Город Балахна

Город Балахна

Недалеко от легендарного Городца – на Волге стоит ещё один примечательный город – Балахна!

Балахна - старинный русский город. Год основания - 1474-й. 
Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. 
Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки в ней крепости в 1536 г.  В этом году казанский хан Сафа-Гирей практически уничтожил город. После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость, которая сгорела в 1730 г. 

 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                                                              Город Балахна

Город Балахна

Отличительной особенностью экономико-исторического развития Балахны от других районных центров Нижегородской области является то, что Балахна, начиная со второй половины XV в. и до наших дней, имела три "золотых века" и играла большую роль в экономике древней Руси, дореволюционной России и Советской России. 
Эти три "золотых века" Балахны были связаны не с кустарными промыслами, не с военными походами и битвами царей, а с определенным промышленным производством: добычей соли, кораблестроением, производством бумаги и электроэнергии для всей страны. 

 

Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной промышленности. По народным преданиям, разработка соляных источников началась здесь ссыльными новгородцами после покорения Великого Новгорода Иваном III в 1478 г.  церкви Балахны Историк С.И. Архангельский пишет, что Балахна в ХVI-XVII вв. "носила определенные промышленные черты, начиная от многочисленных церквей, построенных солепромышленниками, и кончая убогой келью бобыля, который работал на тех же промыслах". В 70-х гг. XVII в., а именно в 1674-1676 гг. в Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы почти с 25 тысячами бадьями рассола, который выпаривался на 86 варницах, в результате чего получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть вывозили в стругах по Волге, Оке и Клязьме.                   Город Балахна

Город Балахна

Козьма Минин
Балахна - родина Козьмы Минина (конец XVI - 1616 г.) - организатора Нижегородского ополчения 1611-1612 годов. Минин происходил из семьи солепромышленника Балахны Мины Анкудинова и Домники, женился на посад. Татьяне Семенов., переехал на жительство в Нижний Новгород. В 1611 году избран земским старостой, неоднократно призывал к борьбе с польско-литовскими захватчиками (известны 3 его речи), к созданию народного ополчения во главе с князем Д.М.Пожарским, ведал в нем хозяйством, проявил дипломатическую предусмотрительность, военный дар, красноречие. Был тверд в решениях, умел добиваться согласия различных социальных групп. Снабженное всем необходимым ополчение 22-26 октября 1612 года освободило от интервентов Москву. 

                                          центральная площадь Балахны,  справа памятник Минину             

Город Балахна

Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, поставил подпись под грамотой о избрании царем Михаила Федоровича Романова. 12 июня 1613 года провозглашен думным дворянином, пожалован в Нижегородском уезде поместьем (с. Богородским и Ворсмой с дер.), ставшие указом от 20 января 1615 года его вотчиной. Оставлен в Москве. В 1614 году собирал по стране I- ю пятину, 25 декабря 1615 года Боярской Думой послан в Казань устанавливать мир и согласие между нерусскими народностями. 
Выполнив миссию, скончался весной 1616 года, привезен в Нижний Новгород, погребен на погосте приходской Похвалинской церкви. В 1672 году его прах был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом, позднее несколько раз перезахоронялся. В 1962 году положен в кремлевском Михайло-Архангельском соборе - храме-памятнике ополчению начала XVII века. 
Род Минина по прямой линии пресекся со смертью сына Нефида в 1632 году, вотчина отписана на государя.

 

                                   балахна - вид с Волги,  Спасская церковь                               

Город Балахна

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО БАЛАХНУ
Балахна́ — город (с 1536) в Нижегородской области России, административный центр Балахнинского муниципального района.
Население — 50 107 чел. (2014).
Город расположен на правом берегу реки Волги, в 34 км от Нижнего Новгорода.

История
В III—II тысячелетии до нашей эры на территории нынешней Нижегородской области жили племена балахнинской неолитической культуры, получившей название по наиболее типичной стоянке, раскопанной близ Балахны. В окрестностях Балахны такие стоянки найдены у посёлков Большого Козино и Малого Козино. Селились балахнинцы небольшими посёлками по 25—30 взрослых человек, причём селения располагались компактными группами. Балахнинцы были охотниками и рыболовами. Судя по найденным орудиям, они умели шлифовать, полировать, долбить и пилить камень, изготовлять глиняную посуду. Им было известно плетение из растительных волокон. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры они научились выплавлять металл, знали мотыжное земледелие, занимались животноводством.

                                           пасхальный крестный ход в Балахне                                   

Город Балахна

Основание города
С IX века в междуречье Волги и Оки начинает распространяться влияние Руси. Во второй половине XII века появляется Городец, ставший центром Городецкого княжества. В начале XIII века основывается Нижний Новгород, будущий центр Нижегородско-Суздальского великого княжества. Можно предполагать, что ко времени присоединения нижегородских владений к Московскому государству (середина XV века) побережье Волги между Городцом и Нижним Новгородом было в достаточной мере освоено, хотя и подвергалось периодическому разорению со стороны Казанского ханства.
В 1401—1402 году великий князь московский Василий Дмитриевич в обмен на Волок передаёт часть бывшего Городецкого удельного княжества серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. В духовной того времени, оставленной Владимиром Андреевичем детям, упоминается: «А Соль на Городце дети мои князь Семён, князь Ярослав ведают с единого, а делят себе наполы, оприснь федоровские варницы, а иной не вступается никто в Городецкие варницы без повеленьиа детей моих».[6] На основании данных фактов современные историки делают вывод, что уже в то время вблизи Городца существовал соляный промысел, отождествляя Соль-на-Городце с Балахной.

Однако название Балахна встречается в документах лишь в 1536 году. Этот год считается официально годом её основания. Город упоминается уже достаточно богатым и многолюдным, когда он пострадал от войск казанского хана Сафа-Гирея. Вскоре после этого была сооружена первая деревянная крепость для защиты от татарских набегов.
В средние века город являлся значительным центром соляной промышленности, административным центром Балахнинского уезда.
При Иване Грозном город в числе других был назначен царём себе в опричнину.

 

                                                    река Волга около Балахны                                      

Город Балахна

Смутное время
Во время Смуты балахнинский воевода поддержал Лжедмитрия II и совместно с арзамасским воеводой попытался взять остававшийся верным царю Василию Шуйскому Нижний Новгород. В ответ 2 декабря 1608 года нижегородское войско взяло Балахну штурмом, принудив жителей целовать крест Шуйскому. 
В 1610 году Балахна пострадала от казаков, многие храмы были разрушены.
Балахна — предполагаемая родина Кузьмы Минина, организатора Нижегородского ополчения 1611—1612 годов. По пути из Нижнего Новгорода в Ярославль ополчение прошло через Балахну, собрав с жителей средства на организацию ополчения.

                                                    паводок в городе Балахна                                         

Город Балахна

Уездный город
В 1714 году Балахна вошла в состав Нижегородской губернии на правах уездного города Балахнинского уезда.
В XVIII—XIX веках город являлся важным центром судостроения.

Советский период
В 1925 вступила в строй Нижегородская ГРЭС, работающая на торфе, в 1928 выдали первую продукцию целлюлозно-бумажный комбинат и картонная фабрика.
1 февраля 1932 года ВЦИК постановил селение Кубинцево Балахнинского района, включить в городскую черту Балахны.

Современность
В 1993 году в состав Балахны вошёл рабочий поселок Правдинск.
До 1998 года в городе находились станции Балахна-Сортировочная и Балахна-Пассажирская Балахнинско-шуйской сети узкоколейных железных дорог.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БАЛАХНЫ
Памятники градостроительства и архитектуры
Спасская церковь                                                                  Город Балахна

Город Балахна

Покровский мужской монастырь — основан в первой половине XVI века, пр. Революции, 17.
Покровская церковь (XVII в.);
Никольская шатровая церковь — сооружена в 1552 году по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани, старейшее сохранившееся религиозное сооружение в Нижегородской области.

Спасская (Никитская) церковь (1668), ул. Туполева, 3.

 

Храм Рождества Христова, пер. Ленина, 9 — построен в 1674 году на месте деревянного. Являлся частью упразднённого в 1764 году Рождественского женского монастыря.                                                  

Город Балахна

 

Воскресенская церковь (конец XVIII в.), ул. Демьяна Бедного, 26.

Знаменская (II пол. XVIII в.) и Крестовоздвиженская (I-я пол. XVIII в.) церкви, ул. Дзержинского, 9.

Троицкая церковь (1784), ул. Рязанова (кладбище).

Сретенская церковь. Построена в 1807 году, на месте древней церкви, сооруженной по завещанию князя Дмитрия Пожарского. Одна из пяти церквей Нижегородской области, которые не закрывались в советские годы..

Здание присутственных мест (конец XVIII в.), ул. Энгельса, 1а.
Городская усадьба (конец XVIII — нач. XIX в.), ул. Дзержинского, 41.
Дом Н. Я. Латухина (XVIII — нач. XIX в.), ул. Дзержинского, 17.
Жилые дома (I пол. XIX в.), ул. Карла Маркса, 6а, 22.
Особняк Чарышникова (I пол. XIX — начало XX в.), ул. Целлюлозно-картонного комбината, 15а.
Дом Серебрянникова (середина XIX в.), ул. Энгельса, 15а.                       Город Балахна

Город Балахна

Усадьба А. А. Худякова (II пол. XIX в.), ул. Карла Маркса, 30.

Будка управления механизмом шандор, на объездной дороге.
Особняк (конец XIX в.), ул. Карла Маркса, 4а.
Доходный дом (детский сад НИГРЭС)(1907 г.), ул. Дзержинского, 33.
Школа в поселке НИГРЭС (1920-е гг.), ул. Свердлова, 24а.
Жилые дома картонной фабрики (1929 г.), ул. Целлюлозно-картонного комбината, 1а, 2а.
Ансамбль Центральной площади: дом культуры ЦБК, здание пожарного депо, здание школы (1930-е гг.)

 

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Покровский монастырь — упразднённый мужской монастырь в городе Балахна. Был основан в первой половине XVI века иеромонахом Пафнутием. В 1552 году Иван Грозный дал монастырю жалованную грамоту, в этом же году была построена каменная шатровая Никольская церковь. В середине XVII века вместо деревянной была построена каменная Покровская церковь.
В XVIII веке из-за упадка соляного промысла монастырь оскудел. В 1783 году монастырь был упразднен. Передача монастыря епархии и его восстановление планируется к 2012 году, к 400-летию народного ополчения.

                                        слева - Покровская церковь,  а справа - Никольская церковь                          

Город Балахна

Никольская церковь
Церковь в честь святого Николая Чудотворца — самый древний каменный храм Нижегородской епархии. Построена в 1552 году по приказу Иоанна VI Грозного в честь взятия русскими войсками Казани.[] До закрытия церкви в 1917 году в ней находилась чудотворная Богородичная икона «Одигитрия».[] В советское время в здании церкви находились цеха молокозавода, затем жилые помещения. Последние несколько лет в храме располагались запасники Балахнинского краеведческого музея. Возвращена верующим, 19 декабря 2008 года состоялась первая Божественная литургия.

Покровская церковь
Построена в середине XVII века. Закрыта В 1937 году. В Покровской церкви с 1950 года располагался краеведческий музей. 14 октября 2009 года был отслужен первый за многие десятилетия молебен. Его совершил настоятель Никольского храма иеромонах Александр Ионов.
В августе 2010 года передана Нижегородской епархии. 14 октября 2010 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы была совершена первая со времени закрытия храма Божественная литургия. Благочинному Балахнинского округа протоиерею Виктор Софронов сослужил настоятель Покровской церкви протоиерей Роман Сосинович.
В феврале 2011 года группа архитекторов из Владимира выполнила обмеры внутренних помещений Покровского храма, а в мае провели внешние обмеры здания и осмотрели конструкции церкви. При осмотре выяснилось, что своды основного четверика храма не обрушились во время пожара 1690 года, как считалось ранее, а остались целыми, но имеют множественные сквозные трещины.

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ БАЛАХНЫ В XVI - XVII вв.
Любой древний город имеет свой неповторимый облик. Каждая эпоха оставляет следы и в планировке, и в застройке городской территории. По сути, градостроительная деятельность является производной от социально-экономического развития поселения. Формирование территории поселения неразрывно связано с его исторической судьбой, объяснить которую можно только при комплексном исследовании всех виде источников, включая топографический и картографический материалы.
Высказанное в полной мере относится к старинному русскому городу Нижегородского Поволжья, средневековому центру солеварения-Балахне.
Будучи солепромысловым городом, Балахна отличалась от традиционных типов древнерусских поселений. Она располагалась в 30 км от Нижнего Новгорода вверх по Волге на ее низменном, частично заболоченном берегу, крайне неудобном дл селитьбы. Такое расположение могло быть обусловлено только производственной необходимостью.
Время возникновения Балахны нельзя считать установленным. Отождествление рядом исследователей (И. А. Кирьянов О. И. Брайцева, Н. Ф. Филатов) Балахны с Солью на Городце, упоминаемой в начале XV в., слабо аргументировано. Находка на исторической территории города в ходе археологических исследований в 2006 г шиферного пряслица XIII в. - лишь факт, подтверждающий нахождение древнерусского поселения на месте Балахны. Связь этого поселения с Солью на Городце, и с самой Балахной пряслицем не подтверждается. При этом уместно напомнить, что научная система доказательств требует бесспорных фактов [].
Не выявлены и документы, подтверждающие предание об основании Балахны ссыльными новгородцами после покорения Великого Новгорода Иваном III в 1478 году.
Вместе с тем обращает на себя внимание древнее название Нетечи-Железница, сохранившееся в памяти балахонов еще в XVII веке.
Именно это название может служить косвенным признаком сравнительно раннего появления русских на правом берегу Волги. Для получения окончательного ответа на вопрос необходимы комплексные археологические и геологические изыскания.                                     Город Балахна

Город Балахна

На сегодняшний день можно считать бесспорным лишь существование поселения до появления крепости в 1536 году и связь поселения с соледобывающим промыслом. В пользу чего свидетельствует замечание С. Герберштейна начала XVI века: "В двух милях от Нижнего Новгорода было очень много домов, наподобие города или поселка, где вываривалась соль".
Об этом однозначно сказано в Патриаршьей летописи, в которой впервые упоминается Балахна. Известие о ней относится к 1536 году и связано с нападением на нее казанского хана Сафа-Гирея. Выступившие на защиту "черные люди балахонцы... не умеючи воинского дела" были жестоко разбиты.
Представление о Балахне в период до построения крепости можно составить лишь на основании косвенных данных. Несмотря на плотную современную застройку, хорошо просматривается естественный природный рельеф, с которым не могли не считаться первые поселенцы.
Край первой надпойменной террасы в виде совокупности холмов-грив достаточно четко просматривается вдоль современных улиц К. Маркса и Лесопильной. Только в северной части он снивелирован и плохо заметен.
Река Нетеча (бывш. Железница) образовывала с Волгой единую пойму. Скорее всего, она имела проточное происхождение. Ее русло шло параллельно волжскому. Устье располагалось в 400 м южнее современной пристани, что подтверждается картографическим материалом XVIII века.
Петровское озеро, вытянутое с юго-запада на северо-запад, соединялось с Нетечей протоком выше современной пристани.
Вдоль Нетечи и Петровского озера тянулись невысокие песчано-суглинистые гривы. Пространство между гривами было малопригодным дл жиль. Заболоченные, затапливаемые во время весенних разливов участки в большинстве своем оставались не заселенными в XVIII веке, что отчетливо видно на планах этого времени. Более удобными для селитьбы могли служить лишь цепочка суглинистых грив, разделяющая русла Нетечи и Волги (в районе современных улиц Кузнецкой и Туполева), припойменные участки первой волжской террасы (современные улицы Дзержинского, Лесопильная и К. Маркса), гривообразные всхолмления вдоль берегов Петровского озера (улицы К. Либкнехта и Колесная). 
На схематических планах Балахны XVIII века четко выделяется северный район с соляными промыслами и жилой застройкой, занимавший гриву между Волгой и Нетечей. Этот район можно бесспорно считать первоначальным ядром поселка. По писцовой книге 1674-1676 гг., именно здесь находился "старый" посад. Рядом, в районе впадения в Нетечу протока из Петровского озера, располагался "старый" торг. Здесь же при обследовании береговых обнажений был обнаружен археологический материал XVI века. 
Планировочная структура поселка солеваров имела линейный характер. Такой она оставалась и в последующие века, подчиняясь интересам соляного промысла и естественному рельефу. 
Новый период в истории Балахны связан со строительством в 1536 году крепости. По указу Елены Глинской "20 июня... был почат град делати у Соли на Балахне того ради что посад велики людей много". 
Крепость, стоявшая на расстоянии около 500 м от промыслов, заняла стратегически выгодное место, перекрыв старинную дорогу из Нижнего Новгорода в Кострому. Она расположилась на правом берегу Нетечи при слиянии с нею протока из Петровского озера, получив с северной и восточной сторон естественную защиту. С южной и западной сторон крепость была ограждена рвом с ослонным тыном на дне. Окруженная со всех сторон водными преградами крепость в плане имела близкую к квадрату форму. Судя по описанию XVII века, на земляных валах - "осыпах" были поставлены рубленые двойные стены, по углам - башни, получившие название Наугольных. Одна из них называлась Петух. Посередине каждой из четырех крепостных стен стояли башни с проезжими воротами. В XVII веке они носили название находившихся близ них храмов. Самой крупной была Воскресенская башня, обращенная к реке Волге и торгу. В тексте писцовой книги она названа "Большой". Про западную, Рождественскую, башню сказано, что она "рублена в две стены... крыта тесом четвероугольным шатром".
Вряд ли крепость основательно перестраивалась после ее возведения. Поэтому, думается, описание XVII века вполне соответствует первоначальному облику.
Одной из первых в крепости была выстроена соборная Вознесенская церковь, известна уже в 1541 году. В документах середины XVI века в городе упоминается двор крупнейшего на Руси Троице-Сергиева монастыря. По всей видимости, так же как и в XVII веке, на территории крепости находились воеводский двор, приказная изба, тюрьмы, осадные дворы. 
К настоящему времени крепость практически не сохранилась. Остатки земляных укреплений (останцы вала) читаются в начале пр. Революции, остатки рва - вдоль юго-восточной ограды городского парка. Сопоставление рельефа местности и современной городской планировки с картографическим материалом XVIII века, сохранившим контур крепости, позволяет очертить ее границы на плане города, разместив центр в 200 м к юго-востоку от современной автостанции на пл. Советской и совместив проезды с началом улиц Энгельса, Дзержинского, пер. Пионерским. Это территория городского парка, рынка, пл. Советской, школы N 6, квартала между пл. Советской, пр. Революции и ул. Энгельса.
Крепость становится надежным прикрытием для "старого" посада с соляными промыслами и для торга на волжском берегу. По данным писцовой книги в 1628 году на посаде было 5 церквей. Эта цифра служит бесспорным свидетельством бурного развития посадской жизни в XVI веке. Расположение Церковных строений не вызывает сомнений в том, что посад разрастался в западном направлении, вдоль правого берега р. Нетечи. Не исключено, что в это же время застраивался участок к северу от Петровского озера. 
С большой долей уверенности можно говорить, что современные улицы Туполева и Кузнецка сформировались в XVI веке и на протяжении столетий не имели своего направления, возможно, что к XVI веку относятся и отдельные конструкции соледобывающего комплекса, сохранившегося на берегу Волги рядом с территорией мебельной фабрики. 
Под прикрытием крепости становится возможным освоение новых, ранее не застроенных участков к югу и западу от нее, на которых появляются соответственно Покровский мужской и Христорождественский женский монастыри. Находившиеся в них храмы, по мнению О. И. Брайцевой, ставились с учетом зрительного восприятия при выходе из крепости. От этого времени сохранилась самая древняя постройка Балахны - Никольская церковь. Строительством этого храма в 1352 году в Балахне была отмечена победа русских войск над Казанью. Храм был возведен на территории Покровского монастыря. Каменное строение отражало положение монастыря в социальной структуре Балахны и его экономические возможности. Писцовая книга упоминает записи 1628 года, в которых значилась за Покровским монастырем слободка, "что был Монастырский рыбной двор ниже посаду на Бабье озере" (район ул. Калинина). Также в прошедшем времени говорится о монастырской слободке, что "от огорода от Никольских ворот идучи к монастырю по правой стороне"[] (участок между совр. пер. Пионерским, ул. Ленина и пр. Революции), о "пустом Щоколжинском дворище" на монастырской земле[]. Видимо, монастырские владения в окрестностях крепости в XVI веке были значительными.
Социально-экономическая характеристика Балахны XVII века в значительной мере затруднена из-за отсутствия подробного ее описания и разрозненности отдельных упоминаний. Косвенным свидетельством интенсивного развития соледобычи может служить включение Балахны в опричнину нарду с важнейшими центрами соляной промышленности страны, такими как Соль-Вычегодская, Солигалич, Ст. Русса и др. Развитие торга сформированием таможенных служб подтверждается следующим фактом. В 1548 году Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском получил тарханно-проезжую грамоту, дающую право его представителям безмытно проезжать в некоторые города и производить там торговые операции без уплаты тамги, весчего и других торговым пошлин. В числе городов названы Нижний Новгород и Балахна.
О налаженных связях с Нижним Новгородом говорится в документе начала XVII века. В 1608 году нижегородцы уговаривали балахнинцев не поддерживать тушинцев: "...ездили бы Балахонцы в Нижний со всем, что у кого есть, по прежнему, а нижегородцы бы ездили к вам на Балахну:" 
Участвовали балахнинцы и в военных операциях. В 1576 году они упоминаются в составе судовой рати в большом полку вместе с гороховчанами, юрьевчанами, галичанами и др. 
Трудно сказать, как отразился экономический кризис 70- 90-х годов в России на состоянии Балахны. Бесспорно одно: несмотря на то, что город сильно пострадал во время Смуты, в XVII веке Балахна продолжала интенсивно развиваться.
Подробную картину Балахны второй половины XVII века дают материалы писцовой книги 1674-1676 гг. По ним достаточно четко прослеживается развитие трех районов:
- самой крепости ("города");
- северного ("старого") посада с соляными промыслами и торгом;
- Покровского и Христорождественского монастырей.
К этому времени необходимость в крепости для организации обороны отпала. Это не замедлило сказаться на состоянии ее укреплений. Ров вокруг крепости обвалился, а ослонный тын сгнил. Тем не менее крепость продолжала выполнять функцию общественно-административного центра.
Центральное место занимала Соборная церковь Вознесения Господня "древяна клетцки с папертью, верх шатром" с трем приделами и стоящая рядом с ней другая теплая деревянная церковь Богородицы Печерской с двум приделами, "с трапезою", с ветхой, рубленой в восьмерик колокольней, на которой были устроены "часы железные боевыя без четвертей, приведены боем к колоколам".
В городе находились воеводский двор, приказная и губная избы, тюрьмы. Среди частных построек выделены осадный двор Покровского монастыря с церковью во имя Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, двор Троице-Сергиева монастыря, двор Патриарший "десятилнечей, где приезжают десятилники". В перечень построек включен погреб с боеприпасами и колодезь. Всего в крепости вместе с пустыми описано 27 дворов и 48 человек в них. 
Ядром посада по-прежнему служила застройка вдоль гривы между Волгой и Нетечей. Главными были две улицы, как отмечалось выше, сформировавшиеся еще в XVI веке. На "Никитцкой улице" стола церковь Нерукотворного Спаса, которая была единственной каменной постройкой посада, весьма показательно, что Соборная церковь в крепости продолжала оставаться деревянной. Параллельно Никитской к западу от нее проходила Выползова улица - от западных дверей Спасской церкви "да через улицу... огородами до дворов улицы Выползова 15 сажен". Судя по описанию, она заканчивалась в районе торга у Рыбного и Мясного рядов неподалеку от Воскресенской церкви. На ней находилась церковь Св. Пророка Ильи. Сопоставляя материалы писцовых книг с картографическими данными, можно с уверенностью сказать, что это древнейшие названия современных улиц Туполева и Кузнецкой. Они сложились еще до того, как улицы стали именоваться по названиям приходских церквей.
На существование жилой застройки "в верхнем конце" посада рядом с соляными варницами указывают две церкви: Преображения Господня - "на Волге реке... подле протока Нетечи" и Николы Чудотворца - "на посаде за варницами на старом церковном месте, что была церковь Богоявленья Господня"[39]. Рядом проходила в сторону варниц "большая дорога".
Посад заканчивался под восточной стеной крепости торгом, который значился на посадской земле; Церковь Бориса и Глеба, расположенная около юго-восточного угла крепости, значится уже "ниже посаду".
Обращает на себя внимание последовательность описания приходских церквей. Сначала описываются церкви старой части посада от "верхнего" (северного) конца к торгу, затем церкви на торгу. За ними следует описание церквей по правому берегу Нетечи "нa бору", около Петровского озера, у реки Нетечи[43]. Такой порядок не случаен. Скорее всего, последовательность описания отражает последовательность заселения территории. Появление церквей и улиц к западу от старого посада за рекой Нетечей говорит об интенсивном формировании здесь жилой застройки. Подчиняясь рельефу местности, она носила линейный характер. Направление застройки было в основном обусловлено развитием соляного промысла. Писцовая книга называет "...на бору у Рождества Пресвятые Богородицы... у Благовещенья Пресвятые Богородицы" значительное число варниц[].
Всего на посаде перечислены 28 церквей, из них действующих - 27, в том числе 17-на старом посаде и на торгу, 4 - на; правом берегу Нетечи "на бору", 2 - около Петровского озера, 2 - у реки Нетечи. За исключением церкви Николы Чудотворца и церкви Козьмы и Демьяна все храмовые постройки располагались попарно (холодная и теплая). Следовательно, на посаде и на торгу было 9 приходов, "на бору"2 и по одному около Петровского озера и у Нетечи. Приведенные подсчеты подтверждают высокую концентрацию застройки к северу от крепости. Подавляющую часть описываемых церквей можно достаточно точно локализовать. На месте многих из них в XVIII веке были построены одноименные каменные храмы, что нашло отражение в картографическом материале.
К сожалению, до настоящего времени дошло лишь здание Спасской церкви на ул. Туполева. На месте Воздвиженской церкви в начале XVIII века был построен одноименный каменный храм, который в полуразрушенном виде сохранился на ул. Дзержинского.
На Петровской улице на левом берегу Петровского озера стояли дворы "лутчих" людей Соколовых и Горлухиных. Рядом находилось подворье Дудина монастыря. Петровскую улицу XVII века можно локализовать в районе северного участка совр. ул. Ульяновой.
Заселенность правого берега Нетечи нашла отражение в названии улицы Боровская Грива, где находились дворы тяглых "середних" людей. Скорее всего, Боровская Грива соответствует совр. ул. Лесопильной.
Следы естественного рельефа и средневековой застройки между Петровской улицей и Боровской Гривой, как и район соляных варниц на Бору, были уничтожены при прокладке просп. Дзержинского и строительстве вдоль него новых домов. Место кирпичных сараев за посадом, где было сосредоточено производство кирпичей, отмечено совр. ул. Кирпичной. Верхний конец посада на берегу Волги уничтожен постройками мебельной фабрики. На берегу Волги около нее сохранилась лишь часть соледобывающего комплекса.
Торг являлся неотъемлемой частью любого русского города. Расположенный на посаде на берегу Волги под защитой крепости, он состоял из нескольких рядов, в том числе Рыбного, Мясного, Щепетинного, Крашенинного, Большого, в которых было 134 лавки, 17 мест лавочных и 13 полков. На торгу располагались приходские церкви, позади рядов стояли "харчевенные избы". На площади под городом размещались избы таможенные, земская изба, в которой "площадные дьяки пишут всякие площадные дела".
Под посадом на Волге находился перевоз, "что ездят за реку Волгу в Заузольскую волость". Упоминается также "извоз Нижегородской, что возят с Балахны с берегу в звоз в Нижней Новгород, и на Городец, и на Василев Балахонцов и уездных иногородних торговых всяких людей с весны до осеннего леду".
В современной застройке города каких-либо следов от торга, перевоза и извоза не осталось. Торг может быть локализован в районе современной пристани. Наверное, поблизости находился и перевоз.
Таким образом, застройка посада прослеживается во всем своем многообразии и динамике, что отражает интенсивную торгово-промышленную деятельность его населения.
Иначе выглядит территория к югу от крепости. Писцовая книга описывает там территорию двух монастырей: Покровского и Христорождественского. В этой части Балахны не известны ни приходские церкви, ни уличная застройка. Это позволяет говорить о совершенно ином процессе формирования селитебной территории, в котором ведущую роль играл Покровский монастырь. До середины XVII века вокруг него концентрировались монастырские земли. В 1628 году на месте Монастырского рыбного двора значилась слободка. Другая слободка находилась между монастырем и крепостью. Только после того, как в середине XVII века монастырские слободы были приписаны к посаду, началось их постепенное планировочное развитие. Планы XVIII века уже четко фиксируют уличную застройку, что служит отражением экономических изменений, произошедших в жизни этого района.
Несмотря на стихийные бедствия, такие как наводнения и пожары, Балахна в XVII веке продолжала непрерывно развиваться. По подсчетам А. Садовского, в 70-е гг. в Балахне насчитывалось 606 дворов с 2240 жителями, не считая черного духовенства. Достаточно высокий экономический потенциал, в первую очередь солеварения, а также начавшегося в 80-е гг. XVII века судостроения и кирпичного производства, создавал перспективу для развития посада и его расширения. Природный ландшафт, малопригодный для селитьбы, сдерживал это развитие. Дальнейшее формирование территории Балахны в XVIII и XIX вв. может быть объяснено только с учетом этих факторов, которые определили облик различных районов города в предшествующую эпоху и оказались решающими в последующую.

 

Покаяние балахнинских мужиков
В Иркутске есть памятник корове - за то, что дает молоко; в Париже - лягушке, за мученичество во имя науки; в Ижевске - пельменю, видимо, за вкусовые качества; в Питере - чижику-пыжику, непонятно за что... 
И только в городке Балахне Нижегородской области есть памятник женщинам. Всем женщинам - "за то, что нам, мужикам, не дают заплутаться в этой жизни, как в лесу, и всегда готов встретить и понять нас у родного очага". Так написано на мраморной доске. И подпись внизу - "мужики".

Кто поставил этот знак? Так мы, мужики, и поставили, - объяснил мне бывший балахнинский милиционер Владимир Лапин. Именно ему и его другу, водителю-дальнобойщику Григорию Кузнецову, пришла мысль установить такой памятник. 
- Сидели мы как-то, выпивали, жизнь свою вспоминали... Сколько ж, говорю, нашим женщинам от нас терпеть приходится! Мотаемся где-то, дома не бываем, кто работает с утра до ночи, кто пьет, кто гуляет... А они ждут и все прощают. Да им памятник поставить надо! Мужики согласились... 
- Долго камень искали подходящий, - рассказывает Володя, - в карьерах, в поле, по всем командировкам, когда куда ездили. А тут как-то за грибами пошли. Всего метров 50 прошли, гляжу - он! Огромный такой валун из земли торчит. Кричу ребятам: "Тормозите при посадке, на фиг ваши грибы!" Сгоняли за местными трактористами, привезли их. Двумя тракторами вытаскивать из земли пришлось, он глубоко сидел... Потом пригнали "КамАЗ", кран, загрузили, на место привезли... 
Место для будущего памятника выбрали на въезде в Балахну, так, чтобы все, и местные, и проезжие, его видеть могли. На чьи средства ставили? Все понемногу участие приняли, человек 15-20 в общей сложности, но в первую очередь помогали Игорь Цветков, Владимир Жильцов, Вадим Марунин... Один с транспортировкой помог, другой на заводе по поводу мраморной плиты договорился, третий - насчет земли, четвертый занялся обустройством территории вокруг... 

Город Балахна

Старинную гравюру для рисунка Лапин нашел в Библии - возвращение блудного сына. Хоть это и не о мужьях, а все равно подходящий сюжет... Кстати, придорожное кафе, возле которого находится памятник, называется "Вечный зов". Тоже в тему... 
Перед открытием мужчины позвали батюшку из церкви - освятить памятный знак, чтобы все было по уму. Тот сперва засомневался: 
- Надо еще посмотреть, что вы там наваяли! Может, в честь проституток каких-нибудь камень установить надумали? 
Но, когда увидел, одобрил, освятил памятник... 
Вот только администрация Балахнинского района не пришла в восторг от новой достопримечательности города. 
- Тогдашний глава, Волков, вообще, потребовал снести памятник, - говорит Григорий, - Почему, мол, с ним не согласовали, разрешения не получили! Ему это как кость в горле было: какие-то недоумки деревенские додумались, а он - нет!!! 
- Помню, приехал я в Белый дом (так наша администрация называется, у нас же в каждой деревне есть свой Белый дом!),- вспоминает Владимир, - вижу: главный архитектор женщину, подчиненную свою, отчитывает из-за нашего памятника. Это, мол, антигосударственная политика. Во, думаю, ни фига себе словечко-то ввернул! Говорю ему: ты, брат, не шуми. А сотрудницу его спрашиваю: вам этот знак нравится? Она кивнула... Я поворачиваюсь к архитектору - видишь, женщине нравится. Чего же тебе еще? Почему я должен к главе на прием записываться и спрашивать: можно мы, мужики, женщинам спасибо скажем? Да он пять лет думать будет, можно или нет... Правда, потом памятник оставили в покое... 
А вы поддержали идею мужа? - спрашиваю я жену Владимира Лапина, Татьяну. 
Я поначалу не поняла: что за памятник еще? Кому, мне? Ты меня похоронить надумал? Когда объяснил, что да как, я подумала: других забот, что ли, нет? Но ничего ему не сказала. А теперь приятно, конечно... 
Для жителей Балахны это место стало культовым. Сюда приезжают влюбленные и новобрачные, молодые и старые, счастливые и не очень. Возле памятника женщинам всегда цветы. И еще появилась традиция - класть на камень мелочь. "Чтобы бедный человек, бомж или просто пенсионер, мог прийти и взять - хотя бы на хлеб..." - объяснил мне Володя. 

 

                                                  дом мастера,  улица Туполева                                     

Город Балахна

Известные балахнинские и нижегородские источники и родники
Источник Тихона Амафунтского
Где находится: деревня Ясенево Балахнинский район
Как добраться: С автостанции "Канавинская" доехать до Балахны. Далее пересеть на автобус N102 или 104 и доехать до села Гриденино. По асфальтированной дороге пройти через село и дойти до деревни Ясенево. 
История: 
Источник находится рядом с озером, купаться в котором раньше разрешалось только два раза в год: на Крещение и 29 июня - в день престольного праздника. И сейчас это поверье действует: чтобы исцелиться, нужно набрать водичку именно в эти два дня, в остальное время вода просто чистая, родниковая. До 1917 года около источника стоял храм во имя Тихона Амафунтского, в 30-е годы он был взорван. Два года назад принято решение поставить часовню на месте разрушенного храма во имя святителя Тихона Амафунтского. Сруб с куполом сейчас высится над родником. 

Ключик преподобного Пафнутия Балахнинского
Где находится: Большое Козино, Балахнинский район.
Как добраться: на автостанции "Московский вокзал" сесть на маршрутное такси N 319 и доехать до конечной остановки "Большое Козино". Дальше идти пешком вдоль железной дороги в сторону Балахны примерно два километра. В леске на берегу пруда и бьет целебный ключик. 
История: Говорят, этот ключ бьет на берегу пруда с незапамятных времен. Рядом много икон. Вода, как утверждают местные жители, богата серебром, полезна при простудных заболеваниях и очень вкусная. В ближайшее время здесь собираются обустраивать территорию.

Владимирский источник
Где находится: Городецкий район, село Николо-Погост.
Как добраться: на автобусе "Н.Новгород - Городец через Зиняки". Выйти на остановке "санаторий Городецкий". От этой остановки, отходит рейсовый автобус до села Никола-Погост. 
История: Источник находится рядом с белокаменным храмом XVII века во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Храм стоит на высоком берегу Никольского озера. 
Еще один родник можно найти, пройдя один километр, он находится в овражке между деревнями Николо-Погост и Суздалево. Его также называют Владимирским. На сегодняшний день это одни из известных и почитаемых родников области. Настоятель храма отец Георгий с прихожанами планирует поставить у источника купальню и часовню. Вода источника помогает при желудочно-кишечных заболеваниях и болезнях сердечно-сосудистой системы. 

Ключ у деревни Бледны
Где находится: деревня Бледны, Городецкий район.
Как добраться: на автостанции "Московский вокзал" сесть на автобус, следующий на Ковернино, выйти на остановке "Село Богомолово". Далее по асфальтированной дороге 500 метров идти до деревни Бледны. 
История: Источник бьет в самой деревне у озера. Вода в колодчике серебряная, целебная, месяцами не портится. Над колодчиком построен навес. Издавна местные жители лечились этой водой. Помогает при болезнях щитовидной железы, простудах. 

ТРАДИЦИИ БАЛАХНЫ
Кружевная Балахна
История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.
Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц.
Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна.
С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством… Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.

Город Балахна

Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.
Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения – самая сложная и трудоёмкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более. Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.
Балахнинские плетеи создали особый «балахонский манер». Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.
Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахонским мастерицам самой Екатериной II.
В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья – тонкого шёлка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.
В 1912 г. Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.
В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее.

 

ИСТОЧНИК прп. ПАФНУТИЯ БАЛАХНИНСКОГО

Преподобный иеромонах Пафнутий Балахнинский - основатель Покровского монастыря в городе Балахне, совершал свой молитвенный подвиг в лесу, где обустроил родник, которому сейчас уже более 400 лет.
 Если быть совсем точным, то сейчас родников два и находятся они относительно недалеко друг от друга за поселком Б. Козино. Для удобства понимания, о котором из них пойдет речь, и из объяснений одной местной жительницы,  я разделил их на Старый (Дальний) и Новый (Ближний), хотя и тот и другой носит имя Пафнутия Балахнинского. 

 Для жителей Сормовского района Нижнего Новгорода   они вполне достижимы. Правда,  свернув с Балахнинской трассы на Б. Козино и переехав железнодорожный переезд, придется некоторое время ехать вдоль железнодорожных путей по лесной дороге дальше по направлению к городу Балахне. Сначала по ходу попадется Новый (Ближний) Пафнутьевский источник, воду набирают здесь, а немного дальше в том же направлении Старый (Дальний). Можно ли всегда без проблем к ним проехать особенно зимой или в распутицу, не уверен.       


Со слов той же местной жительницы, они уже давно пользовались Новым (Ближним) источником, который ближе по расстоянию к поселку Б. Козино. На этом роднике есть и место для набора воды и купель.
А к 70-летию победы жители поселка Большое Козино решили установить новую часовню над Старым (Дальним) источником в память о погибших в ВОВ односельчан и тружеников тыла.

Старый Пафнутьевский родник находится, как уже говорилось, немного дальше от Нового и скорее всего именно его и обустраивал когда то Пафнутий Балахнинский.
  В новой часовне на Старом источнике есть колодец, из которого на улицу вытекает по трубе вода, но купели пока нет.
 Вот таким странным образом Старый Пафнутьевский источник  смотрится как новый, а новый как старый. Что касается качества воды - вода везде, в том числе и в купели Старого источника, очень чистая, но немного со специфическим вкусом.
      Где находится, как доехать:
Как добраться: из Нижнего Новгорода с автостанции "Московский вокзал" на маршрутном такси Т-319 или автобусе А-23, доехать до конечной остановки "Большое Козино". 
Дальше идти пешком вдоль железной дороги в сторону Балахны примерно два километра.
  Координаты: N56° 24.662' E43° 40.829'  

 

_________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://balakhna.ru/
 Кирьянов И. А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961. С. 85; Брайцева О. И. Пространственная композиция Балахны в XVI1-XVIII вв. // Архитектурное наследство. М., 1979. N 27. С 132; Филатов Н. Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. Горький, 1989. С. 81.
 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М.; Л., 1952. N 16, 17. С. 43-45.
 Гусева Т. В. Отчет об археологическом исследовании территории г. Балахны в 1993 г. Рукопись. 1994 г. Архив Института археологии РАН.
http://photo.balakhna.ru/
 Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1891. Т. II. С. 793.
Фото Виктора Осташева
 Писцовая книга города Балахны 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской Ученой Архивной Комиссии. Н. Новгород, 1913. Т. XV. Вып. 1. С. 12.
Росси XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 120.
 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. XIII. Вып. 1. С. 106; СПб., 1903. Т. XIX. С. 66.
 РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2873-2884. Увеличенный план г. Балахнинска 1784-1787 гг.; РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 519. План г. Балахны 1767-1775 гг.
Гусева Т. В. Отчет об археологическом исследовании территории соледобывающего комплекса в Балахне в 1993 г. Рукопись. 1994 г. Архив Института археологии РАН.
 Садовский А. О Балахонской писцовой книге 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской Ученой Архивной Комиссии... Т. XV. Вып. 1. С. 2.
 Отдел рукописей Государственного Исторического музея. ГИМ. Патр. N 994 (XII-III. N 1-222).
Гусева Т. В. Отчет об археологическом исследовании территории
соледобывающего комплекса в Балахне в 1993 г...
Агафонов С. Л. Горький. Балахна. Макарьев. М., 1987. С. 246, 167.
http://www.photosight.ru/
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 222.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией). СПб., 1841-1842. Т. II. N 107. С. 137.
Карамзин Н. М. История государства Российского. Примечания к IX тому. М. 1989. С. 103. Прим. 452.

Комментарии

интересная статья!

интересная статья и особенно фото!