Сплав по реке Кема, Амгинские водопады (Приморье, Дальний Восток)
Кема — река в Приморском крае к северу от поселка Терней. Берёт начало на восточном склоне хребта Сихотэ-Алинь, вблизи его главного водораздела, течёт в южном и юго-восточном направлении, впадает в бухту Штормовую Японского моря у села Великая Кема.
Длина реки 119 км, площадь бассейна 2720 км², общее падение реки 1090 м. Ширина её перед впадением в море в устье 50 — 70 м. Глубина изменяется от 0.2-0.6 м в верховьях до 3.2 м в устье реки.
Основные притоки: р. Северянка (л.б., 85 км, длина 31 км), Порожистая (п.б., 78 км, 18 км), Долинная (л.б., 63 км, длина 22 км), Западная Кема (п.б., 49 км, длина 38 км), Брусничная (л.б., 27 км, длина 24 км), Тальниковая (п.б., 20 км, длина 27 км).
Рыбаки, особенно пожилые, используют старые китайские названия — Сица (Порожистая), Такунжа (искажённое Та Кунчи — Зап. Кема), Секунжа (искажённое Сяо Кунчи — Геологическая), Чима (Брусничная), Илимо или Ильмо (Тальниковая). В бассейне имеется 587 водотоков общей протяженностью 1665 км.
Бассейн реки расположен в пределах Восточного Сихотэ-Алиня. Горы имеют вид обособленных массивов или небольших хребтов, сильно расчлененных долинами рек. Вершины гор преимущественно остроконечные, склоны крутые, местами ступенчатые, вблизи подножья нередко заканчиваются скалистыми обрывами. Высота гор в верховьях бассейна превышает 1000 м (г. Высокая 1744 м), к устью понижается до 400—600 м. Вблизи побережья местность характеризуется крупнохолмистым рельефом.
Поверхность бассейна сложена массивными кристаллическими породами, покрытыми сверху слоем хрящеватых грунтов. Часто коренные породы выходят на поверхность в виде скалистых обнажений.
Вся территория бассейна покрыта густой таежной растительностью. Преобладает смешанный лес (ель, пихта, дуб, береза) и кустарники.
Долина реки в верховьях V-образная, ближе к устью долина реки приобретает ящикообразную форму. Склоны крутые, местами обрывистые. Пойма в верховьях отсутствует, в нижнем течении — двусторонняя, шириной до 2 км. Русло реки неразветвленное, умеренно извилистое. Дно русла в верхнем течении реки сложено из крупных камней и валунов, в низовьях — галечное. Ширина реки в верховьях не превышает 15 м, увеличиваясь к устью до 50-70 м. Во время паводков дно сильно деформируется.
В летнее время часты паводки, вызываемые в основном интенсивными продолжительными дождями. Подъём воды в реке быстрый, амплитуда колебания уровня воды — до 5 метров.
Ледостав образуется в конце ноября — начале декабря. Продолжительность его составляет около 160 дней. Толщина льда не превышает 60-90 см. Зимой наблюдается устойчивая межень. Низшие зимние уровни наступают в конце февраля — начале марта. Река очищается ото льда в третьей декаде апреля. Весенний ледоход отсутствует — лед тает на месте.
Температура воды достигает наибольших значений в августе — 14 °C.
Река популярна среди туристов-водников, имея в своем течении препятствия вплоть до 5 категории сложности. В среднем течении реки, где имеются несколько сложных порогов, проводятся соревнования. В бассейне Кемы имеется несколько маленьких горных озёр: оз. Сатурн (озеро), оз. Орлиное Гнездо, оз. Узловое.
Живописные пейзажи Дальневосточной тайги, в сочетании с чистейшей водой, делают отдых на реке Кема ярким и запоминающимся. Одним из наиболее заметных событий, связанных с Кемой является проводимые ежегодно в первой половине мая соревнования по технике водного туризма, собирающие на реке несколько сотен любителей бурной воды со всего Дальнего Востока. Доставка группы к месту начала водной части похода производится автотранспортом. После окончания сплава группа автотранспортом возвращается в г. Хабаровск.
Маршрут знакомит с экзотикой северного Приморья, красивейшими реками Сихотэ-Алиня – Кемы и Амгу. Кема – самая серьёзная река в Приморье. На своем пути она образует серию порогов третьей-пятой категории сложности. Амгу – небольшая речка, круто падающая с восточного склона Сихотэ-Алиня. Верховья её – живописные каньоны, где прячутся одни из самых красивых водопадов Приморья (Амгинские), в том числе и самый высокий в крае – Черный Шаман.
Маршрут проходит по дорогам первопроходцев Уссурийского края – Венюкова, Пржевальского, Арсеньева.
Подробное описание этих мест встречается в произведениях В. К. Арсеньева «Дерсу Узала», Малышева «Повесть о таёжном следопыте».
Схема маршрута:
- Выезд из Владивостока, путешествие в Тернейский район через города Арсеньев, Дальнегорск с пересечением Сихотэ-Алиня в историческом месте, где его переходили первые исследователи края – знаменитые путешественники: Венюков (1857 г.), Пржевальский (1867 г.), Арсеньев (1906 г.). Расположение палаточным лагерем на море, в одной из живописных бухт. Ужин.
- Прибытие на реку Кема. Установка базового лагеря на поляне у одного из самых красивых порогов - «Кемской трубы».
- Путешествие на Амгинские водопады. Переход через верховья р. Кема, с пересечением крутых отрогов западного Сихотэ-Алиня, хребта Карту, хорошо описанного В. К. Арсеньевым в книге «Дерсу Узала», на р. Амгу. Выход к самому высокому в крае водопаду – «Чёрному Шаману».
- Выход к водопадам – Арсеньевский и Невидимка, значительно уступающим в размерах «Чёрному Шаману», но тоже – очень эффектным и красивым.
- Сплав по Кеме.
Отчет о водном туристском походе III к.с. по Приморскому краю
(автор: МосГорСЮН, турклуб "Азимут")
Подъезд к началу сплава по реке Кема
Во Владивостоке нас встретил (по предварительной договоренности по телефону из Москвы) микроавтобус Приморского краевого ЦДЮТ, который довез наш багаж до школы № 19, где директор ЦДЮТ смог договориться о нашем временном пребывании. Сами же мы дошли до школы пешком (1-1,5 км от ж/д вокзала -10-15 минут бастрым шагом). Адрес школы № 19 - ул . Батарейная д. 6а (около стадиона "Динамо").
Далее нам следовало добираться в поселок Терней (700 км от Владивостока). На следующий день нам удалось договориться в одной из автотранспортных контор о заказе автобуса до Тернея. Нам дали небольшой 20-местный корейский автобус с правым рулем. Стоимость заказа 19000 рублей. В принципе, на этом автобусе можно было добраться прямо до места сплава, но мы на момент заказа не знали состояние дороги до реки Кема. Выезд назначили на 16.00 5-го августа. Вечером 4-го мы встретились с представителем МКК Приморского края Тараном Геннадием Николаевичем, который был на Кеме в мая 2006 года.
В 16.00 к нам в школу приехал заказанный автобус, и 16.30, погрузившись мы выехали. Дорога хорошая асфальт. 24.00 мы остановились на ночевку под г. Дальнегорском.
К 12.00 автобус подошел к школе. В 13.30 мы выехали. Дорога на Кему вполне приличная, проходит через 2 перевала Березовый и Таежный. Перевалы не высокие и не крутые. Прошли их без проблем. К 18.00 после долгих мытарств с поиском выхода к реке остановились, на правом берегу реки Кема в урочище Ясная Поляна. В принципе сплав можно начать на 5-7 км выше, в районе 3-го моста, выше лесозаготовочной вахты. Поляну мы там не обнаружили, но наверное можно было попытаться встать в лесу.
Выезд с конца маршрута по реке Кема
Река Кема впадает прямо в Японское море. От места впадения до ближайшего поселка Великая Кема 2-3 км. на север. Однако, по нашим сведениям в поселке Великая Кема практически нет жителей и соответственно транспорта. В 7 км на юг от устья расположен большой поселок - Малая Кема. До него от устья Кемы можно добраться на автомобилях повышенной проходимости (ГАЗ-66, Урал, ЗИЛ-131 и т.д.) вдоль берега моря и береговых скал. Автомобиль можно найти в поселке Малая Кема, добравшись до него пешком или вызвать по телефону, который якобы есть на ферме в поселке Великая Кема (нами не проверено). Грузовик ГАЗ-66 есть у того же самого шофера автобуса. Возможно, при благоприятной погоде, проплыть до поселка Малая Кема 7 км по морю. Погода способствовала тому, чтобы мы остановились на втором варианте. Однако, в 200 м от нашего лагеря стояли рыбаки, заготовлявшие красную рыбу и икру. У них был ГАЗ-66 с цельнометаллическим кузовом, который через 2 часа собирался уезжать в Малую Кему и согласился за 1000 рублей нас доставить до поселка. Мгновенно забыв о нашем желании плыть по морю, мы за 2 часа наскоро собрались, погрузились и уехали в Малую Кему. За лень мы были наказаны: в машине не было ни одного окошка и ни одного отверстия. За полчаса езды по бездорожью мы чуть умерли от удушья, выйдя наружу все мокрые, как после парной бани. Остановились на ночлег в местной школе.
Аварийные и запасные варианты
Аварийные варианты
На протяжении всего пути сплава по реке Кема от старта до порога Секунжа аварийный сход с маршрута возможен в любой точке, так как вдоль реки проходит хорошая грунтовая дорога сначала по ЛБ, а после второго моста - по ПБ. Дорога отходит от реки не более, чем на 1,5 км, а в некоторых местах (пороги Нежданный и Токунжа) подходит к самой реке. Дорога на участке от пор. Секунжа до моря по словам местных тоже есть, но плохая (могут двигаться только вездеходы) и редко используемая. На наших картах эта дорога есть, но мы ее видели лишь однажды в районе насыпного моста.
На протяжении основного пути сплава по рекам Обильная и Арму так же проходит лесовозная дорога, по которой при необходимости можно эвакуироваться.
График движения
28.07 – 3.08 Москва – Владивосток 9800 поезд 160 часов.
4.08 Владивосток Экскурсионная программа во Владивостоке.
5.08 Владивосток – Дальнегорск 450 автобус 8 ч 30 мин.
6.08 Дальнегорск – Терней 250 автобус 4 ч 30 мин.
7.08 Терней – урочище Ясная Поляна 170 автобус 4 ч 30 мин В теч.1 часа искали место для выгрузки
8.08 Дневка: сборка судов, разведка Сбор судов, разведка реки.
9.08 Урочище Ясная Поляна – 2–й мост через Кему 10 сплав 1 ч 40 м 7 ч 30 мин Мост, п. Труба, шиверы средн. сложности Туман, на пороге ремонтировали суда и катались.
10.08 2–й мост через Кему – пор. Плотина 3 сплав 15 мин 6 часов Пор. Форточка, Неожиданный Туман.
11.08 Пор. Плотина – пор. Горелый 6 сплав 40 мин 6 часов Мощные Шиверы, пороги Туман, сильный дождь.
12.08 Пор. Горелый – пор. Токунжа 2 сплав 20 мин 8 часов Пор. Горелый, Токунжа Туман, дождевой паводок.
13.08 Пор. Токунжа – насыпной мост 28 сплав 2 часа 8 ч 35 мин Пор. Новый, Секунжа, шиверы, мост Паводковая вода.
14.08 Насыпной мост – Малая Кема 20 7 сплав, ГАЗ–66 2 час 5 часов 30 мин Завалы, поленья, разбои Антистапель.
15.08 Дневка в поселке Малая Кема (7+7) [1] (Пешком) (6 часов) Экскурсионная программа.
Итого сплава по Кеме 69 км,
Техническое описание маршрута
08.08.
Дневка
Окончательная подготовка судов к сплаву.
Нам необходимо было предпринять разведку реки с берега, т.к. четких примет первого, достаточно серьезного порога (порог Труба), у нас не было.
На будущее можно рекомендовать группам, проходящим этот маршрут, поступить хитрее: определить место чалки перед порогом Труба и его приметы заранее, при заброске. Дело в том, что дорога, по которой мы забрасывались до Ясной поляны, проходит в непосредственной близости от порога, и само место порога нетрудно определить по рыбакам, которые там бывают, кажется, всегда. Порог достаточно характерный, и спутать его с другим сложно, поэтому, думается, целесообразно потратить час на поиск места чалки сразу на месте, чем искать ее потом, спускаясь пешком от Ясной поляны, как это пришлось делать нам.
09.08.
Урочище Ясная Поляна - 2-ой мост через Кему
Расстояние - 10 км
Техническое время- 7 часов 30 минут
ЧХВ- 1час 40 минут
Подъем в 7.00, выплыли в 11.30. Место начала сплава недалеко от зимовья (Фото №8). Ширина реки в месте начала сплава 10-15 м. По берегам непролазная чащоба смешенного леса с редкими просветами.
Установили стандартный порядок сплава: прохождение тандемами с интервалом между тандемами 1,5 - 2 минуты (тандем1 - Кат4-1+каяк1; тандем2 - Кат2-2+каяк2; тандем3 - Кат4-2+Кат4-3. На замыкающем судне транспортировались базовый ремнабор и основная аптечка; на каждом катамаране была своя миниаптечка и свой миниремнабор). В случая необходимости стандартный порядок изменялся ( что оговорено в тексте).
Над водой сильный туман, затрудняющий выбор линии движения. Периодически возникающие в русле реки острова, мы проходим по основной струе основными тандемами. Река петляет, но повороты не резкие. Через 3 минуты сплава (300-400 метров от Ясной поляны) преодолели мост (Фото №10) через реку Кема. Под мостом сильная струя. Мост проходим основными тандемами в правый пролет, прижимаясь к правой береговой опоре. Вниз с моста ближе к левому берегу свисают металлические элементы конструкции, с которыми следует быть очень внимательными. Далее правый берег становится преимущественно высоким, а иногда и образует скальные обрывы ярко-желтого цвета. Через 12 минут встали в разведанном накануне месте у левого берега и предприняли береговую разведку реки. Пройдя еще около километра вниз по берегу и не обнаружив препятствий, определили улово для зачалки под правым берегом. Сплав до него занял около 5 минут. Оказавшись в этом улове, разглядели в тумане резкий поворот реки. Продолжили береговую разведку, теперь уже по правому берегу. За поворотом оказался порог Труба.
Порог Труба (4 к.с.)
Сразу за правым поворотом, на левом изгибе русло реки делится на 4 протоки. Левая протока основная и представляет собой скальный коридор, сужающийся порой до 2-3 метров. Вода в нем прорывается с огромной силой, и выделить отдельные препятствия сложно. Препятствие похоже на сплошной слив. Однако через 30-40 метров стенки каньона расширяются и течение несколько ослабевает. По центру струи немного ближе к левому берегу находится полуобливной острый камень. На выходе из коридора слив 1.5-2 метра. Далее следует длинный плес.
Две средние протоки представляют собой небольшие ручьи, прохождение которых на каяке все же возможно. Правая протока маловодна и в начале представляет нагромождение камней, преодолеть которое при известной расторопности можно даже на катамаране четверке. Затем следует сужение и водопадный слив высотой 2-3 метра. Воды в сливе мало, и прохождение его можно осуществить лишь на каяке. За водопадом следует участок спокойного течения длиной 20-30 метров, а затем еще одним 1.5-2 метровым полноводным сливом протока завершается, соединяясь с остальными рукавами реки.
При осмотре порога с правого берега стало очевидно, что оценить возможность прохождения препятствия по левому руслу, не разведав его непосредственно с левого берега, не представляется возможным. Было решено сплавить суда по правому руслу до водопада (Фото№14), обнести водопад (Фото №15-18), не разгружая суда, протащив их 10-15 метров по каменному берегу, и приготовить обед, во время которого один из экипажей пройдет финишную ступень правой протоки и, оказавшись в конце порога, переправится на левый берег и разведает основную протоку. В случае, если сплав по ней возможен, экипажи, разгрузив суда, смогут занести их к началу порога и пройти левую протоку.
Так и было сделано. Выставив страховку у водопада и подавая друг другу оговоренные сигналы, мы по очереди сплавляли катамараны и протаскивали вдоль водопада. Закончив с обносом, дежурные принялись готовить обед, а тем временем один из экипажей отправился разведывать левую протоку. Каякеры, страхуемые катамараном, стоящим в улове за водопадом, прошли порог по правой протоке без проблем.
К моменту, когда обед был готов, экипаж, отправленный на разведку, уже вернулся на правый берег. По результатам разведки было решено после обеда пройти оставшуюся часть правой протоки и, зачалившись после порога, разгрузить несколько судов и пройти левую протоку.
Пожалуй, единственное сомнение в прохождении левой протоки составляло дерево, ствол которого подобно мосту лежал над руслом в самом начале коридора и угрожал помешать прохождению экипажей под ним. Однако сомнение в габаритности этого препятствия, скорее всего, было излишней осторожностью. Оказалось, что на самом деле оно достаточно высоко над водой.
Итак, расставив страховку с берегов и осуществляя страховку с воды в конце порога, мы начали запускать суда по одному. Первым стартовал Кат-2. Набрав достаточную скорость перед каньоном, он благополучно преодолел все препятствия в его верхней части почти по прямой и точно обошел камень в нижней части препятствия. Следующим судном, прошедшим этот порог, был тот же кат-2, только под управлением другого экипажа. При заходе гребцы видимо не рассчитали траекторию движения, и сразу после прохождения под стволом дерева их судно было развернуто струей носом вверх, однако, слаженными действиями экипаж сумел поправить эту ошибку и избежать серьезных последствий, однако, в следующем сливе судно сильно ударилось бортом о скалу левого берега. Удар был скользящим и ничего страшного, к счастью, не произошло.
Ушли с порога в 18.30. Идем тандемами с интервалом минуту, состав тандемов - стандартный. Через 20 минут мощная шивера, еще через 5 минут более слабая шивера и вираж реки, через 10 минут еще одна простая шивера. Техническая чалка, отдых 10 минут. Через 25 минут сплава от места отдыха левый приток, через 5 минут еще один приток, но вдвое меньше и справа. Виден брод. Затем на пологом левом повороте правый берег превращается в характерную скальную стену и осыпуху. Сразу за ее окончанием на крутом правом повороте мост через реку Кема. В общей сложности от порога Труба до 2-го моста мы добрались за 80 минут чистого времени.
Встали перед мостом на левом низком берегу. Мест для палаток много. Под ногами мелкий и средний камень с песком. В качестве дров использовали сухой кустарник. Воду брали из реки. Сразу за мостом слева есть очень хорошая стоянка с баней.
10.08
2-ой мост через Кему - Порог Плотина
Расстояние - 3 км
Техническое время- 6 часов
ЧХВ-15 минут
Поднялись в 9 утра. Густой туман делает сплав невозможным. Собираемся и ждем, пока видимость улучшится. Тем временем предпринимаем разведку с берега. Тропа имеется и с правого, и с левого берега. Лучше смотреть слева. Сразу после моста река делится на две протоки. Основная - правая.
Через 2 минуты сплава, или через 400-500 метров после моста, начинается порог Форточка (3 к.сл.). На правом повороте в левой части русла расположен небольшой, но плотный завал деревьев (легко обходится справа). Сразу за ним в центре русла реки отмель, которая протягивается 50-70 метров практически до второго завала. Он расположен в правой части русла и полностью перекрывает правую мелкую протоку и частично перегораживает левую протоку, по которой течет основная часть струи. Сразу за завалом в русле реки беспорядочно расположены камни. Прохождение следует осуществлять, придерживаясь левой части русла, обходя обливные камни. В конце порога у обоих берегов расположены большие камни-скалы. За ними улова, в которых можно без труда зачалиться. Далее за порогом следует участок спокойного течения.
Еще одной характеризующей приметой порога может служить, видимо временный, брод через реку в районе между первым и вторым завалами. Тут, вероятно, когда-то ездили лесовозы.
При разведке с берега, предпринятой с утра, достаточно разглядеть порог из-за плотно лежащего тумана не удалось. Было определено место для зачалки судов перед порогом и решено начать сегодняшний сплав. Мы рассчитывали, что в течение дня туман все же спадет.
Вышли в 13.30. Идем тандемами по основной (правой) протоке. Сразу за правым поворотом реки чалимся в улове напротив первого завала под левым берегом. Осматриваем порог всей группой, обсуждаем тактику прохождения, выбираем места для страховки и фотографирования, расставляем людей.
Первым идет кат-4-1. Экипаж решает, совершив траверс к левому берегу, подняться как можно ближе к первому завалу, и протащив судно через мель в наиболее подходящем месте, продолжить движение вдоль левого берега, маневрируя между камнями. Благополучно осуществив задуманное, судно проходит порог по обозначенной траектории и чалится в конце порога, осуществляет страховку.
Примерно через 700-900 метров спокойного течения реки на левом повороте реки расположен порог Нежданный (3-4 к.сл). Ориентиром его служит скала-осыпуха и не очень хорошо видимая с реки дорога по правому берегу. Длина порога 100-200 метров. Особой сложности для тех, кто видел порог с дороги, он не представляет. В центре его русла камень, в конце порога в воротах, образованных скалами, по центру лежит большая глыба, которую можно обойти с двух сторон. За порогом в 100 метрах правый поворот и небольшой прижим к левому высокому берегу (левая протока) и спокойная, но мелкая правая протока. Место для зачалки почти в любом месте справа. Места для стоянки за порогом нет. Оба берега высоки и густо поросли лесом. Четырехместные катамараны осуществляют прохождение по одному.
Пока готовились к прохождению, опять спустился туман. После того, как мы закончили прохождение, местные туристы, очень увлеченно наблюдавшие за нами, предложили отвести нас на машине к порогу Горелый и показать нам его. Мы согласились. В итоге мы проездили часа 2-3, но так ничего и не нашли. Вернувшись к порогу, обнаружили плотно покрытую туманом реку и поняли, что дальше плыть очень трудно и нужно вставать.
Мы прошли около 900 метров от Неожиданного и оказались прямо перед началом порога Плотина.
Встали на стоянку в 19:30 на правом невысоком берегу со скальными выступами. Мест для палаток в этом месте не много, и не такие они удобные, но переночевать нам удалось нормально. Часть палаток поставили на скальном берегу, часть - в лесочке. Костер развели на галечной отмели. После еды все снаряжение убрали наверх, в лес, боялись, что все смоет поднимающийся водой. В качестве дров использовали плавник и сухостой из леса. Дров много. Воду брали из реки.
11.08.
Порог Плотина - Порог Горелый
Расстояние - 6 км
Техническое время - 6 часов
ЧХВ - 40 минут
Встали в 9 часов, но вынуждены были ждать, пока туман рассеется. Вышли в 13.00. Шли порог с фотографированием 30 минут.
Порог Плотина (3 к.сл.) находится в 900 метрах от порога Неожиданный. Вспомогательным ориентиром служит находящийся почти перед самым порогом невысокий скальный выступ справа и каменная мель сразу за ним. Возможна чалка непосредственно перед первой ступенью на этой мели. Осмотр можно производить по тропе правого берега. К середине порога берег становится полого-высоким, и с него хорошо просматривается средняя часть препятствия.
Первая ступень - навал деревьев и камней через все русло - проходится в один из двух чистых сливов. Мы шли правым сливом. Затем река делает поворот направо и опять налево. Далее следует прямой участок длиной 300-400 метров с обливными и полуобливными камнями в русле, которые после просмотра обходятся без особого труда. Заканчивается порог ярко выраженной ступенью с мощными валами. Чалка возможна сразу в нескольких местах под правым берегом.
От порога Плотина плыли 6 минут до крупного водопадного притока справа - р. Смеховки. Сразу за притоком - небольшая площадка прямо возле дороги, где можно поставить палатки, но грязновато. До очередного препятствия шли около 15 минут. Справа серые скальные берега. Далее в правой части русла лежит большой кусок скалы серого цвета. Прошли препятствие без просмотра. Еще через 3-5 минуты зачалились (экстренно) слева и пошли смотреть препятствие - прижим к правому берегу и S-образном развороте реки. Приметой препятствия служит ярко выраженное изменение характера берегов с невысоких, поросших лесом, на невысокую скалу справа и скальный выступ слева. Река делает поворот налево, потом сразу направо. После прижима по центру препятствия полуобливные камни в русле.
После просмотра проходили по очереди (первым Кат4-1) с интервалом 2-3 минуты держась выпуклых берегов. Сразу после препятствия из-за тумана вынуждены были остановиться и отправились смотреть реку, устроили обед. Пошел очень сильный дождь, сильно снизилась видимость. После обеда дождь перестал и мы продолжили сплав. Далее почти сразу прошли несколько чистых пологих сливов между скальными сужениями реки, затем преодолели прижим на правом повороте реки в левой протоке. Шли стандартными тандемами. Река в этом месте делится на протоки большим поросшим лесом островом, основная протока - левая с прижимом. Затем метров через 200-300, после залитой водой галечной косы слева зачалились в улове под правым берегом. Сразу за уловом поворот реки, за которым начинается порог Горелый. Снова пошел дождь, и мы решили вставать на ночлег.
Есть место для стоянки небольшой группы в самом начале порога на невысоком, в этом месте, правом берегу. Мы же решили встать на поляне для стоянки команд, приезжающих сюда на весенние соревнования "Кема - ралли". Эта большая поляна посреди березовой рощи поляна находится в 500-600 метрах от места нашей зачалки на высоком правом берегу. Есть хорошая тропинка вдоль всего порога по правому берегу. С поляны есть автомобильный выезд к дороге. Спуск к воде затруднен: крутой, высокий подъем, скользкий под проливным дождем. Натянули веревку для спуска. Воду брали из реки. Дров мало: все вблизи вырублено на соревнованиях. Пользовались остатками, оставленными командами.
Нужно отметить, что, разгружая суда, мы поступили очень удачно. Во-первых, из-за многочисленных сложных маневров на пороге, прохождение его лучше осуществлять на разгруженных судах. Во-вторых, фактически нам не пришлось заниматься отдельным обносом вещей, т.к. мы вставали на ночевку и в любом случае должны были их отвязывать. В-третьих, подъем от реки на поляну в районе постановки палаток очень крутой и неудобный.
12.08.
Порог Горелый - порог Токунжа
Расстояние - 2 км
Техническое время- 8 часов
ЧХВ-20 минут
Встали в 9 утра. Долго ждали, пока закончится дождь, времени пока рассеется туман так и не дождались. За ночь вода сильно поднялась.
Порог Горелый по нашей воде никак не ниже 4-й категории сложности. Протяженность порога порядка 500-600 метров. Первая ступень - скала среди русла, узкий проход слева, затем через 50-100 метров вторая ступень - еще одна скала, проход тоже слева (здесь немного шире). Затем через несколько метров прижим к скальному выступу правого берега. Еще через несколько метров большой камень в центре русла, проход слева, потом слив в широких скальных воротах с камнями в правой части русла. Затем возможна хорошая чалка на галечной отмели правого берега в районе поляны стоянки.
Далее еще метров 100-200 следует быстроток с большими валами.
После прохождения препятствий - обед. Во время обеда пошли смотреть место для зачалки перед порогом Токунжа (2,5 км по автомобильной дороге). После обеда плыли минут 5. Справа большой приток - Горелый, затем высокий обрывистый правый берег и в конце обрыва через 300 метров от притока Горелый маленький приток опять же справа. Чалка на небольшом левом изгибе реки справа сразу за этим маленьким притоком. Сразу за местом чалки начинается порог.
Порог Токунжа 5 к.с. Является одним из наиболее мощных и сложных на реке. Расположен прямо возле дороги и имеет характерные черты, поэтому определить место чалки, как и в случае с пор. Труба, целесообразно при заброске. Ширина реки перед порогом 30-40 м, сужается к самому порогу до 15-20 м. Первая ступень - горка из валов и бочек, затем навал струи на камень, изгиб струи и несильный прижим к левому берегу (Фото №83). Далее в широком скальном коридорчике из обособленных камней-глыб участок спокойного течения. В завершении порога скальное сужение и камень по центру струи.
Проход слева от камня.
Первым прохождение начал кат-4-1 . На подходе к первой ступени экипаж набрал достаточную скорость, и пробивая валы и бочки, не отклонился от заданной траектории. При подходе к навалу воды на камень в средней части препятствия экипаж перестраховался и, уйдя слишком сильно влево, попал в улово и почти развернулся носом вверх. Дело в том, что в том месте лишь кажется, что вся струя наваливается на камень, на самом же деле течение там достаточно сильно уходит влево. Указанное отклонение от намеченной линии движения было быстро исправлено и не принесло проблем. Когда прошедший порог катамаран был выставлен на страховку и все были готовы к прохождению следующего судна, стартовал еще один кат-4-3.
На ночевку встали на высокой скальной поляне над порогом у самой дороги. Поляна большая. Правда часто может быть занята рыбаками. Воду брали из рек, вода мутная, в ней много песка. В качестве дров использовали плавни. Дров много. Соседство с дорогой нам не помешало.
13.08
Порог Токунжа - Насыпной мост
Расстояние - 28 км
Техническое время - 8 часов 35 минут
ЧХВ- 2 часа (120 минут)
Вышли в 11 часов. Прошли стандартными тандемами вторую ступень порога (Фото №89-90). Шли очень медленно, т.к. из-за тумана практически не видно было реки. Берега невысокие, поросшие лесом. Ширина реки 25-30 м.
Через 2-3 км (5 минут сплава) порог Новый (Островной) (4-5 категории сложности). Перед порогом по правому берегу идет хорошая тропа. В хорошую видимость порог должен быть заметен с воды - скальный остров с навалом деревьев в его начале делит реку на две протоки. Обычно проходят левую протоку (1,5-2-х метровый слив с хорошей бочкой за ним), но в нашем случае такой проход был невозможен из-за бревна, лежащего вдоль по струе слива. Правый слив у нас был чистый - с мощной бочкой и большим валом с обратным гребнем перед ней.
Перед порогом зачалились слева на залитую водой каменную отмель. После осмотра порога с левого берега решено было перечалиться на остров со стороны правой протоки. Места для чалки там мало. Пришлось чалить и затаскивать суда на скалу по очереди. Делали это, подавая друг другу сигналы установленным образом. Порог было решено обнести всем судам, кроме ката-2. Обнос производили по острову. Нести пришлось 10-15 метров.
До следующего порога шли стандартными тандемами.
От Нового до Секунжи шли порядка 2,5-3,5 км (около 10 минут). Ориентиром начала порога служат невысокие серые скалы, появляющиеся метров за 500 до начала порога. Перед самым порогом в левой части русла лежит многолетний огромный ствол дерева, застрявший на отмели. Смотреть порог следует по хорошей тропе со скал правого берега. Перед началом порога расположена небольшая бочка. Порог представляет собой скальный коридор с широким сливом высотой 1,5-2 метра и чередой мощных бочек и валов за ним.
Чалились в устье реки Геологический (300 метров от начала порога), где есть места для стоянки и проходит дорога. Обычно место многолюдно, занято рыбаками и просто отдыхающими. Есть места для стоянок. Тут обедали. Воду брали из реки Геологической, дрова в лесу. Дров много.
17:20 - отплытие с места обеда. Идем стандартными тандемами. Через 5 мин. шивера на правом повороте реки, шли по основной струе. Через 15 мин. одна очень мощная шивера по центру реки, проходили по основной струе. На правом берегу проходит дорога. Через 25 метров - приток слева. Через 10 мин. на правом берегу автомобильный съезд к реке, дорога, на левом берегу - рыжая скала. Через 10 мин. остров, основная протока - левая. Через 5 мин. большой лесистый остров, шли в левую протоку. Через 5 мин. небольшая шивера, идем по основной струе стандартными тандемами. Через 2 мин. слияние проток (окончание острова). Через 3 мин. шиверы и осыпуха на правом берегу. Через 10 мин. высокая скала слева. Через 5 мин. зачалились на отдых на левом берегу. Стоянка 15 мин. Сразу после отплытия начинается длинная каменистая шивера. Идем по основной струе стандартными тандемами. Через 5 мин. заканчивается шивера, справа - характерная скала. Через 5 мин. чалка на левом берегу после левого притока. Стоянка 10 мин. Через 5 мин. на крутом левом повороте реки мощный 1,5-метровый вал по центру реки. Проходили по основной струе стандартными тандемами, обходя вал ближе к выпуклому берегу. Через 5 мин. остров, проходили в левую протоку стандартными тандемами, здесь мелкая шивера и завал - дерево под правым берегом, не создающий помех для прохождения. Через 2 мин. начинаются многочисленные разбои реки островами и валы до 1-1,5 метров, что продолжается 10 мин. сплава. Проходили более полноводными протоками преимущественно правыми стандартными тандемами.
Стоянка на невысоком левом берегу в лесу. Мест для палаток в лесу много. В качестве дров использовали плавник, прибитый течением к мосту, воду брали из реки. Дров много.
14.08.06
Насыпной мост - устье реки Кема - Поселок Малая Кема
Расстояние - 20 км
Техническое время - 5 ч
ЧХВ - 2 ч
Машина ГАЗ-66
Расстояние 7 км
Время 30 минут
С утра обнесли суда в большое улово за мостом. 11:00 - отплытие. Впереди нас ждут разбои. Сложных препятствий не ожидается. Решили идти кильватерной колонной с интервалом 20-30 м между судами, первым - кат4-1 и последним кат4-3. Через 3 мин. приток справа (р. Тальниковая). Через 4 мин. остров, идем в левую протоку кильватерной колонной, в месте слияния проток - валы. Через 18 мин. слева скала, урочище (в левой части русла прижим к камню, посреди русла 2 больших камня и линия мелких камней). Проходим препятствие тандемами. Стоянка 10 мин. Сразу после отплытия длинная шивера с валами. Через 5 мин. слева длинная скальная стена, остров, идем в правую протоку, здесь длинные шиверы с валами (проходим их 5 мин) (Фото №116). Через 5 мин. большой лесистый остров, идем в правую протоку, здесь шиверы, сразу после шивер - большая скальная стена справа. Через 10 мин. приток справа, начинаются продолжительные разбои реки (примерно 10-12 мин). Через 8 мин. после окончания разбоев залив у правого берега, высокий песчаный обрывчатый правый берег. Через 5 мин. шиверы с валами, завалы слева и справа, проходили по основной струе, длинная шивера. Через 10 мин. - закончилась длинная шивера. Через 5 мин. на крутом левом повороте реки справа высокие (до 15 м) песчаные берега. Через 2 мин. встаем на правом берегу на перерыв. Стоянка 18 мин. Через 15 мин. после отплытия многочисленные разбои реки, идем в основную (самую полноводную) центральную протоку. Через 15 мин. (13:30) чалка на правом низкой песчанно-галичной косе, которая в то же время является берегом моря (Фото №117-119). Это окончание сплава по реке Кема. В том месте, где мы причалили, ширина косы примерно 30 метров. Перечаливаем суда на 300-400 метров вдоль берега (в сторону Малой Кемы) на песчано-травяную почву. Здесь устраиваем антистапель (Фото №120) и обед (перекус). Дров мало, в основном плавни -горят плохо. Воду берем из реки. Дожидаемся машины (ГАЗ-66), грузим в нее все свои вещи и залезаем сами. Далее на машине добираемся до пос. Малая Кема, где останавливаемся у школы. Договорившись с администрацией школы, переносим туда все вещи и ночуем там (Фото №121), в физкультурном зале. Костер нам разрешили жечь на заднем дворе школы, дали школьные дрова, воду брали в школе в водопроводе.
15.08
Активная дневка
Пешеходный выход к маяку у пос. Малая Кема.
Расстояние (7+7) км
Техническое время-6 часов
Местные жители показали нам красивейшие места здешних морских берегов. Мы посетили старый маяк, спустились с помощью каната с высокого, обрывистого берега к морю, попробовали съедобных даров моря и увидели красивейшие береговые скалы. Ночевали в школе
16.08.06
Поселок Малая Кема - старая лодочная станция на берегу реки Лагерная -
3 км выше порога Водопад.
Автобус
Расстояние 250 км
Техническое время - 5 часов
Интересные объекты маршрута
Самым интересным объектом маршрута следует безусловно считать Японское море Тихого океана. Именно, ознакомившись с тихоокеанской флорой и фауной, мы получили максимальное удовольствие.
Мы совершили поездки на экологический пост Владивостокского центра эколого-познавательного туризма на острове Елена (Зовут руководителя поста -Сметанин Виктор Борисович - он периодически возит на остров Елены группы школьников Приморского края и его гостей. Его сотовый телефон 914-790- 95-50; телефон фирмы 423 2 24-27-95; E-mail: smetvb@mail.ru.), на остров Русский, посетили живописнейшее побережье Японского моря в поселках Терней и Малая Кема, посетили океанариум и отдел природы в музее Владивостокского Университета.
Другим природным чудом Приморского края следует считать лотос, который встречается в нашей стране только в Приморье, да и то очень редко и занесен в Красную книгу. Кроме редкости мест обитания лотос обладает еще одной степенью недоступности: он цветет всего две недели. Нам повезло: мы попали в Приморье как раз во время цветения лотоса. Два места его обитания нам подсказали в музее университета: одно - в пределах Владивостока (конкретное и очень близкое), другое - на озере Ханка (расплывчатое и далекое). Первое место (проезд на автобусе 25Д до фанерного завода) оказалось за колючей проволокой. Пройти нам туда не разрешили, и мы смогли увидеть цветы только издалека со склона сопки (фотографии получились слишком мелкие), однако впечатление всеет равно остались превосходные. На озеро Ханка мы не ездили.
В поселке Терней мы, подачи местных жителей, посетили очень интересное, так называемое, Японское озеро, с очень теплой боле 35 градусов водой и очень красивым ландшафтом.
Очень красив сам город Владивосток с его неповторимой архитектурой конца 19-го начала 20-века (преимущественно модерн), великолепными зданиями морского и железнодорожного вокзалов, морской набережной. Изумительный вид на город и на бухту Золотой Рог открывается со смотровой площадки, куда можно подняться на фуникулере.
Кроме того, мы посетили во Владивостоке музей 2-го бастиона, часть которого находится под открытым небом и изобилует огромным количеством артиллеристской техники, на которую можно залезать и крутить всякие детали, что естественно вызвало шумное оживление в нашей группе.
Чем богат этот край
Кема чрезвычайно популярна не только у туристов, занимающихся сплавом, но и у рыбаков, и пеших путешественников.
Весной азартные рыбаки, которые заранее запаслись лицензией на отлов до десяти штук красной рыбы, ловят тут симу и горбушу весом до 7 кг, хариусов, ленков, форель, а в устьях Кемы удается поймать и метровую кумжу. Осенью в реке можно обловиться и гольцом.
Пешеходных туристов привлекают восхитительно живописные берега Кемы, покрытые, в основном, смешанными лесами. В начале осени они, благодаря растущим в прибрежной зоне желтеющим березам, выглядят прямо живым золотом. Чудесные леса манят путешественников земляникой, голубикой, жимолостью, смородиной. Пробираясь по берегу можно встретить медведей, изюбров, росомаху, лося, белок и других диких животных.
Рыбалка на севере Приморья
(Автор: Витаутас Лапинскас)
Великая Кема - это красавица, бесспорно, самая красивая река Приморского края, особенно ее верхняя и средняя часть с впечатляющими перекатами, прижимами и водопадами. От устья Кемы (пос. Малая Кема) до Ельмовских плесов, где расположен мост через Кему, километров 25.
По весне на блесну, если рыбацкая удача с вами, и вы не грешны перед природой, можно испытать сумасшедшую азартную рыбалку симы и горбуши весом 5-7 кг, в это же время в устьях Кемы попадается на блесну и метровая кумжа. Но надо заранее купить лицензию на отлов 5-10- штук красной рыбы, которая стоит недорого, но распространяется, как принято в России, в основном по знакомству и среди местного населения. Ныне рыбинспектора также снабжены мобильниками (в п. Малая Кема связь работает), и они очень оперативно отслеживают первый ход красной рыбы и весьма несговорчивы, а на разные «красные корочки» реагируют, как испанский бык в корриде. Осенью Кема еще прекраснее, и можно обловиться гольцом.
Арму с ее притоками – вотчина хариуса и ленка и естественно любима «аристократами» рыбалки нахлыстовиками, хотя все остальные также, особенно по осени, свою долю рыбы у реки берут легко. И Кема и Арму прекрасны для любителей рыбалки сплавом, как раз в меру опасны, и адреналин вырабатывается в разумных пределах.
Большая Уссурка |Иман| богат хариусом и ленком, водится таймень и щука, только надо угадать, где рыба; в основном русле и гуляет по многочисленным ямистым протокам. Речка хороша для любителей сплава, которые на первое место ставят цыганский кочевой отдых; спустились по речке, стали, порыбачили, переночевали день-два, поплыли дальше и так с остановками на недоступных берегах реки, где рыба не пугана, а в районе одного из мостов ожидает машина.
Таежная речка небольшая, и дорога пересекает ее как ручей, но если после Таежного перевала свернуть направо, то через 2 часа корявейшей езды открывается порожистая, ямистая речка, где много некрупной пеструхи, кунжы, форели, гольца и ленка. Река знаменита тем, что не поддается нормальному сплаву и «тралению сетями», поэтому, если постараться, то можно зацепить королевскую форель под 2 кг весом, сродни норвежской форели, которая лежит на прилавках города, только мясо ее не красное, а нежно розового цвета. Кстати, та же кумжа, пойманная в устьях Кемы, длиной 92 см обладает красным мясом, а выловленная 12 км выше, также становится розоватого оттенка.
Максимовка – особый разговор, в ней водится весь спектр приморской рыбы, и что в следующую минуту вытащишь, угадать невозможно. Там же рядом находится санаторий-здравница на естественных горячих ключах, можно нырнуть хоть зимой в те же горячие источники.
Пея, в районе Светлой, достижима по сухой погоде. Это - прародина крупного тайменя. Тайменя можно поймать и в любых других реках, даже в Джигите. Особо упорные могут добраться на джипах до Единки - Самарги, где рыба точно кидается даже на столовую ложку, а хариус достигает размера среднего ленка. Надо только запастись сухим пайком на месяц (на всякий случай)).
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.skitalets.ru/water/
https://www.mega-clipart.ru/
https://www.lotus-tur.com/
https://www.poplanete.ru/
https://www.photosight.ru/
https://nakhodka-discovery.ru/
huanmatus
cheslav
Юлия Бондарь
Александр Фаткулин
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 14211 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий