Ошка Панда (Священная гора)

святая гора

Старшее поколение Самозлейки рассказывает, что на Ошка Панде раньше стояла церковь. А потом она взяла и ушла под землю. На болоте стояла, скажете вы? 
Нечистая сила, ответят местные. Сейчас на горе растёт сосновый лес, а у подножия стоит колодец с питьевой водой, который не замерзает даже зимой. Земля сохраняет его температуру, скажете вы?

Мистика, ответят местные... 

 
Это место силы, известное местным жителям. В 3 км от Самозлейки. 
У подножия высокого холма заросшего вековыми соснами, находится колодец с святой водой и обустроенная купель. На горе крест, потрясающий вид на долину Мокши, лечебный воздух.
 
В середине прошлого века здесь работали археологи, нашли пустоты у подножия горы. Но лезть в них не стали — закрыли железными листами и лишили Голливуд возможности снять хоррор про Мордовию.
  
Священная гора Ошка Панда
«Ошка Панда» в переводе с мордовского означает «Священная гора». Она находится в трёх километрах от села Самозлейка, что на границе Ковылкинского и Краснослободского района. Проезжая мимо неё, ничего особенного сразу и не приметишь, но стоит остановиться и присмотреться, как место сразу начинает казаться довольно странным. По рассказам жителей села, когда-то давно на этом месте стояла церковь, которая однажды ушла под землю. Списывают это всё на болотистую местность.
Сейчас на этой горе расположился сосновый лес. А у подножия находится старый колодец. Вода в колодце чистейшая и ледяная, никогда не замерзает и считается святой. Это место известно немногим, но те, кто знают, приезжают за водой постоянно. Есть поверье: до того как зачерпнешь воды, нужно кинуть монетку в колодец и, пока она летит, успеть сказать, для каких целей ты берешь воду. Тогда вода приобретет чудодейственное свойство.
 
«Однажды, у нас в округе дождя не было около двух-трёх недель. Огороды понемногу начинали сохнуть. И вот как-то, идя мимо «Ошка Панды», я увидел такую картину: у колодца с водой собралось около 15 бабушек в мордовских костюмах. Они зачерпывают воду и сразу же выливают друг на друга, при этом громко читают молитвы на мордовском языке. Зрелище впечатляющее. Но шок для меня был, когда через полчаса безоблачное небо закрыли тучи, и пошёл сильный дождь.»
Павел Чугунов, житель села Самозлейка
 
Если повезёт, на горе можно увидеть каменные столбы, один с изображением мужчины, а другой – женщины. Но проходить между этих столбов нельзя — на них проклятье. Много всего необъяснимого видят на этой горе. Обычно приезжие стараются быстро налить воды и уехать, но возвращаются вновь, чтобы поблагодарить чудодейственный колодец.
«В середине 20 века на эту гору приезжала археологическая экспедиция, вела раскопки на самой горе и в её округе. Во время раскопок были обнаружены глубокие пустоты у подножия, но погружаться на их дно было технически сложно и опасно, и экспедицию свернули. А пустоты прикрыли железными пластами. Да и воду проверяли из колодца, бактерий в то время почти не нашли, около 5%, хотя в обычных родниках где-то 50%»
Андрей Рахманов, учитель мордовского фольклора,
    
  
Где находится, как доехать:
Республика Мордовия, село Самозлейка, Ковылкинский район.
В 3 км. на запад от села Самозлейка,  в долине реки Мокша.

                                                                                  источник-колодец у подножья горы                             
Мордовская вера
Эрзянская (мордовская) религия (эрз. эрзянь познэнь озномат — «национальная эрзянская вера») — этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. В то время, как большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие, эрзяне остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Только национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.
Христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке и нередко носила насильственный характер. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Были вырублены священные рощи (керемети) как места поклонения. Многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновская области), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в Мордовии. Не раз вспыхивали очаги сопротивления новой вере, например, Терюшевское восстание 1743—1745 годов. В 1806—1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой», учившего, что «теперь наступает гибель христианства и утверждение мордовской веры... мордва теперь будут первые люди на земле и повсюду водворится мордовская вера». К. Алексеев в 1810 году вместе с наиболее активными последователями был бит батогами и сослан в Иркутск.
Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз). Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия). Сельской общине покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры. Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама).
В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников». По этой причине современное движение за национальное, в том числе и религиозное (с 1990 года), возрождение носит характер реконструкции (неоязычества) с тенденцией к монотеизму. В 1994 году была издана книга о языческой эрзянской мифологии и эпических сказаниях «Мастерава» профессора Мордовского госуниверситета А. М. Шаронова. При этом отсутствуют собственно религиозные объединения; языческий компонент содержится в идеологии национально-культурных движений, таких как эрзянская национальная партия «Эрзянь Мастор» («Земля эрзян»), общество «Фонд спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова» (председатель — Е. В. Четвергов), ассоциация эрзянских женщин «Эрзява» (лидер — поэтесса Р. С. Кемайкина, языческое имя — Маризь Кемаль), национально-культурные движения «Эстер Аво» и «Мастер Аво». Заявляется о возвращении в лоно «национальной эрзянской веры].
Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины[9]. После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла. В дальнейшем такие моления стали соверщаться регулярно в начале лета и осенью в деревне Ташто Кшуманця Большеигнатовского сельского поселения Большеигнатовского района, собирающие до нескольких тысяч человек. Восстанавливается институт жрецов и жриц (первой была провозглашена Маризь Кемаль). Проводятся также семейные моления дома.
 
  

 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Цыганкин Д. В. Память, запечатленная в слове. Словарь географических названий Республики Мордовия. Саранск, 2005. – 431 с. (рус.), (мокш.), (эрз.)
Чудаев Ф. П., Тувин А. С. Боль и радость ты наша, земля старошайговская. — Саранск, 1998.
Энциклопедия Мордовия, И. И. Шеянова.
Виктор Махаев, краевед, доцент МГУ имени Н.П. Огарева.
Балашов, В. А. Мордвась  [Текст] / В.А.Балашов,     М.С.Волкова, Н.Ф.Мокшин и др. // Мордовия:     энцикл: в  2 т.  Т. 1. – Саранск, 2003. -  Т. 1. -  С.                  356.
 Все о Мордовии [Текст]: энциклопед.       справочник / сост. Е. М. Голубчик и др.     Саранск: Морд, кн. изд-во, 1998.  – 661 с.
Курсовая работа. Студентка 2-го курса факультета истории и права МГУ им. Н.П, Огарева Марина Скоробогатова
В. А. Юрченков. Мордовский народ: вехи истории. — Саранск, 2007
«История Мордовского края» под редакцией профессора Г. Н. Белорыбкина, Пенза, 1996

 

ВложениеРазмер
oshka_panda (1).jpg136.63 КБ
oshka_panda (2).jpg257.84 КБ
oshka_panda (3).jpg273.51 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru