Озеро Соловецкое, село Ченебечиха
Озеро Соловецкое - самое северное Нижегородское озеро (естественного, ледникового происхождения – Ветлужский район).
Казалось бы, обыкновенное озерцо, очень маленькое и окруженное замечательным клюквенным болотом - не смотря на все это, Соловецкое озеро является не только самым северным, естественным озером ледникового происхождения в Нижегородской области, но еще и овеяно интересными легендами.
СТАТЬЯ ПРО ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОЗЕРА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ВЕТЛУГИ И КЕРЖЕНЦА - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Соловецкое — малое озеро в Ветлужском районе Нижегородской области, в междуречье реки Большая Какша и Чёрной реки, в 4 км к востоку от деревни Ченебечиха. Озеро круглое, 50—70 м в диаметре.
Здесь обитает небольшая рыбка, похожая на карася, которая не встречается ни в одном другом водоеме района и название которой не могут определить даже опытные рыбаки.
В феврале 2016 года озеро посещала лыжная экспедиция из Нижнего Новгорода под руководством кандидата географических наук, доцента Мининского университета — Асташина Андрея Евгеньевича При обследовании озера выяснилось, что оно имеет почти правильную воронкообразную котловину с мощной сплавиной по берегам. Максимальная глубина составила 13,9 метра. Была сделана батиметрическая карта озера.
Вода в озере очень чистая и мягкая, дождевого и талого происхождения. Искупатся особенно летним зноем, после очень тяжелой дороги к нему одно удовольствие. Из озера вытекает небольшой ручей в соседнее Казанское болото. Берега заболоченные, часть поверхности озера покрыта плавучим ковром из болотной растительности и мха.
По преданиям, название озеру дали монахи (старообрядцы), которые бежали в Ветлужский край из монастыря на Соловках после десятилетней осады.
По легендам, в районе этого озера прятались бывшие воины Степана Разина. Разбойник Ляля, ограбив в Ченебечихе монастырь, затопил в озере драгоценности и золото. Он положил награбленное в бочку и опустил её в воду озера на сохранность, приковав бочку цепями к сосне. Так гласит легенда.
Кроме того, существует еще одна легенда о жившем неподалеку от этого озера другого разбойника Саввы. Вот, что можно найти о нем в интернете:
После разграбления разбойником Лялей деревни Черебениха монастырь так и не востановился. На месте церкви была построена только маленькая часовня, а большинство монахов покинули эти места.
В XIX веке здесь в сосновом бору (в 300-х метрах от деревни) поселился разбойник Савва. Он бежал сюда из деревни Хохонихи со своими друзьями. В Хохонихе он повздорил с помещиком Яблочковым, и вынужден был бежать из деревни из-за мести помещика. Он стал грабить обозы на дорогах, баржи на реке Ветлуге, нападал на помещичьи усадьбы. Из Костромской губернии прислали солдат, чтоб поймать Савву и его друзей. Схватка Саввы с царскими солдатами была кровопролитной. Все его друзья погибли, но не сдались. А сам Савва, с молодой женой утонул в лесной речке.
Позже эту речку стали называть — Саввина речка, а сосновый бор, где жил Савва с друзьями — Саввиным бором. По преданию в этом бору на Саввиной гриве лежит его клад.
Вот такое маленькое озерцо и вот такие удивительные легенды связаны с ним и с соседней с ним округой.
К сожалению, бывшая недалеко от этого озера старинная и легендарная, основанная еще в 1658 году деревня Ченебечиха давно покинута и на ее месте остались только остатки руин и памятная табличка повешенная одним из бывших ее жителей, помнящим и любящим её.
Дорога к бывшему мосту в Ченебечихе Табличка оставленная местным жителем любящим и помнящим свою родную Ченебечиху
Сохранились и воспоминания о старинном Черемиском кладбище находящемся недалеко от Ченебечихи, о снятом с её часовни после революции и затем бесследно пропавшем серебряном колоколе и т.д.
Жаль, что огромное количество бывших сел и деревень сейчас покинуты и исчезают, заростая бурьяном и деревьями.
= = = = = =
Как доехать, где находится:
Гарантированно добраться сейчас до Соловецкого озера (на первоначальном этапе) можно только на высоко проходимой машине или пешком более 20 километров по разбитым лесовозами дороге со стороны п. Сява до той самой, покинутой уже давно д. Ченебечихи.
Далее придется идти только пешком, предварительно преодолев вброд р. Б. Какша, так как мост в Ченебечихе через Б. Какшу уже давно разрушен, а автомобильного брода нет, но древние дороги на противоположном берегу еще сохранились.
Место бывшей переправы через Б. Какшу в урочище Ченебечиха
Сначала дорога идет по живописному Саввиному бору, огибая с севера большое, округлой формы Катино болото.
По дороге от Соловецкого озера к урочищу Ченебечиха.
Но на последних двух километрах (от противоположного берега Катиного болота) эта дорога очень сильно заросла, завалена и заболочена, ну а последние 500 метров придется идти вообще только по азимуту, неприметным тропам и густому, темному лесу.
С востока проезжаемые дороги к озеру есть только частично, до урочища Ботаниха или реки Черная (Короткая), но группа Асташина добирались к нему на лыжах именно со стороны трассы Шахунья - Сява, делая большой крюк, до реки Б. Какша и обходя озеро с юга и запада, в конечном итоге подойдя к нему со стороны Ченебечихи.
Можно совершить к Соловецкому озеру и лыжный поход с запада, перейдя реки Ветлуга и Б. Какша по льду (куда и ушла затем группа лыжников-географов) или сделать радиальный выход во время летнего сплава по р. Б. Какша, но в любом случае легко побывать на его берегах не получится.
Но живопистность и нетронутая природная красота этого озера станет заслуженной наградой для того, кто доберется до него.
===
Мы же выбрали для посещения этого озера еще один довольно сложный вариант – дойдя в первый день со стороны Верховского, через урочища Разумовское и Ботаниха до разрушенного моста на реке Черная (Короткая), на следующий день мы более восьми часов шли всего пять километров, напрямую, без всяких дорог, через сильно заболоченный, заваленный и гиблый лес, на котором лишь изредка попадались остатки каких-то дорог и сухие гривки. В конечном итоге преодолев еще и вытекающий из «нашего озера» заболоченный ручей мы подошли к Соловецкому озеру с юга, провели ночь на его берегах, купались и ушли на следующий день от него в Ченебечиху.
А может недоступность этого озера и есть еще его особая достопримечательность?
И только побывав на нем становится теперь понятным почему именно в этом озере спрятал свои сокровища разбойник Ляля.
СЕЛО ЧЕНЕБЕЧИХА
Ченебечиха — небольшая деревня в Ветлужском районе Нижегородской области. Входит в состав Макарьевского сельсовета.
История
Деревня находится в глухом лесу Ветлужского края на берегу реки Большая Какша среди болот и озёр. Из десятков тысяч деревень в России, она является маленькой песчинкой. Таких деревень много в этом лесном крае. Но её прошлое занимает особое место в истории этого края. Об этой маленькой деревушке сложены легенды.
Люди здесь поселились около тысячи лет тому назад. Здесь жили черемисы и марийцы. О поселении в этих лесных краях черемисов и марийцев подтверждают археологические раскопки.
В нескольких километрах от деревни Ченебечихи на берегу реки Луданга в 1908 г. В. Н. Каменским было обнаружено Черемисское кладбище. В 1958 году это кладбище раскапывалось марийской археологической экспедицией, которая подтвердила, что это захоронение относится к 10 — 13 в.в.нашей эры. Но история этого края до сих пор ещё мало изучена. Большой вклад в изучение истории Ветлужского края внесли известные летописцы — Дмитрий Петрович Дементьев и Захар Степанович Солоницын, краеведы — Тумаков Николай Галиктионович и Сысоев А. В.. В настоящее время в историю летописи Ветлужского края большой вклад вносит летописец города Ветлуги — Комиссаров Владимир Александрович.
По преданиям здесь, во времена татаро-монгольского ига, поселился хан Ченебек. Он женился на одной русской пленнице. Её имени никто не знал. Люди прозвали её «Ченебечихой». Она была красивой, но злой и жестокой. Народ не любил её. Она дружила со змеями, которых здесь было много. Однажды хан лёг в постель отдыхать. Его в это время укусил «ревнивый» змей. Хан Ченебек умер. Власть над деревней взяла жена. Она стала издеваться ещё больше над жителями деревни. Люди окрестных деревень боялись приближаться к этой деревне. Но вскоре народ восстал и убил Ченебечиху. Люди зажили счастливо. Только название Ченебечиха сохранилось за деревней навсегда. Это легенда.
В 1644 г. старцы (монахи) Тихон, Пансий, Козьма и Пафнутий поселились в диком лесу на Большой Какше в пустоши Ченебечиха. В 1654 г. они подали царю челобитную, в которой просили разрешения построить в Ченебечихе церковь во имя Вздвиженья. В 1655 году церковь была построена. В 1659 г. Воздвиженскую церковь в Ченебечихе указом царя приписали к Макарьевскому монастырю, что на Унже в Костромской губернии. Первоначально монахов в монастыре было мало и они бедствовали. Постепенно монахи стали захватывать ближайшие черемисские поселения. Черемисы стали переходить от языческой веры к православной. Они стали посещать церковь и приносить пожертвования. Занимались черемисы охотой и рыболовством. Кроме того, на реке Ветлуге и Большой Какше, в этих местах стали селиться русские крестьяне. Богатство монахов стало расти. В 1670 году началось восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Это восстание достигло и Ветлужского края. Здесь стал грабить и убивать помещиков разбойник Ляля, один из близких людей Степана Разина. Ляля со своей шайкой поселился под Варнавиным в лесу на горе. Он знал о богатстве монастыря в Ченебечихе. Однажды он решил напасть на монастырь в деревне Ченебечихе. Он, со своими друзьями, проложил сюда дорогу и напал ранним утром, когда все ещё спали. Захватив монастырь, он стал всё здесь грабить. Колокол с церкви он сбросил на глубину в реку Большая Какша. По преданию часть награбленного золота Ляля положил в бочку и отвёз на Соловецкое озеро, которое находится в 4 км от деревни.
Там он бочку с золотом опустил в воду на сохранность, приковав её цепью к сосне. (Потом многие пытались найти спрятанное золото и драгоценности в Соловецком озере, но поиски к успеху не приводили.) После такого разграбления церковь уже не восстанавливалась. На месте церкви была построена маленькая часовня. Большинство монах покинули эти места. В XIX веке здесь в сосновом бору (в 300-х метрах от деревни) поселился разбойник Савва. Он бежал сюда из деревни Хохонихи со своими друзьями. В Хохонихе он повздорил с помещиком Яблочковым, и вынужден был бежать из деревни из-за мести помещика. Он стал грабить обозы на дорогах, баржи на реке Ветлуге, нападал на помещичьи усадьбы. Из Костромской губернии прислали солдат, чтоб поймать Савву и его друзей. Схватка Саввы с царскими солдатами была кровопролитной. Все его друзья погибли, но не сдались. А сам Савва, с молодой женой утонул в лесной речке. Позже эту речку стали называть — Саввина речка, а сосновый бор, где жил Савва с друзьями — Саввиным бором. По преданию в этом бору на Саввиной гриве лежит его клад. Шли годы. В Ченебечихе люди не стали жить, уехали в ближайшие поселения. После их осталась только водяная мельница на Большой Какше, да часовня. Постепенно и они развалились и сгнили. Но в омуте, где стояла мельница, были видны деревянные сваи ещё в 60-е годы XX века.
Расцвет Ченебечихи
В начале 30-х годов XX века сюда стали приезжать люди из других близлежащих деревень. Они стали строить здесь дома, разрабатывать поля для посевов зерновых культур, картофеля, льна. Самыми первыми приехали сюда жить со своими семьями Соколов Андрей с младшим братом Иваном из деревни Верхняя Слудка, и семья Батанова Ивана. Позднее сюда переехала жить семья Кузнецова Николая из деревни Глушка, а также другие семьи из ближайших деревень за рекой Ветлугой. Деревня стала расстраиваться. Был создан колхоз «Труженик». Первым её председателем был Соколов Виктор, сын Соколова Андрея. Постепенно жизнь жителей в деревне стала улучшаться.
Рядом был лес, в котором было много птиц и зверей, а в Большой Какше было много рыбы. Но началась Великая Отечественная война. Почти все мужчины оказались на фронте. В деревне остались только женщины с детьми их родители, да родители мужчин, ушедших на войну. Несмотря на тяжёлые время, все работали, не покладая рук, в колхозе и на своих земельных участках (дворинах). После окончания войны жизнь в деревне несколько лет была очень тяжёлой. Не хватало мужских рук (многие не вернулись с войны).
Подрастало новое поколение и жизнь в деревне стала улучшаться. Колхозниками была построена в д. Горелая (в 2 км от Ченебечихи)маленькая гидроэлектростанция (рядом с водяной мельницей). В домах деревни появилось электрическое освещение, радио. Благодаря техническому развитию страны, на колхозных полях появились трактора. Позднее колхоз переименовали в колхоз им. М. И. Калинина (в этот колхоз вошла д. Горелая). При укрупнении колхозов колхоз им. М. И. Калинина вошёл в колхоз «Маяк» (центр — с. Спасское), а потом в колхоз "Россия (центр — с. Макарьевское, д. Пустошь). В довоенное время Ченебечиха входила в состав Сергинского сельского совета (центр — д. Минино). После войны она сначала входила в состав Микрихинского сельского совета, а потом вошла в состав Макарьевского сельского совета (центр — д. Пустошь) Ветлужского района.
В послевоенные годы в Ченебечихе был создан Большекакшенский лесоучасток Ветлужского леспромхоза. Рядом с деревней были построены бараки-квартиры для рабочих лесоучастка, клуб, медпункт, магазин. В центре деревни была построена школа, в которой много лет работала учительницей Слюзина Фаина Александровна. Жизнь жителей деревни стала заметно улучшаться. В клубе организовывались танцы и концерты, демонстрировались фильмы (приезжала кинопередвижка). Но, со временем, леса в окрестностях Ченебечихи были вырублены. Лесоучасток был ликвидирован. Жители деревни и рабочие лесоучастка стали покидать деревню. В 1987 г. деревню покинул последний житель. Оставшиеся дома и бараки стали разрушаться, а колхозные поля — зарастать травой и лесом.
Покинутая Ченебечиха
Ченебечиха была покинута жителями деревни, но она не исчезла из душ людей, ранее живших здесь. Они постоянно вспоминают свою чудесную малую родину. Они помнят удивительную историю этой деревни — песчинки на Руси. Историей деревни интересуются не только бывшие жители Ченебечихи. Ей интересуется Ветлужский краеведческий музей. А в 2000 г. сюда приезжали из Москвы и Нижнего Новгорода сотрудники (профессора) профсоюзного Банка «Солидарность» .
С благословения отца Николая, Екатерининской церкви города Ветлуги, они искали колокол в Большой Какше, который был скинут с церкви разбойником Лялей. Проводником, во время поездки в Ченебечиху, у них была Степанова Валентина. К сожалению, их поиск оказался безрезультатным. Сюда приезжают туристы, любители природы. А природа здесь очень красивая. Здесь много грибов и ягод. О многих жителях, ранее живших здесь, можно написать статью. Особое место в жизни и развитии деревни принимал Кузнецов Николай Макарович. Он был кузнецом. И не только кузнецом, но и новатором. Он претворял в жизнь все новшества, которые ему были известны. Его жизнь достойна уважения и примера для подрастающего поколения нашей страны.
Окрестность Ченебечихи
Природа в окрестностях Ченебечихи разнообразна, как и во всём Ветлужском районе. Здесь растут лиственные и хвойные леса, в которых живут крупные и мелкие животные: медведи и лоси, волки и лисицы, зайцы и бобры. В начале XX века здесь жили барсуки. Но потом они исчезли. В конце XX века в окрестных лесах появились кабаны.
В лесу можно встретить глухаря, тетерева, рябчика, на озёрах живут разные виды уток, а на болотах — гуси. Рядом с Ченебечихой находятся несколько болот: Обабочное, Катино, Елховское, Казанское. Эти болота являются памятниками природы Нижегородской области. В 5 км от Ченебечихи, вниз по течению реки Большая Какша в устье реки Чёрная (Короткая), находится Онохин бор. Он расположен по обе стороны реки Б.Какша. Не далеко от Ченебечихи (в сторону реки Ветлуги и Луданги) находится Черемисское кладбище. В лесу (в сторону Черемисского кладбища) можно встретить угольные ямы, заросшие дремучим лесом. В них черемисы изготовляли древесный уголь, который потом продавали.
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.turizmvnn.ru/
Сборник путеводитель по озерам Нижегородской области.
Информационно-аналитическая система «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ООПТ РФ»)
официальный Сайт Правительства Нижегородской области
Достопримечательности Нижегородской области
Белоусов А., Морохин Н. По реке Ветлуге. — Нижний Новгород, 2012. — 280 с. — С. 1
«Русское географическое общество» г. Н. Новгород. Батиметрическая съёмка озера Соловецкое Ветлужского района. 20 — 22. 02. 2016 г.
Лыжный поход к Соловецкому озеру 15 — 17.01.2016 г.
Вложение | Размер |
---|---|
Озеро Соловецкое, село Ченебечиха | 185.3 КБ |
Озеро Соловецкое, село Ченебечиха | 636.19 КБ |
Озеро Соловецкое, село Ченебечиха | 158.63 КБ |
579219421 (3).jpg | 174.45 КБ |
579219421 (4).jpg | 206.75 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 4354 просмотра
Комментарии
Озеро Соловецкое
Добрый день! Несколько раз бывали на Соловецком озере, в том числе рыбачили на нем и на окружающих водоемах. Места там давно дикие и лесные. Что хочется сказать - по некоторым рассказам название озера: Соловецкое произошло от слова - Ловецкое, то есть ловить рыбу. Некоторые краеведы сильно сомневаются, что из Соловецкого монастыря сюда приехали монахи - ибо и на северах достаточно глухих мест, где можно скрыться от кого угодно (если это староверы- ?).
Рыба да, тут есть, рыбаки говорят про неизвестный вид карася - это болотный карась, который водится в озере (и даже в болотных ямах), он меньше обычного карася и несколько длиннее его, скорее всего, подвид золотого карася, может зимовать даже в замороженном состоянии, если озерцо и болотинка промерзнет до дна. Вот такой он неприхотливый. А само Соловецкое озеро - проточное, есть вток и есть вытекающий ручей, так что озеро вполне обитаемо зимой и рыба там не глохнет, поэтому рыбалка на нем конечно есть!
Рыбка там водится гальян
Рыбка там водится гальян
Отправить комментарий