Шиялтыш, марийская свирель
Шиялтыш - один из видов свистковой флейты; в народе изготовляют из пустотелого ствола дягиля (растение из семейства зонтичных). По внешнему виду подобен башкирскому кураю или киргизскому сабызга.
Для изготовления шиялтыша берут дягиль (одно колено) длиною 40-45 см, диаметром - 1,5-2 см, когда стебель растения достигает определенной упругости (в августе, сентябре).
Один конец срезают диагональю под углом 45-50°.
СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Предания и легенды о вятских марийцах - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
С обратной стороны на расстоянии 1 см от верхнего края среза делают круглое или четырехугольное отверстие в диаметре 8-10 мм.
Во время игры исполнитель прикладывает шиялтыш к губам, а сам инструмент направляет в левую, реже в правую сторону, если шиялтыш имеет косой срез, или держит прямо перед собой, если инструмент не имеет косого среза, а свистковое приспособление сделано как и у музыкального инструмента арама шÿшпык.
Вдувая в свистковое приспособление или в косой срез, исполнитель направляет струю воздуха на край отверстия, где она с силой раздваивается и получается свист, а благодаря длине и толщине ствола инструмент приобретает определенный тембр.
Шиялтыши изготавливают двух видов: с косым срезом, имеющих от двух до четырех пальцевых отверстий, и без среза, то есть прямой, с пятью или шестью пальцевыми отверстиями, при закрывании и открывании которых получаются звуки различной высоты.
Если исполнитель владеет искусством игры на шиялтыше, то при умелом использовании обертонов и приема "неполного закрытия отверстий", дающего возможность хроматически понижать звуки, он может исполнять довольно сложные мелодии.
Шиялтыш обычно делают сами исполнители, и каждый исполнитель делает его по своему усмотрению, однако при изготовлении инструмента соблюдается определенная пропорция.
Основная тональность инструмента зависит от ряда причин:
1. от диаметра и длины ствола: чем длиннее и толществол, тем ниже строй, или наоборот - чем короче и тоньше ствол, тем строй выше.
2. от размера свисткового отверстия и расстояния отверстия от среза. Большой размер свисткового отверстия и низкое расположение его по отношению к срезу дает низкую тональность.
3. от размеров пальцевых отверстий.
Шиялтыши с двумя, тремя и четырьмя отверстиями обычно делают более длинными, чем шиялтыши с пятью или шестью отверстиями; основным звукорядом их по существу является нижний трихорд, или тетрахорд, за которым при передувании следуют квинтовый и октавный регистры.
Шиялтыш - инструмент пасторального характера, и как правило, на нем играют пастухи, но в народе есть немало исполнителей на шиялтыше, не имеющих никакого отношения к специальности пастуха.
Различают два вида шиялтыш — с косым срезом (губнощелевой шиялтыш) и с прямым срезом (со свистковым механизмом), вторая разновидность — более позднего происхождения.
Губнощелевую флейту многие этномузыковеды называют специфическим финно-угорским типом флейт. Ствол её делался из дягиля, бамбука, ныне — из металла, пластмассы. Длина — 40—60 см, 1—2 см в диаметре, верхний конец имеет косой срез, возле него — свистковое отверстие. На лицевой стороне ствола 2—6 пальцевых отверстий (в традиционном губнощелевом инструменте — 2—3 отверстия).
В музыкальном быту марийского народа закрепились шиялтыш с различными звукорядами. Тембр инструмента мягкий, прозрачный в низком регистре, резковатый, свистящий — в высоком. Шиялтыш — главным образом сольный инструмент, на нём любили играть пастухи, на шиялтыш обычно исполняют лирические широкого дыхания мелодии, часто с мелизматическими украшениями.
Марийская музыка
Инструментальная музыка у марийцев была тесно связана с обрядами, восприняла все присущие песенным мелодиям интонационно-ладовые, метро-ритмические и структурные закономерности. «Большинство мелодий, исполненных инструментами, не есть действительно инструментальная музыка, а является вариантами того или иного вокального отрывка», - справедливо замечает Л.Викар (Cheremis folksongs. Budapest, 1971, p. 56.).
По наблюдениям марийского фольклориста О.Герасимова, «как музыкальное сопровождение к народным обрядам, танцам, песням, инструментальные наигрыши можно рассматривать в трех группах:
1) мелодии плясовые, в основе которых лежат частушки (вторичное явление);
2) мелодии собственно плясовые;
3) мелодии других песенных жанров (вторичное явление)»
(Герасимов О. Некоторые замечания о музыкальном фольклоре елабужской группы восточных мари. – В кн.: Музыкальное наследие финно-угорских народов. Талин, 1977, с.429.).
Марийский народно-музыкальный инструментарий разнообразен и обширен: тўмыр (барабан), шиялтыш (свирель), сўрем пуч (праздничная труба), шўвыр (волынка), шўшпык (глиняный соловей), кўсле (гусли), ия ковыж (двухструнная скрипка). Самые распространенные музыкальные инструменты – кўсле и шўвыр.
Играющие на них всегда пользовались огромным почетом, приглашались на торжества, обрядовые церемонии и религиозные языческие празднества. Непременный участник народного инструментального ансамбля, его музыкально-ритмическая основа – тўмыр. Исполнительские возможности каждого из названных инструментов ограничены. Приспособленные к ладу народных песен отдельных этнических групп и при общем названии имевшие различные строи, древние по происхождению марийские инструменты не могли применяться для исполнения сложных, многоголосных произведений. Но если учесть, что марийская песня одноголосна, появление даже простейшего многоголосия в пьесах для волынки и гуслей, безусловно, заслуживает внимания.
Синкретическая природа большинства народных музыкальных инструментов, стабильность и многообразие применения была основной предпосылкой их долговечности. Благодаря указанным особенностям многим из них удалось выжить в суровые годы насильственной христианизации мари (XVIII в), в годы атеистического, политического прессинга (XX в).
Однако в результате мощного антиязыческого наступления часть функций некоторых музыкальных инструментов оказалась элиминированной.
Произошло частичное сужение функций этих инструментов: не совсем четко выраженные прежде границы между ритуальным и эстетическим уже приобрели более ощутимые контуры. Из сохранившихся и бытующих ныне инструментов это коснулось прежде всего шўвыра, кўсле и частично тўмыр. Многие инструменты, входящие в группу «активно бытующих», к нашему времени претерпели своего рода функциональную трансформацию.
Небезызвестно также и то, что такие архаичные и, казалось бы, «консервативные» аэрофоны мари, как арама шўшпык, шиялтыш, эфи, олым шўвыр, инструменты семейства рогов и другие, являющиеся реликтами «эпохи пермской общности» (И.Мациевский), не преданы (хотя бы часть из них) забвению.
Следует особо подчеркнуть при этом следующее: ни в имеющихся легендах, преданиях, в воспоминаниях, а также в текстах народных песен не встречаются названия (термины) музыкальных инструментов, которых бы не знала нация. Не свидетельствует ли это, хотя и опосредованно, что народ донес с самых древнейших эпох до наших дней все свои музыкальные инструменты? В вопросах происхождения большинства традиционных музыкальных инструментов мари, их генеалогии, корни национальные (марийские) или родовые (финно-угорские) прослеживаются довольно четко.
Из рассматриваемых в монографии О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари» «традиционных марийских» 18 инструментов лишь ия-ковыж, умша-ковыж (варган) и марла гармонь (марийская гармонь) имеют основание быть отнесенными в той или иной степени к заимствованным (а марла гармонь – однозначно).
По поводу традиционных общественных функций инструментов инструментальной музыки марийцев в 1920 году Н.В.Никольский писал, что «игра на пузыре, на барабане, на трубе имеет силу большую, чем человеческая, невидимая сила этой игры сказывается на человеке и животных либо в положительную, либо в отрицательную сторону.
В первом случае, человек и все окружающее его получает здоровье, мощь, радость.
Во втором случае, игра может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животных, и саму природу. Поэтому музыка должна быть также почтенна, как и всякий другой небесный дар, она должна быть предметом особого уважения и внимания человека». (Никольский Н.В.Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. – Казань, 1920. – С.6-7.).
ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО НАРОД МАРИ И ПРО МАРИЙСКИЙ КРАЙ:
Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!
Общественный быт и обряды марийского народа - тут!
Традиции пчеловодства у марийцев - тут!
Родильные приметы и обряды народа мари - тут!
Моление восточных (эрвел) мари - тут!
Предания и легенды о вятских марийцах - тут!
Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!
Статья про географию Марий Эл - тут!
Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!
Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!
Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!
Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!
Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!
Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!
Марийский князь Мамич-Бердей - тут!
Марийские предания и были о древнем змее - тут!
Предания и легенды про Овду - тут!
История и археология ветлужских марийцев - тут!
Похоронные обряды народа мари - тут!
Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!
Легенда про марийского князя Болтуша - тут!
Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!
Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!
Марийский национальный костюм - тут!
Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!
Марийский эпос Юпу - Дерево богов - тут!
________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Эшпай Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар- Ола, 1940
Шиялтыш // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 824. — 872 с.
И. Н. Смирнов "Черемисы” (марийцы).
Мошков В.А. Труба в народных верованиях // «Живая старина», вып. 3. М., 1893. С.464.
Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959;
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 70.
Вложение | Размер |
---|---|
Шиялтыш, марийская свирель | 212.21 КБ |
Шиялтыш, марийская свирель | 464.93 КБ |
Шиялтыш, марийская свирель | 83.46 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 4575 просмотров
Комментарии
Отправить комментарий