Сплав по верховьям Юшута
Как правило все туристы-водники сплавляются в нижнем течении Юшута, от пос. Мочалище до устья Юшута.
Народ даже сплавляется от Шелангерского моста (Памаштур), но это всё несерьезные и матрасные сплавы!
Самый настоящий сплав по Юшуту – это путешествия по верховьям этой легендарной реки!
Сплавляться там можно только в половодье, по хорошей воде, иначе можно застрять на неделю и больше!
Один наш знакомый – Валентин (легендарный сплавщик из Казани!) предоставил нам отчет о таком героическом сплаве по верховьям и по среднему течению Юшута.
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СПЛАВЫ ПО РЕКАМ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Думаю такой отчет и фото – будут интересны водным туристам, которым надоело матрасить на Юшуте в майские праздники, в нижней части реки, где настоящее столпотворение народа и плавсредств!
Всех приглашаем в неизведанные края – в самые дикие марийские дебри!
река Юшут - Команда на антистапеле - Мочалище
Описание сплава в среднем течении р. Юшут (для опубликования)
1. Общее описание сплавного маршрута
Нитка водной части маршрута: р. Юшут, от автомоста вблизи пос. Изи-Кугунур до автомоста вблизи пос. Мочалище. Можно посмотреть по ссылке на онлайн-карты Яндекс –
https://maps.yandex.ru/?um=HHiECw2_IYYuZ9nLVOxhONHycuIOnkvM&ll=48.480117%2C56.465573&spn=1.084900%2C0.333243&z=11&l=sat
а также на рисунке:
Характеристики маршрута:
Сплавной маршрут в целом характерен не большой удалённостью от Казани, достаточно высокой автономностью и изолированностью (между начальной и конечной точкой на реке и в непосредственной близости от неё населённых пунктов нет), не высокой популярностью (а значит уединённостью), относительно дикой природой (насколько она м.б. дикой в европейской части России), хорошим лесом (тайга), а также удобными подъездами в начале и в конце для автотранспорта.
К слову о диковатости тех мест в наши времена – в уже далёкие советские годы севернее пос. Изи-Кугунур на левом берегу р. Юшут проводились торфоразработки, что сейчас угадывается по остаткам насыпей и шпал узкоколеек, а также гидротехничекских сооружений типа каналов, плотины с затворами, заболоченных торфополей и пр.
Также, в непосредственной близости от реки на маршруте есть нежилой населённый пункт Березино с действующим бродом.
Рабочее название данного маршрута изначально было «по верховьям Юшута», но это относительно справедливо лишь в плане его противопоставления традиционному в наших краях алкосплаву в низовьях р. Юшут (от пос. Мочалище до устья и далее по р. Илеть).
Если быть точными, то этот маршрут проходит в среднем течении р. Юшут.
Река Юшут в бОльшей части данного маршрута достаточно узкая с количеством завалов выше среднего.
На наш взгляд, это самый верхний возможный маршрут по р. Юшут, т.к. выше по течению от пос. Изи-Кугунур река ещё более узкая, завалов ещё больше и до границы лесов остаётся всего около 20 км. Там в р. Юшут впадает приток р. Оришут.
Обе реки ещё чуть выше в районе населённых пунктов Опалиха и Оришуть текут уже в открытой равнинной и немного пересечённой местности.
Также, немаловажно, что в верховьях присутствует большая населённость местности – сказывается близость трассы 1Р-172 Йошкар-Ола – Сернур.
Даты сплава: 08-12.05.2013
Примечание: маршрут проходИм за 4 дня. У нас в данном сплаве было 5 дней ввиду изменения планов, т.к. изначально планировался другой маршрут по другой реке.
Расстояния водной части:
Итого: ~70 км
1. день – 9 км
2. день ~ 18 км
3. день ~17 км
4. день ~ 18 км
5. день – 8 км
Сплав-средства:
2 туристических катамарана типа К-4.
Команда:
11 человек, в основном с опытом подобных сплавов и выше.
Заброска:
Дорога чуть короче, если ехать из Казани через пос. Большая Атня – пос. Ключи-Сап – пос. Фадейкино – пос. Морки – пос. Изи-Кугунур. Расстояние ~180 км.
Ссылка на трэк:
https://maps.yandex.ru/?rtext=55.826576%2C49.117406~56.251022%2C49.450999~56.422380%2C49.426996~56.421066%2C49.132115~56.433073%2C48.998697~56.626086%2C48.719111&sll=48.780302%2C56.617870&sspn=0.350189%2C0.114520&source=route&ll=49.116917%2C56.226178&spn=0.350189%2C0.114520&z=10&l=map&rtt=auto
Альтернативный вариант: Казань – Йошкар-Ола – Ронга – Изи-Кугунур. Расстояние ~200 км.
В обоих вариантах дорожное покрытие – везде асфальт.
Автосредство – автобус ПАЗ.
Выброска:
пос. Мочалище – пос. Суслонгер – мимо пос. Малые Параты до развязки и далее по объездной вокруг Зеленодольска – развязка у пос. Айша и далее по А-295 – Казань. Расстояние 110 км.
Ссылка на трэк:
https://maps.yandex.ru/?rtext=56.333489%2C48.354138~55.826576%2C49.117406&sll=48.780302%2C56.617870&sspn=0.350189%2C0.114520&source=route&ll=48.675592%2C56.074029&spn=0.350189%2C0.114520&z=9&l=map&rtt=auto
Дорожное покрытие – везде асфальт.
Автосредство – автобус ПАЗ.
Доп.снаряжение:
Из ключевого (помимо очевидных личных вещей, одежды, палаток и пр.) в плане снаряжения было взято:
Бензопила – 1 шт.
УКВ рации – 4 шт.
Фотоаппарат – 2 шт.
Отдельно, ввиду достаточной автономности маршрута, хотелось бы отметить также следующее:
Нужна аптечка (с наличием как легких бытовых лекарств, так и антибиотиков, и обезболивающих и средства от клещей).
Не забываем про хим.защиту от клещей!
Еда – необходим полный комплект съестного и спиртного без расчёта на возможность пополнения на маршруте.
2. Краткий фотоотчёт с сопутствующими комментариями «как это было»:
Место стапеля было выбрано прямо у моста через р. Юшут близ пос. Изи-Кугунур. Имеется приемлемый спуск от дороги для разгрузки вещей, большая поляна для лагеря, не высокий берег для спуска на воду.
р. Юшут у моста близ Изи-Кугунура:
Поляна для стапеля у моста:
Верфь, река Юшут, Спуск на воду:
В 2013 году уровень воды в реке был выше среднего, так что мы рассчитывали на сложность прохождения маршрута ниже средней. Течение там было весьма бодрое, что вселяло оптимизм.
Табань!!! река Юшут
Река немного петляет (как и все местные реки),
течёт вдоль леса, выходя на лужайки
и временами позволяет сцепиться на короткое время, чтоб поговорить-выпить-закусить.
А вот и первый шлагбаум:
Но настроение на высоте!
В первый день (день приезда) прошли немного и по остаточному принципу «сколько успеем» до сумерек. Мест для стоянок было предостаточно. По ходу следования следов пребывания человека не замечено.
Начало 2го дня: (сплав по Юшуту)
Отошли буквально 5 минут и река почти перегорожена:
Но мы полны решимости всё перепилить сначала так:
потом так:
В итоге протиснулись:
Виды реки
А потом был ещё завал, и ещё, и ещё… Пилили и с берега, и с катов, и со страховкой ;)
Где могли, проскакивали брёвна с ходу, перетаскивали катамараны через них или обносили по берегу.
Встретилось как-то раз неожиданное мелководье:
Об уровне воды знатоки тех мест смогут судить по нижеследующим кадрам протискивания под мостом на Пимжедур и Помашсолу:
А бобрам без разницы – деревья это или столбы беседки…
Останки дер. Березино, где есть приснопамятный брод через р. Юшут. Брод тот летом и в ноябрьские вполне проходим для стокового УАЗа, но на пределе.
Река то шире, то… не шире ))
Скорость течения впечатляет, но завалов меньше не становится :-(
Импровизированный мост, он же завал:
Встречаются горельники,А завалы в горельнике – это «двойное удовольствие»:
И ещё завал:
Последняя стоянка недалеко от брода с пос. Мочалище к оз. Серебряное:
Окончили мы сплав у «Мочалки», как и планировали. Антистапель тут у нас был два раза «анти», т.к., как уже было сказано выше, здесь у многих начинается традиционный первомайский сплав, больше похожий на театрализованное представление, и не представляющий какой-либо сложности ввиду большой ширины реки.
Действующие лица (Команда):
Ильдар:
Лиля:
Лена:
Наташа П.:
Наташа А.:
Виталик:
Аня:
Миша, он же Кайлер:
Дима, он же Метр:
Серый:
Валентин, можно просто Валик: автор данного отчета и самый известный сплавщик Казани – по версии нашего сайта!
3. Итоги
Маршрут пройден в целом нормально и в срок. Уровень воды был чуть выше среднего и позволял двигаться уверенно, пропуская под собой часть завалов. Скорость течения на большей части пути была высока (как показатель – стоять на притопленном бревне без страховки было сложно, т.к. водяной поток мощно напирал и стремился смыть), что позволило на открытой воде держать хорошую скорость (до 10 км/ч) без налегания на вёсла.
Однако, на маршруте было большое количество завалов из деревьев. Сравнить такое состояние реки можно с верховьями р. Рутка (до оз. Тогашево).
Завалы приходилось преодолевать распилом, переносом и обносом оных.
По характеру деревьев в завалах и по берегам (видно огромное количество специфических обглоданных пеньков) можно предположить, что одна из основных причин такого внушительного количества и размеров завалов – это деятельность бобров. Помимо этого, как и на всех подобных реках региона присутствует конечно и естественное разрушение берегов рекой, в следствии чего подмытые деревья обрушаются в воду. В месте прохождения реки через старый горельник завалы из погоревших и упавших в воду деревьев были наиболее плотными, протяжёнными (многоступенчатыми) и «шкуродёрными» (ввиду повышенной сухости и ломкости веток).
трек маршрута по Юшуту
В итоге, большая скорость на свободных участках реки с лихвой нивелировалась задержками при борьбе с завалами. Также, их прохождение отнимает большое количество сил и выматывает. При этом, важно отметить, что преграда на реке в виде завала деревьев хоть и не является категорийной, но очень коварна и опасна, т.к. из-за их хаотичного нагромождения и сырости (а значит, скользкости) сохранять равновесие и удерживаться на них не просто, глубина под завалом может быть многометровой, а ветки и сучки бывают очень острыми. В истории известны случаи с фатальными исходами.
На маршруте (помимо начального и конечного мостов) было встречено 2 моста. Один из них в середине маршрута временный, состоящий из хаотично набросанных деревьев, которые по ощущениям лежат на дне. Поверх этого вряд положены брёвна, по которым можно при желании проехать, но скорее на тракторе, вездеходном Урале или иной спецтехнике. Вероятно, в начале следующей весны (апрель) по очень большой воде его смоет. Второй мост – постоянный деревянный на Пимжедур и Помашсолу. Мы впритык протиснулись под ним.
Как уже было сказано выше, маршрут пролегает в мало населённой местности. В непосредственной близости к реке населённые пункты отсутствуют.
Также, на маршруте отсутствуют и подъездные пути с твёрдым покрытием. Ввиду этого, природа достаточно дикая, берега и вода чистые, лишены признаков присутствия человека. По следам и иным признакам можно судить о наличие типичных для Марий-Эл зверей, в т.ч. кабанов и лосей. От местных жителей известно, что в районе брода у нежил. Березино в 2012 году обитал медведь.
Берега у реки Юшут типичные для таких рек Марий-Эл (Илеть, Малый Кундыш, Большая и Малая Кокшаги). Пологие внутренние берега поворотов реки соседствуют с порой обрывистыми внешними, высотой до 5 м.
Болот у реки не много. С поиском стоянок проблем не было. Были лишь трудности с их выбором из-за обилия :-) Дрова для костра есть в избытке. Почва – в основном песок.
Лес смешанный с преобладанием хвои (в основном ели, а также сосны). Ввиду дикости и дремучести его вполне можно назвать тайгой, хотя местами угадываются очень древние одичавшие посадки.
В ходе сплава ещё туристов, кроме нас, мы не встретили.
С погодой нам повезло – как всегда на майском сплаве особо усердные успели обгореть под весенним солнцем. Несильный, но затяжной промозглый дождь подмочил нас только в последнее утро и день последнего участка пути.
Маршрут в целом можно охарактеризовать как реально спортивный и даже местами силовой из-за большого количества завалов. Имевшийся у нас дополнительный 5-ый день позволял нам не выкладываться и даже отдыхать на открытой воде после прохождения завалов. Предполагаем, что в расчёте на эту же нашу группу в расчётные 4 дня пришлось бы хорошо налегать на вёсла. А при более низком уровне воды за расчётные 4 дня маршрут можно и не успеть пройти. Но он привлекателен уединённостью от цивилизации и простой и недалёкой заброской из Казани.
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Фото и пояснения – Валентин.
Вложение | Размер |
---|---|
Сплав по верховьям Юшута | 85.21 КБ |
Сплав по верховьям Юшута | 110.86 КБ |
Сплав по верховьям Юшута | 305.43 КБ |
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 10765 просмотров
Комментарии
скоро весна!
скоро весна, и сплавы по рекам!
вот отчет о верховьях Юшута от Валентина!
очень интересно!
Отправить комментарий