Достопримечательности города Оренбург
Оренбург – город с интересной и необычной историей. Особенность города в том, что он назван по названию реки Орь, хотя расположен от этой реки более чем в 250 километрах. Как же так получилось?
Оренбург трижды основывали в трех разных местах.
Всякий раз по тем или иным причинам его переносили на другое место.
Впервые крепость была заложена И.К. Кирилловым на берегу реки Орь – на месте нынешнего города Орска – 31 августа 1735 года. С тех пор за поселением и закрепилось его название.
Оренбург находится на реке Урал.
Достопримечательности города Оренбург
После смерти Кириллова от туберкулеза, начальником Оренбургской экспедиции был назначен В.Н. Татищев. Место, на котором расположилась Оренбургская крепость, Татищеву не понравилось. Тем более, весной ее затапливало.
Татищев выбрал для Оренбурга другое место (Красная гора), на котором вскоре развернулось строительство. Однако построить не успели – назначенный вместо Татищева И.И. Неплюев выбрал другое, более подходящее на его взгляд место. И не прогадал. В 1743 году Оренбург перенесли на то место, где находится исторический центр современного Оренбурга. 1743 год и считается годом рождения города.
Немногие города могут похвастаться тем, что рождались трижды.
Достопримечательности города Оренбург
Оренбург строился, как город-крепость, которая стала опорным пунктом линий крепостей по рекам Яик (ныне – Урал), Самаре и Сакмаре. Вскоре Оренбург стал крупным торговым центром, в котором процветала торговля между Россией и Средней Азией.
Уже в 1744 году Оренбург стал центром огромной Оренбургской губернии. Границы губернии менялись много раз. В советское время (с 1920 по 1925 год) Оренбург вовсе стал столицей… Киргизской АССР. Лишь в 1934 году окончательно оформились границы Оренбургской области.
В Оренбурге много красивых зданий-памятников архитектуры. Большинство из них в последнее время отреставрированы и служат настоящим украшением города. Большую историческую ценность представляют здания Гостиного двора и Центрального рынка, многочисленные купеческие дома.
Один из интереснейших памятников истории и культуры Оренбурга – Караван-Сарай.
Историко-архитектурный комплекс состоит из основного корпуса, мечети и минарета. Его строили с 1837 по 1846 годы по проекту архитектора А.П. Брюллова. По форме он стилизован под традиционный башкирский аул. Главная доминанта Караван-Сарая – восьмиугольная мечеть. Адрес Караван-Сарая: проспект Парковый, 6.
Главный православный храм Оренбурга – Никольский кафедральный собор. Он был построен в 1886 году на средства казаков. В Никольском соборе хранится ценная святыня - Табынская икона Божией Матери. Храм находится по адресу: ул. Чкалова, 8.
Ну а все, кто приезжает в город по железной дороге, первым делом обращают внимание на вокзал Оренбурга. Он по праву считается одним из красивейших вокзалов России!
В Оренбурге около десятка музеев. Наиболее интересны:
Оренбургский областной историко-краеведческий музей, мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!», Музей изобразительных искусств, Музей истории Оренбурга, мемориальный музей-гауптвахта Т.Г. Шевченко, мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных, мемориальный музей-квартира Леопольда и Мстислава Ростроповичей, музей «Дом Памяти», Музей космоса.
Оренбургский областной краеведческий музей – один из старейших в России.
Он был основан в 1831 году военным губернатором, графом П.П. Сухтеленом. Музей располагается в особняке купца Еникуцева - памятнике архитектуры XIX века. Среди уникальных экспонатов – подлинная посмертная маска с лица А.С. Пушкина, пушка Пугачевского войска, дамский столик императорского дворца начала XIX в., жалованные сабли императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II Оренбургским казакам и многое другое. Адрес музея: ул. Советская, д. 28. Тел.: +7(3532) 77-56-69.
Музей истории Оренбурга основан в 1983 году к 240-летию города Оренбурга.
Музей истории города Оренбурга находится в здании с башней и часами, построенном в стиле готики в XIX веке. Музей рассказывает об истории города с древнейших времен. В экспозициях немало интересного.
Адрес музея: ул. Набережная, д. 29. Тел.: +7(3532) 77-67-25.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств расположен в старом здании 1814 года постройки, где помещались городская дума, городовой магистрат и сиротский суд. Основа коллекции музея – собрание произведений академика живописи, художника-реалиста демократической направленности, уроженца Оренбургской губернии Лукиана Васильевича Попова (1873-1914). Также представлены коллекции древнерусского искусства, русского, советского и западноевропейского искусства, начиная с конца XVI века, в том числе живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Всего в музее около 8 тысяч экспонатов. Адрес музея: ул. Каширина, д. 29. Тел.: +7(3532) 77-20-92.
Мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных представляет квартиру семьи Валентины Горячевой – в замужестве Гагариной. Она размещалась на втором этаже бывшего купеческого особняка. Здесь в ноябре 1957 года состоялась их свадьба. Первые месяцы молодая семья Гагариных проживала именно в этой квартире. И уже позже, когда семья обосновалась в Звездном городке.
В экспозиции представлены подлинные вещи семьи первого космонавта. Адрес музея: ул. Чичерина, д. 35. Тел.: +7(3532) 72-45-34.
Музей-квартира семьи Ростроповичей представляет собой дом, в котором в 1941-1943 проживала семья Ростроповичей во время эвакуации. Здесь нет подлинных вещей семьи Ростроповичей, но точно воссозданы обстановка, интерьер быта середины прошлого века. Музей знакомит с оренбургскими корнями великого музыканта.
Адрес музея: ул. Зиминская, д. 25. Тел.: +7(3532) 77-01-44.
Мемориальный музей-гауптвахта Тараса Шевченко создан в память об этом поэте и художнике. В Оренбурге он содержался под арестом за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве. В экспозиции воспроизведена обстановка гауптвахты ХIХ века и камера, в которой был заключен Шевченко, а также караульное помещение.
Адрес музея: ул. Советская, д. 24. Тел.: +7(3532) 77-46-50.
В Оренбурге есть драматический театр имени М. Горького, театр кукол «Пьеро», областной театр кукол, театр музыкальной комедии, татарский драматический театр имени М. Файзи, а также филармония и цирк.
Одна из главных визитных карточек города Оренбурга – набережная реки Урал, так называемая Беловка. Здесь живописный спуск к реке, красивая набережная, пешеходный мост через реку, кабинки на канатной дороге.
Сюда были перенесены каменные Елизаветинские ворота – символические ворота в Азию. Их велела установить еще в 1755 году императрица Елизавета Петровна. Здесь непременно должен побывать всякий турист, приезжающий в Оренбург.
Есть в Оренбурге и свой Арбат – пешеходная улица Советская. Находящаяся в историческом центре города улица богата красивыми памятниками архитектуры.
С Оренбургом связаны имена многих выдающихся людей. В Оренбургском летном училище учился будущий первый космонавт Юрий Гагарин. В городе ему установлен памятник (на проспекте Гагарина), а в квартире, в которой он жил создан мемориальный музей. Также в этом же училище учился первый в мире испытатель реактивного самолета Григорий Бахчиванджи.
Адрес училища: ул. Челюскинцев, 2.
В Оренбурге жили в ссылке композитор А.А. Алябьев, поэты А.Н. Плещеев и Т.Г. Шевченко и другие. В 1833 году в Оренбурге побывал самый известный российский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Здесь он собирал материалы о Пугачеве, часть из них вошла в повесть «Капитанская дочка».
Достопримечательности города Оренбург
Также с Оренбургом связаны имена историка Н.М. Карамзина, лексикографа Владимира Даля, баснописца Ивана Крылова, поэтов Г.Р. Державина и Мусы Джалиля, музыканта Мстислава Ростроповича, геолога Евграфа Федорова, партийного деятеля Георгия Маленкова, мультипликатора Гарри Бардина, политика Виктора Черномырдина и других.
Помимо своих достопримечательностей, Оренбург город славится оренбургскими пуховыми платками. Они не имеют себе равных по оригинальности, красоте, прочности. Их изготавливают из пуха специально выведенных овец.
В общем, побывать в Оренбурге однозначно стоит.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ОРЕНБУРГ
Пешеходный мост через реку Урал
Оренбург располагается полностью в Европе. На пешеходном мосту через реку Урал стоит символический исторический знак границы между Европой и Азией. Однако эта граница не признается Международным географическим союзом с 1959 года, когда было принято мнение советских ученых о проведении границы Европа-Азия по Уральским горам, Мугоджарам и реке Эмба. Согласно этому определению, река Урал является естественной водной границей между Азией и Европой только в верхнем её течении на территории России. Далее географически граница между Европой и Азией проходит от реки Урал на юг от Орска по реке Ори, по хребту Мугоджары и реке Эмбе до её впадения в Каспий, поэтому река Урал является стопроцентной внутренней европейской рекой, только в российских верховьях её левый берег относится к Азии. При такой границе Оренбург может считаться полностью европейским городом.
Караван-Сарай
Караван-Сарай – уникальный памятник архитектуры, отражающий стилевые и национальные особенности оренбургского края первой половины XIX века. Как и в XIX веке, так и сегодня Караван-Сарай является важнейшей архитектурной доминантой исторического центра города. Памятник архитектуры обладает большой исторической и мемориальной ценностью, ведь он хранит память о выдающихся деятелях, получивших признание в своём Отечестве и за рубежом, о важнейших событиях и памятных датах в истории нашего края.
Оригинальный памятник, возникший на стыке двух архитектурных эпох, на границе Европы и Азии, может по праву считаться достойным представителем как европейской, так и восточной художественной традиции.
История строительства
Достопримечательности города Оренбург
Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и её воплощение связаны с именем Василия Алексеевича Перовского, который дважды был начальником обширного Оренбургского края: военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором оренбургским и самарским в 1851-1857 годах. В то время Башкирия административно подчинялась оренбургскому военному губернатору. Главной целью Василия Алексеевича в этот период было создание в Оренбургском крае боеспособного Башкиро-мещеряцкого казачьего войска, поскольку он считал башкир в военном отношении ничуть не хуже оренбургских или уральских казаков. По свидетельству историографа Оренбурга генерал-майора И.В. Чернова,
«… Перовский стремился поднять башкирский народ, носивший название башкирского казачьего войска… Следуя раз намеченному взгляду на башкир, граф В.А. Перовский в каждом представлявшемся случае желал доказать на деле справедливость своего мнения в особенной способности и боевых качествах башкир».
Однако вскоре выяснилось, что мнения губернатора в отношении Башкирского казачьего войска оказались ошибочными, в результате чего в 1863 году войско было «упразднено за ненадобностью».
В 1836 году военный губернатор В.А. Перовский объявил, что Караван-Сарай строится для находящихся на службе башкир, «чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей», а также «чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы. Этим желали показать народу, что правительство России далеко от мысли насильственными мерами обращать магометан в христианство…, а напротив, правительство строит на свои средства мечеть, и не простую, а превосходящую все известные в крае мечети».
Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. Лишь однажды в своей биографии А. П. Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Общее руководство строительством было возложено на подполковника Шарона, строительными работами руководил инженер-поручик Сеньков.
Строительство Караван-Сарая проходило на протяжении 1837-1846 годов. Башкиры подготавливали строительные материалы и доставляли их на место строительства. В 1842 году строительство в целом было закончено, однако ещё 4 года продолжалась внутренняя и внешняя отделка памятника. Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также для хозяйственных нужд.
Необходимо отметить, что название «каравай-сарай» не вполне уместно по отношению к оренбургскому Караван-Сараю. На востоке «караван-сараями» называют общественные постоялые дворы для размещения торговых караванов и купцов с товарами. Как свидетельствуют документы, оренбургский Караван-Сарай никогда не был постоялым двором. Он был построен для размещения органов управления Башкирского казачьего войска, даже мечеть в нём была войсковой мечетью. Сюда не приходили торговые караваны. Комплекс назван Караван-Сараем, вероятно, для придания ему «восточного колорита».
После завершения строительства здание было передано Министерству внутренних дел, что было вызвано упразднением в 1863 году Башкирского казачьего войска.
В 1865 году Караван-Сарай стал резиденцией Оренбургского гражданского губернатора, которая просуществовала в этом качестве вплоть до революционных событий 1917 года. Здесь размещались квартира и канцелярия начальника Оренбургской губернии, губернские присутственные места, губернская комиссия по размежеванию башкирских земель, губернская типография и редакция «Оренбургской газеты».
Писатель В.Л. Кигн-Дедлов в конце 1890-х годов называл ансамбль Караван-Сарая «дворцом оренбургского губернатора в азиатском вкусе». В то время этот дворец был окружён Губернаторским садом, площадью более 5 гектаров. Сад постоянно совершенствовался. Именно сюда из лесов Башкирии доставлялись деревья ценных пород. В тенистых аллеях стояли античные скульптуры и малые архитектурные формы, журчали прохладные струи фонтаны. Этот сад «холили и лелеяли», он был неотъемлемой составляющей губернаторской резиденции.
Во время правления оренбургского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского (1864-1881) Караван-Сарай на некоторое время стал его резиденцией. По свидетельству историографа Оренбурга Н.Н. Модестова, «Крыжановский, заняв Караван-сарай под свою квартиру и под губернские присутственные места, пришёл к мысли перенести Караван-Сарайскую мечеть на другое место». По мнению генерал-губернатора, совместно существовать в Караван-сарае мечеть и резиденция оренбургского губернатора не могут, поскольку это создаёт неудобства как для учреждений управления Оренбургской губернией, так и для верующих мусульман. После Февральской революции 1917 года в основном корпусе Караван-Сарая разместились комиссар Временного правительства и Оренбургский совет рабочих и солдатских депутатов. В 1918 году в Караван-Сарае находился Временный революционный Совет Башкортостана, а потом в течение нескольких лет здесь работали руководящие органы вновь образованной Башкирской республики (до их перевода в Стерлитамак, а затем в Уфу). По решению Башкирского правительства в 1921-1936 годах в Караван-Сарае размещался Башкирский педагогический техникум. В эти годы к бывшему Караван-Сарайском саду присоединили часть сада «Тополя» и эту объединённую территорию передали в распоряжение техникума.
В 1930 году мечеть Караван-Сарая была закрыта, а в 1932-м Оренбургский горсовет передал мечеть Караван-сарая Башкирскому педагогическому техникуму. В 1954 году в здании мечети устроили планетарий. В настоящее время в мечети располагается «Мусульманское религиозное объединение «Караван-Сарай».
Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик.
Караван-Сарай является замечательным памятником архитектуры XIX века, вызывает восхищение жителей и гостей нашего города, является предметом изучения краеведов и научных работников.
Гостиный двор
Гостиный двор - характерный памятник торгового происхождения. Находится в самом центре города Оренбурга - между улицами Советской, Кирова, 9 января и Пушкинской.
Гостиный двор – традиционное название длинных торговых рядов, обычно двух- или трехэтажных, в России. Он был заложен одновременно с другими деревянными зданиями Оренбургской крепости в 1743 - 1747 годах. Длина его равнялась 104 саженям и ширина - 94. Главным архитектором и строителем был Иоганн Вернер Мюллер.
Достопримечательности города Оренбург
В то время Гостиный двор представлял собою крепость - он был обнесён высокой каменной стеной. Над западными воротами до сих пор ещё возвышается старинная башня. Внутри Гостиного двора размещалось огромное количество лавок и амбаров (около 150). Своды и навесы над лавками позволяли вести торговлю в любую погоду. Со временем Гостиный двор перестраивался так, чтобы двери и окна торговых лавок выходили на улицу.
Наиболее оживлённой торговля была летом, так как кочевые народы уходили на зимовки в дальние степи.
В XVIII веке Гостиный двор представлял собой одноэтажное здание с глухими стенами, выходящими на улицу. По углам Гостиный двор имел 4 бастиона, остатки которых можно видеть и теперь. Сегодня в неприкосновенности сохранился лишь его юго-западный угол, что у перекрёстка улиц Пушкинской и 9 Января. В центре Гостиного двора находилось каменное здание таможни с 4 «покоями», между которыми была весовая в виде «просторного пакгауза с действовавшими для всякого развеса весами». Над воротами с улицы 9 Января (Введенская улица) была расположена надвратная колокольня с куполом, сохранившимся до нашего времени. В XVIII веке со стороны Советской (Николаевской) улицы находилась Благовещенская церковь с «изрядным украшением». В XIX веке гостинодворская церковь со стороны улицы Советской (Николаевской) была перестроена в Вознесенскую церковь, которая просуществовала вплоть до 1936 года.
Задолго до основания Оренбурга купцы пытались наладить торговые отношения со среднеазиатскими купцами, но обычно караваны из России подвергались разграблению. Обилие торговых лавок, магазинов, винных погребов Гостиного двора, их насыщенность различными товарами постоянно привлекали пристальное внимание «лихого люда». Ежедневно в конце рабочего дня Гостиный двор содрогался от грохота опускаемых гофрированных стальных штор, запираемых окон и дверей. Но и это не спасало владельцев торговых лавок от непрошенных ночных гостей.
Одновременно с постройкой Гостиного двора в 3 километрах юго-западнее города Оренбурга появился Меновой двор. Это было необходимо, прежде всего, для того, чтобы обезопасить город от набегов кочевников и создать лучшие условия для торговли скотом в летнее время. За его высокими каменными стенами располагались 344 лавки и 140 амбаров, квартиры для купцов, кухня, мечеть и церковь. Попасть в Меновой двор можно было двумя путями: через русские ворота, которые были обращены к городу, и через азиатские, которые «смотрели» в сторону казахских степей. Фундамент Менового двора сохранился до настоящего времени.
Меновой и Гостиный дворы стали центром меновой торговли: товары здесь обменивались на товары, а не на деньги. Мерилом стоимости служил скот. Это было выгодно русским купцам: из-за несовершенности меры стоимости они могли в обмен на промышленные товары получать больше среднеазиатских товаров и изделий.
В 1900 году после значительных перестроек и изменений Гостиный двор приобрёл свой современный вид. Его внешний облик не менялся до 30-х годов XX века, когда была снесена Вознесенская церковь, а также вся юго-восточная сторона по улице Пушкинской (улице Орской). На месте снесённых корпусов построили здание гостиницы (ныне здание института «Волгоуралнипигаз») и здание общежития (ныне корпус Педагогического университета, где располагается филологический факультет). В 40-х годах XX века Гостиный двор был приспособлен под корпуса Оренбургского шёлкового комбината. Последние несколько лет в Оренбурге ведётся восстановление историко-архитектурного комплекса «Гостиный двор». В настоящее время здесь размещается торговый комплекс.
Меновой двор
Меновой двор заложен в 1744 году в 3 км юго-западнее города Оренбурга. До наших дней частично сохранился фундамент каменной стены, огораживающей двор. Здесь находились 344 лавки и 140 амбаров, квартиры для купцов, мечеть и церковь. В Меновой двор можно было пройти через двое ворот: русские, обращенные к городу, и азиатские – со стороны казахских степей.
Меновой двор напоминал в то время крепость: по углам он имел 4 бастиона с пушками, которые обслуживались специальным гарнизоном солдат. Русским купцам рекомендовалось приезжать сюда на всякий случай вооружёнными огнестрельным или холодным оружием.
Посетивший в 1929 году Меновой двор А.В. Луначарский писал: «Совсем недалеко от Оренбурга находится так называемый Меновой двор, стены которого ещё сохранились, - правда, в виде развалин. Здесь был постоянный базар, обмен европейских товаров на азиатское сырье и скот. Эта «перманентная государственная ярмарка» носила вместе с тем характер крепости, и, скажем, школьные экскурсии сюда, для выяснения характера подобного менового хозяйства городов, в собственном смысле этого слова, т.е. бургов, каменных оград, хранивших в своих недрах гарнизоны и спокойное место для обмена товарами, являются, конечно, весьма поучительными».
Хотя к этому времени уже были деньги, товары здесь преимущественно обменивались на товары. Отсюда и произошло название двора – Меновой.
Из Хивы, Бухары, Хорезма, Ташкента, Самарканда и других мест Средней Азии сюда тянулись караваны верблюдов, навьюченных восточными товарами. Для торговли с ними приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова, Киева и других городов.
Улица Советская (историческая пешеходная улица)
Центральная улица города – улица Советская – начинается от памятника В.П. Чкалову. Практически каждый дом, находящийся на этой улице, - историческая и архитектурная ценность. В одних бывали известные писатели, в других происходили важные исторические события.
Улица Советская, дом 1
В угловом здании, которое выходит окнами на широкий зауральный простор, располагался один из корпусов Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков имени генерал-майора авиации И.С. Полбина. Именно его с отличием окончил первый в мире космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Гагарин был одним из лучших курсантов училища. Здесь 8 января 1956 года он принял присягу. «Многое дал мне Оренбург – семью и власть над самолётом», - с особой гордостью и теплотой говорил космонавт.
Здание Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища имеет богатую историю. Оно построено в 1882 году для второго Оренбургского кадетского корпуса и является первым пятиэтажным зданием в городе. Оренбуржцы ласково называли его «Наша лётка».
Мемориальная доска сообщает, что в 1919 году здесь размещался штаб 217-го (2-го рабочего) полка, который вёл оборону города, с 1920 года находилась школа красных командиров КИР ЦИК. В 1927 году сюда была перебазирована Серпуховская школа воздушного боя и бомбометания, а позже и Ленинградская высшая школа лётчиков-наблюдателей. Их объединили, и училище стало называться Третьей военной школой лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова. В феврале 1939 года по приказу Наркома обороны оно было разделено на два самостоятельных училища, которые стали основой созданного в 1960 году Высшего военного авиационного учебного заведения.
Училище подготовило тысячи отважных лётчиков. Более 200 из них стали Героями Советского Союза, 12 - удостоены этого звания дважды. Здесь учились первый дважды Герой Советского Союза С.И. Грицевец, мастер парашютного спорта В.Г. Романюк, первый испытатель реактивного самолета, Герой Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи и многие другие. Осенью 1971 года училище было награждено орденом Красного Знамени.
С 1963 года при училище работала школа юных космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В 1967 году училищу вручено Почётное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.
В 1993 году лётное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «лётки», но ведёт собственную историю. Из школы ВВС кадетский корпус постепенно превратился в многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу.
Улица Советская, дом 2
На пересечении улиц Советской и Набережной расположено здание, которое предназначалось для оренбургских военных губернаторов. В его стенах бывали многие известные люди, прославившие не только Оренбуржье, но и Россию. Именно здесь «бьётся сердце» исторического Оренбурга.
На Набережной над Яиком 19 апреля (30 – по новому стилю) 1743 года происходила церемония закладки города-крепости. Именно здесь в 1743-1758 годах находилась резиденция первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева – Губернская канцелярия, которой заведовал П.И. Рычков – известный историк и исследователь Оренбургского края, академик. На Набережной стояли два самых древних собора – Преображенский и Введенский. Отсюда начиналась главная улица города.
При военном губернаторе П.П. Сухтелене в 1832 году был составлен проект нового дома военного губернатора, разработанный архитектором Генрихом Гопиусом. При военном губернаторе В.А. Перовском этот проект был несколько изменён, и после Высочайшего согласования началось строительство главного здания. Строительство закончилось в 1841 году.
На набережной Урала был возведён комплекс зданий с небольшим садом и конюшенным двором. Архитектурная композиция отличается парадностью, торжественностью и строгим декоративным убранством.Помимо главного корпуса в этот комплекс входили: служебное здание, или флигель (дом с мезонином сохранился по улице Набережной, дом 18), другое служебное здание (ещё один дом с мезонином сохранился в сильно искажённом виде по улице Набережной, дом 18 а) и конюшня на 20 лошадей.
На первом этаже главного здания находился парадный входной вестибюль с главной лестницей. Высокохудожественную чугунную решётку для неё отливали по рисункам петербургских художников. Были ещё две служебные лестницы. По обе стороны от вестибюля размещались «жилые покои», связанные между собой по моде того времени анфиладной планировкой вдоль уличных фасадов. На втором этаже размещались важнейшие помещения: зал с шестью окнами и дверью с выходом на большой балкон, гостиная «о трёх окошках», столовая с буфетом и сервизной. Из гостиной можно было попасть в большой кабинет с шестью окнами и симпатичным эркером, находившемся в юго-западном углу здания. Помещения «бельэтажа» искусно располагались анфиладой вдоль уличных фасадов. Интерьеры главного корпуса отличались изысканностью. Во всех помещениях «бельэтажа» полы были из наборного дубового паркета, стены большого зала отделаны панелями из «орехового дерева».
На первом этаже дворового флигеля находились главная кухня с поварской, прачечная и баня, мезонин для прислуги. В другом служебном корпусе – каретник, ледники и амбары. В его мезонине – сушильное помещение. В северной части конюшенного двора располагался ещё один служебный корпус – одноэтажная каменная «конюшня на 20 стойл» с 3 входами.
С 1840-х годов в главном здании находились управление, канцелярия и квартира оренбургских военных губернаторов. В этом здании в разное время жили и работали известные оренбургские генерал-губернаторы: В.А. Обручев, В.А. Перовский, Н.А. Крыжановский. Здесь побывали Т.Г. Шевченко, А.Н. Плещеев, А.А. Григорьев, Л.Н. Толстой.
Как повествует предание, с верхней площадки бельведера граф В.А. Перовский стрелял степных орлов. Площадка балкона над главным входом была его любимым местом отдыха. В губернаторском доме проходили балы, описанные современниками в различных литературных повествованиях.
В 1881 году в связи с упразднением оренбургского генерал-губернаторства в главном здании разместилась Казённая палата и губернское казначейство. В 1920-1925 годах здесь находились ЦИК и Совнарком Киргизской (Казахской) АССР. Затем в здании разместился оренбургский уком комсомола, где в 1926-1927 годах работал инструктуром будущий Герой Советского Союза и лауреат Ленинской премии Муса Залилов – татарский поэт Муса Джалиль.
Впоследствии главный корпус бывшего губернаторского дома был приспособлен для медицинского института. Потом в этом здании располагался Институт усовершенствования учителей (в настоящее время - Институт переподготовки педагогических кадров Оренбургского государственного педагогического университета).
Улица Советская, дом 3
Дом по этому адресу - бывшее здание ордонансгауза (комендатского управления). Оно помнит многих прогрессивных деятелей, гонимых царским самодержавием. В 1822 году под конвоем прибыл в ссылку известный русский путешественник Г.С. Карелин.
В 1827 году здесь содержались под стражей последователи декабристов В.П. Колесников, Д.П. Тапиков и другие.
В 1847 году сюда привезли великого украинского поэта - Тараса Григорьевича Шевченко. 5 апреля 1847 года он был арестован в Киеве, а уже 30 мая отправлен из Петербурга согласно «высочайшему» приговору:
«Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одарённого крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений». К этому приговору царь Николай I собственноручно добавил: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать».
В 1883 году в ордонансгаузе содержался великий русский революционер-демократ Н. Г. Чернышевский, когда его пересылали по этапу из Сибири в Астрахань.
Позднее был надстроен второй этаж, и там размещалось ремесленное училище, затем - техникум земледелия.
Улица Советская, дом 4
Дом является одним из старейших строений нашего города - он был построен в 1753 году.
В этом доме в 1753-1767 гг. жил исследователь Оренбургского края, первый член-корреспондент Петербургской академии наук, известный учёный-естествоиспытатель, историк, экономист «оренбургский Колумб» - Пётр Иванович Рычков. Он оставил после себя большое количество научных трудов по этнографии, истории и археологии Прикаспия, Поволжья и Урала.
В 22 года П.И. Рычков был приглашен в Оренбургскую экспедицию на должность бухгалтера. Затем он стал личным секретарём И.К. Кирилова.
Работа в экспедиции и близкое знакомство с И.К. Кириловым и В.Н. Татищевым оказали решающее воздействие на научную деятельности П.И. Рычкова. Главными его трудами, принесшими широкую известность, являются «История Оренбургская» и «Топография Оренбургская». В них собран почерпнутый из различных источников богатый материал по истории народов Южного Урала и прилегающих к нему областей; обстоятельно освещена деятельность Оренбургской экспедиции. «Топография Оренбургская» — основной труд П.И. Рычкова, который получил высокую оценку М.В. Ломоносова, русских учёных, академиков П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера.
В ещё одном своём знаменитом труде «Описание шестимесячной осады Оренбурга», который А.С. Пушкин назвал «летописью Рычкова» (он использовал материалы, изложенные П.И. Рычковым в этом труде, в своих повестях «Капитанская дочка» и «История Пугачёва»), Рычков отобразил осаду нашего города пугачёвскими войсками в 1773-1774 годах.
Пётр Иванович участвовал в трёх основаниях города. Во время правления первого оренбургского губернатора И.И. Неплюева в 1744-1758 годах заведовал Губернской канцелярией.
На участке домовладения, примыкавшего к месту работы, П.И. Рычков построил собственный дом, который сейчас мы называем «домом Рычкова». Своей западной частью дом выходил на главную улицу, а южной – во двор комплекса зданий Губернской канцелярии.
Известно, что в 1760 году (при оренбургском губернаторе А.Р. Давыдове, сменившем в 1758 году И.И. Неплюева) Рычков уволился со службы по состоянию здоровья и переехал в своё имение в село Спасское Бугульминского уезда, затем некоторое время жил в имении генерала Н.И. Панина в селе Михайловка под Москвой. В 1767 году, надеясь возвратиться на государственную службу, он добился встречи с императрицей Екатериной II, и в 1770 году был снова назначен в Оренбург на должность начальника правления Оренбургских соляных дел.
В своем оренбургском доме Пётр Иванович пережил страшную осаду пугачёвских войск. Он был одним из 12 участников знаменитого военного совета 7 октября 1773 года, состоявшегося в Оренбурге при губернаторе И.А. Рейнсдорпе, где решалась судьба осаждённого города.
Много бед причинил Рычкову губернатор Рейнсдорп. О нём Пётр Иванович писал: «Им не довольно того, что в Оренбурге я уже потерял нежно любимую жену и пять детей и подвергаюсь ежедневным коварным проискам нашего здешнего человеконенавидца г. Р., тепеоь мои страдания опять возобновились по случаю смерти моего тринадцатилетнего сына, подававшего большие надежды. Я умолкаю».
Рычков получил назначение на должность начальника Екатеринбургского заводского правления. Иван Уханов в книге «Рычков» писал: «Требовалось покинуть обжитой дом в Оренбурге и имение в Спасском со всеми медеплавильными печками-лабораториями, могилами детей – вообще землю, стократно исхоженную, изъезженную за сорок три года службы и творчества».
Не успев приступить к работе на новой должности, Пётр Иванович тяжело заболел и скончался. Он был похоронен в своём имении в селе Спасском.
В наше время дом Рычкова изменился до неузнаваемости. В те времена, когда там жил выдающийся исследователь и государственный деятель, - это была городская усадьба с флигелями, конюшней, садом. После Рычкова дом зажил совершенно иной жизнью. В северной части дома разместилась казённая аптека. После революции бывший «дом Рычкова» стал жилым домом-коммуналкой. Квартиры в доме переходили из рук в руки. Каждый из новых хозяев что-то менял, перестраивал. Бывшие залы стали похожи на «клетушки». Территория бывшей городской усадьбой застроилсь сараями и гаражами, а бывший флигель превратился в двухэтажный дом барачного типа.
В 1950-х годах здание находилось в управлении КЭЧ Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков, в настоящее время находится в муниципальной собственности.
В центре главного фасада установлена мемориальная доска, отлитая из бронзы и выполненная в форме развернутого свитка с барельефом П.И. Рычкова и текстом: «В этом здании жил и работал первый член-корреспондент Академии наук России, выдающийся исследователь Оренбурского края Петр Иванович Рычков. 1712-1777 гг.»
Улица Советская, дом 7
Здание построено в мавританском стиле середины XIX века. В 1889 году сюда была переведена из Орска русско-киргизская школа, основанная известным просветителем казахского народа Ибраем Алтынсариным. Позднее здание занимали учреждения Тургайского губернатора. В настоящее время в этом здании находится МОУ «Основная общеобразовательная школа № 3».
Улица Советская, дом 9
Здесь располагалась Пограничная комиссия, которая была утверждена для решения дел, связанных со степью и её населением. С упразднением этой комиссии было образовано Управление Тургайской области.
После образования Киргизской (Казахской) АССР здесь находился Совет Труда и Обороны этой республики. Позднее размещались разлирчные организации. В настоящее время в этом здании находится Департамент по культуре и искусству Оренбургской области.
Улица Советская, дом 10
В этом неприметном по своему внешнему виду одноэтажном доме родился человек удивительной судьбы - Аксель Иванович Берг. Берг - сын генерала, начальника штаба Оренбургской бригады, в годы гражданской войны перешёл на сторону революции, стал учёным в области радиотехники, академиком, инженер-адмиралом, Героем Социалистического Труда. При его активном участии в нашей стране развивалась радиолокация. В 66 лет он начинает исследования в области молодой науки - кибернетике и делает выдающиеся открытия.
Улица Советская, дом 17
Памятник архитектуры XIX века, построен по проекту архитектора К.А. Тона. Здесь было дворянское собрание, своего рода клуб городской знати.
В 50-х годах XIX века на его сцене впервые в городе ставились любительские спектакли, а с осени 1856 года начала выступать профессиональная труппа. К этому времени относится основание городского театра.
В 1919 году в здании расположился клуб имени Я.М. Свердлова, где в 1920 году проходил Учредительный съезд Советов Киргизского края, создавший Киргизскую АССР (первоначальное название Казахской АССР). Город Оренбург стал столицей республики.
Улица Советская, дом 28
Дом, расположенный по этому адресу, относится к архитектурному памятнику 30-х годов XIX века. Сначала это был купеческий особняк, затем генерал-губернаторская канцелярия, позднее - контрольная палата государственного контроля и ревизии.
После Октябрьской революции в нем размещались различные учреждения партийных органов. С 1946 года здание занимает областной краеведческий музей.
Улица Советская, дом 32
По этому располагался объект культурного наследия «Дом Тимашевых». Это двухэтажное здание с мезонином построено в 1779 году в стиле провинциального классицизма и в течение 100 лет принадлежало известному в крае дворянскому роду Тимашевых. Представители этого рода в семи поколениях находились на самых видных постах военной и статской службы и прожили в крае от его образования до Октябрьской революции.
Егор Николаевич Тимашев был оренбургским землевладельцем, представителем крупного дворянского рода, с 1818 года - ротмистр лейб-гвардии гусарского полка, с 1823 года - полковник. В 1823-1830 годах - наказной атаман Оренбургского казачьего войска, позднее генерал-майор. В 1833-1844 годы - предводитель дворянства Оренбургской губернии.
У Дома Тимашевых уникальная литературная биография, связанная с именами Н.И. Тимашева – первого поэта Оренбуржья и Е.А. Тимашевой – поэтессой Пушкинского круга. В 1817 году дом был куплен под квартиру и канцелярию оренбургским генерал-губернатором П.К. Эссеном. В нём бывали известные в истории русской культуры личности: лексикограф, писатель-этнограф В.И. Даль, прадед А. Блока, исследователь-путешественник Г.С. Карелин, композитор А.А. Алябьев, музыканты В.А. Верстовский и И.П. Стеллих и др.
В июне 1837 года здесь останавливался выдающийся русский поэт В. А. Жуковский, сопровождавший Александра II, путешествующего по России. В художественных произведениях поэта эта поездка не нашла отражения, но в дневнике, который он вёл в это время, сохранились краткие записи об Оренбурге: «…Оренбург. Крутой спуск при выезде. Степь ровная, но более плодоносная, разнообразие трав… Прекрасная дорога по крутому берегу Урала. Приезд в Оренбург в три часа пополудни. Тотчас с Далем на берег. Роща за Уралом…»
Около 8 лет Владимира Ивановича Даль проживал в этом доме. Интересы и дарования этого замечательного человека были широки и разнообразны: врач по образованию, выдающийся натуралист, крупный этнограф, популярный в своё время писатель. Но главным делом жизни Даля было создание монументального «Толкового словаря живого великорусского языка».
«Во всю жизнь свою я искал случая поездить по Руси», — писал Даль. Восьмилетняя служба в Оренбурге в Министерстве внутренних дел пришлась ему по душе, так как была связана с поездками по всему обширному краю. Именно в Оренбурге Даль сделал «главнейшее пополнение запасов для словаря». Здесь у него созрела и сама мысль о создании словаря, вследствие чего собирание слов и речений приобрело определённую цель и стало более планомерным.
На этот период жизни приходится и создание большого количества беллетристических произведений: повести «Серенькая», «Бикей и Мауляна», «Майна», рассказ «Осколок льду», очерк «Охота на волков», сказки.
Во время разъездов по Оренбургской губернии В.И. Даль собирал произведения устного народного творчества.
Один из чиновников, живший в 1833–1836 годах в Оренбурге, вспоминает о В.И. Дале: «Он был необычайно деятелен: от письменного стола переходил к верстаку, к слесарным и другим навезённым инструментам… построил для пешеходов плавучий мост через р. Урал, соединяющий город с загородною на противоположном берегу рощею».
К культурно-общественной деятельности В.И. Даля в Оренбурге относится его участие в организации зоологического музея.
Бывал в доме Тимашева известный поэт А. Н. Плещеев. Он был сослан сюда в 1850 году за участие в революционном кружке Петрашевского. Здесь он перенёс все тяготы царской казармы и муштры. Он активно участвовал в военной экспедиции, предпринятой генералом Перовским для взятия кокандской крепости Ак-Мечеть (ныне Кзыл-Орда). В 1856 году Плещеев уволился из военной службы и определился в гражданскую на должность столоначальника Оренбургской пограничной комиссии. В последние годы пребывания поэта в Оренбурге возобновилась его литературная деятельность: А.Н. Плещеев написал остросатирическую повесть «Пашинцев», где под названием Ухабинск фигурировал Оренбург с его публикой — местными взяточниками, подхалимами, ханжами. А.Н. Плещеев писал об Оренбурге и как публицист. Вернувшись в Москву, он поместил в газете «Московский вестник» заметку об «Оренбургских губернских ведомостях». Он пишет о том, что от них «начинает хоть сколько-нибудь веять новой жизнью, в которых редко-редко попадутся рутинные описания иллюминации и откуда совершенно изгнан полицейский пафос».
С 1920 по 1925 год в здании на Советской, дом 32, работали народный комиссариат труда Киргизской (Казахской) АССР, губернский отдел труда и профсоюзной организации.
Музей истории города Оренбурга
Музей истории Оренбурга - один из главных, старейших и оригинальных архитектурных памятников города. Расположен он в здании, построенном в 1856 году в романтическом стиле «неоготика» (или «псевдоготика») русской эклектики второй половины XIX века. Небольшая по своим размерам архитектурная постройка напоминает средневековую крепость.
Здание было построено во время второго правления Оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 годы). Историограф Оренбурга П.П. Столпянский писал в XIX веке: «Город Оренбург обязан Перовскому построением чуть ли не трёх четвертей настоящих зданий: Караван-Сарай, Контрольная палата, Общественное собрание, дом Казённой палаты, казармы – всё построено при Перовском. При Перовском же было обращено серьёзное внимание и на благоустройство города». Всё это объяснялось тем, что Василий Алексеевич стремился придать провинциальному Оренбургу облик столичного города. Во время его правления появляются общественные здания и учреждения, строятся каменные дома, входят в моду балы, городские гулянья.
В 1853 году господину министру Внутренних дел поступило отношение генерал-губернатора Оренбурга с просьбой о строительстве для Оренбургского казначейства новой кладовой, поскольку бывшие кладовые, которые размещались в частных домах, пришли в негодность. Это отношение было отправлено в Департамент рассмотрения проектов и смет. В 1854 году в пояснении к отношению было записано: «Долгом считаю присовокупить, что генерал-адъютант Перовский не имеет в виду другого источника для покрытия потребной на сие издержки, кроме особого сбора на устройство присутственных мест и тюрем». Далее из переписки следует, что Департаменту проектов и смет предлагалось рассмотреть «Проект каменной кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой». Здесь впервые появляется слово – «гауптвахта». Средства на постройку нового здания казначейской кладовой были собраны с горожан по особому сбору «на устройство присутственных мест и тюрем». Участок под новое здание отвели на берегу Урала, рядом с генерал-губернаторским домом. Такова предыстория появления на живописной набережной Урала совсем неподходящего для этого места тюремного здания.
Из архивных источников известно, что подряд на строительные работы выполнял Иван Петрович Скалочкин – талантливый крепостной архитектор-самоучка из крестьян графини Кутайсовой, помещицы деревни Вахрушевой Ярославского уезда Ярославской губернии. Долгое время именно он считался в Оренбурге автором здания гауптвахты.
В 1856 году строительство здания было завершено. На его башне были установлены часы «таможенного ведомства», ранее находившиеся на Гостином дворе в Оренбурге.
При генерал-губернаторе А.А. Катенине, управлявшем Оренбургским краем в 1857-1860 годах, здание приспособили под главную гауптвахту. В его западной части разместили караульную службу, в восточной – камеры для заключённых.
По указу властей в 1930-х годах часы-куранты с башни гауптвахты были перевезены в Самару для строящегося здания окружного Дома офицеров. Лишь в начале 1980-х годов часы-куранты на башне Музея истории города были восстановлены. По инициативе председателя Оренбургского горисполкома Ю.Д. Гаранькина и по чертежам оренбургского часового мастера Николая Степановича Кузнецова на предприятиях города были изготовлены новые маятниковые часы с колокольным боем.
В 1970-х годах перед главным входом был устроен палисадник с подпорными стенами из плит ракушечника и малыми архитектурными формами в виде металлических шаров с цепями и установлен, ставший привычным для горожан, памятник А.С. Пушкину.
В 1978 году здание передали Музею истории города Оренбурга. С этого времени начинается новая история этого замечательного памятника архитектуры XIX века.
НАБЕРЕЖНАЯ РЕКИ УРАЛ
Любопытно, что историческое место на набережной Урала запечатлено на картине известного дореволюционного художника – академика живописи Лукиана Васильевича Попова «Городской пейзаж», которая хранится в коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. При внимательном рассмотрении картины можно узнать верхнюю часть Гауптвахты, огороженную простым забором из почерневших досок. Справа видна нижняя часть Преображенского собора (не сохранился) с каменной площадкой вокруг него. Закатное солнце мягко освещает краснокирпичное здание Гауптвахты. В светлый колорит картины трагический диссонанс вносит одинокая фигура женщины с чёрным зонтом. Светлое и печальное, радость и горе – всё, как в жизни.
Зауральная роща
Как описывает В.В. Дорофеев, Зауральная роща в начале XIX века «была очень маленькая и доходила только до старицы, она никак не могла оправиться после постройки города, когда вокруг вырубали лес на строительство».
С начала XIX века Зауральная роща становится зоной отдыха горожан. «В Оренбурге есть превосходное гульбище в летнюю пору. Это старая роща, осеняющая под самым городом противоположный ему низменный берег. Три прямые аллеи, идущие по разным направлениям от одного пункта и соединенные между собой множеством английских дорожек, разделяющих её на четыре части через всю её широту, две другие аллеи, защищенные от солнца самыми тенистыми деревьями, расположены по направлению берега; все они сходятся на прекрасной площадке, с которой открывается прелестный вид на город и реку. Гуляющий в роще на каждом шагу встречает что-либо приятное: здесь самородный пруд, через который перегибаются два красивых мостика, там, в разных местах, под сенью старых ив, осокорей и вязов, затейливые беседки, деревянные скамейки и дерновые канапе для отдохновения; всюду, наконец, прохлада, свежесть и чистота. Приведением в порядок сей рощи город обязан г-ну инженер-генерал-майору Бикбулатову, который по направлению военного губернатора при маловажных издержках соединил здесь всё, что только нужно для приятной народной прогулки. Здесь летом в воскресные дни играет полковая музыка и становится тесно от гуляющих. Паром и лодки беспрестанно перевозят их через Урал и в город, и красный утёсистый берег оживляется рассыпанными по ней группами» (Свиньин П.П. Картина Оренбурга).
Из «Записок генерал-майора Ивана Васильевича Чернова»: «В летнее время для народных гуляний была Зауральная роща, против города между Уралом и Старицею. Эссен первый из начальников обратил внимание на благоустройство её: построил беседки для гуляющих, проложил дорожки как по Уралу и Старице, так и поперечные, они выходили к одной из беседок: дорожки утрамбовывались и усыпались песком и роща всегда содержалась в опрятном виде… Существовал бесплатный переезд на пароме через реку из города в рощу и обратно, но простонародие не перевозилось, а желающим не воспрещалось гулять в роще, но должны были ходить через мост, где таковой и теперь существует, а гуляющие располагались далее середины рощи, против аллеи теперешнего общества садоводства. К отъезду Эссена построена была каменная беседка на площади за рукавом Старицы, где она оставалась долгое время и лишь в 1890-х гг. перевезена в сквер против городской думы (ныне Ленинский сад около драмтеатра). Из этой беседки уехал Эссен после прощальной хлебосоли».
Внутри ротонды имелся фонтан с красивой скульптурой. Он был составной частью ротонды со дня её возведения в 1830 году.
Начало XX века. «Роща за рекой Уралом – любимое место оренбуржцев, своего рода московские «Сокольники», там, в глубине лесной чащи и на берегу Урала, по сторонам дачи. На площадке, в центре дачных построек стоит небольшая, но красивая дачная церковь, во имя св. Пантелеймона, в которой по праздникам, летом, поёт хор дачников-любителей. Благодаря близости от центра города, летом в праздничные дни роща наполняется горожанами, ищущими в лесной прохладе отдыха от городской сутолоки, пыли и палящего зноя. Роща оживляется, оглашаясь звуками русских и татарских песен, гармоники и смешиваясь в один общий гул со стройными звуками роялей дачников, заунывная башкирская или киргизская песня сменяется порой звуками модных романсов и криками «Караул!» - это действуют хулиганы. Повсюду в праздник группы людей с кипящими самоварами, слышится хлопанье и весёлый говор отдыхающих на лоне природы. В роще имеются чайные павильоны, лавочки с молочными товарами, булочная и пр.» (Иллюстрированный путеводитель-справочник по городу Оренбургу и Ташкентской железной дороге. 1908 г.).
Зауральная роща
Известно, что до революции в Зауральной роще было построено 150 дач, в том числе 60 из них принадлежали состоятельным оренбуржцам: Юрову, Хусаинову, Фурману, Путолову. В то время город был небольшим, и Зауральная роща горожанам казалась огромной. Теперь всё наоборот.
С 1940 года Зауральная роща – парк им. В.П. Чкалова. «…Расположен против города на левом берегу Урала на площади в 239 га. Весной, летом и осенью, особенно в воскресные и праздничные дни, сюда устремляются десятки тысяч трудящихся». (Борисов А.Я. Оренбург. Справочник.)
В 1965 г. намечалась большая работа по обустройству парка, превращения его в современный ЦПКиО Оренбурга, однако этого превращения не произошло.
Вновь внимание на Зауральную рощу было обращено в начале 1980-х годов. В статье «Чтобы город стал садом» А.И. Агафонов, тогда главный архитектор Оренбурга, сообщал: «В центральном планировочном районе на базе Зауральной рощи расширится городской парк культуры и отдыха имени В.П. Чкалова. Живописные песчаные пляжи, рощи и пересечённый рельеф, кажется, созданы для водоёмов и лодочных станций. Из 310 гектаров её площади, поросшей клёном, берёзой, вязом, дубом, лиственницей, используется только 50 гектаров в её центральной и прибрежной частях. По проекту детальной планировки центра парк ожидает полное благоустройство и реконструкция, сооружение спланированных подходов с западных и восточных сторон. Берега Урала соединит строящийся вантовый мост. Разрабатывается проект детского «Городка-крепости» с крепостной стеной и сказочными теремками, а также «Поляны сказок» со скульптурными персонажами русских народных сказок. С их сооружением парк станет ещё притягательней для юных, да и не только юных оренбуржцев. Ликвидация мелких спортивных баз на левом берегу Урала, устройство единого спортивного учебно-оздоровительного комплекса помогут привести в порядок территорию парка. Сейчас его не украшают незаконно размножившиеся индивидуальные жилые дома. В исполкоме Оренбургского городского Совета народных депутатов ставится вопрос о сносе индивидуального жилья в границах парка. В результате благоустройства и реконструкции соединятся зоны спорта, массовых мероприятий, аттракционов с детским сектором. Их территории станут своеобразным фильтром на пути к зоне тихого отдыха. К нынешней структуре зелёных насаждений в этом планировочном районе добавится благоустройство береговой бровки реки Урала» («Южный Урал», 25 ноября, 1981 г.).
Берег реки Урал
И действительно, планы начали превращаться в реальность: во-первых, произведен снос индивидуального жилья в пределах парка; во-вторых, выстроен вантовый мост; в третьих, началось строительство единой спортивной зоны – сборка металлического каркаса внушительного по размерам, дорогостоящего зарубежного происхождения павильона; пристройка к павильону капитального здания; возведение неподалёку котельной; в-четвёртых, сооружена площадка с установкой на ней самолета ТУ-104 и т.д.
Но строительство в роще прекратилось. Символ прежнего времени – самолет ТУ-104 был убран. В роще появляется памятник жертвам сталинских репрессий. Возвращается прежнее название – парк культуры и отдыха «Зауральная роща».
Культурный комплекс "Национальная Деревня" - модель мира и согласия
Музей под открытым небом "Национальная деревня"
Оренбургская область – один из многонациональных регионов России. На территории нашей области проживают представители более 100 национальностей, и она, в свою очередь, стала для них «родным» домом.
Идея строительства культурного комплекса была предложена экс-губернатором Оренбургской области А.А. Чернышевым в октябре 2004 года, и вот, буквально в сравнительно короткие сроки, на проспекте Гагарина вырос культурный комплекс «Национальная деревня», который стал любимым местом отдыха жителей и гостей города, центром проведения различных культурных мероприятий, площадкой для выступлений национальных творческих коллективов. По «деревенским улочкам» и возле чудесного фонтана Дружбы, переливающегося по вечерам всеми цветами радуги, гуляют родители с детьми, назначают свидания влюблённые, встречаются друзья. Сюда приезжают молодожёны, чтобы возложить цветы и сделать памятные фотографии.
В национальных подворьях гости знакомятся с историческими и культурными традициями разных народов, их национальными особенностями, жизненным укладом и национальными костюмами.
Культурный комплекс «Национальная деревня» - своеобразный музей под открытым небом, ставший символом дружбы, любви и единения народов Оренбургского края.
Уникальный проект создан и воплощён для того, чтобы жители Оренбуржья больше знали об истории, культуре и национальных традициях каждого народа, с уважением относились к ним, помогали сохранить дух нации и передать его молодому поколению.
Культурный комплекс «Национальная деревня» - это модель мира и согласия.
К участию в этом культурном проекте были приглашены десять национально-культурных объединений. Это количество определилось с учётом численности этнических групп в многонациональном Оренбуржье. Доля русских в составе населения региона составляет – 73,9 %, татар – 7,6 %, казахов – 5,8 %, украинцев – 3,5%, башкир – 2,4%, мордовы – 2,4%, немцев – 0,8%, белорусов – 0,4% и армян – около 0,5%.
Строительство комплекса развернулось в 2005 году на неухоженной территории.
Местонахождение культурного наследия (на проспекте Гагарина, за памятником первого российского космонавта Ю.А. Гагарину), на наш взгляд, символично. Как когда-то, в далёком 1961 году Юрий Гагарин своим полётом в космос объединил все проживающие на территории России национальности, так и сегодня за «его плечами» объединены 119 народностей, проживающих на территории Оренбургского края.
В июле 2007 года широко и празднично открылось первое, украинское подворье. После него с песнями, танцами, национальными гуляниями и традиционными блюдами народной кухни свои двери распахнули башкирский, казахский, русский, татарский, мордовский, белорусский, немецкий, армянский и чувашские дома. Открытие каждого подворья запомнилось оренбуржцам как красочное событие в культурной жизни нашего края, ведь это были настоящие торжества! Звучали народные песни, исполнялись яркие, зажигательные, искромётные танцы артистов в национальных костюмах, проводились весёлые конкурсы.
Во всех десяти подворьях предусмотрены музеи истории, культуры и быта, библиотеки с литературой на родном языке, кафе или рестораны национальной кухни, редакции газет на родных языках, офисы национально-культурных центров. На их территории располагаются экспозиции и предметы этнографии, отражающие быт и культуру этнических общностей.
Яркие, торжественные и красочные церемонии открытия всех десяти подворий возглавлял экс-губернатор Оренбургской области Алексей Андреевич Чернышев. В открытии украинского дома участвовал Временный поверенный в делах Украины в Российской Федерации Леонид Осаволюк, башкирского – Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. В том же 2007 году свои двери распахнуло казахское подворье.
В 2008 году состоялось открытие очередных четырёх подворий – мордовского, белорусского, немецкого и русского. В праздничных торжествах участвовали Президент Республики Мордовия Николай Меркушкин, Советник – Посланник посольства Республики Беларусь в РФ Владимир Павлович, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики ФРГ в России г-н Юрген Шмидт, министр культуры РФ Александр Авдеев.
В июне 2009 года на празднование по случаю открытия татарского подворья прибыла делегация Республики Татарстан во главе с Председателем Госсовета Фаридом Мухаметшиным, а в августе ленточку армянского дома перерезал Президент Республики Армения г-н Серж Саргсян.
Уникальный культурный комплекс «Национальная деревня» способствует укреплению дружбы и межнационального согласия в регионе, духовному взаимообогащению людей, воспитанию уважительного отношения друг к другу.
Русское подворье
«Русский дом» - духовный и культурный центр.
В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя.
Центральное здание выполнено в форме большого терема с характерными столбами, балконом, двухскатной крышей. Дом-музей представляет собой сруб-пятистенок. На территории подворья расположены банька, колодец, стилизованная мельница.
В декоре всех построек использована резьба по дереву – метод украшения экстерьера посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов. Выбор такого оформления объясняется исконными русскими традициями деревянного зодчества.
Что же касается внутреннего убранства музея, то оно выдержано в стиле традиционной русской избы XVIII-XIX вв.: отдельное помещение отведено под воссоздание элементов пуховязального промысла и экспозицию знаменитых оренбургских паутинок.
Казахское подворье
В конце августа 2007 года в рамках дней Актюбинской области в Оренбуржье состоялась церемония открытия казахского подворья. В этом торжестве приняла участие делегация из Казахстана во главе с акимом Елеусином Сагиндиковым, в составе которой были Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртай Абыкаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан Михаил Бочарников.
В нашей области на протяжении многих лет проживают представители 119 национальностей. Казахское население по численности занимает третье место, составляя почти 6 % жителей.
С казахским народом наш край объединяет общая историческая судьба и проверенная десятилетиями дружба. Кроме того, с Оренбургским краем тесно связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, просветителей и государственных деятелей.
У казахского народа имеется своя древняя и нравственная культура, традиции и обычаи, которые живут в символике, обрядах, национальной кухне.
Большое значение придаётся вопросам этнокультурного развития казахов, проживающих на территории нашей области. Казахский язык преподается в 39 образовательных учреждениях. В Домах культуры работают 38 казахских творческих коллективов, выступления которых жители города могут видеть на праздниках национальной культуры. Издаётся областная казахская газета «Жана Айкап».
Казахское подворье - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Несколько юрт различного назначения расположились на фоне современного здания в восточном стиле. В одной из них находится музей казахской культуры и быта, в другой - летнее кафе, в третьей - современные коммуникации. Перед юртами лежит верблюд – символ кочевой жизни казахского народа. Особое внимание посетителей привлекают традиционные казахские качели.
Музей насчитывает десятки экспонатов. В нём представлены образцы национальной одежды, оружие, музыкальные инструменты, предметы обихода. Некоторые из них были привезены из этнографического музея г. Актюбинска, а некоторые бережно хранились в частных коллекциях и были переданы в дар музею.
Ресторан «Шанырак» – это ресторан с экзотическими залами, дизайном, мебелью, посудой и ассортиментом блюд. Центральный зал украшен казахским орнаментом и коврами в национальном стиле. Официанты одеты в национальные костюмы. Меню своеобразное и пикантное: бешбармак, каурдак, казы, чак-чак, чужук, баурскаки и многое другое.
Башкирское подворье
Открытие башкирского подворья в культурном комплексе «Национальная деревня» проходило в рамках Дней Республики Башкортостан в Оренбургской области, приуроченных к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России.
В торжественных мероприятиях приняли участие свыше 5 тысяч человек как оренбуржцев, так и гостей нашей области. Право открытия подворья было предоставлено губернатору Оренбургской области А.А. Чернышеву и Президенту Республики Башкортостан М.Г. Рахимову. В наше время огромное значение придаётся вопросам сохранения родного языка и этнокультурного развития башкир, проживающих в Оренбуржье. Для многих из них Оренбургская область – историческая родина.
Обратимся к истории. Издревле основу башкирского хозяйства составляло табунное скотоводство, было развито приготовление конины, кумыса, сыра.
Главным жилищем башкир является юрта-толар. Основным её убранством были разноцветные войлоки, а у более зажиточных башкир – ковры. Посуду в большинстве своём изготовляли путём долбления из дерева (чаши, миски, ложки, ковши), была и посуда со вставным дном (кадки разных размеров), делали кожаные сосуды для кумыса. Одним из главных украшений юрты была мужская и женская одежда ярких цветов, развешанная на жёрдочках.
На территории башкирского подворья создан неповторимый архитектурно-ландшафтный ансамбль, отражающий особенности быта, жизненного уклада башкир Оренбуржья. Это и дом с шатровой крышей, и площадка для сабантуев, и конский дворик.
Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана.
В башкирском доме-музее представлены предметы быта, национальные костюмы, книги, документальная экспозиция, посвящённая этногенезу и этнографии башкирских родов.
На территории подворья открыт центр изучения башкирского языка и культуры. Работает ресторан башкирской кухни.
Мордовское подворье
Хозяева мордовского подворья так рассказывают о своём детище: «В самом начале пути, обдумывая, каким будет наше подворье, мы решили, что хотим рассказать всем о самобытной культуре, обычаях, богатых традициях мордовского народа, показать, как жили наши предки и чем дышит современная мордва».
Основное здание подворья - «Кудо» - построено из самых современных строительных материалов, визуально же повторяет старинный мордовский женский головной убор – панго.
Здание музея – старый добрый бревенчатый сруб, украшенный традиционной резьбой. В нём есть всё необходимое для жизни – от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе. Кропотливо собирались экспонаты для историко-этнографического музея – старинная утварь, орудия для сельскохозяйственных работ, традиционный текстиль и многое другое. В музее находятся чучела животных: кабана, лося, медведя, лисы. Это связано с тем, что одним из главных занятий мордовского народа были охота и бортничество. Около 70 % экспонатов переданы в дар музею жителями Северного и Пономарёвского районов, которые являются районами компактного проживания мордвы.
В истории Оренбуржья навсегда останутся имена известных людей мордовской национальности. Главное место в этом списке занимают Герои Советского Союза Кирилл Романович Вертяков, Андрей Емельянович Лукьянов, Василий Степанович Кузьмин, Сергей Трофимович Кузнецов. С Оренбуржьем тесно связана биография писателей и поэтов Дмитрия Морского (Малышева), Ксении Петровой, Тимофея Раптанова, Василия Радаева, Алексея Дуняшина. Эти люди внесли огромный вклад в развитие литературы и искусства. И, конечно же, никого не могут оставить равнодушными песни в исполнении заслуженной артистки России, народной артистки Республики Мордовия, солистки Оренбургской областной филармонии Юлии Учватовой.
Татарское подворье
Первые поселения татар в Оренбуржье образовались с 1744 года с появлением здесь казанских купцов. Они активно занялись торговлей, сельским хозяйством и смогли «влиться» в общий уклад жизни. Дальнейшую историю развития нашего региона уже нельзя было представить без этой нации. Татары поистине являются коренным населением, численность которого составляет ныне более 160 тысяч человек.
В Оренбургской области имеется 88 татарских и 63 смешанных населенных пункта; 34 татарских дошкольных учреждений, 87 школ с изучением татарского языка, татарское отделение в Оренбургском педагогическом колледже №3, 76 мечетей. На территории области работают 7 татарских общественных и культурных центров, фонд «Намус», общество мусульман, «Народный центр возрождения языка и культуры», 69 татарских художественных коллективов, Оренбургский татарский драматический театр. Татарская пресса представлена газетами «Болгар иле» и «Яна вакыт», радиопередачей «Добрый вечер» и телепередачей «Земляки».
Для многих жителей появление татарского подворья стало желанным событием, ведь теперь это – место единения и духовного сближения людей разных культур и традиций.
На территории татарского подворья разместились:
- историко-этнографический музей - типовой татарский дом конца XIX- начала XX веков (он напоминает дома купцов-татар, проживавших в селе Татарская Каргала в XVIII-XIX веках);
- редакция татарской газеты «Яна Вакыт»;
- ресторанно-гостиничный комплекс – двухэтажная постройка с элементами восточной архитектуры, венчает которое крыша в виде двух «тюбетеек»;
- торговый домик, облицованный камнем-ракушечником.
Бульвар имени Я.М. Свердлова
Строители крепости Оренбург возвели на высоком берегу Яика редут – открытую площадку без вала и рва, защищённую от неприятеля только береговым обрывом.
В 1857 году редут превратили в бульвар, высадили первые деревья, поставили павильон для буфета. Сюда же была перенесена с Александрплаца (ныне сквер имени В. И. Ленина) так называемая Александровская колонна, воздвигнутая в 1822 году в честь освобождения города от военного постоя. Впоследствии бульвар преобразился — появились клумбы, фонтаны, новые деревья. Местный купец Белов соорудил лёгкую постройку «Вокзал», где по вечерам играла музыка. Бульвар стал называться «Беловкой».
7 ноября 1953 года, в день 36-й годовщины Октябрьской революции, в Оренбурге на высоком берегу Урала был открыт памятник выдающемуся советскому летчику Валерию Павловичу Чкалову.
На берегу Урала в конце XIX века была построена первая городская электростанция, которая в 1892 году дала ток 19 абонентам. Впоследствии она была приспособлена под электроремонтные мастерские. В 1944 году на этом месте был размещён электромеханический завод.
Центр бульвара переходит в спуск к реке Урал. Лестница с колоннами и беседками ведет к пешеходному мосту, соединяющему город с самой обширной зоной отдыха — Зауральной рощей и парком имени В. П. Чкалова.
Под обрывистым правым берегом Урала примостился миниатюрный железнодорожный вокзал. Уходят вдаль пути. Точно по расписанию отправляются поезда. Настоящая железная дорога, только всё вокруг словно приуменьшено: в маленьких тепловозах сидят маленькие машинисты, потому что дорога эта детская, и ездят по ней, и обслуживают ее дети. Открыта она 25 июля 1953 года.
Детская железная дорога ведёт в зону детских оздоровительных лагерей «Дубки». Семикилометровое железнодорожное полотно пролегло вдоль красивых берегов Урала.
Вновь поднявшись по лестнице на бульвар, увидите в его восточной части здание необычной архитектуры, напоминающее средневековый замок. Куранты на башне до 1929 года являлись главными уличными часами города.
Здание было построено в 1856 году по проекту И. П. Скалочкина, крепостного графини Кутайсовой. Первоначально оно предназначалось для архива и губернского музея. Однако когда были завершены строительные работы, по приказу генерал-губернатора здесь разместили гауптвахту.
Посёлок Бёрды
Посёлок Бёрды примечателен тем, что здесь находился штаб руководителя крестьянского восстания – Емельяна Пугачёва. Отсюда он в 1773-1774 гг. руководил осадой Оренбурга.
В сентябре 1833 года Бёрды посетил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Здесь он собирал материалы для «Истории Пугачёва» и повести «Капитанская дочка». Пушкин беседовал со многими жителями слободы. Среди них была старая казачка Бунтова, которая помнила Пугачёва.
Беседуя с поэтом, она поведала ему о взятии Нижнеозёрной, о пребывании Пугачёва в Бёрдской крепости, сводила к избе казаков Ситниковых – «государеву дворцу», указала на гребни, где по преданию лежит огромный клад Пугачёва, зашитый в рубаху, засыпанный землёй и покрытый трупом человеческим, чтобы отвести всякие подозрения. Большое впечатление произвело на Пушкина услышанное от Бунтовой поэтическое предание о старой казачке Разиной, долго искавшей своего сына Степана (Андреевича) Разина среди погибших пугачёвцев, трупы которых тихо проплывали по вешнему Яику. Поделилась она и другими преданиями о событиях того времени, спела несколько казачьих песен.
Услышанное со слов Бунтовой Пушкин внёс на страницы «Оренбургских записей», пометив их ремарками: «В Берде от старухи» и «Старуха в Берде». В письме к жене от 2 октября 1833, делясь впечатлениями от поездки по Оренбургскому краю, он сообщил: «В деревне Берде, где Пугачев простоял 6 месяцев, имел я une bonne fortune (большой успех) - нашел 75-летнюю казачку, которая помнит это время, как мы с тобою помним 1830 год. Я от нее не отставал...». Покидая Бёрдскую слободу и прощаясь с Бунтовой, Пушкин подарил ей в благодарность за её рассказы золотой червонец.
Бёрдские казаки и казачки, бывшие очевидцами беседы Бунтовой с поэтом, стали упрекать её за то, что она пела и рассказывала о Пугачёве явно подозрительному человеку, пугали её грозными взысканиями со стороны начальства. В.И. Даль, сопровождавший А. С. Пушкина в поездке в Бёрдскую станицу, вспоминал, что бёрдские «бабы и старики не могли понять, на что было чужому, приезжему человеку расспрашивать с таким жаром о разбойнике и самозванце, с именем которого было связано в этом краю столько страшных воспоминаний». Дабы избежать ответственности за этот «проступок» старой станичницы и «чтобы не дожить до такого греха да напасти», казаки на другой же день отправили подводу в Оренбург, привезли туда и старуху, и роковой червонец и донесли: «Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик, волос чёрный кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под «пугачёвщину», и дарил золотом: должен быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти». Пушкин много тому смеялся. Всё кончилось для Бунтовой вполне благополучно, её отпустили домой с миром и с пушкинским червонцем. Эпизод этот получил широкую известность в Оренбурге.
Памятники геологии Оренбургской области - тут!
РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
РЕКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ГЕОГРАФИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ВОДОПАДЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Источник информации и фото:
- https://orenburg.ru
- Глава города Оренбурга. Официальный портал города Оренбурга.
- Оренбург: путеводитель-справочник. Авторский коллектив С.А. Чекасин, Ю.Д. Гаранькин, Ф.П. Полищук, И.Я. Скутин. - Южно-Уральское книжное изд-во, 1977 г.
- Даль В.И. Воспоминания о Пушкине // Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т.2.
- Овчинников Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина. М., 1981.
- Россия:
- Тэги:
- 28877 просмотров
Комментарии
Словарь Даля
я помню что в школе писал сочинение про жизнь Владимира Даля -
как он в Оренбургской губернии начал собирать материалы для своего легендарного Словаря!
Я тогда узнал множество интересных и ныне забытых слов
например:
ворозь, литовка, паккула, вихотка, голомня, полое, било, карша, быша, ботало, суходол, аюка....
кто знает - что это такое?
Очень жаль, что губернатор
Очень жаль, что губернатор -орский. Он не видит,как разрушается старый Оренбург, а это уникальные здания. Их сносят, чтобы возвести коробки огромных торговых и офисных центров, типовые жилые дома. Это просто срам: Газпром занимает и содержит только уникальное здание на Пушкинской, 20, а просто проложить цивильные коммуникации на старинных улицах и привести в порядок купеческие домики, которые при наличии политической воли руководства города, вполне могли быть и торговым кварталом, и офисным рядом, и элитным жильем, и фешенебельными отелями, даже не по
мышляет. А ведь именно Оренбург один из крупнейших поставщиков газа стране.
Ленинский садик, любимое место отдыха оренбуржцев, медленно, но верно превращается в злачное место из-за засилья в окрестностях питейно-едальных заведений (и это при том, что здесь находятся старейшая музшкола, музеи, драмтеатр, физ-мат лицей, кукольный театр, пешеходная зона.
Отправить комментарий