Священные рощи и "места силы" Костромской области
Таинственная Кострома – дикий и загадочный лесной край в Верхнем Поволжье.
Область обитания летописной мери и чуди, край языческих преданий и верований, обиталище таинственного народа – берендеи, и место рождения Снегурочки и Ярилы.
РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КОСТРОМСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
И хотя сейчас Костромская область является коренной русской областью, но многие топонимы и гидронимы явно указывают на финно-угорское происхождение этих названий. И эти названия очень похожи на марийские, словно был свой мерянский диалект марийского языка, который остался в названиях рек, озер и деревень Костромского края.
Мало того, по реке Ветлуге марийские племена ещё в 15-16 веках жили в Нижегородских и Костромских землях, а археологи то тут, то там находят и изучают марийские и мерянские могильники, селища и городища.
Тему родства марийских и мерянских племен мы уже поднимали на нашем сайте, также много было у нас статей про историю и достопримечательности Поветлужья, а в данной статье мы расскажем про священные рощи и места силы Костромской области.
Следует отметить, что славянское население этой области, как губка, впитала в себя те языческие традиции и верования, которые были присущи коренным народам Костромского края, мало того, многие жителя и по крови являются предками древних мерянских и марийских жителей этой земли.
Почитание природы, леса, родников, валунов и камней, примечательных деревьев, гор, рек и озер – все это явные приметы финно-угорских языческих культов, которые и в настоящее время имеют место в республике Марий Эл.
Археологи в наше время доказали, что мари и меря – это были хотя и родственные, но разные народы, однако и не отрицают тот факт, что меряне активно участвовали в этногенезе западных марийцев.
Древними капищами, святилищами, священными камнями, мегалитами, загадочными рощами, источниками богата Кострома, именно эти места и являются местами силы или, наоборот, аномальными зонами.
Области на Земле, где часто наблюдаются аномальные явления, называют аномальными зонами.
Другие названия — проклятое место, чертово место.
Давно известно, что есть на нашей планете места, где люди никогда не селились. Наши далекие предки, например, в местах предполагаемого строительства обычно привязывали к деревьям куски сырого мяса. Если через несколько дней мясо почти не портилось, на этом месте принимались возводить жилище, если же оно сгнивало быстрее обычного - оттуда поскорее уносили ноги.
Современные исследователи паранормальных явлений называют такие зоны аномальными, а в народе их зовут гиблыми местами. Зоны могут возникать в самых разных местах, и причины их возникновения связывают как с деятельностью человека или влиянием неопознанных летающих объектов, так и с проявлением параллельных миров. По большому счету, до сих пор никто не знает - как, где и почему возникают аномальные зоны. Известно лишь одно: в пределах таких зон постоянно или время от времени проявляются неизвестные пока что науке закономерности. Во всяком случае, здесь всегда есть шанс встретиться с неизведанным.
Унженская кереметь
7 августа, в Макарьеве на Унже-реке праздновали день преподобного Макария Унженского. Чудотворец Макарий, знаменит, в первую очередь, своими исцелениями.
К старцу всегда тянулись люди за телесной помощью, советом.
Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей. Ну и галичских мерян конечно же.
Люди тянутся к нему и по сей день.
На Унже, как и в других местах нашей земли, христианство вобрало в себя древнее финно-угорское язычество и стало русским православием. Как это происходило конкретно, видно из жития святого Стефана Пермского, современника преподобного Макария.
Родившись в Великом Устюге, он получил прекрасное образование в Ростове Великом. В 1379 году отправился в пермские земли крестить коми-зырян по Вычегде и Северной Двине. Он создал для них алфавит на основе греческих букв и местного зырянского рунического письма, перевёл на их язык Священное Писание, нарисовал знаменитую Зырянскую Троицу.
Никто не усомнится, что он был большой просветитель, но главный его подвиг состоит в том, что в Усть-Выми он срубил священную «прокудливую берёзу», которой пермские финны поклонялись как божеству, и поставил на её месте церковь.
Словарь Даля объясняет слово «прокудливый» как проказливый, бедокуренный, шаловливый, пакостливый. Понятно, что всё касаемое народной веры, для церкви прокудливо. Сколько таких священных берёз срубили миссионеры, вроде Стефана… Рубили, рубили да недорубили.
Потому, что политика духов нашей земли (воплощённая в народе) была сдержанной (правда, преемников того же Стефана и многих других миссионеров убивали) и мудрой: проникать в само христианство. И вот результат: священные березы опять повырастали, к ним идут потоком люди, берёзу на Троицу вносят во все храмы, священные родники и камни почитаются... Почему? А потому, что религия наших предков вошла в саму кровь русского православия.
Финно-угорский сакрум пришлось ввести в круг православного культа. Языческие Архетипы вещь вечная, с ними бесполезно бороться...
Прокудливая береза с Унжи-реки - Унженская кереметь
Одна такая священная береза, прозванная в народе "Черной" живет на роднике "Поток" в пяти километрах от деревни Шемятино Макарьевского района Кострома кундем. Береза и источник, образующие единый комплекс посвящены Богородице. Каждый год в праздник Владимирской иконы Божьей Матери (6 июля) священник села Унжа батюшка Константин проводит здесь службу...
До сих пор в народе существует предание о его возникновении. …Когда-то в старину, давным-давно, местные меряне нашли в густом лесу у источника на древе икону Богородицы. Как она туда попала, никто не знает. Священники отнесли икону в ближайшую Ануфриевскую церковь, но на следующий день она оттуда исчезла. Обнаружили икону на старом месте в лесу. И решили тогда построить там часовню, а место стали называть «святым». Можете не сомневаться, святым это место было за долго до явления иконы и даже самого преподобного Макария. Явление иконы - часто связано с желанием окрестить тот или иной языческий объект и вести его в круг православного культа.
В далекую мерянскую старину из каждой деревни вели лесные тропы к этому месту. Шли люди сюда бесконечно, как бы потоком, (отсюда и название места «Поток») полечиться, умыться святой водой, побыть наедине с Духами. В годы Советской власти власти запрещали ходить на «Поток», комсомольцы сожгли часовню, сам источник заравнивали, закапывали землёй, но он снова обретал жизнь и живет по сей день. Он будет жить вечно как и наш народ.
Сейчас сюда по-прежнему идут люди лечиться, молиться, умыться святой водой. Часовню отстроили заново, внутри уютно, чисто и светло.. Всё здесь напоминает деревенскую избу: занавески на небольших окнах, коврики, стол, множество икон, обетные платки. Чистая и прозрачная бьет из земли живительная вода.
Ярилина долина, Голубой ключик
Считается, что из подобных обрядов и возник такой персонаж, как Снегурочка, сказка о которой была записана и издана Афанасьевым в 1869 году.
Позднее Островский пишет пьесу, еще позднее Римский-Корсаков сочиняет потрясающую оперу Снегурочка, и славянский языческий романтизм входит в моду. Вот только в изначальной версии языческих преданий романтики гораздо меньше. К примеру, Санта в прошлом далеко не добряк с подарками. Зимний демон воровал и убивал непослушных детей. И красивая история о Снегурочке на самом деле не такая романтичная и имеет весьма жестокую предысторию.
У всех сжигаемых, утопляемых и всевозможными способами умерщвляемых ритуальных кукол есть прототип – молодая девушка, не познавшая любовь, приносящая себя в священную жертву ради процветания своего племени…
«Ярилина долина» - поляна, на которой находится «Голубой ключик» - как раз в Щелыково Островского района - имении великого драматурга.
На дне пульсирует что-то похожее на сердце (сердце Снегурочки). Музейные работники упорно срубают деревья с ленточками, что повязывают влюбленные пары, но все, как один утверждают, что на поляне еще в 19 веке справляли Ярилин день. Островский действительно пишет в своем дневнике: «Сегодня Ярилин день».
Но вот было ли славянское язычество в Костромской области, если первые славянские поселенцы стали появляться здесь в X веке, когда христианство было уже принято?
Известны случаи ритуальных самоубийств, которые совершали местные чудские племена, чтобы избежать обращения в чуждую веру, навязываемую князьями.
Люди рыли землянки, ставили столб – подпорку для навеса, наверх насыпали землю и, подрубая столб, мужчины, женщины, дети, старики хоронили себя заживо.
До двух недель доносились из-под земли стоны, когда чудь «уходила под землю». Эти племена и были исконным, коренным местным населением.
Поэтому если в 19 веке в Щелыково и было славянское язычество, то, возможно, это был тот самый романтизм, что стал модным в те времена. Можно ли связывать долину и ключик со Снегурочкой – Костромой? То ли это место, где растаял этот сказочный персонаж?
Навряд ли. Ведь племя Берендеев жило вовсе не в Костромской, а в Ярославской области на Волчьей горе у Переславля Залесского. Кстати, именно под этой горой стоял идол - «Каменная баба», возможно, наследие половцев. Он странным образом исчез после войны.
Об этом нам поведал житель крайнего дома на Волчьей горе. Скорее всего, пленные немцы заложили каменную фигуру в фундамент бани, которую они строили рядом – под горой. Так вот, похоже, что драматург Островский, путешествуя именно по этим местам, услышал предания о племени «Берендеи».
Что же тогда было на полянке около Щелыково?
Почему туда идут молодые пары, чтобы повязать ленточки на деревья и умыться из ключика. Почему считается, что при этом ритуальном омовении сохраняешь молодость. Почему если подольше побыть на этом месте, можно почувствовать женскую фигурку среди деревьев? Ответ очевиден. Людей сюда приводит та самая родовая память. Боюсь, что именно эти, а не христианские, обряды заложены в нас.
Мы чувствуем эти места, чувствуем тех существ из тонкого мира, что проявляются в них, чувствуем природу. Голубой ключик – удивительно духовное и светлое место. Как же зовут ту силу, что проявляется там?
Что это, ритуальная жертва, заложный покойник, или вечное женское Божество этой земли? Думаю, если, приходя туда, мы будем обращаться к ней по имени Снегурочка, она не будет против.
Княжая Пустынь или Святая гора
К северу-востоку от Кологрива, на границе Кологривского и Межевского районов, среди бескрайней тайги, на вершине высокой горы находится Княжая пустынь, бывший мужской монастырь. Здесь удивительная по красоте природа, овеянное легендами и преданиями историческое место. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон.
Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривской земли - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы со всего костромского Заволжья. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.
Чтобы попасть в ныне брошенное село Пустынь, надо пройти 7 километров от поселка Советский. На картах к нему ведет дорога от Воймаса, но на деле это разбитая лесовозная дорога затерянная в тайге, так что проще проехать через Георгиевское и Николу.
В прошлом эти огромные глухие леса, входили в большую казенную дачу, где все рубки строго воспрещались. Сделано это было из-за святой пустыни - небольшого мужского монастыря, который основал уромский помещик Фома Данилович Цизарев.
История такова: помещик, охотясь в лесах, набрел на икону Успения висевшую на большой липе. У него были больные ноги и помолившись иконе он вдруг почувствовал облегчение. А потом и вовсе выздоровел. Это кардинально изменило его жизнь. Он стал мистиком, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы на липе. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.
Сумароковский лес
Уже 3 года выезжаю в одну из известных мне "активных" Аномальных Зон. Находится она в 30 км от города Костромы. На площади в 8 км (поля, пролески, глухой лес) "творится" весьма забавное и не объяснимое с точки зрения официальной науки. Но всё по порядку. Будет много фото, прошу не ломать. как закончу - просигналю.
пройдя по такому "лесному тунелю", попадаешь на первое Место Силы (так называются места, с явно выраженными аномальными отклонениями в поле магнитного излучения местности и т.п.)
После 5 минут отдыха на нём - выходишь, как будто накаченный энергетиком. Чувство не передаваемое. И заметил кстати - мелкие царапины и ссадины после посещения его проходят раза в 3 быстрее.
Рядом -
То же место силы, но уже с противоположным "эффектом". Находясь в этой "ямке", через 2-3 минуты наваливается ужасная слабость, при подходе к ней - обостряется чувство тревоги и начинаешь беспречинно впадать в панику...брррр вобщем. Как вспомню - так и вздрогну.
Сама Зона изобилует деревьями (в основном молодняк) с таким вот странным изгибом в росте.
А вот и сама Зона. В диаметре она примерно 3-4 км. Находясь в ней очень часто слышится звук (стальной гул) который явно не природного свойства. при этом до блежайшей трассы или населённого пункта киллометров 25-28. Звук всегда находился (по ощущениям) буквально в метрах 50-100. Перемещаясь по Зоне можно найти места (я обнаружил таких 34) где компас просто сходит с ума. Брал с собой и Теслометр и прибор для измерения внешних магнитных полей - шкалят безбожно.
А вот это ОЧЕНЬ "интересное" место. Я его назвал "Гнездо". При проходе через него ощущается будто плотность воздуха (особенно на лице) увеличивается. Магнитометр - шкалит больше чем в других местах. И (!!!) "пропадают" 45 секунд реального времени (ставил специально эксперементы с синхронизированными часами на мне, и вне "Гнезда"). Больше 14 проходок через него время "расхода" в реальном течении времени становится больше, но "выдыхаешься" физически.
В 7 км от Зоны, в лесу так же мной была обнаружена случайно заброшенная церквушка (сразу скажу, что по приборным замерам, то же не "просто стоит себе и нечего не делает").
Волохов курган
В лесах нашей области помимо курганных захоронений можно встретить странные довольно большие древние искусственные насыпи правильной формы. Размер их может достигать 140 метров по длине, 65 метров в ширине и 6 метров по высоте. Любителям сакральных объектов в качестве подобного образца могу привести так называемую Волотову гору, расположенную вблизи сел Михайловское и Введенское, что относились некогда к Костромской губернии (сейчас Ивановская область) известную всем по металлической табличке, рогатой березе, местным легендам и странному воздействию на человека.
Являются ли эти большие курганы захоронениями, или сакральными объектами – не известно. Местные жители склоняются к первому, правда, учитывая размер насыпей, утверждают, что в них похоронены богатыри - Волоты. Современные мифотворцы видят в них объекты культового назначения древних славян. Причем хорошо так видят, поскольку на той же самой Волотовой горе уже освоились родноверы.
Соответствующее расследование по данным объектам провел легендарный буйский краевед Павел Михайлович Друлис (1881-1959), он говорил, что эту территорию некогда населяло племя меря. В Буе нам посчастливилось держать в руках оригиналы рукописей этого человека, поэтому вдохновленные энергетикой исписанных тетрадных листов, мы отправились в путь по следам великого краеведа и решили для начала попытаться найти Девичью горку у деревни Тимошкино, что имеет 70 метров в длину, 35 в шину и три метра в высоту. Она известна тем, что в давние времена была местом ритуальных плясок - молодежь ходила на этот курган водить хороводы и завивать венки.
В экспедиции приняли участие я, Клара и биолог – охотовед дядя Саша. Попав под грозу и благополучно застряв два раза в дорожной глине, мы оставили Шкоду и пошли к деревне пешком. Прочесали местность слева от села – к сожалению, без результата. Тогда мы решили пройти через деревню и обследовать поля справа от нее. Тимошкино представляет из себя плачевное зрелище - все дома, кроме одного разрушены. Правда, посреди умершей деревни растет очень впечатляющая столетняя береза. Увидев, что к оставшемуся дому подходит мужчина в синем спортивном костюме, похожем на те, что были модны в СССР, мы решили справиться у него за Девичью горку. Но подойдя ближе, увидели, что дом на замке, а рядом ни души, хотя ощущалось явное присутствие кого-то рядом.
Эти заброшенные деревни сильно будоражат воображение – поэтому их и любят многие путешественники. Клара немного испугалась «призрака» и стала возливать на землю пиво, которое мы прихватили специально для задабривания духов. Решив, что приведение уже в должной мере опохмелилось, Клара снова посеменила позади нас. Мы перешли на другую сторону деревни и стали обозревать вспаханные поля. Факт, что земля используется, очень обрадовал дядю Сашу, и он стал рассуждать о приусадебном хозяйстве и о том, сколько нужно земли, чтобы прокормиться и не зависеть от системы. Но кургана не было и с этой стороны деревни, и дядя Саша решил, что его сравняли с землей в советское время, ведь три метра высоты – не проблема для бульдозера.
Мы не разочаровались и отправились по следам Друлиса в деревню Вантино, тоже естественно Буйского района. Там у реки Корёги по данным великого краеведа должны находиться курганы «Ребро» и Волохов курган. Я объявил своим спутникам, что на этот раз я прихвачу из машины свою счастливую шляпу.
Вантино, что находится на возвышенности в междуречье Костромки и Корёги, почти не жилое. Но деревня Княгинино, что расположена перед ней, представляет из себя практически коттеджный поселок. К нам на встречу вышел местный житель Николай Федорович Шишанов. в такой же шляпе, как у меня. Он раньше жил в Костроме, но попал в аварию с большими последствиями для здоровья. И вот как-то во сне к нему пришел отец и сказал, что если он хочет восстановиться – должен ехать жить в деревню. Так Николай и поступил, и теперь здоров. Он показал нам на торчащий вдали курган «Ребро» и рассказал интересную вещь. Оказывается его предки, как и все жители этих мест, лечились в Корёге. Если человек заболевал, он попросту заходил в реку, и она забирала все его болезни!
Дойдя до конца Княгинино, мы стали подниматься вверх на огромный холм между реками Костромкой и Корёгой. Минут тридцать мои постоянные спутники любовались с холма окружающими красотами и делали селфи на фоне долины. Потом Клара накинулась на землянику и мне объявили, что это и есть ребро и дальше они не пойдут. Но счастливая шляпа чесалась на голове, и я пошел вперед. Пройдя деревню, оглянулся - спутники семенили за мной и что-то обсуждали. И вот я увидел ребро. Это был естественный холм – очень острый и высокий, торчащий из земли наподобие ребра.
Интересное зрелище, но могу вас уверить – это природный ландшафт, и ни какой энергетики. Но тут позади раздался голос Саши: «Посмотрите – вон курган!» Он показывал на поля, что лежали за Корёгой. Там по направлению к деревне Княгинино возвышался треугольник земли, покрытый лесом. Он напоминал популярную в народе «Волотову гору» у села Михайловское, но верх этого кургана был острый, как у пирамиды!
На нашем пути причудливо извивалась Корёга, а позади нас сгущались тучи, в надежде снова порадовать нас второй грозой. Мы скатились с «Ребра» и нашли самое узкое место речки Корёги. Поскольку наша одежда все равно промокла насквозь, я скинул ботинки и прыгнул в теплую речушку прямо в брюках. Это было и противно и приятно одновременно. Я перетащил вещи, а потом визжащую Клару. Саша перешел реку прямо в одежде. До кургана было метров восемьсот. Чем ближе мы приближались, к насыпи, тем виднее была его странная геометрическая форма. Метрах в двадцати возникли те самые ощущения – покалывания и волнение в мышцах. И тут хлынул невероятный ливень.
Мы взобрались на курган и пошли по узкому гребню да конца. Холм порос осиной, иргой и березой. Посредине этого сооружения торчал пучок из пяти берез – удивительное зрелище. Если смотреть видео – слышен знакомый треск, который обычно сопровождает съемки на местах силы. Мы прошли по ребру и увидели, что терраса со стороны деревни Княгинино более пологая, значит, с этой стороны Волохов холм выглядит не так необычно. Мы восславили предков, но ливень продолжал хлестать и тут Клара воскликнула: «Я хочу, чтобы дождь прекратился!» И он прекратился. Причем сразу. Совпадения сводят людей с ума. Всю обратную дорогу Клара рассуждала о том, что она повелительница бури. Ну что же, цель достигнута. Остается разгадать тайну Волотовых гор Костромской земли. Что же мы знаем?
Места эти богаты археологией. Здесь и неолит, и раннее железо, и меря, и средневековье. Когда-то тут проводил раскопки сам Леонтьев. Но никто не может дать ответ, что это за грунтовые сооружения, излучающие энергетику?! Итак, давайте подумаем, с чем же мы имеем дело? Капища? Нет – верх пирамиды представляет из себя слишком узкую площадку, на которой затруднительно проводить обряд даже для десяти человек. Похоронные курганы славян – переселенцев? Слишком большой размер и к тому же - вытянутая форма.
Аннушкин борок
МЕСТО СИЛЫ АННУШКИН БОРОК
Давай, Аннушка, давай,
Воюй, Аннушка, воюй,
Вставай, Аннушка, вставай,
Колдуй, Аннушка, колдуй!
1.
В книжке К. Завойко «В костромских лесах на Ветлуге реке» 1917 года издания, что нам посчастливилось найти в библиотеке им. Крупской, говориться следующее:
«Аннушка Татарка обладала сказочной силой! Такой силой, что воду могла из камня выжать! Кроме того она была могучей колдуньей и ни какая пуля ее не брала. «Я бессмертная!»- говорила она, смеясь. Собрала Аннушка войско и много зла сделала по Ветлуге, много деревень разорила. Триста лет после нее Ветлуга оправиться не могла. Нужны были колдунье воды, реки и их течения, а селения она жгла нещадно.
В то время был на Унже Макарьевский монастырь. И Аннушка хотела завладеть его богатствами. Узнав про это, преподобный Макарий со своим войском выступил ей навстречу. Произошла между ними битва, и сила Татарки одолела! Стал отступать преподобный Макарий, а Татарка гналась за ним и страшно кричала: «Я убью тебя, Макарко!!!». Наколдовал Макарий болото у нее на пути, но Аннушка велела привязать себе и своему войску к ногам бревна и на них, как на лыжах перешла через болото. И тут преподобный призвал всю свою силу и напустил на Аннушку и ее воинство слепоту. И стали они блуждать. Долго Аннушка блуждала по лесу и, наконец, умерла.
Нашли Татарку и уже мертвою зарыли на самой дороге, а когда хоронили, в могилу все харкали и плевали. И сделали окрестные жители заповедь между собой, кто бы не шел мимо того места, должен палку, или сучек бросить на могилу: «Вот тебе, Аннушка, свечка».
Даже детям велели: «А ну ребятишки, ломи сучек, да кидай на Татарку». Поэтому вокруг могилы все ободрано, да обломано было. Могила эта находится в четырех верстах от Макарьева на левом берегу реки Унжи в урочище «Аннушкин борок».
На могиле той всегда куча хвороста нарастает. Вблизи могилы три десятка ям как бы от обвалившихся захоронений. Но не все из местных жителей с презреньем относились к могиле Аннушки, многие говорили: «Что бросают сучки… так то подаяние ей делают… память ей делают. Не крещеная она была, свечки тут нету, вот и бросают сучки на могилу – надо Татарке свечку поставить. Костер зажгут, вроде как бы за место свечки».
2.
Нас очень заинтересовала эта красивая история. Шутка ли - легендарная колдунья, древняя непрерывная традиция, место силы, вызов самому Макарию Унженскому! Мы уже посещали место силы «потоки» (рядом с Макарьевым) с чистыми родниками и черной березой, почитание которой сохранилось до наших дней. И вот еще один подарок с Макарьевской земли! Правда, смущало несколько моментов.
Макариев-Унженский монастырь основан в 1439-м году. Сам преподобный Макарий Унженский жил до 1444 года. Но известные набеги татар и марийцев на г. Унжу и монастырь происходили позже этого отрезка времени.
Известно, что было два похода в 1467-1469 гг. один на Галич (Галивон) при хане Ибрагиме, второй поход (в ответ на московское наступление) - в двух направлениях. Одно из них тоже на Галич - есть упоминание, что татары дошли до реки Юг. Марийцы совершили набег на Унжу в 1522 году.
Летописец Макариев - Унженского монастыря упоминает «приход казанцев» то же в 1522 году. Известно, что татары и черемисы зачастую действовали сообща.
Но, как я уже упомянул, все эти события происходили позже! Тогда о каком сражении говориться в этой легенде?! Работник Макарьевского краеведческого музея Вера Валерьевна Исаченко утверждает, что монастырь в деревянном исполнении был отстроен после смерти Макария, что тоже противоречит легенде, в которой говориться, что Аннушка шла на монастырь и билась именно с преподобным. Когда мы отметили данный факт, Вера Валерьевна предположила, что в битве участвовал призрак Макария Унженского…
Ведьмин стул
ВЕДЬМИН СТУЛ. ОФИС ЛЕСНОГО БОГА.
Встретишь ли ты путника, или человека любого, что попросит у тебя помощи, не отказывай. Ведь может это не путник и не человек любой. Может это Он тебя проверяет. И тебе решать, получишь ты благодать за помощь, или наказание за равнодушие свое.
Береги свою жизнь добрыми делами.
Я молился в кремети
Чтобы Боги черной ночи
Были милостивы очень,
Чтобы нас не обижали.
Говорила бабка меря,
Бога чти, но в черта веруй,
Отвлечется старый Юмалл,
Черт обиды не оставит.
А потом уж будет поздно
Вновь выпрашивать прощенья,
Нести камню угощенья,
Пред иконой свечку ставить.
Я молился в роще темной,
Слева камень, справа камень,
И бежал ручей холодный,
В бесконечность утекая.
Современные названия поклонным камням дают краеведы и исследователи – студенты, преподаватели вузов, или просто геокешеры. Поэтому в интернете можно встретить такие названия, как камень - утюг (Вологодская область), Ревяка (Ивановская область) и прочие интересные названия объектов, на которых мы, конечно, тоже успели побывать. Как назывались эти священные места в древности, никто не знает.
Ведьмин стул
Да и от языка, на котором говорили племена, населявшие северные (в том числе Костромскую) области России, остались одни географические названия – Покша (река в Костромской области), Кинешма (город в Ивановской области), Нея (река в Костромской области и районный центр), Вохма (река и районный центр), Нерехта (районный центр. Ранее предположительно назывался Мерехта от названия народа Меря), Няндома (Архангельская область) и так далее…
Поклонный камень у деревни Антоновское Красносельского района Костромской области, назвали Башмак, а еще Медведь, мол, похож он и на то, и на другое. Хотя подобные камни на севере России обычно называют «Ведьмин стул», и говорят, что по ночам на них сидят ведьмы и колдуны, набираясь колдовской силы. Ведь эти мегалиты отличаются тем, что имеют горизонтальную площадку для сидения, и форму стула. А на нашем«стуле», к тому же, местные жители видели старичка, который превращался в медведя.
Но если учесть, что языческие народы севера России были склонны к красивостям (Кинешма – глубокая темная вода, Нея – извилистая река, Няндома – щедрая земля…), этот объект мог вполне называться, ну скажем, «Трон лесного Бога».
В свободное от работы время колхозник Петр Климов любил ходить по грибы, благо в километре от его деревни Антоновское располагался вполне приемлемый для этих целей лес, к которому странная Марфа, жившая на окраине, протоптала тропу. Эта пожилая женщина почти каждый день ходила через колхозное поле, но, как поговаривали местные, таскалась она в лес не по грибы, и даже не в деревню Сторжево, что была за лесом, а к таинственному большому камню, что лежал в лесу за ручьем. Кто-то даже называл ее колдуньей. Камень тот был известен по двум причинам.
Все знали, что в старину люди отмечали у него Ильин день – местный престольный праздник. Нарядные они веселились, играли и вкусно кушали. А еще все знали, что два пьянчуги из соседней деревни когда-то искали под ним клад. Эти алчные люди смогли пропихнуть под камень две слеги и выкопать под ним большую яму. Они бы копали еще глубже, но слеги треснули, и камень упал на дно, придавив ногу главному затевале. Ногу откопали, но горе-кладоискатель так и остался хромым.
После этих событий камень занял то же положение, но только на дне ямы. Но вернемся к Петру. Улучив свободный часик в нелегкую осеннюю страду, наш грибник, вооружившись старой корзиной, отправился в лес. Дорога его и впрямь шла мимо того самого большого камня. Уже подходя к лесу, вспомнил он, что забыл папиросы. «Да ладно, грибы и лес важнее курева, не возвращаться же» - подумал Петр и перешел овраг.
И тут, что за наваждение - Петр учуял ароматный запах махорки! Как же захотелось ему покурить в этот момент! «Но откуда этот запах, галлюцинация, или впрямь рядом кто-то курит?!» И вышел наш грибник на камень. И что же он видит?!
Сидит на каменном стуле удивительный старичок – одежка ветхая, борода длинная седая, и курит «козью ножку». «Дай закурить, дедушка» - попросил Петр. Старичок полез в карман и вдруг… исчез! Остался только аромат махорки. «Вот же почудилось!» - колхозник постоял немного, и уже хотел возвращаться домой, но решил все же поискать грибов.
Правда от увиденного внимание его было рассеянным и набрал он немного. Идти ли назад той же тропой - «Будь она неладна – Марфина тропа!», или нет?
Но решил проверить себя мужчина – «Что я – трус, какой что ли?!» И пошел.
А на камне! На стуле каменном медведь сидит, и шерсть сединой отливает! Выронил корзину Петр и побежал сам не свой от страха! Вот такие грибы.
ЧЁРТОВА КЛАДЕЗЬ
Эта маленькая деревушка в Костромской области носит название Чертова Кладезь. Документы гласят, что сто лет назад здесь прокатилась волна массовых и, что самое главное, немотивированных самоубийств. После чего люди потихоньку начали покидать свою малую родину.
Пожар после грозы
Вскоре Чертова Кладезь вновь удивила жителей своими странностями. Лето 1932 года выдалось очень жарким. В поле сгорел весь урожай. Сельчане решили действовать. В одну из темных ночей они собрались на погосте с молитвенниками и крестами в руках и до рассвета молились, окропляя святой водой могилы усопших.
К утру случилось чудо: небо заволокло темными тучами и пошел дождь. Сначала мелкий, потом все сильнее и сильнее, пока наконец не обрушился ливень. Бушующие потоки холодной воды мешались с градом. Только под вечер это неистовство природы понемногу успокоилось.
И тут произошло самое невероятное: три дома, расположенные в разных концах деревушки, вспыхнули почти одновременно. Их промокшие крыши и стены полыхали, будто это была сухая солома.
Причину возникновения столь страшного пожара так и не удалось выяснить.
«Привет» от пришельцев...
В 1988 году, когда в средствах массовой информации стали появляться первые материалы о паранормальных явлениях, Чертова Кладезь вновь привлекла к себе внимание.
«Как-то я вместе с сыновьями отправилась на покос, - рассказывает изданию «Отражение» 78-летняя Алефтина Богожкинова. - Во время работы меня вдруг неожиданно охватила волна тошноты, закружилась голова, заныл желудок. Я присела отдохнуть, а за спиной голос слышу. Кричит старший Вася: „Мама, мама, смотри, в небе инопланетяне!"
Смотрю вверх. По небу медленно передвигается сигарообразный объект, вокруг него волны - красная и синяя. От ужаса у меня в горле сперло. Тем временем НЛО перелетел определенное расстояние и буквально рухнул в поле. Мы подумали - авария. Дети рванули бежать туда, но „сигара" взлетела снова. Покружившись с минуту над местом своего „падения", она развернулась и так же тихо улетела прочь, скрывшись от нас на горизонте. Подталкиваемые любопытством, мы подошли туда, где сидел НЛО. Вокруг все выгорело - в прямоугольной форме размером 2 на 3 метра лежали выгоревшие стебли травы».'"
...И другие чудеса
Охотник Тихон Зайцев рассказывает, что в близлежащих березовых рощах водятся стаи странных пуленепробиваемых волков. «Однажды утром я вышел в сени и обомлел: на крыльце моего жилища, мирно посапывая, спали... два волка, - вспоминает Зайцев. - Я вынес ружье и из обоих стволов пальнул по зверям тридцатиграммовым свинцовым зарядом. Картечь ударила в оба тела, и, вскочив, волки убежали сквозь распахнутые ворота.
Но бежали они так, будто не чувствовали боли: потихоньку, переваливаясь с одного бока на другой, оглядываясь злобными глазами назад. Я посмотрел на место, на котором спали волки, и... не нашел ни единой капельки крови. Через семь дней после этого ужасного эпизода с волками у нас обокрали курятник. Тридцать наседок и четыре петуха исчезли бет следа: ни пуха, ни перьев, ни крови. Дверь сарая была плотно закрыта на амбарный замок, окна зарешечены. Сосед после рассказывал, что в тот вечер видел на моем огороде двух огромных волков. Но я так и не взял в толк, как они смогли пробраться в курятник».
А вот что рассказывает известный американский ученый и путешественник Джордж Табакерки: «Я вместе со своими коллегами приехал в Чертову Кладезь, чтобы лично убедиться в местных странностях. Сразу же при въезде в деревню я почувствовал, что у меня кружится голова, поднимается давление.
Ночью, когда мы поужинали и легли в машинах спать, меня буквально окатила волна мистического ужаса, по-видимому, беспричинного, так как вокруг все было тихо и спокойно. Мои друзья тоже взволновались. Мы встали, вышли из машины, сели около затухающего костра. Где-то совсем рядом, на окраине березовой рощи, завыл волк и показалась резкая вспышка света. Я залез в автомобиль, достал видеокамеру, направил объектив в сторону леса и успел зафиксировать еще три вспышки.
Утром, с восходом солнца, мы зашли в рощу, намереваясь найти там какие-нибудь следы и доказательства произошедшего ночью. И нашли. Пять деревьев стояли обожженные с одной стороны».
Лозоходцы говорят, что биорамки в Чертовой Кладези вращаются с бешеной силой, а парапсихологи утверждают, что деревня расположена в зоне отрицательной энергии, идущей из-под земли. Отсюда и чудеса...
Святой источник Двенадцать ключей
МЕСТО СИЛЫ 12 КЛЮЧЕЙ. ХРАМ БОГИНИ ВОД.
Реки, что текут из рук твоих, Утоляют нашу жажду…
Блуждающие огни, тайна бездонного разлома, священные воды Йомалы…
Об удивительных местах, в которых находится деревня Большие Рымы, мне неоднократно рассказывал мой друг из Макарьева Николай Колесов. Место сие славится целым набором чудес и легенд.
Оказались мы там в канун праздника Крещение, совершенной случайно очутившись в доме, как позже выяснилось, тети Николая Петровича. Надежда Николаевна добрейшая женщина поведала нам об удивительной силе источников, и мы вдохновленные отправились на место силы.
До сумерек оставалось пара часов. Приближаясь к лесу, мы стали понимать, что здорово «влипли». Снег становился все глубже, и колеса нашей «Шкоды» начинали вязнуть. Мы поняли, что стоит сбавить обороты, и мы уже не выберемся - места для разворота не было. Проехав некоторое расстояние, мы «благополучно» увязли в снегу. Стало не весело.
Не успела Клара отправилась за помощью, как на дорогу выехал огромный грязный «Кировец»! Это местные власти в канун Крещения решили почистить дорогу на ключи. О, чудо! Нас вытолкали, и мужики с «Кировца» сказали, чтобы теперь мы ехали за ними, и мы сделали эту глупость. Ведь даже Кировцу не под силу за один раз расчистить дорогу в непролазных чудских снегах.
Махина скрылась в лесу, а мы остановились перед очередной снежной преградой. Дальше бесполезно. Стали расчищать площадку для разворота. Над лесом сгустились сумерки. Мужиков на Кировце не было часа два. И вот вдали раздался знакомый гул сделанного в СССР мотора. Снова благодаря замечательным мужикам мы смогли развернуться и поехали назад в Рымы. Решенье было такое, чтобы ночью нас не съел шатун, найти в ближайшем населенном пункте гостиницу, переночевать, а наутро вернуться к источникам. И вот еще одно приятное крещенское чудо! Надежда Николаевна сказала, что прямо здесь в Рымах открылась турбаза. Снова удача!
Хозяйка базы «Отдых в деревне» - очаровательная Ирина, узнав, что мы краеведы, накормила нас до чувства полного насыщения и почти ничего не взяла за пансион. Попев языческих песен (нашлась советская гитара с отличным звучанием, настроенная музыкантами из Лесоповала – недавними гостями Ирины) мы уснули.
Утром, счастливые мы отправились в путь. Проходя мимо первого дома, заметили Надежду Николаевну, которая молилась на восток. Таинственным голосом она рассказала о бездонном отверстии в полом кургане, странных пятнах, вымываемых оттуда, блуждающих огоньках и прочей Рымской мистике.
Камни в поселке Островское
Что за духовный порыв испытывал монах, украсивший огромные каменные плиты святилища ликами новой веры, не ведомо. Но ясно, что порыв был сильный, ибо создать такое не каждому по плечу. Хотел ли он через это себя увековечить, мы тоже не знаем, но у инока сие явно получилось, хоть нам, увы, и неизвестно его имя.
Очевидно, что огромные камни лежали некогда в одном месте, но их постоянно перетаскивали. В результате мы имеем один камень в овраге, один на склоне и группу камней во дворе частного дома.
Где находится, как добраться:
Если въехать в Островское по аллее и повернуть налево, а затем у разрушенной башни еще раз налево через мостик в частный сектор, то по левую руку во дворе одного из домов можно увидеть большие гранитные глыбы.
С позиции зрелищности эта группа камней наиболее привлекательна. Две гранитные глыбы длиной около двух метров и высотой около метра. На одном выбита Богородица в полный рост, держащая в руках веточку. На второй Иисус и цитаты из христианских писаний. К ним прислонена небольшая плоская плита с ликом Иисуса Христа.
***
Привожу разговор с хозяином камней, чье имя мы не называем:
-Можно еще раз про язычников, которые приезжают?
-Они не очень-то рассказывают про себя.
-А кто вообще приезжает смотреть?
-Из Ростова на Дону, из Питера, из Москвы... Ученый один приезжал - диссертацию по язычникам писал. Камер наставил! Как он объяснил, тут они еще до христианства поклонялись таким валунам и у них были какие-то Боги. Не знаю, какие там…
Вот они ездили на Синь-камень в Переславле Залесском, оттуда потом сюда приехали. Ну, вот это камень 19 века (показывает на ромбовидную плоскую плиту с изображением Иисуса). Его отец нашел в восьмидесятом году. Деревню перепахали, он ЗиЛ 130 нанял и перевез.
А вот эти камни семнадцатого века.
-Они лежали группой?
-Я не знаю, как они лежали, это было в 1888-м году, их оттуда взяли и сюда перекатили по бревнам. Это в позапрошлом веке было. Катил мой пра-пра-прадед.
-То есть с Займища перекатили сюда?
-Да… лошадьми. Отец застал еще тех людей, которые, когда были детьми, видели, как их катили. Здесь во дворе 29—го дома стояла каменная церквушка, к ней и перетащили камни. Ее в первую мировую…
Святой Бочаг
СВЯТОЙ БОЧАГ. ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛИ.
Режу, режу - крови нету,
еду, еду – следу нету,
как с гуся вода, так с раба божьего
хворь и маета.
(заговор на воду)
Впервые о Бочагах (озерах, где можно чудесным образом исцелиться) я услышал в 1985 году, когда мы переехали в Кострому из Архангельской области. И вот спустя много лет, мы решили посетить известное место. Поехали я, Андрей Мазуров и Клара. Найти Бочаги довольно просто.
Проезжаешь Красное на Волге (ювелирную столицу Костромской области), затем по трассе до поворота на Захарово и по бетонке до указанной деревни.
В центре деревни перекресток - поворачиваешь налево, потом через поле по дуге (справа будет деревня Малиновая) в дальний угол леса. Оттуда через лес идет дорога, которая и выведет вас к Святому Бочагу. Пройти его невозможно, потому что на подходе лес справа редеет и виден утоптанный спуск, а потом мостик через ручей.
Данный сакральный комплекс представляет собой два озерца, ледниковый валун, навес, столик и дерево с развешанной на нем одеждой. Да, еще табличка о том, что 22 августа 2005 года сей источник освятил иерей Георгий из г. Костромы.
В первое посещение он произвел на нас довольно противоречивое впечатление. Вода в живом озерце мутная, то ли от цветения, то ли от содержащихся в ней веществ. Да еще эта истлевшая одежда – люди после омовения в озерах вешают ее на дереве, чтобы место забрало все болезни. Но когда с Кларой произошло несчастье, мы вспомнили о целительной силе места. Вот что случилось.
Озерцо с живой водой.
Как-то утром она проснулась оглохшей на одно ухо – сложный случай нейросенсорной глухоты. Проще говоря, не от чего. Врачи сказали, что такое лечится в редких случаях. В общем, берегите нервы, дамы и господа.
Она лежала в больнице неделю, никакой динамики, ни каких улучшений. В выходной я ее выкрал из больницы и повез на это место силы. Там мы провели обряд с закапыванием зеркала и всеми необходимыми вещами, искупались сначала в озерце с мертвой водой (том, где камень), потом в мутном озере с живой водой, повесели на дерево одежду. На следующее утро Клара услышала. Врачи ликовали и писали красноречивые цитаты в историю болезни. На момент написания ухо слышит процентов на семьдесят, проблема с фоном и высокими частотами.
Вот еще известный случай исцеления на этом месте – у Сергея Торопова, организатора костромского ратноборческого клуба Буян сильно заболели ноги, а в его деле здоровые конечности очень важны, ибо часто приходится бегать и махать древним оружием. Он рассказывал, что когда опустил ноги в воду, то почувствовал, как болезнь сама уходит постепенно и неминуемо. Сейчас Сергей здоров.
Вода в бочаге имеет странный цвет. Явные примеси каких-то минералов. В центре озерца самое сильное место. Причем нужно именно купаться, когда просто омоешься, эффект не тот. Природа водоёмчика не ясна, но после купания ощущаешь, как что-то проникает в тебя и наполняет все твое тело.
За свою жизнь я нырял и в прорубь и в купели… здесь другое, совершенно другие ощущения. Те, кто молод, здоров и силен, не понимают, насколько важно для человека быть здоровым и хорошо себя чувствовать. Ничто не угнетает так, как продолжительная болезнь, рождающая чувство безысходности и обреченности.
И все больше людей страдает от недугов. Судите сами. Все существа на Земле имеют контакт со средой обитания. И только человек лишил себя этого. Порою кажется, что город высосал из вас все соки.
Придя в лес, прислонитесь к дереву. Снимите обувь и постойте босыми ногами на земле. Прикоснитесь к ней руками. Скажите Матери Земле слова благодарности.
И почувствуете новые силы для жизни.
Но вернемся к Бочагам. Кто-то приходит сюда исцелиться, кто-то провести праздничную православную службу, а кого-то тянут легенды и тайны.
Вот, что рассказывают местные жители про это место:
Под валуном, что в озерце с мертвой водой, по преданию, зарыт клад. Рассказывают, что много лет назад сокровища хотел добыть местный тракторист. Пригнал он трактор, зацепил камень и поволок. А потом услышал позади жуткий вой. Поворачивается, а там стадо разъяренных огненно-красных быков. Не до богатств ему стало, когда он улепетывал со всех ног.
Озерцо с мертвой водой. Сакральный камень
Однажды, то же самое хотели проделать местные мужики. Только стали камень двигать, видят вдали марево от пожара! Ужас! Малиновая горит! Прибежали назад, глядь, никакого пожара, только месяц висит над полем, да посмеивается над неудачливыми кладоискателями.
Местные говорят, что здесь стояла церковь, которая ушла под землю. Опыт говорит, что не церковь здесь стояла. Ведь даже древним было понятно, что в болоте она и дня не простоит.
Было здесь древнее языческое мольбище, камень, вода, обладающая целительными свойствами, ручей, через который нужно перейти, предварительно сняв с себя оружие… все говорит об этом. И самое главное – память места. Пусть не понимание, но память.
Где находится, как добраться:
Село Захарово Красносельского района Костромской области.
Поселок Захарово - У автобусной остановки в Захарово находится сельмаг, у него начинается дорога в сторону деревни Малиновая.
Далее нужно идти по грунтовке между полями до леса, мимо Малинового.
В лесу грунтовка переходит в утоптанную тропу.
Место по тропе пройти невозможно, тропа пересекает ручей, за которым и находятся Бочаги и камень.
Сусанинский следовик
В окрестностях села Андреевское, на реке Андоба лежит камень-следовик.
Это гранитный валун размером 2,5 х 1,5 метра с множественными естественными и искусственными углублениями в виде следов животных (рысь, кабан, лось), ступни ребенка и чашками.
СУСАНИНСКИЙ СЛЕДОВИК.
Тот, кого встретишь на перекрестке,
Оставил на камне след.
От села Андреевское Сусанинского района Костромской области дойти (или проехать, если Вы на тракторе) до деревни Быстрово, потом через поле в лес. По лесной дороге до развилки – забираете левее и еще метров двести прямо в сторону реки Андобы. Там направо отходит дорога, а еще правее траншея – преграда для лесного пожара. По ней метров сто. Слева начнется молодой березняк, переходящий в ельник.
Там неподалеку в ельнике и лежит Сусанинский следовик. Рядом метрах в двадцати еще есть камни в виде плит, но они пустые.
А вот следовик многие мечтают найти. Говорят, даже один староверский священник – не пойму, зачем староверу камень, не иначе решил стать отшельником и «втыкать» в мегалит длинными отшельническими вечерами.
А все почему?!
Да просто камень тот шикарен!
Многие верующие «загоняются» на валуны с отпечатком человеческой ноги, считая, что это Богородица ступила, ставят на них часовни, обрисовывают след краской.
А тут на твердой породе - лапка, отпечаток копытца, след ребенка, след ноги покрупнее (как будто Великий лесной бог-оборотень, хозяин перекрестков оставил следы всех своих ипостасей в твердой гранитной глыбе).
На камне есть еще пара своеобразных углублений, ложбинка (если пускать по ней воду, она становится целебной) и площадка для свечей.
Ну, площадку с ложбинкой можно вырубить, ведь выбили же местные мужики надпись: «Здесь был…».
Но как получились углубления в виде следов?!
Сакральный валун действительно намолен, если взобраться на него чувствуешь покалывание во всем теле. А рядом с ним наоборот - спокойствие и гармонию.
Под овальным мегалитом небольшая яма – неужели снова безумные кладоискатели?
Скорее всего, ведь объект был весьма почитаем и посещаем. Религиозные женщины ходили поклониться, сделать подношения (хлебушек, яичко).
Народная вера – ну разве это не удивительно?! Разве не трогательно?! Можно ли осуждать такую тонкую, интимную веру в мир чудес?
Современный городской житель не знает, каково было женщине на селе?! Скотина, все хозяйство, дети... А сколько мужиков пьющих – им-то что! Сколько любят побуянить, покачать права.
Горячий камень
КАМЕНЬ, НА КОТОРОМ ТАЕТ СНЕГ.
Если они умолкнут, то камни возопиют.
(Лк. 19, 29-40)
«Да это вкус крови!» - воскликнул один из моих спутников…
Когда встаешь на красный камень с косым крестом, схематичным изображением шамана в лодке и множеством насечек, сперва испытываешь тепло в ногах, потом странный привкус вяжет рот, как будто ты откусил ядреной хурмы, после появляется головокружение и легкая тошнота. Эти ощущения остаются с человеком несколько часов.
Поскольку необъяснимое чудо лежит во дворе церкви, нам не удавалось покамлать у него вплоть до 21 февраля 2015-го. В этот день мы приехали на объект группой в девять человек. Вокруг никого не было. Я взял бубен, и через несколько минут мне и Олегу пришло видение…
Но сначала небольшой экскурс в историю обретения странного объекта.
Перенесемся в Солигаличский район Костромской области. Когда-то этот чудской край был населен таинственными племенами финно-угорской группы. Местная жительница, у которой мы расспрашивали про горячий камень, поведала нам, мол, их бабушки рассказывали, что здесь жили люди, говорившие на нерусском языке.
Итак, стояло в деревне Коровново Солигаличского района Костромской области две церкви – покровская (каменная), да Преображенская (деревянная), что построена в 1767 г. иждивением прихожан.. .
Деревянный храм, пришел в ветхое состоянии и вскоре совсем развалился. Что делать, территорию расчистили, обнесли забором, поставили кресс памяти преподобного Александра Вочского. В царских и Патриарших грамотах XVII века этот подвижник упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых».
Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением преподобного в полный рост. Церковное почитание Александра Вочского, как месточтимого святого прекратилось в 1930-х гг. (причины понятны), однако местное население продолжало чтить его память.
Именно этим человеком у впадения реки Вексы в реку Вочу (финно-угорские названия) основан Преображенский Александровский монастырь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а храмы села Коровново Солигаличского уезда обращены в приходские.
Горячий камень
И вот после утраты деревянной церкви, стали замечать люди, что на месте, где стоял храм каждую зиму образовывается проталина. Глядь, а там лежит красный камень, от которого и тает снег. Решили батюшки, что под камнем этим находятся мощи преподобного. Ходят слухи, что копали, да не нашли. Но слухи эти церковь опровергает, мол, раскопов никаких не было.
Были мы у камня несколько раз. Зимой видели удивительную проталину. Летом стояли на нем. Вот тогда-то и стали замечать те странные ощущения. Но до февраля 15-го мы не могли допустить, что камень, возможно, связан с кровавыми событиями. Виселицы, пожары, паника и убийства – вот что привиделось нам в тот день. Что это? Геноцид местных племен, или просто видения?!
Камень-слезник
В ПОИСКАХ СЛЕЗНИКА.
Тишина сдавила мне душу,
Остановилось время,
В чашечке на вершине
Блестели Велеса слезы…
Деревня Дурасово Красносельского района, что в тридцати километрах от Костромы достаточно известна благодаря городищу дьяковской археологической культуры да старообрядческому приходу, которым руководит епископ отец Валентин.
Поговаривали так же, что где-то в окрестностях деревни лежит камень, который лечит глаза. До недавнего времени он пользовался большим почитанием у местных жителей.
Но потом пропал, и все попытки отыскать камень были тщетны. Кто-то говорил, что из леса его притащили к старообрядческой церкви, а потом снова перенесли куда-то подальше от православных глаз.
Отец Валентин, весьма милый и искренне верующий человек, открестился от святыни, обозначив, что русская православная старообрядческая церковь ничего общего с культом камней не имеет. (Кстати, примите это к сведению, господа «мерянские этнофутуристы», отождествляющие священные камни с христианством). Благодаря кое-каким связям в музейной и культурной среде Костромской области, мы все же обнаружили артефакт.
Оказалось, камень долгое время пребывал в костромском музее-заповеднике «Ипатьевский монастырь». Именно туда его зачем-то перевезли из Дурасова. Когда монастырь перешел РПЦ, камень вместе со всеми фондами перевезли... но куда?
Мы стали вычислять цепочку событий и оказалось, объект поклонения, оторванный от места, находится… в деревянной недействующей церкви, которая собственно сама является экспонатом музея деревянного зодчества «Костромская слобода». После передачи Ипатьевского монастыря (в чьих стенах находился музей) епархии, фонды рассовали по всему городу, поэтому простым гражданам осмотр камня (и прочих экспонатов) был не доступен.
Нам разрешили взглянуть на него. Слезник представляет собой неровный куб. На его поверхности находятся несколько круглых углублений правильной формы, где и скапливалась целебная вода. Имеется намек на петроглиф, но очень стершийся, напоминающий «крест в круге». Причем, настолько тусклый, что, к сожалению, не виден на фото.
Слезник
Информация из паспорта музейного предмета:
«Камень-слезник. Камень. XIX (?). Высота - 39, ширина - 48, длинна – 47 см.
Камень слезник из села Дурасово Костромского уезда. Камень неправильной формы с выемками, серо-коричневого цвета. По народным поверьям, водой, собиравшейся в углублениях камня, лечили глаза.
Углубление в камне
Сохранность: загрязнен, пятна, внизу - скол». камень-слезник
Смешная надпись - XIX - тем не менее говорит о том, что к камню ходили еще в 19 веке. Имеет ли отношение данный объект к Дурасовскому дьяковскому городищу?
Действительно ли он лечил глаза? Обладал ли он энергетикой? Об этом мы уже не узнаем.
Но одно ясно: если не ставить крест на языческой культуре славянских и финно-угорских русских племен, то по крупицам можно собрать адекватное представление о духовном наследии предков. Единственное пожелание тем, кто вопреки всему занимается этим - оставить частицу тайны. Кто знает, если бы камень лежал не в музее, а на своем месте в лесу, может, в нем было бы больше смысла? Может, он действительно помог бы незрячим прозреть?
Родник освящен в честь святых угодников Божиих, безсребреников Космы и Дамиана Асийских. Святой источник расположен посередине между селом Одоевское и деревней Мундоро Шарьинского района Костромской области, примерно в километре, от них.
Место силы.
Подход к источнику обустроен, спуск оборудован лестницей, есть деревянный настил, мостки через ручей. Для отдыха установлена скамейка. Над родником установлен большой деревянный крест.
Из колодца по желобу стекает необыкновенно вкусная и целебная ключевая вода. Многие набирают воду ведрами и тут же обливаются. Святой источник обустроен силами Ивановского лесничества, ЧП Баранова А. В., Цыганкова А. П., школьниками Одоевской средней школы. Ручей от источника течет дальше по дну оврага.
Святой источник, родник «Поток»
Место силы.
Святой источник "Поток" расположен в лесу, у села Унжа, Макарьевского района, Костромской области. Не так давно источник был благоустроен. Здесь есть часовня, где можно помолиться, купальня и место где можно посидеть отдохнуть от жизненной суеты.
Предание гласит что некогда крестьяне нашли, здесь, неподалеку, икону Пресвятой Богородицы. Явленную икону они отнесли в церковь, но вскоре икона из храма исчезла и чудесным образом была обретена, опять на том же месте, где её нашли впервые. Вблизи был и обнаружен пробивающийся из земли чистый родниковый ключ.
Родник, святой источник Рождества Пресвятой Богородицы у местечка Котёло
Костромская область » Галичский район » местечко Котёло
Родник освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится у ручья Студенец, на 35-ом км трассы Галич-Буй, в 80 м южнее неё, между деревнями Поляна и Максимово, у бывшего села Котёло, которое располагалось у деревни Бородино Галичского района Костромской области. Святой источник хорошо обустроен. Здесь построена храм-часовня Рождества Пресвятой Богородицы, закрытая купальня с купелью и две обливальни.
Святой источник Богородицы известен с давних времен. Несколько веков назад, на берегу ручья Студенец, в роднике, была обретена икона Рождества Пресвятой Богородицы. Неподалеку от места явления иконы, на Котельской горке, в память чудесного обретения образа Божией Матери возвели храм и освятили его в честь Её Рождества. Чудотворную икону поставили в построенной для нее церкви. Однако не желала Пречистая оставаться в храме - однажды образ из церкви исчез.
Нашли его там, где он был обретен, в водах источника. Так и оставили икону Богородицы в том месте, где она пожелала пребывать. Местные жители обустроили на источнике колодец. Множество исцелений через родниковую воду, особенно больным детям, было даровано всевышним по предстательству Божией Матери. Исцелившиеся многие повязывали на ветви деревьев, растущих у родника, рушники, ленты, детскую одежду.
Даже в годы безбожия приходили люди к Святому источнику с надеждой на помощь Пресвятой Богородицы и по вере своей получали просимое. Благодать всегда пребывала здесь, и присутствие ее иногда было явно - случалось, что видели жители округи по ночам сияние, идущее из колодца, и столп света, уходящий в небеса.
В 1960-х гг. тропка к роднику заросла. Ухаживать за ним было уже некому: ушло поколение тех, в чьём сердце была жива вера, кто хранил благочестивые традиции предков. В забвении святое место пребывало полвека. Промыслом Божьим второе обретение святого источника произошло в мае 2012 года - в канун празднования 210-летия строительства в камне (до этого она была деревянной) церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Котеле. Как и прежде, слышит Матерь Божия молитву, идущую из сердца, и подает свою благодатную помощь.
И сейчас происходят на источнике исцеления душевные и телесные. Известно уже о нескольких случаях исцеления тяжёлых недугов: бесплодия, аллергии, болезней ног. Подаёт Богородица помощь и тем людям, которые оказались в тяжёлых жизненных обстоятельствах: потеряли работу, утратили взаимопонимание с близкими...
Ведётся летопись благодатной помощи, полученной на Святом источнике по молитвам ко Господу и Пресвятой Богородице.
Вы можете внести свою лепту в благоустройство источника Пресвятой Богородицы. Каждого, сотворившего святую милостыню, не оставит Пресвятая Богородица милостью своею.
Координаты: 58°28'41.1"N 41°48'01.1"E
Родник, святой источник Иоанна Крестителя у деревня Твердислево
Костромская область » Солигаличский район » деревня Твердислево
Родник освященный в честь пророка и Предтечи Иоанна, Крестителя Господня расположен в лесном массиве, на берегу реки Светица, в 800 м южнее деревни Твердислево Солигаличского района Костромской област. Святой источник, в окрестности города Солигалича, обустроен беседкой которую используют во время богослужений как часовню. Ежегодно, 7 июля, на Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после службы в храме, у святого источника происходит водосвятный молебен.
Местные жители считают родник, обладающим чудодейственной, оценивая каждую каплю воды, как лечебную, называя «живой» водой. Исследованная Костромским областным центром санэпиднадзора вода источника соответствует гигиеническим требованиям, токсикологическим показателям.
Источник во имя Иоанна Крестителя ждет своего благоустройства. Пока он оборудован беседкой, где можно отдохнуть и укрыться от летней жары. Почитаемый источник находится в получасе пешего пути, севернее города Солигалич.
Координаты: 59.107169 42.307721
_______________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
«Места силы Костромской области» Автор Владимир Шамов.
Сакральные объекты Костромской области.
Источник: Труфанов А.И. Родники Костомской области / А.И. Труфанов, К.А. Тулякова // Вузовская наука – региону : материалы всерос. науч.-техн. конф., 25 фев. 2011 г. Т. 1 / [отв. ред. А.А. Плеханов]. – Кострома, 2011. – С. 315-319.
Министерство экологии и природопользования Костромской области
Кудров, А.Г. Памятники природы Костромской области: формирование, экология, охрана/ А.Г. Кудров. 2000.- 128 с.
«Костромская область» в Большой Советской Энциклопедии
Официальный сайт Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Достопримечательности Костромской области
Служение Отечеству. Руководители Костромской губернии и области, 1779—2009 гг: историко-биографические очерки / отв. ред., сост. А. М. Белов; вступ. ст. А. М. Белова. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. — 296 с., XXVIII c. ISBN 978-5-7591-0983-9
Белоруков Д. Ф. Деревни, сёла и города костромского края: материалы для истории. — Кострома: Костромской общественный фонд культуры. ISBN 5-89362-016-X
Главный новостной портал Костромы
Официальный портал государственных органов Костромской области
Дипломная работа Автор: кандидат биологических наук, член РГО Анциферов А.Л.
Фотографии: Анциферов А.Л., Ефимова А.А., Митрофанов Р.В.
География Костромской области. Учебное пособие для средней школы. Бекенева Л. А., Белова В. В. и др.- Кострома, 1995г.
География Костромской области. Королев Г. Р., Кудряшова К. Ф., Лежнин А. А. Для учащихся средней школы. – Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1965.
Книга рекордов Костромской области. №1. – 2008.
Костромской области – 60лет: Энциклопедический сборник / Отв. ред. И. В.Рогов. – Кострома: , 2004.
Край Костромской. Фотоальбом. – Москва, издательство «Планета», 1988.
Особо охраняемые природные территории и объекты Костромской области.
- Тэги:
- 7657 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий