История Свято-Никольского храма с. Кожла-Сола, Звениговский район Марий Эл
Статью про историю Никольского храма хочется начать небольшой историей. Дело было летом 2010 года, когда в наших краях стояла небывалая жара и засуха! Зной был ужасный, сохли не только поля, но и заливные луга, и даже деревья в лесу. Пересыхали озера и болота, а в окрестных лесах полыхали пожары.
Днем с крыши санатория было видно, как с разных сторон встают дымы и марево от дальних пожаров, а ночью даже виднелось зарево. Иногда было трудно дышать от дыма и настоящей тропической жары! Душно было вечером и даже ночью… От такого небывалого зноя спасались только в Илети, где была прозрачная и холодная вода, что давала облегчение, хоть и ненадолго.
И вот, однажды в тихий час, когда в самый палящий зной никого на улице не было, мы пытались уснуть и перетерпеть эту жару, и вот я как бы издалека слышу церковное пение. Пение сперва тихое, но понемногу становится громче, но я-то думаю, что мне это кажется, или же кто-то в номере включил телевизор или радио. А когда я выглянул в окно, то вижу настоящий крестный ход, священник, дьякон и женщины в платочках подошли к санаторию, потом с пением обошли его по периметру, и снова ушли по Кленовой горе в сторону пос. Илеть.
Оказывается, что приход Никольского храма из п. Красногорский проводил Крестный ход на Илети и Кленовой горе.
Среди глухих марийских лесов в XVII веке, рядом с богатыми рыбой реками Ишут (Юшут) и Илеть, возникла деревня Кожла-Сола, что в переводе с марийского означает «еловая деревня». В народе это место называли еще «медвежьим углом». Так было в XVIII-XIX веке. На много верст раскинулся сосновый бор с мшистыми болотами. В низине на берегу большого озера стояла деревушка. В ней было две достопримечательности — деревянная церковка да покосившаяся от времени школа. Жители деревни с трудом сводили концы с концами, ковыряли бесплодную землю деревянной сохой, промышляли в лесу, охотились, собирали ягоды и грибы1.
В клировой ведомости церкви от 1869 года говорится, что храм в селе Кожла-Сола Царевококшайского уезда Казанской епархии во имя св. Чудотворца Николая Мир-Ликийского построен в 1861 году на средства государственного крестьянина Василия Николаевича Атлашкина, а помогали ему в строительстве крестьяне близлежащих сел и деревень (Атлашкин был уже купцом и имел хлебную торговлю, владел мельницами, в честь его назвали речку - Атлашка). Церковь — однопрестольная, теплое здание — деревянное, с одной колокольней, теплое. Иконостас был трёхъярусным, утвари было достаточно.
речка Атлашка, тут стояла мельница
Церковный штат в 1869 году состоял из священника, диакона и псаломщика. Земли при церкви ни усадебной, ни пашенной, ни сенокосной не было. Священнослужители пользовались от прихожан ругой, собирая с каждого венца пудовку ржи, в ту же меру — овса, и копну сена. Дома для священнослужителей были выстроены за счет прихожан. Зданий, принадлежащих церкви, не было. Расстояние от храма до Духовной консистории в г. Казани составляло 75 верст, до г. Царевококшайска — 70 верст, до местного благочинного, проживавшего в с. Арино, — 35 верст2.
Приходское попечительство существовало с 1876 года. Приписных храмов не было, домовых — тоже. Опись церковного имущества была сделана в 1863 году. Сельского училища, за неимением средств, по бедности прихожан и отсутствия помещения, не было.
Количество дворов в приходе в 1869 году составляло 13. Общее количество прихожан: 38 мужского пола и 38 — женского.
В 1899 году в приход входили населенные пункты: Шигаково, Памаштур, Шоло-Энер, Ташнур, Кожла-Сола, Кюшнур, Ишутьял, Пимьял, Яныж-Беляк, всего 373 двора, 1204 души мужского пола и 1271 — женского.
Через 30 лет после открытия храма крещений за год было — 110, венчаний — 19, погребений — 87. Служились панихиды, молебны3.
Первым настоятелем церкви был Петр Трофимович Азановский (1848 г.р.). Он закончил Казанскую семинарию, в 1866 году был назначен псаломщиком, в 1878 году рукоположен во диакона, в 1884 году — во священника. Настоятелем храма батюшка стал с 1890 года, в 1898 году был награжден набедренником. Диаконом в храме служил Василий Павлович Асьянов (1872 г.р.). Он окончил Казанскую учительскую семинарию, рукоположен был в 1896 году.
Послушание псаломщика нес с 1896 года Павел Петрович Монастырев, работавший также учителем Кожла- Солинской школы. Церковным старостой был крестьянин Максим Иванов4.
Старожилка п. Красногорский Т.Н. Тихомирова вспоминает: «Кожла-Сола была бедной деревушкой, люди жили скудно, но каждое воскресенье все старались ходить в церковь. На всю округу была одна церковно-приходская школа. Многим из детей приходилось переправляться через Илеть на пароме, состоявшем из 2 лодок, соединенных дощатым настилом. В школе матушка (жена священника) преподавала математику, славянский язык, который давался детям с трудом. Матушка приходила на уроки с толстой линейкой. Помолившись и перекрестившись, дети проходили в класс и тихо садились за стол. Рисования, физкультуры, труда не было. Занимались при свете лампад и свечей, писали на маленьких досках грифелем. После занятий пели молитвы. По пятницам приходил батюшка, учил читать и петь. Никаких концертов, бесед, других мероприятий не проводили. Каникул не было, оценок не ставили, был один класс на всех, перед Пасхой не учились. В большие праздники все посещали церковь. Обучение длилось 3 года. Все годы обучения носили одни и те же книжки».
А вот что вспоминает Т.Ф. Губина: «Мой дедушка, Балабанов Николай Иустинович (1860-1927) был сыном священника и уроженцем г. Арзамаса Нижегородской губернии. Семья у них была многодетной, и он был 18 ребенком, причем 17 детей были девочки. Отец хотел, чтобы он стал священником, но он не пошел по стопам отца и уехал учиться в Санкт-Петербург, в Лисецкую лесную школу, по окончании которой в 1880 г. был послан на работу в Лушмарское лесничество Царевококшайского уезда Казанской губернии в должности помощника лесничего, с местом пребывания в Кожла-Соле Болыше-Шигаковской волости.
Здесь он стал лесничим Лушмарского лесничества. Был попечителем храма и церковно-приходской школы в с. Кожла-Сола. У него было трое детей: Алексей, Вера и Нина, которые учились в этой школе. Сам он был глубоко верующим человеком и каждое воскресенье посещал храм.
С 1911 г. в школе преподавала почтенная вдова лет 55, у которой было 6 детей. Это была солидная, деликатная, умеющая хорошо преподавать женщина.
Кожла-Сола была сугубо марийской деревней и состояла из 32-х дворов, 3-х церковных домов и одной школы. В деревне имелась телефонная связь, в 3-х км. в деревне Озерки были почта и телеграф; лавки Вязелыцикова и Корюкина, где было все — от иголки до смолы. Русских детей было очень мало, учились все вместе, и со временем русские дети смогли освоить и марийский язык.
Время шло. После революции в 1917 году сменилась политика государства по отношению к Церкви - окрестные жители, получия нормальное образование и условия жизни попросту отказывались оплачивать за свой счет ненужное им заведение.
В Кожласолинском храме служба продолжалась до конца 1939 г.; последний настоятель храма священник Сергий Жирнов скончался в 1940 году, 30 января.
После закрытия храма, во время Великой Отечественной войны, в связи с увеличением численности учащихся в здании церкви была открыта Кожласолинская семилетняя школа. Начальные классы с 1 по 4 размещались в бывшем доме священника, 5-6 классы — в здании церкви, а 7-й класс — на колокольне. В 60-е годы из верхнего этажа церкви сделали школьный спортзал. Позднее здание церкви переоборудовали под клуб совхоза “Кожласолинский”».
По воспоминаниям А.И. Максимчевой, «в 1937 году в Кожла-Солу приехали инокиня Евдокия и монахиня Нектария. Они поселились в съемном доме возле церкви. В то время монахиня Нектария наладила переписку со своими племянницами Анной и Клавдией Вишневыми, жившими в Казани. По приглашению монахини Нектарии трое ее родственников — Анна, Клавдия с дочерью Александрой — в 1940 году переехали в образовавшийся в то время поселок Красногорский. Теперь они уже впятером переносили все трудности — то жили в насыпушке около церкви, то переезжали на другие съемные квартиры. Монашествующие по-прежнему, до закрытия церкви, посещали службы и оказывали помощь священнику. После закрытия Кожласолинского храма и невозможности жить за чужой счет, им пришлось шить одеяла, для чего у них имелся станок. Стегали они одеяла по лекалам разными узорами, чем и зарабатывали себе на жизнь. Заработанных средств им хватило на покупку домика на улице Лесной, где они и прожили всю оставшуюся жизнь. В этот дом к ним приезжали священники из Йошкар-Олы, которые и проводили службы. Православные жители поселка и окрестных деревень могли посещать эти службы, причаститься, покрестить своих детей. Монахини пекли просфоры, плели четки и вышивали пояса с молитвой «Живый в помощи...» для священников. Клавдия, Анна и Александра многим новокрещеным становились крестными».
Пугачев в Кожла-Соле - картина Атлашкиной (внучки основателя церкви)
В конце 80-х годов местные жители решили восстановить храм. Активная группа верующих, среди которых были Бердникова Екатерина Николаевна, Самоделкина Раиса Яковлевна, Атлашкина Зоя Ивановна и другие, обратились к епископу Казанскому и представителям местной власти.
Верующие вспоминают: «К тому времени в стенах Кожласолинской церкви уже успели побывать школа, зерновой склад и клуб. Работа предстояла огромная и тяжелая. Ночевали, обессилев, тут же, в щепках и стружках... Никто не верил, что восстановление возможно. Постепенно стали появляться помощники. Уходили одни, приходили другие... Но наступил момент, когда стало ясно, что работа, за которую они взялись, просто неподъемна... И тогда о. Николай Андреев, настоятель храма сказал: «Мы так никогда не управимся, если будем только расчищать и строить. Не хватит наших сил и средств. Надо начинать служить, и Господь быстрее поможет».
Первая служба в храме состоялась в 1989 году, в праздник Покрова Божией Матери. Кто-то принес из дома стол, кто-то скатерть. У отца Николая была церковная утварь, иконы Спасителя и Святителя Николая. Больше не было ничего».
Так началось возрождение церкви. Машиностроительный завод (ММЗ) помогал техникой, поднимали крест над храмом. Купола сделали чебоксарские мастера, затем построили колокольню. Установили иконостас, переданный в дар Волжским храмом, иконы пожертвовала Петьяльская церковь. Ходили по всем близлежащим деревням для сбора пожертвований на строительство храма.
С 1998 года по указу епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна настоятелем церкви был определен молодой священник Алексий Никитин. В том же году была открыта воскресная школа и образован детский хор.
С каждым годом внутреннее убранство храма становилось краше. Построена новая воскресная школа, завершено строительство нового двухэтажного здания, в котором расположились трапезная, библиотека, ризница, комнаты для отдыха и спортивный зал. С 2012 года при храме действует секция бокса. Ребята с удовольствием занимаются в двух возрастных группах. Учащиеся воскресной школы участвуют в богослужениях, готовят праздничные представления, принимают участие в республиканских и районных фестивалях. Летом организуются многодневные походы, православные лагеря и сплавы на катамаране по реке Илети. Каждый год прихожане и учащиеся принимают активное участие в крестных ходах: Волжск—Mopки в день обретения Казанской иконы Божией Матери 21 июля по маршруту Кожласола — деревня Озерки (к часовне Казанской иконы Божией Матери) — санаторий «Кленовая Гора» — поселок «Илеть» — поселок «Трубный». С каждым годом растет число прихожан.
Приход активно сотрудничает со средними учебными заведениями в п. Красногорском. В школах проводятся Рождественские и Пасхальные фестивали, различные праздничные мероприятия, в которых принимают активное участие учащиеся воскресной школы и детских садов «Сказка» и «Теремок». Приходом окормляется Кожласолинский психоневрологический дом-интернат и дом-интернат для престарелых в п. Трубном, Красногорская больница и детский санаторий «Дружба». В детско-юношеской библиотеке п. Красногорский открыт православный уголок с духовной литературой. Каждый месяц приход пополняет библиотечный фонд новыми изданиями книг и православных газет.
Хочется особо отметить, что огромную помощь в восстановлении храма оказали, и по сей день оказывают местные заводы КАФ, ММЗ, совхоз «Звениговский» п. Шелангер, Кожласолинский дом-интернат, местные
предприниматели и просто верующие люди, многие из которых уже отошли от нас в жизнь вечную.
Мы надеемся, что с Божией помощью и по молитвам Святителя Николая в нашем приходе будет больше православной молодежи.
ИСТОРИЯ ПОС. КРАСНОГОРСКИЙ - ТУТ!
ПРО КОЖЛА-СОЛУ И КОЖЛАСОЛИНСКОЕ ОЗЕРО!
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
- Автор статьи: АФОНИНА Татьяна Ивановна, псаломщица при храме свт. Николая Мирликийского с. Кожла Сола
- Команда Кочующие.
- Токтаров В. Н., краевед п. Красногорский. «Из прошлого с. Кожла-Солы».
- Никольский Н.В. К истории христианского просвещения черемисов в XIX веке. Казань, 1915. С. 49.
- Архивные данные «Царевококшайский и Казанский уезды». С. 115.
- Справочная книга Казанской Епархии. Справки № 115479, № 115442.
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 6198 просмотров
Комментарии
Вопрос
Здравствуйте, Кочующие! Я не первый раз попадаю на ваш сайт. Сейчас ищу следы своего деда -Ефимова Николая Лукича, который в 1938 году переехал с семьей из Казани в Кожла-Сола по направлению на службу в Никольский храм Казанской духовной семинарией. В Никольском храме он был протоиереем. Мой дед-священник с 1930 года, скуфья с 1933. Несколько лет его семья жила в Красногорском. Дед был осужден и отбывал наказание в лагерях на Дальнем Востоке.А когда вернулся в поселок, был призван на фронт. Это была поздняя осень 1942 года.
Я хотела спросить у вас, есть ли об этом какие-то сведения? Буду очень благодарна за ответ.
очень сложно...
думаю, что найти какую-то информацию будет очень сложно, во-первых очень короткий срок его жизни в Красногорском, вряд ли кто-то это помнит.
Сейчас очень мало осталось жителей, кто что-то расскажет о довоенных годах поселка.
Очень большой материал у краеведа Аксёновой Г.А. - но она в основном занималась погибшими солдатами, вела переписку с ветеранами, исследовала жизнь комсомольцев и героев труда, руководила поисковым отрядом.
Скорее всего, священикаи она не интересовалась, да и период очень малоизученный.
в истории церкви даже фамилия такая не упоминается...
Вероятно, что искать снова надо в архивах...
Отправить комментарий