Озеро Светлояр - легендарное озеро в краю древних Мари

 Команда Кочующие - озеро Светлояр

 

 

озеро Светлояр

 

Внимательный читатель заметил, что на нашем сайте отличаются понятия Марий Эл и Марийский край!

Собственно, Марий Эл – это всем известная республика, со своими географическими границами, административными районами и населенными пунктами.

А Марийский край включает в себя гораздо большее!

Исторически территория расселения народа мари простиралась на запад до реки Керженца и далее в Нижегородскую область, всем известны также реки и марийские святилища на территории Кировской области, мари занимали большие территории на юге – до реки Казанки и Камы. А на востоке пределы Марийского края доходили до Вятки. Есть ещё места компактного проживания восточных мари, но про это будет другой рассказ.

 

                    (рукописная карта  13  века расселения  народов в Нижегородском  крае)

 

 

 

В этой статье мы остановимся на  самом знаменитом озере междуречья Ветлуги и Керженца, и на самом знаменитом озере средней России - на легендарном Светлояре!!!

Всякий человек не раз слышал легенду о скрытом граде Китеже и чудесном озере Светлояре!

 

А ведь ещё тысячу лет назад в дремучих лесах этого края жили мари, а по северу нынешней Руси: от Балтики до Уральских гор простирался финно-угорский пояс родственных народов: коми, карелы, чудь, мерь, мещера, берендеи, мари, мордва, удмурты, пермяки, ханты, манси и т.д.

Множество географических названий средней России свидетельствуют об этом, в том числе, обращает внимание на себя окончание озер: -яр, -ер, имеющие явно марийское происхождение. Именно у западных мари озеро называется: яр, например, расположенные рядом со Светлояром озера – Нестияр, Патьяр, Кузьмияр, Изьяр, Ардинское, Шорское, Морьяр, Юронское  и т.д.

Нельзя не упомянуть названия рек в Нижегородской области, которые очень часто имеют финно-угорские корни, и также прямое происхождение из марийского языка.

Вот лишь краткая подборка наиболее явных примеров:

Вадок (левый приток Пьяны в одноименном Вадском районе протекает по сильно закарстованной, изобилующей провалами местности), или Ватка (как именовался Вадок на картах XVIII в.). Это название, очевидно, финно-угорского происхождения, сохранившееся с тех пор (до X-XI вв.), когда в этих местах обитали древние племена этой группы народов. В основе названия лежит слово вад (вют), означающее воду, на что указывает и современное ее название в марийском (вюд). По этой реке получило название село Вад.

Везлома (левый приток Волги, протекающий в Борском районе) - название финно-угорского происхождения, сохранившееся с X-XI вв. когда по берегам речки обитали древние племена этой группы народов (в частности, мещера). Оно состоит из двух слов: вез (вода) и лома (озеро) и в смысловом переводе означает "река, протекающая через озера" (действительно, Везлома на своем пути образует несколько озер).

Ветлуга (левый судоходный приток Волги). Это название, очевидно, финно-угорского (марийского) происхождения. Как полагают, оно происходит от сочетания слова вют - "вода" и луга -  «топкое место». Другое объяснение - от марийского слова вытла, имеющего в переводе два значения: "ветла" и "чайка" (от ветлы, заросли которой характерны для берегов Ветлуги, и от чаек, вообще характерных для берегов более или менее значительных рек) в основе сводится к тому же термину - вода. Есть и объяснения, связанные с легендами (одна из них повествует о красавице Луге, утонувшей вместе с любимым под ветлой, чтобы не быть женой ненавистного притеснителя Мурзы).

Волга. До сих пор вполне достоверного объяснения этого названия нет. В историческом прошлом Волга носила название Ра и Итиль (Этель).  Имеются основания для признания финно-угорского происхождения этого названия, в переводе означающего "светлая" (в современных языках финно-угорских народов слова "белый", "светлый" произносятся почти одинаково, в частности в марийском языке это "волгыдо").

Выкса (город близ Оки, возникший как поселение вместе с основанным здесь в 1767 году металлургическим заводом) - название получила по речке Выксе (правый приток Железницы), на которой стоит. Название же речки имеет угро-финское происхождение и сохранилось с X-XI веков, когда здесь обитали древние племена этой группы народов. Созвучное название известной реки в Финляндии Вуоксы и еще пяти рекам в нашей стране (реки Вексы текут в Костромской, Вологодской и Ярославской областях), название Выкса в переводе означает "поток", "течение".

Керженец - это название известной реки Заволжья, знаменитой в истории старообрядчества и воспетой Мельниковым-Печерским, кажется по внешнему оформлению совсем русским (суффикс ец). "В действительности это совсем не так, хотя название слегка и русифицировано. В старинных песнях оно передается иначе: "Лева Керженка"; это на первый взгляд странное прибавление эпитета "лева (я)" оказывается вполне естественным, так как Керженец является левым притоком Волги, "а кержен, керджен, кержи и тому подобные значат в различных мордовских диалектах "левый". Есть и другое объяснение этого названия - от марийского почти так же звучащего устаревшего слова корж (серьга, петля), смысловое значение перевода которого состоит в том, что река сильно петляет, часто делает повороты. Марийское название реки здесь более уместно, ибо мордва жила на правом берегу Волги, а мари жили на левом берегу.

Есть версия, что Керженец произошёл от марийского глагола – кержалташ, что означает: держаться за что-либо, нападать, набрасываться. Вероятно, по этой реке длительное время  проходила граница между славянским движением на восток и марийскими племенами, что часто было не совсем мирным. Именно поэтому река имеет такое название.

Кудьма (правый приток Волги, протекающий в Богородском и Кстовском районах) - марийское название, образованное из двух слов: кудо (жилище, дом) и ма (земля, край), что в переводе означает - "край домов, заселенная земля". Название указывает на то, что Кудьма издавна протекала по заселенной (застроенной домами) метности.

Линда (Люнда) - название двух рек: левого притока Волги (Линда) и правого - Ветлути (Люнда); возможно, происходит от марийского слова илемдэ, что в переводе означает "нежилая" (в смысле того, что реки протекали по незаселенным марийцами местам, а Люнда вообще течет по редко населенным местам).

Пижма (правый приток Вятки в Тоншаевском районе) название происходит от марийского слова пижмы (вязкий), что указывает, очевидно, на илистость этой реки, протекающей в сильно заболоченной местности.

 

                                 (церковь  на  берегу  озера  Светлояр)

 

 

озеро Светлояр - церковь

 

 

 

       (место поклонения  Светлым  силам  на  берегу  озера  Светлояр)

 

 

 

Сейма (левый приток Оки, протекающий у г. Володарска в Дзержинском районе) - название, имеющее финно-угорское происхождение (по всей вероятности, дано племенем мещера, жившим в этих местах до XI в.). Созвучное с названием известного озера в Финляндии - Сайма, в переводе означает "болотный край" (сей - болото, называемое по-фински суо, и ма - край, земля, по-фински - маа), и действительно Сейма на всем протяжении течет по заболоченной местности.

Узола (левый приток Волги, протекающий в Ковернинском и Городецком районах) - марийское название, как считают, образованное из двух слов:  у (новое) и сола (село) и в переводе означающее, что река протекает по вновь заселённому месту.

Унжа (правый приток Пижмы в Тоншаевском районе) - название, происходящее от марийского слова унгшо (тихая, спокойная), что указывает на характер течения реки. Это название носят еще две реки в Костромской и Владимирской областях.

Урень (город в Заволжье) - название, произошло от марийского: Ур – белка, то есть места, где обитает  множество белок.

Шелокша (Шилокша и Шиликша) - название трех речек: правого притока Кудьмы (Шелокша), левого притока Теши (Шилокша) и правого притока Ваи (Шиликша). Происходит от сходных по звучанию и смыслу мордовского и марийского слов: мордовского - шалнокшномс (шуметь, волноваться) и марийского: шолекши (кипеть, бурлить).Название означает, что речки начинаются бьющими ключами. Интересно заметить, что в районе двух речек имеются русские, сходные по смыслу названия,- Гремячка, Ключищи (в районе Шелокши), Гремячево, Родник (в районе Шилокши).

 

 

озеро Светлояр

 

 

Таким образом, топонимика Нижегородского края даёт нам с полным основанием называть междуречье Керженца и Ветлуги – марийской исторической землёй! При этом и название озера Светлояра – явно марийское, и исторически известно, что владимирский князь Георгий, основавший на его берегу град Малый Китеж, прежде разрушил здесь марийское языческое капище.

Потом уже было татарское нашествие, от которого легендарный Китеж исчез под водой!

Следовательно, эти места обладают особенными энергиями, если здесь переплетаются следы финно-угорских, тюркских и славянских народов!

 

 

озеро Светлояр

 

Про озеро Светлояр (и про марийские корни этого края) будет следующая статья Олега Давыдова:

 

В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому - Люнды) расположено озеро Светлояр. Согласно легендам некогда на его берегу стоял город Китеж. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.

 

 

 

Что сей сон значит? Чтобы в этом разобраться, для начала надо попробовать отделить местную мифологию Светлояра от тех мифологических выспренностей, которые наворочены вокруг Китеж-града поколениями русских интеллигентов. Интеллигентская чушь  разнообразна и простирается от простодушных утверждений, что Светлояр это вход в Шамбалу, до возвышенных теорий о том, что под чистой водой Светлого Яра скрыта потаенная душа русского народа.

Исконная местная мифология, конечно, куда интересней этих интеллигентских бредней, поскольку вырастает прямо из языческих культов, бытовавших на Светлояре с древнейших времен. И самое интересное - в ней отнюдь не легенда о Китеже, скрывшемся от Батыя на дне озера. Это как раз довольно поздний миф, оформившийся не ранее 17-го века в среде заволжских раскольников и записанный в "Китежскои летописце". Тексте, не имеющем практически никакого отношения ни к каким историческим реалиям, но зато - имеющем отношение к быту самих раскольников, чья жизнь была постоянным ускользанием (хотя бы и в смерть) от властей. Так вот самое интересное здесь не раскольничьи легенды, а их происхождение. Ибо - если уж говорить о чем-то, ушедшем (в подполье) и ставшем почти что невидимым, то - надо говорить о религии, которая была на Светлояре до прихода христианства.

 

 

 

 

 

 

 

Павел Мельников-Печерский,  который и запустил в широкий оборот легенду о граде Китеже,  начинает четвертую часть  своего заволжского эпоса "В лесах" с подробнейшего изложения мифа о том, как бог Ярило полюбил Мать Сыру Землю. Совокупившись, они породили все живое на земле. При этом Ярило для Мельникова-Печерского - абсолютный синоним Купалы.

 

 

 

 

 

 

Так это на самом деле или не так, вопрос спорный, однако известно, что ежегодные собрания старообрядцев на озере Светлояр происходили как раз на Купалу. Правда, раскольники совсем не приветствовали купальские игрища, особенно - сексуальные радения молодежи. Но что они могли сделать, если сами были под прессом. И сами молились березам. На светлоярских сходках был обычай приносить с собой иконы и, развесив их на деревьях, молиться. Получалось довольно двусмысленно: молишься иконе, но одновременно - и дереву. Слышали на Светлояре даже такую молитву:

"Ой , березка матушка! На церковной главе выросла. Помилуй нас!" Церковь тут мыслится ушедшей под землю, а над главой этой церкви - береза.

 

 

 

 

Собственно, те невидимые языческие божества, которым молились, молясь православным иконам, и представляют собой настоящий град Китеж. На Светлояре от преследования чужих богов скрылся целый пласт народной культуры. И не столько русской, как финно-угорской. До Русских (а вернее будет сказать до крещения) здесь жили предки Марийцев.  По берегам реки Люнды стояли дубовые идолы, росли священные рощи. Когда пришли русские попы и стали гнать идолопоклонников, те не ушли с насиженных мест, а заживо погребли себя на берегу своего священного озера.

Разумеется, не вся местные язычники ушли под землю. Не всех марийцев согнали с насиженных мест. Многие остались. Их и сейчас много по деревням, особенно - за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им - как родня. Заметив это, я стал расспрашивать туземцев о священных рощах.

 

 

 

 

 

В деревне Большая Юронга мужики, сидевшие у магазина, рассказали, что помнят, как родители уже после войны брали их на кереметь (это такая роща, где поклонялись Керемету, духу, создавшему зло, но поддерживающему добро), как там пили ритуальное пиво и ели жертвенную кашу. Один из них, Мариец Василий вызвался показать кереметь, где бывал в детстве. Мы долго бродили по лесу.  Василий как бы прислушивался к себе. Потом плюнул, сказал:

"Нет, не найду, ничего не осталось, не помню".

Что ж, леспромхоз поборолся с марийской религией почище, чем христиане или воинствующие безбожники. Срубил священную рощу. Сколько Василий к себе ни прислушивался, ничего не нашел. Или не захотел найти (что вернее). А мой пес, натасканный на поиски мест силы, нашел: весь извалялся, пока мы бродили по этому лесу и рассуждали о том, какое отношение имеет угро-финское слово "кереметь" к фамилии Шереметьевых.

 

 

   (местный  мари - Василий, живущий в окрестностях  озера)

 

 

 

Между прочим, слово "яр" в названии Светлояра не имеет отношения к Яриле и ярости. Согласно этимологическому словарю Фасмера это - "крутой обрывистый берег". А Марийцы мне объяснили, что слово "яр" на их языке означает озеро. Действительно, есть много озер, содержащих в названии такое окончание. Одно из них Нестиар. Это недалеко от Светлояра. Могу засвидетельствовать: тоже мощное озеро силы.

 

 Но, конечно, Светлояр посильней будет, не зря вокруг него такой ажиотаж. Это, может быть, самое сильное место на Русской равнине. Даже самый тупой человек, погуляв здесь немного, начинает что-то чувствовать. Я наблюдал одного, по виду - начальника. Обойдя вокруг озера, он проникся высокой идеей его чистоты, подошел к местному мужику и стал говорить назидательно: "Какие же у нас несознательные люди - выпивают прямо в святом месте". В ответ мужик, который, судя по всему, постоянно пасется на берегу и никогда до конца не просыхает, сказал: "Тут я с вами не соглашусь. Человек, может, за 120 километров едет, из самого Нижнего Новгорода. Почему же ему не сесть на травку и не отдохнуть культурно. Святости он, может, не наберется, а здоровья себе прибавит".

Прибрежный философ прав. На Светлояре как-то сами собой расправляются плечи, дыхание становится мерным и глубоким, в результате гипервентиляции легких ты перебираешь кислорода и становишься как бы чуточку пьяным. Краски ярче, проблем никаких, настроение лучше некуда.

 

                  (место  бывшей священной рощи - Кереметь)

 

 

 

И еще: ты там как бы все время пребываешь на грани сна и яви, в состоянии, когда еще видишь сон, но уже понимаешь, что это именно сон, иная реальность. Ты при этом можешь следить за этой реальностью и анализировать ее почти что сознательно. В голову лезут нетривиальные мысли. По крайней мере, так кажется. Но раз, кажется, значит, оно так и есть. Ведь проблема «кажимости» и действительности состоит только в том, удается тебе (или нет) сохранить ощущение необычности в тот момент мыслимого. И извлечь из него нечто такое, что не исчезнет в следующую секунду. Сможешь ли ты сохранить это и каким-то образом воплотить: объяснить другому, использовать для создания твердой мыслительной конструкции. Или это увиденное и почувствованное исчезнет в следующий миг, как наваждение, забудется, как сон, растворится в банальности будней. Обычно растворяется. И вот ты уже не можешь даже вспомнить, почему эта мысль казалась тебе такой интересной и важной. Однако ведь это не значит, что она была изначально пустой. Дикая мысль пустой быть не может.

  

Мне, например, показалось, что на Светлояре надо как-то отметиться. Как? Ведь не привязывать к дереву ленточку.

 

Оторванный от коловращения масс я размышлял о том, что любой ритуал как-нибудь да начинается. Как знать, быть может, когда-нибудь контакт, который я только что установил с этим местом, принесет плоды, станет повальной необходимостью для приходящих. В конце концов, те легенды и ритуалы, что сложились вокруг Светлояра, тоже были извлечены из измененных местом силы состояний сознания тех, кто бродил по берегу Светлого озера. Людей посещали светлые мысли. И вот уже готова теория о заволжской Шамбале. Или - о последнем настоящем русском царе Михаиле Алексеевиче Романове (брате Петра Великого), который настолько тайно ушел в раскол, что историкам об этом персонаже вообще ничего неизвестно. А молва о нем все идет.

Доброхоты мне посоветовали сходить к источнику, забившему на том месте, где этот раскольничий царь сжег себя вместе с сыновьями, когда правительственные войска их настигли. Это в трех километрах от озера. Источник называется Кибелек. По другой версии - Георгиевский, в честь защитника Китежа, князя Георгия Всеволодовича, который по преданию погиб от руки татар в этом месте.

 

 

 

 

 

На самом деле, конечно, князь Георгий не строил и не защищал Китежа. И погиб не здесь и в другое время. Но это важно лишь для истории, а для мифологии - нет. По большому счету для нее не имеет значения даже имя героя. Георгий, Михаил, еще кто-то - какая, собственно, разница? Разночтения лишь придают достоверности мифу, суть которого в том, что кто-то ушел от преследования. Как Колобок от бабушки с дедушкой. Нас не догонишь. Потому что мы меняем форму, когда нас преследуют, становимся, деревом, камнем, источником, чем еще там - цветком. У Овидия в "Метаморфозах" масса таких превращений. Здесь кто-то стал родником. Над ним теперь навес, сруб колодца. А недалеко от него - поляна. И на ней три креста. Под крестами - могилы, в них лежат три богатыря, которые первыми вышли навстречу преследователям и погибли. Это особо чтимое место. Земля с могил обладает чудесными свойствами. Все прекрасно ухожено - ни пустых бутылок, ни ленточек на деревьях.

 

 

 

 

Выйдя на эту поляну, я вдруг содрогнулся. Ибо ясно понял, что это и есть Кереметь, место силы языческих Мари. И ничего, что оно отмечено крестами. Керемет давно привык к христианской символике, она его не смущает. Это Дух широких взглядов и выдающегося человеколюбия. Когда я вернулся на озеро, местный философ (тот, который говорил, что святости на Светлояре, не наберешься, а здоровья - пожалуй), подошел ко мне и спросил:

 "Ну что, видел?"

Я пожал плечами.

"Врешь", - сказал он, а потом, обратившись к моему черному псу, подытожил: "Видел".

 

 

 ************************************************************

 

 

Как историческое предание можно указать следующее:

Марийское языческое население, как правило, отрицательно воспринимало попытки их христианизации, хотя были и обратные примеры. В частности, Кажировский и Ветлужский летописцы сообщают, что кугузы Коджа-Ералтем, Кай, Бай-Борода, их родственники и приближенные приняли христианство и допускали строительство церквей на контролируемой ими территории, не было серьезных притеснений христиан и при Кельдибеке; в то же время в преданиях ветлужских марийцев ситуация изображена следующим образом: русский Бог одолел марийского Юмо, и марийцам пришлось покинуть верховья Ветлуги, отступить на юг.

Среди приветлужского марийского населения получила распространение и собственная версия китежской легенды: якобы марийцы, не пожелавшие покориться «русским князьям и попам», заживо похоронили самих себя прямо на берегу Светлояра, а впоследствии вместе с рухнувшей на них землей сползли ко дну глубокого озера. Сохранилась такая запись, сделанная в XIX в.: «Среди светлоярских паломников всегда можно встретить две-три одетых в шарпан марийки, без всяких при этом признаков обрусения». Очевидно, у марийской версии знаменитой китежской легенды есть некоторая доля достоверности, которая выражается в том, что военно-политическая экспансия Руси сопровождалась попытками христианизации марийского населения.

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ С САЙТОВ:

 

http://merjamaa.ucoz.ru/

http://oikeo.nnov.ru/

www.mari-el.name/

http://raduga.sandy.ru/

 

1 и 5   фото -  автор Эльмор

 3   фото –  автор Валерий Гришин

 4, 6-12 фото -   автор Владимир Андрианов

 13-17  фото  - автор Олег Давыдов.

 

также фото Светлояра от Сергея Тимина - тут!

Река  Люнда - тут!

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
озеро Светлояр122.03 КБ
озеро Светлояр254.07 КБ
озеро Светлояр133.24 КБ
озеро Светлояр344.42 КБ
озеро Светлояр69.13 КБ
озеро Светлояр84.26 КБ
озеро Светлояр77 КБ
загадочное озеро76.13 КБ
святое озеро65.38 КБ
озеро43.92 КБ
крестный ход98.51 КБ
Ивана купалы92.28 КБ
град120.99 КБ
Китеж76.28 КБ
Китеж70.05 КБ
Светлояр128 КБ
Светлояр72.86 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

2006 год

12 июня 2006 года, когда Кочующие возвращались в Казань  после 15-часового сплава по Ветлуге мы проехали буквально в 15 км. от  Светлояра, но нехватка времени и упадок сил не позволили нам заехать на это легендарное озеро...

аватар: Сергей

Светлояр

если есть такая необходимость, могу прислать  фотки этих мест на Ваш выбор

аватар: Кэп

да

конечно, присылайте!

Hafizof@rambler.ru

Светлояр, река Люнда, святые родники в тех местах, другие интересные места -

обязательно укажем авторство!

аватар: Сергей

Светлояр

Очень интересные статьи, если нужно, могу Вас на безвоздмезных условиях разместить у себя на сайте Азбука Шин Нижний Новгород, В разделе: "наши друзья" или "рекомендуем"....

http://www.azbuka-shin.ru

аватар: Кэп

если

если это не сложно - мы не откажемся от ссылки!

аватар: Сергей

фото Светлояра и тд...

Добрый день. Отправил на указанный адрес фото, прошу подтвердить получение.

 

С уважением. Сергей.

аватар: volzhanin

 Паломничество на оз.

 Паломничество на оз. Светлояр в июне 2012г: foto.mail.ru/mail/oooforpost/108/

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru