Поселок Параньга
О поселке Параньга мы не раз упоминали в ходе наших поездок на восток Марий Эл и в Кировскую область. А также, в статьях про Алатскую дорогу (Уржумский тракт), что соединяла Казань и Уржум на Вятке.
Примечательно, что около Параньги расположен исток концептуальной реки – Илеть, а также водораздел между Волгой и рекой Вяткой (Вятские увалы).
Параньга своей историей тесно связана с параньгинскими татарами, которые заселяли эти глухие места ещё во времена взятия Казани царем Иваном Грозным.
Именно благодаря просьбе татар – в 20-х годах прошлого века и был образован Параньгинский район (а ранее – именно Татарский район), как место компактного проживания татар.
Отметим также, что в татарском языке существует параньгинский говор (диалект).
Откуда и как тут появились татары – на этот счет существует множество легенд и преданий, самая древняя легенда гласит о том, что впервые татары (булгары) стали расселяться по Вятке ещё во времена монгольского нашествия, когда монголы разорили Древнюю Булгарию и легендарный город Нукрат (Нократ), местоположение которого остается загадкой до сих пор!
По одним данным Нукрат находился около устья Вятки (ибо по-татарски река Вятка - это Нократ).
По другим – глубоко в Закамье, вероятно, в Аксубаевском районе РТ.
Вторая волна татар бежала в эти края во времена завоевания Казани царем Иваном Грозным, так как в этих краях проходила древняя Алатская дорога, вдоль которой и прятались переселенцы.
Бежали сюда татары и в 17 веке, когда проводилась политика насильственного крещения инородцев в Российской империи.
В 18 веке из-за участия татар в восстании Пугачева – несколько деревень также переселилась в глухие марийские леса.
Так или иначе, но татары в Малмыжском и Уржумском краях образовали устойчивую группу вятских татар.
Параньга́ (мар. Поранча) — посёлок городского типа, административный центр Параньгинского района Республики Марий Эл России.
Посёлок расположен в верховьях речки Параньгинки (приток Илети), в 95 км к востоку от Йошкар-Олы (106 км по дороге), где находится ближайшая железнодорожная станция.
Население — 6,6 тыс. жителей (2010 год; 6716 в 2002 году).
Народная легенда гласит: "Первоначально селение называлось «Бэрэнгуйэ», что в переводе с персидского означает «Деревня Святых».
Согласно преданию селение основали татары Чураш и Бураш, пришедшие сюда из ханства Касимово после 1552 г. Казанские историки считают, что в предании нашли действительные исторические факты.
В архивных документах д. Беренга упоминается в 1699 г. в составе Толбечковы сотни Печанова Турекской волости Казанского уезда. В начале XVIII в. деревня значится как пустощь Янгильдина, в которой числилось 19 жилых дворов ясачных татар и 14 — нежилых.
Начало Параньге положили родственные группы Туганая и Рахимкола. От них пошли роды Габделов, муллы Гумера, Асфандияра бин Рахимкол и других. Жители деревни исповедовали мусульманскую религию. Первые муллы Ишморат и Гумер, по сохранившимся воспоминаниям, здесь служили в начале XVIII в. Архивное упоминание о мечети в Параньге встречается в 1771 г.
По другой версии - название Параньга - произошло от слова: картошка, по-марийски, картошка - параньга, что созвучно с татарским вариантом: беренге. Именно татары впервые завезли этот овощ в Марийский край, и он понравился марийцам, которые также стали возделывать этот "второй хлеб"! А название они взяли татарское, но немного на свой лад - вот и появилась Параньга.
Мало того, марийцы охотно перенимали у татар опыт земледелия, так как булгары с древних времен занимались сельским хозяйством, а мари на луговой стороне промышляли охотой, бортничеством и лесными промыслами. Поэтому в марийском словаре большинство возделываемых овощей имеет практически татарские названия, например:
(русский - татарский - марийский)
морковь - кишер - кишер
лук - суган - шоган
капуста - кабестэ - ковышта
огурец - кыяр - кияр
яблоко - алма - олма...
Удмуртская версия названия Параньги:
Большинство названий поселений в Марий Эл-гидронимы,связаны с названий водоемов возле которых селились древние финно-угры.Обратимся к И.С.Галкину. -" Вариант Параньга несомнено возник из Поранча по аналогии с другими названиями на -га,ср.р Манага и др.
Что же представляло собой название Поранча? По нашему мнению, этот гидроним древнеудмуртского происхождения и состоит из топоосновы -пор-, что на удмуртском языке означает "мари". К этой топооснове присоединен словообразовательный суффикс -ан, который сохранился в коми языке, ср. яран "ненец", туган "вершина". К основе с словообразовательным суффиксом присоединился топоформант -ша, который на удмуртской почве дал -ча/чи,ср. р. Куатьчи. Первоначально, по видимому,гидроним Поранча имел значение "Марийская речка"...
ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА ПАРАНЬГА
Поселок Параньга - центр Параньгинского района и поссовета. Расположен в 123 км северо-восточнее города Йошкар-Олы - столицы Республики Марий Эл.
Деревня Параньга в конце XVII века была в составе Турекской волости Алатской дороги Казанского уезда Казанской губернии.
В 1762 году она упоминается в составе Илеть-Кукморской волости.
В конце XVIII - начале XIX вв. деревня Параньга стала волостным центром Уржумского уезда Вятской губернии. В XIX веке входила в Ирмучашскую и Турекскую волости Уржумского уезда. В 1920 году в составе Турекской волости вошла в Марийскую Автономную Область. Находилась в Сернурском, а с 1924 года - Мари-Турекском кантонах. В 1931 году стала центром Татарского (с 8 июля 1932 года - Параньгинского) района.
С мая 1963 по январь 1965 год находился в составе Мари-Турекского района. В 1974 году деревня Параньга получила статус рабочего поселка.
В 1762 году в деревне Беренга Илеть-Кукмарской волости насчитывалось 16 душ мужского пола. В конце XVIII - начале XIX века здесь было 92 двора, 478 человек татар (235 душ мужского пола и 243 - женского пола).
Деревня, расположенная на Староказанской (Алатской) коммерческой дороге, росла быстрыми темпами. В 1836 г. она состояла из 110 дворов, 952 человек (490 м.п. и 462 - ж.п.). В 1859 г. численность населения достигла 1421 человека (182 двора). За последующие 10 лет количество дворов возросло в 1,5 раза, в то время как население увеличилось только на 64 человека. В 1869 году из 1485 человек населения 65 человек (31 м.п. и 34 ж.п.) были русские.
В Параньге существовали 2 деревянные мечети.
Основная часть населения занималась землепашеством. Жители деревни держали 520 лошадей, 790 голов крупного рогатого скота, 780 овец, 90 коз. Пчеловоды имели 10 ульев, за год собрали 2,2 пуда меда, более 3 пудов воска. В деревне работала маслобойка.
Еженедельно, по понедельникам, устраивались базары.
По данным за 1858 год, на торги привозилось товаров более чем на 3800 рублей, продавалось же примерно на 2500 рублей. Основными товарами распродажи являлись продукты сельского хозяйства и промыслов, домашние животные, одежда, обувь, утварь, транспортные средства и орудия труда. В охотничий сезон скупщики закупали рябчиков, шкурки белок и других промысловых зверей.
В 1884 году Параньга состояла из 393 дворов, 687 ревизских душ, 2249 человек. За деревней была закреплена надельная земля площадью 5771 десятина. Часть сельчан занималась торговлей. Двухэтажные дома некоторых из них сохранились до сих пор.
Параньга имела одну водяную мукомольную мельницу за деревней Ляжбердино. Были построены также три ветряные мельницы, из которых в 1912 году функционировала только одна.
До 1917 года улицы Параньга не имели официальных названий. Население выделяло центральную улицу, называя ее "Олы урам" (Большая улица, с 1938 года - Тукаевская). Различались также "Югары оч" (Верхний конец), "Тюбэн оч" (Нижний конец), "Кече Бэрэнге" (Малая Параньга), "Гафур урамы" (улица Гафура), "Хабиб урамы" (улица Хабиба) и "Куразчы урамы".
Деревня состояла из 4 участков - религиозных общин - махалля, центрами которых являлись мечети. Центральная двухэтажная мечеть (Урта мечеть) находилась на Большой улице, напротив здания редакции.
Вторая мечеть - Белая (Ак мечеть) - размещалась недалеко от р. Параньгинка, на возвышенной части деревни по Большой улице, около "длинного моста". Мечеть Гыясетдина (основана в 1887 г.) стояла на углу современных улиц Колхозной и Красноармейской.
Четвертая мечеть - Красная - была построена в 1906 г. на углу Большой улицы, возле поворота на Илеть. В мечетях хранились метрические записи.
Из рукописной книги Ахмет бин Хафизетдин аль Бэрэньгиви известно, что Красную мечеть построил купец Ахметзян бин Галим аль Габиди. Он же помог отремонтировать Белую мечеть. Мечеть Гыясетдина была построена казанским купцом Валиуллой бин Рахматулла.
При мечетях мулла и абыстай обучали детей грамоте. Обучение велось с использованием арабской письменности. Мальчиков учил мулла главным образом чтению Корана, молитвам. Девочки учились молитвам, знакомились с содержанием Корана.
В конце 1897 года Уржумское земство попыталось открыть в Параньге земское училище. Был приглашен учитель из числа татар. Однако население отнеслось к школе негативно и в конце года ее закрыли "за недостатком учеников".
выступление детского коллектива на татарском празднике Поселок Параньга
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ПАРАНЬГИНСКИХ ТАТАР
Татары после рождения ребенка проводили обряд наречения имени. По истечении трех лет мальчикам совершали обряд обрезания. Свадьбы проводились путем сватовства после уплаты калыма за невесту и молитвенного благословения муллою брака.
По мусульманским традициям разрешалось многоженство.
Похороны совершались под непосредственным руководством муллы. У татар не принято принимать или готовить пищу, пить спиртное в доме, где лежит покойник. Тело покойника, завернутое в белую ткань, укладывали в нишу, выкопанную на южной стороне могилы. Поминки проводили на третий, седьмой, сороковой, 51 дни и через год после смерти. Они сопровождались угощением без употребления алкоголя.
В повседневной жизни женщины ходили в белом платке, повязанным четырехугольником, чтобы при виде мужчины можно было прикрыть лицо. Мужчины носили тюбетейку. Татары-мусульмане 5 раз в сутки совершали намаз, перед молитвами - омовение. Ежегодно соблюдали уразу (пост). Самыми важными религиозными праздниками считались Ураза-байрам, Курбан-байрам. Национальным праздником был Сабантуй.
Традиционными блюдами татар являлись мясные пироги, губадия, очпочмак, суп-лапша с мясом, перемечи, чак-чак. При приготовлении пищи требовалось иметь на руках серебряное кольцо.
Татары отличались опрятностью и чистотой. Каждой весной избы промывались мыльным раствором. Печи в избе сверкали белизной, столы застилались вышитой скатертью.
Женщины с детства воспитывались в духе трудолюбия, почитания мужчин, родителей. В гостях мужчин и женщин сажали за стол в отдельных помещениях.
Священным днем у татар считалась пятница. Посещение пятничного намаза было обязательным. В этот день топили баню, стряпали, по вечерам ходили в гости.
Поселок Параньга
К 1905 году Параньга стала одной из крупных деревень Марийского края. Здесь насчитывалось 535 домов, 3116 человек.
Однако 3 мая 1906 года произошел большой пожар. За полтора часа сгорело около 250 дворов. Были и человеческие жертвы. Параньга целые сутки была в дыму. Пожар уничтожил все имущество, хлеб и семенной овес крестьян. Свыше 1000 человек остались без крова и пищи. Многие богатые стали нищими. Чудом уцелел склад (красный амбар) с зерном, принадлежащий купцам Фатхуллиным. Купцы после пожара зерно раздали пострадавшим сельчанам.
Кроме Рахматуллы, Гибадуллы, Сибагатуллы Фатхуллиных до революции здесь жили купцы - братья Хисматуллины. Они держали магазины на Большой улице. Некоторое время здесь работал кабак, однако татарская общественность добилась его закрытия.
Земское училище в Параньге открылось в 1913 году. В первый год здесь обучались 40 мальчиков. Учителями работали Гарай мулла и две учительницы. Первой учительницей стала Бадерт Хасанова. В 1914 году создается бесплатная публичная библиотека с читальным залом.
Советская власть в Параньге установилась в 1918 году. Параньгинский сельский Совет был организован в 1923 г. Первым его председателем стал Ганиев Ахматгали, которого в народе называли "Олы баш" (Большая голова).
В 1926 году в Параньге насчитывалось 813 дворов, население 4133 человека, кроме татар жили 44 русских, 8 мари. Селение было разделено на семь участков. Общая площадь надельной земли, закрепленной за параньгинцами, составляла 4167 десятин, в том числе 730 десятин лесных угодий. Крестьяне выращивали рожь, овес, пшеницу, лен. Часть сельчан занималась торговлей, лесными промыслами.
В 1924 году создается кредитное сельскохозяйственное товарищество, которое заготавливало товары для сбыта: рожь, овес, муку, кожсырье, развивало пчеловодство. Товарищество объединяло 120 человек, имело сортировку зерна, 7 голов крупного рогатого скота, несколько лошадей.
С 1921 года на четвертом участке действовала артель смолокуров по производству дегтя, скипидара. Артель объединяла 167 человек.
День татарского языка в Параньге
В 1930 году 50 хозяйств д. Параньга объединились в колхоз им. Ленина. Руководителем хозяйства стал Маликов. В 1931 году появились колхозы "Урняк", им. К. Ворошилова, "Осоавиахим", "Ударник", "Трактор". В январе 1932 года все эти хозяйства создали единый колхоз "Объединение". В 1937 году за ним было закреплено 4654 га земли, в том числе: пашни - 3912, сенокосов - 211, выпасов и пастбищ - 372 га. Председателем колхоза был Хабибрахманов. В селении работали 5 кузниц.
Развитие Параньги заметно активизировалось после создания в 1931 году. Параньгинского района. Районные власти повели целенаправленную работу по улучшению технического обеспечения села, повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
В 1932 году в Параньге жили 3813 человека, в том числе 3681 - татар, 90 - русских, 39 - мари. Работали хлебопекарня, маслозавод, типография с ручным приводом, смолоскипидарная промартель, небольшой кирпичный завод. Развивалось бондарное производство.
В феврале 1935 года была образована Параньгинская МТС. Ее база располагалась на северном конце Параньги. К началу 1939 года в селе действовали 8 маленьких промышленных предприятий, в которых работали 34 рабочих. Валовая продукция этих предприятий за год достигала 188 тыс. рублей (в сопоставимых ценах 1926-1927 гг.). В 1940 году при МТС работала дизельная электростанция. В этом же году открылся районный промкомбинат.
В 1932 году открылось отделение Сбербанка, в 1934 году - отделение Госбанка. Развивалась торговля. Большую роль в этом играл Параньгинский базар, который считался одним из крупных в Марийской Автономной Области. В 1924-1925 гг. средний оборот базара, проходившего по понедельникам, составлял 1,5 тысячи, а ежегодный - более 75 тысяч рублей. Здесь торговали в основном хлебом, домашним скотом, кожсырьем, промтоварами, мануфактурой.
Активно развертывалась просветительская работа. 1 октября 1919 года открылась общеобразовательная, четырехгодичная русско-татарская школа I ступени для детей школьного возраста с обучением на русском языке. Заведовала школой М.Бусыгина. Посещало школу 40 детей обоего пола. В 1932 году выделилась ШКМ, заведовал ею Хасанов. Открывались школы подростков и малограмотных (заведующие - Междинов и Тух-ватуллин). В 1935 году было построено здание для неполной средней школы на 400 мест. В начале 1939-1940 учебного года в Параньге занятия велись в двух школах. Работали 25 учителей. Обучались 720 детей одновременно.
В годы борьбы с беспризорностью в 1923 году в Параньге открылся детский дом, где нашли приют сотни детей, оставшиеся без крова и родителей. В 1937 году для детского дома построили специальное здание (в настоящее время в нем находится детсад "Солнышко"). Детдом функционировал до 1958 года.
Поселок Параньга
Первый детский сад в Параньге начал работать в середине 1930-х годов. Он располагался в здании бывшей Красной мечети. С увеличением количества детей, желающих посещать дошкольное учреждение, были организованы еще 4 детсада. Однако вскоре они закрылись. В 1939 году в селе работал один детский сад, где воспитывались 38 детей.
В 1937 году построено здание детских яслей. Яслями многие годы руководила Амина Нигмадзяновна Серебрякова, ныне одна из старейших жительниц поселка.
С открытием в 1932 году Параньгинского педучилища село стало одним из центров подготовки учительских кадров. За 1934-1939 гг. число учащихся возросло с 86 до 187.
Получило развитие библиотечное дело. В Параньге работали изба-читальня, библиотека. В 1923 году фонд библиотеки насчитывал 850 книг. Кроме 39 постоянных читателей, библиотеку за год посетило более 600 человек. Библиотекарями работали 2 человека.
В 1931 году начал работать Дом соцкультуры. Через год построили деревянный клуб на 200 мест. В 1938 году, кроме Дома соцкультуры, функционировал клуб, в котором была звуковая киноустановка.
В 1930-е годы были заложены основы для развития здравоохранения и медицины. В 1932 г. началось строительство больницы, которое велось в течение четырех лет. Первым врачом в Параньге стал Абдриев. Многие жители села страдали от скарлатины и трахомы. В 1933 году по решению РИК был открыт барак для больных скарлатиной. С августа 1935 г. Параньгинская больница получила статус районной. Увеличилось число больничных помещений. В 1937 году началось строительство родильного дома и молочной кухни. В следующем году выделено помещение под детскую консультацию. К 1940 году число больничных коек достигло 40.
В конце 1920-х годов открылся ветеринарный пункт, преобразованный в последующем в зооветучасток, а затем - в станцию защиты животных. Первым специалистом с высшим образованием в районе стал ветврач Лежнин.
В Параньге действовала почтовая контора. В 1931 году для обеспечения связи с организациями района в райцентре был установлен коммутатор на 20 телефонов. С ноября 1933 года началась радиофикация в районе. В том году действовали 93 радиоточки. В 1932 году стала выходить районная газета "Удар колхозчы". В 1940 году она получила название "Коммунизмга", ее разовый тираж составил 1710 экземпляров. В год выходило 120 номеров. С 1992 года газета начала выходить под названием "Наша жизнь".
В годы Великой Отечественной войны мужчины были призваны на фронт, сотни из них погибли. В честь погибших в 1970 году в центре поселка воздвигнут обелиск с именами не вернувшихся с войны.
В 1995 г. около обелиска установлены бюсты Героев Советского Союза X. Хасанова и А. Гайсина.
Поселок Параньга
В 2003 году в поселке жили 44 участника войны, 16 вдов солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, которым со стороны администрации поселка оказывается всяческое внимание.
В 1942 году колхозом "Объединение" стал руководить инвалид войны Нурый Даминов. В январе-феврале 1943 года коллективное хозяйство по желанию колхозников разделилось на четыре хозяйства: "Красный Ам-шан", "За Родину", им. Вахитова и им. Чапаева. Большую помощь колхозникам оказывала МТС, которой в 1943-1965 гг. руководил Лев Семенович Чемеков. Он отличался деловитостью, строгостью и одновременно внимательным отношением к членам коллектива. В военные и послевоенные годы в селе работал пищецех, расположенный на пересечении улиц Карла Маркса и Гагарина, где была налажена переработка картофеля. В 1942 году была построена баня на 24 места.
въезд в Параньгу со стороны Сернура
В годы войны в Параньге работали начальная и средняя школы, два детских дома. В 1944 году в них воспитывались более 350 детей, эвакуированных из Москвы, западных областей страны.
Педучилище в 1941-1942 учебном году временно размещалось в Мари-Биляморе Мари-Турекского района, в 1942 г. оно было открыто вновь.
В 1949 году в Параньге заработала межколхозная электростанция. В июле 1950 года параньгинские колхозы слились в одно хозяйство - им. Кирова. С 1951 г. его возглавлял Хасан Мухамедзянович Нигмадзянов. В июле 1961 года колхоз стал называться им. Тукая. 26 декабря 1966 года в это хозяйство вошли жители деревни Ляжбердино.
Больших успехов колхоз стал добиваться в конце 1960-х - 1970-ые годы. Колхозом руководил Габдулла Ахмадуллович Ахмадуллин (1960-1978 гг.), участник войны, кавалер орденов Октябрьской Революции, "Знак Почета", Красной Звезды, Отечественной войны II степени, заслуженный работник сельского хозяйства МАССР. В те годы хозяйство имело стабильные доходы, строились животноводческие объекты, росла продуктивность скота, урожайность полей.
Менялся и облик Параньги. В 1965 году в селе, состоявшем из 9 улиц, насчитывалось 610 хозяйств, в которых проживало 2612 человек. Работали здесь 5 промышленных предприятий. Получила развитие строительная индустрия. В 1966 году создана Параньгинская межколхозная строительная организация, 1969 г. - механизированная мелиоративная станция (ММС) "Марийскмелиоводстроя".
В 1955 году в Параньге введен в строй коммутатор на 100 телефонных номеров. Обновилась телеграфная связь. В 1960 году появились буквопечатающие аппараты, современное оборудование, благодаря чему увеличилось число каналов прямого выхода на Йошкар-Олу. В 1953 году началась сплошная радиофикация села. Связисты Параньги Г. Лобанов, Ш. Нигматзянов, К. Ахметов, В. Вагапов, М. Гайнутдинов своим трудолюбием заслужили всеобщее уважение в районе.
в Параньге сразу проводится Пеледыш пайрем и Сабантуй
В 1945 году в двухэтажном деревянном здании на ул. Тукаевской открылся Дом колхозников для приезжих. В 60-е годы он размещался в одноэтажном здании на ул. Гагарина. В 1988 году построили трехэтажное здание гостиницы "Чулпан", первый этаж которого отведен под кафе с двумя банкетными залами.
Проблемы благоустройства села решал сельский Совет. Наиболее активно этим вопросом занимался председатель сельского Совета К.М. Мукминов. В 1977 году поселковый Совет возглавил Ш.Г. Габдуллин. Много сил и энергии приложил он для развития личного подсобного хозяйства граждан, неустанно организовывал закуп от населения излишков сельскохозяйственной продукции - мяса, молока, картофеля. За такую организаторскую работу Параньгинский поселковый Совет был признан победителем социалистического соревнования среди поссоветов Российской Федерации и удостоен переходящего Красного Знамени и денежной премии в сумме 10 тысяч рублей.
Водопровод в Параньге построен в 1960 году. В этом же году появилось уличное освещение. С 1960-х годов работает каменная баня, а с начала 1980-х годов - бани с отделениями для женщин и мужчин.
Бытовое обслуживание сельчан осуществляла швейная артель, расположенная в деревянном здании между улицами Тукаевская и Советская. Здание райбытуправления, где оказывались все виды бытовых услуг, построено в 1960-е годы.
бывшая купеческая лавка на старином Уржумском тракте
Заметно изменился культурный облик села, произошли серьезные перемены в сфере образования, культуры, здравоохранения. В 1950-е годы активную роль в культурной жизни Параньги играло педучилище. В 1950-1951 учебном году здесь работали 17 учителей, обучалось 208 учащихся. Училище располагалось в деревянном двухэтажном здании с 13 классными комнатами. Богатой была библиотека училища (9775 экземпляров книг). Учащиеся училища жили в двух общежитиях. Директором педучилища работал выпускник Чкаловского пединститута Султан Шамсутдинович Мухитдинов. Педучилище подготовило сотни учителей начальных классов не только для района. Оно было закрыто в 1956 году.
Укреплялась материальная база учреждений культуры. В 1953-1954 гг. силами коллектива Параньгинской МТС был построен Параньгинский сельский Дом культуры (клуб МТС). В 1960 году было возведено здание районного Дома культуры.
Медицинское обслуживание населения осуществляли врачи районной больницы. Ее в разные годы возглавляли Аркадий Васильевич Фурзиков, Павел Иванович Пирогов, Иван Кузьмич Иванов, Дамир Агаевич Курбанов. С 1969 по 1998 годы ЦРБ возглавлял врач-хирург Бариев Харис Бариевич. В эти годы было введено в строй новое здание современной больницы.
В 1974 году Параньга получила статус рабочего поселка. В 1970-1980-е годы поселок играл важную роль в развитии района, особенно аграрного сектора экономики. Расширилась сфера деятельности МТС, которой с 1965 года руководили В.И. Мальцев (6 лет), В.И. Сандаков, М.М. Лежнин, А.Г. Золотарев, А.К. Смирнов, Д.Г. Шагиахметов (8 лет), Р.М.Султанов, Э.С. Сибагатуллин и другие. Укрепилась материальная база МТС. Были построены цеха, административные здания, склады, жилье для рабочих на улице Мира. Руководство МТС организовало производство красного кирпича на местном сырье для собственного строительства.
Богатством Параньгинского района является лес (около 20 тысяч га). Деревообработке издавна уделялось большое внимание. На базе местного райпромкомбината в Параньге был создан деревообрабатывающий комбинат (ДОК). С 1991 г. работает Параньгинский лесхоз (гослесхоз). Организовал его и в течение 9 лет им руководил Билал Нуреевич Нуреев. В лесхозе работают 60 человек. В 1998 году в Илетском лесничестве начала работать пилорама. Сейчас лесхоз функционирует как федеральное государственное учреждение.
Произошли позитивные перемены в пищевой промышленности. Пищецех наладил выпуск безалкогольных напитков, кондитерских изделий. В 1986 году был пущен в строй хлебозавод по производству хлеба и кондитерских изделий.
В 1991 году в поселке было 39 улиц, 1385 хозяйств, в которых проживало 7234 человека. 13 марта 1989 г. открыли Дом ветеранов. В нем поселилось 77 ветеранов, из них 16 семейных пар.
22 апреля 1995 года в Параньге состоялось открытие республиканского Центра татарской культуры. В сентябре 1998 года РЦТК переименован в районный центр культуры и досуга, директором является З.С.Кузьминых. С 2002 года здесь работает Детская школа искусств.
Параньга, благодаря деятельности СПТУ-28, стала центром подготовки кадров для села. За 27 лет существования это училище выпустило 5753 специалистов массовых профессий: трактористов-машинистов широкого профиля, штукатуров-маляров, каменщиков, шоферов. В настоящее время здесь готовятся мастера сельскохозяйственного производства, хозяйки усадьбы, мастера общестроительных работ, социальные работники, продавцы, водители, электросварщики ручной сварки, закройщики. Возглавляет училище Олег Аркадьевич Морозов. Отличниками профессионального образования стали супруги Р.У. и Г.З. Тухватуллины, Г.И. Актуганова, Е.А. Попов, звания "Почетный работник начального профессионального образования РФ" удостоены О.А. Морозов, Г.И. Бирюков, А.П. Вайскина, Н.К. Афандиева.
С декабря 2000 года главой местного самоуправления поселка, а затем руководителем администрации стал М.Г. Бурханутдинов.
В 2003 году в Параньге насчитывалось 44 улицы, 939 индивидуальных и 226 многоквартирных домов. В 2711 семьях проживало 7532 человека. На начало 2003-2004 учебного года в местной школе обучалось 1133 ученика. Директорами школы в разные годы работали Я.А. Александров, Г.И. Заболотских, Ш.Г. Галямов, позже - М.Г. Ахметзянов, И.М. Ендальцев, последние 10 лет ее возглавляет Габдрахманова Гульсум Хабибрахмановна.
В поселке функционируют 3 библиотеки, где работают 15 человек. Книжный фонд библиотек составляет 71422 экземпляра, за год в среднем выдается более 122 тысяч книг. Библиотечную систему района возглавляет Н.Ф. Тимофеева.
пруд на речке Параньгинка
В Параньге более сотни лет живут рядом татары, русские, марийцы, уважая обычаи, традиции друг друга. На концертах в районном Доме культуры, в центре досуга традиционно звучат татарские, русские, марийские песни, татары пляшут по-марийски, марийцы - по-татарски.
Татарское население никогда не изменяло вековым традициям: бракосочетание и в годы советской власти не проходило без никаха, имянаречение и похороны проводились строго по мусульманским обычаям. Традиционными были гусиные посиделки осенью, во время которых устраивались интересные игры, водились хороводы. Теперь праздник проходит в районном Доме культуры под названием "Каз омэсе". Весной и летом в определенных местах Параньги молодежь вечерами устраивала игры - "Кичке уен".
Параньгинцы гордятся своим земляком Равилем Хуснутдиновичем Сафиным, который в течение 15 лет (1965-1980) руководил районом как председатель райисполкома, первый секретарь райкома КПСС, сделал много для развития района и поселка.
В Параньге начинал свой трудовой путь первый Президент Республики Марий Эл Владислав Максимович Зотин.
Немало параньгинцев стали учеными, кандидатами и докторами наук, профессорами, работают в вузах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы.
В Параньге в настоящее время возрождаются вековые традиции ислама: в 1995 году завершилось строительство и 27 октября торжественно открыта мечеть, построенная за счет пожертвований населения, спонсорской помощи коллективов предприятий, организаций райцентра и республики. 21 ноября 2003 года торжественно открыта вторая мечеть в микрорайоне "Молодежный", построенная коллективом Параньгинского ДРСГУП на личные средства его директора Ф.Х. Хасанова, а также поступления от прибыли предприятия, спонсорской помощи некоторых республиканских организаций.
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://aboutmari.com/wiki/Параньга,_поселок
https://paranga.ru/
Группа Параньга Вконтакте.
https://www.12rus.ru/
Фото похода на Немду.
Поселок Параньга
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 18636 просмотров
Комментарии
параньгинские татары!
с этой статьи начинается цикл рассказов про параньгинских и марийских татар!
деревни, история, традиции, праздники, известные люди!
"Параньга" -название не татарского происхождения.
Почему бы вам не изложить более научную версию происхождения названия Параньга.Большинство названий поселений в Марий Эл-гидронимы,связаны с названий водоемов возле которых селились древние финно-угры.Обратимся к И.С.Галкину. -" Вариант Параньга несомнено возник из Поранча по аналогии с другими названиями на -га,ср.р Манага и др. Что же представляло собой название Поранча? По нашему мнению, этот гидроним древнеудмуртского происхождения и состоит из топоосновы -пор-, что на удмуртском языке означает "мари". К этой топооснове присоединен словообразовательный суффикс -ан, который сохранился в коми языке, ср. яран "ненец", туган "вершина". К основе с словообразовательным суффиксом присоединился топоформант -ша, который на удмуртской почве дал -ча/чи,ср. р. Куатьчи. Первоначально, по видимому,гидроним Поранча имел значение "Марийская речка"..." Очень удивительно, что научное обоснование которое и является верным , принятое всеми марийскими и татарскими языковедами, на татарских сайтах даже не упоминается.Надеемся вы будете более объективны.
вероятно, что так...
да, татарская версия, изложенная в статье нам также не нравится,
название явно более древнее,
вполне возможно, что и удмуртское, ибо удмурты населяли эти районы Марий Эл тысячу лет назад,
марийцы постепенно их вытесняли за Вятку, но гидронимы и топонимы очень живучи!
Они пронзают глубь веков, и могут многое рассказать про древних обитателей этой земли!
Наследие народов
В поселке Параньге Республики Марий Эл прошел первый межрегиональный фестиваль-конкурс детских татарских фольклорных коллективов «Наследие народов».
Фестиваль получился необычайно представительным, ведь в нем участвовали свыше 250 юных артистов из Марий Эл, Татарстана и Чувашии - 44 коллектива.
Итоги подводились в нескольких номинациях: «Народный танец», «Фольклор», «Инструментальное творчество», «Вокал».
В администрации района отмечают, что местные исполнители выступили очень достойно.
У меня прадед был мулла в
У меня прадед был мулла в Параньге,есть ли возможность по архивным справкам в мечетях узнать его ФИО,может есть в Параньге музей,где модно узнать о расстрелянных в 30е годы и места из захоронения?
республиканский архив
скорее всего, по данному вопросу нужно запрашивать Республиканский архив Марий Эл,
так как в районах - на местах - крайне малые архивы, в основном по их делам,
а большие массивы информации собирались именно в республиканском архиве.
Спасибо,очень ценная
Спасибо,очень ценная информация
Отправить комментарий