Село Шереметьевка
Шереме́тьевка — село Шереметьевского сельского поселения в Нижнекамском районе Республики Татарстан (до 1917 года Богородское).
Муниципальный район - Нижнекамский район
Координаты: 55°23′00″ с. ш. 51°32′00″ в. д. (G) (O) (Я)
Глава: Павлов Дмитрий Иванович
Первое упоминание - XVII век
Площадь: 1,43 км²
Население: 1254 человека
Часовой пояс: UTC+4
Телефонный код: +7 8555
Почтовый индекс: 423560
История Шереметьевки
Село Шереметьевка находится между Нижнекамском и Камскими Полянами. До революции 1917 года село указывалось на картах как Богородское. Название Шереметьевка официально закрепилось в советский период. В свои лучшие времена население Шереметьевки достигало 3 тысяч жителей.
Под управлением Шереметевых (XVIII—XIX в.в.)
История поселения насчитывает более трехсот лет. Шереметевы приобрели имение у татарского мурзы Уркеева в середине XVIII века и переселили сюда крепостных крестьян из-под Нижнего Новгорода и Орловской губернии.
Благоприятное расположение Шереметьевки на трех полноводных притоках Камы позволило местному населению развивать не только земледелие и коневодство, но и кожевенное, шорное производства. У каждого двора была заводь, где вымачивали и мяли кожу. В XIX веке в селе работали более трех десятков кожевенных и шорных производств. В ремесленном училище обучали выделке кож.
В Шереметьевке процветала торговля сразу нескольких купеческих домов. Здесь сохранились памятники старины. Жилые дома и склады купцов Тикуновых занесены в каталог-справочник «Республика Татарстан: памятники истории и культуры». В каталог также вошли и дом предпринимателей Вязьминых, торговые лавки купцов Баклушина, Бабушкина, Кузнецова. К концу XIX века относят историки архитектуры кладовые предпринимателя Казакова, дома купцов Королева и Липатова.
Религии и старообрядчество
В религиозном отношении село было очень своеобразным. Шереметьевцы исповедовали разные религии.
В селе была одна православная церковь и три старообрядческие молельни. Большинство жителей были православного вероисповедания. Церковь имела большой доход и влияние на религиозных людей.
Самые богатые заводчики были из секты «Поморов». Они имели свою молельню, огороженную высоким сплошным забором, в котором совершал богослужение поп «гнусавым песнопением». В молельне вся передняя стена и боковая была заставлена богатым блестящим иконостасом. Взрослые и дети «поморов» не общались с людьми другой веры. Они считали их «не мирскими». «Поморы» относились с настороженностью к односельчанам. Ворота всегда держали на запоре. Одевались богато, особенно молодежь.
Другая раскольническая секта называлась «По кресту». Она охватывала людей с меньшим капиталом. Их молельня находилась на задворках дома Купцовых по Большой (ныне Советской) улице, на которую мы с вами сейчас направляемся. Проникнуть туда было очень трудно. Во дворе был сделан темный узкий проход в молельню. Она была деревянной, выглядела мрачнее, чем у «помор». Иконостас бедный.
Третья секта раскольников называлась «Беспоповцы». Их молельня находилась на задворках дома Королева Петра. Она была небольшой, деревянной, похожей на баню и выходила одной стороной в переулок.
В начале 20 века в селе располагалось волостное правление, функционировали Богородицкая церковь, 3 старообрядческие молельни, 2 земские школы (открыты в 1866 и 1877 годах), земская больница, ссудо-сберегательное товарищество, 31 кожевенных и 2 кирпичных завода, 3 войлочных заведения, 5 кузниц, 1 водяная мельница, 5 корьевых толчей, трактир, 7 пивных, 1 казенная винная и 24 мелочные лавки, базар по понедельникам, Ивановская ярмарка – 24 июня. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3009,9 десятины.
Купеческий дом
Построен в начале 20 в. А.П.Вязьмин и П.А.Вязьмин – выходцы из купече-ской семьи Оренбургской губернии. В селе имели два завода по выделке барань-их кож на 12 деревянных чанов. В год Вязьмины выделывали 2 тыс. штук шкур, годовой оборот был 1,8 тыс.руб. Представляет собой комплексную двухэтажную усадебную постройку. Имеет двухэтажный сенной пристрой к длинной стороне здания. Оконные проемы с лучковыми перемычками, на втором этаже в валиковых наличниках. Углы и простенки здания раскрепованы рустованными лопатками. Карниз выложен рядами поребрика и сухариков, имеющих валиковые очертания. Дворовое сооружение имеет идентичный декор в виде лопаток, сухариков в карнизе. Лучковые оконные проемы декорированы простыми наличниками и сандриками-полочками. Памятник жилой архитектуры, усадьба в стиле "кирпичной" эклектики.
Дом купца Тикунова
Точная дата строительства дома не выяснена. Известно, что в начале 1870-х усадебный комплекс был деревянным. Дом принадлежал В.П.Тикунову, вла-дельцу двух кожевенных заводов по выделке шкур. Производство было основано в 1860-х крестьянином П.Ф.Тикуновым. Усадебный комплекс состоит из двух каменных домов. Здания были реконструированы в 1990. Представляет собой два корпуса – жилой двухэтажный дом и флигель. Пер-вый этаж заглублен до высоты подоконников. Оконные проемы с лучковыми перемычками декорированы наличником с валиковыми профилями и замковым камнем. Угловые лопатки по первому этажу имеют рустовку, по второму – узкие кессоны. Массивный карниз с частыми кронштейнами, по осям лопаток надстроены небольшие тумбы. Справа к дому примыкает каменно-сенной пристрой. Одноэтажный флигель имеет три лучковых оконных проема с простенками, раскрепованными рустованными лопатками. Сандрики в виде ломаной полочки. Карниз выложен с городками и поребриками. Боковые фасады глухие. Памятник жилой архитектуры в стиле "кирпичной" эклектики.
Амбар в Шереметьевке
Под управлением Анциферовых (с 1861 г.)
В 1861 году управляющий села Анциферов выкупил имение у Шереметевых. Один сын управляющего занимался кожевенным делом, второй открыл санаторий на горе Кумыс для больных туберкулезом и практиковал лечение кумысом. После революции санаторий был закрыт и разрушен, сохранились только фундамент и просека, обозначающая место лестничного подъема к лечебным корпусам.
Фабрика
Существующее здание кожевенного завода было построено в первое десяти-летие 20 в.: строительство закончено в 1910-1912. Завод возник на основе существовавшего ремесленного училища и частных кожевенных заведений. Так, в 1870-е в селе существовало более 40 частных заведений, а в конце 19 в. их число приближалось к 60. В 1917 в частных руках находилось 34 кожевенных заведения. Расположено на западной окраине села. Двухэтажное здание, торцовые стены которого имеют высокие фигурные щипцы со слуховыми окнами. Углы здания раскрепованы кессонированными лопатками. Карниз состоит из ряда поребриков и ступенчатых сухариков. Простенки торцовых фасадов имеют высокие прямоугольные ширинки. В тимпане между ширинками – квадратное слуховое окошко с лучковым наличником. Окна здания имеют лучковые перемычки с замковым камнем, без наличников. Междуэтажный карниз украшен городками, а в простенках между окон располагаются плоские, ступенчатые по силуэту филенки. Памятник промышленной архитектуры в стиле эклектики "кирпичного" направления.
XX век
После Второй мировой войны прекратили свои существования многие предприятия села. Началось их медленное умирание и растаскивание самими же жителями села. Многие памятники истории были разрушены в годы Перестройки. В селе сохранилась одна шорная фабрика. Расположена она в том же самом здании, которое построили в XIX веке ее бывшие хозяева — братья Тикуновы. Еще в конце двадцатого века сработанные здесь хомуты и другая конная упряжь пользовались огромным спросом во всем Поволжье. На фабрике работают всего 12 человек, а готовые изделия чаще всего обмениваются на сельхозпродукцию.
До 1967 года Нижнекамский район назывался Шереметьевским.
Чудотворная икона и церковь
В начале XIX века во время охоты в угодьях заблудились люди Шереметева. Вывел их лесник. В благодарность в следующие 10 лет в Шереметьевке была построена церковь. Строительство завершилось в 1820 году, но сельчане не торопились посещать церковь, поскольку многие придерживались старой веры (в селе было три старообрядческие молельни). Тогда церковный староста Михаил Ныров августовской ночью снял икону с иконостаса и опустил ее в источник, возле которого крестьяне обедали. Родник, где была найдена чудотворная икона, назвали Святым ключом. Позднее церковь имела большой доход и влияние на религиозных людей. Это была одна из красивейших церквей в Казанской губернии. По красоте своей она лишь немногим уступала Московскому Собору Василия Блаженного. Строили её московские архитекторы. В 1956 году она была уничтожена. В 2000 году администрацией района верующим села было передано деревянное здание. Оно было перестроено под молитвенный дом, освященный впоследствии в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Новая церковь в Шереметьевке
Святой источник у Шереметьевки
Купель на Святом источнике
Школа в Шереметьевке
Двадцать пять лет назад в Шереметьевке открыли краеведческий музей в здании школы, в котором по крупинкам собрана история Шереметьевки. Его организатор Раиса Александровна Михайлова является и автором книги «Мое село — одно на всю Россию: история с. Шереметьевки Нижнекамского р-на». К 55-летию Победы музей был награжден дипломом Министерства образования Республики Татарстан. Первая школа была открыта в Шереметьевке в 1878 году, здание новой школы построено сто один год спустя.
Д.А.Медеведев и П.П.Шереметев
Покупателем Шереметьевки у мурзы Уркеева значится Сергей Васильевич Шереметев (?-1772 гг.), сын нижегородского воеводы Василия Васильевича Шереметева (1652—1733 гг.), которые относятся к нетитулованной, но знатной ветви, имеющей отдаленные родственные связи с графами Шереметьевыми с общим предком Андреем Кобылой, первым исторически достоверным родоначальником дома Романовых.
Резиденция рода нижегородских Шереметвых располагалась сначала в селе Богородское под Нижним Новгородом, затем в Юрино, где был построен уникальный роскошный дворец. Шереметевы являлись крупными сельскими хозяевами и промышленниками, свои владения посещали не часто и управляли с помощью старост и управляющих.
В 2006 году в селе Шереметьевка Нижнекамского района побывал потомок известного рода, председатель президиума Международного совета российских соотечественников граф Пётр Петрович Шереметев. За годы эмиграции во Франции он впервые посетил бывшие владения своих родственников. Уезжая во Францию, Пётр Петрович Шереметев взял с собой горсть шереметьевской земли и книгу, рассказывающую об истории деревни.
Родники села Шереметьевка
Село Шереметьевка расположено в живописной местности в окружении холмов, каждый из которых имеет свою легенду и название: «Кумыс», «Лысуха», «Казённый лог».
В окрестностях села много целительных ключей: «Салтыков», «Матов», «Святой», с названиями которых связаны легенды, а история уходит в далекое прошлое.
В крепостное время каждое лето проводился смотр села приезжавшим владельцем. Все крестьяне в указанное время должны были, стоя на улице у ворот дома, приветствовать своего помещика. В один из таких смотров крестьянин Салтыков на Большой улице (ныне Советской) отлучился и не вышел поприветствовать помещика. В наказание он был выселен с улицы за пределы села (ныне Нагорная улица), где находился один из целительных ключей. Впоследствии родник был назван его именем и по сей день носит название «Салтыков ключ».
Интересна история и Матова ключа, который мощной струей льет холодную вкусную воду из-под горы Кумыс. Это самая высокая гора в сосновом лесу, окаймляющем село. У основания этой горы был дом помещика Николая Корнеевича Анциферова, который содержал на вершине горы кумысное заведение для больных туберкулезом. За всем порядком там следил управляющий Матов, имение которого находилось неподалеку от ключа. Поэтому и прозвали ключ – Матовым.
Интересна история Святого ключа.
По преданиям легенды, в конце 18 века придворные графа Шереметева охотились в местных таежных лесах и заблудились. Встретив местного мужика, они попросили указать им дорогу и пообещали, что в этих местах будет построена церковь. Мужику не составляло труда вывести их на дорогу, но он не поверил богатеям, что они построят церковь. Но к удивлению местных жителей недели, через три прибыли мастера, выбрали место, и началось строительство церкви. Строительство длилось 20 лет.
Это была одна из красивейших церквей в Казанской губернии. Но когда открылись двери богоугодного заведения, к удивлению духовенства, из рабочих и крестьян туда никто не шел. Тогда церковный староста Михаил Ныров по настоянию священника августовской ночью снял с иконостаса икону и выйдя в поле, бросил ее в родник, где обычно в страду обедают крестьяне. Произошло то, что и ожидали церковники. На следующий день, явившиеся к роднику крестьяне, увидели в воде икону и приняли ее за новоявленную.
Женщины закричали: «Чудо! Чудо!». Чудотворную икону, названную «Иоанном Крестителем» торжественно внесли в церковь. После этого в церковь стали приходить крестьяне и крестьянки за десятки километров в надежде от «чудодейственной иконы» получить помощь. А ключ стал звать «Святым».
_____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://golovans.ru/14/178
Сайт Википедия.
https://okn.tatarstan.ru/
https://www.kazan.eparhia.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Село Шереметьевка | 98.5 КБ |
Село Шереметьевка | 79.04 КБ |
Село Шереметьевка | 85.98 КБ |
Село Шереметьевка | 118.45 КБ |
Село Шереметьевка | 142.83 КБ |
Sheremetyevka (5).jpg | 122.94 КБ |
Sheremetyevka (6).jpg | 23.14 КБ |
Sheremetyevka (7).jpg | 45.74 КБ |
Sheremetyevka (8).jpg | 45.41 КБ |
Sheremetyevka (9).jpg | 42.4 КБ |
Sheremetyevka (10).jpg | 45.66 КБ |
Tihunov.jpg | 105.74 КБ |
- Татарстан:
- Тэги:
- 14467 просмотров
Комментарии
кстати...
владение тех же Шереметевых, что имели замок в Юрино,
что в Марий Эл у устья Ветлуги...
Отправить комментарий