Река Лемва
Ле́мва — река в Республике Коми, левый приток реки Уса (бассейн Печоры).
Длина 190 км, площадь бассейна 9 650 км².
Крупнейшие притоки — Нерцета (левые); Грубею, Харута, Пага, Юнъяха (правые).
Лемва начинается на западных склонах Приполярного Урала возле границы с Ханты-Мансийским автономным округом.
Течёт на север по ненаселённой местности, быстро собирая воду многочисленных притоков. В верховьях течение бурное и стремительное, в русле множество порогов и перекатов. В среднем течении скорость реки уменьшается, она течёт в холмистой местности, берега высокие, лесистые. Ширина около 50-60 м. Иногда река разбивается на протоки, образуя большие лесистые острова.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОМИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ - ТУТ!
Река Лемва
В нижнем течении течёт по заболоченной тайге, образуя многочисленны протоки и острова.
Лемва впадает в реку Уса выше пристани Абезь. Река используется туристами для водных походов.
Подпитка реки смешанная, с преобладанием снегового. Замерзает в конце октября, вскрывается в конце мая. Река хороша для семейного отдыха и сплава. Сочетание малопосещаемых мест с большим количеством «даров» природы, красотой и безопасностью сделает путешествие незабываемым и интересным. Свежий воздух и кристально чистая вода - самое лучшее лекарство для любого организма. В некоторых местах сплава сердце "ёкнет" от прохождения «прижимов».
Обычный маршрут: г. Инта – р. Лемва – р. Уса – ж/д ст. Абезь – г. Инта.
Количество дней: 8.
Сплав по реке: 166 км.
река Лемва
Объекты, интересные для посещения:
Туристам будет интересно побывать на ближайшем от реки (в 8 км) уральском хребте Тисваиз, высота которого достигает 616 м.
С Лемвы можно совершить экскурсию на месторождение марганцевой руды, которая добывается открытым способом в карьере.
В долине р. Парнокаю расположены два природных памятника - «Лиственничное» и «Парнокаю»: в первом охраняется участок лиственничника крупнотравного на верхней границе леса, во втором - ельник южнотаёжного типа редкого для верхней границы леса.
Геологический памятник «Олыся» представляет собой высокие выходы живописных скал, являющихся ядром рифа раннекаменноугольного возраста. В двух километрах выше по реке - околорифовые образования.
Ботанический памятник «Лемвинский» площадью 36 га. Образован в 1978 г. Объект охраны – реликтовый кустарник "Курильский чай", ценные лекарственные растения: радиола розовая (золотой корень), кровохлёбка аптечная, горец змеиный, купальница европейская, Иван-чай узколистый и др.
Вдоль реки множество живописных останцев.
Интересно побывать в пос. Епа – старинное коми селение, расположенное на правом берегу р. Лемва, возникло в к. 19 - нач. 20 вв. Впервые упомянуто в 1904 г. Как и многие удалённые места севера Коми, посёлок "вымирает". Возможно, что уже через десяток лет об этом населённом пункте останутся лишь воспоминания и точка на карте.
Описание природы этих мест
Место путешествия находится на стыке Полярного и Приполярного Урала. Средняя высота гор 900-1100 м. Характерной особенностью этой части Урала являются платообразные хребты с глубоко расчленёнными ущельями (600-800 м), долинами рек и карами, заполненными многочисленными снежниками.
Климат Полярного Урала суровый, резко континентальный; холодная, дождливая осень быстро сменяется зимой, а короткая, прохладная весна — летом. Обычно уже в начале сентября вершины хребтов одеваются снежным покрывалом, и только в июне в горах начинает сходить снег. Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2—3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400—600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная часть - весной, летом и осенью.
Характерной особенностью этой части Урала являются платообразные хребты с глубоко расчленёнными ущельями (600-800 м), долинами рек и карами, заполненными многочисленными снежниками. Перевалы пологие, имеющие большую протяжённость, с незначительными высотами от 300 до 500 м над уровнем моря. Средняя высота хребтов - 1150 м. Осевая зона Урала сложена, в основном, наиболее древними метаморфическими породами протерозойского и нижнепалеозойского возраста.
Зимние дни на Полярном Урале очень коротки. Во второй половине декабря к северу от Полярного круга — полярная ночь. В январе большой ярко-красный диск солнца чуть выглянет из-за горизонта, осветит на несколько часов заснеженные горные хребты, равнинные пространства тундры, и снова над «белым безмолвием» опускается ночь.
Лето поздно приходит на Полярный Урал. Еще в мае в тундре и в горах завывают метели, и только в июне наступают теплые дни. Весна на Полярном Урале короткая, лето наступает быстро. Солнце летом не заходит за горизонт круглые сутки, теплый воздух струится над землей. Летняя погода на Полярном Урале непостоянна: теплые солнечные дни с температурой воздуха 28—30° в течение нескольких часов могут смениться ненастьем и резким похолоданием, которое почти всегда связано с вторжением циклонов с запада.
Река Лемва
Река ЛЕМВА, водный реестрКод водного объекта 03050200112103000066770
Тип водного объекта Река
Название ЛЕМВА
Местоположение БАР/ПЕЧОРА/754/325
Впадает в река УСА (БАС. Р.ПЕЧОРА) в 325 км от устья
Бассейновый округ Двинско-Печорский бассейновый округ (3)
Речной бассейн Печора (5)
Речной подбассейн Уса (2)
Водохозяйственный участок Уса (1)
Длина водотока 180 км
Водосборная площадь 9650 км²
Код по гидрологической изученности 103006677
Номер тома по ГИ 3
Выпуск по ГИ 0
Пример заполнения данных Open Street Map
Впадают реки (км от устья)
7 км: река Юн-Яга
17 км: ручьи Кыдзьрась-Йоль (руч. Кыдзьрасъёль)
23 км: река Лемва-Вис
36 км: река Пага
44 км: река Гына-Курья-Иоль
49 км: река Харута
59 км: ручьи Кузь-Курья-Йоль (руч. Кузь-Курья-Ёль)
70 км: река Нерцета
75 км: река Грубе-Ю (Грубе)
84 км: река без названия
110 км: река Тангепте
127 км: река Мал. Надота
131 км: река Хайма
146 км: река Парнока-Ю
149 км: река Бол. Надота (Надота-Ю)
180 км: река Бол. Лемва
180 км: река Мал. Лемва
Река Лемва
Краткая лоция сплава по реке Лемва
Волок с р. Кожим на р. Лемву
От устья руч. Водэшор сначала по старой вездеходной дороге по ПБ оврага подняться наверх почти до самого конца, траверсируя склон долины. Затем двигаться в направлении ручья по лесу примерно 1 км. У пересечения с вездеходкой можно спуститься к ручью. Также, по-видимому, можно все время идти вдоль русла Водэшора, не взбираясь на склон. Однако в его нижнем течении движению сильно препятствуют заросли кустарника. Далее путь идет напрямую через местами заболоченную тундру вплоть до Лемвы (Ам = 60).
У водораздела путь проходит между двумя поросшими лесом холмами, ограничивающими территорию истоков Водэшора. На восточной оконечности левого холма находится старая стоянка оленеводов, от которой по вездеходной дороге можно дойти до леса на левом склоне долины Лемвы. Вдоль опушки леса проходит хорошо накатанная вездеходка. Двигаясь от нее вниз по склону около километра, можно вскоре достичь реки.
Пороги на реке Лемва
Верхний участок р. Лемва — до устья р. Парнока-Ю.
Проходили по основной струе.
Большая скорость течения.
У места начала сплава — ширина 30 м. Слабые шиверы, перекаты протоки. Несильные прижимы под скалы.
Через 1 час сплава — брод через реку. Необходимо проходить по левым протокам.
Еще через 30 минут — система проток. Часть проток с завалами или низко лежащими стволами. Длина шивер 50-100 м.
Шиверы заканчиваются у устья р. Парнока-Ю.
Перед устьем остров. Напротив устья — на ЛБ р. Лемва — высокая скала. Проходили по основной левой протоке.
Далее ширина реки 50-60 м.
До устья р. Хайма — по берегам встречаются скалы. Ниже песчаные обрывы. Скорость течения большая. Берега однообразные. Ориентировка затруднена. Необходимо постоянно следить за частыми мелями.
Ниже р. Хайма -много крупных, лесистых островов.
Ширина реки около 100 м.
В 70 км от устья на ПБ остатки поселка (зоны?). С этого места имеет смысл ставить дорожку.
Через час сплава крупный приток Харута. По ЛБ — избы.
Единственная деревня на реке — Епа (35 км от устья) на ПБ. Ниже деревни много проток, по берегам несколько ферм.
бассейн реки Печора, реки Уса, реки Лемва
Река Уса
На Усе при впадении р. Лемва — крупный остров (Кытыд-Ди). Начало судоходного участка.
Лемва впадает в левую протоку Усы.
В конце острова на левом берегу р. Уса — пос. Старая Абезь. Возможна стоянка на острове напротив поселка.
В 3 км ниже на ПБ — ст. Абезь. От реки до станции 1,5 км. Московские поезда не останавливаются.
Рекомендации
1. Маршрут по рекам Кожим, Лемва популярен с 70-80 годов двадцатого века (подъем по р. Кожим, волок на р. Лемва и сплав по ней). Затем этот район был закрыт в связи с золотодобычей на р. Кожим. В 1995 г район открыли для туристов, т.к. золотодобыча сократилась, а реки Балбанъю и Кожим вошли в состав национального парка Югыд Ва. Для добычи золота в верховья р. Кожим и его первого притока р. Балбанъю была простроена дорога, которая позволила добираться в верховья рек Кожим и Балбанъю. Уровень воды в реке Балбанъю в это время позволяет начать сплав без проводки судов лишь от устья р. Пелингичей. Выше - много мелководных участков. Все препятствия за исключением прижима 10 (р. Балбанъю) проходились нами без просмотра.
Река Лемва
2. Сплав по р. Балбанъю - наиболее интересная в спортивном отношении часть маршрута. Препятствия - это шиверы, часто с прижимами под скалы. Наиболее сложные препятствия - 5, 8, 9 и 10 - соответствуют 3 категории сложности. На Кожиме лишь одно существенное препятствие - прижим к скалам ЛБ в 1 км ниже устья р. Балбанъю. Остальные препятствия несложные шиверы, перекаты. Берега изрыты, трудно найти место для стоянки. В спортивном отношении интереснее сплав по р. Кожим выше устья Балбанъю (можно заехать на машине).
3. Волок на р. Лемва несложен, основными препятствиями являются заболоченные заросшие ивой участки истоков ручьев, подъемы незначительны.
4. Сплав по р. Лемва интересен в тактическом плане. Это прохождение без просмотра многочисленных шивер, перекатов, узких проток при высокой скорости течения. Сплав по Лемве дополняется сбором грибов, ягод. Рыбы немного.
5. Подъезд к началу маршрута: машина из г. Инта - около 100 км (в зависимости от места начала сплава). Машину надо искать в городе (15 км от ст. Инта). Необходимо оформить разрешение на въезд на территорию национального парка. Выезд простой: от реки Уса до ст. Абезь - 1,5 км.
6. Маршрут автономен. На р. Балбанъю - поселок Сана-Вож, на р. Кожим - поселок в устье руч. Тела-Шор, на р. Лемва - пос. Епа в 35 км от конца маршрута.
7. Данный маршрут соответствует 2 к.с. с элементами 3 к.с. (на р. Балбанъю, при большой воде отдельные препятствия соответствуют 4 к.с.)
8. Рамы катамаранов изготовляются на месте из дерева.
Отчет о походе: Сплав по реке Лемва
II к.с. с элементами III к.с. на катамаранах по маршруту Балбанъю - Кожим - Лемва
30 июля - 20 августа 2003 г.
Маршрут: Москва - ст. Инта - р. Балбанъю (от устья руч. Пеленгичей) - р. Кожим - руч. Водэшор - волок на р. Лемву - р. Лемва - р. Уса - ст. Абезь - ст. Инта - Москва.
Автор - Максим Смолов (Пущино)
6 августа (среда)
Сегодня первый день перехода на Лемву. Утром долго паковались, рассовывая вещи по рюкзакам. Идем в одну ходку, что обнадеживает! С утра было достаточно тепло и солнечно, но к трем часам дня небо заволокло, и полил долгий и сильный дождь, что, впрочем, не очень-то спасало от полчищ комаров и мошки. Поднявшись на высокий правый берег Водэшора и пройдя через лес по краю его долины, мы вышли к открытому пространству, занятому тундрой, где устроили обеденный привал. После обеда двигались сначала по старой вездеходке, но все это было бы большой халявой, если бы не пошли затем напрямик по болотистой тундре. Дождь все лил, комары и не думали отставать, а периодические попадания в небольшие болотца окончательно губили способность промокших носков к сопротивлению стихии.
Хотя, если быть честным до конца, не все так плохо: пару раз "падали" в отменном голубичнике, а один раз спугнули целую стаю белых куропаток. На месте, где они прятались от глаз, я нашел несколько их перьев.
Завершая описания этого дня, скажу лишь, что вечером холодный ветер с дождем исчезли, и мы, наблюдая за долгим и красивым закатом, умудрились не только подсушить вечно мокрые вещи, но и немного попеть. Не знаю почему, но здесь мне очень нравятся песни А. Городницкого…
7 августа (четверг)
Второй день перехода на Лемву. Утром снова пошел дождь, да еще и с ветром. Последний, кстати, дул почти весь день, чем сильно спасал от комаров и мошкары. До обеда я успел немного задолбаться от шляния по "тундрочке", которую постоянно пересекали заболоченные полосы ивняка. Также до обеда произошло еще одно примечательное событие: во время очередного отдыха мы напали на крупную морошку и со временем довольно далеко разбрелись от рюкзаков.
Обедали на старом стойбище, где нашли нарты, старые рога и многочисленные "колотушки" с дырками. Из версий, для чего они нужны, наиболее правдоподобная была выдвинута Палычем, который считал, что они необходимы для того, чтобы забивать оленей. Обед был хорош: народ насобирал немереное количество голубики, которую пустили на кисель и настойки.
После еды идти намного тяжелее, особенно по пружинящим болотам водораздела, особенно под тучами комарья. И представьте нашу нечеловеческую радость, когда мы вышли на достаточно наезженную вездеходную дорогу - настоящий highway посреди уральской тундры! Но прошло и это, и мы снова углубились в мощнейшие заросли карликовой березы. Когда же, наконец, спускаясь по крутому склону, мы увидели внизу серебристую ленту реки, истошные вопли радости огласили окрестные скалы. ЛЕМВА!!!
Радость встречи омрачила лишь незамедлительно начавшаяся гроза с мощным ливнем, но и это не помешало нам приползти к ужину и отметить достижение этого дня "корневкой". Ну и гадость!
8 августа (пятница)
Писать сегодня почти не о чем, т.к. была дневка. До обеда стояла жара, так что я высушил все свои вещи. Попробовал ходить в бандане - полный отстой! В ней жарче, чем в панамке, хотя кусают, наверное, меньше. Также мы с Вадиком и Максом ходили мыться к реке. Правда во время мытья произошло одно плохое событие: я наступил на очки, и у них сломалась дужка.
Сегодня занимался починкой сапог. И если один из них нужно было только зашить (что я и сделал, как мне кажется правильно), то с заклейкой дыры на другом были проблемы. И еще Макс обругивал каждое действие. Итак, я волнуюсь еще из-за заклейки сапога.
За сегодняшний день мы заново построили катамараны, причем наш отличается особой тщательностью: мы буквально облизали ножами каждую продолину и поперечину. К ужину Вадик испек две пиццы, и мы их сразу же съели (народ - под алкоголь, я - так). Вечерние дожди прошли очень быстро, поэтому ничто не мешало долго петь песни у костра.
республика Коми
9 августа (суббота)
С утра очень долго бакланили, поэтому на воду вышли где-то в районе часа дня. Лемва оказалась хорошо проходимой рекой, и, т.к. скорость течения позволяла, за оставшиеся полдня мы прошли около двадцати километров. На реке появлялись как небольшие каменистые косы, так и заросшие ивой острова, а некоторые узкие протоки, проходящие через эти заросли, создавали ощущение джунглей. Уральские джунгли - какое интересное словосочетание! На Лемве попадаются и небольшие прижимчики, но, в отличие от мега-прижима на Балбанъю, их прохождение не составляло особого труда. (РИС 085). Периодически спугивали выводки утят, а иногда и довольно крупных уток.
На ночевку встали чуть ниже устья Б. Надоты на невысоком левом берегу. Вечером произошло еще одно примечательное событие - народ пошел в гости к геологам, которые стояли выше по течению реки, а я, Пашка и Палыч остались в лагере "трепаться о жизни". Прием был самым радушным, и наши узнали много интересных вещей. Максу геологи рассказали, что в двадцати километрах ниже на Лемве находится месторождение конкреций с кристаллами кальцита. Таким образом, у нас есть шанс найти хорошие щетки. Завтра попробуем! Живут геологи в трех больших палатках, несмотря на то, что их всего осталось лишь четверо. Жратвы у них выше крыши, есть даже хлебцы с луком и куча сладостей.
По всей видимости, нашу делегацию очень интересовала проблема шаманизма в отдельных районах Севера, так что разговор невольно затронул тему оленей. Выяснилось, что деревянные колотушки оленеводы используют для того, чтобы животные не убегали далеко от стада. Их надевают оленям на шею. А когда все, наконец, снова воссоединились в лагере, песня вновь зазвучала над тундрами, болотами и лесами теперь уже Полярного Урала (второй тематический вечер, который был посвящен русской народной песне - MS).
10 августа (воскресенье)
Прелесть, что за погода: солнечно, тепло, ветрено и нет насекомых! Встали рано и между 10 и 11 часами уже плыли вперед. До завтрака Димочка рядом с лагерем нашел несколько грибов, к обеду их было уже за 20 л, а на ужине я им прямо-таки ужасался! (Набил брюхо до отвала, и, причем, первый раз в этом походе.) Попытки сегодняшнего дня найти обрыв с конкрециями в целом успехом не увенчались: попадались лишь отдельные прожилки кварца, иногда с маленькими кристалликами, среди гор сланцев, покрытых окислами железа. Река становится все халявнее, лишь иногда некоторую трудность составляет выбор нужной протоки. В одной из таких проток нас крепко причесало упавшей ивой, причем я получил несколько ссадин, а Максу пришлось повиснуть на стволе, чтобы не плыть вдогонку за катамараном. Вдобавок был продолбан спиннинг, а кружка Вадика, которую даже никто и не думал привязывать, вообще не сдвинулась со своего места. Спиннинг искали около часа, просматривая каждый кусочек дна, однако безрезультатно.
11 августа (понедельник)
Балдеж относительно хорошей погоды и отсутствия гнуса продолжается. Единственный недостаток - дует холодный ветер, и начал подтекать сапог, причем явной дыры пока особо нет.
Река устоялась в своем развитии: береговые ельники чередуются с вездесущими ивняками, иногда за бортом проносятся невысокие скалы. Все чаще встречаются длинные плесы, перемежающиеся мелководными "журчаточками", с берегов свисают неутомимые "расчески". Поиски конкреций продолжаются, и на этот раз мы их нашли. Они представляют собой темноокрашенные камни-лепешки, в которых могут скрываться пресловутые щетки кристаллов. В результате неплохо побегали по каменистым обрывам и осыпям, но ничего путного не нашли.
Во время плавания тоже скучать не приходилось: все (а б. ч. Вадик) по очереди "катинформили", а Вадик даже создавал сопровождение в стиле электропоезда ("Уважаемые пассажиры, следующая станция - Абезь!"). В один из таких моментов вещание внезапно оборвалось: проплывая каменистый перекат, Настя краем глаза уловила блеск металлического предмета лежащего на дне. Вообще после легендарных событий первой части маршрута мания веслоискания постоянно мучала экипаж "ГИМСа". И вот свершилось! Катамаран резко причалил к берегу, и Вадик ринулся за добычей. Но достать весло оказалось непросто. Из-за быстрого течения ему пришлось нырять и подплывать к лопасти уже под водой. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что он поднял весло для моторной лодки. Да и как оно попало в эти места тоже, кстати, осталось для нас большой загадкой.
Вечером долго выбирали стоянку для завтрашней дневки. Наконец, найденная поляна удовлетворила всех: ровная, поросшая мхом площадка для палаток, сухой плавник в качестве дров и куча камней для будущей бани - м-да, что-то я за сегодняшний день задолбался грести!
12 августа (вторник) День рождения Пашки
Сегодня ДР Пашки и долгожданная дневка. Но сначала, как всегда, о погоде. А она сегодня испортилась. Еще вчера я с грустью смотрел на наползающую с юго-запада мглу, а сегодня небо напрочь заволокло, и после обеда стали капать первые капли. Во время ужина дождь зарядил еще сильнее, и только к самому вечеру очереди стали потихоньку прекращаться.
Но вернемся к приятному. Бёздник был отмечен двумя глобальными вещами: баней и пиццей. Баней начали заниматься сразу после завтрака, а помылись лишь ближе к вечеру. Да, такого кайфа от мытья я не испытывал очень давно! А как приятно окунуться после парилки в холодную водицу Лемвы!
А затем началась обжираловка и пьянка. На этот раз пили вино "Массандра". Я же, чтобы не обижать именинника, тоже выпил немного. Да, это, конечно, лучше, чем "корневка", но я все равно не фанат алкоголя!
После ужина устроили вечер русского рока.
13 августа (среда)
Макс сегодня пытался ловить на дорожку, но из этого ничего не вышло. Как хорошо, что еще на Балбанъю я съел кусочек хариуса!
И еще от нас удрал Палыч, и мы до него плыли достаточно долго. И еще он всех уток по реке распугал! Плыть резко стало скучновато. Когда же за очередным поворотом на берегу прорисовался знакомый силуэт, все удивленно заметили, что "МТЛБ" - не единственное судно на этом пустынном берегу.
Вскоре появился и хозяин соседствующей байдарки - невысокий бородатый дедок с собакой. Олег Павлович, а именно так его звали, уже почти месяц странствовал по уральским рекам в паре с верным Персеем. После короткого знакомства он неожиданно предложил нам встать на ночь рядом с его палаткой, мотивируя это плохими местами ниже по течению. Мы почти с легкостью согласились. Олег Павлович оказался бывалым охотником. Я попросился сходить с ним на охоту, на что он, к моему крайнему удивлению, предложил ружье и разрешил отправиться охотиться в одиночку. В итоге мы договорились с Максом, что пойдем вместе завтра с утра и очень сильно воодушевились.
Вечером снова пели, чем, по всей видимости, сильно озадачили нашего соседа. Ну, даже если не озадачили, то позабавили уж точно.
14 августа (четверг) День рождения Насти
Сегодня день рождения Насти. А начался он для меня и Макса в пять часов утра, причем Макс как-то сразу взял на себя роль охотника и ружье, а мне оставалось лишь бегать за ним с рюкзаком. В пути он постоянно вещал о расстоянии в 20-30 метров, которое нас должно было разделять. Вот тут и подумаешь, куда бы потише шагнуть, да еще и Макса из виду не потерять!
Где-то через полчаса мы вышли на небольшую влажную прогалину, где он остановился. Я бы так и шел к нему как автомат, если бы не услышал шипящее: "Стой! Не двигайся!" И тут я даже издалека увидел, как что-то, перепрыгивая с кочки на кочку, движется от него к лесной чаще. Я заметил, как Макс взвел курок и остановился. Но где же птица: все пропало - она улетела! Однако счастье на этот раз было с нами: через несколько секунд рябчик (кстати, достаточно молодой) выпорхнул из травы и сел на дерево неподалеку. Максу не оставалось ничего, как снова осторожно подкрасться и прицелиться…
Выстрел огласил уральские болота, после чего Макс еще минуту пытался определить, куда же могла упасть дичь. И вот вскоре мне в руки попала первая битая птица. Я как-то читал рассказ А. Н. Формозова "Шесть дней в лесах", где описываются чувства мальчика, убившего своего первого глухаря. У него мешались радость и запоздалая жалость к застреленной птице, у меня же жалости не было вообще. Обидно, что жажда трофея преобладает над этим хорошим чувством, или чтобы определить птицу, ее надо убить, как регулярно говорит мне мой брат? Но, я отвлекся. Первый трофей сильно воодушевил нас, и с удвоенной энергией мы ринулись за утками вдоль одной из проток. Макс пытался отогнать вглубь трех птиц (я видел их лишь мельком), и когда мы достигли конца глухой протоки, они резко драпанули обратно. Так мы проскакали по болотам еще около часа, на одном из которых прямо из-под наших ног, громко хлопая темными крыльями, ушли четыре крупных глухаря. Бесплодно проискав птиц в лесу мы в конце-концов вернулись в лагерь.
Прощались с дедом мы очень душевно. Он, кстати, рассказал, что в этих местах раньше был АбезьЛАГ, и что мост через Усу строили пленные поляки, а на одном из островов на Лемве до сих пор можно увидеть остатки зоны. Правда сегодня мы до этого места не дошли, а встали на полудневку, где сделали суп из рябчика и нашли первую в этом походе неспелую бруснику. Рябчика препарировали долго и весело, и я набрал несколько красивых перьев. А как вкусно "дикое мясо"!
Вечером был праздничный ужин по случаю дня рождения Насти, где было очень много хавки, в т.ч. торт из сгущенки, арахиса и крошеного печенья. Это был первый вечер в походе, когда я просто обожрался, и последний - когда я пытался выпить смородиновую настойку. Гадость! Мое мнение об алкоголе после этого ничуть не изменилось.
15 августа (пятница)
Перед завтраком немного моросил дождик (небо затянуло еще вчера), а весь оставшийся день дул холодный юго-западный ветер. Большую часть реки занимали участки со спокойной водой, и плыть по таким местам становится все скучнее и скучнее.
Сегодня последняя попытка найти указанный Олегом Павловичем лагерь на острове закончилась легким препирательством между Максом и Вадиком, и плавание продолжилось до устья Харуты, где около рыбацких изб мы остановились на обед (Похоже, зону там если где и следует искать, то не на острове, а рядом по правому берегу - MS). В избе не было ничего интересного, чего не скажешь о домике в устье Нерцеты (где мы нашли множество оленьих шкур и лыжи), зато вокруг в изобилии аппетитно краснели кусты смородины. Итак, мы пообедали у Харуты, а поужинали уже ниже следующего притока - р. Паги.
Тут сразу хочется сказать о неожиданном продолжении истории с рогами, которая началась еще у стойбища на волоке, где Майя обнаружила первую находку. Дальше мы время от времени находили рога, то возле изб, то в тундре. На одном из послеобеденных коротких перерывов мы причалили к песчаному обрыву, и все за исключением Макса, Вадика и Насти полезли наверх поглощать ягоды. Пока мы ползали по узкой ягодной полосе, растянувшейся вдоль берега реки, Настя обнаружила выпирающий из земли отросток рога, а к моменту нашего прихода на белый свет показалась ужасающая по своим размерам конструкция. Мне даже почудилось, что это рога большерогого оленя, жившего здесь в ледниковую эпоху. Но нет, кость совсем не окаменела и даже почти не подгнила, и, как оказалось позднее, рога принадлежали обыкновенному оленю.
Похоже, что населенка уже началась. Так, например, ночуем мы сегодня на краю деревенского покоса по соседству с палками для сушки сена. Вечером по реке долго шныряли моторки, а затем произошло еще два события: я, наконец, заклеил второй сапог (дыру-то я нашел дня 3-4 назад, но все как-то ломало), и у нас закончились сухари. Вот так, только в походе и поймешь истинный смысл слов: "хлеб - всему голова"! Так что утром будем есть сушеную картошку.
16 августа (суббота)
Рабочий день начался примерно в два часа ночи, когда нас посетили местные. С ними общался Макс. Оказалось, что они из Епы, которая здесь считается серьезным населенным пунктом. За пол-литра чистой валюты они продали нам девять крупных сигов. Заодно отдали им и добытое Вадиком весло.
До обеда весь народ за исключением Палыча и Вадика ходил по ягоды в ближайший лес.
Сначала мы прошли мелкие низинные болотца возле реки, а затем стали взбираться на коренной берег. Настоящие же ягодные места начались лишь, когда мы стали бродить по гривкам, пересекаемым верховыми болотами. Изредка попадались отдельные кисти брусники, но основную массу составляла черника, да морошка, растущая по краю болот, которую я, правда, так и не оценил. Я также нашел порхалище, где избавлялась от паразитов боровая птица. Собой оно представляло обыкновенный песок, вскрытый корнями упавшей елки. В песке я нашел несколько перьев, и, к слову сказать, вскоре Димочка тут же неподалеку вспугнул укрывшегося тетерева. В лагерь возвращались под моросящим дождем с полным рюкзаком молодых подосиновиков. Там нас уже ждали уха, сиги, а также Палыч и Вадик.
После обеда снялись, дождь уже более не докучал нам своим присутствием, хотя усилившийся к вечеру ветер заставил нас сильно сбавить обороты. Перед приездом в деревню произошла небольшая задержка: Макс с Вадиком обнаружили остатки буровой вышки. Вадик особенно восторгался тем, что нашел превосходные образцы бентонитовых глин. Насколько я понял, суспензию этой глины заливают при бурении в скважину для того, чтобы при остановке бура не происходило его заклинивание оседающими твердыми частицами. Помимо этого Макс вспугнул крупного рыжеватого зайца, причем последний, по всей видимости, не очень-то его испугался.
На высоком правом берегу Лемвы показалась Епа, где перед грязным ручьем у южной окраины мы зачалили катамараны. Все, кроме Пашки, Палыча и Вадика устремились в деревню в надежде не только купить свежего хлеба, но и увидеть что-нибудь интересное. Лично меня впечатлили три вещи: очень длинные жилые дома с обилием выведенных наружу печных труб, ветряк, который в установленные часы вырабатывает для всей деревни электричество и остатки деревянных мостовых, утопающие в грязи. В Епе есть и детский сад-ясли, и клуб-магазин, стоящие почти рядом и особо ничем не отличающиеся от остальных изб. Мы купили две буханки еще теплого выпеченного к вечеру хлеба, два литра молока и банку сгущенки. За этот короткий промежуток времени Димочке уже успели предложить баню и горючее.
На ночевку встали в километре ниже на левом луговом берегу в непосредственной близости от стогов и оставленных кем-то грабель.
17 августа (воскресенье)
Так как дежурные проснулись достаточно рано, сегодня выплыли в районе десяти утра. Примерно через час лень победила, мы связали оба катамарана и до самого ужина плыли вместе. До обеда наш тандем представлял собой "цирк-шапито": то Вадик, облачившись в "лерну" Палыча плыл позади катов или висел на поперечинах (в отличие от Палыча он, правда, в ней выглядел не как обсосанный Кощей), то Палыч на ходу выпрыгивал на берег, чтобы потом под громкий хохот догонять нас, радостно угребающих с веслом наперевес…
Долго искали устье Лемвы, но все-таки произошедшее было осознано, лишь когда мы влились в Усу. Относительно плавания по Усе хочется сказать одно: нам повезло, что не было сильного встречного ветра.
На ночевку встали на краю скошенного поля, чуть выше Старой Абези. Уже в сумерках слышали посвист крыльев и кряканье удирающих уток, перебиваемое чередой выстрелов, доносящихся с противоположного берега. Как верно отметил Димочка: "Либо много уток, либо - дурак!"
18 августа (понедельник) День рождения Палыча
Утром я проснулся от ощущения, что вся мошка в мире забилась к нам под тент. Пришлось намазаться "Дэтой". После завтрака стали сушить вещи, а мобильная группа в составе Макса, Палыча и Насти отправилась в Абезь. Оставшиеся в лагере уже были готовы предаться туплению, когда на горизонте вновь появилась мобильная группа. ???
Вскоре выяснилось, что мы находимся на острове, и до Абези необходимо плыть еще около трех километров. Во время погрузки вместо привычной теплоты в сапоге я неожиданно почувствовал проникновение холодной усинской воды. Вот черт! Хреново приклеил, значит!
Уже перед самым причаливанием наткнулись на вездеход, по самую кабину засевший в воде. Кстати, произошло это совсем недавно. Макс с Настей и Палычем сразу же умчались на станцию за билетами, мы же за время их отсутствия разобрали каты и даже попытались разжечь костер на сырой раме. Касса на станции не работала и нам грозила перспектива ловли проходящего поезда "Воркута-Новороссийск" с тем, чтобы добраться на нем до более цивилизованной Инты…
Пришли на станцию - старый запертый дом, платформа, пара путей и продмаг. А до Полярного круга всего три километра, а до Москвы - 2200! Поели печенья, запив все молоком. Паша немного поиграл на гитаре, чем смертельно испугал местного "Шарика". Да, пожалуй, тот никогда не слышал этюдов Джулиани и "Металлики"!
В 18.46 прибыл долгожданный поезд, и вот уже перед нами расстилаются ковры тундры, тайга, мелькают мелкие разъезды, а на горизонте маячат синие горы. Через час приехали в Инту. Периодически подавляя голодуху то сваренным в обед рисом, то купленными на вокзале пончиками кое-как прокантовались до девяти, когда нас осенила мысль: мы ведь еще не отпраздновали ДР Палыча!
Макс с Настей убежали искать "нычку", где на обрезках рубероида они за час сварили котел чаю, и после их прибытия началось главное действие дня - торжественный парад. Весь интинский зал ожидания довольно сильно офигел, когда под звуки строевой песни вошел наш отряд. Палычу вручили праздничный торт, на котором свечками были выложены Балбанъю, Кожим и Лемва, а помимо этого ему также были вручены оленья челюсть и колотушка, которая приходилась ему как раз ниже пояса. Чтобы не убегал далеко, значит! В полночь пришел и наш поезд: "Воркута-Москва".
Статья: Рыбалка на Лемве (Приполярный Урал).
Часть первая — туристическая.
Автор ЮРИЙ ПОЛОВНИКОВ
Долго выбирали реку, по которой осуществить сплав. Условий к реке с нашей стороны было несколько: красивые виды, проходимость на катамаране, рыбалка и, по возможности, несложная заброска. В результате выбрали реку Лемву, о чем нисколько не пожалели. Но об этом, собственно, и пойдет рассказ ниже.
Дорога
Самая большая проблема при поездке на Приполярный Урал — это отсутствие автомобильных дорог (летних, т.к. зимой пробиваются зимники). Попасть в Инту или Воркуту можно только на самолете или поезде. А в нашем случае (из Пермского края) еще и с пересадками, т.к. региональных прямых авиарейсов нет и прямых поездов тоже нет. В общем, наш маршрут выглядел так: от Соликамска до Перми мы доехали на авто (200 км, 4 часа в пути), от Перми до Кирова на поезде, где пересели на другой поезд до Воркуты и доехали до Инты. В Инте нас встречал Урал-вахтовка, на котором мы уже и доехали до Лемвы. В общей сложности, на всю дорогу ушло двое с половиной суток (обратно, соответственно, так же). На сам сплав по Лемве мы выделили семь суток с расчетом сделать 1-2 дня стояночных для рыбалки на хариуса. Протяженность маршрута по воде около 170 км (практически вся Лемва). В день планировали проходить по 30-35 км. Специально взяли с собой небольшой лодочный моторчик Nissan Marine 3.5. Средство сплава — 8-местный катамаран "Басег". Погрузили весь этот шмурдяк в Ниву и поехали.
До Перми доехали без особых приключений. Выгрузились на вокзале, поставили машину на платную стоянку. Не смог отказать себе в удовольствии сфотографировать знамениту П или "табуретку" — один из новых арт-объектов Гельмана-Чиркунова, который по их задумке, должен сделать из Перми культурную столицу Европы. Надо сказать, что мне "табуретка" понравилась. Право на жизнь она имеет.
В общем, худо-бедно, с приключениями добрались до Инты. В Инте, ночью, нас встречал водитель вахтового Урала Владимир. Быстро перегрузились в его довольно бодрый по внешнему виду "Урал" и двинулись по направлению к Лемве.
Дорога от Инты до верховьев Лемвы хорошая. Если сравнивать с нашей до верховьев реки Вишера, то просто автобан.
По пути остановились в небольшом березничке и нарубили жердей для будущей рамы под катамаран, чтобы на месте не искать и метаться.
И вот, по прошествие четрыех часов, мы, наконец-то, на Лемве! Время было утреннее, что-то около десяти часов, на небе солнышко, перед нами явно хариусовая речка и впереди неделя отдыха на природе. На месте стаппеля настроение всегда на подъеме. Наконец-то начался сплав!
Сплав по Лемве. День 1-4.
Увидев реку и сделав несколько первых кадров, приступили к сбору катамарана. Баллоны накачали компрессором "Урала". Основная задача была сделать нормальную раму, которая бы выдержала нас и наши вещи. Кроме того, эта задача осложнялась тем, что у нас был подвесной лодочный мотор и надо было подвесить транец. Забегая вперед скажу, что раму нам пришлось впоследствии переделывать.
Как только "встали" на воду завели мотор. Тут же заглушили (проверили, что работает) и забыли про него на два дня. В верхах Лемва очень мелкая и состоит из одних перекатов. Катамаран приходилось таскать буквально через каждые 100-150 метров.
Вода в Лемве чистейшая, с каким-то магическим голубоватым оттенком. Мы привыкли в вишерскому или березовскому, несколько коричневато-кремовому оттенку, а здесь мы встретились с другой палитрой.
В верховьях Лемва имеет характер типично горной речки с большим количеством перекатов, с камнями-останцами по берегам и с большим перепадом высот. Но справедливости ради надо отметить, что довольно быстро она превращается в равнинную реку и вся ее "горность" пропадает, как и не бывало. Еще одной особенностью Лемвы (связанной, скорее всего, с тем, что русло реки пролегает все-таки по равнине) является огромное количество проток. Река постоянно распадается на ручейки и протоки. Естественно, что все они очень мелкие. Каждый раз приходится, как минимум, вставать с катамарана, чтобы провести его по мелководью, а чаще всего таскать на себе.
Приключения на Лемве начались сразу же. В первый же день сплава двое участников нашего небольшого путешествия искупались в ледяной воде Лемвы. И если Леха еще просто набрал воды в сапоги, то Илья искупался по полной программе. Дело в том, что в верховьях Лемвы довольно много прижимов с очень стремительным течением. И вот однажды, когда наш катамаран попал в один из таких прижимов, ситуация осложнилась еще "гребенкой", т.е. торчащими над водой ветками упавшего дерева. Как мы ни пытались выравнять катамаран и пройти "гребенку" достойно, лицом к лицу, наше сплавсредство все-таки крутануло на стремине и всем нам пришлось банально падать и прижиматься к катамарану. Все успели, кроме Ильи. Его снесло с катамарана так быстро и так основательно, что сложилось ощущение, будто его и не было с нами :-) Особой истории заслуживает прыжок Ильи из воды за стремительно убегающим вдаль катамараном. Это было нечто! Как потом рассказывал сам Ильюха, оказавшись в воде он успел сообразить, что если не уцепится за катамаран, то ему придется сначала выбираться на берег (что сделать было очень непросто), а потом неизвестно сколько шлепать по берегу до катамарана, а с учетом очень быстрого течения реки на этом участке, отнести кат могло довольно далеко. Поэтому Илья просто прыгнул прямо из воды и еле-еле успел зацепиться за самый край катамарана. Дальше мы его уже затащили на борт.
Присутствие людей на Лемве не чувствуется. Хоть местные (из Инты или Абези) и говорят о большом количестве туристов на Лемве, надо делать скидку на то, что они не видели РЕАЛЬНО большого количества туристов. Если сравнивать с той же рекой Чусовой или Вишерой, то Лемва — это просто дикий и абсолютно непосещаемый край, где "не ступала нога человека".
В эту поездку на Лемву впервые увидел такое явление как "двухуровневые облака" (не знаю, как по другому назвать это явление). Дело в том, что одновременно была низкая облачность и высокая облачность, при чем между ними явно наблюдалось значительное пустое пространство и, что самое удивительное, они двигались в разные стороны (!), т.е. верхние облака ветер нес в одну сторону, а нижние — в другую.
Сплавляемся дальше. Решено было пройти от деревни Епа еще 10 км и вставать лагерем. Ландшафт и русло реки сильно поменяли свой характер. По сути, лес исчез и его место занял кустарник. Все берега были очень высокими, но самое неприятное в том, что берега были обрывистыми и песчаными. Найти подходящее место для лагеря оказалось очень непростым делом.
В конце-концов нам удалось найти две елочки с березками с подходящим галечным берегом. Наконец-то встали лагерем, разбили палатку и развели костер. Первым делом варим уху из хариуса.
В результате объелись этим хариусом так, что уже не знали, что с ним делать. Уху не хотелось, жаренный хариус уже не лез, поэтому решили сделать хариуса-фри. Налили в сковородку подсолнечного масла по самые края и в этом масле зажарили мелких рыбешек. Потом сидели и как семечки грызли эти "сухарики". Было очень вкусно.
На следующий день, который у нас был стояночным, т.е. без сплава, решили сделать туристическую баню. Насобирали на берегу камней, заготовили дров, развели костер.
Забыл рассказать, что этот поход у нас был очень богат на потери. Сначала я потерял свой большой нож. Потом благополучно посеяли одну металлическую стопку из набора (Лехин), потом потеряли (а скорее у нас увели соседи, ночевавшие с нами в избушке) сумку со снастями. В сумке были блесны, одна катушка для спиннинга, мухи (мои), поводки, крючки. В общем, процентов 80 всех наших снастей было в этой сумке. Когда пришли на последнее место стоянки, то обнаружили пропажу еще и тарелок с ложками. В результате пришлось довольствоваться одной ложкой на всех (из мультитула) и всяким крышками и досочками вместо тарелок (на фотках это видно). А Димон сделал себе ложку из… бомбарды и куска проволоки. К сожалению нет фотки этого произведения искусства, но ложка получилась зачетная.
Наловившись рыбы, под вечер мы, естественно, закатили себе "праздничный" ужин с обязательными приемом "на грудь" по двести грамм. Сидели возле костра и под большой елью. В чайничке закончилась вода и мы с Илюхой решили спуститься к реке, набрать воды, а заодно и закрыть герму на катамаране. Когда вышли из-под ели и за пределы освещения костра, то откровенно обалдели. Над нами вовсю полыхало СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ (возле костра и под елью его просто не было видно). Это было так масштабно и так красиво, что мы просто обалдели. От восторга мы бегали по берегу и орали как сумасшедшие. По закону подлости у меня на фотоаппарате села батарея и я не смог сделать даже одного кадра, а у Лехи фотик не смог "взять" эту красоту (или Леха затупил, что скорее всего). В общем, фотка внизу — это и есть то самое северное сияние. Но поверьте, было очень красиво. Всполохи сияния раскинулись на весь небосклон. Они меняли цвет с бледно-голубого до зеленого и даже красноватого оттенка. Исчезали и потом снова появлялись. Видели две короны. Это северное сияние, наверное, самое яркое впечатление от всей поездки.
На следующий день нам надо было быть уже в Абези. Мы быстро, с раннего утра, встали на катамаран и поперли полным ходом до Усы. Как назло зарядил противный, мелкий и очень холодных дождь. Промокли все и основательно. Когда дошли до Абези, то пальцы на руках буквально не разжимались. Еле-еле собрали вещи, упаковались, сходили до поселка и нашли там машину. Через два часа мы уже были на станции Абезь, а еще через час сели в проходящий мимо поезд до Инты.
Не буду долго рассказывать о причинах, а просто скажу, что из-за недостоверной начальной информации нам пришлось прокуковать на вокзале в Инте целые сутки (билеты на более ранний поезд поменять не удалось). Ночевали прямо в зале ожидания, с дежурством по очереди. Надо сказать, что в Инте очень хороший вокзал.
На следующий день решили сгонять в сам город (в получасе езды от станции). Город довольно приятный, аккуратный. Только чувствуется некая депрессивность из-за отсутствия денег (хотя, казалось бы, в этом регионе работает Газпром, некоторые нефтяные компании контролируют тут свои "трубы").
Про то, как мы ехали от Инты до Кирова и от Кирова до Перми, рассказывать подробно не буду, т.к. ничего в этом интересного. Скажу лишь, что обратная дорога показалась легче и короче, чем дорога "туда". В общем, уже довольно скоро мы были дома.
Очень надеюсь, что наша поездка на Лемву и на Приполярный Урал не будет последней. Уже строим планы на будущий год.
______________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://nordural.ru/
статья и фото Юрия Половникова.
https://www.fion.ru/inpolar/6169/
Статья Максима Смолова.
https://www.skitalets.ru/water/ural/kozhim_mihalev2003/
https://xn--80aqfdglkx.xn--p1ai/lemva.html
https://textual.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Река Лемва | 98.48 КБ |
Река Лемва | 103.56 КБ |
Река Лемва | 92.46 КБ |
Река Лемва | 116.41 КБ |
Река Лемва | 51.11 КБ |
Река Лемва | 52.55 КБ |
Река Лемва | 87.69 КБ |
Река Лемва | 52.29 КБ |
lemvaR (9).jpg | 141.13 КБ |
lemvaR (10).jpg | 136.74 КБ |
lemvaR (11).jpg | 116.65 КБ |
lemvaR (12).jpg | 170.27 КБ |
lemvaR (13).JPG | 105.27 КБ |
- 16240 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий