Жаркие покатушки лета 2010

«Свою» (которая ближе к Чебоксарам) часть Марийки мы к этому лету обследовали уже более или менее. Хотелось чего-нибудь новенького. Обратились, как всегда к нашему главному консультанту – всезнающему и почти все проехавшему Андрею (Лоцман). Мол так и так хотим прокатиться по «вашей» Марийке (то есть ближе к Казани).

Как всегда Андрей нас обозвал авантюристами из-за того, что мы опять собирались кататься на одной единственной машине. Ну нет у нас другого варианта! Зимой все хотят, смотрят наши фильмы и фотки – тоже все хотят, а как только предлагаем поехать с нами – у всех сразу дела, машина не та и т.д. и т.п.

Подготовили очень интересный маршрут по озерам Сетнурской возвышенности. Но жара и пожары уничтожили все наши планы.

В срочном порядке за три дня разработали новый маршрут, нашли, распечатали и залили в GPS карты.

Наш маршрут в проекте выглядел так: Чебоксары – Козьмодемьянск – переправа в Коротни – Юркино – озеро Окунево – дневка – Огибное - мост через Ветлугу – Воскресенское - озеро Светлояр – Воскресенское – озеро Нестиары – озеро Кузьмияр - Каменка – озеро Красное – озеро Рыжан - Михайловское – переправа в Фокино – Воротынец – Чебоксары.

И опять жара и пожары изменили наш маршрут. Но об этом позже.

Жаркие покатушки лета 2010

Жаркие – это значит не крутые, а лето было очень жаркое.

Есть две причины, почему я хочу рассказать о наших поездках. Первая – мы посещали очень интересные места, и скопилось много информации и фотографий. И второе – рассказать, что и в 60 лет можно устраивать автопробеги. Правда, мы их просто называем летними походами.

Маршрут, который мы прошли

Начало

Выехали из Чебоксар в пятницу. Для начала мы решили отдохнуть от городской суеты и набраться сил на озере Окуневе. В Козмодемьянске на пароме никаких задержек не было. После Юркино почти сразу свернули с асфальта на лесную дорогу.

Чтобы попасть на озеро Окунево надо было пересечь реку Выжум. По информации из инета через Выжум есть два моста. Правый – разрушен и подходит только для тех, кто идет ножками, а левый – «автомобильный». Рванули влево. Ну автомобильный – это, конечно, круто сказано. Выжум в это жаркое лето был похож на болото с лягушками, а мост… обычная свеженькая гать, уложенная вкривь и вкось. И откуда нам было знать, что если бы проехали по асфальту дальше к мосту через Ветлугу, нас бы ждал к озеру шикарный (по лесным меркам) автомобильный мост.

Речка Выжум

"Автомобильный мост"  через Выжум

Проходим мост

Озеро Окунево

Озеро нашли практически сразу. Первая стоянка нам не очень понравилась (позже узнали, что недалеко от нее кладбище). Пошли на разведку. Примерно в середине береговой линии озера нашли обалденную стоянку. Всю дорогу мы ехали вдоль пожухлых трав и кустарников. А тут – зеленые, как в начале лета березки, сосны, а на берегу - зеленющий ковер под ногами. Около воды две лавочки и песочек. Дно пологое. Вода чистая-чистая. В глубине большой стол человек на 20. Вокруг тишина и покой.

На стоянке стояла машина – местные жители из Карасьяр приехали купаться. В разговоре выяснили, что дети их живут и учатся в Чебоксарах и Новочебоксарске.

Поставили палатки. Здесь нам жить два дня.

Самая красивая и удобная стоянка на озере Окунево

Пока женщины занимались приготовлением обеда, мужчины готовились к рыбалке. После таких серьезный приготовлений результат рыбалки оказался неожиданным (см. фото).

Мужчины готовятся к рыбалке

Результат рыбалки

Рыбаки из Йошкар-Олы

На следующий день на эту же стоянку приехали рыбаки из Йошкар-Олы – двое мужчин и мальчик. Они к рыбалке были подготовлены намного серьезнее. У них было снаряжение для подводной охоты. Мы быстро перезнакомились. Мы их кормили щами, а они нас угощали ухой. Все остались, похоже, довольными.

По нашему обычаю женская половина нашей команды обходит озеро, исключая непроходимые участки. Местные нам сказали, что должно быть три приемлемые стоянки. На резиновой лодке мы обследовали стоянку напротив – ничего, пригодна для отдыха. Но в воде только маленький пятачок песка, а дальше ил.

Потом по берегу нашли еще одну стоянку в самом дальнем конце озера. Она пригодна только для рыбалки. Купания там вообще нет – кругом ил. Но самое главное – мы нашли хороший мост.

Борщ+уха

Озеро Окунево

Стоянка напротив

Стоянка только для рыбаков

Хороший мост на озеро Окунево

Закат на озере Окунево

В воскресение после обеда мы выехали с озера по этому мосту, решив переночевать поближе к Светлояру на озере Огибном. Но сначала надо было его найти. Искали долго. Нашли. Но из-за засухи от озера осталось болото. Да и подхода к нему мы так и не нашли.

Заночевали на ветлужской старице почти под мостом. Место было грязное, но очень фотогеничное. Да и кто-то оставил напиленные дрова, которых нам хватило и на ужин и на завтрак. Ночью нас беспокоили только собаки.

Мост через Ветлугу

Ветлужская старица

Ветлужская старица утром

Озеро Светлояр

Утром встали рано. Впереди у нас был очень сложный и длинный день.

Наш путь лежал через ветлужский мост на Воскресенское, а затем до села Владимировское, около которого находится озеро Светлояр.

В атласе автомобильных дорог эта дорога указана, как дорога с жестким покрытием. Да, покрытие было даже очень жесткое – асфальт вперемешку со щебенкой. Короче – зубодробилка. Конечно, не вся дорога была такая, но ее большая часть. Дорога проходит через Богородское, и к обеду доезжаем до села Владимирское (бывшая Люнда), где и расположено озеро Светлояр.
Машина оставляется на стоянке, на которой мы очень далеко не одни, не смотря на понедельник. К озеру ведет пронизанная солнцем березовая аллея, которая выводит нас на берег озера. Если раньше в озеро только окунались после молитвы, то теперь нас озеро встретило толпой купальщиков. Правда, с 2002 года идут разговоры, чтобы вернуть на Светлояр купание только, как обряд. Но пока и взрослые, и дети радуются солнцу, песочку, прозрачной воде озера.

В интернете я наткнулась на несколько вариантов легенды о граде Китеже. Сложно сказать, что же все таки произошло в Китежом – то ли они ушел под воду, то ли стал невидимым, а то ли вообще его не было, а было поселение древних мари, которые спасаясь от православных попов и князей, похоронили себя заживо на берегу своего священного озера, а потом вместе с землей ушли на дно глубокого озера.

Мне ближе второй вариант, так как Яр в переводе с марийского - озеро. Но абсолютно ясно, что это место обладает очень сильной энергетикой. Я даже нашла информацию, что Светлояр – это Шамбала России.

Село Владимировское

Автомобильная стоянка

Пешеходная березовая аллея

Купальщики на озере Светлояр

Озеро Светлояр

Деревянный тротуар вокруг озера

На пригорке над озером стоит деревянная церковь. Я уже третий раз на Светлояре, но так и не застала ее открытой. Перед церковью святой камень, которому прикасаются паломники. Их над озером два. Вокруг озера деревянная дорожка, по которой мы, как и полагается, обошли озеро. Вдоль дорожки стоят кресты с иконами, которые указывают на места, где надо окунаться в озеро паломникам. Там же и сделаны настилы с лесенками в воду.

Крест с иконой

Место для погружения в воды озера

Деревянная церковь над озером

Вокруг озера много святых мест. Мы были не везде – очень торопились, так как впереди нас ждал самый сложный отрезок пути нашего маршрута. Мы искупались в озере и чистые, и безгрешные двинулись обратно до Воскресенского и дальше на Нестиары.

Стоял очень жаркий день. Хотелось пить и есть. Приткнуться было абсолютно негде да и время поджимало. Купили в придорожном магазине перекус и устроили пикник на обочине.
После Воскресенского повернули на Юг. Переезжая мост через реку Люнду, почувствовали запах дыма и гари. Но дыма видно не было.

Озеро Нестиары

Деревня Нестиары стоит на озере Нестиары. Деревня нас встретила безлюдьем. Спросили мальчика – Где все? – Пожар тушат на Люнде.

Деревня не маленькая, крепкая. В центре деревни на пригорке церковь с большим куполом. В 2004 году она стояла полуразрушенной. Сейчас в лесах – восстанавливают. Озеро Нестиары большое овальное. Берега поросли травой. Деревня на пригорке, а на берегу у самой воды расположились баньки. На выезде из деревни мы встретили сельчанина хорошо знавшего все пути дороги своего края. Долго обсуждали с ним как нам пройти самый трудный участок нашего путешествия: озеро Нестиары – озеро Кузьмияр по Камско-Бокалдинским болотам. Ту дорогу, которую наметили мы, он забраковал для нашей машину сразу. Надо идти по правой, которая в сырое и нормальное время для нас тоже абсолютно непроходима. Но два засушливых лета дают нам возможность пройти эти болота. Но тогда наш путь частично лежит через Керженский заповедник. Он нам объяснил, что такса въезда в него стандартная.

Деревня Нестиары

Озеро Нестиары

Церковь в Нестиарах

Дорога сразу за деревней

За деревней дорога стразу начала показывать свой строптивый характер – гати, мостки, колея от камазов, грязь. Справа – чащоба, слева – изумрудно-зеленые поляны. Я уже второй раз в этот день вспомнила Стругацких и их Зону. Эти поляны были похожи на Ведьмины плеши. Это не красивые поляны – это болота. Знаменитые непроходимые Камско-Бакалдинские болота. В Интернете обнаружила, что в 2002 - 2003 годах в Министерство международного развития Правительства Великобритании и Комитетет охраны природы Нижегородской области финансировании проект по обводнению и искусственному восстановлению болотной растительности на местах бывших торфоразработок. Почему бы это? Что такого в этих болотах? После долгого копания в интернете нашла статью орнитолога и председателя Нижегородского отделения Союза охраны птиц Сергея Витальевича Бака.

Въезжаем в Камско-Бокалдинские болота

"Ведьмины плеши" болот

Камско-Бокалдинские болота

Камско-Бакалдинские болота - крупнейший сохранившийся в центре Европейской России болотный массив. Он внесен в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Сpеди болот расположены 27 живописных озеp, эолового и, возможно, карстового происхождения, берут начало многочисленные малые реки и ручьи - притоки Волги, Кеpженца, Ветлуги.

Камско-Бакалдинская группа болот и окружающие их леса представляют особую ценность в качестве среды обитания животных. Здесь гнездятся: европейская чернозобая гагара, черный коршун, большой подорлик, беркут, скопа, орлан-белохвост, сапсан, серый журавль, тетерев, большой кроншнеп, дупель, филин, бородатая неясыть, а также многие другие редкие и нуждающиеся в охране виды птиц.

Общая численность водоплавающих и околоводных птиц на данной территории в начале гнездового периода составляла до пожара 15 000 взрослых особей, а в конце гнездового периода - не менее 50 000 особей!

Проходим Камско-Бокалдинские болота

Проезжаем по заповеднику

Мы ехали абсолютно зеленым лесом, нигде не было даже запаха дыма. Но позже в это лето большая часть этих болот погибла из-за пожаров.

На конец августа из 250 тыс. га этой ценной территории пожарами пройдено более половины - 150 тыс га. После пожаров 1972 года эта территория неплохо восстановилась через 40 лет. Хотя для полного восстановления болот требуется 70-80 лет. Но сейчас эти болота еще полностью не восстановились, и им для возрождения потребуются снова 70-80 лет!
Если на болоте сгорел древостой вместе с верхним слоем торфа, то такое болото восстановится через несколько веков.

Дорога среди болот очень красивая и не наезженная. Глухомань. Только шастают поперек дороги, вспугнутые нами тетерева и какие-то еще большие птицы. Доехали до ворот заповедника. Ворота нараспашку и никогошеньки нет. Въехали в ворота и вперед. Заповедник проехали без каких-либо неожиданностей. Вздохнули свободно только на выездных воротах. Дальше наша дорога лежала по остаткам узкоколейки. Шпалы попадались единичные. Узко. Развернуться негде. Только вперед. Справа и слева болотины. Лес темный, глухой. Узкоколейка монотонно тянется и тянется прямой стрелой до самого горизонт

В Кузьмияр приехали уже в девятом часу.

Узкоколейка на Кузьмияр

Камско-Бокалдинские болота во время нашего похода Камско-Бокалдинские болота в конце августа

Озеро Кузьмияр

Озеро Козьмияр лежит в центре одноименной деревни. Озеро глубокое. Есть мостки для ныряния. Но, как и везде, за два последних сухих лета вода здорово ушла. Основная асфальтовая дорога проходит мимо озера. На озере есть «городской» пляж с лавочками. Справа над озером баньки с мостками для ныряния. Когда мы вышли на берег озера в поисках места для ночевки, нас встретила туча мошки. Пришлось ретироваться подальше от воды.

В лесу вставать опасно – все звенит от сухости. Остановились на окраине села у начала соснового леса за заброшенными домами – березки и песок.

Быстро поставили палатки. Выкопали в песке яму под костер, сварили ужин.

Наконец доехали до озера Кузьмияр

Околица деревни Кузьмияр

Наша стоянка за околицей

Озеро Кузьмияр

Деревенский пляж

Вышка на озере

День угасал. Где-то вдалеке лаяли собаки и жила своей жизнью деревня. Мы были вне нее. Нас никто не тревожил. На душе был удивительный покой.

Ночью поменялось направление ветра и потянуло дымом. И здесь вокруг были пожары. Но в Кузьмияре было пока все спокойно.

Утром нас посетили нежданные гости – стадо коров. Они мирно прошли через наш лагерь и удалились за пропитанием в лес.

После завтрака мы отправились купаться на озеро. Вода чистая и прозрачная, а вот на пляже полно мусора. Местная бабушка возмущалась, как и везде, молодежью. Мол это они мусорят на вечерних гулянках. Песчаное дно озеро похоже и по цвету, и по фактуре на апельсиновую кожуру – темно-желтое и все рябое. Купание как на море.

Деревня старообрядческая. Местные мальчишки очень вежливы. Да и весь народ очень доброжелателен. В деревне на лето снимают жилье нижегородцы.

Из разговоров с сельчанами выяснили, что кругом много леса горит.

Дальше наш путь лежал на озера Красное и Рыжан. В деревне есть Пожарка. Решили зайти и выяснить обстановку. Оказалось, что на Рыжане и Красном лес горит уже по второму кругу. Что не сгорело, разворотили тракторами.

От Кузьмияра до Каменки асфальт. Вот и двинули по нему до Волги. Дорога хорошая.

Доехав до Волги стали искать место для стоянки. Долго искали. Жара. Вымотались. Места так и не нашли. Кругом дачи-виллы. Многие со своими частными дорогами и пляжами. К Волге не подберешься. Плюнули и поехали на Керженец.

Доехали до моста через Керженец. Народу под мостом видимо невидимо. Поехали вверх по реке в поисках места.

Нашли небольшой пятачок на крутом берегу. Мимо проплывал народ на байдарках. Нам хватило. Закат с него смотрелся обалденно.

Река Керженец

К утру запахло гарью и появилось немного дыма. После завтрака поехали в Макарьево на переправу.

Макарьево

Как награда за потерю посещения озер Рыжана и Красное в Макарьеве стал для нас белокаменный Макарьевский Желтоводский Свято-Троиций женский монастырь.

Макарьево - большое село. На 2009 год насчитывалось 203 жителя. В 1789 по 1920 года Макарьево было уездным городом, но когда все городское начальство переехало в Лысково по ближе к Казанскому тракту, Макарьево стало селом, а Лысково - городом.

Свято-Троицкий монастырь на самом высоком месте в центре поселка. Тут же у крепостной монастырской стены въезд на переправу в Лысково. Вокруг продуктовых ларьков в тени деревьев отдыхает стадо коров. На площади несколько магазинчиков, церковь Казанской Божьей Матери и музей «Сказка».

Кроме монастыря в Макарьево есть еще одна достопримечательность – Страусиная ферма. К сожалению, из-за нехватки времени мы ее не смогли посетить.

Село Макарьево

Центр села Макарьево

Церковь Казанской Божьей Матери

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь (подробно об этом монастыре можно прочитать тут) был основан в 1435 году уроженцем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера. Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобновлять монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь на Ужне.

Лишь в XVII в монастырь был отстроен заново. Теперь это была мощная крепость регулярной планировки.

Рекламный щит Страусиной фермы

План Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря

Стена монастыря

Приоделись для посещения монастыря

Сторожевая башня

Надвратная церковь Архангела Михаила

Монастырь ошеломляет и восхищает своим величием: мощные стены с амбразурами, сторожевые башни с деревянной кровлей, золотые, серебряные купола соборов. Мы идем по набережной и входим через Святые ворота. На входе женская половина джинсы оборачивает цветастыми юбками и покрывает голову платками. Мне легче – у меня шляпа. Весь белоснежный монастырский двор залит солнцем и пестреет разноцветным ковром цветов. В центре раскинулся плодовый сад. Справа и слева от ворот в монастырской стене кельи монахинь, украшенные ажурными крылечками, лесенками и вазончиками с цветами. Над Святыми воротами золотые купола церкви Архангела Михаила. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.

Напротив, сквозь ветви яблонь видны купола Свято-Троицкого собора, который является центром монастырского ансамбля. Свято-Троицкий собор был построен в 1658 году. По своим размерам и величественному виду он не затерялся бы и среди столичных построек.

Вход в церковь Архангела Михаила

Кельи монахинь

Ажурная лесенка в кельи

Вход в кельи

Цветы кругом

Свято-Троицкий собор

Своды Троицкого собора поддерживают четыре круглых массивных столба. В конце XVII или начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Множество различных картин, соединенных в сплошные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Сейчас они очищены и реставрированы, но не подрисованы, не перерисованы заново. Можно увидеть всю их первоначальную старинную красоту.

Сбоку 1652 году к собору пристроена в Макарьевская церковь. До наших дней первоначальный вариант не уцелел. В 1808 году, при глобальной реконструкции монастыря обветшалую церковь реконструировали в стиле классицизма – с колоннами и модным тогда большим куполом а-ля планетарий. Собор и церковь соединены колоннадой. Под куполом по периметру большие окна, поэтому внутри вся церковь залита солнечным светом. Солнечные блики играют на ее золотых иконах.

Справа от церкви Макария могилы настоятелей, а за собором и церковью – монастырское кладбище. Светлое-светлое, все в травах и цветах. Проходим через кладбище и идем к колокольне. Шатровая колокольня была построена в 1651 году. Колокольня соединена открытой папертью с церковью Успения Богородицы (1651) и большим двухэтажным зданием - трапезной (1651). На втором этаже церкви Успения – храм Воскресения Христова (1651).

Перед церковью Успения под кедром стоит Ротонда над могилой игумена Авраамия, который возродил монастырь в 17 веке.

По четырем углам монастыря стоят круглые башни с деревянной кровлей, между ними, на середине стен, квадратные с воротами. Стены монастыря (1662 - 1667) имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей. Высота стен с зубцами - 8 метров, ширина - 2,5 метра.

Интерьер Свято-Троицкого собора

Церковь преподобного Макария Желтоводского

Икона преподобного Макария

Интерьер церкви преподобного Макария

Могилы настоятелей

Колокольня и церковь Успения Богородицы Церковь Успения Богородицы

В 17 веке Макарьевский монастырь становится духовным и культурным центром Поволжья. В 1641 году следует указ об учреждении ярмарки у Макарьевского монастыря.

По иронии судьбы, Желтоводский край стал впоследствии центром раскола. В лесах возле него, а во времена ярмарок и отрыто, наблюдалась масса оппозиционно настроенных «старцев». Первый раскольничий скит появился в 1656-1657. Их привлекало сочетание обширной ярмарочной аудитории с легкой возможностью скрыться в лесу.

В 1670 году монастырь был разграблен казаками Стеньки Разина.

В советские времена монастырь постепенно разрушался. В нем размещались то детский дом, то госпиталь и даже зооветеринарный техникум.

Возрождение монастырской жизни началось в 1991 году, когда монастырь был передан Нижегородской епархии.

Выходим из монастыря. Жара стоит жуткая. Сложно найти хоть кусочек тени около монастырской стены . После небольшого ожидания въезжаем на паром в Лысково.

Как позже выяснилось, нам здорово повезло. К середине августа весь монастырь был в дыму бушующих вокруг пожаров.

Ротонда  на месте захоронения игумена авраамия

Макарьевский монастырь

Макарьевский монастырь вид с парома

Конец маршрута

Паром идет около часа между островами. Мы отплываем все дальше и дальше. Как чайки по воде плывут соборы. Паром идет медленно, шумят двигатели, но ощущение чуда не нарушается ничем. Сначала длинные белые стены, башни, а затем и золотые купола соборов постепенно «погружаются» в волжские воды. И белоснежный монастырь полностью исчезает за горизонтом.
Выгружаемся в Лысково с парома и домой в Чебоксары. Жара. В Воротынце добавила градусов дымная завеса. И справа, и слева дороги на горизонте стояли столбы дыма. Летал пепел.

К вечеру добрались до дома.