Марийская женская одежда и украшения
Ещё одна интересная этнографическая статья от Инессы Куляжевой!
Дело в том, что Инесса (автор многих статей на нашем сайте про марийскую тематику!) собирает материал и предметы старины для организации этнографического музея на ст. Илеть.
Отдельный рассказ мы посвятим этому музею – он пока в начальной стадии, расположен в доме, но по своим экспонатам очень интересен, а для частного музея – это очень много!
Может, на эту статью обратят внимания власти Марий Эл, и как-то помогут с помещением на станции Илеть для создания музея, хотелось бы, чтобы это произошло!
А пока в статье рассказ про марийскую одежду и украшения!
(в статье сохранены пояснения Инессы по собранному материалу, чтобы читателю было понятно, с каким трудом это было собрано!)
Поселок Морки, краеведческий музей, тётя Антонина демонстрирует марийскую одежду и украшения, порядок одевания! Марийская женская одежда и украшения
Вот она самая первая фотография! Сначала одевают белое платье и тканый головной убор.
Обратите внимание на защитные от сглаза вышитые розеточки на плечах!!!
Марийская женская одежда и украшения
головной убор и украшения - вид с боку
Марийская женская одежда и украшения
8 – головной убор - ош пу
украшения марийской женщины
10 – нагрудное украшение (увы, часть монет срезана и продана)
11 - На серебряном браслете необычные узоры выгравированы, а монеты стерлись так, что к сожалению год определить невозможно обычным способом.
12 - Обратите внимание везде вставлены или вшиты зеркальца, кто не знает довожу до сведения- зеркала отражают негативную энергию, а значит защищают от сглаза, порчи и проклятия. Талисман и оберег.
Марийская женская одежда и украшения.
13 - Монеты самых разных годов выпуска, но все до 1900 в основном 1813-50 годов.
15 - ОШ ПУ - очень тяжелое украшение. Невообразимо волнующие чувства испытываешь, когда берешь его в руки и рассматриваешь... Марийская женская одежда и украшения
16 - Обратите внимание, в центре " серьги" находится зеркальце, а вокруг сцеплены мелкие монеты, внизу дополнительно прицелен треугольник из проволоки и к нему прикреплены монеты покрупнее. Самая старая монета из тех что я смогла просмотреть - 1813 года, есть монеты очень старые, сильно стертые так, что визуально рассмотреть год невозможно.
17 - Здесь я сделала акцент на серьги, вернее это не совсем серьги, так как они не в уши одеваются, а цепляются к основному головному убору на уровне ушей. В общем далее увидите как это происходит.
18 - Такой комплект я искала целый год у всех знакомых директоров музеев спрашивала, и вот наконец мне позвонили и сказали - ЕСТЬ!
как описать то волнующее чувство, с которым ты едешь за сотни километров, а сердце выпрыгивает из груди и бешено колотится, бесконечно сомневаясь - то это или не то? Неужели и вправду это ОНО?
Как описать тот трепет души,когда с замираем дыхания открывается коробка и ты видишь лежащий на дне старинный предмет, которому вот уже 200 лет!!!
Я СДЕЛАЛА ЭТО!!!! Я НАШЛА ЕГО!!! Спасибо СПАСИБО ОГРОМНОЕ Галине Климентьевне- директору музея, что помогла мне в приобретении моего самого ценного экспоната!
Вероятно это самая главная ценность моего музея. Свадебные украшения марийской женщины (вернее уже то, что осталось),так как часть монет срезано и продано. Слава богу я успела выкупить все украшение. Сказали, что называется ОШ ПУ-головной свадебный убор, одевается прямо поверх вышитого тканого головного убора. Вы видите на картинке справа серебряный браслет с монетами, серебряные серьги с зеркальцами и монетами, соединяющиеся между собой цепочкой под подбородком.
В верхней части картинки то, что надевается на голову и к нему цепляются серьги (скобами) и нагрудное украшение должно быть расшито полностью монетами, но часть уже потеряна.
19 – длинная нательная холщовая рубашка – тувыр, основа женской одежды.
20 - Вот вам еще один сюрприз! Появилось новое платье- самое верхнее!!! Его возраст менее 100 лет, сказали где- то 80, что в общем тоже неплохо для музея. Думаю многие заметили как явно на стиль платья и вышивку повлияли татары, живущие рядом. Вот так и происходило взаимное влияние целых пластов.
22 - Вот тоже очень раритетных вещь! Почему? Казалось бы простой передник, на нет! Мы уже знаем с вами, цвет который носили марийцы- белый!! Черные передники большая редкость в марийских деревнях, и так как одежда раньше определяла местность проживания а также социальный статус!!! То черный передник носила не каждая женщина и не во всякой местности. Тем не менее он в моей коллекции есть!
вышивка - оберег Марийская женская одежда и украшения
24 - Сфотографировала поближе украшение из ракушек Каури. Любуйтесь! Ах с каким трепетом я перебираю эти вещи! Марийская женская одежда и украшения
25 – Ну вот, друзья, я наконец вам представляю женский марийский костюм прошлого века. Этому костюму более 100 лет, приобрела я его в глухой марийской деревушке из "бабушкиного сундука"- так я называю вещи, которые остаются от мам и бабушек в старых сундуках. Очень радует сохранность платьев, бережливые были бабушки. Кружева по подолу рукотворные, все вышивки..., только представьте, что в каком- то 1900 году сидела девушка и ткала эти ткани, а затем вышивала на них сакральные орнаменты, защитные печати и думать не думала, что в 21 веке люди по интернету будут разглядывать её работу. Марийская женская одежда и украшения
- Обратите внимание на головной убор- это свадебный убор и одевается на голову как шапка, причем и под подбородком все это смыкается, словом не хватает здесь еще серебряных украшений, но это в следующий раз. Порадовало еще и то, что раздобыли таки легкое верхнее пальто, так как платья еще есть в старых сундуках в деревеньках, а вот что- посущественнее( в частности пальто) достать невероятно трудно. Но мне повезло!
27 - Чудо, как украшает девушку национальная одежда. Кто не знает поясняю, что костюм НЕ девичий, а именно замужней марийской женщины. Ну а Алина у нас еще не замужем, просто модель ,по своей душевной доброте согласилась, за что я ей очень благодарна.
видите марийский национальный женский костюм , созданный на ткацких станках прошлого века в деревне Чодраял Моркинского района Марий Эл. Костюм новый, но создан по старинным технологиям на старинных станках. Модель- девушка Алина, Кстати татарочка, а марийском костюме, так вылитая марийка.
МАРИЙСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА, ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д.
Вышивка (тÿр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза. В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди.
Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.
Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел тÿр), концах рукавов (шокш мучаш тÿр), подоле (урвалте йыр тÿр), так и вдоль всего рукава (шокш мучко тÿр), на уровне груди (пöштÿр), на спине (туп йыр тÿр), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен тÿр).
Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально. Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.
Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].
Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев. Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки. Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.
____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Фото и пояснения Инессы Куляжевой
Книга: Марийцы. Историко-этнографические очерки/Коллективная монография - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005./ Традиционная культура.
Вложение | Размер |
---|---|
NIKON-D3400_20180122_155857.jpg | 158.97 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 26720 просмотров
Комментарии
Марийский язык
Моя первая супруга Марийка, из небольшой деревни Оршанского района. Когда она говорила со своей мамой по телефону, на своем родном языке, мне всегда казалось что женился на финке. ))
Отправить комментарий