Город Ижевск
Иже́вск (удм. Иж, Ижкар) — город (c 1918 года) в России, столица Удмуртской Республики. С 1984 по 1987 год назывался Устинов. Входит в двадцатку крупнейших городов страны. Крупный экономический, транспортный, торговый и культурный центр страны, известный в стране и мире своими оборонной, машиностроительной и металлургической промышленностью. Один из крупнейших индустриальных центров Урала и Поволжья. Город трудовой славы.
Население на 1 января 2012 года — 629 455 человек, Ижевск занимает 19-е место по численности населения среди городов России.
Город расположен на реке Иж.
Известен как «Оружейная столица России» (наряду с Тулой).
До получения статуса города был заводским посёлком и носил название «Ижевский завод».
Название происходит от реки Иж, на которой был построен Ижевск. Этимология названия самой реки не установлена.
СТАТЬЯ ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТИИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЕКИ УДМУРТИИ - ТУТ!
Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!
СТАТЬЯ ПРО ГЕОГРАФИЮ УДМУРТИИ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО ВОДОПАДЫ УДМУРТИИ - ТУТ!
История Ижевска
Основание города
В восемнадцатое столетие Россия вступала в напряжённой борьбе со шведской короной за господство на Балтике. Начавшаяся в 1700 г. Великая Северная война затянулась на два десятилетия и потребовала от страны гигантских усилий. Резко возросла потребность армии в обеспечении холодным и огнестрельным оружием, особенно обострившаяся после череды поражений, понесённых русскими от шведов. Развитие соответствующих отраслей диктовалось не только сиюминутными военными потребностями, но и твёрдым осознанием того, что успешная реализация внешнеполитических и экономических задач, стоявших перед Российским государством, зависит от наличия мощной, боеспособной армии. Мощностей существовавших к тому времени тульских и олонецких заводов уже недоставало. Необходимо было строительство дополнительных предприятий и поиск новых месторождений железной руды.
Ещё в конце XVII в. на Среднем Урале были обнаружены залежи высококачественных железных руд. В 1696 г. новокрещеный манси Яков Савин указал верхотурским уездным властям на крупное месторождение магнитного железняка в горе Высокой. Залежи железной руды были найдены также в долине Нейвы. В первые же годы нового столетия начинается строительство сразу нескольких новых заводов на Урале (Невьянского, Каменского, Уктусского, Алапаевского).
фото города Ижевск
Для стимулирования активности горнозаводчиков и самодеятельных рудознатцев Пётр I в 1719 г. издаёт Берг-привилегию: «Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы, сиречь: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, також и минералов, яко селитра, сера, купорос, квасцы и всяких красок потребные земли и камения, к чему каждой толико промышленников принять может, колико тот завод и к тому надобное иждивение востребует». Очень показательно, что добыча железа приравнивается здесь к золотодобыче. Берг-привилегия гарантировала право наследственной собственности на горные заводы, выводила горнозаводские дела из компетенции местных властей, обязывала специально созданный государственный орган, Берг-коллегию, оказывать заводчикам техническую и финансовую помощь, вводила свободу торговли железом. Этот документ более чем на шесть десятилетий вперёд определил ход развития горной промышленности на Урале.
В 1735 г., спустя десять лет после кончины Петра I, новокрещеный манси Степан Чумпин указал командиру уральских, сибирских и казанских горных заводов Василию Никитичу Татищеву на изобильное месторождение магнитного железняка в одной из уральских гор, которую Татищев, имея в виду буквальное значение имени правившей в ту пору государыни Анны Иоанновны, нарёк Благодатью.
Для освоения гороблагодатской руды были построены Кушвинский и Верхне-Туринский заводы, а в последствии ещё и Баранчинский, Серебрянский, Нижнетуринский. Однако запасы месторождения были столь велики, что мощности и этих заводов казались недостаточными. Получивший в 1754 г. гороблагодатские заводы в собственность знаменитый елизаветинский деятель граф Пётр Иванович Шувалов уже через три года добивается разрешения построить в Прикамье ещё три металлургических завода под передел гороблагодатского чугуна. Отыскать удобное место и начать строительство новых предприятий было поручено горному инженеру Алексею Степановичу Москвину, который до этого участвовал в строительстве Серебрянского завода (и, по-видимому, успел хорошо проявить себя в деле).
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ДВОРЕЦ - ИЖЕВСК
Построить заводы (и, следовательно, основать заводские посёлки) нужно было с учётом следующих обстоятельств. Источником энергии для заводских машин была вода, вращающая верхнебойные вертикальные колёса. Для функционирования таких конструкций требовалась мощная запруда, вероятность сооружения которой на той или иной реке была неодинакова в зависимости от рельефа местности. Идеальными для сооружения такой запруды были небольшие, но достаточно полноводные реки. Окрестности завода должны быть богаты лесом, который шёл на изготовление древесного угля. Расход угля был очень велик, поэтому быстрое обезлесивание местности могло сделать нерентабельным или вовсе остановить производство. Было очень желательным присутствие в окрестностях вновь возводимого завода поселений, из которых можно было бы рекрутировать рабочую силу. Наконец, завод (в нашем случае) не должен был находиться слишком далеко от основной транспортной артерии края, реки Камы.
СВЯТО-МИХАЙЛОВСКИЙ СОБОР, ИЖЕВСК
Москвин обнаружил два места по правую сторону Камы, которые вполне удовлетворяли всем условиям. В 1758 г. началось строительство Воткинского завода в 15 км от Камы на реке Вотке, а ранней весной 1760 г. начались работы по запруживанию несудоходной, но достаточно водоносной реки Иж в верхнем течении, примерно в 40 км от Камы. Именно там и возник посёлок Ижевского завода, которому и суждено было вырасти в город Ижевск. Дата начала строительства, 10 апреля 1760 г., считается днём основания Ижевска. Разрешением построить третий завод Шувалов не воспользовался, ограничившись основанием Ижевского и Воткинского — Камских заводов, как их называли. Первым управителем Камских заводов стал А. С. Москвин.
Земля, на которой был основан Ижевск, уже имела хозяина. Им был известный российский дипломат, генерал, татарин-мусульманин Кутлу-Мамет-мурза Маметович (Кутлы-Мухаммет Мухамметович) Тевкелев — чаще, впрочем, он называл себя Алексеем Ивановичем. Он, в свою очередь, приобрёл земли в долине Ижа законным порядком у прежних владельцев, татарских князей Яушевых. Шувалов, по сути, присвоил тевкелевские земли для заводского строительства. Все жалобы Тевкелева, требовавшего восстановить статус-кво, оставались без ответа (впрочем, русское правительство в конце концов частично скомпенсировало Алексею Ивановичу утрату ижевских земель). Отставной генерал никак не мог соперничать по влиянию с фаворитом царицы, а главное, основание нового завода было настолько важным государственным делом, что правительство вполне могло стерпеть шуваловское самоуправство.
МОНУМЕНТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Город Ижевск
Город-завод ИЖЕВСК
Градостроительная концепция, в рамках которой возник и развивался Ижевск, была типична для Урала и Прикамья: у запруженной реки ставился завод, и расположение плотины, размер и береговая линия пруда в дальнейшем определяли план и направление развития посёлка при заводе. Завод был градостроительным и властным центром такого поселения, заводские корпуса были зачастую одними из немногих каменных зданий (наряду с храмами и домами начальствующих или наиболее зажиточных лиц). Жилые кварталы строили вокруг заводских строений, иногда перемежаясь с ними. Производство порождало и формировало городскую среду, определяя весь её характер.
Необходимость разработки рудных месторождений вызвала к жизни десятки больших и малых горных заводов и, соответственно, дала начало такому же количеству заводских посёлков. Переработка горного сырья, по сути, представляла собой монокультуру поселений такого типа, что, конечно, обуславливало заметное культурно-историческое своеобразие этих мест (которое столь ярко отобразили в своём творчестве Павел Бажов и Евгений Пермяк). Совокупность перечисленных выше своеобразных черт и передаётся обычно общим термином «город-завод».
МУЗЕЙ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ
Камские заводы — Ижевский и Воткинский — не были единственными заводами такого типа на территории Удмуртии. Почти одновременно с ними были основаны Бемышевский и Варзино-Алексеевский медеплавильные, Пудемский и Камбарский железоделательные заводы. Первые два были в конце концов закрыты — такова была судьба большинства подобных предприятий; редко какой из заводских посёлков становился большим городом. Тем больший исследовательский интерес представляет Ижевск, сохранявший свой заводской (не только по количеству промышленных предприятий и соответствующей структуре занятости населения, но и по причине сильнейшей зависимости городской среды от заводов) характер до самого последнего времени.
Основанный Москвиным ижевский завод недолго оставался частным предприятием — уже в 1763 г. он был отобран за долги у наследников Шувалова и передан в казну по ведомству Берг-коллегии. Надежды основателей завода на его будущую прибыльность не оправдались — к началу XIX века предприятие пришло в заметный упадок (не помогли и правительственные заказы на выделку якорей, которые завод на Иже исполнял наряду с Воткинским заводом). Причиной этого стало то, что основная часть работников завода, не считая вольнонаёмных мастеровых, состояла из т.н. «приписных крестьян» — государственных крестьян, которых принуждали исполнять разнообразные вспомогательные работы на заводе (заготовка леса, камня, транспортировка, плотницкие работы и т.п.), компенсируя это освобождением от подушной подати и денежной оплатой выполненных работ. Положение приписных было тяжёлым: подвергаясь интенсивной эксплуатации на заводах, они не могли уделять должного внимания своим крестьянским хозяйствам (приписные, как правило, оставались жителями тех деревень, где их застала приписка), а откровенно заниженные размеры оплаты труда делали невозможным отказ от работы на земле. История уральских горных заводов пестрит упоминаниями о бунтах приписных крестьян; чрезвычайно распространены были побеги и иные формы уклонения от работ. Неудивительно, что руководитель крестьянской войны 1773–1775 гг. Емельян Пугачёв нашёл на Иже самый тёплый приём: 27 июня 1774 г. он лично въехал на Ижевский завод, восторженно встреченный населением. Пугачёвцы казнили заводское начальство и позволили приписным крестьянам разграбить завод.
Новое столетие, точно так же как и прежнее, Россия встретила под знаком острой военной опасности: с конца XVIII в. Европа вошла в эпоху наполеоновских войн. Существовавшие к тому времени отечественные оружейные заводы в Сестрорецке и Туле не могли в должной мере удовлетворить потребности русской армии в холодном и огнестрельном оружии, поэтому было решено построить ещё один оружейный завод на Урале.
ЗДАНИЕ АРСЕНАЛА - ИЖЕВСК
Поиски места под строительство нового завода шли неторопливо, между тем Россия вступила в неудачную для себя войну (1805–1807) с наполеоновской империей. Заключённый в 1807 г. Тильзитский мир был лишь временной передышкой в дальнейшем противоборстве этих держав. Россия начала готовиться к большой войне. Именно в этот год произошло событие, определившее судьбу Ижевска на многие годы вперёд: по предложению обер-берггауптмана IV класса, командира Гороблагодатских, Пермских, Камских и Богословских заводов Андрея Федоровича Дерябина ижевский железоделательный завод был перепрофилирован в оружейный. Выбор был неслучаен: до этого горный начальник осмотрел несколько как будто подходящих мест на территории Вятской и Пермской губерний, но, всё же, потенциал Ижевского завода был признан наилучшим: «Достаточное количество воды для машин, достаточное количество лесов для строения и выжигу угля, возможность приграничить еще большее количество оных, удобность получения самых лучших материалов, металлов для оружия, без дальнейшей перевозки оных, обширность места для населения людей, довольно плодородная округа» — так оценивал его сам горный генерал.
Дата открытия Ижевской оружейной конторы, обозначившая начало нового этапа истории завода, — 10 июня 1807 г. — считается вторым днём рождения Ижевска, а Дерябин — фактически основателем города, что вполне логично, учитывая последствия, которые этот шаг имел для Ижевска: Дерябин спас деградирующее предприятие от ликвидации, что могло означать как конец посёлка (что, впрочем, с учётом его благоприятного расположения, было маловероятно), так и в любом случае закрытие для него перспективы роста и трансформации в город. Оружейное производство, по причине своей высокой востребованности в постоянно воевавшей России, было и прибыльным, и неподверженным конъюнктуре. Дерябин придал будущему городу и промышленному центру импульс развития, безотказно действовавший на протяжении двух с половиной столетий.
Удмартия, Ижевск, река Иж
Перепрофилирование Ижевского завода было проведено быстро и успешно: если в 1808 г. было выпущено всего 25 ружей и 40 тесаков, то в 1810 г. было изготовлено 762 ружья и 461 тесак, а уже в 1811 г. — 1822 ружья и 1250 тесаков. В военный 1812 г. завод дал ок. 6 тыс. одних только ружей (что стало весьма значительным вкладом ижевцев в победу русского оружия), в 1814 г. ижевские мастера изготовили ок. 11 тыс. ружей и почти 4,5 тыс. тесаков, и к 1830 г. предприятие вышло на проектную мощность (было изготовлено 26 тыс. ружей и ок. 4 тыс. тесаков). Всего же за первые 60 лет своего существования (1807–1867) завод выпустил более 1 095 тыс. гладкоствольных кремнёвых и ударных ружей и около 60 тыс. тесаков.
Завод строился с применением самых современных технологий; было приглашено большое количество иностранных специалистов, которые проводили обучение местных мастеров. Изготовление якорей было прекращено (1806), и железоковательное производство сохранялось только для обслуживания нужд оружейного производства.
В 1808 г. завод из горного ведомства переходит в военное (Артиллерийская экспедиция, позже — Артиллерийский департамент, и, наконец, Главное артиллерийское управление). В командном отношении завод подчинялся генерал-фельдцейхмейстеру и инспектору оружейных заводов (нелишне заметить, что с января 1808 г. военным министром и генерал-инспектором всей пехоты и артиллерии являлся небезызвестный граф Алексей Аракчеев).
В 1884 г., в связи с окончанием пятилетнего срока аренды, полностью переоборудованное предприятие было возвращено в казну и стало именоваться «Ижевские оружейные и сталеделательные заводы». Совершенствование производства продолжилось и дальше: в 1891 г. был начат выпуск трёхлинейных винтовок Мосина. Ижевский завод, в отличие от тульского и сестрорецкого, выпускал их во всех разновидностях (пехотная, драгунская, казачья).
достопримечательности Ижевска
Градообразующим предприятием был и оставался казённый Ижевский завод. В советское время число заводов на Иже начинает увеличиваться: Ижевский завод был разделён на Ижмашзавод и Ижстальзавод (1939), основан мотозавод (1933), механический (1942) и электромеханический заводы (1957), редукторный завод (1946), завод нефтяного машиностроения (1956), подшипниковый завод (1957), радиозавод (1958), завод бумагоделательных машин (1960), автомобильный завод (1966), завод пластмасс (1972). Именно эти предприятия составляли костяк ижевской индустрии. Несмотря на мирные названия, большая часть этих заводов специализировалась на продукции оборонного назначения: так, стрелковое оружие выпускалось на машиностроительном и механическом заводах, зенитно-ракетные комплексы — на электромеханическом, приборы и системы управления военного назначения — на мотозаводе, и т.д. Такое индустриальное изобилие объясняло удивительно быстрый рост города и высокую развитость городской инфраструктуры в Ижевске, поскольку в советское время предприятия, в дополнение к своему непосредственному назначению, несли также расходы по поддержке социальной сферы города (жильё, медицина, культура, спорт).
С 90-х гг. XX в. значение машиностроительных заводов в экономике города и республики, влиятельность их менеджмента и престиж заводской занятости начинают быстрое и неуклонное падение. Значение этого факта для Ижевска ещё до сих пор, кажется, не в полной мере осознано, хотя ведущую роль предприятий машиностроения — и, у́же, оборонной промышленности — в формировании облика города и городской среды признают все (отсюда удивительная устойчивость эпитетов «город-завод», «город оружейников» и т.п., применяемых как чиновничеством, так и широкими кругами интеллектуалов для характеристики города).
Вторым важным фактором, сформировавшим Ижевск таким, каков он есть, явилась его столичная функция. В отличие от функции оборонного города-завода, она была придана Ижевску исторически довольно поздно. Лишь в 1918 г. местный совет объявил Ижевск городом (хотя неадекватность сельского статуса была вполне ясна ещё в 70-х гг. XIX в. — кстати, примерно в то время или несколько позже появляется само название «Ижевск» наряду с официальным «Ижевский завод», и которое к концу века уже употреблялось достаточно широко). При образовании Вотской автономной области в 1920 г. её центром был объявлен уездный город Глазов, расположенный в 180 км к северо-западу от Ижевска — однако эти 180 км большую часть года представляли собой весьма труднопроходимую местность: ни железной, ни шоссейной дороги меж двумя городами не было, и наиболее удобным путём сообщения между югом и севером области оказывался зачастую путь по железной дороге через Москву или Екатеринбург. Выбор объяснялся весьма малым процентом удмуртского населения в Ижевске, в Глазове он был существенно больше. Разумеется, для роли центра области в значительно большей степени подходил самый большой её город с преимущественно пролетарским населением, и с 1921 года Ижевск — центр сначала Вотской, затем — Удмуртской автономной областей, с 1934 г. — столица Удмуртской АССР и с 1991 г. — Удмуртской Республики.
ПОЮЩИЕ ФОНТАНЫ В ИЖЕВСКЕ
Топография Ижевска
Выбор места для строительства и параметры гидротехнических сооружений на Иже определили географические особенности будущего города. Плотина, которую возводил Москвин, была, по меркам того времени, достаточно мощной: с насыпью её длина составляла 33 сажени (70 м.; с насыпью — 280 саженей, т.е. ок. 600 м), ширина — 22 сажени (47 м), высота — 4 сажени (8,5 м). Выше плотины образовался огромный пруд, который зачастую принимают за естественное озеро (11,4 км в длину, около 2,5 км в самом широком месте).
Народное представление о том, что Ижевск «лежит на семи холмах», вполне адекватно особенностям городского ландшафта. Перепады высот — от 98 (уровень уреза воды Ижевского пруда) до 208 м над уровнем моря (один из высочайших холмов). Водные ресурсы городской территории весьма богаты: помимо Ижа, по ней протекает несколько мелких речек, кроме того, на поверхность выходит около 50 родников (и эта черта ижевской гидрографии весьма способствовала складыванию поэтического представления обо всей Удмуртии как о «родниковом крае»). Перечисленные обстоятельства, а также наличие на городской территории нескольких глубоких оврагов, не создавали, однако, существенных градостроительных трудностей. Близость грунтовых вод препятствует масштабному подземному строительству, однако до сих пор острой необходимости в его ведении не возникало.
При самом основании посёлка строительство производственных зданий велось на правом, низменном берегу за плотиной, там же расположились и жилища строителей, в то время как дом управителя завода был построен на высоком левом берегу. Так были заданы два направления, в которых строился посёлок: в Нагорной части («на Горе») селилось заводское начальство, мастера, купцы, интеллигенция, вообще зажиточные ижевцы; правобережье («За́реку») обживал работный люд; нередки были случаи, когда обедневшие ижевцы были вынуждения съезжать с Горы в Зареку. С XIX в. за рекой начали компактно селиться семьи татар — работников Ижевского завода, там же была возведена первая ижевская мечеть (не сохранившаяся до наших дней), а впоследствии -- вторая и третья, соборная. На сегодня татары составляют пятую часть населения ижевской Зареки, что заметно сказывается на её субкультурном своеобразии.
карта Удмуртии, Ижевск
Престижность Горы объяснялась удобным расположением: земли там не подвергались заболачиванию и им был не страшен паводок; наоборот, населению непрестижной Зареки досаждало и то, и другое. Всё же, заречное направление в градостроительном смысле оказалось перспективным: к настоящему времени правобережная часть Ижевска — Ленинский район города — занимает треть его территории, а проживает там шестая часть городского населения. Ижевск, таким образом, оказался рассечён надвое водной преградой, и возникшие по этой причине транспортные проблемы пока что далеки от окончательного решения. На автомобильном транспорте в Зареку можно проехать через плотину в объезд завода (пр. Дерябина – ул. Четырнадцатая), и по трём мостам через Иж (большой мост: ул. Максима Горького – ул. Новоажимова; большой и малый мосты: ул. Карла Маркса – ул. Магистральная). Общественный транспорт идёт через большие мосты (М. Горького – Новоажимова: автобус, троллейбус; К. Маркса – Магистральная: трамвай).
Современная планировка ижевских улиц отчасти также была заложена на самых ранних этапах истории города. На первом известном плане посёлка Ижевского завода (1764 г.) их видно две: одна (будущий Плотинный переулок, ныне проезд Дерябина) естественным образом получалась продолжением дороги, проходящей по заводской плотине вдоль заводских зданий, другая шла перпендикулярно по левому, высокому берегу Ижа (отчего впоследствии получила название Береговой; ныне это две улицы, Милиционная и Свердлова).
Однако эти особенности закладывали лишь градостроительную тенденцию, которая в полной мере была осознана и творчески реализована лишь после 1807 г., когда завод из железоделательного был преобразован в оружейный и начал активно расширяться и рационально застраиваться по плану, разработанному заводским архитектором Дудиным. Семёну Емельяновичу Дудину (1770–1825) целиком принадлежит заслуга формирования стройного ансамбля городских и заводских зданий и планировки города. Этот несомненно выдающийся мастер, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, был учеником знаменитого Андреяна Захарова; в течение трёх лет он стажировался в Италии, что наложило заметный отпечаток на его творчество. Сразу по окончании стажировки архитектор прибыл в Вятскую губернию и с 1807 г. до самой кончины работал в Ижевске. Дудин может считаться полноправным соавтором Дерябина в деле преобразования Ижевского завода в оружейный: задача, которую ему пришлось решать, была далеко не типичной для того времени. Дудиным был составлен первый генеральный план Ижевска (1809), предопределивший дальнейший путь градостроительной эволюции города. Им же был спроектирован целый ряд великолепных памятников архитектуры Ижевска 1-й пол. XIX в. высокого классицизма (Главный корпус завода, Александро-Невский собор, Арсенал), ставших символами города и до сих пор во многом определяющие его лицо.
Сразу за Береговой улицей начинался лес, который, по мере разрастания посёлка, постепенно сводили, и строили новый ряд домов параллельно существующей улице. Поскольку Иж течёт в меридиональном направлении, улица, расположенная по его берегу, оказалась естественным образом идущей с юга на север, соответственно и новые улицы оказались ориентированными в том же направлении. Ижевские переулки шли перпендикулярно улицам, то есть с запада на восток. В результате планировка нагорной части посёлка приобрела правильные геометрические характеристики, напоминая тем самым планировку Васильевского острова.
схема города Ижевск
Ижевские улицы первоначально не имели названий. В первые десятилетия XIX в. для удобства они были пронумерованы в направлении расстройки города – от Первой (Береговой) до Тринадцатой (ныне Удмуртской), и лишь некоторые из них получили в разные годы до революции собственные имена (Береговая, Базарная, Куренная, Старая, Церковная, Госпитальная). Вообще, традиция использования номерных названий оказалась в Ижевске очень устойчивой (шесть переулков Жданова, десять Подлесных улиц и т.п.), но, к счастью, большая часть таких улиц и переулков была в конце концов переименована.
Аналогичным образом строились и именовались улицы и переулки Зареки, только здесь Первой улицей считалась дорога, идущая по восточной стороне прямоугольника заводской территории. Дома строились как на запад от Первой улицы (так появлялись Вторая, Третья и другие улицы, вплоть до Тринадцатой), так и на восток (шесть улиц вплоть до самого берега Ижа). Впоследствии номерные названия частично были вытеснены более содержательными (Первая улица стала Угольной, поскольку по ней подвозили древесный уголь на завод, Вторая — Казанской, постольку с неё начиналась дорога на Казань, и т.п.), а некоторые улицы были ещё раз переименованы в советское время (напр., Казанская стала улицей Азина). Типологическое сходство с планировкой Васильевского острова в Зареке было усилено сооружением в начале XIX в. по инициативе того же Дудина многочисленных (впоследствии засыпанных) каналов, которые были необходимы для осушения местности.
XX век внёс существенные коррективы в картину ижевских улиц. Помимо многочисленных переименований, имевших место как в первые десятилетия советской власти, так и (в меньшей степени) в послевоенное время, улицы кардинально изменили облик — с начала 50-х гг. (но особенно интенсивно — с начала 60-х) город превращется из деревянного в каменный, старая дудинская схема — узкие и очень длинные улицы, частая сеть переулков, формирующая стройные ряды небольших кварталов — оказалась тесна для нового строительства. Некоторые улицы полностью исчезли при расширении жилой или промышленной зоны, другие были перерезаны кварталами новых домов. Каменная застройка сопровождалась существенным расширением улиц. Тем не менее, общий вид городской планировки оказался сохранённым и продолжал быть актуальным: улицы и переулки достраивались в том же направлении, какое было задано изначально. Сегодня типичная улица центральной части Ижевска — длинная (нумерация домов на всём протяжении — до значений 200–400), широкая, застроенная кирпичными малоэтажными (4–6 этажей) строениями, с узкой мостовой.
Существование «старого» и «нового» центров закреплено в официальной и неофициальной ижевской топонимике: «Дом правительства» (на Пушкинской) — «Старый Дом правительства» (на Советской и Максима Горького), остановка «Центр» («старый центр») — «Центральная площадь» («новый центр»).
В современном Ижевске концепция точечного центра совершенно неоперационабельна, и центром (Большим Центром) современного Ижевска следует считать достаточно обширную территорию, включающую в себя почти всю дореволюционную Нагорную часть (ул. Горького — Кирова — Удмуртская — Карла Либкнехта). По мере расширения строительства и благоустройства города всё более усиливается тенденция расширения Большого Центра в северном направлении. Центральная часть города наиболее благоустроена и насыщена точками потребления. Здесь же располагаются исторические здания и соответствующие им туристические маршруты.
Город и горожане
Первыми ижевскими поселенцами был 30 гороблагодатских мастеровых, которых вывез с собой А. С. Москвин для основания завода. В дальнейшем население заводского посёлка комплектовалось за счёт русских приписных крестьян (как из близлежащих, так и из достаточно удалённых деревень). Как уже отмечалось выше, в первые десятилетия XIX в. в посёлке появляется татарское население, численность которого заметно увеличивалась в дальнейшем за счёт притока извне. Ижевск — один из центров татарской культуры в России: активно действуют татарский общественный центр и ряд других татарских общественных организаций, организуются регулярные гастроли татарских музыкальных и театральных коллективов, функционируют татарские СМИ (республиканская газета «Яӊарыш», еженедельные татароязычные программы на республиканском радио и телевидении), энтузиастами в город завозится татароязычная и исламская литература, в дополнение к существовавшим двум построена одна новая мечеть и одна находится в процессе строительства).
После преобразования железоделательного завода в оружейный на предприятие было приглашено немалоиностранных мастеровых и специалистов — т.н «немцев» (на самом деле это была пёстрая в этническом отношении группа выходцев из стран западной Европы). «Немецкая» община пользовалась уважением жителей посёлка и вниманием властей. Очень рано для удовлетворения её духовных нужд в Ижевске было организовано лютеранское богослужение, а в 1872 г. был построено отдельное храмовое здание — кирха. Кирха стала первым ижевским храмом, который был снесён при советской власти, не в последнюю очередь потому, что прихожан в этом храме к тому времени не осталось: трагические события гражданской войны положили конец существованию ижевской «немецкой» общины.
Лишь после окончательного установления Советской власти в регионе и в особенности после переноса центра тогдашней Вотской автономной области в Ижевск (1921) начался активно стимулируемый властями приток удмуртского населения, последняя мощная волна которого была связана с началом строительства в конце 1960-х – начале 1970-х г. автозавода. Тем не менее, на сегодняшний день доля удмуртов в населении Ижевска составляет всего 16% (по переписи 2002 г.), при общей доле в населении республики 29%; горожане-удмурты весьма склонны к ассимиляции, так что уровень владения родным языком среди них даже ниже, чем общереспубликанский показатель 76%). Всё это препятствует складыванию особой удмуртской этнической городской культуры.
Несмотря на это, Ижевск и формально, и фактически является этническим центром удмуртского народа, но не за счёт концентрации удмуртского населения, а за счёт расположения в городе центров воспроизводства официальной удмуртской этничности (национальных факультетов, национального академического института, редакций национальных СМИ, национального издательства, национальных учреждений культуры и т.д.).
Многонациональность и поликонфессиональность — неотъемлемые свойства Ижевска. Помимо русских, удмуртов и татар в городе проживает значительно количество украинцев, белорусов, башкир, азербайджанцев, марийцев, чувашей (общей численностью ок. 4% населения). Жители Ижевска исповедуют православие, древлеправославие, древневосточное христианство (армянская церковь), ислам суннитского толка, иудаизм, входят в многочисленные евангелические церкви. Активно действуют миссии свидетелей Иеговы и мормонов. Православные, мусульмане и ряд евангелических церквей имеют отдельные культовые здания.
Первая мировая война внесла значительные коррективы в эту благостную картину. Оружейники имели бронь от призыва, однако на заводе появлялось всё больше и больше иногородних: в основном это были высланные петроградские рабочие. Бытовая неустроенность, разный уровень политической зрелости старых и новых ижевцев порождал взаимное недоверие и многочисленные трения. Неудивительно поэтому, что приезжие составили костяк ижевских большевиков, в то время как даже достаточно заражённые социалистическими идеями коренные ижевцы слонялись к меньшевизму и эсеро-максимализму. Так были посеяны зёрна последующих трагических событий.
В августе 1918 г. в Ижевске на фоне ослабления большевистской организации (бо́льшая часть кадров была переброшена на спасение Казани, которую штурмовали части Народной армии и чехословацкого легиона) произошло рабочее антибольшевистское восстание («Ижевско-Воткинский мятеж»), в ходе которого остававшиеся в городе большевики были отрешены от власти и почти полностью уничтожены. Через три месяца, 7 ноября 1918 г., город был отвоёван, что привело к массовой эвакуации ижевцев, закономерно опасавшихся репрессий со стороны большевиков, за Каму. 13 апреля 1919 г. город был захвачен войсками Колчака, в составе которых была особая «Ижевская дивизия», сформированная из бежавших осенью 1918 г. ижевцев. Однако уже через два месяца (7 июня) город был вновь отвоеван частями Красной армии, что привело уже к повальному бегству ижевцев с семействами. Прежняя городская среда была в значительной степени разрушена.
Дальнейший скачкообразный прирост населения Ижевска обеспечивался как за счёт притока иногороднего населения, так и за счёт демографических ресурсов сельских районов. Значительной долей некоренных или приезжих жителей, помимо прочего, обусловлен довольно распространённый среди жителей Ижевска нигилизм по отношению к городу, незнание его истории — и одновременно наличие устойчивого интереса к ней, желания формировать оригинальную городскую среду (в том числе за счёт этнического компонента, чем во многом объясняется высокий уровень толерантности ижевчан).
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - ИЖЕВСК
ДЕНЬ ГОРОДА
История этого события во многом поистине уникальна.
Февральским днем 1760 года выехала с Казанской дороги на еле видимый проселок за починком Студеный Ключ простая кибитка, да две верховых. То прибыл в наш край горный инженер Алексей Степанович Москвин - основатель города на Иже.
Уже в марте в Казань - горному начальству в столицу ушли подробные сметы и планы строительства железоделательного завода и плотины.
А вскоре пришел указ: "Под тот завод места отводить по пространству ситуации свободности и по величине всякого заводского хоромного строения... Без продолжения времени отвод уточнить.."
10 апреля 1760 года с первыми ударами кирок и лопат о промерзшую землю начал отсчет своих дней город Ижевск. 1760 год считается для Ижевска годом основания.
Созданный Ижевский железоделательный завод в год производил до 200 тысяч пудов железа. Но уже через год после основания завода на Иже вспыхнули крестьянские волнения. Завод простаивал, в 1774 году он был захвачен повстанцами армии Пугачева, а затем переживал годы застоя и упадка.
Второе рождение Ижевска состоялось в 1807 г. - под руководством инженера Андрея Федоровича Дерябина здесь был построен оружейный завод. За сравнительно короткое время на заводе было налажено ружейное производство - слава и гордость будущего города.
Ижевск появился на карте России более двух веков назад как поселок при Ижевском заводе. Но его стремительное развитие привело к тому, что уже в начале прошлого века по количеству жителей село Ижево превосходило близлежащие губернские города (такие как Пермь, Новгород, Уфа).
Своеобразие Ижевска заключалось и в том, что многие годы, не имея даже узаконенного статуса города, он фактически был крупным промышленным центром окрестного края, причем обладающим признаками некоторой столичности: город имел две гимназии, театр, библиотеку, типографию, "Школу хорового пения и оркестровой музыки", телеграф, электростанцию, кинематограф...
Революционные события начала прошлого века круто изменили местную политическую жизнь.
21 февраля 1918 года в зале бывшего Офицерского собрания, решением депутатов Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Ижевский завод был преобразован в город.
В ноябре 1920 года коренное население здешних мест обрело свою автономию, преобразованную позже в Удмуртскую республику. А меньше чем через год Президиум ВЦИК РСФСР постановил, что с 10 июня 1921 года Ижевск становится центром Удмуртии. Именно эта дата сегодня считается официальным днем рождения города Ижевска.
С 1988 года столица Удмуртии ежегодно отмечает его как главный общегородской праздник, собирающий на Центральной площади тысячи ижевчан.
Подобно многим другим городам, после учреждения государственного праздника День России, Ижевск объединил два торжества. С тех пор День города Ижевска каждый год празднуется 12 июня.
Географическое положение Ижевска
Город располагается в Восточной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Вятки и Камы, на несудоходной реке Иж, правом притоке реки Камы. Главный водоём города — искусственно созданный во второй половине XVIII века Ижевский пруд, площадь акватории пруда составляет 2 200 га.
Ижевск находится на расстоянии 1129 км от Москвы. Расстояние между Ижевском и крупнейшими городами Приволжского Федерального округа: Казань — 335 км, Киров — 405 км, Пермь — 376 км, Ульяновск — 587 км, Екатеринбург — 604 км, Уфа — 392 км, Нижний Новгород — 789 км.
ЗДАНИЕ ЦИРКА - ИЖЕВСК
Часовой пояс
Город Ижевск, как и вся Удмуртия, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK/MSD). Смещение относительно UTC составляет +4:00 (MSD). Московское время не отличается от поясного времени.
Климат
Климат умеренно-континентальный, с коротким тёплым летом и продолжительной холодной зимой. Среднегодовые показатели: температура — +3,0 C°, скорость ветра — 3,6 м/с, влажность воздуха — 76 %. Абсолютный минимум был отмечен 31 декабря 1978 года. Абсолютный максимум был зафиксирован в период аномальной жары в России летом 2010 года - 24 июля температура воздуха в Ижевске составила +37 C°. Самым тёплым месяцем является июль - его средняя температура за многолетний период наблюдений составляет +19 C°.Самый холодный месяц - январь, его средняя температура составляет -12.4 C°. Температурный режим Ижевска значительно отличается от пригородной зоны: средняя температура в городе выше на 0.6 C°- 0.8 C°. В тёплые дни в центральной части города воздух нагревается на 1.5 C°- 2.0 C°, а иногда и на 5.0 C° больше, чем в пригороде, особенно в районах с многоэтажной застройкой. Наибольшая разница температур наблюдается в безветренную погоду, когда воздух стоит на месте и город "не проветривается". Годовое количество осадков составляет примерно 508 мм. Наибольшее количество приходится на июнь - 62 мм, июль - 58 мм и август - 67 мм, наименьшее - на февраль - 21 мм, март - 22 мм и апрель - 26 мм. 56% всех осадков выпадает в виде дождей, 23% - в форме снега и крупы и 21% составляют смешанные осадки (мокрый снег, снег с дождём). В Ижевске преобладают юго-западные ветра, штилевых дней немного. Ураганы, штормы и сильные порывы ветра - явления достаточно редкие.
Рельеф
Территория Ижевска представляет собой всхолмленную равнину. Город расположен на трёх водораздельных поднятиях, с общим наклоном в южное направление. За этими возвышениями утвердились свои названия: Зарека, Гора, Восточный посёлок. Наиболее возвышенной частью Ижевска является междуречье рек Карлутки и Чемошурки, где располагается Восточный посёлок - 208 метров над уровнем мирового океана. Южная часть города - низменная, местами заболоченная. Самые низкие места в городе - долины рек Ижа и Позими, в период половодья затапливаются. Рельеф Ижевска, таким образом, носит в целом равнинный характер с небольшими уклонами до 3°, реже до 5°.
Административное деление Ижевска
1. Ленинский район
2. Октябрьский район
3. Индустриальный район
4. Устиновский район
5. Первомайский район
Население
Население Ижевска на 1 января 2011 года составило 627 917, что составляет почти 50 % населения Удмуртии. Плотность населения — 1992 чел/км². Наибольшая численность населения была зафиксирована в 1994 году, когда население города превысило 650 тысяч человек, с тех пор население стабильно сокращалось.
Население Ижевской агломерации в настоящее время (2011) насчитывает до 0,7 млн чел.
Национальный состав
В столице Удмуртии сегодня проживают люди более 100 национальностей. По результатам переписи 2002 года удмурты в Ижевске составляют около 30 %, более половины горожан — русские (58,9 %), третья по численности национальность — татары (9,6 %), остальные 1,5 % — украинцы, белорусы, марийцы, башкиры, чуваши и некоторые другие национальности.
СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Русская православная церковь
В 1930-е большинство церквей города были закрыты, их здания были разрушены или перестроены. В настоящее время православные приходы города входят в состав Ижевского благочиния Ижевской и Удмуртской епархии. В городе располагается резиденция митрополита Николая (Шкрумко). С 1990-х годов началось возрождение православной общины города.
Церковь Ильи Пророка. Первый храм Ижевска, построен в 1765 году.
Ислам
В Ижевске до революции существовал Татарский посёлок, в котором на средства Оружейного завода в 1856 году была построена мечеть. Вторую мечеть возвели сами верующие мусульмане в 1916 году. В 1930-е года обе были разрушены. В настоящее время в городе расположено Региональное духовное управление мусульман Удмуртии и действуют три мечети, в том числе соборная (главная мечеть Удмуртии).
Театры
Государственный национальный театр Удмуртской Республики
Государственный театр кукол Удмуртской Республики
Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики
Государственный русский драматический театр имени В. Г. Короленко
Государственный цирк Удмуртии
Театр Молодой человек
Академическая хоровая капелла
Государственная филармония УР
Музеи и галереи
Национальный музей Удмуртской Республики им. К. Герда (в здании Арсенала)
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
Музей-квартира Геннадия Красильникова
Музей Ижмаш
Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова
Выставочный центр «Галерея»
Галерея «ТВорческая дача»
Работавшие в Ижевске
Калашников, Михаил Тимофеевич — конструктор стрелкового оружия
Белобородов, Иван Фёдорович — с 1975 по 1980 года генеральный директор ПО «Ижмаш»
Валиахметов, Игорь Нариманович — генеральный директор ОАО «Ижевский радиозавод»
Герман Вебер — немецкий конструктор мотоциклов, с 1946 по 1948 годы работал в Ижевске
Гродецкий, Владимир Павлович — генеральный директор ООО «Ижевский машиностроительный завод»
Любимов, Александр Иванович — профессор, доктор сельскохозяйственных наук, ректор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Сандлер, Семён Анатольевич — советский лингвист и педагог
Томиловский, Георгий Сергеевич — Герой Советского Союза, после войны работал в Ижевске
Устинов, Дмитрий Фёдорович — советский политический и военный деятель, в честь которого с 1984 по 1987 годы назывался город
Шмайссер, Хуго — немецкий конструктор стрелкового оружия, с 1946 по 1953 годы работал в Ижевске
Уроженцы Ижевска
Абрамов, Андрей Васильевич — советский боксёр, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион СССР (1957, 1958, 1960—1963), чемпион Европы (1957, 1959, 1961), серебряный призёр первенства Европы (1963)
Бубненкова, Светлана Юрьевна — российская велосипедистка
Глебов, Виктор Сергеевич — советский военный деятель, Генерал-лейтенант. Герой Советского Союза.
Горбань, Мария Александровна — актриса театра и кино
Драгунов, Евгений Фёдорович — автор проектов стрелкового спортивного и боевого оружия
Зыкина, Татьяна Сергеевна — российская рок-певица
Кириленко, Андрей Геннадьевич — российский профессиональный баскетболист
Князева, Елена Львовна — российская актриса, певица и модель
Максимов, Максим Геннадьевич — российский биатлонист
Медведцев, Валерий Алексеевич — советский биатлонист
Никонов, Геннадий Николаевич — конструктор стрелкового оружия
Тютин, Фёдор Анатольевич — российский хоккеист
Черезов, Иван Юрьевич — российский биатлонист
Чернобровина, Анастасия — российская телеведущая, журналист
Чижов, Алексей Рудольфович — российский шашист, десятикратный чемпион мира по шашкам
Шиляев, Дмитрий Вячеславович — российский актёр
Интересные факты
Ижевск был переименован в Устинов в память о бывшем министре обороны Дмитрии Устинове, а после смерти Леонида Ильича Брежнева с 1982 по 1988 год город Набережные Челны в Республике Татарстан носил имя Брежнев. В этот период времени существовал автобусный маршрут Устинов — Брежнев.
В 1925 году В Ижевске появилась улица Сакко и Ванцетти. Сейчас имеет протяженность 863 м, расположена между улицами 10 лет Октября и Холмогорова и параллельна им, не имеет домов.
В 2010 году в Ижевске была создана арт-группа «Город Устинов».
______________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
https://www.izh.ru/izh/
сайт Википедия.
https://udmurt.info/texts/gorod-izhevsk.htm
https://www.izh2.ru/
https://to-avia.ru/wp-content/
https://fotki.yandex.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
Город Ижевск | 112.84 КБ |
Город Ижевск | 66.47 КБ |
Город Ижевск | 75.21 КБ |
Город Ижевск | 79.91 КБ |
Город Ижевск | 70.69 КБ |
Город Ижевск | 57.08 КБ |
Город Ижевск | 48.42 КБ |
Город Ижевск | 48.04 КБ |
izhevsk (9).jpg | 37.05 КБ |
izhevsk (10).jpg | 311.83 КБ |
izhevsk (11).jpg | 50.91 КБ |
izhevsk (12).jpeg | 480.08 КБ |
izhevsk (13).jpeg | 387.21 КБ |
izhevsk (14).JPG | 83.11 КБ |
izhevsk (15).JPG | 257.52 КБ |
- Россия:
- Тэги:
- 15855 просмотров
Комментарии
интересный факт!
мало кто знает, но кроме легендарного конструктора Калашникова в Ижевске жил и работал -
Шмайссер, Хуго — немецкий конструктор стрелкового оружия, с 1946 по 1953 годы!
также известная фамилия!
Такие вот кадры привлекал товарищ Сталин в нашу экономику!
Добровольно!
Ага
Как у нас любят говорить - жил бы калашников на Западе - был бы миллионером.
Ну например таким же как и Шмайссер.
А Шмайссер был одним из помошников Калашникова.
Отправить комментарий