Устье реки Межевая Утка - река Чусовая - часть Третья

 

    Продолжение  фотоотчета сплава по Утке  -  Устье  Утки - начало сплава по Чусовой!

   (начало отчета  здесь)

    Как нам не было жаль  покидать эту маленькую речку Урала,  чем-то напоминающую Юшут, но  всё когда-то кончается!   Вот и устье Утки - сегодня  мы вошли  на Чусовую!

                            (один из видов  Межевой  Утки, надеемся  что вернемся  сюда)

 

 

   А тут  легендарные  Демидовские пристани  Усть-Утки  - видны остатки   около  катамарана  Юрга!

             Рассказ про это будет  дальше!

    А пока  Команда  ждет  Завхоза, Боцмана и Капитана - они ушли в магазин!!!

 

 

 

      Деревня  Усть-Утка --  через  Утку перекинут  хороший  автомобильный  мост!  Есть автобусное сообщение с Н.Тагилом.

 

 

 

 

      Именно здесь, в одном из самых живописных мест нашего края, при слиянии рек Межевой Утки и Чусовой, в XVIII веке, была у горных магнатов Демидовых заводская пристань, неразрывно связанная с заводским хозяйством Нижнета-гильского горнозаводского округа Демидовых и составлявшая наряду с заводами неотъемлемую его часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   "...Из встречавшихся по пути селений больше других были пристани Меже-вая Утка и Кашка. Первая раскинулась на крутом правом берегу Чусовой краси-вым рядом бревенчатых изб, а пониже видна была гавань с караванной конто-рой и магазинами, как на Каменке. Два-три дома в два этажа с мезонинами и зелеными крышами выделялись из общей массы мужицких построек; очевидно, это были купеческие хоромины". "Бойцы" Д.Н.Мамин - Сибиряк. Или так.

 

 

 

 

   "...Мы вышли на берег Чусовой, которая катилась красивой излучиной, - справа ее подпирала река Утка, а впереди точно загораживала дорогу гора Красный Камень. Противоположный берег сплошь был покрыт густым хвой-ным лесом. Самая пристань очень красиво разметала свои бревенчатые избы по угору. На стрелке, где Утка сливалась с Чусовой, стояла караванная контора и был устроен громадный шлюз, за которым строились и оснащивались барки - коломенки. Весной, во время сплава, эта пристань жила самой кипучей жизнью, а потом точно засыпала на целый год. Меня удивляло больше всего то, что дальше с этой пристани не было никакой колесной дороги, точно здесь кончался весь свет". "Отрезанный ломоть" Д.Н.Мамин - Сибиряк.

 

   (д. Барская  -  вид с  моста   через р.  Утка, тут и была граница владений двух уральских  господ)

 

 

 

 

 

 

   "В конце XVIII века, - читаем документе, - Демидовы имели собственные кон-торы по продаже металлов в Петербурге, Москве, Твери, Ярславле, Нижнем Новгороде, Казани, а в 1820-е годы к ним прибавились конторы в Таганроге, Одессе, Вильне. И к большей части из них заводская продукция доставлялась по рекам на барках, вышедших из Усть-Уткинской и Висимо-Уткинской(61км) пристаней. Назад суда не возвращались - разбирались на дрова, поэтому к сле-дующей весне строились новые караваны. Это делало необходимым содержать целый судостроительный комплекс". В 1820-е годы с обеих пристаней ежегодно отправлялись в путь около 50 судов.
  "Один из интереснейших памятников индустриальной культуры горнозаводско-го Урала ХVIII-ХIХ веков" - так говорят об Усть-Уткинской пристани историки и специалисты музейного дела. Интересна она и с точки зрения литературного краеведения: не однажды сюда приезжал на сплав бытописатель Урала Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк и, по преданию, в доме над рекой писал свои рас-сказы о сплавщиках. Да и биография самого села достойна внимания любителей старины. Еще в XVIII веке сюда совершали набеги воинственные башкиры. По-том село стало пограничным, разделяя земли двух богатейших кланов - баронов Строгановых и промышленников Демидовых.
   "...В 1860 году начал свое плавание пароход "Опыт". (30 л.с.), построенный вольным мастером Утемовым на Усть-Уткинской пристани демидовских заво-дов на Чусовой. Два года спустя сооружен новый, более мощный пароход "Опыт" (40 л.с.), а в 1863 году спущена на воду "Чусовая" (20-30 л.с.). Ориги-нальностью отличался корпус первого судна: он был железный, на прочных за-клепках, но легкий, потому имел небольшую осадку, что было очень важно для плавания по Чусовой, которая сравнительно неглубокая. Испытания на разных участках коварной уральской реки показали, что по ней детище Утемова ус-пешно может не только ходить против течения, но и одновременно тащить за собой тяжеловесные баржи. Тем самым пароход "Опыт" доказал, что на Чу-совой, хотя она и горная река, вполне возможно "взводное" (то есть вверх по течению) судоходство".

 

 

   Здесь нужно пояснить, что примерно до середины ХIХ века в России был, так называемый переходный период в судоходстве и суда по рекам двигались не-сколько иначе, чем сейчас. На палубе первых речных пароходов была установ-лена паровая лебедка, называлась она - кабестан, а использовалась, та лебедка, для наматывания канатов завозных якорей (якоря, на маленьких лодках, завози-лись вверх по течению, там опускались на дно и пароход, как бы подтягивался против течения). При помощи таких якорей судно, вместе с буксируемыми гру-жеными баржами, поднималось вверх по реке. Такой тип судов назывался так же - кабестаном. Против течения кабестан, с караваном барж, мог преодолеть за сутки в среднем 30 километровый отрезок пути. Гребные же колеса вращались лишь тогда, когда судно шло вниз по течению или маневрировало.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сегодня в поселке работает магазин, есть медпункт и почта.

 

 (Памятный  камень  у устья  Утки - далее деревня  Усть-Уткинск, говорят, что здесь бывал сам атаман  Ермак, когда шел на Сибирь, к сожалению  берега обоих рек замусорены, мусор пришлось затирать в ФШопе..., товарищи туристы - берегите  Природу!!!)

 

 

 

 

 

 

 

   (а вот легендарное слияние  Чусовой и М. Утки  -  впереди  Чусовские  просторы и  красивые  Камни)

 

 

 

         Вверх по реке Межевая Утка (река была названа так, потому что являлась границей владений заводчиков Демидовых и Яковлевых) расположена, деревня Баронская. На расстоянии двух километров на правом берегу стоит камень Красный, на левом - камень Желтый. Перед каждым из них перекат и. удобное место для бивака. Камни получили название из-за преобладающего цвета растущих на них лишайников.

 

                  (КАМЕНЬ  КРАСНЫЙ -  первый  из наших камней на Чусовой)

 

 

 

 

 

 

       (КАМЕНЬ  ЖЁЛТЫЙ, хотя конечно тоже  похож на красный... но так назван не нами...)

 

 

 

 

 

 

  

 ФОТО  КОЧУЮЩИХ

 Использован материал отчета - http://turizm.lib.ru/k/kabanow_i_d/megevayutka.shtml.

ОБЩИЙ  ОТЧЕТ О СПЛАВЕ  М.УТКА - ЧУСОВАЯ   -   ЗДЕСЬ. 

 ПРОДОЛЖЕНИЕ  СПЛАВА ПО ЧУСОВОЙ - ЗДЕСЬ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
P5026862.jpg189.84 КБ
P5047101.jpg208.3 КБ
P5047103.jpg169.04 КБ
P5047105.jpg136.4 КБ
P5047106.jpg134.6 КБ
P5047111.jpg183 КБ
P5047112.jpg134.46 КБ
P5047114.jpg155.97 КБ
P5047118.jpg140.7 КБ
P5047121.jpg233.14 КБ
P5047126.jpg155.43 КБ
P5047128.jpg214.68 КБ

Комментарии

аватар: Ринат

Поздравляем с возвращением!

Всех кочующих с успешным возвращением!
Мы тут конечно переживали за вас!

Ахат, Андрей, отчет и фотки отличные!
Правда во 2-ой и 3-ей части экшина мало, где байки то??
Неужели Кэп всё проспал?

С уважением, Ринат

аватар: Кэп

будут

ПРИВЕТ!
все потихоньку  будет!!!
и байки и  байщики!!!
и банщики будут!

аватар: Гость

Из Новосиба

 Красота! Очень  интересно! Спасибо огромное!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.