Чуйский тракт
Федера́льная автомоби́льная доро́га Р256 «Чу́йский тракт» — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией.
Является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). До 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М52.
Протяжённость автомагистрали — 962,604 километра. Пересекает территорию трёх субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога Р256 «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.
ССЫЛКИ И СТАТЬИ ПРО ГОРНЫЙ АЛТАЙ
Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы
Новосибирская область
0 км — Новосибирск
37 км — Бердск
52 км — Искитим
99 км — Черепаново
Алтайский край
Р256 (М52) в районе Новоалтайска
151 км — Тальменка
217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
364 км — Бийск
381 км — Верх-Катунское
400 км — Сростки
412 км — Березовка
419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км)
Республика Алтай
Р256 (М52) в Онгудайском районе
453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
511 км — Усть-Сема
530 км — Черга
564 км — Шебалино
572 км — Топучая
629 км — Туэкта
652 км — Онгудай
722 км — Иня
783 км — Чибит
788 км — Акташ
893 км — Кош-Агач
961 км — Ташанта
Технические характеристики трассы
С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 835 дней] Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.
История
Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.
Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х — 1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.
В течение 1860−1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.
В 1902−1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.
В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта.
К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.
В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.
Чуйский тракт перед Иней, Республика Алтай
В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.
Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Музей Чуйского тракта[
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, разместился на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки по ул. Советская, 42. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы. Основателем и создателем Музея Чуйского тракта является Грехова Елена.
Туризм
На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.
Памятник Чуйскому тракту в Бийске
Чуйский тракт в искусстве
В Алтайском крае и Республике Алтай популярна песня местного поэта Михаила Михеева, главными героями которой являются Колька Снегирёв и Рая. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая — «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы. По мотивам этой песни снят кинофильм «Ехали два шофёра».
Василий Шукшин, уроженец расположенного на тракте села Сростки, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень», действие которого разворачивается на Чуйском тракте.
ОПИСАНИЕ ЧУЙСКОГО ТРАКТА
Автомобильная дорога Новосибирск - Бийск - Ташанта (трасса М52) является главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты носит название Чуйский тракт. Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию в городе Бийске, проходит через Алтайский край (77 км) и большей частью находится в Республике Алтай (540 км), заканчивается у границы с Монголией. Первые 147 км тракт проходит по правому берегу реки Катунь, затем, в поселке Усть-Сема, пересекает ее и, преодолевая перевалы, отступает от реки. После 358-го км дорога (в селе Иня) снова пересекает Катунь, а затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее правому берегу, затем, после 547-го км, по левому.
Чуйский тракт обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с городом Бийском, в котором находятся железнодорожная станция и речная пристань.
На Чуйском тракте (в основном, на участке от развилки на озеро Ая и до села Усть-Сема) расположено большое количество турбаз, кемпингов, гостиниц, поскольку именно по этой трассе едет большинство туристов, направляющихся на отдых в Горный Алтай.
Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, но особенно красивые места начинаются примерно от границы Алтайского края с республикой Алтай и идут, меняясь с невообразимой быстротой до самой монгольской границы.
ИСТОРИЯ ЧУЙСКОГО ТРАКТА
Освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения а 1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные сведения встречаются начиная с 1788 г., когда русские купцы впервые достигли реки Чуи у Курайской степи. Когда торговые отношения стали принимать регулярный характер, русские построили первые избушки на Чуе, на месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10 избушек-складов, а бийский купец Гипев даже построил себе жилой дом. В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.
Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. В течение 60-90-х гг. рассматривалось несколько проектов строительства дороги. По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для отдыха и смены лошадей. Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге из-за отсутствия средств. В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее и зимнее время. Строительство на Чуйском тракте началось весной 1901 г. Были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в строительный сезон 1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих. Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача.
На строительство было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от совершенства. После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1914 г. тракт находился в "прежнем первобытном состоянии".
Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий известный писатель. Они проделали огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома через Катунь на двенадцать подвод каждый.
В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай -Кош-Агач - и нового, правобережного (Катунского): Бийск- Майма - Чемал -Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга.
Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.
Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км труднейшей горной дороги. В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию деревянный мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также мост через Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение Ининского, первого в мире двухтросового висячего моста через Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.
Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.
В 1956-1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема - Шебалино. В 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через реки Бию и Ишу. В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г. В 1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.
В 90-х годы была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск. Сейчас Чуйский тракт важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.
_________памятник Василию Шукшину в селе Сростки
Километраж Чуйского тракта
354 - "О" км Чуйского тракта. В г. Бийске от моста через р. Бию начинается Чуйский тракт. Через 2 км у дороги стоит на постаменте грузовик, установленный в год 80-летия Чуйского тракта
355 - указатель "Ташанта 586 км, пограничный пункт, таможня"
357 - на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская
360 - автомастерская
361 - поворот на аэропорт г. Бийска
362 - АЗС
366 - с. Верх-Катунское, кафе
367 - АЗС
368 - указатель "Пункт первой медицинской помощи"
371 - п. Чуйский, кафе
373 - АЗС
374 - пляж "Летний рай", кафе
377 - с. Полеводка
384 - с. Сростки, ВММЗ В.М. Шукшина, памятник В.М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе
394 - с. Образцовка, АЗС
395 - указатель "Красногорский район" 398 - с. Березовка, АЗС
404 - с. Быстрянка, указатель "Красногорское 28, Ташанта 536", АЗС, кафе
412 - с. Суртайка, указатель "Пункт первой медицинской помощи", АЗС
416 - р. Иша, оздоровительный центр "Катунские зори", центр здоровья "Прасковья", археологические памятники
419 - указатель "У-Иша 5, Новозыково 24"
425 - с. Долина Свободы, указатель "Пункт первой медицинской помощи"
428 - граница Алтайского края и Республики Алтай
429 - кафе
431 - указатель "Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57", мост через Катунь, памятник природы "Земная рябь" у с. Платово, памятник природы "Оз. Лебединое" у с. Урожайного, памятник природы "Гора Бабырган".
С 431 по 435 км - Майминский археологический комплекс
433 - торговые лавки "Сувениры Горного Алтая", АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро
434 - пост ДПС, АЗС
435 - с. Майма, указатель "Ташанта 503, Онгудай 193, Горно-Алтайск 2", Музей камня, памятник природы "Майминский рыхлый вал", АЗС, кафе, гостиница, авгомастерские
444 - с. Карлушка, АЗС
445 - аэропорт г. Горно-Алтайска
450 - с. Дубровка
452 - с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе "Меркит"
454 - мост через Катунь (Айский мост), указатель "оз. Ая 5 км", кафе-бар, сувенирные лавки, АЗС
455 - с. Соузга, указатель "Мясная лавка", археологический памятник "Городище Соузга"
461 - с. Черемшанка, археологический памятник "Черемшанка"
463 - АЗС
464 - источник "Черемшанский"
467 - мемориальный знак В.Я. Шишкову, АЗС, катание на верблюде, сувенирные лавки, археологический памятник "Чултуков Лог"
470 - с. Манжерок, Манжерокские пороги, Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе
472 - АЗС, указатель "Озерное 1.1" (оз.Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные
478 - мост через Катунь на т/к "Бирюзовая Катунь", искусственное озеро, источник Аржан-Суу, кафе, сувенирные лавки
479 - водная переправа на Талдинские пещеры
481 - пос. Известковый
485 - с. У-Муны, АЗС археологический памятник, памятник А.М. Кошурникову
492 - с. Барангол, подвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад, сувенирные лавки
494 - граница Майминского и Чемальского районов
496 - с. Усть-Сема, указатель "Немал 36, Ташанта 446, Онгудай 136", АЗС, кафе, мост через Катунь
502 - с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы "Шиш-кулар -Катаил - Чистый луг"
509 - Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН "Чергинский зубрятник"
514 - с. Черга, указатель "Усть-Кан 132, - Алтайское 56", АЗС, памятник природы "Источник Курловские дачи"
524 - с. Барлак
527 - священная гора "Шаманский камень"
528 - родник "Кара-Суу", стоянка, кафе
535 - с. Мыюта
547 - с. Шебалино, кафе, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района
561 - с. Кумалыр, археологические памятники
571 - с. Топучая
574 - подъем на Семинский перевал, указатель "подъем 9, спуск 11"
581 - комплекс придорожного сервиса "Золотой кедр" - кафе, гостиница
583 - Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр "Семинский перевал", база отдыха "Динамо", горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница
593 - пос. Зайсанская Елань (нежил.)
610 - пост ГИБДД, АЗС
611 - развилка дорог - поворот на Усть-Кан, Усть-Коксу
614 - с. Туекта, комплекс археологических памятников
618 - природный парк "Уч-Энмек"
619 - с. Каракол, археологический памятник "Каракол", краеведческий музей, АЗС - указатель "Кулада, Бичикту -Боом"
621 - с. Курота, АЗС
624 - указатель "Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316"
628 - с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок
633 - с. Онгудай, магазин народных промыслов "Торко Чачак", археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе
643 - с. Улита, АЗС, кафе
648 - старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х "Янтарное"
652 - с. Хабаровка, газовая заправка
655 - указатель "Перевал Чике-Таман" -подъем 4 км, спуск 4 км"
659 - памятник природы "Перевал Чике-Таман"
668 - родник, стоянка
672 - с. Купчегень, археологические памятники
680 - слияние рек 6. Ильгумень и Кату-ни, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки
681 - археологический памятник "Кор-Кечу"
684 - бом Кор-Кечу
692 - место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яло-манское городище, стоянка
693 - указатель "6.. Яломан 12" - комплекс археологических памятников
695 - с. М. Яломан
702 - АЗС
703 - с. Иня, железобетонный мост через Катунь, подвесной мост через Катунь - памятник истории и культуры Российской Федерации
706 - оленные камни
708 - мост через Катунь, указатель "Инегень 12"
710 - бом Бичикту-Кая
712 - место слияния Чуй с Катунью, беседка
714 - природно-хозяйственный парк "Чуй-Оозы", кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки
716 - порог Горизонт
717 - порог Турбинный
723 - древнее святилище "Калбак-Таш", домик, беседка
728 - "Адыр-Кан" - археологический комплекс, Чуйский оленный камень
735 - с. Иодро
741 - с. Белый Бом, скала Белый Бом, наскальные рисунки, обелиск партизанам, чоновцам, красногвардейцам, погибшим в боях за советскую власть в Горном Алтае, АЗС, кафе
744 - памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы
755 - мост через Чую
759 - водопад Девичьи слезы, стоянка
761 - порог Бегемот на Чуе, мост через Чую
762 - стоянка у Чуй, где проводятся соревнования "Чуя-Ралли"
770 - граница Онгудайского и Улаганс-кого районов
780 - мост через Чую
783 - с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озера, мост через Чибитку, АЗС
787 - гостиница, баня, сауна
788 - с. Акташ, дорога на с. Улаган и Те-лецкое озеро. Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф
798 - родник, стоянка
802 - открывается вид на Северо-Чуйский хребет
812 - граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник
817 - подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников
820 - панорама всего Северо-Чуйского хребта
826 - с. Курай, мост через Чую, начало маршрута к ледникам долины р. Актру, АЗС, дорслужба
830 - с. Кызыл-Таш
840 - культовый знак "Обоо"
843-848 - комплекс археологических памятников
856 - р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую
864 - указатель "Чаган-Узун 2", мост через Чую, памятник природы - Чаган-Узунский родник, стоянка
868 - "Красная горка"
874 - Чуйская степь
876 - с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС
877 - указатель "Бельтир 29"
890 - с. Кош-Агач, указатель "Джазатор 140, Ташанта 51", по дороге на Джазатор через перевал Теплый ключ, дорога на плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе
897 - поворот на с. Кокоря, где находится краеведческий музей
918 - с. Жана-Аул, музей казахов Алтая
938 - р. Уландрык, археологические памятники
941 - с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыд
956 - граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк. — Бийск, 2006.
Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель. Авторы-составители М. В. Танкова, Т. И. Злобина, Т. В. Вдовина. 2-е изд. — Барнаул: Пять плюс, 2010. — 256 с.
Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е изд. — М., 1999.
сайт Википедия.
https://www.altaj.ru/
https://www.altaitravel.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
chuyskyTraktM (1).jpg | 126.98 КБ |
chuyskyTraktM (2).jpg | 74.28 КБ |
chuyskyTraktM (4).jpg | 82.54 КБ |
chuyskyTraktM (5).jpg | 124.27 КБ |
chuyskyTraktM (6).jpg | 163.95 КБ |
chuyskyTraktM (8).jpg | 124.73 КБ |
chuyskyTraktM (9).jpg | 176.01 КБ |
chuyskyTraktM (10).jpg | 91.5 КБ |
chuyskyTraktM (11).jpg | 109.78 КБ |
chuyskyTraktM (12).jpg | 101.63 КБ |
chuyskyTraktM (13).jpg | 131.43 КБ |
chuyskyTraktM (14).jpg | 134.11 КБ |
chuyskyTraktM (15).JPG | 56.62 КБ |
chuyskyTraktM (16).JPG | 196.95 КБ |
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 15622 просмотра
Комментарии
это точно!!!
сам Чуйский тракт - это настоящий памятник природы и всяких мест!
Алтай - это сила!
в 2014...
в 2014 году заезд на Алтай будет именно через Чуйский тракт!
скорее всего выход на Шавлинские озера и Катунь!
Отправить комментарий