Параньгинский район РМЭ
Параньги́нский райо́н (мар. Поранча кундем/Параньга район, тат. Бәрәңге районы) — административный район в восточной части Марий Эл, Россия.
Административный центр района — посёлок городского типа Параньга.
Район граничит с Сернурским районом — на севере, с Мари-Турекским — на востоке, с Моркинским — на юге и с Куженерским — на западе.
Расположен на южных склонах Волжско-Вятского водораздела (Вятского вала) и в верховьях реки Илеть.
В районе компактно проживают параньгинские татары!
Площадь района — 800 км².
В северной части района в северо-восточном направлении течёт река Буй (правый приток реки Вятки), в который впадают речки Сереньга, Ляжмаринка.
Вдоль всего Параньгинского района в юго-восточном направлении течёт река Ноля (левый приток реки Уржумка). В неё впадает множество мелких речек: Кочан энер, Йошкарэнер, Ильмовка, Койла, Токсубайка, Кошпайка, Купайка, Верхний Лаж, Ирсолька, Олорка, Ольминка, Тектенер, Тошкемнурка.
Река Илеть (левый приток реки Волга) течет в юго-западном направлении.
Исток находится на севере Параньгинского района.
Река пополняется за счет правых притоков: Ольминка, Омшанка, Параньгинка, Ировка с притоками Унжа и Купшерка.
В южной части района берет начало речка Унжинка (правый приток реки Шора).
поселок Параньга Параньгинский район РМЭ
История
В древней истории – территория была населена пермскими племенами азелинской культуры.
Около тысячи лет назад здесь проживали удмурты, которых постепенно на восток оттесняли марийцы, идущие сюда с запада.
После падения Казани часть беглого татарского населения была принята марийцами на своей территории, вследстие чего татары составили около половины населения района.
В первой половине XVIII века на территории современного Параньгинского района 20 селений. С 1719 года часть из них находилась в ведении администрации Уржумского уезда, а остальные волости входили в состав Казанского уезда Казанской губернии.
В 1779—1782 годах селения района входили в состав Уржумского и Царевосанчурского уездов Вятского наместничества. В XIX веке селения района входили в состав Ирмучашской, Турекской, Мазарской, а затем Косолаповской волостей Уржумского уезда Вятской губернии.
Параньгинский район был образован по просьбе татарского населения в соответствии с проводимой в стране национальной политикой согласно Постановлению Президиума ВЦИК от 30 апреля 1931 года.
До 8 июля 1932 года район назывался Татарским. Большую часть населения тогда составляли татары — 63,3 %, русские — 21,2 %, марийцы — 15,3 %.
В декабре 1962 года Параньгинский район был упразднён, населённые пункты вошли в состав Мари-Турекского района. В январе 1965 года район вновь был восстановлен.
фестиваль татарского языка в районе Параньгинский район РМЭ
Численность населения
На 2014 год – 15 тыс. чел.
Национальный состав
По данным переписи 1989 года: доля татар составляла — 47,6 %, марийцев — 41,6 %, русских — 10,2 %, других национальностей — 0,6 %.
река Ировка, приток реки Илеть
В состав района входят 1 городское и 8 сельских поселений:
Городское поселение Параньга
Алашайское сельское поселение
Елеевское сельское поселение
Илетское сельское поселение
Ильпанурское сельское поселение
Куракинское сельское поселение
Портянурское сельское поселение
Русско-Ляжмаринское сельское поселение
Усолинское сельское поселение
В деревне Портянур действует птицефабрика, которая приносит основные доходы и дает большое количество рабочих мест местному населению.
Герб муниципального образования «Параньгинский район»
Описание герба (блазон)
В рассеченном червленью и изумрудом поле серебряная дважды гамированая оконечность, над которой серебряная подкова шипами вверх, увершенная белой геральдической астрой с золотыми чашелистиками и семенником, на шипах подковы две противопоставленные пчелы с четырежды опоясанными брюшками и черными глазами.
Символика герба.
Основные цвета:
Серебро (белый) – символ простоты, ясности, совершенства, благородства, чистоты и мира.
Червлень (красный) – символ созидательной активности, богатства верности.
Изумрудный (зеленый) – символ весны, процветания, здоровья, плодородия, изобилия и жизни.
Вышеназванные цвета были избраны основными, так как являются традиционными и наиболее почитаемыми среди народов мари, татар и русских.
Серебряная подкова в гербе муниципального образования
«Параньгинский район» выступает как исторический символ сельского труда. Подкова, обращенная шипами вверх, так же является народным оберегающим символом, связанным с пожеланиями счастья и удачи. В некоторых случаях подкова в геральдике олицетворят полумесяц.
Две золотые пчелы символизируют величайшее трудолюбие и тесное сотрудничество жителей Параньгинского района в деле развития родного края.
Серебряная (белая) астра как один из наиболее распространенных среди татарского народа орнаментальных элементов отражает отличительность герба муниципального образования «Параньгинский район» в Республике Марий Эл.
Серебряная (белая) орнаментальная оконечность щита символизирует землю Марий Эл, на которой расположен Параньгинский район.
военкомат Параньгинского района
Описание флага муниципального образования «Параньгинский район» Республики Марий Эл.
Флаг муниципального образования «Параньгинский район» Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры герба района. Отношение ширины гамированой полосы к высоте флага 1:4.
Основные цвета:
Серебро (белый) – символ простоты, ясности, совершенства, благородства, чистоты и мира.
Червлень (красный) – символ созидательной активности, богатства верности.
Изумрудный (зеленый) – символ весны, процветания, здоровья, плодородия, изобилия и жизни.
Вышеназванные цвета были избраны основными, так как являются традиционными и наиболее почитаемыми среди народов мари, татар и русских
деревня Олоры, святой марийский источник
Гимн
Автор слов и музыки
Табрис ФАЙЗРАХМАНОВ
Илләт-су башланган урманнар,
Ир, Нәлә буйлары, тугайлар,
Сабан-туй гөрләгән мәйданнар -
Зур бүләк якташлар, туганнар!
Кушымта:
Бердәмлек, тигезлек төбәге,
Халыклар дуслыгы терәге.
Чәчәк ат, ирекле бул мәнге
Кадерле, гүзәл җир - Бәрәнге!
Иделгә ашкына суларын.
Дөньяга танылган улларын.
Киң юллар, мул уңыш - байлыгың,
Иң тәмле икмәкле районым.
Кушымта.
Таң ата, уяна туган як.
Яңгырый иртәнге моң-азан.
Бу җирне яраткан изге зат.
Мөң шөкер сиңа! Дан сиңа! Дан!
марийский праздник в Параньге Параньгинский район РМЭ
Автор слов
Татьяна ОЧЕЕВА
Чодыра дене ялым эртен,
Ший Элнетшыргыкта йывертен.
Сабантуй ден Пеледыш пайрем
Шергылтеш, калыкнам чумырен.
Припев:
Ик еш семын келшен илена.
Ойго ден куаннам пайлена.
Куш, чаплане, шумбел мландына,
Чон шепка - Параньга кундымна!
Шочмо Эл чын шочшетым пала,
Рвезе тукым шарналын ила.
Перкем налше киндетым акла,
Родо-влакшем эн порын сийла.
Припев.
Эр кынелын, пашаш каена,
Торшымаш ден лумет нолтена.
Ко вер-шржым сакла, йората -
Шочмо мланде тудлан таушта.
Автор слов
Татьяна ОЧЕЕВА
Обнимая деревни, поля
Протекает Илеть и Ноля.
Край родной, в этих дивных местах
Развернул Сабантуй торжества.
Припев:
Братской дружбой единой сильна
Ты для славы великой дана.
Будь всех краше, богаче, мила,
Параньгинская наша земля!
Сыновей, дочерей имена
Помнит с гордостью, знает страна
С чудным вкусом ржаные хлеба -
Угощаешь соседей любя.
Припев.
Над землей встала зорька светла,
Ждут нас свершенья, дела.
Всем, кому мать-земля так мила,
Благодарность, почет и хвала.
конкурс татарской песни в Параньге
ИСТОРИЯ ПАРАНЬГИНСКОГО РАЙОНА РМЭ
Древние люди, находясь в непосредственной зависимости от природно-климатических условий окружающей среды, старались выбирать подходящие для жизнеобеспечения места. Территория Параньгинского района в этом отношении в древности была малопривлекательной для массового ее заселения. Она расположена на южных склонах Волжско-Вятского водораздела и в верховьях реки Илеть. Примечательной ее особенностью является наличие большого лесного массива и множества оврагов, маленьких, мелководных рек и речек со слаборазвитым речным бассейном, текущих в северо-восточном, юго-восточном и южном направлениях.
На северной части района в северо-восточном направлении течет река Буй (правый приток р. Вятки), куда впадают маленькие речки Сереньга, Ляжмаринка.
Вдоль всего Параньгинского района в юго-восточном направлении течет река Ноля (левый приток р. Уржумка). Она пополняется за счет мелких речушек Кочан энер, Йошкарэнер, Ильмовка, Койла, Токсубайка, Кошпайка, Купайка, Верхний Лаж, Ирсолька, Олорка, Ольминка, Тектенер, Тошкемнурка. В отличие от них, река Илеть (левый приток реки Волга) течет в юго-западном направлении. Свое начало она берет в Параньгинском районе с родников и маленьких речушек Арбур, Киржевож, пополняется за счет правых притоков: Ольминка, Омшанка, Параньгинка, Ировка с притоками Унжа и Купшерка. Эти реки протекают по наименее освоенной, богатой лесами низменной части района, изобилующей болотами. В южной части района берет начало речка Унжинка (правый приток реки Шора).
Маленькие, мелководные речки с тихим течением и не высокими берегами не благоприятствовали развитию земледелия. Поэтому древние люди старались обходить эти места.
река Буй в верховьях Параньгинский район РМЭ
Археологическими исследованиями установлено, что первые люди здесь появились в V-IV тысячелетии до нашей эры на левом берегу реки Ноля (Алашайская стоянка эпохи камня). Постоянных древних стоянок и поселений, средневековых могильников на территории района археологи не обнаружили.
В правобережье Вятки марийцы стали переселяться в IX-XI вв., но непосредственно территорию района они освоили в конце ХV-XVI вв. К их приходу северная часть современного Параньгинского района была заселена удмуртами.
Крестьяне переселялись сюда с севера и востока по рекам Вятка, Лаж, Буй, Ноля, с юга - по реке Илеть и ее притокам: Ировка, Параньгинка. ХVI-ХVII вв. сюда стали стекаться и татары. Казанский профессор, археолог А.Х.Халиков считал, что формирование этнографической группы параньгинских татар произошло во второй половине ХVI в.
Селились крестьяне главным образом на водоразделах рек и речек, выбирая для этого небольшие поляны. Этим объясняются и маленькие размеры поселений. Первопоселенцы долгое время жили в выселках (илемах) в один-два двора. По мере роста населения, расширения посевных площадей, внедрения паровой системы земледелия количество дворов возрастало. Во времена Казанского ханства эти поселения были объединены в сельские волости и сотни, фискально-административные округа (даруги).
Территория Параньгинского района входила в состав Алатской даруги (позднее это территориальное образование стали называть Алатская дорога). В ХVI в. в писцовых книгах Казанского ханства между притоками Ировка и Илетью упоминается волость Илеть, а между Илетью и левым притоком реки Шора - волость Абашай.
После взятия Казани марийцы, придя к царю, "предашася ему вси и назваша себе новым царем. Он же возлюби их, и пожалова на обед своем, накормив их и напоив, и дасть им семена зымныя, и коня, и волы на орание... они же радовахуся о милосердии его". В 1574 г. царь"пожаловал и помиловал и велел выдать всем волостям жалованные уставные грамоты". В 1584 г. был основан город-острог Уржум, который со временем стал уездным центром.
В административном отношении территория Параньгинского района в XVII в. входила в состав Алатской дороги Казанского уезда. Имеющиеся в нашем распоряжении источники не позволяют определить историю основания первых селений, их количественный состав в XVI-ХVII вв. Специальное исследование по истории марийских деревень этого периода не проводилось. Не выявлены и необходимые архивные источники. К тому же крестьяне в этот период жили отдельными дворами (илемами). Существовали также большесемейные патронимические поселения. О них напоминают сохранившиеся в памяти народа топонимические предания.
Уржумский тракт, Алатская дорога
Характерной особенностью таких селений была кучевая планировка, выделяющаяся тем, что родственные семьи размещались своими дворами вокруг усадьбы родоначальника, образуя маленькое селение. На некотором расстоянии от него могла поселиться другая группа родственников. Территориально близко расположенные вдоль побережий рек поселения и дворы в документах записывались как сотня или волость.
О большинстве старинных поселений ХVII в. сведений не сохранилось. В ранних исторических документах марийские починки и деревни фиксировались редко. Об этом свидетельствует, например, "Книга доимочная Алатской дороги", составленная в 1699 г. В ней упоминаются:
Поташковы сотни Чолпаева Волость Иллеть-Кукморы с починками "Лажгары", "Мышин", "Починок в черном лесу", "Починок по речке Урбе", "Починок по речке Шишоре";
Ахтазичкова сотни Тенгибаева Волость Атня с починками: "Починок по речке Мучаж", "Починок себе усадом", "Починок по полянке Азане" "Починок по речке Лаж", "У тое же волости (Атня) себе усадом";
Токсубины сотни Тоушева "У тое же волости (Атня) на другом усаде", "Починок по речке по Сернуре", "Починок словет Котяков",
Яндемирковы сотни Янгодырева "У тое же волости (Атня) на третьем усаде", "Починок по речке Кокше";
Толбечковы сотни Печанова Волость Турек с починками Мономаре, "По речке Шоре", деревней Беренга;
Актазичковы сотни Козябина Волость Ирпорская.
Приведенный материал свидетельствует, что в конце XVII в. на территории района существовали волости Атня (состояла из трех сотен), Илеть-Кукмора, Ирпорская (Ирнурская), Турек, починки Лажгари (Лажмари), "по речке Кокше" (Кокшерка, Купшерка), деревня Беренга (Параньга) и др.
В первой половине ХVIII в. на территории современного Параньгинского района по нашим подсчетам было 20 селений. С 1719 г. часть из них, причисленная к Буйской и Сабатской волостям, находилась в ведении администрации Уржумского уезда, а остальные волости оставались в пределах Казанского уезда Казанской губернии. В 1779-1782 гг. селения района были причислены к Уржумскому и Царевосанчурскому уездам Вятского наместничества. В ХIX в. селения района входили в состав Ирмучашской, Турекской, Мазарской, а затем Косолаповской волостей Уржумского уезда Вятской губернии.
село Илеть, храм святой Троицы
К концу ХVIII - начале XIX в. в пределах современной территории района насчитывалось 44 населенных пункта, в числе которых было 15 марийских, 12 татарских деревень и починков. Русские крестьяне здесь появились в результате вольного переселения в конце ХVI в., однако их было мало и жили они совместно с марийцами. В конце ХVIII - начале XIX в. сформировались 8 русских селений. Всего проживало примерно 3,5 тысячи крестьян (1,8 тыс. - марийцев, 1,4 тыс. - татар и 0,3 тыс. - русских).
Процесс постепенного освоения современной территории района русскими крестьянами заметно активизировался в 1830-1840-х годах. В 1836 г. здесь насчитывалось 51 селение (20 марийских, 16 татарских и 15 русских) с населением 7,8 тысяч человек. К 1884 г. число русских селений возросло до 40 (6,7 тыс. человек). В этом году было 28 марийских (6,0 тыс. человек) и 17 татарских (8,6 тыс. человек) селений. К 1905 г. численность населения возросла до 27,8 тысяч человек, в то время как количество селений увеличилось лишь на одно. В пределах района проживали 12 тысяч татар, 8,1 тысяч русских и 7,7 тысяч марийцев.
С 1840-х годов власти начали вводить во всех поселениях рядовую и уличную планировку. Ширина улиц не превышала 10- 15 метров. Планировка улиц проводилась с учетом естественного рельефа местности. В Параньге, Портянуре утвердилась квартальная планировка. На улицах марийских, татарских селений высаживали деревья (липы, березы).
Существовала традиционная система застройки усадьбы. Чаще встречалась П-образная и Г-образная планировка усадьбы. В передней части двора, справа или слева от ворот крестьяне ставили дом, с которым через сени соединялась клеть. Хозяйственные постройки ставились в глубине двора. За ними располагался огород. По другую сторону ворот помещался амбар. Усадьбы огораживались забором.
Крестьяне жили в одноэтажных бревенчатых срубных домах с двухскатной крышей. Татары обращали большое внимание архитектурно-декоративному оформлению ворот, заборов, жилищ, наличников окон, которые окрашивались яркими полихромными красками. Кирпичные или двухэтажные деревянные дома строили лишь богатые, занимающиеся торговлей люди, преимущественно русские и татары. Обычно дома с уличной стороны имели 2-3 окна, один или две - на боковой стене, обращенной во двор.
Этнические своеобразия отчетливо проявлялись в планировке жилища. Печь в избе располагалась в углу у входа, устьем к передней стороне. Между печью и близлежащими стенами у татар оставался проход, черезкоторый люди заходили на кухню. Изба у них делилась на две части: "чистую" (гостевая) и "черную" (кухня) половины. Деление избы на мужскую и женскую половины встречалось и у марийцев.
Вдоль стены марийцы и русские ставили длинные широкие скамьи, а у татар устанавливались нары (сэке). Над входной дверью у марийцев и русских устраивали полати, а у татар - над проходом за печью (сундэрэ). Недалеко от обеденного стола, в переднем углу у крещеных марийцев и русских стояла икона.
Татарское жилище выделялось наличием большого количества матерчатых занавесей и украшений. По периметру стен и верхней части печи прикрепляли занавески (чаршау), на окнах вешали цветные занавески. Полы покрывались домоткаными дорожками или коврами. На стенах вешались картины-обереги с изречениями из Корана. Спальные лежанки и кровати закрывались специальными занавесками. Исследователи отмечали, что татарские избы отличались особой опрятностью и чистотой.
За ХIX в. число деревень возросло в 2,5 раза, а количество населения - более, чем в 7 раз. Увеличение численности населения происходило в основном за счет притока новых переселенцев.
В 1905 г. доля русских деревень составляла 47,7%, марийских - 32,5%, татарских - 19,8%. В численном отношении преобладали татары (43,2%), затем русские (29,1%), доля марийского населения составляла 27,7%.
Большинство селений в начале ХХ в. было малодворным. Наиболее многочисленными были татарские селения. В 1905 году в 7 татарских селениях из 17 численность крестьян превышала 500 человек. Несмотря на значительное увеличение числа русских селений, доля русских крестьян оставалась сравнительно не высокой. По данным 1905 г. в 97% русских деревень и починков количество населения не превышало 400 человек.
На территории района в ХVIII - XIX вв. крупных промышленных предприятий не было. Существовали две купеческие писчебумажные фабрики, построенные служилым татарином Сулейманом Юсуповым Маматовым, на которых работали крестьяне по найму. Успешное для того времени функционирование этих предприятий в сельской местности само по себе примечательный факт. Этот опыт говорит о том, что малые промышленные предприятия и их филиалы могут функционировать на селе и в наши дни.
Основными занятиями крестьян являлись земледелие, домашнее животноводство, рыболовство, охота, пчеловодство, домашние промыслы.
Занятие земледелием во многом зависело от количества и качества надельной земли. Надельная земля состояла из пашни, сенокосных, лесных угодий, усадебной земли и неудобных для хозяйственного использования земель (неудобий). В ХVIII в. доля лесных угодий в структуре надельной земли превалировала над остальными угодьями.
По мере увеличения численности населения происходило расширение посевных площадей. В 1874 г. в Уржумском уезде пашни и усадебные земли занимали 55% всей надельной земли, сенокосы - 4,2%, лесные угодья - 36,8% и неудобия - 4%. К 1884 г. доля пахотных и усадебных земель возросла до 65,7%, в то время как площади лесных угодий значительно сократились. Они занимали лишь 13,9%. Несколько увеличилась доля сенокосов (9,4%). Выгоны занимали 6,2% и неудобия - 3,8%.
На протяжении XVIII - XIX вв. шло сокращение размеров земельных владений крестьян. Положение крестьян, живших на территории современного Параньгинского района, было несколько лучше, так как они имели сравнительно больше надельной земли. В 1874 г., например, в Уржумском уезде среднедушевой крестьянский надел (включая и неудобные земли) составлял 7,4 десятин, в Турекской же волости - 9,82. В 1884 г. на каждую ревизскую душу по уезду приходилось 8,4 десятин земли, а на территории современного Параньгинского района - 9,3 десятин.
Публикуемые очерки убедительно показывают, что структура надельной земли, размеры земельных наделов у крестьян разных сел и деревень были не одинаковы. Были различными и наделы отдельных семей в пределах деревни, села. Большие семьи при распределении земли оказывались в более выгодном положении.
В земледелии преобладало трехполье, однако использовались и подсечная, переложная системы. Около 90% посевных площадей занимали рожь и овес. Жители русских селений сеяли пшеницу, гречиху. Картофель крестьяне сажали мало. Развивалось огородничество.
Основными орудиями земледельческого производства были соха, косуля, деревянные бороны, серп, коса, цеп для молотьбы хлеба. Для размола зерна повсеместно применялась водяная мельница. Во второй половине ХIX - начале ХХ в. зажиточные крестьяне стали приобретать плуги, сеялки, жатки, молотилки, веялки.
Урожайность в дореволюционной России принято было определять в "самах", показывающих соотношение полученного урожая к количеству высеянных семян. В Ирмучашской волости в среднем высевали по 17 пудов ржи (в Турекской и Мазарской волостях - по 14 пудов), по 3 пуда ячменя (у русских и татар, а у марийцев - по одному пуду) на каждый душевой надел. Средняя урожайность озимых в уезде для всех пахотных земель составляла "сам-пять" (в Ирмучашской волости в середине ХIX в. сам - 5,5). Иногда были более высокие урожаи, но нередкими были и неурожайные годы.
Чтобы обеспечить свою семью запасами хлеба, крестьянам приходилось в течение 4,5-5 месяцев (примерно с 3 мая по 2 октября) изо дня в день трудиться, проявляя максимальную заинтересованность, добросовестность, житейскую мудрость и находчивость. Хлебопашец опирался на многолетний опыт, сохранившиеся традиции. В то же время он внимательно следил за капризами погоды и старался выбирать наиболееподходящие для данных природных условий приемы возделывания пашни, ухода за всходами, уборки урожая.
Скотоводство, как и надельная земля, было определяющим фактором обеспечения благополучия и достатка в крестьянской семье. В дореволюционном прошлом крестьяне не представляли свою жизнь без лошади - основной тягловой силы, коровы, овец, домашних птиц. Жители деревень, вошедшие в состав современного Параньгинского района, в 1869 г. держали более 7 тысяч лошадей, 6,3 тыс. голов крупного рогатого скота, более 8 тыс. овец, 1,3 тыс. свиней, 0,6 тыс. коз. Содержанию такого количества домашнего скота благоприятствовало наличие лесных выгонов, в которых домашние животные вольно паслись в летнее время. Пастухов не нанимали. Чтобы защитить посевы от протрав, крестьяне огораживали изгородью все поля. Концы улиц закрывали полевые ворота.
В 1884 г. на территории района насчитывалось 5,1 тыс. рабочих лошадей и одна тысяча молодняка, 5,5 тыс. коров, более 4 тыс. голов крупного рогатого скота. По сравнению с показателями 1870-х годов выросло количество дворов, не имеющих лошадей и коров. В Ирмучашской волости доля безлошадных дворов составляла 8%, а бескоровных - 12% (в Турекской волости соответственно: 6,6 и 10,5%). К началу ХХ в. произошло еще большее уменьшение количества домашнего скота, сократилось и поголовье лошадей и коров.
Пчеловодство было любимым занятием крестьян. Бортничеством марийцы занимались издревле. С XVIII в. крестьяне стали разводить пчел в пеньках и колодах. Пчеловодством в ХIХ в. занимались и русские, татарские крестьяне. Пуд меда в 70-х годах ХIХ в. стоил 7-10 рублей, фунт воска - 55 копеек, а улей с пчелами - 10-15 рублей.
В документах второй половины ХIX в. отмечалось, что пчелиные улья (кряжи) крестьяне ставили "на своих одворицах" или привязывали на одиночные деревья среди полей. В 1884 г. в 209 хозяйствах Ирмучашской волости насчитывалось 872 улья, в Турекской волости было 540 ульев, Косолаповской - 230. В конце ХIX в. в деревнях появились рамочные улья.
Крестьяне любили заниматься охотой и рыболовством. В Ирмучашской и Турекской волостях в середине ХIХ в. была распространенной охота на рябчиков, белку, зайца. На Параньгинском базаре скупщики в 1876 г. за каждого рябчика давали 20 копеек, за белку - 10, зайца - 6 копеек.
Параньгинский базар проходил еженедельно по понедельникам. В окрестных селах в дни христианских праздников устраивались ярмарки. В Туреке ярмарки проходили в день празднования Казанской иконе Божией Матери (4 ноября), 29 января, в Куракино - в день Рождества Христова (7 января), в Елееве - в дни святых бессребреников Космы и Дамиана (14 ноября), пророка Ильи (2 августа), в Юледуре - в дни святителя Николая чудотворца (19 декабря и 22 мая), святых апостолов Петра и Павла (12 июля), Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), в Косолапове - в дни преподобных Сергия Радонежского (8 октября) и Патапия (21 декабря), святителя Николая, чудотворца (22 мая).
В конце ХIХ в. деревня постепенно втягивается в товарно-денежные отношения. Из истории крестьянства западноевропейских стран известно, что формирование буржуазных отношений в сельском хозяйстве вело к экспроприации земель у сельскохозяйственного производителя, распространению среди крестьян частнособственнических отношений, имущественному и социальному расслоению, развитию товарного земледелия и скотоводства, мелкотоварного хозяйства, внедрению арендных отношений, наемного труда и т.д.
В России же эти процессы из-за фискального гнета, малоземелья, противостояния общины протекали очень медленно. Одним из реальных результатов этих перемен стал переход от натурально-потребительского хозяйства к мелкотоварному производству, которое проявилось в развитии кустарничества, ремесла, отхожих промыслов.
На территории района развивались главным образом лесные промыслы: смолокурение, производство мочал, циновок, рогож, кулеткачество, колесных ободьев, саней, полозьев, бондарное производство. В 1884 г. в Уржумском уезде работали 392 смолокурни, 740 кузниц, 96 кирпичных заводов, 554 мельниц, 118 маслобоен и др. В Ирмучашской волости лесным промыслом занимались 13% крестьян, а в Турекской волости - более 58%. Среди крестьян выделялись колесники, саночники, бондари, в Турекской волости изготовляли на продажу бурачки из бересты. В 1910 г. 170 крестьян 27 селений Ирмучашской волости в свободное время занимались выработкой колес и полозьев, смолокурением, 120 крестьян - плотничали, 40 человек участвовало в извозе. Каждый из них за год в среднем зарабатывал от 20 до 50 рублей. Татары издавна занимались скорняжным, валяльно-войлочным, ткацким ремеслом, торгово-посреднической деятельностью. У них была распространена разъездная торговля. Часть крестьян держала лавки и магазины.
Общественная жизнь деревни регулировалась сельской общиной. Она обеспечивала экономическую организацию хозяйственной деятельности и защищала интересы крестьян, поддерживала и регулировала установившиеся социальные и хозяйственные отношения, традиционный хозяйственный и бытовой уклад жизни, регулировала вопросы землепользования, исполнения тягловых повинностей.
В традиционной жизни сельчан большую роль играли религиозные верования, обычаи и обряды. На исследуемой территории мирно сосуществовали языческие верования и культы, православие, ислам. В ХIX - начале ХХ в. были построены четыре церкви в селах Илеть, Куракино, Елеево, Сабанур. В татарских деревнях функционировали мечети. Марийцы молились в священных рощах (кѓсото).
Большая часть марийцев была окрещена в 1740-1755 годах. Однако они долгое время не признавали основы христианской религии, церковные таинства исполняли формально. Наряду с поклонением иконам, посещением церквей в дни христианских праздников, верующие марийцы упорно продолжали соблюдать древнемарийские религиозные обряды, проводили моления с жертвоприношениями домашних животных и птиц в рощах.
В целях просвещения народа в ХIХ - начале ХХ в. открываются начальные школы. Дети татар обучались в мектебе - религиозных школах при мечетях. Усилиями земства в отдельных селах и деревнях были учреждены библиотеки. В начале ХХ в. некоторые крестьяне стали получать газеты, издаваемые в губернии. Все это способствовало приобщению сельчан к книжной культуре, расширению их мировоззрения.
С установлением в январе 1918 г. Советской власти в уезде и деревнях стали создаваться комитеты деревенской бедноты, которые впоследствии слились с советами.
Нелегкими выдались для крестьян первые годы Советской власти. Тяжелейший сельскохозяйственный кризис, наступивший после первой мировой и гражданской войн, усугубился засухой и массовым голодом в 1921-1922 годы. В 1921 г. пуд ржи стоил 45 тысяч, а пуд пшеницы - 85 тысяч рублей.
В октябре 1922 г. ВЦИК утвердил Земельный кодекс РСФСР, который провозгласил принцип национализации земли, отмену права частной собственности на землю, недра, воды и леса. Принятие этого закона послужило толчком для проведения передела земли по едокам, формирования в пределах нынешнего района 11 новых селений.
Получили развитие потребительская, кустарно-промысловая, сельскохозяйственная кооперация, кооперативная торговля. Представленные очерки показывают, что на территории района утвердились простейшие кооперативы: машинные, сельскохозяйственные товарищества, сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли.
Параньгинский район был образован по просьбе татарского населения в соответствии с проводимой в стране национальной политикой согласно Постановлению Президиума ВЦИК от 30 апреля 1931 г. До 8 июля 1932 г. новообразованный район назывался Татарским. Он включал 61 населенный пункт 12 сельских советов.
С севера и северо-запада район граничил с Сернурским, на востоке и юго-востоке - Мари-Турекским, на юге и юго-западе - Моркинским, на западе - Куженерским районами. Его территория в 1931 г. составляла более 616 кв. км. (в 2003 г. - 791,7 кв. км), из них более 30% занимали леса. Население района - 24103 человека, состояло из 15222 татар (63,2%), 3736 мари (15,5%) и 5120 русских (21,3%).
14 июня 1931 г. прошел первый пленум райкома ВКП(б), на котором создано бюро райкома в составе Сафука Салихзянова, Залила Юсупова, Курбана Ахметова, Нафикова, Факии Хабибуллиной. Ответственным (первым) секретарем райкома ВКП(б) был избран С. Салихзянов. 15 июня состоялся первый съезд Параньгинского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов МАО. Председателем райисполкома был избран Курбан Ахметович Ахметов.
Основное внимание районного руководства в те годы обращалось на проведение массовой коллективизации. К 1931 г. в районе были организованы 10 татарских, 3 марийских, 8 русских колхозов, объединявших 578 крестьянских хозяйств. Коллективизация сельского хозяйства в районе шла медленно. Особенно болезненно и трудно она проходила в татарских деревнях. В 1934 г. из 1792 единоличных хозяйств 1247 (69,6%) были татарскими. 546 крестьянских хозяйств района (30,4% из числа единоличников) были признаны кулацкими и должны были подвергнуться раскулачиванию. Часть крестьян, стремясь избежать репрессии, покинула деревню.
Колхозы создавались не имея финансовых средств и материальной базы: производственных помещений, техники. Решить эти вопросы за счет обобществления бедняцких хозяйств не удалось. Единственным средством пополнения материальной базы колхозов было обобществление хозяйственных построек, домашних животных и сельхозинвентаря раскулаченных крестьян.
В 1931 г. район имел всего один трактор, 19 водяных мельниц общей производительностью 2413 тонн и 7 ветряных мельниц производительностью 661 тонн в год. В 1935 г. была организована машинно-тракторная станция. На первых порах она имела 25 колесных, 2 гусеничных трактора, 3 молотилки, 5 сеялок, 2 грузовые полуторатонные автомашины. В 1941 г. на колхозных полях работали 57 тракторов.
Основной тягловой силой в деревне оставались лошади, которых в 1931 г. насчитывалось 3054. К 1932 г. их количество сократилось до 2289. Крестьяне держали также 4223 голов крупного рогатого скота, 8789 овец и коз, 654 свиней, 850 пчелиных ульев.
В 1931 г. в колхозах насчитывалось более ста голов КРС. Через десять лет колхозное стадо увеличилось до 1849 голов. Надои молока составляли 205 тонн, производство мяса - 800 тонн. За 1931-1941 гг. количество колхозных ферм возросло с 19 до 49.
Промышленность развивалась медленно. На 1 января 1935 г. в районе функционировали 15 мелких предприятий. В промышленности было занято всего 167 человек. Среднемесячный заработок одного рабочего составлял 23 рубля.
В начале 1930-х годов успешно работала лесохимическая артель, которая объединяла 251 человека. За 1933 г. ею были получены 39,3 тонн смолы, 72,2 тонн скипидара, 709,9 тонн - древесного угля, 1,018 тонн - дегтя. В Илети работал спиртово-порошковый завод, построенный в конце 1932 г. В 1933 г. он вырабатывал 14 тонн древесного спирта, 80 тонн порошка на общую сумму 68811 рублей.
В 1930-е годы большое внимание уделялось проведению культурной революции, ликвидации неграмотности. Формируются ячейки общества "Долой неграмотность". Повсюду стали открываться клубы, избы-читальни, библиотеки, где работали всевозможные кружки.
В 1931 г. в районе работали 15 школ, а через три года - 24 начальные школы, в которых обучались 2875 детей, восемь школ-семилеток (730 учеников). В 1932 г. был открыт Параньгинский педагогический техникум. Всего в системе образования района насчитывалось 123 учителя, из них 50 человек имели среднее и 73 - начальное образование. В 1936 г. появились первые учителя с высшим образованием.
В 1932 г. открывается в районе первая больница, где работал один врач и было 5 коек. Фельдшерский пункт функционировал в с. Илеть. К 1941 г. число фельдшерских пунктов возросло до 8.
В политическом просвещении населения большую роль играла районная газета "Удар колхозчы", которая регулярно стала выходить с октября 1932 г. С 1940 г. она начала выходить под названием "Коммунизмга". В 1991 г. газета получает новое название - "Наша жизнь".
В предвоенные годы в 65 населенных пунктах района проживало 22279 человек. Работали 54 колхоза, которые обрабатывали 32844 га земли. Несколько повысилась урожайность полей (10 центнеров с гектара), укрепилась материальная база колхозов.
Образованием и воспитанием детей занимались 32 школы, 200 учителей. Обучалось 4320 детей и учащихся педучилища. Работали детсад, колхозные детские ясли. Культурно-просветительскую работу проводили 13 клубов, 12 изб-читален, 5 библиотек. Лечение больных осуществлялось в районной больнице на 60 коек, в двух фельдшерско-акушерских, девяти трахоматозных пунктах, двух амбулаториях. Существовали аптека, пять аптечных пунктов.
С началом Великой Отечественной войны более 5 тысяч жителей, в том числе большинство председателей колхозов, бригадиров, работников районных учреждений, школ были призваны в Красную Армию. Вскоре увезли на фронт большую часть тракторов, автомашин, лошадей.
Из числа мобилизованных параньгинцев 3765 человек не вернулись домой. Многие уроженцы района за героические подвиги на фронтах были награждены орденами и медалями СССР. Ахмедсафа Гайсин, Хатиф Хасанов стали Героями Советского Союза, а Евгений Васильевич Смышляев - полным кавалером ордена Славы. Геройски сражался против врагов Гайнан Курмашев - руководитель подпольной антифашистской группы в концлагере, казненный вместе с поэтом Мусой Джалилем.
Ушедших на фронт заменили женщины, девушки и подростки. На краткосрочных курсах были подготовлены трактористы, прицепщики, машинисты жаток, комбайнеры, счетоводы. Созданы учебные пункты для обучения населения военному делу.
В ноябре 1941 г. район получил задание правительства направить на работу по строительству оборонительного рубежа на Волгу 300 человек рабочих и 200 лошадей.
Труженики села оказывали посильную помощь фронту. В Фонд обороны было направлено 14 миллионов рублей, в том числе 475 тыс. рублей на формирование авиа эскадрильи "Марийский колхозник". В 1942-1943 гг. крестьяне собрали 1 миллион рублей на создание танковой колонны. Часто проводились сборы теплых вещей, валенок, носков, варежек фронтовикам. Только до ноября 1941 г. труженики района собрали 900 пар валенок, 1800 овчин, 150 полушубков, 630 пар носков, 350 шапок,114 тонн картофеля и др. В 1942-1944 гг. на фронт были отправлены 1406 пар валенок, 421 полушубок, 2081 пару варежек, 1280 пар теплых шерстяных носков и многое другое. В самом начале войны из западных областей в район прибыли 611 человек эвакуированных. Все они были обеспечены жильем, одеждой, обувью, продуктами. Параньгинский детский дом стал вторым домом для 50 детей из Мурманской области.
Война нанесла огромный ущерб экономике колхозов. Сократились посевные площади, значительно уменьшилось поголовье скота, снизилась урожайность зерновых. Выходила из строя изношенная сельхозтехника. Во многих деревнях голодали. Несмотря на все трудности, люди выдержали испытание войной и доказали свою преданность Родине. Тысячи тружеников тыла были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
мемориал героям войны в Параньге
В 1950 г. в 68 населенных пунктах района проживало 17074 человека (на 23,4% меньше, чем в 1941 г.). К этому времени количество колхозов в результате их укрупнения сократилось в 2 раза. Размер посевной площади составлял 29 тысяч га (по сравнению с 1940 г. сократился на тысячу гектаров), валовой сбор зерна - 16822 тонны. В некоторых колхозах появились первые маломощные топливные электростанции.
Экономическое развитие колхозов сдерживалось все увеличивающимися государственными заданиями обязательных поставок. Закупочные цены на сельхозпродукцию (особенно на зерновые) оставались ниже уровня 1940 г. На налоги, платежи, отчисления в неделимый фонд уходило больше половины полученных доходов колхозов. Значительно низкими, чем в 1940 г., были размеры натуральной оплаты труда колхозников. К тому же каждый колхозный двор в зависимости от получаемых доходов облагался государственными сельскохозяйственными налогами. До 1957 г. колхозники должны были выполнять нормы обязательных поставок продуктов животноводства со своего подворья. Существовали местные налоги: со строений, транспортных средств, с наличного скота, фруктовых деревьев.
Большая часть сельчан стойко терпела все трудности послевоенных лет, верила в счастливое будущее. Молодые люди, не обремененные семьей, хозяйством, более скептически относились к сложившейся ситуации и уезжали из деревни в города.
После 1953 г. стали снижаться размеры обязательных поставок, налоги с приусадебных участков и продаж на рынке, были списаны долги колхозов. Государство повысило закупочные цены на мясо (в 5,5 раза), молоко и масло (в 2 раза), зерновые (на 50%). С 1956 г. начинает вводиться ежемесячное денежное авансирование труда колхозников. Продолжалось укрупнение колхозов, которое должно было расширить возможности колхозного производства, улучшить организацию труда, преодолеть отставание малых колхозов, привести к индустриализации сельского хозяйства, социальным преобразованиям в деревне. В результате многократных укрупнений в районе к 1960 г. сформировались 10 колхозов.
Сабантуй и Пеледыш Пайрем в Параньге
Укрупненным колхозам района за 1953-1959 гг. удалось в 2 раза увеличить поголовье крупного рогатого скота, коров, свиней. Соответственно возросли надои молока, производство мяса. Вырученные от реализации этих сельхозпродуктов средства шли на приобретение сельхозтехники, строительство животноводческих помещений, электрификацию села. Пополнялись общественные фонды потребления, которые шли на развитие материально-технической базы школ, учреждений культуры, медицинского обслуживания, торговли, связи. В деревнях появились радио, телефон, в нескольких селениях - электричество. Несмотря на эти небольшие позитивные перемены в конце 1950-х годов, вопросам повышения материального благосостояния и культурного уровня сельчан тогда еще не уделялось большого внимания.
За 1940-1960 гг. произошли значительные изменения в составе деревень. Усилился отток населения. Особенно много крестьян стало выезжать в конце 1940-1950-е годы. В результате за эти годы количество селений сократилось на 23. Распались 9 новообразованных в 1920-1930-х годах татарских починков, прекратили существование как самостоятельные территориальные административные образования 6 марийских, 8 русских деревень и починков. Появились три деревни с новыми названиями, которые сформировались в результате объединения под общим названием маленьких населенных пунктов. В состав района вошли деревни Олорского сельсовета.
В 1960 г. в 68 населенных пунктах проживало 18802 человека. В районе функционировали 10 колхозов, 4 промышленных предприятия. По сравнению с послевоенными годами они стали работать более стабильно и производительней. В сельском хозяйстве увеличились в 4 раза надои молока, в 2 раза - производство мяса. Возросло количество сельхозмашин. В районе насчитывалось 116 тракторов, 79 комбайнов. Количество лошадей сократилось с 2,3 тысячи ( 1953 г.) до 892 ( 1962 г.).
Несмотря на эти перемены, ликвидировать отставание в земледелии не удалось. По сравнению с 1950 годом площадь обрабатываемой земли сократилась на 4115 га (12%). Валовой сбор зерна уменьшился на 36569 центнеров (21,7%). Район по-прежнему оставался сельскохозяйственным.
В декабре 1962 г. Параньгинский район был ликвидирован, а селения вошли в состав Мари-Турекского района. В январе 1965 г. согласно указам Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета Марийской АССР Параньгинский район вновь восстановили. В его состав дополнительно были включены деревни Елеевского сельсовета. Председателем районного исполнительного комитета был избран Равиль Хуснутдинович Сафин.
В 1965-1990 гг. произошли существенные позитивные перемены в экономическом развитии района, в создании высокоэффективного агропромышленного комплекса. В эти годы много делалось для того, чтобы перевести земледелие и животноводство на промышленную основу, обеспечить сближение сельского хозяйства с пищевой и перерабатывающей промышленностью, интеграцию сельского хозяйства с предприятиями машиностроения, химической промышленности, строительными и транспортными организациями.
Техническому перевооружению села способствовало значительное увеличение объемов капиталовложений. Сельское хозяйство впервые заняло почетное место в ряду приоритетных отраслей экономики. Возросла энерговооруженность. Завершилась электрификация сел и деревень, многие производственные процессы были механизированы и электрифицированы. Укрепилась материально-техническая база районного отделения "Сельхозтехника", всех колхозов и совхозов. Количество тракторов сельхозпредприятий за эти годы возросло в 3,4 раза, комбайнов - более 2 раз, автомашин в сельском хозяйстве - в 4 раза. Значительно облегчился труд животноводов в механизированных животноводческих комплексах. Их в районе стало десять.
Большое внимание уделялось химизации сельского хозяйства, налаживанию научной системы подкормки полей минеральными удобрениями. Весенняя подкормка полей повсеместно проводилась с использованием гражданской авиации. Большую помощь в обеспечении сельхозпредприятий удобрениями и пестицидами, а также в вывозке органических и минеральных удобрений на поля оказывало районное отделение "Сельхозхимии", созданное в 1971 г.
В целях повышения плодородия полей и расширения кормовой базы развертывается мелиоративная работа. В Параньге в 1969 г. создана механизированная мелиоративная станция объединения "Марийскмелиорация". Строятся плотины и пруды, создаются культурные пастбища. Для обеспечения животноводческих комплексов полноценными кормами в 1972 г. создается комбикормовый завод.
Значительно изменилось экономическое положение колхозов и совхозов. Вводится новый порядок планирования. Сельскохозяйственные предприятия теперь стали работать с учетом утверждаемых на 5 лет планов продажи государству производимой продукции по стабильным ценам, а сверхплановую продукцию хозяйства реализовывали по более высоким заготовительным ценам.
Быстрыми темпами развертывается строительная работа. Возведением жилья, механизированных животноводческих комплексов, зерноскладов, хранилищ, мастерских и других производственных зданий, объектов соцкультбыта: детских садов, школ, клубов, медицинских пунктов, магазинов - занимались коллективы межколхозной строительной организации ( 1966 г.), передвижной механизированной колонны Љ 8 ( 1969 г.) и ПМК Љ 1305 ( 1977 г.).
Расширилось дорожное строительство. Ко всем центральным усадьбам колхозов и совхозов были проложены дороги с твердым покрытием. Были асфальтированы дороги ко многим важным объектам сельскохозяйственного производства. Подъездные пути прокладывались к мастерским, фермам, складским помещениям.
Произошел значительный прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции. Валовой сбор зерна за 1965-1990 гг. возрос в 3,8 раза. Производство мяса увеличилось в 8,5 раза, надои молока - в 6 раз. В 1990 г. на 100 га сельхозугодий было произведено по 105 кг мяса, а в колхозах имени Калинина, "Знамя", "Янга тормыш" эти показатели были выше в 1,5 раза. Удой молока от каждой коровы в 1990 г. составил 3178 кг.
Изменилось отношение к личным подсобным хозяйствам сельчан. Усилилась поддержка частного сектора: были сняты ограничения на поголовье домашнего скота, увеличены размеры приусадебных участков, разрешалось брать кредиты для благоустройства личных хозяйств.
Менялась социокультурная ситуация на селе. В районе помимо колхозов работали три совхоза ("Елеевский", "Илетский" и "Ляжмаринский"). С 1974 г. с. Параньга стало рабочим поселком, где развивалась промышленность по переработке сельхозпродуктов, куда стекалась значительная часть населения. За 1965-1991 гг. численность жителей п. Параньги увеличилась в 3 раза и достигла 7284 человек.
Изменился уровень жизни населения, повысился материальный достаток людей. Крестьяне больше стали строить просторные кирпичные дома, благоустраивать их на городской манер. В домах появились телевизоры, электроприборы, газовые плитки, велосипеды, мотоциклы.
За 1965 -1990 гг. население района возросло с 18,7 до 19,8 тыс. человек. Число сельских жителей района за 1979-1989 гг. сократилось на 1116 человек (8,4%). Изменился национальный состав района. За 1960-1980 гг. исчезли 15 русских селений и один татарский починок. По данным переписи 1989 г. доля татар составила - 47,6%, марийцев - 41,6%, русских - 10,2% и других национальностей - 0,6%.
Значительно возрос образовательный уровень населения. В подготовке квалифицированных кадров для села большую роль играло СПТУ-28, открытое в поселке Параньга в 1975 г. Сформировался многочисленный отряд сельской интеллигенции: учителей, специалистов сельского хозяйства, работников культуры, медицинских работников и др.
Происшедшие позитивные перемены в районе - результат самоотверженной работы многих талантливых руководителей и специалистов сельского хозяйства, передовиков производства, деятелей образования, культуры, здравоохранения. Большую роль в экономическом и социальном развитии района сыграли председатели исполкома Параньгинского райсовета: Равиль Хуснутдинович Сафин, Юрий Иванович Сабанцев, Леонид Александрович Вязников, Николаей Андреевич Ситалев, Леонид Ананьевич Гаранин, Вячеслав Федорович Севастьянов, Эльдус Самигуллович Сибагатуллин; первые секретари райкома партии - Иван Алексеевич Арефьев, Равиль Хуснутдинович Сафин, Вильсур Нурмухаметович Мухаметгалеев, Вячеслав Федорович Севастьянов, Билал Нуреевич Нуреев. Благодаря их деятельности Параньгинский район стал одним из передовых в республике.
В годы перестройки и реформ хозяйства района, также как и всей республики, страны, испытали большие потрясения и перемены. Эпоха преобразований подорвала экономическое развитие сельскохозяйственных предприятий.
В 2003 г. в 51 населенном пункте района проживало 19,3 тыс. человек, в том числе в поселке Параньга 7,5 тыс. человек (39% всей численности населения района). Наиболее многочисленными остаются татарские селения. Людность 50% русских селений не превышает двадцати человек.
Сельскохозяйственные предприятия района (в 2003 г. их было 8) после реструктуризации задолженностей и реорганизаций постепенно начинают преодолевать кризис. Свою жизнеспособность доказывает ЗАО "Агрофирма "Параньгинская". Улучшилась сфера торгового обслуживания сельчан. За 1990-2003 годы количество торговых точек возросло с 72 до 114. Активно проводится работа по газификации деревень и сел района. Благодаря поддержке Правительства Республики Марий Эл к значительной части деревень и сел района за последние годы проведены трубы газопроводов. Во многих селениях люди получили возможность пользоваться природным газом. Продолжается дорожное строительство.
Укрепляется личное подворье крестьян. Жители сел и деревень в 2004 г. держали 4665 голов крупного рогатого скота, в том числе 2317 коров, 1025 бычков, а также 723 свиней, 2229 овец, 124 коз, 30700 птиц, 839 ульев с пчелами. Растет количество лошадей. В начале 2004 г. их было 68, в том числе: кобыл - 13, жеребцов - 55.
В районе в 2003 г. функционировали 10 средних и 6 начальных школ, 10 дошкольных учреждений, детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, три пришкольных интерната. В образовательных учреждениях работали 487 педагогов. Над повышением культуры сельчан трудятся коллективы районного Центра культуры и досуга, Дома культуры, 15 сельских домов культуры, 10 домов досуга, 17 библиотек, детской школы искусств. Имеются в районе три народных коллектива. Всего культурно-просветительской работой заняты 78 человек.
Ежегодно в районе проводятся традиционные и национальные праздники "Пеледыш пайрем", "Сабантуй", "Гусиные посиделки", "Новый год", "Навруз", "Курбан байрам".
В духовном возрождении сельчан большую роль стала играть религия. По инициативе верующих построены мечети, восстанавливаются православные церкви, часовни, возродилась традиция проведения марийских молений в священных рощах. Растет интерес к истории деревень и сел, возрождаются многие забытые традиции старины.
___________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://www.12rus.ru//
https://www.paranga.ru/
группы деревень района Вконтакте.
История сел и деревень Республики Марий Эл
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 11606 просмотров
Комментарии
все статьи...
все статьи про Параньгинский р-н можно посмотреть,
нажав ТЭГ "Параньгинский район" под текстом статьи!
Отправить комментарий