pilgrimteam.ru/forum/index.php?showuser=60538
статья Александра Токарева
Государственный реестр рек.
- 12642 просмотра
Комментарии
Интересно...
Интересно...
спасибо
спасибо
Историческая хроника патриотизм нашего предка
Остался поржен мужеству и отваге упорству в достижений защиты нашего отечества может после таких событий происходивших в те далекие века не было бы сейчас той России тех людей которые вокруг нас и даже меня но в России есть защитники который не постоит не перед каким любым врагом кто с мечом к нам придет тот от него и погибнет!!!
Тихон 1470г.?
Добрый день!
Прошу уточнить источник, где указан год основания с. Тихон.
С уважением, Тимонин Николай
Отправить комментарий