Марийский могильник Кузинские хутора
Археологи из Марий Эл обнаружили самые северные следы древних мари на месте могильника «Кузинские хутора IX–XII вв.» в Костромской области.
Исторический памятник располагается к юго-западу от города Шарья Костромской области на берегу ручья Кузинки.
МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
В этом месте древнемарийские захоронения перекрываются другой группой, предположительно оставленной пермскими финно-уграми. На сегодняшний день это самый северный памятник раннесредневековой древнемарийской культуры.
Сведения о могильнике появились в 2013 году, тогда же сотрудники отдела археологии МарНИИЯЛИ провели исследовательские работы, так как могильник разрушался строениями кордона, а позднее распашкой и кладоискательскими вкопами.
На днях в Костромской области в бассейне реки Ветлуга завершилась экспедиция марийских археологов и сотрудника Костромского музея-заповедника, которые работали на месте могильника «Кузинские хутора IX–XII вв.» - исследовали захоронение древних мари.
На площади 80 квадратных метров археологи выявили 14 объектов, в том числе 13 погребений и один жертвенный комплекс. Все захоронения были совершены по обряду кремации – сожжены и разложены в том или ином порядке, сообщили в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.
Материалы подтвердили выводы, которые были сделаны после экспедиции на северо-восток Костромской области в 2014 году - об общей датировке памятника и о его двух культурных составляющих, одна из которых древнемарийская.
О том, что это захоронения древних мари, подтверждают, во-первых, «этноопределяющие» височные кольца с отогнутыми концами, во-вторых, жертвенный комплекс, содержащий украшения. На месте археологи обнаружили щитковые «усатые» перстни, гривну глазовского типа, граненые дротовые браслеты, а также кинжал в ножнах – находки, характерные для мари 9-12 веков.
В МарНИИЯЛИ отмечают, что могильник «Кузинские хутора» уникальный. Находки, обнаруженные здесь – это самые северные из известных следы древних мари!
Кроме того, в могильнике присутствуют захоронения сразу двух групп, что встречается очень-очень редко - захоронения древних мари перекрываются, предположительно, захоронениями пермских финно-угров. Подливает масла в огонь и вопрос кремации, которая вроде бы не была частым явлением предков.
– Дело в том, что Ветлуга – контактная зона волжских и прикамских финнов. Отсюда уникальность: вроде захоронение марийское, а вроде и нет, - объясняет заведующий научно-исследовательским отделом археологии института Алексей Михеев.
– Что касается кремации, то на самом деле кремация у древних мари встречается. Другое дело – обряд кремации. Марийский обряд предполагал сожжение и размещение кальцинированных костей, а затем личных вещей в порядке ношения, то есть явным образом – внизу погребальной ямы.
Отличие прикамских финнов в том, что они кальцинированные кости и личные вещи складывали иначе – сверху донизу погребальной ямы. Потому мы и говорим, что в могильнике «Кузинские хутора» две культурные составляющие.
По завершению экспедиции и анализа археологических материалов ученые-археологи Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М.Васильева опубликуют результаты археологических изысканий.
«История и культура костромских черемис (марийцев)»
Торжественное открытие выставки состоится 26 июня 2015 г. в 15.00 в Шарьинском краеведческом музее (филиале Костромского музея-заповедника) по адресу: г. Шарья ул. Октябрьская д. 10.
Выставка посвящена культуре марийского народа начиная с эпохи средневековья до начала ХХ века. Марийцы (устаревшее название — черемисы) — это один из финно-угорских народов, проживавших на территории костромского края до прихода славян.
Средневековый период представлен археологическими находками, полученными при раскопках могильника «Кузинские хутора», расположенного в 7 км от г. Шарьи. Работы проводились в 2013 — 2014 гг. сотрудниками Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева.
В процессе раскопок обнаружены украшения, бытовые предметы и оружие. Украшения (нагрудные подвески с шумящими привесками, пояса с металлическими накладками, браслеты и мн. др.) отражают уровень развития ювелирного дела и разносторонние культурные связи в эпоху средневековья.
Небольшие группы марийцев, жившие в Ветлужском уезде Костромской губернии, сохраняли свои обычаи и культуру вплоть до начала XX века. Именно тогда их жизнь и быт запечатлел костромской фотограф В.Н. Кларк, направленный на восток губернии в составе этнографической экспедиции Костромской губернской ученой архивной комиссии. 19 уникальных фотографий, выполненных им, так же представлены на выставке.
Еще одной ценной находкой костромских ученых стали национальные костюмы марийцев. Член Ученой комиссии Н.Н. Виноградов, собрал несколько десятков предметов: женские пояса «ушто» и рубахи «тыгыр», мужские рубахи «шавыр», а так же большое количество аксессуаров и украшений конца XIX – нач. XX вв. Эти предметы так же займут своё место в экспозиции.
От марийцев к коми-зырянам: новые находки археологов в костромской Шарье
Прошедшим летом в Костромской области в Шарьинском районе вновь работали археологи из республики Марий Эл. Марийская археологическая экспедиция приезжала на археологический памятник «Кузинские хутора» уже в четвёртый раз.
Три года раскопок позволили существенно расширить знания о средневековой финно-угорской истории Костромского края, Поветлужья и древних марийцев.
«Удивителен этот памятник тем, что оставлен двумя группами населения: марийцами и племенами Вымской археологической культуры, предками коми-зырян, которые, по-видимому, продвинулись в этот период далеко на юг, вступив в контакт с марийским населением Поветлужья. Пока рано делать однозначные выводы о характере и результате этих контактов, однако этот факт интересен сам по себе и говорит о более сложной этнической истории этих мест, чем считалось ранее. Сам факт позволяет и по-новому посмотреть на сложение марийской народности, как минимум на северную её часть»,
- рассказал в интервью газете «Ветлужский край» руководитель экспедиции, научный сотрудник отдела археологии МарНИИЯЛИ Александр Акилбаев.
Александр Акилбаев, научный сотрудник отдела археологии МарНИИЯЛИ:
«Вероятно, продвижение коми-зырян на марийскую территорию не привело к вооруженному конфликту. Нет ничего, что свидетельствовало бы об этом. Марийские захоронения чуть древнее и смена населения проходила мирно, иначе бы пришельцы не стали хоронить своих родственников на кладбище враждебного им народа.
Раскопки 2018 года пока не закончены. Силами волонтёров и археологов уже проделана большая работа, выявлено несколько погребений расположенных в ряд. Предварительно можно сказать, что результаты 2018 года подтверждают выводы, полученные в предыдущие года, о культурной принадлежности памятника и о его датировке. К сожалению, довольно большая часть погребений могильника была уничтожена распашкой и кладоискательскими вкопами. Да, вещи находятся в дёрне или слое пахоты, но они представлены по отдельности, вне погребального комплекса, что заметно снижает их научную значимость. Часть захоронений разрушено растущими деревьями или росшими ранее.»
В интервью с журналистом Ветлужского края» Александр Акилбаев рассказал, что в материалах могильника «Кузинские хутора» имеются вещи западного происхождения. Это наконечник ножен меча, заколки-фибулы, кошелёк.
«Вполне возможно, такие вещи свидетельствуют о функционировании северных торговых путей, к примеру, Сухона - Вычегодского, по которому западные предметы могли завозиться. Особенность памятника – это погребальный обряд. Все погребения осуществлены по обряду кремации, вне зависимости от их этнической принадлежности. Для марийцев 10-11 веков это не характерно»,
- рассказал ученый.
Экспедиция организована при поддержке администрации Шарьинского района, местного отделения Русского географического общества и Шарьинского краеведческого музея.
Александр Акилбаев, научный сотрудник отдела археологии МарНИИЯЛИ:
«Как и в любой другой науке, расширение знаний приводит к увеличению неизвестного и количества загадок. Раскопки в Шарьинском муниципальном районе не стали исключением, но мы стали на шаг ближе к пониманию сложных событий, происходивших в Раннее Средневековье в Поветлужье и сопредельных регионах.»
___________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ИНФО:
Команда Кочующие
Газета «Марийская правда»
https://www.marpravda.ru/news/religiya/arkheologi-obnaruzhili-samye-severnye-sledy-drevnikh-mari-foto/
https://www.kostromamuseum.ru/
Памятники археологии.
Достопримечательности Костромской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Марийский могильник Кузинские хутора | 35.36 КБ |
Марийский могильник Кузинские хутора | 35.68 КБ |
Марийский могильник Кузинские хутора | 28.35 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 3505 просмотров
Комментарии
Кузинские хутора
обновление статьи на основе новых экпедиций к могильнику Кузинские хутора:
Удивителен этот памятник тем, что оставлен двумя группами населения: марийцами и племенами Вымской археологической культуры, предками коми-зырян, которые, по-видимому, продвинулись в этот период далеко на юг, вступив в контакт с марийским населением Поветлужья. Пока рано делать однозначные выводы о характере и результате этих контактов, однако этот факт интересен сам по себе и говорит о более сложной этнической истории этих мест, чем считалось ранее. Сам факт позволяет и по-новому посмотреть на сложение марийской народности, как минимум на северную её часть
Отправить комментарий