Шахунский район Нижегородской области
Городско́й о́круг го́род Шаху́нья — муниципальное образование в северо-восточной части Нижегородской области [НГО] России.
Административный центр — город Шахунья.
Численность населения 37 778 (2014).
Развитию района благоприятствует географическое положение района, проходящая через город автомобильная трасса Нижний Новгород — Киров и проходящая через город железная дорога Нижний Новгород — Киров. Обилие лесов на территории района дают возможность развитию лесного и лесохимического комплекса.
Район граничит с Ветлужским, Тоншаевским, Тонкинским, Уренским районами Нижегородской области, а также с Кировской и Костромской областями.
СПЛАВ ПО РЕКЕ БОЛЬШАЯ КАКША - ТУТ!
РЕКА ВЕТЛУГА - СПЛАВ И ГЕОГРАФИЯ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ПОВЕТЛУЖЬЕ И ВЕТЛУЖСКИХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ ПОВЕТЛУЖЬЯ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШАРАНГСКОГО РАЙОНА - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ!
памятник - паравоз в Шахунье
Площадь территории района 2594 км². Около 65 % (1686 км²) территории занято лесами, свободных земель 908 км². Общая площадь сельхозугодий на 18.03.97 год — 72569 га, где пашни — 60191 го, сенокосы и пастбища — 12378 га.
Геология и география
Нижегородская область является частью Восточноевропейской равнины. Область расположен на фундаменте Русской платформы, с основанием из гранитов, гнейсов, кварцитов, скрытых под осадочными породами. Глубина залегания криссталических пород составляет 1000—3000 метров от земной поверхности.
В палеозойскую эру вся поверхность Русской платформы несколько раз покрывалась морями, на дне которых отложились те напастования рыхлых пород, которые составляют геологическую картину территории области.
Шахунский район в восточной и южной частях сложен пластами Пермского периода Палеозойской эры — пестроцветные мегели и глины.
Дебет воды для колодцев получают при пробивании плиты из напластования серо-зеленых или буро-коричневых мергелей — минералов, содержащих силикаты кальция, магния, алюминия и железа. Толжина плиты может составлять от нескольких милиметров, до десятков сантиметров. Между мергелистыми слоями залегают супески с включениями гравия — отличным водоносом.
Достаточно высокое расположение поверхности региона на водоразделе Ветлуги и Вятки (около 160 м), вкупе с близким горизонтом грунтовых вод, объясняет обилие малых и мелких рек, зарождающихся на территории Шахунского и прилегающих районов Кировской области, и несущих свои воды в Ветлугу (Большая и Малая Какши, Вая, Уста), Волгу (Большая Кокшага) и Вятку (Пижма, Ошма и Кужнур).
Северо-западная часть района сложена породами триасового периода мезозойской эры — красно-бурыми глинами, мергелями и песчаниками. Поймы рек Ветлуги, Большой и Малой Какши и верхние слои всей остальной территории представляют собой самые молодые напластования пород четвертичного периода Кайнозойской эры, в основном: пески, глины, суглинки. Такие молодые осадочные породы образовались в результате наносов при таянии ледников при глобальных оледенения.
Покровская церковь в Шахунье
Территорию Русской платформы посетили три оледенения — Окское (500 тыс. лет назад), Днепровское (250 ты. лет) и Валдайское (70—10 тыс. лет назад). При этом, южная граница Окского оледенения проходила непосредственно по правому берегу реки Ветлуги в верхнем течении. Граница Днепровского оледенения проходила юнее, по территории Чувашии и Марий-Эл, а граница Валдайского оледенения — севернее Вологды и Котласа[]. В период таяния последнего ледника на юг текли мощные потоки воды, которые размывали и сглаживали предшествующие наносы более ранних геологических напластований[]. Вращение Земли смещало к западу потоки, ктекущие к югу, что вызывало соответствующее направление наносных гряд.
На территории от Котельнича до Красных Баков расположена огромная песчаная низина. Эта русло бывшего продолжения Вятки, которое впадало в «древнюю Ветлугу» близ Красных Баков, а Ветлуга, в свою очередь, соединялась с Сурой, образуя мощный поток несущий свои воды на юг. Волга моложе своих притоков: Унжи, Ветлуги, Суры и обазовалась познее. Эти притоки образовали мощную речную сеть, вырыли глубокие долины, причём, по некоторым они уже не текут (среди них и долина между Котельничем и Красными Баками), но протекали ещё недавно[]. Кстати, эти реки и нанесли те огромные песчанные и глинистые наносы.
Шахунский Край находится между южным склоном Северных Увалов и северным склоном Яранско-Кокшайской возвышенности и имеет общий уклон с юго-востока на северо-запад. Самая высокая точка — 192 м (Балт. система) — в трех километрах к югу от ст. Шестериково. Самая низкая — 90 м — урез реки Малая Какша при впадении в Ветлугу. Шахунский район Нижегородской области
ГОРОД ШАХУНЬЯ
Шаху́нья — город (с 1943[]) в Нижегородской области, Россия. С 2011 года административный центр городского округа город Шахунья.
Население — 20 499[] (2014) человек. Основан в 1921 году как поселение строителей железнодорожного пути Нижний Новгород — Котельнич. С 1933 по 2011 года административный центр Шахунского района.
В сентябре 2013 года городской округ отнесён к районам с низким уровнем социально-экономического развития. До 1 августа 2014 года являлся моногородом, затем наравне с Кстово, и Сергачем исключены из списка моногородов. ОАО «Молоко» является градообразующим предприятием города, в общем объёме отгруженной продукции доля этого предприятия составляет 44,3 %. Входит в список городов проекта «Безопасный город».
В 1870 году починок Шахунья начитывал семнадцать жителей. Мелкое переселение в эту местность началось в тридцатых годах XIX века с перевода государственных крестьян из ряда мест Костромской губернии. В 1921 году основан пристанционный посёлок, где расположились строители железной дороги Нижний Новгород — Котельнич. За период с 1923 по 1927 год построено железнодорожное депо, вокзал и электростанция. Улица Коминтерна идущая вдоль путей застроена однотипными домами, за которыми ещё долго стоял густой лес. В 1926 году население составляло до трехсот человек[]. Шахунский район Нижегородской области
Центром Чёрной, Большешироковской и Хмелевицкой волостей до 1930 года было село Хмелевицы, но из-за близости к железнодорожным путям центр, постановлением ВЦИК от 20.10.1933, перенесен в рабочий поселок Шахунья. Город превратился в крупный железнодорожный узел.
В годы Великой Отечественной войны значение Шахуньи возросло и 21 октября 1943 года посёлку присвоен статус города. Открыты новые предприятия деревообработки, пищевой промышленности, художественная фабрика (выпускающая швейные, тканые изделия и пр.). Сразу после войны город превратился в крупный промышленный и торговый центр севера области.
Город Шахунья получил название от близлежащей деревни, которая, в свою очередь, названа в честь протекающей неподалеку реки. Название речки пошло от древнерусского «шаха» — обман (Шахунья" — «обманщица»). Причиной такому названию является изменчивость русла: торфяные берега Шахуньи в дождь или половодье легко размывала вода, что делало невозможной постройку постоянного моста.
Кроме того, краевед В. В. Смирновым, озвучил другую версию: речка в былые времена была узка, и в любом месте её легко было перешагнуть («перешахивать».
Город расположен к северо-востоку от Нижнего Новгорода в 264 километрах по шоссе и в 240 километрах по железной дороге Нижний Новгород — Киров. Городской округ находится на северной границе Нижегородской области. Округ граничит с Костромской областью на севере, Кировской на севере и юго-востоке, с Тоншаевским районом на востоке, с Тонкинским районом на юге, с Уренским районом на юго-западе, с Ветлужским районом на западе.
Город расположен на слегка волнистой равнине наклонённой к северо-западу. С юго-востока на северо-запад, через центральную часть города, протекают речки Копань и Самариха, и впадают на окраине города в реку Чёрная (Чернушка). Самая высокая точка в северной части находится на улице Советской начиная от бывшей Художественной фабрики (ныне тц «Континент») и заканчивая водонапорной башней. Отметка этого участка 156,1 м, отметка же Советской площади (центра города) — 152,2 м.
Шахунский район Нижегородской области
В Шахунье функционирует три музея: этнографический музей, музей железнодорожников и музей выпускников школы № 1, основанный в 2007 году и имеющий 16 тематических экскурсий.
В городе Шахунья присутствует только православная церковь в честь Покров Божьей Матери расположенная на территории городского Парка Культуры. При ней же находится воскресная школа.
Напротив церкви расположена часовня, близ лужайского кладбища находится ещё одна часовня.
Город Шахунья расположена на водораздельном пространстве рек Чёрная (Чернушка) и её притоков: Самарихи и Копани. Чёрная начинается в низине в районе улиц Садовой и Интернациональной, впадает в Малую Какшу у Туманинской сельской администрации. Самариха берет начало при слиянии двух ручьев на перекрестке улиц Садовая и Крупской, впадает в Чёрную у бывшего починка Морозовского. Копань начинается слиянием двух ручьев в районе столовой № 11 ОРСА ГЖД, впадает в Самариху возле деревни Алехановцы.
Рельеф города — слегка волнистая равнина, наклоненная к северо-западу. Самая высокая точка — район художественной фабрики — водонапорной башни — 156,1 м[]. Советская площадь — 152,2 м. Южная часть города возвышается к юго-западу. Телевышка: 173,2 м; метеостанция: 176,1 м.
Средние отметки: Сява — 100 м, Вахтан — 130 м. Село Хмелевицы — 140, село Большое Широкое — 175, село Чёрное — 131 м.
Главным ресурсом является питьевая вода, — восполняемые залежи которой местами расположены на поверхности в виде чистых, слабоминерализованных и слабокислых родников. Приповерхностный слой грунтовых вод минерализован ионами кальция и магния, придающими воде жесткость и ионами железа со слабовяжущим вкусом. Воды же глубокого заложения (80—120 м) сильно минерализованы фтором, имеют слабощелочную реакцию. Воды сфагновых болот из-за антисептических свойств мха-сфагнума являются чистейшими в микробиологическом отношении.
Некоторые исследователи полагают, что при должной разведке на больших глубинах может быть обнаружена нефть.
Казанская церковь в пос. Вахтан
КЛИМАТ
Шахунский край находится в умеренно холодном континентальном климате с холодной и многоснежной зимой и умеренно жарким летом. Минимальная температура: −46° C (31 декабря 1979 года), максимальная: +37° C. Продолжительность периода с температурой ниже +8° C — 226 суток, с 0° C — 163 суток.
За 163 суток промерзает даже земля, в особенности, если земля не покрыта снегом, в таких местах грунт промерзает до полутора метров, когда покрытая снегом земля лишь на пару десятков сантиметров[]. Грунт округа относится к пучинистым грунтам и неравномерное промерзания могут привести к разрушению конструкций.
Большим влиянием на климат обладают леса: в приземистых слоях лесного воздуха и почве создается свой микроклимат. Летом в лесу прохладнее, а зимой теплее. Лес сдерживает на полях сдувание снега — положительно влияет на урожайность — и делает более устойчивым режим рек.
В округе выпадает достаточно много осадков, но, примерно, раз в десять лет, случается засушливый год, приносящий с собой лесные пожары и неурожаи: 1891, 1901, 1911, 1921, 1932, 1941 (не засуха, но средняя годовая температура 0° C), 1951, 1961, 1972 годы[]. Сумма осадков за год: 548 мм, максимальное суточное выпадение осадков: 59 мм[]. Продолжительность снегового покрова: с 18 ноября по 15 апреля[]. Средняя толщина снегового покрова: 62 см[]. Среднее количество безветренных дней в январе — 11, в июле — 17. Господствующими ветрами зимой являются юго-западные и западные летом. Каждый квадратный метр земной поверхности получает солнечного тепла в среднегодовом исчислении: 110 Ватт. Наибольшее количество тепла поступает в июне (220 Вт), наименьшее — в декабре (10 Вт).
сплав по реке Вая - половодье
Реки района
Вая — река берущая начало в километре к северо-западу от деревни Письменер Тоншаевского района и впадающая в Усту в пяти километрах южнее от ст. Арья. Протяженность около 106 км. Исток: 146 м; устье: 91 м.
Малая Какша — река берущая начало в двух километрах западнее ст. Тоншаево (пос. Шайгино) и впадающая в Ветлугу в восьми километрах выше г. Ветлуги. Протяженность 91 км. Исток: 133 м; устье: 88 м.
Большая Какша — река берущая начало в полукилометре южнее от ст. Шабалино Северной железной дороги и впадающая в Ветлугу в девяти километрах выше г. Ветлуги. Протяженность 138 км. Исток: 161 м; устье: 88 м.
Большой Вахтан — река берущая начало у починка Терешинский и впадающая в Большую Какшу слева на границе с Кировской областью, в двенадцати километрах выше Сявы. Протяженность 41 км. Исток: 141 м; устье: 106 м.
Пижма — река берущая начало в пяти километрах восточнее деревни Щербаж и впадающая в Вятку справа близ города Советск. Протяженность 300 км.
Вахтан (Вахтанка) — река берущая начало близ деревни Вахтан-Рачки и впадающая в Малую Какшу справа, возле бывшей деревни Трехречье. Протяженность 23 км. Исток: 131 м; устье: 107 м.
Вахтан — река берущая начало у деревни Гусевский слиянием двух ручьев, начинающихся у деревень Мелешиха и Красный Май и впадающая Малую Какшу слева напротив Хмелевиц. Протяженность 24 км. Исток: 142 м; устье: 108 м.
Свеча — река берущая начало в километре к востоку от платформы Буренино и впадающая в Малую Какшу слева в километре ниже деревни Каменнша. Протяженность 18 км. Исток: 120 м; устье: 107 м.
Черная — река берущая начало на перекрестке улиц Садовая и Интернациональная города Шахуньи и впадающая в Малую Какшу слева в полукилометре севернее деревни Чёрная. Протяженность 23 км. Исток: 131 м; устье: 107 м.
Кулепиха — река берущая начало на территории промбазы ПМК-214 и ЗАО «Тарпол» и впадающая в Чёрную у села Туманино. В устье расположен Туманинский пруд.
Становление района
1917—1929 годы — продолжает существовать губерния с уездами и волостями;
1929—1936 годы — время существования края с районами и сельсоветами;
1936—н. в. — существование области.
Губернский период
К середине 1922 года губерния занчительно увеличилась: присоединился Курмышский уезд из Симбирской губернии, Варнавинский, Ветлужский и часть Ковернинского уездов из Костромской губернии. В связи с чем губерния получила 1800 тысяч десятин хвойного леса.
малый городок - Шахунья
Нижегородский край
Административное деление приспосабливалось к нуждам индустриализации страны: ликвидированы губернии, уезды, волости; создан громадный по территории Нижегородский (с 1932 года — Горьковский). Притом в первой половине 1929 года называлась областью, но из-за присоединения автономий названа краем.
В это время проектируется Шахунский район, но с центром в селе Хмелевицы, соответственно и назван сам район. Но старинное село лежало на большом удалении от железной дороги Нижний—Котельнич и уже после окончательного установления границ района центр переносится на станцию Шахунья, одновременно с этим рассматривается расширение района за счет запвисимых от железной дороги территорий.
Постановление ВЦИК от 20 января 1931 года Шахунский район организован из Хмелевицкого, Тоншаевского и Тонкинского районов. В августе 1931 года присоединены ещё три сельсовета Тужинского и один из Шарангского районов.
В 1931 году район состоит из 33 сельских советов и двух поселковых советов с административным центром на станции Шахунья с территорией в 4875 км²; 802 населёнными пунктами, где проживает 90 928 человек.
В 1935 году, в связи с образованием Тоншаевского района к нему переходят 15 сельсоветов, а в 1936 ещё 5 ушли в вновь восстановленный Тонкинский район. На 1 января 1939 года в районе проживает уже 67 259 человек, в том числе в рабочих поселках — 10592 человека (94,6 % русских и 5,1 % марийцев); 239 колхозов с 7638 хозяйствами
Национальный состав
На 2000 год:
Русские — 96,6 %
Татары — 1,2 %
Украинцы — 0,7 %
Белорусы — 0,1 %
Мордва, марийцы, чуваши, евреи, цынане и другие
Шахунский район включал в себя:
Город Шахунья
Рабочий посёлок Вахтан
Рабочий посёлок Сява
Акатовский сельсовет
Красногорский сельсовет
Лужайский сельсовет
Туманинский сельсовет
Хмелевицкий сельсовет
Черновский сельсовет
Минеральные ресурсы
В Шахунском районе разведано 32 торфяных месторождения, площадью в границах промышленной залежи каждого более 10 гектар. Общая площадь их составляет 4486 гектар, с запасом воздушно-сухого торфа 13 200 000 тонн. К промышленному торфяному фонду относятся торфяные месторождения «Казанское» и «Сибирское», которые в настоящее время не используются.
Торфяное месторождение «Казанское» смешанного типа, площадью промышленной залежи 2288 гектар и геологическим запасом воздушно-сухого торфа 7 900 000 тонн, со средней степенью разложения торфа по месторождению 37 % и зольностью 6,3 %.
Торфяное месторождение «Сибирское», площадью 934 гектар, с геологическим запасом воздушно-сухого торфа 19 000 000 тонн, со средней степенью разложения торфа 70 %, зольностью 10,3 %.
Торфяной фонд сельскохозяйственного назначения состоит из 30 торфяных месторождений низинного типа общей площадью промышленной залежи 1264 гектар, с геологическим запасом торфа в пересчёте на 60 % влажность около 7 000 000 тонн.
Также на территории Шахунского района есть залежи строительной глины.
Лесные ресурсы
Общая площадь лесов в Шахунском районе составляет 163 960 гектар, из них покрыто лесом 150 700 гектар. Лесистость района (отношение площади лесных земель к общей площади территории района) составляет 63 %. Общий запас древесины — 291 604 800 м³, в том числе хвойной древесины — 17 894 300 м³.
Посадка и посев леса — 229,3 гектар;
Содействие естественному возобновлению — 281,0 га.
К предприятиям лесного хозяйства относятся такие предприятия, как
Шахунский лесхоз,
Вахтанский лесхоз,
межхозяйственный лесхоз «Шахунский»,
Сельский лесхоз.
К лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли промышленности относятся
ОАО «Крона»,
ЗАО «Сявалес»,
ОАО «Шахунский леспромхоз»,
ОАО «Рослес»,
ОАО «Промкомбинат».
Все эти предприятия занимаются заготовкой, вывозкой и переработкой древесины.
В 2000 году освоение лимитов лесосечного фонда по Шахунскому лесхозу составило 77 200 м³ (56,3 %), в том числе хвои — 26 900 м³ (100 %). По Вахтанскому лесхозу освоено лимитов в размере 49 900 м³ (или 77,2 % от выделенных лимитов), в том числе хвои — 10 600 м³ (53 %).
Водные ресурсы
На территории Шахунского района протекает множество мелких рек и ручьёв, таких, как реки Тургуш, Большой Вахтан, Пижма, Рамень, Чернушка, Шара, Чёрная. К наиболее крупным рекам относятся реки Большая Какша (138 км), Вая (108 км), Малая Какша (91 км).
Также район насчитывает 65 прудов, общей площадью 200 гектар. Самые крупные из них:
пруд на реке Большая Свеча, размером 50 гектар, средняя глубина — 2,7 метра, средняя длина — 2 километра, запасы воды — 620 000 м³;
пруд на реке Шара у деревни Большая Полдневая, размером 32 гектара, средняя глубина — 4 метра, средняя длина — 1 километр, запасы воды — 425 000 м³;
пруд на реке Шара у деревни Большие Кулики, размером 30 гектар, средняя глубина — 2,5 метра, средняя длина — 2 километра, запасы воды — 750 000 м³;
пруд на реке Шара у деревни Малые Кулики, размером 20 гектар, средняя глубина — 3 метра, средняя длина — 1,3 километра, запасы воды — 603 000 м³.
Транспорт
Автомобильная трасса Нижний Новгород — Киров (федерального значения).
«Новое» направление транссибирской железнодорожной магистрали. Однопутная ведомственная магистраль Шайгино (Тоншаевский район) — Сява была разобрана в 2011 году.
История района
Древнейшими жителями Шахунского района были марийцы.
Шахунский район образован в 1926 году из трёх волостей при слиянии Хмелевицкой, Большешироковской, Черновской. В связи с недостаточной обеспеченностью жильём и административными помещениями рабочего посёлка станции Шахунья центром района до 1930 года было село Хмелевицы. Возникновение и развитие сегодняшнего административного центра — города Шахунья — связано со строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Киров. В 1912 году прошла первая партия проектировщиков со стороны Нижнего Новгорода, трасса будущей магистрали прошла рядом с деревней Шахунья, в трёх километрах от которой согласно проекту должна быть станция. Небольшая деревушка Шахунья получила своё название от речки Шахунки, впадающей в речку Шара в самом её верховье.
Месторасположение станции Шахунья было предопределено между двумя небольшими речками: Чёрной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекла обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.
Строительство железной дороги началось в 1913 году одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. С началом первой мировой войны строительство железной дороги остановилось, возобновившись только после Октябрьской революции в 1918 году. Стройку железной дороги объявили ударной, и наиболее успешно она шла со стороны Нижнего Новгорода. В 1927 году был выстроен вокзал, который был перестроен в 1998 году. Началось строительство типовых одноэтажных домов для железнодорожников. Росту посёлка при станции способствовала созданная в 1924 году коммуна «Луч Свободы».
В 1926 году население посёлка при станции Шахунья составляло всего около 300 человек. Большое значение в развитии посёлка сыграло строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырёх лет и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда потребовалось много рабочих рук. Далее создавались железнодорожные предприятия: дистанция пути, дистанция связи, прорабский участок по строительству и ремонту железнодорожных сооружений, склад топлива, материальный склад, кондукторский резерв, стрелковая военизированная охрана. Дистанция пути строит механические мастерские, создаётся железнодорожная строительная организация — стройучасток № 7. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге.
С 1938 по 1943 год население Шахуньи увеличилось на пять тысяч человек и к началу 1943 года достигло 18500. человек. 27 октября 1943 года решением Горьковского облисполкома рабочий поселок Шахунья был преобразован в город.
Молодой город в послевоенные пятилетки в короткий срок превратился в крупный промышленный, торговый и культурный центр севера области. На сегодняшний день и на протяжении уже многих лет Шахунский район по уровню социально-экономического развития занимает лидирующее положение среди северных районов области.
Краеведческие исследовательские работы начались после находок экспедиции фольклорной группы Шахунского Молодежного Клуба в начале 70-х годов; были записаны образцы: народных песен, баллад, легенд, сказаний, сказок, поверий, прибауток и скороговорок, многие из которых оказались уникальными.
Шахунья в 60-х годах прошлого века
МАЛЫЕ РЕКИ ШАХУНСКОГО КРАЯ
1. Водный режим рек.
По водному режиму наши реки относятся к восточно-европейскому типу, так как они имеют преимущественно снеговое питание.
Главный источник питания рек Шахунского района – талые снеговые воды , они составляют 60-80 %, значительно меньшая доля приходится на подземные воды (15-20 %) и дождевые (5-15 %).
Для рек характерно крайне неравномерное распределение стока в течение года.
В их годовом ходе отчетливо выражается весеннее половодье с максимальным подъёмом уровней. Весной в период снеготаяния через поперечное сечение русла проходит три четверти годового объёма стока. За весенним половодьем следует неустойчивая летняя межень и более устойчивая зимняя межень. Наиболее высокий уровень воды устанавливается во второй половине мая. Во время весеннего половодья уровень воды в реках по сравнению с меженным повышается на 1-2 метра над меженью. Характер половодья зависит от мощности снежного покрова и интенсивности таяния снега. Период весеннего половодья продолжается до 1,5 месяцев. В конце мая и первой половине июня реки входят в свои берега.
Летом уровни рек самые низкие. Многие из них становятся преодолимыми вброд. И только от сильных дождей бывают кратковременные паводки, во время которых уровни поднимаются до 1-1,5 метров. Средняя температура воды в летний период составляет 17 - 20°, в июле-августе достигает 24 - 29°.
Зимой, когда реки получают лишь грунтовое питание, сток их повсеместно уменьшается (зимняя межень), а во второй половине зимы при суровых морозах самые малые водотоки почти полностью перемерзают. Ледовый покров устанавливается в среднем во второй половине ноября и держится примерно до 170 дней. Толщина льда не превышает 50-75 см и только в суровые малоснежные зимы может увеличиваться до 120-140 см. Ледоход начинается в конце апреля.
Краткая характеристика рек.
Большая Какша
Река Большая Какша – левый приток Ветлуги. Это самая крупная из рек Шахунского района. Её исток находится в полукилометре южнее ст. Шабалино Северной железной дороги (г. Ленинское Кировской области.). Впадает в Ветлугу в девяти километрах выше г. Ветлуги. Протяженность Большой Какши 138 км, по району – 55 км. Отметки 161-88 метров. Отметка кряжа, разделяющего истоки Большой Какши и Ветлуги- 180 м. Шириной река до 30 метров.
У поселка Сява сильно петляет. В межень здесь очень мелко. В её русле есть пороги в районе деревень Новенькой и Погорелой. Поверхность бассейна покрыта таежными, местами заболоченными лесами.
Притоки реки Большая Какша.
Большой Вахтан берет начало у починка Терешинский и впадает в Большую Какшу слева на границе с Кировской областью, в двенадцати километрах выше Сявы. Протяженность 41 км, отметка стока: 141 – 106.
Малая Какша.
Малая Какша – левый приток Ветлуги.
Зарождается речка из родника в двух километрах западнее станции Тоншаево (пос. Шайгино Тоншаевского района). Протекает по территории Шахунского района и частично Ветлужского. Течет на северо-запад, пересекая железную дорогу Нижний Новгород – Котельнич. Впадает в Ветлугу несколько ниже Большой Какши. Длина реки 91 километр, протекает по району на протяжении около 74 км. Удобными для сплава леса были когда-то 58 км. Исток имеет отметку 133 м, устье - 88 м. В бассейне нередко встречаются заболоченные массивы. Долина реки широкая, склоны её обычно покрыты лесом, преимущественно пологие, незаметно переходящие в прилегающую местность. Пойма широкая, в нижнем течении достигает 3 км. Поверхность её неровная, покрыта лесом, заболочена. Русло извилистое. Дно песчаное, заиленное.
Притоки реки Малая Какша.
Вахтан (Вахтанка) начинается возле деревни Вахтан-Рачки и впадает в Малую Какшу справа возле бывшей деревни Трехречье. Протяженность
23 км, сток 131 -107.
Шара начинается у деревни Гусевский слиянием двух ручьев, начинающихся у деревень Мелешиха и Красный Май. Впадает в Малую Какшу слева напротив Хмелевиц. Протяженность 24 км, сток 142 – 108 метров.
Свеча берет свое начало в километре к востоку от платформы Буренино Горьковской ж/д и впадает в Малую Какшу слева в километре ниже деревни Каменик. Длина её 18 км., сток 120 – 107 метров.
Черная начинается в низине на перекрестке улиц Садовая и Интернациональная города Шахуньи, и впадает в Малую Какшу слева в полукилометре севернее деревни Черная Туманинской сельской администрации. Её протяженность
9 км, сток 156 – 116 метров.
На этой речке расположены три городских пруда – Чернушка у южного переезда, Январевский и Морозовский.
Притоки реки Черная.
Кулепиха берет начало на территории промбазы ПМК -214 и ЗАО»Тарпол» и впадает в Черную у села Туманино. В устье речки расположен Туманинский пруд.
Самариха берет свое начало при слиянии двух ручьев на перекрестке улиц Садовая и Крупской города Шахуньи. Впадает в речку Черная у бывшего починка Морозовского. Берега и русло реки в пределах города сильно загрязнено бытовым мусором.
Копань является притоком Самарихи. Начинается также слиянием двух ручьев в районе столовой № 11 ОРСА ГЖД, она взята в ливневую канализацию от начала и до ул. Революционной. Впадает в Самариху возле деревни Алехановцы.
Вая.
Вая – правый приток Усты. Берет начало в одном километре к северо-западу от деревни Письменер Тоншаевского района. Впадает в Усту в пяти километрах южнее станции Арья Уренского района. Протяженность около 106 км, из них сплавными когда-то считались 80 км. Исток реки на отметке 146 м, устье – 91. Принимает четыре незначительных притока слева и пять справа. На всем протяжении Вая течет по лесу. Русло реки сильно меандрирует. Ширина реки в межень в среднем 20 метров, глубина 0,5 метров, дно песчаное. Лес по берегам Ваи преимущественно смешанный. Протекает река по ненаселенной местности.
Название речки происходит от марийского слова «вуй» – исток, верховье. Такое название вполне оправдано: исток реки Ваи расположен восточное реки Усты, и являясь не менее многоводным, чем исток Усты, а потому для первых поселенцев – марийцев, не было ясным, которая из этих рек главная (подробно см. «Ветлужский край», Н.Г. Тумаков стр. 55).
По реке проходит сплавной маршрут: реки Ваяя – Уста – Ветлуга.
Пижма
Пижма начинается в пяти километрах восточнее деревни Щербаж Шахунского района, впадает в Вятку справа близ города Советск Кировской области. Протяженность около 300 км, по району – 8 км.
Типично лесная река, бассейн изобилует болотами. Долина реки выражена неясно, только в отдельных местах склоны её крутые и обрывистые.
Пойма чаще двусторонняя, шириной до 0,5 км, пересечена старицами, гривами и ложбинами, сильно заболочена. Русло извилистое, шириной до 20-30 метров, местами заросшее травой. Глубина не более 1-3 метров. Берега крутые и обрывистые.
храм в деревне Пестово
АРХЕОЛОГИЯ ШАХУНСКОГО И ВЕТЛУЖСКОГО КРАЯ
Народы, в глубокой древности обитавшие в нашем крае
Современное коренное население нашего края -северные районы Горьковской области - образовалось в результате многовекового взаимного общения и смешения различных племен, которые с древних времен обитали в междуречье среднего течения Вятки и Реки Ветлуги, где в наше время находятся стыки трех смежных областей - Кировской, Горьковской и Костромской.
На этой территории обнаружены памятники глубокой старины: каменные сверленые, костяные, бронзовые и ранней эпохи железа орудия труда, военное оружие, предметы быта и домашнего обихода, включая круглодонную и плоскодонную керамику - глиняную посуду.
Здесь сохранились следы древних городищ, расположенных на крутых берегах рек и впадающих в них оврагов: на Вятке, при впадении в нее реки Пижмы - Пижемское, на Ветлуге - Чортово, Спасское, Паново, Одоевское и др. Все перечисленные городища были укреплены высокими земляными валами, глубокими рвами, сооружаемыми в целях защиты от нападения врагов, что свидетельствует о войнах, происходивших между племенами и народами.
Кто же первым заселил междуречье Вятки и Ветлуги? Обратимся к одному из письменных документов - русской летописи под названием «Повесть временных лет», относящемуся к концу XI века н.э. Этот документ (автором его считают монаха Киево-Печерского монастыря - Нестора) рассказывает, какие народы в историческую эпоху были соседями древней Руси: «На Белоозере седят Весь, на Ростовском озере Меря, на Клещине озере Меря же, на Оцерепе, где потече в Волгу, Мурома язык свой, Черемиси язык свой, Мордва язык свой. А вси инии языцы, иже дань дают Руси, Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемиси, Мордва, Пермь, Печёра, Ямь, Литва, Зимгола, Корсь, Норова, Либь(Ливь), си суть свой язык имуще»[1].
Для нас представляют интерес не все народы перечисленные в летописи, чем более многие из них исчезли, а те, которые населяли в XI веке северо-восток Европы, включая междуречье Вятки и Ветлуги: меря, обитавшая, помимо Ивановской, Владимирской, Ярославской областей но и в соседней с междуречьем Вятки и Веглуги Костромской области по водоразделу Унжи и Ветлуги; черемисы - ныне марийцы, занимавшие не только среднее Поволжье, но и реки Ветлугу и среднее течение Вятки; пермь - устаревшее название коми-пермяков, обитавшая в верховьях Камы; печдра древнее племя, одно из предков современного народа коми, называвшаяся зыряне.
Что касается доисторической эпохи, то о племенах, населяющих северо-восток Европы, вряд ли имеются какие либо памятники письменности. Но о людях доисторической эпохи существует другая не письменная история - это памятники их материальной культуры.
Археологи и антропологи, путем исследования древних находок, обнаруженных археологическими раскопка ми или случайно найденных населением предметов, рассказывают нам о том, когда первые люди появились в междуречье Вятки и Веглуги, каков был их способ производства, а также и общественный строй на разных этапах человеческого развития.
Среди населения нашего края, исходя из многих марийских названий рек и населенных пунктов, сложилось мнение, включая и автора настоящих строк, что коренным населением междуречья Вятки и Ветлуги являются марийцы. Правда, в междуречье Вятки и Ветлуги марийцы появились очень давно, но тем не менее, как выясняется при более тщательном изучении географических названий, они не были первыми его обитателями. Дело в том, что многие здешние реки свои названия получили от народов, обитавших здесь еще до появления марийцев, но последние, а потом и русские, исказили первоначальные названия рек и населенных пунктов. Остановимся на этом более подробно.
Советом общества археологии, истории и этнографии при Казанском государственном университете, с целью изучения марийской народности, ее культуры, религиозных верований и быта, в 1888 году была организована экспедиция в составе лектора финских наречий М.П. Веске, хранителя факультетского музея П.В. Траубен-берга и научного сотрудника И.Н.Смирнова. Экспедиция посетила марийские поселения в Казанской, Нижегородской, Вятской, Костромской и Уфимской губерниях.
На основании изучения собранного материала при Казанском государственном университете был издан Историко-географический очерк «Черемисы», автором которого значится член экспедиции И.Н.Смирнов.
В одной из глав очерка автор писал: «Страна, в которой окончательно осели черемисы, не была пустыней, когда они в ней поселились. Главные воды территории от Волги до Вятки были известны человеку задолго до начала черемисской колонизации. Все они имели названия, не соответствующие по своему составу черемисским. Мы видим реки: Ветлуга (Вытла), Кокшага (Какшан), Каньга, Кичига... Пижма, Унжа, Уртьма, Орья, Крутья, Турья, Курья, Сурья. Названия эти не могут не считаться вотяцкими, т.к. ныне вполне определенные следы вотяков мы имеем рядом с этими названиями. Во всех этих названиях звучит или имя вотяков, или вотские слова для обозначения реки, поля, деревни. Из того обстоятельства, что вотские названия носят мелкие речки, можно заключить, что вотяки, подобно черемисам, застали край если не заселенным, то уже со следами человека. 1'азпообразие названий, не объясняемых ни из черемисского, ни из вотяцкого языка, показывают что через край пропил целый поток народностей. Судя по названиям вроде Сурья, Курья, можно подумать, что с вотяками или незадолго до них в краю кочевали зыряне. За вычетом всех зырянских по типу названий мы получаем массу других, которые пока не подлежат объяснению из живых финских наречий и принадлежат, судя по сходству или даже тождеству, народу, занимавшему громадное пространство от меридиана Москвы до меридиана Перми.»[6,19-20]
Общеизвестно, что для изучения заселения любою края люди давно стали пользоваться исследованием топони¬мики, т.е. географических названий и их происхождения (рек, озер, населенных пунктов, урочищ и т.д.) И в самом деле, поскольку реки возникли ранее заселения их человеком, следовательно, и названия им даны тем народом, который первым поселился на берегах этих рек. Этим же пародом даны названия своим населенным пунктам. В процессе дальнейшего расселения людей - одни народы, теснимые другими, уходили с обжитых мест, оставив свои следы в названиях рек и населенных пунктов, другие приходили, создавая новые поселения и придавая им свои названия.
Но здесь необходимо сказать, что географические названия далеко не всегда точно передаются, потому что, зачастую, происходит искажение звукового облика слов при переводе одного языка на другой, а иногда, например реке, придается свое, другое название. Подобное явление происходит по ряду причин, одна из которых состоит в том, что заселивший местность народ старым названиям придает свои, несколько созвучные. Так, например, в Шахунском районе есть деревня Щербаж, возникшая около ста лет тому назад на речке с марийским названием Шерваж (шер -источник, важ - корень), а новоселы русские и речке, и своей деревне придали созвучное, полурусское - полумарийское название Щербаж. При постройке в 1922-23 годах Вахганской железнодорожной ветки на речке Нулговаж (нулго - пихта, важ - корень) возник небольшой поселок, которому русские рабочие, строившие ветку, придали свое название - Долговяж. Старожилы рассказывают, что там, где сейчас расположено село Тоншаево, у местных марийцев находился в свое время своего рода административный центр, где решались общественные вопросы, названный Туньшо, что в переводе на русский язык - комель, основание или основной, главный, а русские, исказив его, переложили на свой лад, назвав Тоншаево, с русским окончанием суффиксом - ево.
Помимо этого в языках некоторых народов имеются звуки, которые отсутствуют у других. Например у марийцев А, О. У них же у старшего поколения отсутствовали звуки Ф и X. Слова Федор и хлеб они произносили - Ведор, клеб.
Попытаемся исследовать названия некоторых рек нашего края. Оказывается река Уста - приток Ветлуги - носит удмуртское название, произошедшее от слова усто, что в переводе на русский язык - мастер, искусный в каком-либо деле. Марийцы же, заселившие позднее эту местность, удмуртское название несколько исказили, придав свое -Уста, что в переводе на русский язык то же, что и усто. У реки Усты среди ее притоков есть река Вая. Это название также произошло от удмуртского слова вай, в переводе на русский язык - ветка, приток. Искажение произошло по той причине, что марийцы его заменили своим созвучным словом вая, которое имеет другое значение - кайма или оторочка.
Среди притоков Ваи имеются речки Синьга и Курдома, названия которых произошли от коми-зырянских слов. Слово синьга в переводе на русский язык - черная утка, одна из пород уток. Слово курдома происходит от коми-зырянского глагола курдыны - горькнуть, прогорькнуть, прошедшее время этого глагола будет курдома - прогорькла. Удмуртские названия рек обнаружены на стыке Шахунского и Тоншаевского районов. В своем верхнем течении река Пижма имеет притоки Черный Курнуж и Пинал. Названия рек Курнуж, надо полагать, произошло от удмуртского слова кырныж - ворон. По-марийски ворон - курныж, а русские рекам придали название - Курнуж. Слово пинал и переводе с удмуртского - ребенок, отсюда дети, ребята - пинальч
Коми-зырянское название, по-видимому, носит река Малая Какша, а от нее и Большая Какша. Малая Какша берет начало в непосредственной близости от рек с коми-зырянскими названиями Синьга и Курдома. Марийцы название этой реки считают производным от слова кокша -фурункул, что маловероятно. В коми - зырянском языке существует, подобно марийскому, слово кокша, с ударением на первом слоге, означающее развилка. Дело в том, что Малая Какша начинается слиянием двух рек - одна Мясковая {мяска по-марийски медведь), другая Рябчиха. Эти две реки, образовавшие Малую Какшу, сходясь, как бы образую! развилку. Очевидно, марийцы, придав реке существовавшее коми-зырянское название, изменив ударение, восприняли его в своем понимании - фурункул.
Говоря об удмуртских названиях рек нашего края, уместно будет сказать об одном из населенных пунктов Тоншаевского района - деревне Одошнур, что в непосредственной близости от реки Пижмы. Не положены ли в основу названия деревни Одошнур марийские слова: обо - вотяк, нур - поле, т.е. в переводе на русский язык - Вотяцкое поле. Здесь вместо марийского нур стоит русское шнур. О подобных искажениях русскими марийских названий уже говорилось. Не подтверждается ли этим наличие в прошлом удмуртских поселений на реке Пижме? Следует отметить, что если река Уста носит удмуртское название, а некоторые реки ее бассейна - коми-зырянские, то можно сделать вывод, что удмурты в наш край проникли ранее коми-зырян.
Несколько слов о названии реки Пижмы. Как уже упоминалось, по исследованиям экспедиции Казанского университета, название реки Пижмы к марийскому языку не относится. На северо-востоке Европейской части СССР имеются четыре реки, носящие название Пижма. Это притоки рек Печоры, Мезени, Вятки и Ветлуги. Исследователи северовосточной части Европы - И.Н.Смирнов (автор очерка «Черемисы»), А.К.Матвеев (Уральский государственный университет) и другие, изучив топонимику ряда областей, пришли к выводу, что в глубокой древности через этот край прошел поток людей, язык которых не сохранился. Они - то и придали более или менее крупным рекам свои названия, включая и Пижму, хотя местные марийцы название Пижмы переводят на русский язык как вязкая (существительное пижман от глагола пижаш - вязнуть).
Часовня Казанской Божьей Матери около Шахуньи
Часть рек междуречья Вятки и Ветлуги носит названия с окончаниями -ма, -га, -кша и др., например, Пижма, Молома - притоки Вятки; Юма, Ошма - притоки Пижмы; Какша - приток Ветлуги; Нукша - приток Ошмы; Шилекша - приток Ваи; Ветлуга, Кокшага - притоки Волги; Юронга, Якшанга, Шанга - притоки Ветлуги. Немало рек среднего течения Волги и ее притока - Оки имеют окончание на -ма: Велетьма, Везлома, Ватома, Сейма, Клязьма и др. Там же есть реки Мокша, Акша, Пандуга и Урга.
Некоторые исследователи Среднего Поволжья, как например, Л.М.Каптерев (автор книги «Нижегородское Поволжье в X-XVI веках»), считают, что у древних племен, обитавших по среднему течению Волги и в бассейне Оки, ма означало - река. Что касается мелких рек нашего края, то они носят марийские названия.
Следы пребывания в нашем крае коми-зырян сохранилось не только в названиях рек, но и населенных пунктов. Если посмотреть карту современной Коми АССР, то на ее территории, а также близ границ, мы найдем следующие топонимы: Ошкурья, Турья, Унья, Манья, Юрья и др. На территории же Шахунского и соседних с ним Уренского и Кикнурского районов мы найдем ряд географических названий, подобных коми-зырянским: Шахунья, Зубанья, Арья, Уртьма, Крутья-Исупово, Турья Марийская.
Помимо удмуртов и коми-зырян в нашем крае обитала чудь. Каких-либо следов в виде географических названий чудь не оставила, может быть по той причине, что сведений о языке чуди, надо полагать, не сохранилось.
Об обитании в междуречье Вятки и Ветлуги народа чуди рассказывают исследователи Вятского края «В Вятской губернии чудские поселения расположены по верховьям Камы, по Чепце (приток Вятки) - до ее среднего течения и по Пижме. Первые две местности заселились, можно думать, с притоков Камы - Обвы и Инвы, а последняя, вероятно, с Чепцы. Судя по находкам монет, время процветания верхнекамских и чепецких чудских поселений относятся к Х-ХП вв. И, следовательно, совпадает с расцветом болгарской (Волжско-Камской) культуры вообще» [2,18].
По мнению Спицына, чудь, проникшая на Пижму, смешалась с вотяками. На Пижме имелись известные Спицыну три чудских городища - Бурыгинское, Ижевское (что на реке Иж - притоке Пижмы) и Еманаевское. А.А.Спицын полагает, что «...в действительности их здесь, вероятно, более». На городищах чуди обнаружено много тиглей и льячек для отливки металлических изделий. Здесь также были найдены: костяные наконечники стрел, ложки, вязальные иглы, особенные лопаточки, стеклянные бусы, каменные пряслица, бронзовые украшения, подвески и бляшки чудского типа, железные ножи, наконечники стрел, молотки и некоторые серебряные предметы (колечки, бляшки и др). В районе пижемских городищ также найдены различные серебряные вещи, обычные для чудских чепецких городищ предметы: серебряные блюда, витые ожерелья, медные браслеты, лапчатые подвески, пряжки и пронизки. Подобные находки обнаружены не только на Пижме, но и в бывших Яранском и Уржумском уездах. Чудские пижемские городища существовали одновременно со средне-вятскими и яранскими вотскими (удмуртскими) городищами, называвшимися яранскими марийцами - одо-лемами, т.е. вотское жилье.
«Отдельные предметы чудского типа и вещи более позднего происхождения найдены в следующей местности Яранского и Уржумского уездов: дер. Б. Туманур, с. Тужи, поч. Речваж (близ Шаранги), поч. Локутово, с. Уста, г.Царевосанчурск, с. Кокшага, дер. Кугланур, дер. Бажина» [2,16]. Поскольку некоторые из перечисленных населенных пунктов, например с. Кокшага, дер. Бажина, с. Уста, находятся в непосредственной близости от Шахунского и Тоншаевского районов, есть основание полагать, что чудь когда-то обитала и в нашем крае. Здесь уместно будет сказать, что среди населения по берегу Ошмы существуют рассказы, что при заселении на грани XVIII-XIX столетий берегов Ошмы русскими, здесь проживал народ, по одежде, обычаям и обличью близкий к марийцам, но говоривший на своем языке, причем женский головной убор этого народа отличался от марийского кокошника острым верхом. Не исключено, что это и была чудь. С течением времени этот народ не то смешался с марийцами, не то переселился к своим сородичам за с. Яранск.
Городища междуречья Вятки и Ветлуги
и материальная культура их населения.
Городища междуречья Вятки и Ветлуги относятся к числу так называемых костеносных и расположены по Каме, Вятке и Ветлуге. Одно из них - Пижемское городище является последним из числа костеносных вверх по течению Вятки. По мнению археологов «... оно дало изумительно богатые и разнообразные находки; почти нет таких предметов, из числа найденных на костеносных городищах, которые не встречались бы на Пижемском» [2,16].
Пижемское городище.
Пижма являлась одним из путей переселения народов с Востока на Запад. Городище находится при впадении ее в Вятку. Оно расположено на высоком мысу правого берега Вятки, при слиянии с ней Пижмы - реки, берущей начало в округе деревни Щербаж Шахунского района. Городище ограничено с одной стороны крутым обрывом к Вятке, с другой - крутым оврагом, а с напольной стороны - земляным валом, высотой 4,5 метра, и рвом, глубиной 1,5 метра.
Выбор места для городища предусматривал его обороноспособность, и хороший обзор рек Вятки и Пижмы, которые, в свое время, являлись единственными торговыми и военными путями. Оно неоднократно подвергалось раскопкам: в 1866 году - Алабиным, в 1888 году -АА.Спицыным, в 1906 году - А.С.Лебедевым и в 1928 году - Институтом антропологии Московского государственного Университета, экспедицией руководил Б.С.Жуков.
Но еще до первых раскопок площадка городища была изрыта местными крестьянами, искавшими здесь клады и добывавшими кости животных, которых здесь было очень много, отчего подобные городища и называются костеносными. Эти кости десятками пудов сдавались в Кукарку (ныне Советск), что в шести верстах от городища, для переработки. Количество находок на городище по подсчету АА. Спицына, не считая костей животных и обломков керамики (черепков), свыше тысячи, а по подсчетам других - до двух тысяч.
Обилие костей животных, черепков, орудий труда и предметов быта свидетельствуют о длительном пребывании здесь людей, причем на нем отсутствовал нейтральный слой, т.е. не было перерыва в обитании примерно до X-XI вв нашей эры.
В нижнем слое обнаружены кости диких живот¬ных, количество которых, несмотря на размыв водами, составляло половину, и принадлежало лосю, оленю, медведю, зайцу, бобру и др. Кости домашних животных принадлежали лошади - 72% и свинье - 28%. В нижнем слое кости крупного и мелкого рогатого скота отсутствовали. В верхнем слое количество костей диких животных уменьшается, а домашних - увеличивается, появляются кости коровы, овцы. Кроме костей животных найдены и кости рыб. Из приведен¬ного материала видно, что на первых порах источником существования обитателей городища в первую очередь была охота, а потом - скотоводство и рыболовство. Наличие костей бобра свидетельствует о том, что охота носила и промысловый характер - пушнина служила предметом торгового обмена.
Ввиду того, что признаков плужного земледелия в городище не установлено, то, очевидно, лошадь использовалась как средство передвижения и употреблялась в пищу. Разведение свиней, надо полагать, было обусловлено наличием дубовых зарослей, желудями которых и питались свиньи, не говоря уже о травяной растительности в лесу и пойме рек. Количество костей лошади в верхнем слое достигало 63,8% от общего количества костей домашних животных.
Большой интерес представляют орудия труда и предметы быта. На протяжении длительного времени сущест¬вования городища они изготовлялись, главным образом, из костей животных. Например, раскопками обнаружены в большом количестве костяные наконечники стрел, а так же копий, гарпунов, ножей, острог, удочек, шильев, вязальных игл, кодочигов, пряслиц и т.д. Найдены, так же, изделия из кремня: наконечники стрел, скребки, бруски, точила и пр. Среди костяных изделий обнаружены наконечники боевых молотов, состоящих из полых трубчатых костей крупных животных, скошенных и заостренных с одного конца, прикрепляемых к деревянным рукояткам. Подобные боевые молоты обнаружены в Поветлужье на Одоевском городище и О.Н. Бадером определены как мотыги. К этому следует добавить, что на городище найдены зерна полбы, колосовых культур, семена конопли. Можно сделать вывод, что у населения городища существовало примитивное земледелие. Наличие пряслиц и конопли - свидетельствуют о ткачестве.
Преобладание костяных орудий труда и предметов быта подтверждается тем, что «... на девятьсот находок приходится всего шесть железных»[2,13], а из 333 предметов в коллекции, собранной путем раскопок и покупок у населения А.С. Лебедевым, также всего шесть железных. Между тем, как в раскопках Антропологического института из 47 костяных и металлических предметов - 16 из железа.
По мнению А.А.Спицына, из-за дороговизны металла, из железа имелись только необходимейшие орудия для первоначальной обработки костей - ножи и бурава для сверления костей. В музее г. Советска хранятся формы для отливки топоров-кельтов и мелких бронзовых украшений[3]. На костеносных городищах была развита и металлургия. На пижемском городище была вскрыта каменная кладка очага, состоящая из небольших обожженных камней. Глубина очажной ямы достигала одного метра. В очаге и вокруг него найдены кусок железа, шлак, глиняная льячка, небольшое железное кольцо, металлический перстень, Здесь же обнаружены костяное пряслице, волокна грубой ткани, зерна хлебных злаков.
Преобладающим типом глиняной посуды оказалась круглодонная, с примесью толченой раковины.
Среди других предметов на городище обнаружен каменный жернов, состоящий из нижней вогнутой и верхней выпуклой части, диаметром около 50 см, причем в нижней части имеется отверстие диаметром около 5 см.2
Судя по найденным костяным предметам, обитатели городища плели сети и работали с лыком и берестой.
Принадлежность городища какому-либо народу, обитавшему, в бассейне Вятки, не установлена, но поскольку марийцы на Вятке появились примерно в X-XI веках н.э[31, 67]., то оно могло принадлежать в ранней стадии его существования вотякам, чуди или коми-зырянам. «По всем признакам костеносные городища относятся к очень отдаленному времени и стоят ближе к бронзовому веку, чем ко времени преобладания железных орудий» отмечает А.А.Спицын[2,15].
Городища Поветлужья
В Поветлужье более подробно исследованы городища: Руссенихинское, что в 7 км от с. Воскресенское, Богородское - на территории Варнавинского района, Чортово - в 7 км вниз по течению от г. Ветлуги, Спасское - в 6 км вверх по течению от г. Ветлуги, Одоевское - в 30 км вверх по течению от г. Ветлуги, Паново - близ села Рождественское и более молодое - Шанское, что при впадении р. Шанги в Ветлугу.
Перечисленные городища, за исключением Шанского, неоднократно подвергались раскопкам, в том числе и в 1925 г. Институтом Антропологии Московского университета. Экспедицию возглавлял Б.С.Жуков (см. «Чело¬век Ветлужского края», Н. Новгород, 1926 г.). В состав экспедиции входили Е.И.Горюнова и О.Н. Бадер. В 1926 году О.Н. Бадером произведены дополнительные раскопки Одоевского городища. Е.И.Горюнова и О.Н. Бадер впоследствии принимали участие в раскопках городищ Прикамья.
«Ветлужские городища представляют собой достаточно типичные укрепленные поселения, но не вполне однородные. Хронологический диапазон ветлужских городищ велик и достигает двух тысяч лет. При этом древнейшие городища расположены на Ветлуге довольно равномерно по всему нижнему и среднему течению. Часть городищ имеет по два, три и даже четыре разновременных культурных слоя, распадающихся на несколько хронологически последовательных групп, отражающих исторические процессы». «Культурная принадлежность ветлужских городищ относится к ананьинской культуре, центром распространения, которой, было Прикамье, включая бассейн Вятки» [4,150-151].
Ананьинская культура - культура раннего железного века (VII-III вв до н.э.), распространенной в бассейне р. Камы. Получила название от Ананьинского могильника, расположенного на дюне р. Камы у д. Ананъино (ныне Елабужского района Татарской АССР). К 1949 году известно свыше 20 поселений и 10 могильников этой культуры. По антропологическим особенностям население ананьинской культуры принадлежало преимущественно к монголоидам с небольшой европейской примесью. Население А.к. занималось подсечным мотыжным земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Ему были известны металлургия меди и железа, обработка кож, растительного волокна, ткачество. Общество эпохи А.к. переживало последнюю стадию родового строя. В памятниках отражены, наряду с пережитками матриархальной стадии, сильные элементы патриархата. Городища А.к. расположены на мысах высоких обрывистых берегов рек, с напольной стороны защищены мощными, для той эпохи, земляными укреплениями - глубоким рвом, высоким валом с частоколом.
По данным раскопок советских археологов, жилище А.к. представляло собой бревенчатый дом, полуподземного типа, длиной свыше 40 м и шириной 4 м, с открытым очагом внутри. Жилище, типичное для племен матриархальной стадии. Основными орудиями труда (и оружием) ананьцев служили лук и стрелы с каменными, костяными, бронзовыми и железными наконечниками, копья с крупными бронзовыми и железными наконечниками, бронзовые втульчатые шестигранные топоры-кельты с коленчатой деревянной рукоятью; изредка в богатых мужских погребениях встречаются железные мечи, кинжалы, а также боевые молоты из бронзы и железа. Переход от бронзы к железу завершился на Каме к концу ананьинского времени. Для обработки земли употреблялись костяные мотыги, для размола зерна - каменные зернотерки. Украшения состояли из бронзовых, изредка серебряных шейных обручей, бляшек, височных колец, браслетов и бус. Глиняная посуда лепилась от руки и имела форму низких круглодонных чаш с выпуклым валиком вокруг горла и орнамента в верхней части. (БСЭ, т. 2, стр.355)
Из исследований О.Н.Бадера видно, что Одоевское городище расположено на мысу обрывистого правого берега Ветлуги и крутого оврага, с напольной стороны осажденного земляным валом и рвом. Городище имеет четыре слоя. Культура нижнего слоя представлена чрезвычайно слабо, вследствие чего определить его принадлежность к какой-либо из известных культур не представляется возможным. Однако следует «... лишь сказать, что в технике первых поселенцев достаточное место занимали каменные орудия». Третий слой отнесен к VII-V вв., а второй -к IV-III вв до н.э.
Керамика раннего периода Одоевского городища, а также других городищ Поветлужья близка к вятско-камским городищам, включая Пижемское. Второй слой отнесен к поздне-ананьинской и ранне-пьяноборской культурам. Керамика второго и третьего слоя близки между собой. Между вторым и первым слоем прослеживается увеличение вала, что, очевидно, вызвано угрозами нападения со стороны других племен.
Пьяноборская культура - археологическая культура, распространенная с III века до н.э. по V век н.э. в западном Приуралье и Прикамье. Получила название от могильника у с. Пьяный Бор (ныне Красный Бор Елабужского района Татарской АССР) на Каме, открытого в 1880году. П.к. явилась дальнейшим развитием ананьинской культуры. Племена ее - вероятно предки удмуртов, мари и коми-зырян. В хозяйстве населения ПК., наряду с мотыжным земледелием, большое значение имело скотоводство (лошади, свиньи, мелкий и крупный рогатый скот). Было развито рыболовство, бортничество, охота, особенно пушная, значение которой возросло в связи с развитием обмена. Значительный успех достигли добыча и обработка металла. У племен П.к. бронзовые орудия уже целиком вытеснены железными.
В связи с широким применением для обработки железных инструментов увеличилось количество изделий из рога и дерева. Поселения П.к. располагались нередко на месте городищ ананьинской культуры и представляли собой небольшие патриархально-родовые общины. В мужских погребениях П.к. находят железные топоры, ножи, стрелы; в женских - большое количество бронзовых украшений: шейные гривны, браслеты, нагрудные бляшки, эполетообразные застежки, накосники. Привозные изделия - римская бронзовая посуда, монеты из Средней Азии - свидетельствуют об отдельных торговых связях местного населения. (БСЭ, т.35, стр. 390)
Одоевское городище также, как и Пижемское, богато орудиями труда и предметами быта из кости, включая боевые молоты из полых костей крупных животных с коленчатыми деревянными рукоятками. По обилию костей животных городище относится к вятско-камским костеносным городищам.
Среди обнаруженных костей животных в нижних слоях 75% принадлежит диким и только 25% - домашним животным (из них 74% - свинье). Найдены также кости рыб. Отсюда можно сделать вывод, что основой жизни населения были охота, рыболовство, примитивное земледелие и слабо развитое скотоводство (свиньи, коровы и лошади). Судя по костям, лошадь принадлежала сибирской или монгольской породе. Мелкий рогатый скот отсутствовал. «Представляется очень важным, что верхний слой Одоевского городища и аналогичных ему городищ Поветлужья в культурном отношении не связан с предшествующим ему вторым слоем, относящимся к поздне-ананьинскому и ранне-пьяноборскому времени.
В частности, керамика первого слоя никоим образом не может быть поставлена в генетическую связь с керамикой второго слоя. В более восточных районах на Вятке и Каме, где такая связь налицо, и где керамика до позднего времени (XIV век) продолжает оставаться круглодонной, с примесью раковины в глине и т.п., что указывает на ее продолжение от древнейшей ананьинской»[4,155]. Такой же точки зрения придерживаются и другие исследователи ветлужских городищ, как например, Чортова.
Чортово городище расположено на высоком мысу (21 м над поймой) правого берега Ветлуги и глубокого оврага. С напольной стороны сохранился деформированный вал высотой около двух метров и ров. Оно четыре раза подвергалось раскопкам: в 1903 году Н.М. Бекаревичем, в 1908 году В.И.Каменским, в 1925 году экспедицией Антропологии Московского университета и в 1957 году экспедицией Марийского научно-исследовательского института языка, культуры и истории, совместно с Горьковским краеведческим музеем. Экспедицию возглавляли А.Х. Халиков и А.Е.Безухова.
После изучения 931 предмета, найденных Каменским, а также двух топоров из камня диорита, хранящихся в Ветлужском краеведческом музее, Халиков и Безухова пришли к выводу, что городище имеет «... по крайней мере четыре разновременных археологических памятника»[5,7], причем нижний слой относится к эпохе бронзы - к фатьяновской культуре ярославской группы. «Очевидно, к этому времени относятся и несколько кремневых ножевидных пластинок, обнаруженных при раскопках Каменского. Можно полагать, что на месте Чортова городища в первой половине II тысячелетия до н.э. (дата ярославской группы фатьяновских могильников) существовал фатьяновский памятник, скорее всего могильник, разрушенный более поздними поселениями» [5,8].
При раскопках вала и площадки Чортова городища еще Каменским около вала был вскрыт нижний слой, в котором встретилась глиняная посуда с примесью толченой раковины и шнуровым орнаментом, а также кости животных, рыб и отдельные костяные орудия: гарпуны, наконечники стрел. Все эти находки подобны находкам второго слоя Одоевского городища. Здесь также найден медный топор-кельт. Судя по этим находкам, население городища принадлежало к ананьинской культуре Прикамья. В верхнем слое были обнаружены в большом количестве глиняная посуда с примесью в тесте шамота, груды шлака, камни и различные изделия: льячки, литейные формы и тигли, железные ножи, рыболовный крючок, несколько наконечников стрел и обломки медных изделий. При сопоставлении находок в нижнем и верхнем слое усматривается некоторая разница, а именно: если глиняная посуда из нижнего слоя имеет примесь толченой раковины, то из верхнего слоя - примесь шамота. При этом необходимо отметить появление признаков обработки металла и изделий из него. Следовательно наблюдается как бы смена одной культуры - другой. Эту смену культур устанавливают и Халиков и Безухова при раскопках в 1957 году. Между прочим, они отмечают, что так же, как и на Одоевском, на Чортовом городище между нижним и верхним слоями прослеживаются следы земляных работ по увеличению вала.
В ходе раскопок верхнего слоя Чортова городища в 1957 году обнаружено большое количество орудий труда, предметов быта, характеризующих материальную культуру, быт, хозяйственный и общественный уклад жизни населения. Здесь найдены: железный нож, шило, каменные формы для отливки металлических предметов, втульчатая мотыга, железные удила, зернотерки, точильный камень, костяные наконечники стрел, а также разнообразные украшения -бронзовые бляшки, медные поясные накладки, бусины из стекла, обломки бронзового браслета. Количество костей домашних животных уже преобладало над костями диких. Появился мелкий домашний скот. Установлено, что населению были известны ремесла: литейное, кузнечное, гончарное, обработка дерева, кости и т.д. На основании этого можно полагать, что преобладающим занятием населения становится скотоводство, охота и рыболовство, усиливается мотыжное земледелие, хотя оно еще не играет ведущей роли. Во всем этом проявилась более высокая материальная культура пришлого населения Поветлужья.
Судя по погребальным обрядам и украшениям, найденным в местах захоронений, археологи полагают, что верхние слои Одоевского и Чортова городищ принадлежат предкам марийцев.
Путями колонизации предков современных марийцев, пришедших с Правобережья Волги, была не только река Ветлуга. «Заселение страны идет по рекам обособленными группами. Подобно тому, как славяне южной России назывались по рекам, на которых осели, черемисы разделяются на группы, обозначающиеся именем какой-нибудь реки. Севшие на Ветлуге - вытля-марэ, по Пижме -пижман-марэ, по Рутке - рэд-марэ, по Кундышу - кундыш-марэ...» [6].
Следовательно марийцы двигались и по другим притокам Волги - Рутке, Кокшаге, и ее притоку Кундышу, не говоря уже о Пижме, подвергая ассимиляции обитавшие в междуречье Вятки и Ветлуги народы- удмуртов, коми-зырян и чудь. Пожалуй, только этим и можно объяснить сохранившиеся в памяти марийцев и потомков народов, подвергшихся марийской ассимиляции, названия не только рек нашего края, но и угодий, урочищ, а, может быть, и населенных пунктов, покинутых по мере продвижения русского населения с Ветлуги на восток, с одновременным отходом марийцев далее в направлении Яранска.
Что касается заселения марийцами реки Вятки, то исследователи марийского края отмечают: «Заселение Вятского края черемисами шло одновременно и с разных сторон. Яранский уезд, нужно думать, заселен черемисами, проникшими с Унжи и Ветлуги на среднее течение р. Вятки и спустившимися по этой реке в нынешний Котельнический и Яранский уезды» [6,17].
Необходимо отметить, что как ветлужские, так и вятские марийцы до сего времени говорят на горном диалекте, в отличие от лугового диалекта, на котором говорят марийцы Марийской АССР.
Веселовский могильник
В 1957 году Марийским НИИ и Горьковским Краеведческим музеем также были подвергнуты раскопкам Веселовский могильник и Черемисское кладбище. Веселовский могильник расположен на дюнном всхолмлении левого берега Малой Какши близ деревни Семенове На могильнике вскрыто 15 погребений, причем два из них произведены после сожжения трупов, но вещи, полагающиеся по обычаю при погребении, положены. В погребальном обряде древнего населения Поветлужья захоронение осуществлялось в полном одеянии, с украшениями, орудиями груда, предметами быта, оружием и посудой. По найденным вещам можно восстановить костюмы захороненных. На голову одевалась кожаная повязка, украшенная медными бляшками и медная цепочка из мелких колечек. На шее были украшения из серебряной витой проволоки, так называемые гривны. Грудь украшалась оригинальными бронзовыми подвесками. Бронзовые и серебряные браслеты покрывали руки, в некоторых погребениях найдено 15-17 браслетов. На пальцах рук были серебряные перстни. Хоронили обычно в меховой одежде. Сверху она подпоясывалась кожаным поясом с серебряными или медными накладками. На поясе висел кинжал в деревянных ножнах с латунной оправой. В специальном кожаном мешочке находились трут, кремни и кресало для высекания огня. Названньге вещи встречены не во всех погребениях. Наряду с богатым захоронениями были и бедные, однако в каждом из них археологи нашли посуду - железный или медный котел или глиняный горшок. Помимо перечисленных предметов обнаружены орудия труда -лесорубные широколезвийные топоры, тесла, шилья, а также оружие - копья, колчаны со стрелами [10].
При повторных раскопках в 1958 году на могильнике обнаружены две серебряные чаши восточной работы с чеканным орнаментом и серебряные монеты-диргемы. Одна из них отчеканена в Булгаре в 987 году. Исследователи Всселовского могильника установили, что он принадлежал марийцам и относится к IX-XI векам н.э. К этому времени основой жизни населения были земледелие, скотоводство, охота и рыболовство.
Земледелие было пашенным и подсечным. Основным орудием подсечного земледелия являлся топор, найденный в семи погребениях. При раскопках в 1929 году в одном захоронении найден мешочек с просом и полбой. Для обработки продуктов земледелия пользовались ручным каменным жерновом. Судя по обнаруженным остаткам шкур и тканей из шерсти скотоводство состояло из коров и овец. Широко был распространен пушной промысел, меха служили предметами торгового обмена. В могилах найдены орудия рыболовства -остроги, крючки, остатки костей рыб. Во всех могилах попадалась льняная ткань.
Находки Веселовского могильника красноречиво рассказывают о высокоразвитых ремеслах. Наличие однородных предметов свидетельствует об обособленности ремесел. Кузнецы занимались изготовлением топоров, тесел, наконечников стрел, ножей и т.д. Они знали приемы ковки, сварки, и клепки. Обработка дерева состояла из изготовления чаш, рукояток, изделий из бересты. Население было знакомо с обработкой кож и мехов для обуви, одежды, перчаток, различного рода сумок, кошельков, ножен и т.д.; изготовляли льняные и шерстяные ткани, умели окрашивать их; встречались изделия из кости - гребенки, рукояти ножей и шильев. Больших успехов были достигли в ювелирном деле, изготовлении украшений из меди, бронзы, латуни, олова, свинца и серебра. Ремесленникам была известна техника литья, ковки и чеканки цветных металлов. Материал для этих изделий, по мнению исследователей, привозился из Прикамья, где в это время складывались народности коми и удмуртов.
Среди предметов попадались и такие, что были близки к предметам из мерянских курганов, могильников муромы и мордвы. Они свидетельствуют о связях марийцев с населением Волго-Окских районов - мерей, муромой, мордвой, волжскими болгарами, удмуртами и славянами. От волжских болгар к марийцам попадали серебряные украшения - серьги и витые браслеты с каменными вставками, серебряные монеты - диргемы и серебряные изделия восточных мастеров.3
Черемисское кладбище находится на левом берегу речки Луданки, притока Ветлуги недалеко от старинного тракта Ветлуга - Котельнич - Вятка. Оно значительно разрушено предыдущими раскопками В.И.Каменского и местными кладоискателями. Черемисское кладбище археологами отнесено к VIII-X векам.
_______________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
О. С. Козырев, В. П. Киверин Родная сторона. — Шахунья, 2000. Библиотечка родного края. Записки краеведов
https://libshax.ru/kray/rodstorona.html
Мин. экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФГУ «ТФГИ по приволжскому федеральному округу» Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области в 2009 году : доклад. — Нижний Новгород, 2010.
«Знамя Труда». — 2014. — № 109—110 (13431—13432).
Л. Л. Тобольцева Клуб имени Плаксина. Библиотеки.
И. Н. Чипак История в наследство.
О. С. Козырев, В. П. Киверин Родная сторона. — Шахунья, 2000. Библиотечка родного края. Записки краеведов
https://www.velo.nnov.ru/
Сайт Википедия.
https://www.nne.ru/
https://www.skitalets.ru/water/2011/vaya/
Шахунский район Нижегородской области.
- 16334 просмотра
Комментарии
Спасибо за информацию
Спасибо за информацию
Отправить комментарий