Деревня Портянур
Деревня Портянур расположена в 8 км юго-западнее районного центра - п. Параньга. В XVIII в. она входила в состав волости Ушнур Казанского уезда Казанской губернии, затем в Параньгинскую, а с XIX - до начала XX в. - Турекскую волости Уржумского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе этой волости включена в Сернурский, с 1924 г. - Мари-Турекский кантоны МАО. С 1931 г. Портянур находится в Ирнурском сельсовете Параньгинского района. В 1934 г. деревня стала центром сельского Совета.
На полях вокруг Портянура имеются пять сухих логов. Каждый из них имеет свое название: на западе деревни "коры елга" - сухой лог, дальше "люмпанияр" - ольховая река, сухой лог - "сугышлыкыр" (в переводе с татарского языка "поле боя"). По преданию здесь, в марийском поселении, произошло столкновение марийцев с татарами, после чего марийцы покинули это место. По Шиньшинской дороге находится лог "кубланыр". Предполагают, что здесь была убита женщина - "кува". Из лога вытекает родник, в начале XX в. он давал начало проточной речке. За ней были сплошные леса, которые к 1914 г. были вырублены вплоть до речки "Тирэн Елга" (глубокая река), протекавшей в глубине леса. В восьмидесятых годах XX в. здесь была построена плотина для орошения культурных пастбищ.
Татары переселились в эти края в XVIII в. В материалах ландратской книги селений Алатской дороги Казанского уезда 1716-1717 гг. в волости Ушнур зафиксирован "починок Портанур", где в 15 дворах проживали 48 душ марийцев обоего пола. А в материалах ревизских сказок 1782 г. по Царевосанчурскому уезду Вятской губернии отмечено, что в сотне Ибрая Кожаева деревня Портянур живут "ясашные татары" - 86 душ мужского и 71 - женского пола. О марийском происхождении деревни говорит и ее название: порт - дом, нур - поле, т.е. дом в поле.
Согласно легендам, марийская деревня располагалась на берегу речки Купшерка, т.е. в северной части современной д. Портянур, в районе нынешнего переулка между улицами Колхозная и Советская. В период заселения татарами этих мест полей уже не было. Для деревни было выбрано живописное место: с северной стороны протекала речка Купшерка, с восточной - р. Ировка. Примерно в 400 м от деревни речка Купшерка впадает в р. Ировку, которая продолжает свое плавное течение на юг.
Деревня строилась с севера на юг. Леса, расположенные с западной и южной стороны, были выкорчеваны под пашни. К северу и востоку от деревни находились пойменные луга. Севернее от селения располагалось кладбище. Первые дома крестьяне строили фасадом на юг.
Деревня ПОРТЯНУР (починок ПОРТАНУР, ПУРТАНЫР)
Деревня быстро росла. В конце XVIII - начале XIX в. в Портянуре насчитывалось 124 души мужского пола. В 1836 г. здесь было 62 двора, 464 человека (248 душ мужского и 216 - женского пола). По "Сведениям о поселениях Уржумского уезда 1869 года" в деревне Портянур насчитывалось 124 двора, где жили 325 мужчин, 381 женщина, все население татарское. Крестьяне держали 250 лошадей, 380 голов крупного рогатого скота, столько же овец, 70 коз, 4 улья пчел. В Портянурский участок (махалля) входила Ирнурско-Портянурская мукомольная мельница при речке Ировке.
Жители деревни занимались земледелием, животноводством, торговлей. Развивались торговые, культурные, деловые связи с Казанью, Уржумом. Жители Портянура в 1806 г. построили небольшую деревянную мечеть, где стали обучать детей грамоте. В 1869 г. в д. Портянур существовали двухэтажная деревянная Соборная мечеть, частная школа, в которой преподавал местный указный мулла из государственных крестьян Нормухамет Галиев Норкин.
Учащихся мальчиков было 45, девочек - 41. Обучали текстам Корана и Алькорана. Школа содержалась за счет муллы Норкина и помещалась в его доме. Детей он обучал бесплатно. Школа, как отмечается в документе, "существовала с древних времен, о ней сведения не имеются". Вскоре мечеть сгорела. В 1874 г. на ее месте была построена новая двухэтажная мечеть, которая прослужила до 30-х годов XX в.
Подворная перепись 1884 г. зафиксировала в деревне 169 дворов, 323 ревизских душ, 949 человек. Деревня имела 2508 десятин земли, 163 лошади, 307 дойных и недойных коров и 429 голов мелкого скота.
К 1905 г. количество дворов достигло 218, а жителей стало 1275 человек (630 мужчин, 645 женщин). В 1913 г. за кладбищем была построена вторая мечеть. На деревенских землях были две водяные и столько же ветряные мельницы.
К началу XX в. деревня приобрела нынешний облик, т.е. параллельно расположенные с юга на север 5 улиц длиной более одного километра каждая. Дома крестьян были деревянные, одноэтажные. Двухэтажные дома имели мулла основного махалли и деревенский богач Галимзян-бай. Кирпичные постройки (амбары, магазины) были лишь у двух баев: Галимзяна-бая и Ахмадуллы-бая.
Основным занятием портянурцев оставалось земледелие и животноводство. Из-за малоземелья мужское население занималось промыслами: работали по найму на лесозаготовках, лесосплавах, плотничали, столярничали. Были свои бондари, пимокаты, смолокуры. Крестьяне в зимнее время нанимались на перевозку грузов богатых промышленников и торговцев. Перевозили пиломатериалы, деготь, скипидар, древесный уголь, мочало и т.д. в Казань, Уржум, Яранск, оттуда привозили мануфактуру, промышленные товары.
Первая общественная школа в д. Портянур была открыта в 1913 г. на базе местной мечети. А в 1918 г. она стала школой I ступени с 4-мя классами. Организатором школы был Мухамет Каримович Норкин, сын муллы, который стал одним из ярых сторонников Советской власти. В 1924 г. в школе обучались 67 мальчиков, 26 девочек. Кроме этой школы в деревне работал детдом (открыт в 1921 г.). Здесь в 1924 г. воспитывались 42 ребенка.
В 1923 г. в д. Портянур Мари-Турекской волости Сернурского кантона было 315 дворов. В 1925 г. здесь проживало 1665 татар и 7 русских.
Колхоз под названием "Янга юл" ("Новый путь") образовался в 1929 г. Первым председателем был избран Яхья Мухамадиев. Сначала вступили в колхоз 9 семей. В 1930 г. колхоз собрал богатый урожай, в 1931 г. построил фермы и конюшню. Видя успехи коллективного хозяйства, в него вступили еще 95 семей. Полная коллективизация в деревне завершилась в 1936 г. В этом году в колхоз пришли первые трактор и автомобиль. Трактористами стали Мухаматгали Вафин, Ахмау Сибгатуллин, Габдрахман Мухаметгалиев, а из женщин - Мамдуха Мукминова.
После начала коллективизации дом Галимзян бая передали со всеми постройками под Портянурское сельпо, а в доме Ахмадуллы-бая устроили колхозную контору, чуть позже в двухэтажном доме муллы расположилась начальная школа.
В 1932 г. в Портянуре насчитывалось 1833 жителя, почти 400 дворов. В 1934 г. был образован Портянурский сельсовет. Его председателем стал Габдулла Зарипов. Сельский Совет оказывал большую помощь крестьянам, проводил в деревне основные социальные и культурные преобразования.
В 1932-1933 учебном году Портянурская школа становится семилетней. В 1934 г. она перешла в новое учебное здание. Первое клубное учреждение было открыто в 1934 г. в здании медресе. Позднее под клуб приспособили здание мечети. Работу в клубе вела активистка Кашифа Каримуллина. В клуб приезжали из Параньги с кинопередвижкой, показывали немое кино первые киномеханики Махфиль Чурашева, Габдулла Габдрахманов. Летом киноустановка работала во дворе учителя Ситдикова М. В 1955 г. в деревне была уже своя киноустановка.
Первая изба-читальня открылась в 1935 г. в доме середняка Идриса Мухамадиева, которой руководила выпускница педучилища г. Нижний Новгород, уроженка Татарстана Шамси Закирова.
Вся культурная работа в те годы была возложена на учителей. Среди участников художественной самодеятельности выделялись учителя Тальгат Ганиева (гармонистка), Рабига Фатыхова, Кутдус Иманкулов, Зайни Гайсин, Лялюфар Ахатова, Ахтаф Ахтамова, Гайша Миннибаева, местный мельник Петр Горшенин - гармонист, пел прекрасно русские, татарские песни. Этим коллективом в разные годы было поставлено немало спектаклей классиков татарской драматургии.
В 1936 г. за колхозом была закреплена земля в размере 2359 га. В личном пользовании 275 колхозных дворов находилось 78,3 га земли. В начале 1940 г. в колхозе числилось 294 двора, 1262 человека населения.
Трудно переживали жители деревни Великую Отечественную войну. На фронт ушли 286 человек, 132 из них не вернулись. Вся тяжесть легла на плечи женщин, подростков и стариков. В годы войны руководил хозяйством Габид Галиуллин.
Всю клубную и библиотечную работу вела учительница Гульсылу Габдрахманова (Ситдикова). Школа в годы войны сгорела, была восстановлена только в 1947 г.
В послевоенные годы немало портянурцев выехало в поселки Октябрьский, Мочалище, Суслонгер, Зеленогорск и другие лесные поселки и в город Йошкар-Олу, где была денежная оплата труда, и люди обеспечивались жильем. Это привело к некоторому уменьшению количества жителей. В 1951 г. в колхозе числилось 242 двора, 945 человек колхозников и их детей. К концу 50-х годов в деревне насчитывалось лишь чуть более 200 дворов.
Больше всего из деревни уезжала молодежь. Чтобы заинтересовать их, в 1957 г. был открыт новый клуб. Здание бывшей мечети, занимаемое до этого клубом, превратили в зерносклад. В начале 1960-х годов оно было на том же месте перекатано в одноэтажное здание под учебные классы местной школы. Вторая мечеть была переделана под учебный класс. Позже здесь размещались медпункт, комплексный приемный пункт.
Фельдшерско-акушерский пункт в Портянуре открыт в 1945 г. Он обслуживал две деревни: Портянур и Ирнур, располагался в доме бывшего муллы. В 1958 г. построили новое здание медпункта, в 1962 г. из-за большой рождаемости детей здесь был открыт родильный дом. Он просуществовал только один год. С 1963 г. Портянурский ФАП обслуживает лишь жителей своей деревни.
После введения в колхозе денежной оплаты труда в 1965 г. отток населения из деревни, особенно молодежи, прекратился. Колхозом "Янга Юл" в то время руководил Габдулкабир Галлямов. В деревне началось массовое строительство домов и надворных построек.
В 1960 г. построено новое деревянное здание клуба со зрительным залом на 250 мест с просторной сценой, репетиционным залом, помещением для библиотеки. Много сил и энергии к завершению строительства приложил председатель сельсовета тех лет Губай Даминович Даминов. Стройматериалы из леса для строительства клуба вывозили на лошадях. Первым заведующим нового клуба стал Рустам Усманов. Позже здесь работали Мунира Габдулбариева, Ринат Вагапов, Нургали Галимьянов. В одно время клубом руководил Рашид Сабиров, ныне народный артист Республики Татарстан.
В 1977 г. заведующим Портянурским СДК был назначен М.М.Вахи-тов, ныне начальник отдела культуры администрации муниципального образования "Параньгинский район". В 1994 г. драматический кружок Дома культуры завоевал звание "Народный театр". Первым режиссером театра была Дания Габдулловна Вахитова - учительница Портянурской средней школы.
В библиотеке в послевоенные годы работали Сания Габдрахманова, Манзура Вафина, Гульзада Вагапова, Нурсия Файзрахманова. С 1982 г. Портянурской сельской библиотекой руководит Мунира Габдулловна Назирова. Книжный фонд библиотеки составляет более 10 тысяч экземпляров.
Проводное радио в деревне провели в 1955 г., телефон появился с середины 30-х годов, телевизор - с 1968 г. В Портянуре имеется водопровод, часть некоторых улиц заасфальтирована. С ноября 1977 г. работает детский сад, первой его заведующей была Гулира Исмагилова. В те годы детсад посещали от 70 до 100 детей, а со строительством при-строя - до 120 детей.
В 1971 г. произошло объединение колхоза "Янга юл" с колхозом "Колос", новое хозяйство назвали "Маяк". Его председателем был избран Г.Г. Галлямов, который успешно руководил им 9 лет. В 1975 г. в колхозе была введена в эксплуатацию первая очередь комплекса племенных нетелей. Перед хозяйством была поставлена задача обеспечить направленное выращивание племенных нетелей черно-пестрой породы для других хозяйств района, занимающихся молочным животноводством.
После трагической гибели в 1980 г. Г.Г. Галлямова его дело продолжил М.С.Исмагилов, который в течение 16 лет руководил хозяйством, добиваясь из года в год увеличения производства сельхозпродукции. За свой труд он награжден орденом "Знак Почета".
Будучи многоотраслевым хозяйством, "Маяк" с 1975 по 1991 гг. удвоил производство мяса и молока: в 1991 г. было произведено 530 тонн мяса, 2400 тонн молока. В пересчете на 100 га сельхозугодий мяса было произведено более 100 центнеров, а молока - 450 центнеров. Средняя урожайность достигла 23-25 центнеров с гектара, а наивысшая урожайность - 28,6 центнеров с гектара с валовым сбором 5800 тонн - была достигнута в 1986 г.
К 1995 г. в деревне было 340 домов, населения стало 1100 человек. До 1992 г. в колхозе "Маяк" общественное производство было прибыльным. Экономическое положение хозяйства позволяло вести не только расширенное воспроизводство, но и строить жилье за счет собственных средств, содержать детский сад, очаги культуры и медицинских работников на производстве. За отличный труд многие колхозники были награждены орденами и медалями.
птицефабрика в Портянуре
Кризисная ситуация в стране после распада Советского Союза не обошла и колхоз "Маяк". Уменьшение государственных дотаций, отсутствие льготного кредитования, инфляция, диспаритет цен, ряд других объективных и субъективных причин привели к свертыванию производства, уменьшению поголовья скота в хозяйстве, снижению продуктивности скота и урожайности сельхозкультур. С 1993 по 2002 гг. поголовье КРС в колхозе сократилось в 5-8 раз, намного уменьшилось производство растениеводческой продукции. С 1994 г. хозяйство стало нерентабельным.
В начале 2003 г. в д. Портянур насчитывалось 358 дворов, где проживали 1067 человек, в т.ч. 405 мужчин, 662 женщины, в основном татары, есть марийцы и русские. 353 дома являются частными. В 53% дворах проживают четверо и более человек. Фамилия Габдуллины является наиболее распространенной в деревне. В последние годы 4 человека переселились сюда из Таджикистана. Население в основном занято в местном хозяйстве, но многие работают за пределами района и республики: Татарстане, Москве, на Севере.
Жители занимаются подсобным хозяйством, в среднем имеют по 0,35 га земли. Выращивают картофель и овощи для своих нужд. 8 семей имеют лошадь, 202 - корову, свиней - 19, овец - 73, коз - 5, птицу - в 303 хозяйствах. В личном пользовании портянурцев имеется 84 легковых, 18 грузовых автомобилей, 25 тракторов, 53 мотоцикла. Дома сельчан выделяются наличием просторных пристроев, используемых в качестве кухни. 14 домов покрыты железом, 318 - шифером, остальные - тесом. Портянур выделяется резными наличниками окон, которые имеются в 314 домах.
Портянурской сельской администрацией с 2000 г. руководит М.С. Исмагилов. В деревне работает детский сад, который посещает 50 детей. В фельдшерско-акушерском пункте действует зубной кабинет. В Портянурском ФАП в разные годы работали Зухра и Рамля Валиевы, Лябиба Хакимова, Мария Сулейманова. В настоящее время заведует ФАП В.Х. Вафина. В деревне имеется своя ветлечебница. Работают магазины Параньгинского райпо, частных предпринимателей. Жители пользуются газом в баллонах. В 2003 г. построен магистральный газопровод Параньга-Яндемирово-Ирнур-Портянур, начата газификация деревни.
Сабантуй в Портянуре
В 1989 г. было построено и вступило в строй новое типовое двухэтажное здание школы. В Портянурской школе работает работоспособный педагогический коллектив. Имеются династии учителей: Сулеймановых, Хасановых. Десятки лет проработали здесь супруги Мубарак и Гульсылу Ситдиковы, Мухарлям и Майбадар Шарафеевы.
В 2003 г. в Портянурской средней школе дети получали образование в 17 классах. Здесь работают учителя с высшим образованием. Действует эстетический центр. Большинство учителей - выпускники этой школы. Специалисты, руководители местного хозяйства, других учреждений деревни, в основном, получили свое образование в Портянурской школе.
Жители Портянура соблюдают мусульманские традиции, религиозные праздники. В 1996 г. на народные средства и с помощью спонсоров построена новая каменная мечеть. В его строительство большой свой вклад вложил Альберт Габдрахманович Габдрахманов, мобилизуя на это святое дело не только жителей деревни, но и руководителей многих предприятий и организаций республики.
С районным центром д. Портянур связана маршрутным автобусом.
СТАТЬЯ: ОТЕЦ РОДНИКОВ
72-летний Раис Валиев из деревни Портянур Параньгинского района - человек, особо уважаемый односельчанами. С искусственным клапаном сердца пенсионер живет уже 17 лет.
Это не мешает ему каждый год благоустраивать восемь родников в округе, которые он добровольно взял под свое покровительство еще до перенесенной операции.
- Когда в деревне появился водопровод, почти все сразу забыли о чистейшей воде, которой нас балует здешняя природа-матушка, - говорит Раис Валиевич. - Родники быстро забросили, местность вокруг источников захламили. А я всегда чувствовал, что придет время, и пожалеем еще о своем грубом обращении с природой.
Ежегодно наперекор нездоровью и возрасту мужчина бережно облагораживает родники. Говорит, чтобы водица была чиста, как слезинка, знания особые требуются. Очень важно по весне воду до “глаза” родника вычерпать и основательно прочистить дно. Пока все восемь источников с такой “ревизией” обойдешь, месяц пройдет. На каждый родник Валиев не только крышку специальную смастерил, но и ведра в собственной кузнице изготовил. Бывает, унесут ведро нечестные путники, напившись чистой водицы, так дед украденное новым заменит. Особенно его труды односельчане оценили в последнее время, спасибо говорят. А все оттого, что местное сельхозпредприятие приказало долго жить, и с водопроводом, соответственно, в деревне начались большие проблемы - пришел в негодность, колонки “пересыхают” все чаще и на больший срок. Тут-то дальновидность трудолюбивого земляка пришлась очень кстати...
ЖЕНЩИНА-СИЛАЧ ИЗ ПОРТЯНУРА
Для Наили Вагаповой из Портянура со школьных лет поднимать тяжести было делом привычным. Руки у ней сильные, да и хватка такая, что не попадись под руки... Последние пятнадцать лет на Сабантуях она непременно становится призером по армрестлингу среди женщин. А в республике Наиля Мансоровна на сельских играх трижды уже занимала вторые места в соревновании по этому виду спорта.
По всем статьям женщина спортивная, ведь еще в школе ее любимым коньком была легкая атлетика, лыжи, баскетбол. Участвовала во многих состязаниях и без “урожая” из наград не возвращалась. До сих пор ее имя висит на стенде в Портянурской средней школе как одной из лучших спортсменок. После школы уже в Параньгинском профессиональном училище своими спортивными достижениями поднимала престиж и этого учебного заведения. В общем, слава ходит за ней по пятам, потому что как скульптор ваяет она ее сама — силой, ловкостью и природным даром, если хотите.
Тут не последнюю роль сыграло, конечно же, его величество гены. Оказывается, по материнской линии у Наили Вагаповой дедушка слыл крепким деревенским силачом. Мог играючи пудовой гирей вместо молотка забить гвоздь. По рассказам своей матери она вспомнила эпизод, когда на спор ее дедушка с двумя мешками под мышкой по полцентнера в каждом донес их до того места, куда нужно было.
Словом, выиграл пари.
Природа распорядилась так, что мужские гены дедушки “проснулись” в генах внучки через одно поколение. Причем она их направляет в спортивное русло так умело, что ей по плечу и борьба на поясах среди женщин. Наша землячка это доказала на Всероссийских сельских играх, которые прошли с 8 по 13 июля в г.Елабуге Республики Татарстан. Наиля Вагапова без каких-либо особых тренировок вышла на борцовский ковер и в весовой категории свыше 66 кг вчистую уложила соперниц из Бурятии, Башкортостана и Ставропольского края.
А вот в финале ей достался крепкий орешек — мастер спорта по вольной борьбе, чемпионка России из Якутии (имени не помнит). “Если бы не старая травма колена, — посетовала в разговоре Н.Вагапова, — то вполне могла бы справиться и с этой знаменитостью”. В общем, до “золота” была всего в шаге, но ничего и “серебро” достойно самой высокой оценки. Тем более копилка сборной нашей республики пополнилась еще двумя бронзовыми наградами. В итоге 24 место мариэловцев из более чем 70 регионов России, согласитесь, хороший показатель.
На соревнованиях в Елабуге Наиля Вагапова с некоторой завистью поглядывала в сторону, где мерились силами рук женщины-армрестлингисты. Разумеется, ее тянуло туда, ведь это ее любимый конек. Но условия проведения сельских игр ограничивали участие спортсменов в одном виде спорта и непременно они должны быть из одного сельского поселения. А борцы на поясах братья Муса и Мунир Галлямовы, тоже принимавшие участие в сельских играх, как и Наиля Вагапова, из одного Портянурского сельского поселения. А уж точно наша землячка и в армрестлинге без медалей не осталась бы. Она и сама об этом уверенно заявила, значит чувствует силу. В общем, думала она об армрестлинге, а завоевала серебро в борьбе на поясах. Разве не молодец!
КОСУЛЯ ПОСЕЛИЛАСЬ В ПОРТЯНУРЕ
В хлеву жителя деревни Портянур Рифата Сулейманова с недавних пор вместе с коровой, бычками и лошадью на полном довольствии живет благородная косуля. Это очень редкое для республики животное, занесенное в Красную книгу. Что за зверь такой, портянурцы определяли по фотографиям в Интернете.
- Тут за последнее время чуть ли не полрайона перебывало, - говорит Рифат Сулейманов, приглашая нас внутрь. Хозяин дома - человек известный и уважаемый не только в Алашайке, куда мы приехали, но и во всем Параньгинском районе. Он руководитель местной агрофирмы, депутат районного собрания, ну а для природы делает столько, что об этом можно целый очерк написать. Так что в этой истории Рифат Ривалович совершенно не случайно оказался главным действующим лицом.
В тесноте, да не в обиде
Его супруга Диния, которая заведует домашним подворьем, ведет нас в хлев. Скотины у трудолюбивой семьи - как в небольшом колхозе: коровы, телята, лошадь, овцы, а летом было еще 350 гусей! Не так давно к старожилам добавился новичок. Было 11 голов, стало 12 - невелика разница, философски замечает хозяйка, на которую легли заботы по уходу за приемышем. Сегодня он квартирует в загончике, предназначенном для теленка. Заходим внутрь. Если бы я уже не знал, кто это, то, пожалуй, сразу и не определил, что за животное передо мной. А в хлеву у Сулеймановых вот уже третий месяц нагуливает жирок косуля.
Что за зверь такой?
Скажем сразу, что животное это для северо-востока республики совершенно нетипичное, здесь их никогда не было даже в прошлом. Первоначально охотники, которые проводили зимний маршрутный учет, обнаружили непонятные следы, вроде похожие на кабаньи. Вот только без борозды, которую оставляет коротконогий кабан, когда, проваливаясь, передвигается по глубокому снегу. Потом, рассказывает государственный инспектор Департамента животного мира по Параньгинскому району Махмут Бурханов, ему позвонили из Олор. Местный охотник сообщил, что в бинокль неподалеку от деревни видел косулю.
- Да ладно, брось разыгрывать, - не поверил Бурханов.
Прошло еще какое-то время, и вновь звонок, на этот раз из деревни Усола. Звонил тамошний охотник Александр Усолов:
- Что делать - в деревню косуля пришла?
- Какая косуля, ты посмотри внимательнее - теленок, наверное, хозяйский.
- Да нет, точно косуля.
- Ну, побегает и уйдет.
- Так ее стая собак преследует, задерут ведь.
- Стало ясно, что животное нужно спасать, - говорит Махмут Магсумович, - и я посоветовал ребятам догнать его на "Буране" и поймать. Все получилось: охотники сделали из веревки аркан и, хоть мужики не ковбои, набросили его на косулю и стреножили гостью.
На постой к Сулейманову
Поймать поймали, а вот что с ней делать дальше? Животное слабое, обессилевшее, кожа да кости. Отпустить его в лес - это верная смерть, тем более когда столько снега. Тут и вспомнили про Рифата Риваловича, решили диковинную гостью определить к нему на постой. Зверей любит, хлев большой, корма есть. Позвонили: так, мол, и так, выручай, приюти косулю.
- Вы, ребята, глаза-то протрите, какая в Параньге косуля, хватит сказки рассказывать. Сегодня не первое апреля.
- Сейчас привезем, сам увидишь.
Привезли. В Портянуре народ собрался, всем интересно взглянуть на диковинного зверя, которого раньше видели только по телевизору, смотрят, фотографируются.
- Косуля маленькая была, размером с овечку, худущая, дрожит от страха, - вспоминает Сулейманов. - Жалко ее стало. Принесли в хлев, выпустили. Она дикая, начала скакать аж до потолка. Пришлось стенки зашивать досками до самого верха, чтобы ненароком не выпрыгнула.
Губа не дура
Ну а потом в Интернет - смотреть, чем кормить приблудную. Попробовали дать свежих овощей: капустки, морковки - нос воротит. Нарезал Рифат в лесу веток ивовых да осиновых - тоже не по вкусу, хотя, если верить справочной литературе, косуля предпочитает именно растительную пищу.
Зато, как оказалось, от кормушки с овсом гостью за уши не оттащишь, ну и сено луговое, душистое ей по душе. В общем, губа не дура. Несмотря на то, что желудок у косули совсем небольшой, на аппетит приемыш (косуля оказалась мальчиком примерно двухлетнего возраста) не жалуется. Самое любимое его занятие - это как раз покушать, правда, есть тут и обратная сторона: наевшись до отвала, самец отчаянно портит воздух, так что в хлев зайти нельзя. Поэтому и кличка, которую ему дали, на татарском языке звучит не очень благозвучно, в вольном переводе на русский это как "вонючка".
Друг мой жеребенок
Зато выглядит косуля изумительно, не зря о ней отзываются как о некрупном изящном олене. Красавчик, что правда, то правда. При нашем появлении он сначала занервничал и начал нарезать круги по клетке, не обращая никакого внимания на подношения в виде белого хлеба, который я предусмотрительно захватил с собой, чтобы подружиться с путешественником. Потом успокоился, занял настороженную позицию у дальней стенки и позволил себя сфотографировать. Серый благородный окрас (к лету должен порыжеть), стройный, в рост пошла новая ветка рогов, кстати, рога растут только у самцов. Когда его поймали, он был безрогим, видимо, старые рожки сбросил незадолго до этого. Отъелся, округлился, стал спокойнее. С жеребенком, который стоит по соседству, вообще подружился: припадут мордами к перегородке и о чем-то своем перешептываются. У косуль странный непонятный язык, звуки, которые они издают, это что-то среднее между мяуканьем кошки и утиным кряканьем.
Из каких краев будешь?
В общем, сейчас, когда за здоровье косули опасаться не приходится, Рифата и Махмута больше всего занимают два вопроса: откуда она взялась и что с ней делать дальше? Действительно, встретить косулю на северо-востоке Марий Эл почти равносильно тому, что наткнуться в лесу на верблюда. В республике косуля попадается только в Звениговском районе, животное очень редкое, занесено в Красную книгу. А вообще считается, что самой близкой к нам границей ареала их расселения является южная часть Мордовии, а также западные районы Пензенской области.
Так что в любом случае, чтобы добраться до Параньгинского района, путешественнику пришлось преодолеть не одну сотню километров. Что толкнуло его в дальнюю дорогу - сказать сложно, ведь европейские косули вообще-то оседлые животные, к миграции они не склонны. Может быть, браконьеры спугнули или хищники. Молодец, что в дальней дороге сумел выжить, главное оружие косули - это ее ноги, при опасности может развивать скорость до 60 километров в час, больше, чем волк или рысь, правда, только в забегах на короткие дистанции.
МУЗЫКАНТЫ ИЗ ПОРТЯНУРА
На вопрос, как найти дом Кабировых, любой житель села Портянур Параньгинского района Республики Марий Эл непременно уточнит: "Вам Кабировых, которые всей семьей на концертах выступают?"
Это точно: ни один концерт художественной самодеятельности в Портянуре не обходится без участия Кабировых.
Глава семьи, колхозный электрик Габдельфат-ага на баяне, сын Рамис на баяне, другой сын Разиф на курае аккомпанируют пению матери семейства Раили-ханым, старшего сына Нафиса, снохи Разили и внучки Руфины.
И так ладно, душевно у них это получается, что зрители-односельчане, дружно аплодируя, прямо из зала дополнительно просят Кабировых исполнить ту или иную любимую песню.
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие.
https://www.12rus.ru/
https://www.marpravda.ru/
https://www.paranga.ru/”
https://www.rt-online.ru/
группа Портянур Вконтакте
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 9441 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий