Усадьба Кусково
Уcaдьбa Kycкoвo дeйcтвитeльнo пpeкpacнa – в pocкoшнoй лeтнeй peзидeнции Шepeмeтeвыx xopoшo coxpaнилиcь двopeц и пaвильoны, eдинcтвeнный в Mocквe peгyляpный фpaнцyзcкий пapк c цвeтникaми и мнoжecтвoм cкyльптyp, ecть бoльшoй пpyд.
Ocнoвныe пocтpoйки в ycaдьбe были вoзвeдeны в 18 вeкe гpaфoм Пeтpoм Бopиcoвичeм Шepeмeтьeвым. Oн чacтeнькo нaзывaл зeмлю, кoтopaя eмy дocтaлacь в нacлeдcтвo oт oтцa, «кycкoм» — oтcюдa и пoшлo нaзвaниe ycaдьбы. Kycкoвo имeeт eщe oднo нaзвaниe – Пoдмocкoвный Bepcaль.
РОДНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД МОСКВА - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ И МЕСТА СИЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
усадьба Кусково
Ужe oт вxoдa oткpывaютcя чyдecныe виды нa yxoжeнныe гaзoны, aккypaтнo пoдcтpижeнныe дepeвья и пpeкpacныe apxитeктypныe coopyжeния. Дeйcтвyющaя ycaдeбнaя цepкoвь Cпaca Bceмилocтивoгo. Шпиль cтoящeй pядoм кoлoкoльни oчeнь нaпoминaeт apxитeктypныe peшeния питepcкиx Aдмиpaлтeйcтвa и Пeтpoпaвлoвcкoй кpeпocти.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Уса́дьба Куско́во — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.
Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики.
Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.
История усадьбы
Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года.
Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. А все земли в округе принадлежали будущему государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака сына Бориса Петровича, графа Петра Борисовича, с единственной дочерью князя Алексея Михайловича — Варенькой, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель.
В 1750—1770-х годах по заказу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.
В 1774 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.
Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.
Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.
В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года объединена с музеем керамики, единственным в Советском Союзе. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки располагавшейся в посёлке Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково — в черте Москвы.
Архитектурный ансамбль усадьбы
Дворец
Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен. Есть предположения, что его спроектировал Карл Бланк; прежде называлось даже имя французского академика Девальи.
Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины 18 в. Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной (см. илл. →); боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.
Итальянский домик (1755)
Был выстроен в 1754—1755 годах под руководством Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
Голландский домик
Голландский домик - находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Несмотря на то, что домик представляет собой имитацию голландского жилища, он использовался хозяевами по прямому назначению. Беседки и сад с огородом, расположенные вокруг павильона, были призваны создавать иллюзию улицы, находящейся на берегу канала. Похожий домик есть в другой подмосковной усадьбе, Вороново.
Грот в Кускове
Одно из самых интересных сооружений в Кусково — Грот, построенный в 1755—1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.
Павильон Эрмитаж (1765—1767 ]
Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом — столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.
Прочие постройки
Кусково. Партер и оранжерея. 1761—1762 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.
Большая каменная оранжерея (1761—1763)
Вольер для птиц (современная реконструкция)
Менажереи (современная реконструкция)
Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792).
Кухонный флигель (1756—1757).
Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
Американская оранжерея (современная реконструкция).
Швейцарский домик (1870-е, архитектор Л. Н. Бенуа[5]).
Воздушный театр (1763).
Домик управляющего (1810).
Большой Дворцовый (Кусковский) пруд
Усадьба Кусково XVIII век. Большой Дворцовый (Кусковский) пруд. Вырыт в 1751-1755 гг. В XVIII веке здесь устаивались потешные морские баталии. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
Живописный пруд, на берегу которого находится дворец, был вырыт в 1751-1755 гг. Кроме него на территории усадьбы выло устроено 17 прудов, позволявших осушить болотистую местность. У графа была своя увеселительная флотилия, состоявшая из золотой шестипушечной яхты для фейерверков, китайских судов, итальянских гондол и турецких челноков. На острове устраивались пикники. Вдоль берегов пруда располагались места уединения — романтические руины и рыбачьи хижины. В пруду в большом количестве водились караси, и дворовые Шереметевых бесплатно выдавали гуляющим удилища, чтобы те не тащили удочки из Москвы.
Храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого)
Усадьба Кусково XVIII век. Справа – храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1737-1739 гг., слева – колокольня 1792 г. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Пётр Шереметев начал перестройку своего родового поместья.
В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А.Ф. Мироновым и Г.Е. Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в. В 1812 году французы ограбили дом и церковь. После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 году.
Кухонный флигель (также — «Розовый флигель»)
Усадьба Кусково. Кухонный флигель («Розовый флигель»). 1754-1755 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
1754-1755 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Во избежание пожара — кухня выносилась в отдельное здание. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.
Каретный сарай и сушилка
2-я половина XIX века.
Грот
Усадьба Кусково. Грот. Построен в 1756-1761 гг. в стиле барокко архитектором Ф.С. Аргуновым. Скульптор М.И. Зимин. Художник И.И. Фохт. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
Построен в 1756-1761 гг. в стиле «выразительного барокко». Архитектор Ф.С. Аргунов. Скульптор М.И. Зимин. Интерьеры грота оформлял специально приглашённый из Петербурга мастер «гротического дела» художник И.И. Фохт. В отделке грота использованы перламутровые раковины, привезённые с берегов Средиземного моря, цветное стекло, туф и мрамор.
Менажерен
Усадьба Кусково XVIII век. Менажерен (нечто вроде зоопарка для птиц). Современная реконструкция. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
Современная реконструкция. Менажерен — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны.
Воздушный театр
1763 года постройки. Лужайка для представлений, декорациями для которых служили деревья и боскеты — зелёная стена.
Эрмитаж
Вольер для птиц
Усадьба Кусково XVIII век. Вольер для птиц. Современная реконструкция. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
Современная реконструкция.
«Большая каменная» оранжерея
1761-1762 гг. постройки. Архитектор Ф.С. Аргунов, мастер Д. Антонов. Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. Выращивались здесь и самые экзотические фрукты — Пётр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы. В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал». В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Миневры, покровительницы ремёсел и искусств.
Американская оранжерея
Современная реконструкция.
Домик управляющего
1810 года постройки.
Эрмитаж
Усадьба Кусково. Павильон «Эрмитаж». 1750-е гг. Предназначался для бесед в интимной обстановке. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
Двухэтажный Эрмитаж сооружён в мавританском стиле в 1750-е гг. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда, а вокруг раньше стояли статуи нагих богинь. Эрмитаж предназначался для бесед и собраний в интимной обстановке без прислуги, а также служил иногда местом уединения графа. Заранее заготовленные кушанья для этих мероприятий подавались на второй этаж через специальный механический подъемник.
Швейцарский домик
Усадьба Кусково. Швейцарский домик. 1870-е гг. Архитектор Н.Л. Бенуа. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
1870-е гг. Архитектор Н.Л. Бенуа. Здесь размещается Дирекция музея.
Парк
Усадьба Кусково. Парк. Разбит в середине XVIII века. Слева — парковая скульптура «Фетида» середина XVIII века. На дальнем плане — обелиск 1787 г. Юности улица, 2, метро «Рязанский проспект», автобус 133, 208 до остановки «Музей Кусково. Аллея Жемчуговой» Восточный административный округ (ВАО) Москвы, район Вешняки достопримечательности Москвы www.openmoscow.ru
Парк в 351,2 га с Воздушным театром, каналами и прудами. Разбит в середине XVIII века на заболоченной равнине. Отличается системой прудов и каналов. За партером регулярной части парка дорожки сходятся, образуя многолучевые звёзды. Перспективу каждой дорожки замыкает садовый павильон или скульптура. Деревья: липа, береза, дуб, клён, тополь. Сохранились две живописные лиственницы 200-летнего возраста.
Усадьба в наши дни
Для осмотра открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы и Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Московским правительством планировалось зафиксировать для усадьбы статус «Особо охраняемые природные территории Москвы».
В усадьбе и лесопарке проводились съёмки таких популярных фильмов, как «Ширли-Мырли» (1995) и «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), где Голландский домик был представлен как жилище полковника Чеснея.
В Кусково также снимались исторические телесериалы «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Тайны института благородных девиц» и другие.
ВЫСТАВКИ В КУСКОВО
В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.
Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"
1 октября в левом крыле Большой каменной оранжереи открылась новая выставка.
Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.
Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.
В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.
В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых и князей Черкасских, - были представлены в галерее на правах родственных связей.В основном же галерею составили портреты российских и европейских «славных особ», размещенных в соответствии с избранными графом системой и количеством:
- сорок одно изображение представителей отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича; причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;
- сорок шесть портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи,
- и сорок один – императоров, королей и правителей Западной Европы.
Швейцарский домик
Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно оценкой занимаемого места в исторически значимых событиях.
Для Портретной галереи в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано. Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов
К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.
Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически полностью сохранившаяся кусковская галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной коллекцией в ряду некогда существовавших подобных усадебных собраний.
Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи: в центральном зале размещались портреты российских монархов, в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.
Принцип собирательства шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике. Граф вывозил в Кусково достойные его галереи портреты из своих имений и столичных домов; требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам создать копии с нужных ему изображений. Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников - от известных авторов до неизвестных крепостных, – и западноевропейских мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века была весьма распространена. В отношении подобных собраний качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии».
В то же время будущая галерея изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то в иконографическом. К редким типам изображений можно отнести отдельные монаршие портреты, такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности: патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого; ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом: четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини Гессен-Гомбургской, а также португальских и датских королей.
Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь королевских портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника Алессио Эрарди(1669-1727).
Портретная галерея Шереметевых, созданная на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных собраний русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.
История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного собрания произведений живописи сосредоточились как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений расхожих «типов» до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.
Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:
российские монархи и члены их семей,
российские государственные деятели,
представители западноевропейских правящих династий.
Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.
Собранная П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия «Диплома Академии художеств» (Российский государственный исторический архив).
Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.
Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, аналогичных нашедшим отражение впервых описях 1787 года.
Грот и Итальянский домик
«Фарфор Вербилок. 250 лет истории»
В залах Большой каменной оранжереи работает выставка «Фарфор Вербилок. 250 лет истории». Она приурочена к 250-летию основания первого частного русского фарфорового завода Ф.Я. Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, который на протяжении более двух столетий оставался одним из ведущих фарфоровых предприятий России. Основной задачей выставки является максимально полный показ лучших произведений завода из коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».
На выставке представлено более 800 предметов, выпущенных предприятием в XVIII, XIX, XX веках. Они отражают основные этапы деятельности завода. Продукция XVIII столетия демонстрирует разнообразный ассортимент чайно-кофейной и столовой посуды с цветочной и сюжетной росписью. Отдельно показаны четыре Орденских сервиза, изготовленные по заказу царского двора. Уникальная коллекция скульптуры Гарднера отражает все многообразие тематики пластики того времени.
Изделия XIX века демонстрируют высокий технический и художественный уровень гарднеровской продукции. Представлены сервизы и подарочные чашки, вазы и предметы интерьера с сюжетной и декоративной росписью. Особенно интересны предметы с изображением сцен русской жизни. Русская тема нашла наиболее полное и последовательное воплощение в знаменитой гарднеровской пластике, в которой представлены различные народные типы торговцев, ремесленников и крестьян, фигуры из серии «Народы России», уличные сценки. На выставке показаны также изделия завода Гарднера из фаянса. Период конца XIX – ХХ веков представлен предметами массовой чайно-кофейной и столовой посуды, подарочными и заказными изделиями, выпускавшимися Дмитровской фабрикой Товарищества М.С. Кузнецова.
В разделе советского периода Дмитровского фарфорового завода показаны разнообразнейшие образцы массовой чайной посуды 1930 – 1950-х годов, произведения, отражающие строительство новой жизни, предметы, выпущенные к юбилейным датам в истории страны. Среди них работы В. Федулова, А. Чекулиной, К. Тихонова, Е. Смирнова, А. Коновалова и др. Демонстрируются разнообразные по жанрам произведения ведущих скульпторов: С. Орлова, Е. Трипольской, М. Пермяк, Н. Максимченко, А. Завалова и др., анималистика Д. Горлова и С. Вайнштейн-Мишуриной. Период 1960 – 2000-х годов представлен новаторскими работами Ю. Ганрио, П. Смирнова, Ю. Золотова, Б. Калиты.
Выставка продлится до 15 января 2017 года.
«Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи»
В выставочном помещении Дворца открылась выставка «Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи».
Процесс формирования архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кусково занял немногим менее полувека. Со дня заложения первого камня в основании кусковского храма в 1739 году, в усадьбе беспрестанно продолжались архитектурные работы. Воплощением самых смелых затей владельца занимались талантливые русские архитекторы: К.И. Бланк, Ю.И. Кологривов, Ф.С. Аргунов, А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин. В 1770-х годах Кусково достигло своего рассвета став одним из наиболее ярких образцов загородного «увеселительного дома».
Представленные на выставке картины, гравюры, чертежи, мебель и макеты – всего около 50 экспонатов – дают возможность познакомиться с историческим обликом усадьбы, архитектурным своеобразием каждой из построек.
Впервые за последнее столетие на одной выставке полностью представлены две уникальные серии видов усадьбы Кусково из коллекций Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Московского музея-усадьбы Останкино. Живописная серия была выполнена неизвестным русским художником в 1768-1771 гг., гравюры создавались в 1771-1780 гг. в Париже и Санкт-Петербурге. Экспозиция выставки дополнена редким предметом мебели работы мастера Н. Васильева. На столешнице стола для хранения нот и гравюр в технике маркетри выполнена панорама усадьбы Кусково.
Дворец
- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). Выставка закрыта до 01.05.2016
Американская оранжерея
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII - начала XX вв.» - впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.
Обеденный зал во дворце
КОЛЛЕКЦИИ УСАДЬБЫ КУСКОВО
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века» – один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися разнообразными коллекциями высокого художественного уровня. В настоящее время в общие коллекций объединенного музея входят более 50 тыс. предметов.
Основой фондов музея-усадьбы Кусково стали собрания графов Шереметевых, которые впоследствии пополнялись и в настоящее время насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства XVI-XIX вв.
Имена признанных мастеров портретной живописи – Д.Левицкого, И. и Н. Аргуновых, П. Ротари, Г.Гроота, Ф Липпольда, Ж.Монье свидетельствуют о высоком художественном уровне собрания. Музей обладает редчайшими произведениями голландской живописи ХVII века, в частности маринами К.Вирингена и Й.де Вриса, пейзажами Арт ван дер Нера и Т.Хереманса, Р. Саверея, Г.Ю. ван Бадена, уникальным произведением мастера «кухонных» натюрмортов К.Делффа, характерными образцами французской живописи рококо, итальянскими полотнами ХVI –ХVII вв., среди которых выделяются полотна Пьетро делла Веккья, Микеле Тозини, Б. Белотто, художников венецианской школы и мастерской Луки Джордано. Гордостью музея являются скульптурные портреты двух поколений графов Шереметевых работы Ф.И.Шубина.
Графическое собрание музея-усадьбы Кусково, формировавшееся на протяжении трех столетий, включает более 1 200 листов тиражной графики и авторского рисунка работы русских и европейских художников и граверов XVI - XX вв. Основу коллекции составляют листы, происходящие из собрания графов Шереметевых: эстампы, хранящие память о видных политических и военных событиях своего времени, гравированные портреты представителей императорской фамилии, русской и европейской знати, деятелей искусства, ведуты и пейзажи. В их числе графический альбом «Подлинное представление строениев и саду, находящееся в одном из увеселительных домов, называемом село Кускова, принадлежащее его Ciятельству Господину графу Петру Борисовичу Шереметеву» с видами графской усадьбы, состоящий из тринадцати гравюр, созданными во Франции П. Лораном и
Начиная с 1930-х гг. коллекция пополнилась многочисленными эстампами, в числе которых работы русских и западноевропейских мастеров мастеров кон. XVI - XIX вв. - Адриана Коллаерта, Фредерика Блумарта, Антуана Франсуа Деннеля, Роберта Стренджа, Израиля Сильвестра, Габриэля Переля, Пьера Древе, Жака Фирмена Боварле, Георга Фридриха Шмидта, Джованни-Баттисты Пиранези, Сэра Роберта Стрейнджа, Е. П. Чемесова, А.Ф. Зубова, Е.Г.Виноградова, Г.И. Скородумова и других.
Особое место в собрании занимают эскизы форм и росписей фарфоровых изделий работы художников-керамистов советского периода: И.С. Ефимова, Т.З. Подрябинникова, Б.А.Смирнова, Т.И. Воскресенской, - позволяющие проследить творческий процесс мастеров от замысла до воплощения.
Фонды мебели и декоративно-прикладного искусства в основном составляют предметы, которые создавались специально для Дворца и парковых павильонов усадьбы в XVIII в. и размещаются в предназначенном для них пространстве исторических интерьеров, особый интерес. Особый интерес представляет художественная мебель русского и западно-европейского производства, в том числе произведения, выполненные такими известными мастерами XVIII столетия, как Н. Васильев, И. Юст и П. Споль. Кусковская мебель демонстрирует все основные техники декора: резьбу – золоченую или ярко и своеобразно крашеную; технику наборного дерева – «интарсию» и «маркетри», флорентийскую мозаику – набор из разного по цвету и фактуре поделочного камня.
Не меньший интерес представляет коллекция декоративно-прикладного искусства, в которую вошли произведения, выполненные в России, Франции, Англии, Германии, Италии, Китае и Японии: бронза, резная кость, тесненная кожа, предметы, декорированные бисером, вышивка, ткани, кружева , осветительные приборы, художественные рамы.
Музей обладает также сложившимися в XVIII веке коллекциями скульптуры, среди которых выделяются портретные работы Ф.Шубина, и парковых статуй и бюстов русской и итальянской работы.
Коллекция часов насчитывает порядка сорока предметов и демонстрирует все многообразие типов и форм часовых механизмов, бытовавших в интерьерах XVIII-XIX вв.: это и небольшие по размеру бронзовые золоченые часы, украшающие комоды и каминные полки, и настенные часы или монументальные напольные, а также изящные камерные часы в фарфоровом корпусе.
Синтез искусств и слагаемые гармонии усадебного мира прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения, что послужило основой для создания в 1918 году Музея - усадьбы.
Настоящую структуру музей получил в 1938 году при слиянии единственного в стране специализированного Государственного музея керамики и музея-усадьбы «Кусково».
Государственный музей керамики – единственный специализированный музей в России, где собраны произведения керамики, фарфора и стекла многих стран Европы и Востока с древнейших времен до наших дней. Собрания западноевропейского и русского фарфора, стекла и керамики, работ современных художников являются одними из крупнейших и лучших в России.
церковь Спаса Всемилостивого
Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 г. лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений, в 1932 г. переведен в усадьбу Кусково, и с 1937 г. они существуют как единый музей.
В 1920-1930-е гг. коллекции музея пополнялись путем поступления из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, созданных на основе частных коллекций, из расформированных 1-го Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели, в т.ч. из собраний Юсуповых, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина, С.А.Бахрушина, В.О.Гиршмана, М.П.Рябушинского, Г.А.Брокара, Ф.Е.Вишневского и др. Ценные экспонаты (предметы царских сервизов) были переданы из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, а также из Политехнического музея, музея Строгановского училища и др.
Коллекции современной керамики и стекла стали формироваться в довоенный период на основе передач из Торговой Палаты, Дирекции художественных выставок и панорам, из музея образцов Главфарфора, Главстройкерамики и закупок с крупнейших фарфоровых, керамических и стекольных заводов: Ленинградского, Дмитровского, Дулевского, "Красный гигант", Дятьково и др. Кроме того, произведения приобретались и принимались в дар от авторов и коллекционеров.
В настоящее время собрание музея керамики насчитывает ок. 40 000 экспонатов. Здесь представлено искусство Древней Греции и Рима, древних культур Востока, фарфор и керамика Китая и Японии. Наиболее значительно собрание западноевропейской керамики, фарфора и стекла от эпохи Возрождения до модерна. Итальянская майолика, своеобразная керамика Испании, Франции, Голландии, Германии, венецианское и богемское стекло XV-XVIII вв. представлены характерными изделиями ведущих предприятий, работами знаменитых мастеров, уникальными экспонатами. Одной из лучших в стране и самой большой в Москве является коллекция европейского фарфора XVIII – XIX вв.
Самым известным фарфоровым ансамблем XIX в. в собрании музея является созданный в Севре Египетский сервиз – уникальный памятник наполеоновской эпохи.
Гордость музея – коллекция русского фарфора, отличающаяся разнообразием и полнотой представленных в ней центров производства. Музей обладает рядом раритетов и уникальных экспонатов XVIII – XIX вв., созданных на ведущем предприятии России – Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Это самый ранний из датированных предметов русского фарфора – ставок (конфетница) изобретателя отечественного фарфора Д.И.Виноградова 1748 г., а также предметы из первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати. В коллекции представлены работы многих художников и скульпторов XVIII – ХХ вв., работавших на предприятии: Ж.Д.Рашетта, С.С.Пименова, А.К.Шписа, К.А.Сомова, С.Н.Судьбинина, А.К.Тимуса и др. Неповторимость и своеобразие собрания русского фарфора определяется во многом прекрасным подбором изделий частных заводов, прежде всего, подмосковных: Гарднера, Попова, Сафронова, заводов Гжели. Не имеет себе равных лучшая в стране коллекция русской фарфоровой пластики, которая в основном была собрана А.В.Морозовым.
Российская керамика и фаянс представлены изделиями крупнейших заводов: Киево-Межигорской фабрики, Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева и др., а также продукцией Гжели XVIII – XIX вв.
Рядом исключительных по своему значению экспонатов выделяется коллекция русского стекла. Здесь редкие изделия первых стекольных заводов в Измайлове и Петербурге, прекрасные образцы гравированного и цветного стекла XVIII в., уникальные дворцовые вазы Императорского стеклянного завода конца XVIII – нач. ХХ вв.
Замечателен подбор авторских работ известных художников-керамистов и стекольщиков ХХ в., творчество многих из них невозможно представить без произведений из собрания Государственного музея керамики.
Наиболее полно представлен фарфор крупнейших заводов: Ленинградского, Дмитровского и Дулевского. "Золотым" фондом являются произведения художников круга "Мир искусства", живописного направления, русского авангарда: "агитационного" фарфора, супрематизма, трансавангарда, работы художников М.Добужинского К.Малевича, Н.Суетина, В.Кандинского, А.Матвеева, Б.Кустодиева и др. В коллекции представлены все художественные центры и новаторские авторские произведения, позволяющие судить об индивидуальном мастерстве ведущих художников ХХ - нач. ХХI вв.
Фонд фаянса и "грубой" керамики представлены Конаковским, Псковским, Будянским фаянсовыми заводами и др. Особенно значима коллекция Художественной керамической лаборатории, существовавшей при музее в кон. 1920 – нач. 1930-х гг., где проводились эксперименты в области создания новых форм и технологий. Авторская керамика 1960-1990-х гг. наиболее полно представлена Московской и Петербургской керамическими школами. Собрание включает самые яркие и самобытные народные промыслы России: Гжель, Опошня, Косово, Дымковская слобода, Скопин, Балхары.
Современное стекло представлено крупнейшими заводами и авторскими работами не только России, но и бывших союзных республик: "Красный Гигант", Дятьковский, Гусь-Хрустальный, "Красный Май", Киевский, "Неман". Особой гордостью Музея является собрание агитационного фарфора и стекла 1920-1930гг. и монографические коллекции ведущих отечественных художников Н.Данько, С.Чехонина, А.Щекотихиной-Потоцкой, Л.Протопоповой, Л.Ефимова, И.Фрих-Хара, Б.Смирнова, А.Сотникова, А.Бржезицкой и др.
Коллекция гротической декоративной скульптуры
Гротическая декоративная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века и не имеет аналогов в нашей стране.
Приобретенная графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта скульптура располагалась в интерьере Грота, а также входила в ансамбль Итальянского прудика. Часть фигур выполнена из глины в технике формования, «кукол» подвергали обжигу с последующим декорированием их раковинами разных видов. Большая часть скульптуры деревянная - вырезанная из цельных дубовых стволов, покрытых слоем левкаса, в который вдавливались раковины.
В кусковской коллекции насчитывается 12 произведений декоративной скульптуры из ракушечника.
Портретная галерея XVIII в.
Кусковская Портретная галерея единственная сохранившаяся практически полностью (123 портрета) из подобных усадебных собраний. Основанная во второй половине XVIII века П.Б.Шереметевым и продолженная его сыном Н.П.Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII – нач. XIX вв. Установленный П.Б.Шереметевым принцип составления галереи из портретов «славных особ» разных времен и стран впоследствии стал основным при формировании портретных галерей в русских усадьбах.
Галерея начиналась изображениями русских правителей допетровского времени: от Ивана Грозного до царя Ивана Алексеевича. За ними следовали представители дома Романовых вплоть до конца XVIII века. Значительная часть галереи отводилась портретам видных российских государственных деятелей и военачальников XVIII века. И завершали «парад портретов» представители правящих династий западных стран.
В состав Портретной галереи вошли произведения русских – известных и неизвестных – художников и западноевропейских мастеров.
РЕЖИМ РАБОТЫ
Музей открыт:
с 15 апреля 2016г. устанавливается следующий режим работы музея для посетителей:
- Дворец, Грот, Итальянский домик, Голландский домик с 10.00 до 18.00
Американская оранжерея, Большая каменная оранжерея, Эрмитаж с 10.00 до 18.00
- Регулярный французский парк с открытой экспозицией парковой скульптуры с 10.00 до 20.00
- Кассы работают с 10.00 до 19.30
Музей закрыт:
понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день;
Как доехать, где находится:
Проезд:
метро "Рязанский проспект", далее авт. 133, 133к и 208 до ост. "Музей Кусково";
метро "Выхино", далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. "Музей Кусково";
метро "Новогиреево", далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. "Улица Юности".
Адрес музея:
111402, Москва, улица Юности, дом 2 (посмотреть на Яндекс. Карты)
Перед территорией музея, со стороны ул. Юности имеется бесплатная парковка автомобилей.
Запись на экскурсии: тел.: +7 495 375 31 31, автоответчик +7 495 370 01 60, zakaz@kuskovo.ru
museum_kuskovo@mail.ru
______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Юрий Стародубов. Царское это дело. Что надо обязательно увидеть туристам на Востоке столицы // Восточный округ. — 2015. — № 22 (111) за 26 июня. — С. 13.
Елена Лебедева. Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково. // Интернет-журнал Pravoslavie.ru (13.08.2004). Проверено 3 июля 2015.
Кусково // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
https://kuskovo.ru
Юрий Стародубов. Курсант Молдагулова жила в усадьбе Кусково // Восточный округ. — 2015. — № 7 (96) за 6 марта. — С. 5.
Памятники Москвы буржуазной // Московское наследие. — 2014. — № 5(35). — С. 14—17.
Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) города Москвы по административным округам
Шишко А. В. Кусково. — М.: Московский рабочий, 1955. — 114 с. — (По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья).
Глозман И. М., Тыдман Л. В. Кусково / Под общ. ред. С. М. Земцова. — М.: Искусство, 1966. — 110 с. — (Художественные сокровища дворцов-музеев).
Архив села Кусково. Вып. 1. — М.: Тип-литогр. А. В. Васильчикова и К., 1902. — 64 с.
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.
- Россия:
- Тэги:
- 5429 просмотров
Комментарии
про род Шереметевых (Шереметьевых)
ссылки и статьи на них:
замок Шереметьевых в Юрино - статья тут!
усадьба Архангельское - статья тут!
поселок Юрино и закмок Шереметева - тут!
Село Шереметьевка - Татарстан - статья тут!
Отправить комментарий