Вий памаш - родник силы (Новоторъяльский район РМЭ)
(поход Кочующих – ноябрь 2011г.)
СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Третий родник, который входил в программу нашего маршрута – это источник Вий памаш около д. Токтарсола (Новоторъяльский р-н).
По дороге Ираида показала нам священную рощу у деревни Нурсола, где несколько дней назад снимали свой фильм журналисты из «Раша Тудей», но про это будет рассказ в другой статье.
Вкратце Ираида Александровна рассказала нам и про историю деревни Токтарсола. В 19-м веке в этих краях было восстание крестьян против непомерного повышения налогов, тогда селяне прогнали сборщиков податей. В ответ на это сюда был послан военный отряд из Вятки. Многих участников восстания сильно били розгами, так, что несколько человек, не выдержав побоев, скончались. Часть крестьян скрывалась по окрестным лесам, в том числе и в овраге около священного источника, куда мы держали свой путь. По местным преданиям, те, кто остался жив после расправы и порки, лечили свои раны именно водой этого родника – Вий памаш. А с марийского языка это переводится – родник силы! То есть вода, которая даёт человеку Силу, Жизненную энергию!
Деревня Токтарсола была названа в честь первопоселенца - охотника по имени Токтар. Местные овраги, родники, рощи названы именами троих его сыновей: Вашкан куэр, Ондроп памаш, Вашкан памаш, Вайчи памаш. У жителей Токтарсолы имеются 3 молельных рощи. Это Вуд ава кусото (Мать воды). Во время засухи люди молились и просили дождя. В деревне не было карт-кугыза (молящийся мужчина), и женщина — Микай вате — надевала мужскую шапку и читала молитвенную речь. В Моришек кусото молилась родня Виноградовых. Все они выходцы из деревни Алеево. Впервые здесь стал молиться старик по имени Мришка. В Курык кугыза кусото люди молились, в жертву приносили гусей. После посевной народ традиционно веселился на поле, на празднике Агавайрем. Приносили блины (команмелна), крашеные яйца. Просили у бога хорошего урожая.
(берём интервью у дяди Стёпы и Ираиды)
Встретил нас около родника удивительный человек, уроженец этих мест, Дядя Стёпа, как он нам представился. Надо сказать – это целый комплекс родников, их боле 5 штук, причём есть, как нисходящие, так и восходящие источники (кипуны, как их называют).
Дядя Стёпа представился как народный целитель и костоправ, мол, знают его не только в Йошкар-Оле, но и за пределами Республики, и даже в Москве. Про его целебные способности мы ничего не знали, но из уважения к человеку, который своими силами оборудовал это место, обустроил родники, построил купальню, также соорудил рядом избушку с печкой, где можно попить травяного чая – напишем в этой статье его номер телефона:
ДЯДЯ СТЁПА – 8-9177-111-882
Кто хочет – может к нему обратиться за помощью, ну, или даже помочь ему в таком важном деле, как обустройство родников родного края!
Рядом (у спуска в родниковый овраг) находится марийское священное дерево любви, куда часто приезжают молодожёны во время свадеб, а также у этого дерева может помолиться любой семейный человек – о семейном благополучии и о здоровье детей!
Точнее это два дерева – две сросшиеся сосны, которые представляют мужское и женское начало как в Природе, так и в жизни человека.
Эти деревья увешаны лентами, платками, висят на деревьях и замки, мол, во время свадьбы запирают такой замок на дереве, а ключ выкидывают (или прячут), а потом приговаривают: «Когда этим ключом замок отопрут, тогда нас разведут!».
На вершинах этих деревьев даже птицы вьют гнёзда и выводят птенцов!
Приезжают к этому месту и молодые парни и девушки – те, которые по разным причинам не могут найти себе спутника жизни, при этом, сюда желательно приезжать именно на растущую луну, якобы, тогда энергетика этого места возрастает!
Ираида также добавила, что по древней марийской традиции, во время свадьбы молодожёны шли к почитаемому дереву и втыкали в его кору иголку с ниткой, да так глубоко, чтобы никто не мог вытащить, якобы таким образом укреплялись семейные узы.
Буквально от Священных деревьев тропа по лестнице ведет в родниковый овраг. По дороге на кустах, ветках и деревцах висят рубашки, платки, распашонки и другие части одежды – как объяснил дядя Стёпа, у кого что болит, тот и вешает с больной части тела соответствующую одежду! А заболел ребёнок, то вешают детскую одежду или пелёнку. По рассказам – кому-то помогало…
Родниковый овраг представляет собой низину между двух больших холмов, поросших хвойным лесом, более еловником. На восточном склоне вытекают несколько родников. А на дне низины бьют настоящие кипуны - уникальность этих родников-кипунов в том, что в нескольких местах эти роднички в виде фонтанов с силой бьют из-под земли!
Место это уникально также и тем, что здесь соединились как христианская, так и языческая традиция почитание источников. У родников стоит деревянный Крест, а за ним в специальной нише – иконы разных святых, а над иконами колокольчики. Здесь можно помолиться о самом насущном (а также поставить свечи), ну, или загадать желание – если провести рукой по всем колокольчикам.
В общем, кому как нравиться!
Ираида также объясняла, что использование свечей на молитвах – это не только православный, но и марийский языческий ритуал, пришедший из глубины веков!
Сами источники освящены по чину православной Церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» - 6 ноября 2009 года. Для освящения воды сюда приезжали и на праздник Крещенье!
Как рассказал Дядя Стёпа – родники насыщены особой благодатью – природной энергией, и помогают от разных болезней, от хронической усталости, от апатии, спасают в сложных жизненных ситуациях и т.д.
При этом было замечено, что энергия в воде циркулирует по особому закону – она не одинакова в разное время суток. Так, например, днём максимальная положительная энергия бывает с 11 до 13 часов. Потом до 15.15 вода становится нейтральной, а уже вечером: с 19 до 21 часа – в воде энергетика становится «отрицательной».
Примечательно то, что от одних заболеваний и недугов (стрессы, хроническая усталость, апатия, малокровие, отсутствие аппетита и т.д.) надо лечиться положительным зарядом, а от других (неврозы, беспокойство, бессонница, раздражительность) – надо лечиться отрицательным зарядом.
Тут же находятся 2 купальни, точнее одна купальня с маленькой купелью, а одна – для обливания водой. У склона горы построена маленькая избушка, полуземлянка с печкой-буржуйкой. Здесь можно согреться после купания в источнике, а также попить чай на целебных травах, что мы и сделали.
Кипуны на дне оврага – это настоящее чудо Природы! Словно фонтаны они вырываются из-под земли и бьют выше человеческого роста. Стараниями дяди Стёпы обложены они камнями, а вокруг укреплены жёрдочками. Около родников чисто, красиво и опрятно. В нескольких местах посажены цветы.
Место очень понравилось, на самом деле здесь чувствуешь приток энергии и сил, чистая вода, ясный свежий воздух сами по себе укрепляют человека!
Надо добавить, что эти места расположены на склонах Вятского увала – совсем недалеко отсюда проходит линия водораздела Вятского и Волжского бассейна. Буквально в 6-7 км. на юг, в урочище Шем-памаш берет исток река Малый Кундыш (приток М.Кокшаги), а сами родники (Вий памаш) в виде ручья впадают в речку Шуй (около д.Токтарсола), что впадает в Шукшан, а потом в Немду – священную марийскую реку. Сама Немда протекает в 7-8 км. на восток от деревни (бассейн р.Вятки).
А в 10 км. на юг (д.Верх Ушут) берет свой исток другая легендарная река – Юшут!
На Вятских увалах расположена целая система родников, причем из-за падения высот среди них часто встречаются такие кипуны, которые благодаря давлению подземных пластов вырываются на белый свет в виде фонтанов воды! Действительно, эти районы РМЭ изобилуют родниками, ключами и источниками – рассказы про которые мы продолжим в других статьях!
Историческая справка - Деревня ТОКТАРСОЛА
Находится в 12 км юго-восточнее поселка Новый Торъял на берегу реки Шуи и является центром Токтарсолинской сельской администрации. Названа в честь охотника по имени Токтар. Овраги, родники, рощи названы именами троих его сыновей: Вашкан куэр, Ондроп памаш, Вашкан памаш, Вайчи памаш.
Первое упоминание о деревне относится к 1830 году, в селении числилось 5 дворов. В 1850 году проживали 80 мужчин и 79 женщин, в том числе русского православного исповедания 6 мужчин и 2 женщины. В 1884 году деревня Токтарсола вошла в состав Конганурской волости.
Проживали черемисы. Насчитывалось 37 дворов, 106 мужчин и 112 жен-шин. В 1886-1887 годах в Токтарсоле был бунт против непосильных податей под предводительством братьев Петра и Николая Мочаловых.
В 1898 году в деревне открыли школу, где обучались 35 учеников и работал 1 учитель (с 1902 года — Д.И. Ильин). В 1912 году под руководством Ильина начали строить новое здание школы, строительство продолжалось два года. За настойчивость, упорство, богатырское телосложение крестьяне называли его Онаром. Школа работала до 1993 года. С 1919 года Д.И. Ильин (Онар) был заведующим школы, второй учитель — М.И. Веткина. В феврале 1926 года открылся пункт по ликвидации неграмотности, им тоже руководил Д.И. Ильин (Онар). С 1933 по 1935 годы в деревне работала школа крестьянской молодежи.
6 апреля 1928 года создано общество по совместной обработке земли "Сасканур", а в 1930 году — колхоз "Урал". В 1932 году в селении проживали 90 человек, из них 76 мари и 14 русских.
В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 39 мужчин, не вернулись 24. В 1943 году в колхозе действовали 4 фермы: крупного рогатого скота, свиноводческая, овцеводческая и птицеводческая.
В 1956 году в деревне построили клуб на 250 мест. В 60-е годы здесь работала семилетняя школа, учились 176 человек.
4 марта 1964 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР деревню Токтарсола передали из Кукмаринского сельсовета в состав Новоторъяльского района. 28 февраля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР вновь образовали Токтарсолинский сельсовет Новоторъяльского района с центром в деревне Токтарсола.
К 1970 году в деревне, в основном, проживали марийцы, 54 мужчины и 92 женщины. 13 июля 1970 года были приняты в эксплуатацию магазин и детский сад. В 1978 году деревенский медпункт обслуживал 650 человек. В 1978-1979 годах в Токтарсолинской восьмилетней школе обучались 213 учащихся. 23 июня 1988 года в колхозе построили клуб на 300 мест. К 1 января 1996 года в деревне Токтарсола числилось 127 хозяйств, 445 человек, к 1 января 2002 года — 125 дворов, 470 человек.
Среди уроженцев деревни Токтарсола есть известные в республике люди. Это Г.Т. Мамаев — кандидат экономических наук, доцент. И.Ш. Веселов — фронтовик, видный партийный и государственный деятель, являлся депутатом и членом Президиума Верховного Совета Марийской АССР.
****************************
Также интересно место, где располагалась бывшая деревня Ямаши – находилась она в 3 км к северо-востоку от деревни Токтарсола. Название восходит к имени первопоселенца Ямаш. Сразу же за деревней пролегает большой овраг — Овда корем, в 2 км протекает река Шуи. Деревня стояла на ровном месте, была двусторонней, у каждого дома — колодцы. К западу от деревни находилась молельная роща — Саваран кусото (т.е. роща, огороженная плетенью, изгородью). До сих пор раз в пять лет приезжают сюда со всех сторон жители на большое моление. Про эту деревню также есть легенда, связанная с Овдой, но про это мы расскажем в других статьях.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Источник:
https://www.12rus.ru/
Фото и материал Кочующих – поход ноябрь-2011г.
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 27390 просмотров
Комментарии
Скажите пожалуйста как
Скажите пожалуйста как доехать .
дорога...
от Й-Олы надо выехать на восток по Сернурской дороге,
не доезжая 1 км. до д. Нурсола, повернуть на север в сторону Н.Торъяла,
по этой дороге надо ехать почти до поворота на д. Токтарсола.
Примерно за 1 км. до этого поворота есть съезд налево через поле в ближний лесной массив, там буквально 500 метров,
там в овраге и есть родники, дорога ведет прямо туда.
О родниках можно спросить и в самой Токтарсоле - место всем известное!
Из Советска через Шаваржаки
Если будет возможность. Попробую съездить через Шаваржаки, из Советска.
Не далеко
Там не далеко,
рядом много интересных мест.
Посмотрите и другие родники.
ураган на источнике Вий памаш
Как сообщает корреспондент газеты "Марийская правда" Дмитрий Шахтарин - буквально на днях в урочище "Вий памаш" пронесся настоящий ураган. В тот день известный по всей республике дядя Степа вел прием в своем домике на родниках. Кочующие писали про этого костоправа и целителя. В гостях на родниках были более десяти человек. Вдруг внезапно налетел сильнейший ветер и начал крушить деревья и ломать огромные ветви. Все спрятались где могли, а ураган усиливался. В овраге начало ломать вековые сосны словно спички, несколько сосен упало прямо рядом с домиком и с купальней, но, к счастью, никто не пострадал. Все домики, фонтаны и купели остались целыми, однако немного повредило дерево Верности и любви, где все семейные пары вешали платочки и ленточки в знак счастливой семейной жизни.
Заметим, что это лето было крайне "богатым" на мощные ураганы и грозы, которые стали появляться в наших краях все чаще и чаще!
Отправить комментарий