Клады Саратовской области
Кладоискатели Поволжья уверены в том, что большую часть награбленных сокровищ лихой атаман волжской вольницы Степан Разин упрятал именно в их регионе. А награбил смутьян, согласно историческим летописям, немало. Клады, которые искателям удается обнаружить в Поволжском регионе время от времени, только подтверждают их версию.
Историки, топографы и военные знают о существовании карт, изданных до 1917 года, на которых указаны места, где примерно следует искать сокровища. Но вся загвоздка состоит как раз в этой «примерности». Как следует трактовать такую фразу: «Около Капитанской горы клад схоронен»? Как точно определить именно тот квадратный метр с зарытыми сокровищами, когда пометка крестиком на карте указывает на весьма обширный по площади географический объект, — ведь раскопки такой горы могут занять десятилетия!
АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО САРАТОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ГЕОЛОГИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Памятники природы Саратовской области - тут!
Поэтому вся проблема поиска кладов, которые ведут как члены официальных историко-краеведческих обществ, так и частные лица, зачастую упирается именно в масштабность работ, причем это касается и поисков в архивах, и проведения раскопок непосредственно на местности.
Найти клад без картографической основы — дело нереальное. Указания на места кладов есть, например, в дореволюционных источниках. В их числе — «Историко-географический словарь Саратовской губернии: южные уезды Царицынский и Камышинский» А.Н. Минха, работы других членов Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК) и т. д.
УТЕС СТЕПАНА РАЗИНА
Утёс Степана Разина — участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей.
Утёс находится в 5 километрах к югу от села Белогорское, под 50°36' северной широты и 45°39' восточной долготы. Берег Волгоградского водохранилища в этом районе возвышается на 35—40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 млн лет. Нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса возрастом 100 млн лет. Утёс разбит пополам глубоким «Невольничьим» («Тюрьминским», «Дурманным») оврагом, с юга граничит с Дурман-горой, высота которой достигает 186,2 метра. В районе утёса также известны четыре старообрядческих пещеры: «Старая I», «Старая II», «Лисья» и «Майская», продолжительностью от 600 до 800 метров (вероятно, до обвалов имелась единая система соединённых друг с другом тоннелей). Утёс является самой северной точкой природного парка «Щербаковский», на территории которого также находятся связанные с именем Степана Разина бугры «Ураков» и «Настин».
Утёс Степана Разина имеет научное историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.
Доподлинно известно, что район утёса был освоен уже в Бронзовом веке. Следы более поздних поселений относятся ко временам Большой Орды и народного восстания под предводительством Степана Разина. Предположительно, в военном лагере, располагавшемся на вершине утёса, жил и командовал сам легендарный атаман, лично выслеживал и грабил купеческие корабли, проплывавшие мимо по Волге, а захваченных пленников бросал в заточение в «Тюрьминский» овраг. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну.
Из-за того, что мятежное войско прошло вдоль Волги до Саратова, среди жителей разных прибрежных сёл утёсами (буграми) Степана Разина называли разные участки берега, от Щербаковки на юге до Нижней Банновки на севере. Это послужило причиной расхождений в путеводителях и записях путешественников. Место, очень похожее на утёс, первыми описали художники Григорий и Никанор Чернецовы в 1838 году. Через год исследователем А. Леопольдовым под названием Курган Стеньки Разина было описано другое место, находившееся немного южнее и называвшееся в народе «Раковой» горой. Небольшую заметку про бугор Стеньки Разина оставил и Тарас Шевченко, видевший его с борта корабля. В 1861 году основателями Саратовского художественного музея Николаем и Алексеем Боголюбовыми в труде «Волга от Твери до Астрахани» Бугром Степана Разина было названо место, находившееся севернее всех предыдущих описаний. Первая фотография утёса была сделана нижегородским фотографом М. Дмитриевым в 1894 году. В начале XX века в путеводителе «Спутник по реке Волге и её притокам Каме и Оке» была опубликована карта с точным указанием местоположения утёса и Дурман-горы.
Археологические экспедиции
Одна из первых официальных научных экспедиций на Утёс Степана Разина была организована в 1907 году. Краеведами было исследовано городище, возникновение которого приписывалось ко временам крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина. Обнаруженные предметы, прежде всего монета, чеканившаяся в царствование Алексея Михайловича Романова, подтвердили возраст городища. В 1960-х годах на утесе проводились археологические раскопки под руководством профессора исторического факультета Саратовского университета И. В. Синицына. Были обнаружены культурные слои эпохи Бронзового века, периода татаро-монгольского ига и новые доказательства пребывания в этих местах отрядов Степана Разина.
Легенды
Дурман-гора
При отсутствии прямых доказательств как самого пребывания Степана Разина в окрестностях утёса, так и связанных с этим событий, за прошедшие с тех времён века в народе сложились самые разные легенды о кладах, якобы зарытых в этих местах, о явлениях призраков и других мистических событиях.
Гробница Марины Мнишек
В 1859 году в Саратовских Губернских Ведомостях был опубликован рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе, из которого поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося бурлак вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.
Примечательно, что похожая легенда связана и с находящимся чуть южнее Ураковым бугром. Согласно ей, бурлаки спустились в пещеру монгольского колдуна Газука, где им привиделась восставшая из золотого гроба девушка[2].
Клад убитого разбойника
В конце XIX века крестьянином из села Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником случившегося. В штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что её убитый похититель был разбойником. Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись, начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки.
Призрак Степана Разина
Согласно рассказам жителей окрестных сёл, дух казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907 года Б. В. Зайковский. Жителем села Щербаковка был пересказан другой загадочный случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!»[].
Загадка Дурман-горы
Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным удалось разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX века активно искавшие богатства, зарытые атаманом, жаловались на головокружение и ухудшение самочувствия. Происходили и более странные события, из-за чего клады считались заговорёнными и проклятыми. Последняя примечательная история случилась уже в советские времена с остановившимся передохнуть трактористом, работавшим у Дурман-горы. Сквозь сон он услышал, как кто-то с силой распахнул дверь трактора, однако вокруг никого не было. Стоило ему снова заснуть, как всё повторилось. В народе также распространена молва о тюремном овраге, где якобы все узники Степана Разина после первой же ночи заболевали. Однако объяснение этим мифам дали исследования геологов, обнаруживших в этих местах электромагнитное излучение - предположительно, наследие находившегося там вулкана.
СТЕНЬКА РАЗИН - РУССКИЙ ФЛИБУСТЬЕР
Автор: Андрей НИКИТИН
Источник: журнал Колумб № 12 (2005)
Степан Разин, вне всякого сомнения - эпическая фигура российской истории. Вождь крестьянского восстания 1670-1671 годов, казачий атаман, колоритный народный предводитель, он прославился своим разгульным образом жизни, многочисленными военными победами и не менее богатыми трофеями. Слухи и легенды о сокровищах, награбленных разинскими казаками, поражали воображение многих поколений. До сих пор существует мнение, что часть драгоценных металлов, золотых монет и камней, была спрятана легендарным атаманом в надежном месте. Но где же следует искать клад Стеньки Разина?
Казаки-разбойники
Степан Разин родился примерно в 1630 году на вольном Дону, в богатой казачьей семье. По некоторым данным, он был «тумой», т.е. сыном казака и плененной турчанки, прекрасно знал турецкий, татарский языки.
Казаки в то время были весьма своеобразным военным сословием. Они не подчинялись российскому законодательству, имели самоуправление и вели особый образ жизни. Главным занятием их были походы на соседних татар, турок и ногайцев. Из походов казаки возвращались с богатой добычей. В начале XVII века донские казаки освоили морской вид разбоя. На небольших лодках - стругах, они выходили в Азовское, затем Черное море и грабили проходящие суда. Однако в 1660 году выход в Азовское море был накрепко перекрыт турками. Недалеко от Азова они построили мощную крепость Седд-ул-Ислам, а течение Дона перегородили цепями, прикрепленными к двум башням, расположенным на разных берегах. Это вызвало настоящий кризис «казацкой экономики».
Некоторые отряды казаков стали совершать набеги даже на российские области. Так, в 1666 году атаман Василий Ус с 500 конниками дошел почти до Тулы, по дороге совершая различные реквизиции. Приказчик имения князя Голицына, в частности, сообщал, что воровские казаки взяли в его усадьбе «10 лошадей, платье, холсты, побили скотины 10 свиней и 20 баранов».
Но Стенька Разин такой мелочевкой заниматься не захотел. Он задумал более грандиозный «проект». Разин решил собрать большой отряд, сесть на струги и через Дон, сухопутную переволоку, Нижнюю Волгу выйти в Каспий и там заняться грабежом богатых прибрежных владений иранского шаха. Сделать это было непросто. В низовьях Волги, в Астрахани, располагался мощный русский гарнизон. Основной задачей его как раз и являлось не допускать в Каспийское море разбойничьи казачьи ватаги.
Тем не менее смелый план Разина понравился казакам. В мае 1667 года двухтысячный разинский отряд на 40 стругах вышел в поход.
В районе Царицына Стенька остановил и ограбил караван судов, доставлявший отборную икру самому патриарху и царю Алексею Михайловичу. Казаки забрали себе все имущество, часть судов, оружие и боеприпасы, продовольствие. Затем, ловким маневром обманув астраханских воевод, Разин по одному из протоков прорвался в Каспийское море.
Основной базой казаков-флибустьеров стал остров Чечень. Именно отсюда Разин отправился в так называемый персидский поход.
Персидский поход
Нападениям казаков подверглись практически все крупные города, расположенные на западном побережье Каспийского моря - Дербент, Терки, окрестности Баку. Тактика разинцев была проста, но эффективна. Они незаметно приплывали к крупному портовому городу и прятались в ближайших плавнях. Затем засылали в город лазутчиков. Те выясняли - есть ли в городе воинский гарнизон, как настроены жители, где хранятся товары. Затем, как правило рано утром, неожиданно нападали на город, разбивали гарнизон и грабили богатых обывателей. В захваченном городе разинцы задерживались до тех пор, пока на горизонте не показывался крупный контингент персидских сухопутных войск. Порой городские власти добровольно выплачивали незваным пришельцам крупную денежную контрибуцию, при условии, что казаки добровольно покинут город. В прибрежной полосе разинцы, при удобном случае, перехватывали торговые суда.
Их струги - длинные, широкие, с малой осадкой, были тихоходны в открытом море, но прекрасно маневрировали на каспийском мелководье, среди скал и подводных камней. Они легко держались на крутых волнах. Каждый струг имел две пушки, на носу и на корме, небольшой парус, запасы воды, продовольствия, и «экипаж» до 50 человек.
Вскоре нападению казаков подверглись персидские города, расположенные на южном побережье Каспия - Решт, Ферахабат, Астрабат и другие.
Персидский шах направил против флибустьеров Разина крупную флотилию под командованием Менед-хана. На 50 судах находились 3700 шахских солдат. Разинцы располагали втрое меньшими силами.
Но Стенька не растерялся. Он решил заманить шахский флот в ловушку. Казаки изобразили паническое бегство. Персы бросились за ними в погоню. Дабы не упустить ни одного разбойничьего струга, Менед-хан приказал персидским судам соединиться цепями и захватить казаков в своеобразную сеть. У Свиного острова персы настигли флибустьеров. Неожиданно шесть разинских стругов круто развернулись и на веслах подошли к персидскому флагману. Казаки топорами прорубили в бортах проемы и забросили в них несколько горящих бочек с порохом. Флагман взорвался и пошел ко дну, потянув за собой в пучину другие персидские корабли. Тех, кто оставался на плаву, разинцы расстреливали из пушек и брали на абордаж. Весь персидский флот, за исключением трех судов, был сожжен или потоплен. На захваченных судах Стенька, среди прочих трофеев, обнаружил 15-летнюю Фатиму Менеду, дочь погибшего персидского флотоводца. Ее Разин сделал своей наложницей.
После блестящей морской победы Стенька решил вернуться на Дон.
Астраханский клад
На этот раз с боем прорываться через Астрахань Разин не стал. Он банально подкупил астраханского воеводу И.С.Прозоровского. В числе взяток, в частности, фигурировала бесценная соболья шуба, крытая атласом и ранее принадлежавшая злополучному Менед-хану. Прозоровский дары принял и без особых проволочек впустил разинцев в город. Разодетый в пух и прах Стенька ходил по Астрахани в сопровождении восторженных обывателей, бросая в толпу золотые дукаты. Попрошайки вставали перед ним на колени и называли «батюшкой». Разинские корабли были богато убраны коврами, шелком. Струг атамана был полностью обит красным бархатом, украшен ожерельями жемчуга, а на мачтах гордо развевались два паруса из парчи.
Однако некоторые специалисты полагают, что основную казну Стенька «заначил» и спрятал где-то недалеко от Астрахани. Он боялся, что царский воевода Прозоровский реквизирует ценности, награбленные казаками во время персидского похода. Заложение клада произошло в конце августа 1669 года. Золото, серебро было аккуратно уложено в кованые сундуки и зарыто недалеко от берега. Называется даже место тайного схрона - плавни в районе так называемой Косы (ныне это район города Астрахань). Кстати, именно в этом месте Разин сбросил в воду несчастную персидскую княжну.
Считается, что Стенька совершил столь непристойный поступок, находясь в состоянии пьяного психоза. Но существует и другое, более логичное объяснение - княжна что-то знала о месте захоронения клада, и от нее решили избавиться, как от нежелательного свидетеля.
У Разина уже тогда возник четкий план - вернуться на Дон, собрать большое войско и тряхнуть «государство Московское». В случае удачи Разин надеялся примерить на себя корону русского царя. При провале он собирался бежать в Турцию, и там спрятанный клад ему очень бы пригодился. Но события сложились иначе, чем планировал легендарный атаман. В сражении под Симбирском Стенька был ранен, а 14 апреля 1671 года соратники выдали Разина царским властям. Вскоре он был казнен.
Поисками разинского клада исследователи занимаются давно. Астраханская версия считается самой перспективной. Однако организация подводных поисковых операций требует немало сил и, самое главное, финансовых вложений.
карта Самарской губернии
КЛАД В КРАСНОАРМЕЙСКЕ
Пенсионер из Красноармейска (Саратовская область) нашел на своем садовом участке клад изделий из золота общим весом 2,8 кг. Об этом во вторник сообщили в администрации Красноармейского района региона.
Железная коробочка, в которой пенсионер обнаружил 517 старинных золотых монет, золотые цепочки, кольца и браслет, находилась в земле, привезенной по его просьбе в огород с места будущего строительства храма Петра и Павла в Красноармейске, сообщает "Интерфакс".
В настоящее время специалисты-историки и работники налоговой инспекции определяют стоимость клада, 50% которой по закону причитается обладателю находки.
Пенсионер намерен передать часть средств на строительство храма Петра и Павла.
СОСНОВО-МАЗИНСКИЙ КЛАД
комплекс медных изделий, относящихся к эпохе поздней бронзы (12-11 вв. до н. э.). Открыт в 1901 близ с. Сосновая Маза (Хвалынский район Саратовской области). В составе клада (общий вес 21 кг) 58 широких однолезвийных орудий (серпы или косари для расчистки пахотных участков), 5 кинжалов с листовидными клинками и ажурными рукоятями, 4 кельта и 1 слиток бронзы.
Подобные типы кинжалов были распространены в Северном Причерноморье и на Кавказе в позднем бронзовом веке и восходят к формам, производившимся в металлургических центрах Закавказья и Ирана (особенно в Луристане). Вещи, вероятно, принадлежали вождю племенного союза или одного из племён, обитавших в степях.
Лит.: Мерперт Н. Я., О луристанских элементах в кладе из Сосновой Мазы, в сборнике: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института археологии АН СССР, в. 108, М., 1966.
РУССКИЕ МОНЕТЫ В КЛАДАХ ПОВОЛЖЬЯ
Русские монеты в кладах среднего Поволжья XIV - первой половины XV в.
Исследование связи русского денежного обращения с денежным обращением соседних регионов в XIV - XV в. является достаточно важным при изучении всего комплекса экономических отношений данного периода. Особенное место по вполне понятным причинам занимает вопрос о взаимоотношениях русской и татарской денежных систем.
На протяжении более чем ста пятидесяти лет эта проблема остается актуальной для исследователей истории и культуры княжеств Северной Руси и Московского государства. Анализируя состав денежного обращения Золотой Орды, П.С. Савельев обращал внимание на присутствие русских монет в Поволжье (Савельев П.С., 1858). Достаточно остро данный вопрос был поставлен в работах А.В. Орешникова “Окуловский клад русских денег” и И.И Толстого “Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского” (Орешников А.В., 1908; Толстой И.И., 1910). В 40-50-е гг. XX в. к этой теме обращались Г.Б. Федоров, И.Г. Спасский, В.Л. Янин (Федоров Г.Б., 1947; Спасский И.Г., 1956; Янин В.Л., 1956). И в настоящее время данный вопрос остается одним из наиболее актуальных, свидетельством чего являются работы Г.А. Федорова-Давыдова, А.М. Колызина и других исследователей. Однако основной темой, которая привлекает внимание археологов и нумизматов, является оценка роли влияния золотоордынской денежно-весовой системы в процессе возобновления собственной чеканки Московским, Рязанским и Суздальско-Нижегородским великими княжествами в XIV веке (Федоров-Давыдов Г.А., 1981, 1989; Колызин А.М., 1994, 1998; Кистерев С.Н., 1998). Изучается также проблема обращения монет Золотой Орды на русской территории (Федоров-Давыдов Г.А., 1960, 1963; 1981 и др.). Рассматривалось обращение русских монет в Поволжье в первой половине XVI века (Спасский И.Г., 1954). В то же время, участие русских монет в денежном обращении татарских земель XIV - XV веков - до сих пор не являлся предметом отдельного исследования, хотя практически в каждой работе, посвященной истории денежного обращения или нумизматике данного периода, данная тема в той или иной мере затрагивается. В процессе создания сводной топографии русских кладов XIV - первой половины XVI в. появилась возможность рассмотреть этот вопрос более подробно, чему и посвящена настоящая статья.
Верхней хронологической границей периода, к которому принадлежат изучаемые клады, является последняя четверть XIV в., то есть начало собственной чеканки в русских княжествах. Нижняя граница – середина XV в. то есть конец правления Василия II и момент прекращения поступления русских монет в Поволжье. В приложении приведена сводка сведений о кладах, происходящих из рассматриваемого района.
На сегодняшний день известно не менее 15 датированных кладов данного периода, обнаруженных в Поволжье и содержащих русские монеты (к русским в данном случае следует относить и ордынские монеты с рязанскими надчеканками).
Более точные сведения о кладах приводятся в приложении, а в таблице 1 представлены основные данные, необходимые для анализа их состава. Для находок из Поволжья характерны следующие особенности.
Во-первых, крайне небольшой процент русских монет. Он колеблется от 0,01 % (Каратун, 1986, № 3) до 4,20 % (Рыбушка, 1915, № 2) и лишь в огромном Светинском кладе 1936 года (№ 8) составляет 13,36 % от общего количества.
Во-вторых, очень большие размеры кладов. Лишь один из них, самый южный, содержит менее 500 монет (Рыбушка, № 2) а количество монет в остальных десяти колеблется от 556 (Нимич-Касы, № 11) до почти 9000 экземпляров (Светино, № 8)*. Для сравнения, на всей остальной территории, где в это время в кладах присутствуют монеты русских княжеств, найдено лишь восемь кладов, содержащих более 500 монет.
Третье, что необходимо отметить: рассматриваемый сейчас регион - место наибольшей концентрации золотоордынских кладов конца XIV - начала XV вв.
Таблица 1. Первый период. Клады Поволжья конца XIV - первой половины XV в. с русскими монетами.
№ |
Место и год находки |
Датировка |
Кол-во русских монет |
Кол-во джу-чидских монет |
Всего (100 %) |
1 |
Камышинский р-н. |
Сер. 90-х г. XIV в. |
5 (0,21 %) |
2329 (99,8 %) |
2334 |
2 |
Рыбушка, 1915. |
Сер. 90-х г. XIV в. |
5 (4,20 %) |
114 (95,80 %) |
119 |
3 |
Каратун, 1986. |
Кон. XIV в. |
6 (0,01 %) |
>25000 (99,99 %) |
>25000 |
4 |
Досаево. |
Кон. XIV в. |
1 (0,2 %) |
> 500 (99, 8 %) |
> 500 |
5 |
Малый Толкиш, 1881. |
Рубеж XIV-XV в. |
25 (0,52 %) |
4778 (99,48 %) |
4803 |
6 |
Чула, 1956. |
1 дес. XV в. |
“несколько” |
“большинство” |
> 700 |
7 |
Тетюши, 1907. |
Нач. XV в. |
18 (1,22 %) |
1458 (98,78 %) |
1476 |
8 |
Светино, 1936. |
1410-1411 г. |
1197 (13,36 %) |
7762 (86,64 %) |
8959 |
9 |
Христофоровка, 1873 |
Нач. 2 дес. XV в. |
3 (1,0 %) |
297 (99,0 %) |
? [300]** |
10 |
Сосновка, 1911. |
Кон. 2 дес. XV в. |
3 (0,33 %) |
922 (99,44 %) |
925 |
11 |
Нимич-Касы, 1957. |
1 треть XV в. |
2 (0,36 %) |
556 (99,64 %) |
558 |
12 |
Семеновка, 1962. |
2 четв. XV в. |
2 (0,09 %) |
2089 (99,91 %) |
2091 |
13 |
Караульная Гора, 1957. |
Нач. 2 четв. XV в. |
16 (0,56 %) |
2843 (99,44 %) |
2859 |
14 |
Измери, 1962. |
Кон. 1430 - нач. 1440-х г. |
2 (0,10 %) |
1979 (99,90 %) |
1981 |
15 |
Место находки неизвестно, 1990-е гг. |
Кон. XIV в. |
“несколько килограммов” |
“несколько” |
? |
По данным Г.А. Федорова-Давыдова, здесь было обнаружено более 40 кладов, содержащих исключительно джучидские монеты, сокрытых в период с 1380 по 1440-е годы. Из 24 кладов, в составе которых нет русских монет и размеры которых точно известны, только 7 содержат более 500 монет (Федоров-Давыдов Г.А., 1960; Федоров-Давыдов Г.А., 1963; Федоров-Давыдов Г.А., 1974). Налицо следующая закономерность: в небольших кладах, которые в это время наиболее точно отражают состав реального денежного обращения определенной территории и которые преобладают в количественном отношении, русских монет нет, а если рассматривать клады большого размера, то русские монеты присутствуют в двух третях таких находок.
Исходя из приведенных выше данных, следует сделать вывод, что, несмотря на кажущееся обилие кладов, содержащих русские монеты, в Поволжье, проникновение монет русских княжеств в денежное обращение Золотой Орды на протяжении всего рассматриваемого периода было весьма незначительным и они практически не играли роли в местном денежном обращении, появляясь в кладах лишь в составе крупных сбережений. Неоднократно отмечалось большое значение для русских княжеств Волжского пути (Мец Н.Д., 1974, с.55 и др.). Встает вопрос о принадлежности этих кладов. Одной из наиболее вероятных категорий их владельцев можно назвать купечество, ведущее торговые операции не только на местном, но и на западном - русском - рынке (особенно убедительно такое предположение для Светинского клада). Косвенным подтверждением этого является тот факт, что практически все крупные клады Поволжья с русскими монетами обнаружены на берегах рек бассейна Волги, являвшихся естественными транспортными и торговыми путями.
Кроме того, кладовый материал ярко иллюстрирует политический кризис и упадок Золотой Орды; как следствие - значительный спад в интенсивности торговых сношений русских княжеств с Поволжьем. В среднем Поволжье известны всего три клада, состоящие из русских и татарских серебряных монет, которые можно датировать тридцатыми - началом сороковых годов XV века (Клады № 12, 13, 14).
Объяснением этому могут служить факты политической истории Поволжья: после похода Тимура на Волгу и разгрома им крупнейших городов Золотой Орды, после потери реальной политической силы Тохтамышем, продолжалась постоянная борьба между относительно слабыми претендентами на верховную власть в Орде. При этом никакая из борющихся сторон не смогла достигнуть даже такого эфемерного единства своих земель, какое было при Тохтамыше. (См., например: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю., 1998, с.249-312 и др.). В экономической жизни подобное положение дел означало сохраняющуюся и постоянно усугубляющуюся нестабильность. Упадок городов повлек за собой прекращение чеканки и обращения собственной монеты уже во второй четверти XV века (Федоров-Давыдов Г.А., 1960, с.129; 1994, с.209, 210). и, что наиболее важно для настоящей работы, привел к разрыву или резкому сокращению торговых связей с русскими княжествами. Кладов, содержащих русские монеты и относящихся к периоду второй половины сороковых - середины семидесятых годов XV века в этом регионе неизвестно.
Во второй половине XV в. в политической и экономической жизни Восточной Европы происходят важнейшие изменения. Объединение русских земель при Иване III повлекло за собой - это наглядно показывает кладовый материал - развитие торговых связей Московского государства, как внутренних, так и внешних. В это время в среднем Поволжье вновь появляются русские монеты. Однако и состав кладов, и область их распространения, и, вероятно, социальная принадлежность их хозяев – разительно отличаются от предыдущего периода. Поэтому рассматривать вместе все клады Поволжья XIV – первой трети XVI в. можно лишь на фоне общей картины кладообразования в русских землях. В настоящей работе такой цели не стоит, хотя ее актуальность не может быть подвергнута сомнению.
В заключение хотелось бы отметить, что автор настоящей статьи с огромной благодарностью примет замечания и уточнения, касающиеся известных кладов, а также сведения о тех кладах, которые не были использованы в работе.
КЛАДЫ СЕЛА ЛОХ
Жителей старинного саратовского села с забавным названием Лох ждут большие перемены. Власти решили превратить село в новый туристический центр. По их мнению, это принесет деньги и даст толчок развитию населенного пункта. Однако не все лоховчане в восторге от такой перспективы.
Село Лох — едва ли не старше областного центра. Поэтому неудивительно, что и достопримечательностей здесь хоть отбавляй. Однако куда больший интерес вызывает само название населенного пункта. Местные жители, услышав в свой адрес «лохи», совсем не смущаются, а даже гордятся. А когда их называют лохами, корректно поправляют: мы лоховчане.
Человек, знающий историю своего села и любящий малую родину, не будет стесняться его названия. А история нашего села уходит в глубь веков, ко временам Ивана Грозного. Тогда село именовалось Кудеяровка, а сельчан прозвали кудеяровцами.
Разбойник со своей семьей жил в пещере среди сокровищ, добытых при набегах. А напротив Кудеяровой горы — еще одна гора — Караульная. К этой горе якобы вел от Кудеяра подземный ход к трем подземным кладовым — для золота, серебра и драгоценной конской сбруи. Народ, прослышавший про Кудеяра, прозвал это место Кудеяров Лог — логово разбойника. Имя его вскоре стало легендарным, а звонкое «г» со временем смягчилось, и стало село именоваться Лох.
Село удачно расположилось на небольшой речке, со всех сторон обступают его лесные возвышенности, среди которых и известная Кудеярова гора. По одной из версий гора названа в честь разбойника Кудеяра, современника Ивана Грозного.
Обросшие легендами горы и пещеры, родник с чистейшей водой, старая мельница, полуразрушенный храм во имя Архистратига Михаила, хранящий роспись двухвековой давности, — все это и многое другое и привлекает туристов.
Как говорят местные, клады близ села и вправду находили. На одном из участков кто-то из жителей выкопал несколько ведер монет. Правда, деньги оказались не золотые, а медные. Такая находка вряд ли могла бы поднять уровень жизни в селе с населением в тысячу человек.
Поэтому руководство Лоха взялось активно развивать туризм. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию и самого села. И такая работа уже ведется. Лох уже включен в топ-10 туристических маршрутов Саратовской области.
Пока же саратовцы, не дожидаясь развития туристической инфраструктуры, частенько сами на автомобилях посещают легендарные места. Мнение от увиденного у всех разное. Одни согласны с властями и считают, что нужно развивать село и привлекать туристов. Другие придерживаются иной точки зрения: паломничество приезжих, наоборот, приведет к ухудшению экологии и нарушит первозданность села.
Вместе с тем и сельчан, и туристов объединяет уверенность в том, что село должно жить. А необычное название станет своеобразной изюминкой, которая заинтересует многих. И тогда, уверены сельчане, каждый узнает, что Лох — это не только род деревьев, кустарников, ругательство и вид лосося, но и богатое своей историей село в Новобурасском районе Саратовской области.
ЗАКЛЯТЫЕ КЛАДЫ
Клад не доставайся никому чужому, а только мне и моему дому, моему сыну, моей дочке или моим внукам. В древности, когда еще не было придумано банков, люди не могли надежно хранить деньги, тем более получая за сохранность еще и проценты. Время всегда было неспокойным, начиная от нападок турок и татар завоевателей, да и народные повстанцы отбирали заработанные кровью и потом деньги.
Вот, изворотливые люди и прятали свои капиталы в различных тайниках, в подвалах и стенах собственных домов или закапывали клады в лесах, пещерах. Чтобы самим не забыть со временем о нахождении своих ценностей приходилось людям рисовать карты с указанием места. На картах рисовали все, что впоследствии помогло бы хозяину отыскать свой скарб. Но, по различным причинам, хозяева клада так и не успевали достать из тайника свои ценности. Время шло, все здания со временем разрушались, шла перепланировка улиц, деревья исчезали, поля распахивали. Все шло своим чередом, ведь жизнь и прогресс не стоят на месте. Но, в древние времена люди накладывали очень страшные заклинания на тех, кто посмеет рубить деревья или ломать жилища.
Такие заклинания имеют большую убийственную силу на того, кто не приобретает, не строит, а рушит и грабит, пользуясь чужим трудом. При захоронении клада всегда старались наложить на него заклинание, вне зависимости от того клад находиться в земле или в стене строения. Заклинания были примерно такого повествования: - « Клад не доставайся никому чужому, а только мне и моему дому, моему сыну, моей дочке или моим внукам» При произношении заклинаний очень искренне молились, а иногда даже приносили жертву. Жертвой обычно оказывался барашек, убитый на месте захоронения ценностей, по языческим поверьям дух убитого животного будет надежно охранять клад от чужаков.
Заклятые клады надежно сокрыты от людей. Вот почему достаточно нелегко найти клад. Ведь сколько кладов было найдено по оставленным картам, но все эти сокровища охраняли заклятия, которые пагубно действовали на нашедшего. Как правило, кладоискатели не знают нужной молитвы, которая бы защитила от заклятия и, пользуясь кладом, они обрекают на огромные неприятности не только себя, но и свою семью. Особенно очень опасно забирать себе культовые вещи принадлежащие храмам, это могут быть иконы, кресты и различные церковные принадлежности и в том числе деньги. Как гласят придания, тогда человек не проживет и года, потеряет разум и если не покается и не отдаст все найденное в храм, то его ждет смерть. В этом случае считается, что сам Господь карает нарушителя и его семью вплоть до седьмого колена. Поэтому считается опасным искать намеренно клад с целью обогащения. Церковные клады могут быть опасны
А вот если найти клад совершенно случайно, что бы отвести от себя неприятности следует отдать его в храм, где помолятся за его владельца и нашедшего, или же раздать богатство всем нуждающимся, отдать для общественного сооружения.
Либо клад можно передать музею, тогда он станет достоянием общественности, и вашей безопасности ничего не будет угрожать. За это вы получите почет и славу, и заклятие обойдет стороной. Как правильно искать клады? Около Каменца был найден клад в 1960 году, который оказался не заклятым. Но, в этой местности настойчиво ходят легенды о заклятых кладах подольских повстанцев. Сколько их не ищут, найти не удается по тому, что они закляты.
Если верить поверьям клады могут держать заклятие определенное время. И когда приходит время сокровища сами открываются людям. К тому же заклинатель может даже оговорить, кто именно найдет клад. Ведь по утверждению легенд украинские казаки на свои клады наложили заклятия, так, что бы сокровище нашел именно тот человек, который потратит средства на благосостояние народа, для построения его счастья и благополучия. А так как никто еще не нашел казацких скарбов, значит они еще ждут нужного человека.
Легенды о сокровищах Стеньки Разина - Песковатка.
Передающиеся из уст в уста легенды указывают, что самый крупный клад Стеньки Разина покоится в кургане неподалеку села Песковатка Городищенского района. Легенды говорят, что незадолго до собственной казни Разин приплыл к Песковатке на струге доверху груженном сокровищами, золотом и серебром. Когда наступил отлив, он совместно со своими дружками засыпал струг землей и для метки посадил на созданном кургане вербу. Но тогда лихой атаман и его сообщники не знали, что жить им осталось совсем недолго и за кладом идти будет некому. Перед смертью атамана пытали, но он не выдал места, где укрыл клад.
С тех пор прошло немало лет и каждый охочий приезжает в Песковатку в надежде найти заветную вербу, указывающую на сокровища. Где укрыты сокровища Степана Разина. Еще при жизни Разина многие считали колдуном, наши современники утверждают, что после смерти его призрак ходит в местах былой «славы» и охраняет спрятанные сокровища, сильно пугая охотников за атаманским сокровищем. «Шатрашанский» клад относят к разинским сокровищам, оставленным в волжской округе.
Придания гласят, что клад зарыл царь донских разбойников в селе Шатрашаны. Поговаривали, будто после смерти Стеньки его призрак чуть ли не до смерти напугал одного из волжских бурлаков в том месте, где предположительно спрятаны шатрашанские сокровища. Судя по легендам, Разин тяготел к сокрытию награбленных ценностей в курганах, холмах и прочих. Так, всем известно, что у лихого атамана была одна привычка прятать горшки наполненные золотом и другими ценностями в возвышенностях правого берега Волги. По слухам такими кладами кишит весь волжский берег, начиная с Астраханской заканчивая Самарской и Саратовской областями. Старинная карта Саратовской области Больше всех славиться клад, зарытый в бугре расположенном неподалеку от деревни Банновки Саратовской области. Интересно, что место сокрытия клада находится между селом Золотое и устьем р.Большой Еруслан.
Поговаривали, что название этому селу было дано не случайно. Во всех этих случаях логика Разина вполне понятна. Ведь разбойники, частенько натыкались на неприятности, а спрятанные атаманом ценности в береговых буграх помогали выживать разинским бандитам в плохие моменты их жизни. Никто не может дать точного ответа, сколько золотых «заначек» покоиться в волжских холмах. В самом Волгограде недалеко от царицынского храма Святой Троицы в 1914 году случился провал земли, в нем были обнаружены гробы и несколько скелетов. Оказалось, что обвал случился в начале подземного хода ведшего бандитов Разина к городской пристани. Именно там разгружались награбленные у местных купцов ценности. Но пройти по подземному ходу никому не удалось, так как земля продолжала обваливаться, а рисковать своей жизнью никто не хотел. Сокровища Степана Разина - загадка для кладоискателя.
До сих пор не дает покоя кладоискателям ущелье, расположенное в десяти километрах от бывшей Даноловки, под названием «Стенькина тюрьма». Находящиеся чуть выше Камышина Ураков бугор и Стенькин утёс. По преданию эти места скрывают большую часть сокровищ награбленных у царских вельмож попавшихся разбойникам.
Именно под Камышином спрятан алмаз, невероятных размеров и красоты, который Разин захватил во времена персидского похода.
КЛАДЫ НА ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕКЕ – ВОЛГЕ
Река Волга как одна из важнейших транспортных магистралей Руси не могла не привлечь к себе внимания кладоискателей. И есть чем. По столь привлекательной для перевозчиков грузов артерии двигались и большие материальные ценности. А за ценностями торговцев, купцов и лиц государственных охотились многочисленные грабители, некоторые из которых промышляли там многие годы. Так какого же рода клады можно отыскать, двигаясь вдоль бесконечных волжских берегов?
Вот что пишет на эту тему Леонид Серебряков — большой знаток данных мест, любитель старины и профессиональный кладоискатель: «Спустя десятки лет, кропотливой работы, которая была основана на на случайных находках и краеведческой литературе, была разработана уникальная концепция кладов Среднего Поволжья. Все зарытые клады были условно разделены на бытовые, разбойничьи, военные, культурно-исторические». Давайте разберемся вначале в том, как и почему возникают клады.
Кладом обычно принято считать набор различных предметов, объединенных единым признаком — местом захоронения. Может выражаться ювелирными украшениями, предметами быта, оружием, деньгами и произведениями искусства. Волжский регион очень «урожайный* на клады, так как пережил достаточно «смутных времен», способствовавших кладообразо-ванию. В пограничных и «свободных» районах прошлого, каким являлся район Среднего Поволжья, люди вообще испокон веков жили «на чемоданах». Здесь клады имели несколько необычный вид. Назывались они забавно — «банки». Строились последние многоярусными — до десяти уровней. Как правило, в самом нижнем из них хранились наибольшие ценности, считавшиеся запасами на черный день или состоянием детей, внуков, родственников. Остальные ярусы, чем ближе к поверхности, содержали меньшие ценности. Самые верхние выполняли роль отвлекающих, маскирующих и «раз. менных». В верхний ярус частенько запускал руку и владелец ^ за мелочевкой. Возьмет немного, а когда заработает — верне] «кредит». Подобные «банки» позволяли их создателям с минимальными потерями пережить смутные времена. Представьте, нагрянут лихие людишки, перемордуют, и... «банкир» открывает один или два яруса «банка». В зависимости от того, как измордуют, основные ценности, как и жизнь банкосоздателя, оставались сохраненными.
При создании подобных «банков» организаторы оставляли различные метки, помогающие найти спрятанное, но ничего не говорящие посторонним людям. Вспомните известных пиратов, за несколько мгновений до казни бросавших в толпу зевак карту, исписанную таинственными знаками, и слова: «Если вы сумели меня поймать, сумейте отыскать и мои сокровища1.» Что это. красивые легенды? Как известно, любая сказка имеет под собой реальную основу...
Теперь посмотрим, какие клады находят в Среднем Поволжье? На Средней Волге клады находили неоднократно. Вначале поговорим о крупных. В Ульяновске в середине семидесятых голов XX столетия мальчишки, перебирая на чердаке старые вещи, наткнулись на шкатулку, набитую старинными ор* ленами, золотыми монетами, бриллиантами и дорогими ювелирными украшениями. Кому принадлежали и кто хранил среди старых вещей на чердаке столь большие ценности, осталось навсегда загадкой. Найденное растворилось в бездонных «закромах родины», дом снесли, а на освободившейся площадке выстроили здание больницы МВД.
Примерно в то же время нашли клад при строительстве «Школы летной подготовки». В данном случае рабочий попробовал подровнять лопатой край траншеи, стукнул... и к его ногам вытекли ручейком золотые монеты. Еше один клад в го* родской черте нашли в районе садика Карамзина. Это крупные находки. Мелкие, как правило, находят во время полевых работ, на рыбалке или пикнике, в основном на территориях, освободившихся от воды. В Старомайнском заливе в начале 70-х прямо на берегу рыбаки нашли большую глиняную крынку с царскими червонцами и серебряными монетами.
Наиболее кладоносным местом недалеко от города признаны Головинские отмели, там клады находили не один раз. Замечу, в упомянутых случаях в захоронениях преобладали медные «екатерининские пятаки». В Самарской области «сокровищницей» признана Самарская Лука, где клады находили неоднократно. Последний найден во время раскопок древнего городища в окрестностях села Бруся-ны в августе 1996 года археологической экспедицией регионального фонда социальных и культурологических программ. За 40 дней работы археологи раскопали 5 раннебулгарских курганов VII—VIII веков н.э., обследовали 13 погребений. К сожалению, как выяснилось, все они оказались ограблены сотни лет назад, но... Помимо кувшинов, горшков, стремян, железных наконечников для стрел и пик, найдены и ювелирные украшения, бронзовые браслеты, перстни, серебряные пряжки. А также изделия из золота: пуговицы, три «розеточки» и фольга, скорее всего оброненные или брошенные грабителями, как не имеющие особой ценности. Если судить по забытым золотым изделиям, грабителям повезло гораздо больше, нежели археологам. Подобного на территории Самарской области раньше не находили.
Прошедшим летом в Саратовской области работники местного ФСБ задержали двух граждан США и одного россиянина, которые при помощи специального прибора искали клады. Как выяснили бдительные стражи, кладоискатели-интернационалисты нашли и раскопали несколько захоронений, относящихся к древнебулгарской культуре. Найденное изъяли, и, по оценкам экспертов, находки представляли только историческую ценность. Неужели стоило лететь через океан и добираться до Волги, тащить дорогущий прибор ради нескольких медных и серебряных монеток?
Предположу, что иностранцев охватил кладоискательский азарт по примеру некоторых россиян. Но те чаще заболевают кладоискательством в тех регионах, где люди по нескольку лет не получали зарплату. Предпочтение в поисках сокровищ обычно отдается берегам рек, ручьев и прудов, обладающих привязкой к историческим и фольклорным событиям старины либо ка-кле-то исторические вешицы. Какие же клады все еще можно найти в Среднем Поволжье? Вопрос закономерный, и вот вам направления для дальнейших изысканий. 31 мая 1223 года неподалеку от побережья Азовского моря, разбив русские войска на реке Калке, монгольские тумены повернули на северо-восток и вторглись в пределы Волжской Булгарии. Ослабленное понесенными потерями в про. шлых битвах войско монголов сумело разрушить только древний город Сувари и, получив поражение в битве при Билярс. отступило. Однако осенью 1236 года огромное войско Батыя буквально обрушилось на древнее государство средней Волги. Монголы разорили и сожгли многие города и селения древней Бул. гарии, истребив массу мирных жителей. По найденным к настоящему времени захоронениям и остаткам населенных пунктов древней Булгарии можно судить о высоком уровне кулыуры некогда погибшего государства и его богатстве. Ведь располагалось оно на пересечении древнейших торговых путей. Остатки булгарских поселений находят практически в любом сред-неволжском регионе: Татарстане, Самарской. Саратовской или Ульяновской областях.
В Ульяновской области, как утверждают исторические хроники, в Сенгилеевском районе, можно заметить остатки бул-гарского поселения городского типа, предположительно «ранней»- столицы древнего ханства. Кто знает, что хранит земли древней столицы некогда могучего и богатого государства?
Поговорим о «бытовых» кладах. Созданием последних, как ни странно, занимались чаще представители прекрасной половины населения — женщины. Вероятно, пока мужчины п;ьчали землю и воевали, слабые женщины занимались созданием юпе лирных изысков. Долгими зимними вечерами женщины плели из прокошенных шнуров и нитей модели будущих брошек, перстней, диадем, монист, колтов, лобных колец. Потом модели покрывались глиной. Когда форма высыхала, воск выжигали и на ею место заливали расплавленный металл. Ювелирная работа не ограничивалась литьем. По аналогичной технологии изготавливались красивейшие украшения, как бы сплетенные из тончайших проволочек, и стоимость их в то время являлась значительной. Достигнув исключительного расцвета, лишь в кони* XI века литье из бронзы и серебра перешло к мужчинам, которые придумали отливать украшения в специальные каменные формы и усложнять чеканным и гравировальным узорами.
В Среднем Поволжье, как выяснилось, работаю множество ювелирных мастерских. Изготавливаемые в них украшения отнюдь не были однородными и отражали прежде всего племенные различия. Как и где мастерицы прятали свои поделки и на чго походили их клады? Вил захоронения имели необычный: маленькие девочки имеют склонность организовывать в земле «секретики* — небольшие ямки с разноцветными бумажными фантиками и прочими блестящими предметами, прикрытые кусочками стекла. Смотрится такой «секрет» необычайно красиво. Древние мастерицы поступали аналогично, но... захоронения отличались особой скрытностью — дня защиты основного клада вокруг создавались «ложные» отвлекающие внимание и уводящие от основного захоронения. В находчивости дамам не откажешь, как в производстве ювелирных изделий, так и при сокрытии последних.
...Византийское серебро VI века обнаруженное на притоках Волги в Прсдуральс. в частности храмовая утварь вряд ли служили предметом торговли. Надо полагать, туда они попали как боевая добыча славянских дружин.
Вот и в Эрмитаже хранится одна из лучших коллекций памятников византийской культуры, признанная во всем мире. Блюда, ковши, чаши, богато украшенные кресты. В том числе и истинный шедевр — блюдо IV века с прекрасно вписанной в круг фигурой пастуха, задумчиво сидящего на уступе скалы. Древний мастер сумел гармонично унять идеал античной красоты с новыми мотивами. А ведь это блюдо было найдено вблизи города Соликамска в Пермской области в одном из кладов. Порой обладатель древней находки сам не подозревает о ее ценности...
В одном из сел Средней Волги у древней старушки мне посчастливилось обнаружить серебряный византийский ковш, служивший... кормушкой дни кур. Женщина так и не вспомнила, откуда он у нее. Теперь принта пора рассказать о разбойничьих кладах. В незапамятные времена через среднюю Волгу пролегало несколько торговых путей — восток связывался с западом. Первое упоминание о торговом нуги по Волге относится к концу VIII — началу IX века. По Нижней Волге проходил Восточный торговый путь, осью которого служили реки Волга и Дон, — мимо столицы Хазарин, города Итиль, находившегося в устье Волги на Каспии, и в страны Востока. К северу от Волжске-Донского пути пролегали дороги из государства булгар, располагавшегося на Средней Волге, через воронежские леса на Киев и вверх по Волге. А также через Северную Русь в районы Прибалтики.
Отсюда на юг, к Дону и Азовскому морю, вела Муравская дорога, названная так позднее. По ней шли торговцы с севера, с вятичских лесов, и те, кто двигался на север из стран Востока. Можно предположить, что в прежние времена шаек и банд на Волге промышляло достаточно. Наверное, в погоне за добычей случались и «разборки» среди разбойников, служившие причиной прятать награбленное от коллег — конкурентов.
Доживший до наших дней фольклор хранит предания о «героях», покушавшихся даже на ордынских данников. Вероятно, в стародавние времена на пути следования караванов строились поселения, предназначавшиеся для отдыха караванщиков, они являлись центрами своза дани, обеспечивали безопасность караванов. Допускаю существование в подобных населенных пунктах подпольной сети наводчиков грабителей, отслеживающих купеческие караваны и определявших время и место нападений. Помимо наводчиков, наверняка были и те, кто прятал награбленное добро и отправлял дальше к местам реализации. О кладах «гуляших людишек*, гражданах и вожаках Волжской ВОЛЬНИЦЫ И героях русской истории: Ермаке, Усе, Степане Разине и Емельяпе Путачеве говорить не будем, поскольку это отдельная, довольно большая тема. Как же искать клады?
Земля словно живое существо. Если вам в палец попала заноза, будьте уверены, со временем она выйдет сама. Похожее происходит и с кладами. Случается, что захоронения раскапывают свиньи или при полевых работах находят жители сел. Кладоискателю следует помнить главное правило: полевой сезон начинается после таяния снегов и заканчивается с первыми морозами. Искать клады лучше всего на берегах ручьев, рек, крутых склонах и оврагах; Перед экспедицией следует изучить архивные документы, ознакомиться с местным фольклором и... найти клад в собственной голове — другими словами, «вычислить».
Приведу пример данного положения. Основываясь на легендах и мифах Древней Греции, крупнейший немецкий бизнесмен и археолог второй половины XIX века Генрих Шлиман отыскал Трою! Задействуйте интуицию и подсознание: многие величайшие научные открытия происходили вначале в подсознании — русский учёный Дмитрий Менделеев придумал «Периодическую таблицу химических элементов» во сне.
Когда ты находишь клад, вместе с победной экзальтацией появляется ощушение скорых перемен в жизни: словно тебя должны чего-то лишить, что-то отобрать. Возможно, пропадет удача в жизни, у иного из-за клада — здоровье или сама жизнь. Правда, о подобном не принято говорить или писать. Помните непреложное правило: клад нельзя ставить целью своей жизни! За годы кладоискательских изысканий я вывел другое непреложное правило: чтобы пришла удача, необходимо... невезение. Данное открытие сделал, когда нашел свои первые сокровища на развалинах древней столицы булгарского царства, но не буду забегать вперед, рассказ об экспедиции впереди.
В недалеком прошлом люди, найдя клал... перезахоранивали его из-за страха репрессий со стороны «родного» государства. (Ознакомьтесь с уголовным кодексом и статистикой задержанных кладоискателей прошлого.) Расскажу случай, произошедший несколько лет назад. Мужчина нашел коробку со старыми советскими монетами и в шутку обмолвился, что нашел большой клад. Через некоторое время его вызвали в «органы» и потребовали вернуть присвоенное. Когда же «кладоискатель» покаялся, что нашел советские деньги, ему не поверили. Еле мужик выкрутился.
Правда, сейчас времена изменились, теперь нашедший клад и сумевший доказать «ничейность», получает его в собственность. Может быть, в среде кладоискателей произошло некоторое оживление. Вновь обследуются места, где некогда находили клады, и чем незначительнее были предыдущие находки, тем выше вероятность нахождения «настоящих сокровищ».
Другой мой знакомый, Василий Н„ прочитав в одном из журналов о зарубежных кладоискательских фирмах, решил подойти «профессионально» и поставить поиск сокровищ на поток. Для быстрых и успешных поисков приобрел за астрономическую сумму «зеленых» прибор для поиска сокровищ. Назывался тот «Фишером» и представлял собой гибрид миноискателя с компьютером. Прибор показывал на крохотном экранчике не только обнаруженное в земле, но и «оценивал» находку и определял стоимость в курсах различных дензнаков.
Опробовав прибор в саду и найдя несколько скрюченных гвоздей и проржавевший подшипник, Н. предложил мне поехать вместе с ним за настоящими сокровищами. Местом изысканий определили волжский островок, где неоднократно находили медные «екатерининские» пятаки.
К исходу первого часа поисков прибор сообщил громким «даем» о находке и показал на экране дисплея стопку золотых монет на глубине около метра. В мгновение ока раскидав песок, «копатели» нашли в неглубокой ямке стопку пробок от пивных бутылок местного производства. Пробки «Фишер» принял за серебро. Ржавую железку от лодочного мотора, будто издеваясь, назвал... слитком платины! В конце концов, Василию пришлось расстаться с дорогим иностранным «помощником».
Несколько лет подряд я посещаю развалины столицы некогда могучего булгарского царства, использую для поисков древних сокровищ не дорогие приборы, а особые методы, которые ни разу меня не подвели и помогли найти достаточно редких вещей. Убежден: клады лучше всего искать на заре, желательно после ненастного дня.
Мистика здесь не при чем: дождь размывает землю, и та отдает «инородное» быстрее. ;..ХШ век принес народам Средней Волги неисчислимые бедствия. Под копытами монгольских коней гибли цивилизации, одна из них — древнейшее государство Волжская Булгария.
Купив из любопытства изданный в Казани мизерным тиражом справочник «Очерки по истории и культуре Булгарского ханства», я в начале 1990-х годов заинтересовался местечком, где в XIII веке располагалась столица древнего государства. Прежде чем ехать, досконально изучил справочники и ознакомился с современной реконструкцией города. Приехал на место и узнал, что каждый год с приходом тепла начинается полевой археологический сезон. Длится недолго — месяц, полтора; Виноваты финансы, вернее — отсутствие оных.
Побродив по раскопкам и пообщавшись с археологами, выяснил: овраг, расположенный за местом раскопок, существовал и в XIII веке. Вплотную к нему прилегал городской рынок. Допустил, что при штурме города войсками Батыя осенью 1236 года рынок работал — торговцы распродавали свой товар до последнего — не оставлять же захватчикам! За семь веков овраг разросся и поглотил часть рыночных рядов. Предположил, что выторгованные деньги и прочие ценности торговцы спрятали в овраге. Последующие наезды подтвердили гипотезу, но нашел я там не только монеты...
Однажды вооружившись лопатой, решил проверить культурный слой. Вывернул ком земли, потом второй, третий и,., поразился: попадаются горелые человеческие кости. Причем вместе с костями взрослых и маленькие — детские! Похоже, жителей города от мала до велика согнали в овраг, обложили дровами и подожгли. Ужасно, население целого города уничтожили столь варварским способом!
На дне оврага нашел я и странный сосуд, который мог являться зажигательным метательным снарядом Средневековья, послужившим причиной гибели несчастных людей. Опишу его: медная, на взгляд полуторалитровая бутылка, в которую наливалась нефть, потом поджигался фитиль, и снаряд становился готовым к применению. В овраге том находил не только монеты древней Булгарии, но и других стран. Иранские драхмы, монеты Парванского царства, среднеазиатские таньги... Как показывают мои находки, жили здесь и русичи. Потому что среди костей я нашел множество нательных медных и серебряных крестиков и иконок... Здесь же нашел и первую монету.
Из первой поездки привез кучку грязных монет — числом 12. Полистав нумизматические каталоги, выяснил, каждая «тянет» на 200 $ США!
Две из них и того дороже! Всего за несколько часов работы. Стоило ездить и копаться в грязи! Чтобы быстрее находить монеты, не прибегая к раскопкам, разработал специальные упражнения для тренировки зрения. Результат подготовки не замедлил сказаться: поспорив с одним товарищем, за пятнадцать минут нашел 18 монет! На раскопках в Болгарах археологи относились ко мне как к коллеге. За что меня гнать? Законов не нарушаю, землю не ковыряю, раскопки не посещаю. Ученые отметили, со своими уникальными способностями я за одну поездку находил старинных монет больше, че>! они все вместе за весь полевой сезон.
Для того чтобы находить монеты, нужно не только тренированное зрение, но и обязательно удача. Чтобы фортуна обратила на тебя внимание, следует «принести жертвы» — сначала долго должно не везти. Исхожу из концепции: удача одна, а неудач много. Следующую крупную находку я сделал в одном из маленьких, ничем не примечательных городков Поволжья осенью 1993 года. Не рискну называть подлинные имена героев случившегося из опасения привлечь пристальное внимание налоговых органов либо деятелей криминальных структур.
А случилось вот что. Хороший мой знакомый, сельский учитель, назову его Ивановым, зная о моей страсти к старине, рассказал< что одна бабушка, вскапывая весной свой огород, нашла глиняную крынку с медными монетами конца XVIII века. Клад весил около 17 кг. Мешали дела, и поехать на место я смог лишь по прошествии нескольких месяцев. Да и додумаешь, великое дело — крынка медных монет! Но Иванов настаивал и в конце концов убедил меня поехать. Приехав в городок, прошли в частный сектор. Во дворе одного из домов нас встретила разбитая старческим артритом сгорбленная старушка лет семидесяти пяти. Создавалось впечатление, ударь гром или обрушься ливень с градом, согбенная бабка отдаст Богу душу прямо на глазах.
Иванов представил меня старушке и попросил показать находку. Та провела нас в дом и продемонстрировала черепки и 411 монет чеканки с 1757 no 1802 год. Убедившись, что монеты представляют лишь антикварную ценность, я договорился с ней о цене и расплатился. Потом начал расспрашивать, как и где она нашла свой клад. Старушка повела нас на край огорода и показала углубление в земле. Странно, но у меня тут же появились определенные подозрения. Осмотревшись, я спросил, когда построен ее дом и кто в нем жил раньше. Старушка рассказала, что раньше здесь стоял дом церковного служки, но тот сгорел и на его фундаменте колхоз выстроил дом для нее. Меня заинтересовало сообщение о древнем фундаменте. Ведь в нем могло что-то храниться! Принялся размышлять.
Доверить деньги земле людей заставляли неумолимые обстоятельства. Всегда те, кто зарывал клад, рассчитывали позже вернуться и достать спрятанное. Для большей безопасности ценности разделяли на несколько частей и прятали в разных местах — словно лабиринт выстраивали. Менее ценное, поближе к поверхности, поценнее — поглубже. Первые — отвлекающие клады можно найти случайно, при вскапывании земли. Выходило, что бабуля могла найти только охранный клад! Значит поблизости мог скрываться «главный». Примерив так и этак, я задумался: где он мог быть спрятан?
Самая обычная школьная дисциплина — геометрия. Главными элементами этой науки являются фигуры: треугольник, круг, квадрат. Думают люди чаще всего одинаково, «прямолинейно», потому что изучали в школе простую геометрию, Эвк-лида, а не Лобачевского. Начал с треугольника. Старый фундамент — одна точка, место, где была кринка, — вторая, а где же третья? Третья уперлась в край огорода. Указав пальцем на «вычисленное» место, я поинтересовался, что там было раньше.
— Рос куст бузины, — ответила хозяйка дома, — только его давно вырубили. Я для проверки моей гипотезы попросил принести вилы и со всего маху воткнул их в землю. И оттуда раздался звон* будто колокольный! Случилось невероятное.
Вскоре из земли показался большой керамический котел, накрытый чугунной сковородкой. В нем тоже оказались медные монеты, но гораздо большим числом и массой (до 75 кг). Дома я отмыл монеты и выяснил их стоимость. Оказалось, что даже медные монеты стоили от 100 до 470 долларов. И общая сумма старинного клада оказалась достаточно крупной. Но возможно, что самый дорогой клад мы так и не нашли. Старушка вскоре умерла, а новые жильцы, скорее всего, даже и не подозревают о том, что у них под ногами может лежать настоящее сокровище.
Кладоискательские истории иной раз полны не столько тайн и драматизма, сколько юмора. Как-то один мой знакомый поехал на «шабашку». Дело понятное. Если не платят по основному месту работы, то приходится искать заработок самостоятельно. Так вот мой Николай в составе бригады работал в деревне Ледяшкино Старомайнекого района: руководству хозяйства потребовалось перенести дом на новое место. Досталось моему знакомому копать яму под фундамент. В какой-то момент его лопата ударилась обо что-то массивное. Когда находку выкопали и начали очищать от земли, то из-под слоя глины тускло сверкнуло что-то желтое.
— Золото! — заволновались землекопы. — Вот теперь заживем! Н6 когда показались зеленоватые пятна окисла, стало понятно, что нашли слиток обычной латуни. Отнесли в магазин и взвесили на весах. Слиток потянул на 12,5 кг. Народ, привлеченный необычным происшествием, потянулся к прилавку. Каждому было интересно узнать, не золото ли отыскали заезжие работяги? А когда одна из старушек припомнила, что на том месте, где копали яму, жил местный богатей, то вообще начался небольшой ажиотаж. Известие о находке дошло и до местной власти. Власть всполошилась и даже приказала отослать слиток на экспертизу. Эксперты подтвердили, что это и в самом деле латунь, но страсти не утихали. Пришлось срочно завершать работу и уезжать со своей несчастливой находкой.
— Почему не выбрасываю слиток? — переспросил Николай. — Хорошо, скажу. Понимаешь, латунь поступает в производство стандартными прутками и слитками. Найденный слиток явно нестандартный, его кто-то специально отливал. Спрашивается, для чего? Для чего кому-то понадобилось отливать из брусков кругляш? Чем дольше размышлял, тем больше росла уверенность — слиток что-то скрывает внутри.
Долго я мучился, пока где-то не прочитал, в древности в металлические слитки прятали большие ценности. Их закладывали в железный или глиняный пенал и заливали металлом. Температура плавления стали выше, чем у латуни, и ценностям ничего не делалось. С виду такой пирог не представлял особой ценности, а по сути — сейф! «Открыть» его, можно, лишь распилив верхнюю оболочку либо расплавив ее.
Безусловно, доля правды в словах владельца слитка была. В давние времена существовал не совсем обычный способ хранения ценностей в кладах. Причем визуальный осмотр не приводил к положительным результатам. Вот что делали разбойники древности... Ценности, предназначенные к сокрытию, замешивали в глину. Делали «куклу». Ее после высыхания заливали медью, бронзой или свинцом. Получался слиток, вскрыть который можно было, лишь распилив его ножовкой. Но и это еще не все. Снаружи слиток опять обмазывали толстым слоем глины и обжигали на огне. Данное произведение «разбойничьего искусства» можно было смело бросать на дороге или закапывать в землю — самодельный «сейф» практически не отличался от простого булыжника.
Что можно добавить в заключение? Приблизительно три года назад двое ульяновцев на берегу одного из волжских плесов нашли глиняную крынку с медными монетами — предположительно екатерининских времен. Переложили они найденное добро в рыбацкое ведерко и привезли в гараж одного из них. Потом монеты раздавались всем, кто пожелает. Когда слухи дошли до меня и я приехал и попросил показать находку, хозяин гаража сказал: «Эх, все разобрали, теперь ни одной монеты не осталось».
Так у нас порой относятся к кладам. Знали бы эти рыбачки, что каждая такая монетка оценивается по каталогу от 100до 570 долларов, удар бы обоих хватил. Описанный случай еще раз подтверждает: клады в земле Средней Волги есть — их надо просто искать. Вот таковы советы и пожелания следующим поколениям известного верхушечника Леонида Серебрякова.
Словарь кладоискательских терминов
Терминология копаря:
Находка - все что поднято с помощью МД.
Хабор - полезные, интересные, поддающиеся идентификации находки.
Шмурдяк - бесполезные, не интересные, не поддающиеся идентификации находки.
Коняшка - Только что найденная монета на реверсе которой находится изображение всадника Г.п.
Лиза, Катя, Павел, Александр 1-2, Анна, Николай 1-2- - монеты соответствующие данным правителям ( Николашка - только Николай-2)
Закапушки, Покапушки - наличие ямок при осмотре новых мест, т.е. Вас опередили.
Аборигены- исконное данной территории население.
Допросить аборигена. - Выведать что то интересное у местных жителей.
Допросить с пристрастием- Тоже самое только с пузырём.
Суходрищевка- деревня или место бедные на находки
Бубен,бублик - катушка поисковая
Лунный пейзаж- не закопанные ямки
Мохнатые находки - хорошие находки.
Дуглас,челенджер, дричпопель,корыто - транспорт на которым мы ездим
Банда троллей-бухие копари
Древняк - археология
Сходняк -слет(бывает разный и даже банный)
Фискарь- лопата "фискарс"
Клюшка- прибор-МД (любой)
Какалики- безвозвратно испорченные монеты
"Свинорои"-редиски которые роют как свиньи
Язык - местный житель (абориген), как правило пастух (овцепас) или местный аксакал, который языком может довести (рассказать) до нужного места
Уставшая монета - монета с изрядно стертыми (именно стертыми) следами чеканки
Косить,махать-описание процесса сканирования поверхности земли МД
Кошелек - от 5 до 15 монет из одной ямки
Архи-узаконеные чёрные копатели!!!
Ахренологи - охреневшие архи
Конина - деталь конской упряжи
Семечки, чешуя - серебряные монетки допетровского времени
Жорик - монета с изображением Георгия Победоносца.
Лежак - кладбище
"Выдрочить монетку" - найти монету на перехоженом месте
Лунка - отвестие в земле
Билон - монета из низкосортного серебра.
Выбитое место - место для поиска часто посещаемое копателями, как правило
имеет лунный пейзаж из-за незакопанных ямкамок.
Докладуха - регулярно пополняемый клад. Аналог современного счета в банке. Например, владалец кабака, находящегося на отшибе деревни или вдалеке от нее мог вполне справедливо опасаться разбойников или пожара и кассу хранил в земле, после каждого рабочего дня докладывая новую выручку. А в конце месяца ехал в город за товаром или приберегал ценности до ежегодной ярмарки. В таких кладах мы можем находить монеты разного периода, разных императоров.
Домонгол (домонгольщина) - предметы, имевшие хождение в домонгольский период нашей истории.
Закладуха - разновидность клада. По обычаю, на счастье в один из углов дома под нижний венец или в фундамент, при строительстве, закладывали монеты. Если монет не было, то могли класть просто хлеб. Чем богаче был хозяин дома, тем более ценными были монеты, закладывать могли и во все четыре угла здания.
Земляной дед — мифический помощник кладоискателя, которому обязательно надо налить, приезжая на место. Некоторые еще и читают специальный заговор при этом...
Капустник – монета 2 копейки 1810-1830 годов.
Катин пятак - монета достоинством 5 копеек периода царствования Екатерины второй.
Клад - некоторое количество ценных вещей (старинные монеты, посуда, украшения, предметы быта и пр.), которое когда-то было преднамеренно закопано в землю или спрятано в другом месте (печь, стена, подоконник и пр.) с целью сохранения на длительный срок.
Копарь , Копатель - человек, занимающийся приборным поиском.
Листик (лепесток) - нательный крестик по форме напоминающий лист, самый распространенный из крестов.
Масонский орел, масон- монета с изображением орла с опущенными вниз крыльями.
Огород (огороды) - поля находящиеся за территорией населенного пункта непосредственно примыкающие к «огородам» деревенских жителей и дачников. «Ходить по огородам» - вести поиск в непосредственной близости к частным участкам.
Отморозки — копатели, которые продолжают ездить на коп по привычке и зимой, выдалбливая из мерзлой земли находки топором или рыбацкой пешней. Они же — подснежники.
Поскотина — место около деревни, где буренки подъедают траву до высоты в 5 см, что облегчает коп.
Потеряшка - потерянная когда-то старинная монета.
ПЧ - поле чудес. Место чрезвычайно богатое на находки, выбиваемое много лет и продолжающее дарить находки.
Пчёлка – монета 2 копейки 1810 года, с орлом похожим на пчёлку.
Рарик - очень редкий предмет, имеющий большую ценность.
Распашка - распаханный клад. Зачастую места бывших поселений становились обычными полями для посева сельскохозяйственных культур. Клады, закопанные неглубоко, становились жертвами плуга, который растаскивал с годами монеты по всему полю.
Рассыпуха - ценные предметы, монеты просто выпавшие из кармана и потерянные.
Саранча — группа профи, которые уже побывали на урочище до тебя и основательно его «выбили».
Синдром Мухи-Цокотухи— желание «по полю пойти и денежку найти». Характерная особенность всех поисковиков. Еще один близкий копателям сказочный персонаж — Кощей: «Кощей над златом чахнет» — копатель чистит найденные монеты (обычно звучит из уст наблюдающего за ним супруга/ супруги копателя).
Сказочник — местный тип с легким амбре недельного запоя. Очень любит рассказывать байки, «грузить», «приседать на уши» длительное время.
Сканировать — проверять землю МД на наличие чего-нибудь металлического.
Скуп - специальный совок для копа на пляже.
Снайперка - маленькая катушка от 4 до 8 дюймов для замусоренных мест и чешуи.
Советы - монеты чеканеные во времена СССР 1921-1991 г.
Сохран - степень сохранности монеты, от которого напрямую зависит и стоимость монет.
Стойка — поза копателя, заслышавшего хороший сигнал. «Сделать стойку» — застыть на месте, поводя прибором из стороны в сторону, сосредоточенно вслушиваясь в пение наушников.
Убитая - плохо сохранившаяся монета или другой предмет.
Уши — наушники. «Навострить уши» — надеть наушники.
Ходячка - монеты находящиеся в обращении.
Царица полей - деньга Анны Иоановны, одна из самых распространенных находок, можно найти практически на любом поле. Или 2 копейки Александра-1
Чешуя - монеты допетровской реформы. Мелкие серебряные монетки, размером с ноготь, похожие по форме на рыбьи чешуйки.
МД- металлодетектор,
Коп - мероприятие по поднятию артефактов проводимое на местности,
Сопутка(всем известное) - датированный металлический материал,
сопровождающий интересные артефакты,
Сохран - состояние найденого хабара,
Разведка - поиск местности для копа,
Цветняк - цветной металл, наиболее уважаемый поисковиками сигнал о нахождении под землёй предметов из меди, бронзы, алюминия, золота, серебра и т.д.
Дискрим - способность металлодетекторов различать цветные и чёрные металлы
Катуха - поисковое кольцо металлодетектора
Залипуха -монета При чеканке предыдущей монеты не ушедшая из-под пресса, а прилипла к одному из штемпелей. Таким образом, одна из сторон прилипшей монеты сама стала штемпелем, который ударил по следующему кружку. Естественно, что изображение на монете стало зеркальным.
Чернина - все ,что не из цветного металла
"Поднять" - откопать какую-либо вещь;
Урочище - место, где когда то была деревня
Тёрка - МД "X-TERRA" Ася - металлоискатель Garret Ace. Гарик -металлоискатель GARRETT
"Каканоид" или "Каканоиды" - остатки-ошметки проржавевшей кровли и прочих непонятных сегментов с хорошим гало.
"Термиты" - применительно к местным аборигенам пилящим лес в районе копа.
"Провайдер" - пастух коровок.
_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://forum.kladoiskatel.ru/
https://www.klady-rossii.ru/klady_Volgi1.php
https://poryvaev.ru/kladu_i_sokrovisha/
https://kartoved.ru/forum/
https://saratovklad.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Клады Саратовской области | 107.67 КБ |
Клады Саратовской области | 174.24 КБ |
Клады Саратовской области | 150.77 КБ |
Клады Саратовской области | 116.82 КБ |
13595225 (5).jpg | 82.35 КБ |
13595225 (6).jpg | 119.24 КБ |
Клады Саратовской области | 103.39 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 27747 просмотров
Комментарии
наша группа
Кладоискатели Саратовская обл наша группа в контакте https://vk.com/club146055502
Отправить комментарий