Музей-усадьба Чайковского
Есть места, дорогие сердцу каждого русского человека. Они навеки сопряжены с именами гениев, они наполнены неизъяснимым величием, они наделены невероятной притягательностью…
С именем Петра Ильича Чайковского в историю русской культуры вошел маленький Воткинск - родина композитора.
В маленьком заводском поселке Воткинске, вдали от суеты столичной жизни, прошли первые годы детства композитора, которые сам Петр Ильич называл «радужным периодом».
СТАТЬЯ ПРО ГОРОД ВОТКИНСК - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
музей Чайковского
В 1837 году новым начальником Камско-Воткинского округа был назначен Илья Петрович Чайковский. По приезде из Петербурга в Воткинск он вместе со своей супругой Александрой Андреевной расположился на улице Господской в просторном, уютном доме - казенной квартире горных начальников железоделательного завода.
В семье Чайковских царила редкостная атмосфера любви, исключительной гармонии, взаимного уважения. В Воткинске они провели 11 счастливейших лет жизни, здесь появились на свет четверо их детей. 7 мая 1840 года родился Петр Чайковский - будущий гений русской музыки.
Более 200 лет дом Чайковских является главной достопримечательностью Воткинска. Дом был построен в 1806 году в стиле "классицизм" по проекту архитектора Н.А. Андреевского. С момента постройки «казенной квартиры» до революции 1917 г. в доме, сменяя друг друга, проживали семьи 18 начальников завода. Семья Чайковских жила в Воткинске 11 лет: с 1837 по 1848 гг. В 1840 году в доме № 1 на улице Господской родился будущий композитор Петр Ильич Чайковский.
В 1918-1919 гг. дом служил белогвардейцам в качестве штаба. Здесь помещалась канцелярия и контрразведка. Затем город заняли красногвардейцы, из дома на Господской они руководили ликвидацией Ижевско-Воткинского восстания.
После революции дом занимали различные общественные организации: Клуб металлистов, Союз молодежи, семилетняя школа. Естественно, что вскоре здание приобрело заброшенный вид.
Основание музея
Мемориальный дом семьи Чайковских, 1921-1930 гг. 20 в. Мемориальной табличке на доме Чайковских уже более 100 лет Письмо об организации музея Петра Ильича Чайковского в Воткинске, 4 февраля 1939 г. Приказ №88 об открытии музея Петра Ильича Чайковского в Воткинске, 13 мая 1940 г. Экспозиция воткинского музея Петра Ильича Чайковского, 1940 г. Памятник Петру Ильичу Чайковскому в Воткинске (автор М.Х. Тутынин), 1940 г. Первый директор воткинского музея Петра Ильича Чайковского М.Х. Тутынин
В 1938 году Советом Народных Комиссаров была одобрена инициатива Воткинского городского совета открыть в доме, где родился П.И.Чайковский, музей и восстановить тем самым значимость исторического места.
Первым директором музея (1938-1941 гг.) был назначен 28-летний уроженец города Воткинска, Михаил Харитонович Тутынин - в будущем Заслуженный деятель искусств УАССР и ведущий скульптор Удмуртии.
Началась реставрация музея. М.Х. Тутынин установил связь с первым мемориальным музеем П.И. Чайковского в Клину. В Воткинск был командирован научный сотрудник Н.К. Рукавишников для создания первой экспозиции. Николай Константинович - это человек с интереснейшей судьбой, он был хорошим музыкантом, был лично знаком с П. И. Чайковским и его братом Модестом. Весной 1940 года Рукавишников сообщал в своем письме к племяннику композитора Ю.Л. Давыдову: «У меня музей получился хороший, беднее Клинского по отсутствию рисунков в красках, их очень мало у нас. Но простор комнат дал возможность развернуть экспозицию очень эффектную...».
30 апреля 1940 года, в канун 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского, состоялось торжественное открытие музея. В основном экспозиция была плоскостной, включающей в себя около тысячи экспонатов. Среди них были мемориальные вещи, переданные из Клина. Самым ценным стал рояль «Wirth», на котором играл юный Петр Ильич Чайковский.
Жизнь музея была прервана событиями Великой Отечественной войны. Музей был закрыт, фонды были законсервированы, все экспонаты перенесены в левое крыло дома. Всю остальную часть здания занял госпиталь и летное училище. А 2 сентября 1941 года в Воткинск прибыли эвакуированные сотрудники Клинского музея - Ю.Л. Давыдов, Г.Б. Бернадт, Е.Б. Гершовский и другие, спасая наиболее ценные экспонаты. Осенью 1943 года, в канун 50-годовщины со дня смерти композитора, Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении деятельности музея. Материалы для новой экспозиции начал готовить и коллектив Клинского музея, но смонтировать ее уже не успел, последовал приказ об их возвращении в освобожденное от фашистских захватчиков Подмосковье.
Новый этап жизни музея начался лишь в конце 40-х годов. Деятельность второго директора музея Алексея Кирилловича Гурьева совпала с периодом возрождения музея после трудных военных лет разрухи и бедствия (1950-1959 гг.). Он сумел организовать не только работу музея П.И. Чайковского, но и Детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского, располагавшуюся в то время в здании музея.
Дом детства П.И. Чайковского наполнился детскими голосами, и музыка композитора зазвучала в исполнении юных музыкантов. Самые талантливые ученики получали почётное право 7 мая, в день рождения П.И. Чайковского, исполнять музыку композитора на его рояле.
Реставрационные работы 70-х годов, открыли новые горизонты для последующей деятельности музея. Музыкальная школа, располагавшаяся в музее, получила отдельное здание. Внешний вид дома и внутренняя планировка были освобождены от разного рода архитектурных наслоений и максимально приближены к стилю 40-х годов XIX века. Экспозиция была создана Б.Я. Аншаковым, заместителем директора музея по научной работе и художником В.У. Фонаревым, под руководством известного московского архитектора Л.С. Сахаровой и ленинградского искусствоведа В.М. Глинки.
В этот период (1959-1985) музеем руководил А.П.Лошкарев, Заслуженный работник культуры РСФСР, - человек энергичный, стремящийся поставить деятельность музея на уровень современных требований. С 1975 по 1985 годы им были организованы и проведены пять всесоюзных научных конференций. Музей объединил вокруг себя лучших исследователей жизни и творчества П.И. Чайковского.
Рука об руку с Александром Павловичем работал его заместитель Борис Яковлевич Аншаков. В музее он был первым проводником в жизнь таким форм пропаганды классической музыкальной культуры как музыкальные четверги, музыкальные субботы, вечера-встречи с представителями творческой интеллигенции Удмуртии и России. Его экскурсии, лекции о Чайковском, а также по эстетическим и литературным проблемам неизменно вызывали повышенный интерес и благодарные отзывы слушателей.
Проект второй научной реставрации 1986-1990 гг. был подготовлен Волжским филиалом Всесоюзного института «Спецпроектреставрация». Государственному дому музею с прилегающим к нему городским парком предстояло измениться, приняв первоначальный облик усадьбы 19 века. В этот период музею были переданы здания, стоящие рядом с домом Чайковских, - в них некогда располагались казенные квартиры заводского начальства.
Для возрождения усадебного комплекса и сада Чайковских были использованы собранные ранее документы. Под руководством нового директора А. В. Боголюбской были устранены неточности в экстерьере главного дома: восстановлено полукруглое «венецианское» окно в мезонине, пристроены балконы, дом приобрел первоначальный вид «глаголя». В результате почти пятилетней реставрации музей вырос до усадебного комплекса общей площадью 3,5 гектара. В этот же период был воссоздан дворянский парк с беседками, теплицей, фруктовым садом, которые так любили Чайковские. Мемориальные липы соединились в строгие аллеи, на территории усадьбы были разбиты клумбы с традиционными для того времени цветами. В восстановленных рядом с мемориальным домом зданиях комплекса разместились выставочный зал, музыкальный салон, фондохранилище, а также 16 экспозиционных объектов. Перед домом был установлен памятник композитору известного московского скульптора О. Комова.
В 2012 году Президентом Российской Федерации Путиным В.В. был издан указ «О праздновании 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского». В 2013 году начались масштабные работы, которые были завершены в юбилейном 2015 году. Был отреставрирован мемориальный дом, где родился композитор, отремонтировано фондохранилище и выставочный зал, благоустроена территория. Появилась просторная гостевая зона, интерактивное пространство для меломанов, игровая площадка для детей, была создана доступная среда для людей с ограниченными возможностям - музей стал отвечать современным требования сервиса и комфорта. Художественный проект экспозиции «Музыка, навеянная детством» был разработан Уральским региональным институтом музейных проектов. Для обновленной экспозиции были приобретены предметы мебели первой половины XIX века, отреставрированы имеющиеся, созданы стилизованные новоделы. 30 марта 2015 года музей открылся для посетителей. Мемориальный дом ожил: в обновленной экспозиции зазвучала музыка, появились голоса домочадцев. Современные технологии успешно соединились с историческим пространством. Сегодня посетитель может увидеть, как дети Чайковских разыгрывали любимые «живые картины», отправиться в виртуальное путешествие по концертным залам мира вместе с П.И. Чайковским. Создатели экспозиции, научный коллектив музея и Уральский региональный институт музейных проектов, сделали еще один шаг навстречу более глубокому пониманию личности и музыки П.И. Чайковского.
КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ
Фондовые коллекции музея открыты для исследований. Собрание историко-художественных ценностей Музея – усадьбы П.И. Чайковского – это собрание различных коллекций, среди которых предметы времени детства великого русского композитора Петра Ильича Чайковского занимают центральное место. Это мемориальные предметы, принадлежавшие композитору, его родственникам и современникам, коллекции исторической мебели, светильников, предметов интерьера, произведений изобразительного искусства и письменных источников. Для специалистов в области дизайна профессиональный интерес вызывают художественные ценности, размещённые в экспозиции дома детства композитора П.И. Чайковского: предметы интерьера в стиле «русский ампир», комплекты стильной исторической мебели и посуды, живописные работы, литографии и гравюры первой половины ХIХ в.
Фондовые коллекции музея помогут в написании книг, научных работ, эссе, в процессе создания художественных работ.
Чтобы поработать в фондах, получить копии фондовых материалов или справки по заинтересовавшим вопросам, нужно сделать заявку в письменной форме на электронный или почтовый адрес музея. Форма заявки прилагается.
По всем вопросам, связанным с получением фондовых услуг, звонить по телефону в Воткинске 8 (34145) 5-17- 57.
1. Вещественные источники
Коллекция мебели конца XVIII – начала XX века
Коллекция мебели включает образцы различных периодов и стилей русского и западноевропейского мебельного искусства конца ХVIII - начала XX века. Большинство из них введены в экспозицию музея.
В собрании мебели находятся самые разнообразные предметы – это столы, кресла, секретеры, стулья, бюро, комоды, диваны.
Эти предметы убранства жилого интерьера, привычные в прошлое время и ставшие музейными экспонатами, достойно представляют бытовую типологическую обстановку дома периода 1837-1848 годов – времени жизни семьи композитора в Воткинске.
Коллекция музыкальных инструментов
Музей обладает небольшой, но весьма ценной коллекцией музыкальных инструментов, пока не в полной мере изученной. Гордость музея – ученический рояль П.И. Чайковского.
Коллекция фарфора XVIII-ХХ вв.
Коллекция представлена предметами XVIII-ХХ вв., изготовленными на Императорском фарфоровом заводе и частных фарфоровых производствах России. В основном это посуда массового производства, рассчитанного на вкусы самых широких слоев общества. Но есть в музейной коллекции и великолепные образцы фарфора заводов Батенина, Гарднера, Попова, Кузнецова, которые внесли огромный вклад в развитие производства фарфора в России. А также имеются отдельные экземпляры мейсенского фарфора из Германии и севрского фарфора, производимого во Франции.
Без фарфора не мыслим интерьер столовых в дворянских усадьбах. Он не только выполнял бытовую функцию, но и был свидетельством богатства и художественного вкуса хозяев. В большие фарфоровые сервизы входило множество предметов: помимо тарелок, чашек, блюд - разнообразные лотки, сухарницы, корзины, соусники, сосуды для специй, солонки, чашки для крема или суфле и т.д. Потребность в них была большой, так как они подавались каждому гостю отдельно. Интересно, что непременными в таких великолепных сервизах были всевозможные горки для фруктов, вазы для цветов и даже маленькие настольные статуэтки.
Коллекция дымковской игрушки В.П. Племянниковой 1980-е гг.
Автор коллекции – мастерица дымковской игрушки - Валентина Петровна Племянникова, заслуженный художник России, в изготовлении дымковской игрушки трудится уже более 55 лет и проводит свои семинары по изготовлению этой красоты. В.П. Племянникова родом из тех мест Вятской губернии, где издавна занимались изготовлением народной игрушки, в народе называемой ласково «дымка». Мастерица получила знания и навыки лепки, раскраски и украшения дымковской игрушки от дымковских мастериц З.В. Пенкиной, Е.3. Кошкиной, 3.И. Казаковой и стала обладательницей их тайн рождения и сохранения традиций в изготовлении этой игрушки.
Коллекция «Воткинск в дымковской игрушке В.П. Племянниковой» находится в фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского, где весной 1985 года произошло первое знакомство жителей родины П.И. Чайковского с творчеством мастерицы. Приезд в Воткинск весной 1985 года вдохновил Валентину создать образ Воткинска времени детства П.И. Чайковского доступными ей художественными приёмами дымковской игрушки. Весной 1986 года «воткинская» коллекция была передана в «Музей-усадьбу П.И. Чайковского.
Композиции и сюжетные образы игрушек интересны и необычны, так как отражают провинциальный уклад жизни Воткинского поселка – родины всемирно-известного композитора П.И. Чайковского, почитавшего народный образ жизни и народное творчество.
2. Изобразительные источники
Коллекция икон первой половины XIX – начала XX вв
Небольшая коллекция икон, включает в себя 14 произведений первой половины XIХ- начала XX вв. Собиралась коллекция для обновлённой экспозиции мемориального дома, открывшейся к 150-летию П.И. Чайковского.
Особое место в собрании занимает икона «Образ Пресвятой Девы Марии». Эту икону в 1837 году подарил Илье Петровичу Чайковскому архимандрит Соликамского Свято-Троицкого монастыря Илья. Серебряный оклад для иконы Илья Петрович заказал известному вятскому мастеру Дмитрию Агафонову. Образ Пресвятой Девы Марии сопровождал семью Чайковских весь период воткинской жизни. Являясь свидетелем рождения всех детей в семье Чайковских, в том числе и будущего великого композитора, она стала дорогой и любимой семейной реликвией, ее бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В середине ХХ века образ Девы Марии был передан в дар музею Н.И. Алексеевой-Чайковской, племянницей композитора.
Коллекция сценографии произведений
Музеем собрана редкая коллекция сценографии произведений П.И. Чайковского в российском театре XX века. В коллекции представлены эскизы декораций и костюмов известных театральных художников России: Т. Бруни, С. Юнович, М. Азизян, А.Лушина, И.Оболенского, Т. и И. Старженецких, И.Иванова, А.Золотарева, Э.Стенберга, Н.Поваго, И.Севастьянова, Н,Ситникова, С.Бенедиктова, В.Белых.
Коллекция живописи и графики
Музейная коллекция живописи и графики XIX – XX веков насчитывает около 700 единиц хранения. Это произведения масляной и темперной живописи, рисунки, графические листы и гравюры.
Основой коллекции являются художественные произведения, запечатлевшие образ П.И. Чайковского, членов его семьи и окружения, мест, связанных с именем композитора. Среди них: живописные портреты родителей композитора - Александры Андреевны и Ильи Петровича Чайковских, клинские и воткинские этюды В.А. Жарского и А.Н. Михраняна, акварели П.А. Алякринского и Т.Г. Старженецкой.
Особое место в собрании изобразительных источников занимают работы членов Общества воткинских художников. Они разнообразны по стилю, но объединены общей темой – красотой природы Прикамья, которая когда-то пленяла воображение будущего композитора. Авторами работ являются, как художники старшего поколения – П.И. Соломенников, Л.Г. Костылев, П.А. Глушков, Я.В. Завируха, так и учащиеся художественных школ и училищ - победители конкурса «П.И. Чайковский глазами детей».
Историческая картография
3. Документальные источники (архивные фонды)
Мемориальные документы П.И. Чайковского
Документы Камско-Воткинского горного округа
Материалы Клинского Дома-музея П.И. Чайковского
4. Редкие книги
Книги композитора
Библиотека Камско-Воткинского завода
Музейные сборники
Книги о композиторе
5. Коллекция фотографий и негативов
Специалистам
6. Нумизматика и фалеристика
Значки нагрудные, посвященные П.И. Чайковскому и другим известным русским композиторам, музыкальным конкурсам и фестивалям из собрания коллекционера Абрека Исаевича Дудельзака. 1962-1990-е годы. СССР.
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ: БИОГРАФИЯ
Чайковский Пётр Ильич – российский композитор, журналист, дирижёр, культурный деятель. О том, кем был Чайковский можно говорить очень долго. Но прославился он, в первую очередь, как один из самых великих композиторов за всю историю. Чайковский является автором более 85 произведений, из них около 10 опер и 3 балета. Пётр Чайковский предоставил своим потомкам величайшее музыкальное достояние, которое представляет невероятно важный вклад не только в музыкальную, но и в общественную культуру.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ЧАЙКОВСКОГО
Знаменитый композитор был рождён в 1840 году, 25 апреля. Местом рождения Чайковского стал город Воткинск, располагающийся в Удмуртии. Папа композитора – Илья Петрович Чайковский – находился в должности руководителя завода, успешным исследователем. Чайковский был наследником одного из самых знаменитых родов на Украине. Предки отца были из казаков, а предки мамы – французы. Как говорил сам Чайковский, в семье любили музыку, даже устраивали небольшие домашние концерты. Но талантов к музыке никто из домашних особо не проявлял. Разве что мать Петра прилично играла на фортепиано и неплохо пела. Чайковский с детства был окружён музыкой. Помимо музыкальных концертов, которые проходили у них дома, Чайковский каждый день слушал мелодичные песни крестьян, идущих домой после работы.
Уже в 5 лет Пётр стал проявлять первые свою восприимчивость к музыкальной деятельности. В этом возрасте он уже научился играть на музыкальных инструментах, умел читать ноты. Композитор особенно любил записывать свои ощущения, которые он испытывал от прослушивания музыкальных произведений. Когда Петру было 10 лет, семья Чайковских перебралась в город Алапаевск. Не прожив там и полугода, Чайковские отправились в Петербург. Мать и отец отправили учиться Петра в престижное учебное заведение – Училище правоведения. Пётру нужно было провести около двух лет заграницей, так как учиться принимали только с 12 лет. Он был сильно огорчён расставанием с матерью, но выдержал и приехал в Петербург поступать учиться.
Сразу после приёма в училище Чайковский стал проявлять большую заинтересованность к музыке. В академии регулярно проводились факультативы, которые он не пропускал. Преподаватели знали его ка хорошего импровизатора и парня, который неплохо владел навыками игры на пианино. В возрасте 15 лет Пётр всерьёз занялся музыкой, стал подготавливаться у прославленного учителя Л. Пиччоли, потом у Чайковского появился другой преподаватель – Рудольф Кюндигер. В 1859 году Пётр оканчивает Училище и устраивается на работу в Министерство юстиции. Когда появляется свободная минутка, композитор посещает оперы и постановки, особенно его интересовали пьесы Глинки и Моцарта.
КАРЬЕРА В МУЗЫКЕ
Работа в Министерстве не прельщала Чайковского, карьера чиновника никак не ввязывалась в его планы. В 1861 году Пётр поступает на курсы в Русское общество музыки, которое в будущем преобразовалось в консерваторию северной столицы. Он был первым учеников консерватории по классу композиции. Пётр Ильич Чайковский
Сначала Чайковский совмещал работу и музыку, но затем преподаватели настояли, чтобы он отказался от карьеры чиновника и полностью посвятил себя культуре. Через четыре года Пётр Чайковский окончил консерваторию хорошистом. Примерно в это же время он заканчивает свои первые произведения: вступление к театральному спектаклю «Гроза» Островского, стихотворение на оду «К радости» и ещё несколько маленьких вступлений.
В 1866 году известному композитору предложили должность профессора одной из московских консерваторий. Учреждение только открывалось, руководителем её был Н. Г. Рубенштейн, брат одного из учителей консерватории Петербурга. 12 лет он успешно проводил занятия теории и гармонии. Тем временем, композитор написал «Руководство к изучению гармонии».
ТВОРЧЕСТВО И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
За время преподавания в консерватории у композитора произошло много событий. В 1868 году Чайковский первый раз выступил в качестве критика и пообщался с членами небезызвестной «Могучей кучки». У Чайковского были собственные взгляды на музыку, которые отличались от убеждений петербургских композиторов, однако это не помешало им найти общий язык. По их настоянию, Чайковский пишет увертюру к «Ромео и Джульетте», а также симфонию «Буря».
С 1872 по 1877 годы у Чайковского был период творческого поиска. Этот период жизни был довольно благотворным в плане музыки. Он написал в этот момент несколько произведений: «Опричник», «Кузнец Вакула» Одно из известнейших его работ также была создана в то время – балет «Лебединое озеро». Наконец, в 1875 году был закончен фортепианный цикл «Времена Года», который сегодня считается одним из величайших достижений композитора. Работа над ним заняла 3 года, а инициатором и идейным вдохновителем «Времен» стал журналист «Нувеллиста» Н. Бернард.
В 1877 году композитор принимает решение жениться на ученице музыкального учреждения Антонине Милюковой. Сам Пётр говорил, что женился он только для того, чтобы перестали говорить о его гомосексуальности. Но правда такова, что именно из-за этого его "увлечения" брак распался. Они недолго прожили вместе, но по определённым причинам официально не развелись до конца жизни.
Спустя год композитор бросил консерваторию и переехал за границу. В то самое время морально и материально композитору сильно помогла Надежда Фон Мекк. Он вёл переписку с ней на тот момент уже несколько лет. Он посвятил Надежде одно своё произведение – «Четвёртая симфония».
Весной 1881 года композитор обратился к Александру III с одолжением о займе в размере трёх тысяч рублей. Однако письмо он направил не самому государю, а одному из его ближайших подчинённых Победоносцеву, объясняя это тем, что он один из немногих, которого Пётр знал лично. Чайковский писал, что эта сумма позволит ему выплатить все долги и обрести душевное спокойствие. Император принял решение подарить композитору три тысячи рублей, за что Чайковский был ему сильно благодарен и не раз писал о благородности государя.Пётр Ильич Чайковский
В 1885 году Пётр Ильич обретает популярность и славу не только в России, но и заграницей. В это самое время он стал позиционировать себя не только композитором, но и дирижёром. Играя в качестве дирижёра, он познакомился со многими известными людьми, среди которых Эдвард Григ, Артур Никиш, Густав Малер и др.
В 1891 году он выступает в США. Выступление проходило в Нью-Йорке и Филадельфии, и всё получилось на высшем уровне. Пётр Ильич даже выступал со своими музыкантами на церемонии открытия знаменитого Карнеги-Холла. Последний раз в роли дирижёра Пётр Ильич выступил в Петербурге за несколько недель до того, как он скончался.
СМЕРТЬ ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА
В конце октября 1893 года Чайковский, отлично себя чувствуя, пошёл в один из ресторанов северной столицы. Был он там довольно долго, вышел из ресторана около трёх часов ночи. Во время пребывания в ресторане, он попросил стакан воды. Несмотря на то, что в городе ходила эпидемия холеры, воду ему не вскипятили. На следующий день композитору стало плохо и был вынужден позвать доктора. Врач поставил диагноз холеры. Промучившись несколько дней, Пётр Чайковский скончался 6 ноября.
Похороны были возложены на дирекцию Императорских театров, что в истории является единственным случаем. Это лишний раз доказывает величие композитора. Похороны проходили 9 ноября 1893 года. Все затраты на вынос и погребение Чайковского взял на себя сам император Александр III. На похоронах присутствовало много известных людей. Похоронили величайшего композитора и дирижёра в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской лавре.
Как добраться, где находится?
Город Воткинск расположен в 60 км от столицы республики – г. Ижевска. Добраться из Ижевска можно рейсовым автобусом или на такси (1 час в пути).
Рейсовые автобусы из Ижевска ездят каждые 30-60 минут с остановками по требованию в Воткинске: «улица Чайковского», «Центр», конечная остановка – «Автовокзал».
От остановки «улица Чайковского» до музея идти пешком 5 минут. От остановки «Центр» - пешком 15 минут. От «Автовокзала» - на автобусах №№ 5, 11, 26, 45 за 15 минут.
Гостей, путешествующих на личном транспорте, предупреждаем, что въезд на улицу Чайковского ограничен дорожным знаком «Движение запрещено», справа от знака расположена бесплатная автостоянка.
СТРУКТУРА МУЗЕЯ
Администрация музея
Директор музея
Неганова Татьяна Николаевна
(34145) 5-17-57
Заместитель директора по основной деятельности
Конарева Юлия Юрьевна
(34145) 5-20-75
Заместитель директора по эксплуатации музейного комплекса
Бардина Оксана Вячеславовна
(34145) 5-17-57
Учёный секретарь
Светлакова Мария Алексеевна
(34145) 5-20-75
Главный бухгалтер
Грачева Светлана Павловна
(34145) 5-10-48
Главный хранитель отдела научного комплектования, учёта и хранения фондов
Морозова Светлана Константиновна
(34145) 5-20-75
Заведующая экспозиционно-выставочным отделом
Ратаева Валентина Николаевна
(963) 028-33-59
Заведующая музейно-образовательным отделом
Телицына Александра Сергеевна
(34145) 5-20-75
Заведующая отделом информационных технологий
Осокина Вера Васильевна (34145) 5-20-75
Заведующая отделом музейного сервиса
Коршунова Ярослава Владимировна (34145) 5-17-57
Заведующая отделом безопасности музея
Леонтьева Наталья Анатольевна (34145) 5-17-57
Заведующая отделом материально-технического снабжения и хозяйственного обеспечения
Маркова Вероника Леондиновна (34145) 5-17-57
Заведующая отделом садово-парковых работ
Бережная Оксана Владимировна (34145) 5-17-57
Администратор концертного зала
Левцова Елена Георгиевна (912) 754-05-32
Организатор экскурсий
Стабникова Ольга Анатольевна (963) 028-27-11
Учредитель БУК УР ГМАК «Музей-усадьба П.И. Чайковского» Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики
426051, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73
Тел.: (3412)572-075
Факс: (3412)572-085
Эл. почта: mincult_ur@mail.ru
Руководство Министерства культуры и туризма Удмуртская Республика
Министр
Соловьев Владимир Михайлович
(3412)572-075
Первый заместитель министра
Дерюшева Валентина Михайловна
(3412)575-606
Заместитель министра
Данилов Петр Павлович
(3412)575-560
Заместитель министра - начальник отдела по туризму
Утробин Денис Сергеевич
(3412)572-095
Отдел социально-культурной деятельности и взаимодействия с муниципальными образованиями Министерства культуры и туризма Удмуртская Республика
Начальник
Никитина Зинаида Михайловна
(3412)575-566
Консультант
Горбунова Юлия Игоревна
(3412)575-566
Главный специалист-эксперт
Онорина Лидия Геннадьевна
(3412)575-566
Ведущий специалист-эксперт
Кочурова Елена Александровна
(3412)575-566
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://tchaikovskyhome.ru/
Музеи Удмуртии
Достопримечательности Удмуртии
Вложение | Размер |
---|---|
Музей-усадьба Чайковского | 106.23 КБ |
Музей-усадьба Чайковского | 356.36 КБ |
Музей-усадьба Чайковского | 240.25 КБ |
Музей-усадьба Чайковского | 210.66 КБ |
Музей-усадьба Чайковского | 96.67 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 6374 просмотра
Комментарии
давно пора написать...
после путешествия по Пермскому краю и сплаву по реке Вишера - 2012 год -
заехали мы в Воткинск, посмотрели город и посетили музей!
вид у нас конечно был бродяжий, но нас не прогнали,
пустили посмотреть!
Все красиво и интересно - стоит побывать!
Отправить комментарий