Священная роща буйских удмуртов

В Куединском районе Пермского края расположен куст удмуртских деревень, которые расположены в долине реки Буй (левый приток Камы, не путать с рекой Буй в Марий Эл и в Кировской области). Удмурты сюда переселились со стороны Вятки еще в начале 17-го века, и основали тут несколько поселений. Около каждой деревни были свои сакральные места удмуртской языческой веры.

 

 

Священная роща буйских удмуртовСвященная роща расположена в Пермском крае между двумя удмуртскими деревнями: Большой Гондырь и Барабан (Куединский район). В роще в основном липовые деревья, в подлеске встречается рябина и береза, вокруг рощи поля и луговые урочища. В древности молельное место называлось Лудкечвöсян, так как здесь находилось место жертвования богам и духам зайца (по-удмуртски: лудкеч – заяц). В наше время святилище не забыто, хотя в советское время был перерыв в молениях, но с 2011 года моления в этой роще возобновлены. 

Священная роща буйских удмуртов
По другой версии в древнем названии рощи слово «луд» - всегда означает священную рощу, природно святилище, а второй корень – означает совершение моления. Роща находится на берегу реки Буй.
Удмурты окрестных деревень часто проводят в этой роще так называемое «Зимнее моление» или «Тол вӧсь». Это моление проводится обычно в ноябре, после полного окончания сельских работ, перед тем как плотно ляжет снежный покров. Моление символизирует собой благодарность крестьян за урожай прошедшего года, просьба нормально пережить грядущую зиму, и получение благословения у сил Матери-природы на будущий год.

Священная роща буйских удмуртов
Кроме жителей деревни Большой Гондыр на «Тол вӧсь» собираются удмурты из деревень Барабан, Кирга, Вильгурт и Кипчак (проводятся общественные моления). Также приезжают гости и родственники из других районов. Проводят моления только мужчины, женщинам доступ в рощу строго запрещен, они занимаются домашними делами. Основное моление удмуртов проходит ночью, но в древности обычно молились рано утром. Считается, что ночные моления пришли в период гонения на язычество еще в царские времена, ну, и потом уже во времена Советского Союза. 


Перед молением обычно готовят продукты и собирают средства на закупку необходимого для моления. К утреннему молению обычно готовят специальную обрядовую кашу с мясом жертвенного животного (мясо начинают варить еще ночью). Кашу варят на бульоне заколотого бычка (или барашка) из нескольких круп, которые собираются у жителей деревни. Потом каша совместно съедается удмуртами, и еще раз молятся богам и духам рощи. Потом остатки каши везут в деревню и раздают тем, кто по каким-то причинам не смог прийти. 
В Большом Гондыре в этот день проходит народный праздник «Дӧдьы кыткон» — что в переводе с удмуртского означает:  «запрягать сани». Это как бы день встречи зимы, обновление снежного покрова, земля в тот день «уходит на отдых» до будущей весны, и набирается новой творческой силы. В этот день традиционно меняют телеги на сани, так сказать, «переобуваются», лошадей красиво украшают ленточками и колокольчиками, катают детвору и молодежь по сельским дорогам и деревням, ходят друг к другу в гости.
 
Сама священная роща – это своеобразный природный храм для многих финно-угорских народов, и удмурты тут не исключение. В роще всегда выделялись особенные священные деревья, именно перед таким деревом и проводили жертвоприношение, часть жертвы вешали на ветви и макушку древа (обычно голову и шкуру) – дар небесным силам, часть жертвы (копыта и хвост) закапывают в корнях этого дерева – дар подземному миру ушедших предков. А мясо и обрядовую кашу съедают сами удмурты – жители реального (среднего) мира. Именно в кронах священного дерева обитает бог Луд – дух этой рощи (Керемет). 


У древних удмуртов основным богам посвящались отдельные деревья: главному богу удмуртского пантеона Инмару – сосна (иногда - дуб), божеству Куазь (податель дождя) – дерево ель (пихта), Кылдысин (покровитель земледелия) – дерево береза (липа). К таким деревьям удмурты относились как к живым существам – равным самому человеку, с ним могли разговаривать, просить что-либо. По этой причине строго запрещалось что-либо рубить или ломать в священной роще, сухие ветки и валежник в ней можно использовать только для жертвенных костров. Существует множество историй и преданий, как боги и духи священных мест наказывали того человека, кто совершил святотатство в отношении сакральных языческих мест.
  Кроме этой рощи в окрестностях расположены другие сакральные месту удмуртского народа, например, святилище Буэ дюк вöсь (моление в логу Буя) – около деревни Кирга, на берегах реки Буй.

 
                                                           праздник в деревне Большой Гондыр                                        
Где находится, как добраться:
Северный Урал, село Большой Гондыр,
Куединский муниципальный округ, Пермский край, Россия
Координаты населенного пункта:
56.376705, 55.332961
Роща расположена между населенными пунктами Большой Гондыр, Барабан и Вильгурт.
Самостоятельно рощу посещать не рекомендуется, лучше спросить разрешения у местных жрецов или старейшин, чтобы они сами показали и рассказали про рощу.
     

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

  • Команда Кочующие
  • Александр Черных.
  • Наталья Аксентьева - https://klyaksina.livejournal.com/1496508.html
  • Никита Каменских.
  • Памятники природы Пермской области. — Пермь, 1983.
  • Российское географическое общество (РГО).

 

 

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

  

Комментарии

Отправить комментарий