Родники и источники Костромской области
В Костромской области насчитывается 1827 родников, ключей, источников, или как их еще называют источников не централизованного водоснабжения. Условно область делится на несколько районов, и в каждом от нескольких десятков до нескольких сот родников.
Например: в Центральном районе (Центральноветлужский) - 557 источников, в Западном районе (Нужнинский) - 518 родников, в Северном районе (Североветлужский) - 361 родник, в Восточном районе (Нейско-Какшинский) - 222 ключа, в Северо-Западном районе (Утрасский) - 123 родника, в Южном районе (Вол-Ветлужский) - 46 ключей.
В последние годы в области резко повысился интерес к водным источникам. Качество воды в централизованном водоснабжении оставляет желать лучшего, и костромичи потянулись за водой к природным источникам. Ежегодно на проходящем конкурсе за лучшее обустройство соперничают по несколько родников. Родники обустраивают подразделения епархии, предприниматели, предприятия, школьники и просто инициативные граждане. Всем им огромное спасибо за их труд, потому как живая целительная вода приносит радость и здоровье.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА КОСТРОМА - ТУТ!
Что же это такое - родник?
Если говорить строго по-научному, то это естественный выход подземных вод на земную поверхность. Запасы подземных вод принято условно делить на естественные ресурсы, которые ежегодно возобновляются, и статические запасы, которые накапливаются веками. Эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории нашей области составляют почти 8,7 миллиона кубометров в сутки, три четверти из них - пресные. Основная часть подземных вод поступает непосредственно в поверхностные водоемы, меньшая выходит на поверхность земли в виде родников.
Все родники делятся на восходящие и нисходящие. Первые представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно заметить небольшой подводный фонтанчик - грифон. А вот нисходящие родники образуются на склонах, где вода просачивается из водоносного горизонта и устремляется вниз в виде ручья. У нас в области к источникам особое отношение.
Департамент природных ресурсов с 2001 года занимается изучением и обустройством родников и колодцев. Так, в десяти районах области проведено обследование с отбором проб воды на химический и бактериологический анализ 15 родников, расположенных вдоль дорог.
Уже несколько лет в области действует Постановление Губернатора «Об обустройстве родников», а наш департамент разработал и направил в районы методические рекомендации по обследованию и обустройству выходов на поверхность подземных вод с предложениями провести их инвентаризацию и представить планы обустройства.
Родниками или источниками, ключами называют сосредоточенный естественный выход подземных вод на дневную поверхность. Прежде чем выйти на дневную поверхность, подземные воды, фильтруясь, проходят через пористое пространство различных горных пород, поэтому родниковая вода, как правило, отличается прозрачностью, свежестью и отменным вкусом. Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства. Последние годы, когда поверхностные воды часто бывают загрязнены и не пригодны для питья, родники все больше привлекают внимание как источники питьевой воды.
Родники как природные объекты имеют важное экологическое, эстетическое, рекреационное и историко-культурное значение. Кроме того, родники являются неотъемлемой частью ландшафта и украшают его. Все это дает основание ставить вопрос о придании некоторым родникам статуса памятников природного наследия.
Происхождение родников, их химический состав и экологическое состояние определяются, прежде всего, геологическим строением и гидрогеологическими условиями региона. В гидрогеологическом отношении рассматриваемая территория расположена в центральной части Московского артезианского бассейна, начало изучения подземных вод которого положено исследованиями грязовецких железистых источников, использовавшихся для лечебных целей с конца 19 века.
Подземные воды региона приурочены к четвертичным, неоген-палеогеновым, юрским, триасовым и верхнепермским отложениям. В четвертичных отложениях они содержатся в аллювиальных, флювиогляциальных, озерно-ледниковых и гляциальных образованиях. Среди четвертичных отложений, которые развиты по всей площади рассматриваемой территории, преобладают суглинки и глины. Водоносные горизонты, приуроченные к ним, имеют островной характер распространения, а водообильность их изменчива.
По характеру выхода подземных вод на дневную поверхность ключи делятся на нисходящие и восходящие. Выходы первых часто встречаются на присклоновых участках и склонах, где вода просачивается из водоносных пород и устремляется вниз в виде ручья. Восходящие родники представляют собой ключи, бьющие снизу вверх, образуя чашу с водой, на дне которой можно видеть подземные фонтанчики-грифоны.
На рассматриваемой территории было выявлено картографически, проведением полевых исследований и по материалам среднемасштабной государственной геологической съемки более 80 родников. Выходы родников (ключи) наблюдаются по долинам рек и оврагов, прорезающих равнину, а также большое количество родников отмечается на периферии распространения флювиогляциальных отложений.
Дебит родников колеблется от 0,0 n до 5,3 л/с.
Качественный состав родниковых вод не очень разнообразен, так как родники дренируют главным образом водоносные горизонты четвертичной толщи горных пород. Наибольшее распространение получили воды гидрокарбонатного кальциевого или магниево-кальциевого состава с минерализацией до 0,6 – 0,7 г/л.
Лишь в родниковых водах, дренирующих межморенные водоносные горизонты, где на их формирование иногда влияет подток вод из нижележащих водоносных горизонтов дочетвертичного возраста, наблюдается повышенное содержание сульфат-ионов и тогда минерализация родниковой воды увеличивается до 1,13 – 1,36 г/л.
В 2011 году в Селище и микрорайоне Давыдовском г. Костромы запланировано облагородить четыре родника.
Стало известно, в каких районах Костромской области располагаются самые благоустроенные родники. Подведены итоги регионального конкурса, сообщает пресс-служба губернатора.
Самые чистые родники находятся в Межевском, Кадыйском, Буйском, Галичском и Шарьинском районах.
Первое место занял родник «Дичок» у деревни Колодезной Межевского района. Его благоустраивали члены школьного лесничества «Зеленый бор» вместе с лесничими и предпринимателями.
Второе место разделили родник «Боголюбский» у села Рубцово Кадыйского района и родник «Боровский» у села Борок Буйского района.
Отметила комиссия родник «Ожегинский» у деревни Унорож Галичского района и Святой источник «Благодать» между деревнями Дюково и Матвеевка в Шарьинском районе.
В прошлом году первое место досталось роднику Святой источник «Спасский» у села Заболотье Шарьинского района. Второе место разделили родник «Высоковский» у села Борок Буйского района и «Сухарский родник» у деревни Сухара в Красносельском районе.
ИСТОЧНИК ПРП. ВАРНАВЫ ВЕТЛУЖСКОГО
В сонме угодников Божиих, подвизавшихся на земле древних Костромы и Галича и прославляемых Церковью в соборе Костромских святых, особое место занимает преподобный Варнава Ветлужский - пустынножитель и чудотворец, молитвенник и проповедник веры Христовой, один из наиболее ярких представителей "золотого века русской святости", как нередко именуют исследователи XV век. Издавна он почитается как небесный покровитель Поветлужья - края, расположенного по берегам реки Ветлуги; эта река на протяжении почти девятисот километров протекает по землям современных Кировской (Вятской), Костромской, Нижегородской областей и республики Марий-Эл.
Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великий Устюг. Этот город, стоящий близ устья реки Юг (отсюда и произошло его название), впадающей в реку Сухону, имел особое значение для русской истории. На протяжении нескольких веков Великий Устюг, находившийся на границе русских земель, являлся одним из центров миссионерской деятельности Русской Церкви. Уроженцем этого города был святитель Стефан Пермский (+1396), почитаемый Церковью как просветитель Пермской земли. Из Великого Устюга иноки-миссионеры шли на север и восток, проповедуя Слово Божие "заволочской чуди" - так именовались в то время угро-финские племена, населявшие близлежащие к родине преподобного Варнавы земли.
Обстоятельства жизни святого в Великом Устюге нам практически неизвестны. Житие преподобного говорит о том, что он был "саном иерей"1; впоследствии, овдовев, он оставил приходское служение и принял монашеский постриг (видимо, в одной из двух древнейших великоустюжских обителей - Михаило-Архангельской или Иоанно-Предтеченской2); при пострижении святому было наречено имя Варнава ("сын утешения"), в честь святого апостола Варнавы. Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, с благословения священноначалия отправился в путь к далекой реке Ветлуге для благовествования веры Христовой языческим народам.
В то время территория, прилегавшая к Ветлуге, была заселена племенами черемисов (марийцев). Жившие родовым строем, они не знали земледелия и в основном кормились охотой и рыбной ловлей. Черемисы были весьма воинственны: начиная с конца XIV века они постоянно нападали на унженские, галичские и великоустюжские земли, а после возникновения в 30-е годы XV века Казанского ханства стали совершать такие набеги вместе с казанскими татарами. Исповедуя язычество, черемисы приносили своим богам жертвы в священных рощах; религиозные обряды у них совершались шаманами.
Святой источник расположен у села Рождестенское и деревни Ивановское Шарьинского района Костромской области. Источник объявлен памятником природы регионального значения.
Родник с целительной ключевой водой освящен в честь преподобного Варнавы Ветлужского и почитаем уже не одно столетие. По преданию, преподобный плыл на лодке по Ветлуге, и сойдя в этом месте на берег, молился.
В советские времена, в самые трудные времена и во времена богоборчества ежегодно стекались сюда верующие со всей округи. Власть пыталась помешать этому, колодец засыпали и заливали бетоном, а людей разгоняли. Но вода всегда находила дорогу к людям неся в себе благодать и радость. Ныне источник обустроен, у него построена часовня, где любой может помолиться.
где находится, как доехать:
Координаты: 58°09'08.3" N 45°33'58.5"E.
Приводим небольшой список населенных пунктов Костромской области, где есть оборудованные родники:
Антроповский район
Святой колодчик - близ деревни Паново Словинской сельской администрации;
Вохомский район
Родник "Безымянный" - д. Орловица;
Родник, Святой источник в честь Федоровской иконы Божией Матери - починок Аристово, в 7 км от с. Заветлужье, в лесу вблизи от реки Повечорка;
Источник «Вознесенский» - вблизи деревни Шабашиха;
Ключ на Ложкиной горе - на самом берегу реки Вохма;
Бережковские родники - п. Бережок;
Кологривский район
Святые источники Княжей пустыни;
Родник «Светлояр» - д. Алферицино Кузнецовского сельского поселения Костромского района;
Костромской район
Святой источник на месте бывшего Игрицкого мужского монастыря с. Савицкое;
Родник - д. Сенцово;
Святой источник - д. Песочное;
Родник в посёлке Апраксино;
Родник расположен на левом берегу реки Кубань, за деревней Пьяньково, от Костромы по Волгореченской дороге, повернуть и проехать через деревню к реке Кубань, справа от мостика - оборудованный родник, где садоводы берут питьевую воду.
Родник расположен в низине, перед мостом через реку Сеньдега и деревней Семёнково, справа от дороги Поддубное-Гридино, в 1.7 км от Поддубного, Координаты: 57°43'15"N 41°4'35"E;
Макарьевский район
Святой источник преподобного Макария - г. Макарьев;
Святой источник Двенадцать ключей - д. Большие Рымы;
Источник "Ильинский" - д. Ильинское Княжевского сельского поселения (на фото);
Родник "Поток" - с. Унжа;
Мантуровский район
Родник «Спасский ключ» - д. Подвигалиха;
Нейский район
Родник "Даровинский", "Алешкин родник" - с. Кужбал;
Святой источник близ с. Михали;
Родник - п. Тотомица;
Нерехтский район
Святой источник Пахомия Нерехтского - с. Троица;
Октябрьский район
Роднику «Святой источник» - д. 1-я Ключевская Новинское сельское поселение;
Островский район
«Чистый источник» - п. Островское;
Родник «Ключик» - п. Александровское;
Поназыревский район
Родник - с. Хмелевка;
Пыщугский район
Родник святого Тихона - д. Бурдово;
Чухломский район
Святой колодец Авраамия Чухломского - с. Ножкино;
Родник - д. Евсяково Судайского сельского поселения;
Шарьинский район
Святой источник в г. Шарья;
Святой источник в честь святых бессеребряников Косьмы и Домиана - между д. Мундоро и с. Одоевкое;
Святой источник иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость - д. Конево;
Родник - д. Решетиха;
Святой родник св. Варнавы Ветлужского - с. Рождественское;
Родник освящен в честь святых угодников Божиих, безсребреников Космы и Дамиана Асийских. Святой источник расположен посередине между селом Одоевское и деревней Мундоро Шарьинского района Костромской области, примерно в километре, от них.
Подход к источнику обустроен, спуск оборудован лестницей, есть деревянный настил, мостки через ручей. Для отдыха установлена скамейка. Над родником установлен большой деревянный крест.
Из колодца по желобу стекает необыкновенно вкусная и целебная ключевая вода. Многие набирают воду ведрами и тут же обливаются. Святой источник обустроен силами Ивановского лесничества, ЧП Баранова А. В., Цыганкова А. П., школьниками Одоевской средней школы. Ручей от источника течет дальше по дну оврага.
Родник, святой источник иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость
Святой источник в честь явленной иконы Скорбящей Божией Матери находится у подножия холма на котором стоит часовня, в деревне Конево Шарьинского района Костромской области. Согласно преданию, икона с ликом Приснодевы Марии - Пресвятой Богородицы, была явлена на растущей на этом холме сосне. Икону нашли крестьяне, но долго не могли её снять с дерева - святой образ "не давался в руки". И икону смог снять с дерева один праведный старец. Вскоре под горой забил источник - родник чистой ключевой воды. Верующие поставили часовню в честь чудесным образом обретенной иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. А со слов местных жителей кора сосны на которой была явлена икона помогала от головной боли, чем они охотно пользовались. Ныне родник объявлен памятником природы, обустроен, ключ заключен в колодец, к которому по склону холма, ведет деревянная лестница. В часовне можно помолиться или принять участие в совместном молении или богослужении.
ИСТОЧНИК ПРП. АВРААМИЯ ЧУХЛОМСКОГО
Родник освященный в честь преподобного Авраамия Чухломского, Галичского, Городецкого расположен на берегу Галичского озера, в 600 м юго-восточнее села Умиленье Галичского района Костромской области. Название деревни произошло по названию иконы Божией Матери, явившейся здесь преподобному Авраамию и основавшему после этого события монастырь.
Авраамиев Новозаозерский монастырь - первая из 4 обителей, основанных преподобным Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) в Галичском княжестве, в 1360 и 1363 гг., на берегу Галичского озера, на месте явления ему иконы Божией Матери "Умиление".
Под церковью на берегу Галичского озера, на источнике, по преданию возникшем по молитве святого, стояла деревянная часовня, в ней находился большой крест из дерева, на одной стороне которого был написан образ преподобного Авраамия.
В XIV-XVII веках этот монастырь являлся одним из главных духовных центров края, иноки которого распространяли и утверждали христианство среди местного языческого населения (чуди). Во 2-й половине XVII в. здесь была возведена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом во имя преподобного Авраамия Галичского, а в 80-90-х гг. XVII в. - небольшая каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Уцелев в период монастырской реформы 1764 г., в 1773 г. монастырь все же был закрыт «за бедностью» и обращен в приходскую церковь.
Святой источник в честь святого Тихона у деревни Бурдово Пыщугского района Костромской области известен уже давно. В 60–70-е годы XX века сюда были многочисленные паломничества.
Ежегодно 29 июня в день памяти святого Тихона паломников стекалось столько, что трёхкилометровая улица села Михайловица была полностью забита народом. А из села уже все шли Крестным ходом к роднику.
Единственная дорога по которой можно доехать лежит через село поэтому в народе его и называли Святым ключом у села Михайловица, хотя он, ближе к деревне Бурдово. Верующие приходили и пешком со стороны Пыщуг напрямую через болото и лес. Власть запрещала людям посещать святое место, в селе дежурили милиционеры и даже бывало разгоняли верующих палками и лишь не многие окольными тропами добирались до источника, чтобы почтить память святого угодника Божиего.
Одна женщина, которая начала принимать участие в паломничестве будучи еще маленьким ребёнком, рассказала такой случай. Однажды, она не пошла к источнику. И тогда возвратившиеся оттуда женщины, поведали ей, что видели в источнике лик Тихона. Водоросли сложились так, что образовали живую икону. Не поверив она побежала к источнику и увидела, что, действительно из водорослей образовался лик старца с бородой и длинными волосами – будто на иконе. И как только она это лицезрела, тотчас подул сильный ветер, поднял волну и лик исчез. Она была последней, кто видел это чудо.
Родник, святой источник преподобного Пахомия Нерехтского
Сотни лет почиталось святое место, а в 1966 году, в богоборческие годы Святой родник был осквернен, сломан деревянный сруб колодца и засыпан песком и камнями, однако, на следующий год он пробился на поверхность земли и так было не однократно. Но люди несмотря даже на запрет приходили к источнику.
В настоящее время источник расчищен, освящен, на нем устроен новый сруб. Многочисленные паломники со всех концов России пьют эту воду, умываются, обливаются, берут с собой и далеко за пределами монастыря пользуются ее с верою. Люди получали и получают исцеления душевные и телесные. Целебность воды обусловлена, конечно, не химическим составом, а святостью места, освященного трудами и молитвой Преподобного Пахомия.
Родник, святой источник во имя великомученика Георгия Победоносца
Святой источник расположен у села Михали и деревни Суршино Нейского района. Святой источник освятил настоятель Михалевского храма Успения Пресвятой Богородицы отец Валерий, во имя великомученика Георгия Победоносца. К святому ключу верующие, возглавляемые священником, часто ходят крестным ходом от местного храма и с каждым разом источник становится более многоводным. У родника возвели небольшую часовню в которой вода собирается в маленький резервуар. Прихожане отмечают, что источник не замерзает даже в самые лютые морозы.
Святой источник, родник «Поток»
Святой источник "Поток" расположен в лесу, у села Унжа, Макарьевского района, Костромской области. Не так давно источник был благоустроен. Здесь есть часовня, где можно помолиться, купальня и место где можно посидеть отдохнуть от жизненной суеты.
Предание гласит что некогда крестьяне нашли, здесь, неподалеку, икону Пресвятой Богородицы. Явленную икону они отнесли в церковь, но вскоре икона из храма исчезла и чудесным образом была обретена, опять на том же месте, где её нашли впервые. Вблизи был и обнаружен пробивающийся из земли чистый родниковый ключ.
Родник, святой источник Макария Желтоводского, Унженского
В городе Макарьев что на Унже вот уже более 500 лет бьет удивительный родник. По молитве преподобного Макария Желтоводского, Унженского у подножия горы забил источник чистой ключевой воды, а в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери - поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. Над колодцем со временем построили массивную каменную часовню. Вода вытекает из трубы, на вкус немного железистая, но если дать постоять ей, становиться сладкой.
Родник, святой источник Двенадцать ключей
Родник «Двенадцать ключей» находится в пяти километрах, если ехать по дороге, от деревни Большие Рымы. Местные жители уверяют, что в стародавние времена здесь на холме стоял скит-монастырь, который по неведомой причине однажды ушел под землю. Потом тут стали появляться странные огоньки, видимые по всей округе. Когда народ подошел к горе на них посмотреть, то увидел множество ручейков, переливающихся на солнце.
Святой источник деревни Песочное
Почитаемый святой источник деревни Песочное Костромского района Костромской области расположен у стен древнего Богородицко-Игрицкого монастыря. Воды родника, согласно исследованиям, лучшие чуть ли не во всей области. Ключевая вода целебная и богата сероводородом. В видео сюжете рассказывается, что до начала богоборчества, в прошлом веке, к источнику, совершались Крестные ходы из Костромы, а на Крещение, верующих было столько, что очередь к колодцу выстраивалась на несколько километров, настолько была велика слава.
Родник, святой источник "Студёная вода"
Святой источник "Студёная вода" расположен в в пойме р. Нёмда у с. Паньково Кадыйского района Костромской области. Спуск в овраг, к источнику оборудован деревянными лестницами. Вода вытекает по трубе, под которой удобно набирать воду в любую тару. Далее стекающая вода по желобу попадает в сруб купели над которой установлен навес. Купель открытая, но рядом есть небольшое помещение - раздевалка, в котором можно оставить свою одежду. Над сенью купели установлен православный крест.
Родник, святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
Около села Кажирово Вохомского района Костромской области, в местечке под названием починок Аристово, в лесу, восстановлен древний чудотворный источник в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Родник расположен недалеко от реки Повечорка, в овраге, около Кажировской пустыни - разрушенного в годы советской власти женского монастыря в честь Феодоровской иконы. Возрождение источника, постройка часовни, купели и купальни, стало возможным по инициативе старосты Кажирского храма. Рядом с источником оборудована летняя трапезная под крышей, на пригорке поклонный 5-метровый крест. Истории о святом колодце рассказывали старушки, которые ещё в начале прошлого века, будучи детьми приходили с родителями в монастырь и к источнику.
Родник, святой источник, колодчик в честь святителя Николая
Святой колодчик расположен в лесном массиве близ деревни Паново Словинской сельской администрации Антроповского района. О целительной силе древнего, неиссякаемого родника в народе давно ходят легенды. Ранее здесь располагалась Николо-Надеевская пустынь, в которую, в 1825 году, переселился преподобный Тимон, ученик преподобного Серафима Саровского. Он и ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. По сей день молитвами преподобного Тимона, старца Надеевского и Николая Угодника на источнике совершаются исцеления больных.
Родник, святой источник иконы Живоносный источник Божией Матери
В микрорайоне Селище, на берегу реки Ключёвка, в Заволжком районе города Костромы освящен природный источник. Чин освящения провел настоятель Селищенского храма. Родник освящен в честь Пресвятой Богородицы иконы её Живоносный источник. Рядом с источником возведена красивая рубленная купальня с купелью, где любой желающий может помолиться и искупаться в целебных ключевых водах. В ближайшее время в Селищах планируется облагородить и освятить в честь разных Святых, еще 4 родника.
Родник, святой источник Рождества Пресвятой Богородицы у местечка Котёло
Костромская область » Галичский район » местечко Котёло
Родник, святой источник Рождества Пресвятой Богородицы у местечка Котёло
Родник освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится у ручья Студенец, на 35-ом км трассы Галич-Буй, в 80 м южнее неё, между деревнями Поляна и Максимово, у бывшего села Котёло, которое располагалось у деревни Бородино Галичского района Костромской области. Святой источник хорошо обустроен. Здесь построена храм-часовня Рождества Пресвятой Богородицы, закрытая купальня с купелью и две обливальни.
Святой источник Богородицы известен с давних времен. Несколько веков назад, на берегу ручья Студенец, в роднике, была обретена икона Рождества Пресвятой Богородицы. Неподалеку от места явления иконы, на Котельской горке, в память чудесного обретения образа Божией Матери возвели храм и освятили его в честь Её Рождества. Чудотворную икону поставили в построенной для нее церкви. Однако не желала Пречистая оставаться в храме - однажды образ из церкви исчез.
Нашли его там, где он был обретен, в водах источника. Так и оставили икону Богородицы в том месте, где она пожелала пребывать. Местные жители обустроили на источнике колодец. Множество исцелений через родниковую воду, особенно больным детям, было даровано всевышним по предстательству Божией Матери. Исцелившиеся многие повязывали на ветви деревьев, растущих у родника, рушники, ленты, детскую одежду.
Даже в годы безбожия приходили люди к Святому источнику с надеждой на помощь Пресвятой Богородицы и по вере своей получали просимое. Благодать всегда пребывала здесь, и присутствие ее иногда было явно - случалось, что видели жители округи по ночам сияние, идущее из колодца, и столп света, уходящий в небеса.
В 1960-х гг. тропка к роднику заросла. Ухаживать за ним было уже некому: ушло поколение тех, в чьём сердце была жива вера, кто хранил благочестивые традиции предков. В забвении святое место пребывало полвека. Промыслом Божьим второе обретение святого источника произошло в мае 2012 года - в канун празднования 210-летия строительства в камне (до этого она была деревянной) церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Котеле. Как и прежде, слышит Матерь Божия молитву, идущую из сердца, и подает свою благодатную помощь.
И сейчас происходят на источнике исцеления душевные и телесные. Известно уже о нескольких случаях исцеления тяжёлых недугов: бесплодия, аллергии, болезней ног. Подаёт Богородица помощь и тем людям, которые оказались в тяжёлых жизненных обстоятельствах: потеряли работу, утратили взаимопонимание с близкими...
Ведётся летопись благодатной помощи, полученной на Святом источнике по молитвам ко Господу и Пресвятой Богородице.
Вы можете внести свою лепту в благоустройство источника Пресвятой Богородицы. Каждого, сотворившего святую милостыню, не оставит Пресвятая Богородица милостью своею.
Координаты: 58°28'41.1"N 41°48'01.1"E
Родник, святой источник Иоанна Крестителя у деревня Твердислево
Костромская область » Солигаличский район » деревня Твердислево
Родник, святой источник Иоанна Крестителя у деревня Твердислево
Родник освященный в честь пророка и Предтечи Иоанна, Крестителя Господня расположен в лесном массиве, на берегу реки Светица, в 800 м южнее деревни Твердислево Солигаличского района Костромской област. Святой источник, в окрестности города Солигалича, обустроен беседкой которую используют во время богослужений как часовню. Ежегодно, 7 июля, на Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после службы в храме, у святого источника происходит водосвятный молебен.
Местные жители считают родник, обладающим чудодейственной, оценивая каждую каплю воды, как лечебную, называя «живой» водой. Исследованная Костромским областным центром санэпиднадзора вода источника соответствует гигиеническим требованиям, токсикологическим показателям.
Источник во имя Иоанна Крестителя ждет своего благоустройства. Пока он оборудован беседкой, где можно отдохнуть и укрыться от летней жары. Почитаемый источник находится в получасе пешего пути, севернее города Солигалич.
Координаты: 59.107169 42.307721
Родник, святой источник, ручей «Старый поток» урочище Княжая Пустынь
Костромская область » Кологривский район » Княжая Пустынь урочище
Родник, святой источник, ручей «Старый поток» урочище Княжая Пустынь
Бывшая деревня, а ныне урочище Княжая Пустынь, расположена на высоком холме в пяти километрах северо-восточнее посёлка Советский. Сегодня это забытый уголок, но люди всё ещё идут сюда, чтобы полечиться чистой родниковой «святой водой» Когда-то в этом живописном месте били целебные ключи. Оставлены дома, разрушена церковь, куда несколько веков назад ходили молиться со всей округи паломники. Заросло мхом кладбище. Тихо. Безлюдно. Царство легенд, вековой природы и святой красоты. Смотришь - не насмотришься.
Эта старинная деревня существует около 400 – от лет. В 1719-м году был основан монастырь в Княжой Пустыни. Основатель монастыря - кологривский помещик Цизарёв. Сначала построили деревянную церковь. В 1842 году на средства родственников Цизарёва была построена трех престольная, двухэтажная, каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Главный престол - Успенский, второй - Николы Чудотворца, третий - Александра Невского. Храм украшали знаменитые иконы. Около церкви была посажена красивая липовая аллея. Рядом с церковью расположилось кладбище, а у стены две надгробные плиты. Кладбище существует и сейчас. Жива и тропинка к «святому колодцу», который до сих пор зовут «Старый поток». Паломники приходили сюда из Вологды, из Вятки и из других мест, за сотни километров.
Пустынская гора называлась «Святой». Приходившие помолиться люди несли на гору камни и воду, тем самым, снимая с себя грехи. В деревне, на горе, колодцев никогда не было. Воду брали с потока и реки «Княжая». По одной из легенд река была названа в честь княжны, проплывавшей по реке, во время своего путешествия.
Позже Екатерина II выселила из Пустыни весь люд. Духовенство сделало там «святые мохи». Много времени прошло с тех пор, но однажды на церковь наткнулся лесник, и люди вновь решили здесь поселиться. Пустынь ожила.
Разрабатывались заросшие поля. Люди начали строить дома. Построили пекарню, столовую, почту, магазин. Открылись школа и клуб- библиотека. Основной деятельностью было сельское хозяйство: пахали, сеяли, молотили. В 1938 году был образован лесопункт, который начал заготовку леса. В годы коллективизации здесь был основан колхоз «Трудовик». Уклад жизни нарушила война. Женщины, проводившие мужчин на фронт, работали на оборону тыла. Восстановительные работы начались сразу после войны. Возобновилась и заготовка леса. Лес вывозили на лошадях и затем сплавляли по реке. В 1955-м году в пяти километрах от Пустыни начал строиться посёлок Советский. Деревня невольно уступала современному населённому пункту. Люди из Пустыни постепенно стали переезжать в посёлок.
Ныне в урочище Княжая Пустынь построен один дом и возникла идея восстановления поселения, возрождения церкви и монастыря. Почитаемый источник облагорожен.
Святой источник “Старый поток”, Святой поток (святой колодец) – это ручей, рождающийся из 3-х родников, два из которых бьют всего в каких-то 7-8 метрах друг от друга, а третий находится выше по склону. От него в сторону первых двух бежит маленький ручеек. Вода в родниках холодная, а на вкус во всех разная. Самой хорошей и даже целебной считается вода среднего родника, в котором бьют, шевелят песок и мелкие камушки более десятка маленьких живчиков-родничков.
Старожилы этих мест рассказывали, что временами вода в роднике светится какими-то блестками. Однако серьезным изучением этих мест и, в частности, состава воды, никто не занимался, но, вероятно, вода содержит большое количество серебра, долго хранится и обладает лечебными свойствами.
По сей день еще идут в Пустынь люди, чтобы полечиться святой водой. Пришла пешком одна женщина. Лежала в Горьком в больнице, ноги отнялись. И дала обет — если вылечится, то пешком в Княжую Пустынь пойдет — к святому потоку. И вот пришла.
Работники Межевского лесхоза обустроили «Старый поток», построив часовню, мостик и дощатые тротуары – подходы к нему и родникам, лестницу с перилами. Позже появилась купальня с неглубокой купелью. Часовня к сожалению сгорела в 2010 году.
Есть еще два других источника – «Новый поток» на ручье Шумиха и «Безымянный». Они более удалены от поселения и не так часто посещались как “Старый поток”.
Координаты: 58°57'04.6"N 44°36'51.1"E
Родник «Василия Блаженного», святой источник во имя блаженного Василия у села Климитино
Костромская область » Судиславский район » село Климитино
Родник «Василия Блаженного», святой источник во имя блаженного Василия у села Климитино
Родник «Источник Василия Блаженного» расположен в 300 м северо-восточнее села Климитино Судиславского района. Организатором работ по благоустройству родника является ОГУ «Судиславское лесничество». Активное участие по благоустройству родника принимал Беляев Андрей Анатольевич. Несколько лет назад этот источник восстановила группа сподвижников, энтузиастов во главе с Александром Павловичем Кораблевым. Они до сих пор приглядывают за его состоянием.
На вопрос, как и когда был обнаружен забытый всеми «Источник Василия Блаженного», Александр Павлович сказал, что еще задолго до революции для наших предков родничок был одним из известных и почитаемых святых мест. Название ему было дано в честь неподалеку расположенной болотовской церкви святого Василия Блаженного, которая, к сожалению, не сохранилась до нашего времени. Долгие десятилетия святой источник был практически предан забвению, и о его существовании знали немногие. Лишь четыре года назад наш земляк Андрей Беляев после долгих поисков нашел это место с бьющим из-под земли хрустальным, ледяным родничком. Мужчины-прихожане, с благословения отца Иоанна, территорию источника обустроили и привели в порядок. Андрей Беляев срубил бревенчатую часовенку, купель и сруб колодца.
С тех пор об источнике, находящемся всего-то в 2-х километрах от федеральной трассы, стало известно многим. Поток верующих, особенно в летние месяцы, к святому месту не иссякает. По их отзывам, купание в почти ледяной купели исцеляет от разных болезней, а глоток удивительной на вкус воды дает живительные силы. Зимой же сюда не пробиться, дорогу наглухо заносит снегом. И только перед Крещением верующие расчищают себе путь и территорию родника, чтобы совершить омовение в святой воде.
Координаты: 57°52'39.6"N 41°35'57.6"E
Родник, святой источник села Словинка
Костромская область » Антроповский район » село Словинка
Село Словинка расположено на южной стороне Антроповского района и граничит с Кадыйским, Макарьевским районами, возникло на существовавшем в древности погосте «Собора Пресвятой Богородицы на пустоши, на большом лесу». В 1629 году Словенская икона, найденная на месте разрушенного монастыря, способствовала зарождению здесь поселения.
В церкви погоста была чтимая икона Смоленской Божией Матери. Погост был заброшен и церковь на нем стояла «без пения», то есть в ней не служили. Погост зарос лесом и на нем никто не жил. Предание рассказывает о возобновлении погоста и церкви на нем после того как охотник-зверолов набрел в лесу на развалившуюся деревянную церковь, внутри которой все истлело, рос кустарник, и только икона Смоленской Божией Матери сохранилась и выглядела как новая. Явление святой иконы дало новую жизнь этому краю.
На месте развалившейся церкви был построен новый небольшой монастырь (пустынь), названный «Новая Словинская пустынь, на речке Славинке».
В 1634 году патриарх Филарет (Федор Никитич), отец царя Михаила Федоровича, пожаловал монастырю «пустоши Костарова и Нечаево на Диком лесу».
Вблизи монастыря образовалась слобода, называвшаяся Подмонастырской. Она и положила основу села Словинка. В ограде монастыря было устроено 16 лавок для торговли приезжих купцов во время ярмарок. Каменная церковь здесь построена в 1806 году.
Лучом света в будущее стало, в 2003 году, празднование 375-летия явления иконы Словенской Божией Матери. И сельскую тишину разбудили мелодичные звуки колоколов, а на месте явления Чудотворного образа почти через четыре столетия была построена часовня, освящен и колодчик, что рядом с ней. Нашлись люди, которые дали средства на это благое дело.
Часовенка в Словинке, в которой можно помолиться появилась в 2004 году, рядом находится освященный колодец с водой, где можно набрать воды с собой или облиться ей, благо рядом есть раздевалка.
Координаты:
58°1′51″N
43°7′9″E
Родник, святой источник Игрицкой иконы Божией Матери деревня Песочное
Костромская область » Костромской район » деревня Песочное
Родник, святой источник Игрицкой иконы Божией Матери деревня Песочное
Почитаемый святой источник деревни Песочное Костромского района расположен у стен древнего Богородицко-Игрицкого монастыря. Вода родника, согласно исследованиям, по своим показателям, лучшая чуть ли не во всей области. Ключевая вода целебная и богата сероводородом. До начала богоборчества, в прошлом веке, к источнику, совершались Крестные ходы из Костромы, а в день празднования в честь Игрицкой иконы Божией Матери, верующих было столько, что очередь к колодцу выстраивалась на несколько километров, настолько была велика слава.
До революции в монастыре было четыре храма: в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святителя Николая Чудотворца, во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. Среди святынь монастыря, кроме чудотворного образа Божией Матери, широкое почитание имел восьмиконечный крест, обложенный серебром и украшенный финифтяными изображениями. Крест заключал в себе более 150 частиц мощей различных святых. Чтимой была также икона святителя Николая, найденная невредимой под пеплом после пожара, случившегося в монастыре в 1634 г. В 1919 году монастырь был закрыт и впоследствии разрушен.
До наших дней сохранилась церковь Онуфрия Великого и Петра Афонского, рядом с которой расположен почитаемый святой источник. В настоящее время святой источник обустроен, над колодцем установлен крест, рядом есть купальня с неглубокой купелью, в ней можно окатить себя родниковой водой из ведра. По свидетельству паломников вода святого источника обладает благодатной-целительной силой.
Координаты:
57°41′43″N
40°41′34″E
Родник «Спасский» у села Заболотье
Костромская область » Шарьинский район
Родник "Спасский" выбивает из склона крутого берега реки, близ села Заболотье Шарьинского района Костромской области. В октябре 2016 г. было проведено обследование источника, составлен список всего необходимого, и уже в конце месяца, при участии работников администрации Шарьинского района и местных жителей, источник был обустроен.
Построена лестница, нижний пролёт снабжён перилами. Расчищен и обустроен подход к источнику, положены бревна, околоченные досками, сделаны перила. Сам источник расчищен, сток воды сделан по полипропиленовой трубе для удобства набора. Наверху, перед спуском к источнику, установлен аншлаг с названием источника, с фотографиями освящения и правилами поведения.
Протоиерей Евгений Кетов, настоятель Поназыревского храма во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской, провёл после окончания работ по благоустройству молебен и освятил крест, который закрепили на ели, слева от спуска к источнику.
Проведён анализ воды в СЭС, она признана пригодной к питью.
Координаты: 58.294918 45.856498
____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Источник: Труфанов А.И. Родники Костомской области / А.И. Труфанов, К.А. Тулякова // Вузовская наука – региону : материалы всерос. науч.-техн. конф., 25 фев. 2011 г. Т. 1 / [отв. ред. А.А. Плеханов]. – Кострома, 2011. – С. 315-319.
Дмитрий Орехов. «Святые источники России».
Министерство экологии и природопользования Костромской области
Кудров, А.Г. Родники Костромской области: формирование, экология, охрана/ А.Г. Кудров. 2000.- 128 с.
«Костромская область» в Большой Советской Энциклопедии
Официальный сайт Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Родники и источники Костромской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Родники и источники Костромской области | 408.75 КБ |
Родники и источники Костромской области | 381.38 КБ |
Родники и источники Костромской области | 213.09 КБ |
- Тэги:
- 5949 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий