Гора Карман-Курык

 

 

                                                       Гора Карман-Курык                     

 

                                              карстовое озерцо и Большой Карман-Курык

 

  Одной из главных целей НОЯБРЬСКОГО ПОХОДА - было посещение природного комплекса - КПП КАРМАН-КУРЫК.

  Как мы писали в статье про гору МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК) - эти две горы в Моркинском районе составляют единый КОМПЛЕКСНЫЙ ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ.

   

                           СТАТЬЯ  ПРО  ЗАГАДОЧНЫЕ МЕГАЛИТЫ НА  КАРМАН-КУРЫК - ТУТ!  

     Следует указать, что это не только природный, но и исторический памятник. Когда на народы марийцев наступали враги, они прятались в некоторых горах; впоследствии эти горы были названы "Карманами". Одна из них - "Карман-Курык". Ее название также переводится как "крепость-гора". Карман-Курык расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального ранга. На крутых северных и восточных склонах горы выходят на поверхность отложения казанского яруса пермской системы. В обнажениях высотой более 30 м вскрыта толща переслаивания известняков и доломитов с пропластками разноцветных гипсов, мергелей, глин и песчаников. Известняки содержат фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий, корненожек и др. На северном склоне видны сомкнувшиеся своды карстовой пещеры, вдоль подошвы горы прослеживается целый ряд карстовых воронок.

 

     Высота горы БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК достигает 224,2 метров над уровнем моря. Здесь располагается южная часть Вятского Увала, который пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья.

   В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности - Керебелякскую, Кленовогорскую и др.                                                        

  Гора Малый Карман-Курык - была естественной крепостью, у неё крутые обрывистые склоны, каменистые выступы, хороший обзор на все стороны. С трех сторон гору окружают овраги и карстовые провалы. А с востока от горы находится маленькое провальное озерцо. Считается, что именно тут и находилась вотякская крепость, что по-марийски и есть - КАРМАН. А потом этим укреплением пользовались и сами мари. На фото видно, что эта гора - идеальна для постройки укреплений, тем более, что и строительный материал под рукой.   Гора Большой Карман-Курык - более пологая и протяженная, там невозможно было построить достаточно надежное укрепление, чтобы к нему нельзя было подкрасться незаметно. Зато на Большом Карман-Курыке есть карстовые пещерки, где вотяки и мари прятались в случае нападения врагов, которых за последнее тысячелетие тут было немало. Следует указать, что совсем недалеко проходила известная Алатская дорога, по которой перемещались пешие и конные отряды завоевателей, а то и просто разбойники, которые могли запросто напасть на местные селения. Также существуют легенды, что в этих карстовых пещерках жили Овды - мифический народ, который ассоциировался то с племенами одо-мари, то с ведьмами, а то с образом снежного человека.

                                                                     Гора Карман-Курык

  

  БИОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

  КПП Карман Курык занимает площадь 36 га, расположена справа от дороги Йошкар-Ола - Морки. Гора Карман Курык расположена в районе хвойных лесов южной тайги. В настоящее время эти леса на территории памятника природы занимают всего лишь 15 га. На склоне горы чередуются пятна березняков и ельников. В подлеске елового леса растут лещина, калина, можжевельник обыкновенный, волчье лыко.

  В травяно-кустарничковом ярусе - седмичник европейский, кислица обыкновенная, майник двулистный, среди них - линнея северная, сныть обыкновенная, копытень европейский, сочевичник весенний, дремлик темно-красный, дремлик широколистный, венерин башмачок, колокольчик персиколистный, белозор, гроздовник полулунный.

  Особенностью Карман Курык являются карстовые явления. Воронки, провалы, пещеры возникают благодаря деятельности подземных вод, протекающих по трещинам известняков и гипса, создавая пустоты. На северном склоне горы находится целый пояс воронок, которые зарастают рогозом узколистным, частухой подорожниковой, камышом лесным, различными осоками, таволгой вязолистной и другими влаголюбивыми растениями.

  Почва - отложения известняка юрского периода, щебнистая. Слой гумуса выражен не везде, поскольку смывается потоками талых вод.

  Сомкнутость растительного покрова слабо выражена. Имеется большое количество прогалин.  

  ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

  Эти места в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо - марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Моркинский район. Памятниками их пребывания здесь осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Ранее в Абдаево даже была сельхозартель под названием "ОВДАНУР". Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование (про это будет в статье Цирульникова ниже).

  Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск (РТ), которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками. А позднее сами мари использовали эти горы (и карстовые пещеры в них) для защиты своих земель как от татар, так и от русских войск.  

  Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем - "АР" (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.  

  М.Г.Атаманов, этнолог и лингвист, исследователь родовой мифологии и миграций удмуртов считает этнотопонимы на "одо" яркими и ценными свидетельствами заселения всей территории к востоку от Ветлуги древнеудмуртскими племенами до начала II тыс. н.э. В местах, маркированных подобными топонимами, т.е. и на территории современного Моркинского района (и других районов), происходили первые контакты и военные столкновения древних мари и удмуртов.   

   "Народ Овда" - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо "удмурт" и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

     

  В связи с этим, интересным фактом является то, что классик татарской литературы Габдулла Тукай написал своего легендарного "Шурале" в деревне Кырлай Арского района современного Татарстана (именно там происходит действие поэмы). А, как известно, Арский край (Арский и Балтасинский районы РТ) граничит с Моркинским районом РМЭ и с Вятской областью, что еще раз косвенно доказывает, что мифический народ Овда мог населять эти края в давние времена. Вероятно, местное население именно в этом районе наиболее живо сохранило предания о местных леших. Следовательно, Тукай слышал народные предания про лесного жителя, который водился в некогда дремучих чащах этой стороны, и записал это.

  Так он описал это мифическое существо:

  ****************************************

  И застыл от изумленья наш проворный дровосек.

  Смотрит - и глазам не верит. Кто же это? Человек?

  Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?

  До чего он безобразен, поневоле страх берет.

  Нос изогнут на подобье рыболовного крючка,

  Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака.

  Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.

  Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.

  Он похож на человека, очень тонкий и нагой,

  Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

  У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-

  Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

  **************************************************

 

 

  

  Так интересно переплетаются в мифологическом сознании соседних - марийского и татарского народов эти предания о таинственных лесных существах.

    ТАКЖЕ ПРИВОДИМ ИНТЕРЕСНЫЙ ОТРЫВОК ПРО КАРМАН-КУРЫК, ОДАСОЛУ И ОВДУ ИЗ СТАТЬИ АНАТОЛИЯ ЦИРУЛЬНИКОВА "МАРИЙСКИЙ ФЕНОМЕН":

 

  http://magazines.russ.ru/druzhba/2009/11/ci17.html

   

  "Отправляемся с искателем Антоном Тресцовым к загадочным овдам.

  Историко-географическая справка.

  В Республике Марий Эл есть два округа, где бытуют предания о местах пребывания и жилищах длинноволосой и грудастой овды. Первая территория обитания ограничивается междуречьем Илети и Малого Кундыша, вторая охватывает бассейны рек Немда и Иж, включая верхние течения Малой и Большой Кокшаги. В пределах этих территорий распространено сказание о "свадьбах овд". Здесь же якобы пролегали и "дороги овд", по которым следовали их свадебные процессии. Этих дорог было три: первая - вверх по течению Илети, затем по реке Лаж, вторая - по реке Малый Кундыш и далее на север по Немде, третья - вверх по Малой Кокшаге, потом по реке Иж.

                                                          Гора Карман-Курык

  Туда мы и направлялись.

  По Казанскому тракту, затем на юго-восток, в Маркинский район. Нас интересовали окрестности горы Карман-Курык. В Горном Заделье, рассказал Тресцов, тоже есть овраг, который называется по-марийски Овды. Там, предполагает Антон, они и жили. Почему именно там? У нас, пояснил он, карстовые процессы создают маленькие пещерки, возможно, они жили в пещерах. То есть, я так понимаю, говорит он, когда сводили леса, люди вытеснили их. Несколько лет назад умер фольклорист Акцорин, профессионал-исследователь. Он считал, что в преданиях, связанных с овдами, под этим названием фигурирует какое-то племя, с которым древние марийцы находились в контакте, а потом оно ушло, контакт пропал. Я их называю снежными людьми. Волосатыми людьми, добавляет он.

  В сказках овды праздновали свадьбы от заката до рассвета. И от них это перешло к марийцам. Так считал Акцорин. Хотя, что за народ овды, никто до сих пор не знает. Одо мари - так называли марийцы удмуртов. В этих местах жили удмурты, потом черемисы оттеснили их на восток. В Горном Заделье и в Кировской области есть старые удмуртские городища.

  Антон Тресцов работает в республиканском эколого-биологическом центре учащихся и давно ходит с ребятами по этим местам. В этом году - седьмой экологический лагерь. Ребят тридцать из разных школ, начиная с шестиклассников. Антон считает, что группа обязательно должна быть разновозрастной - младшим интересно, и у старших ответственность появляется. "Проводите исследования?" - "В основном краеведческая работа. Вожатыми беру студентов..."

  В политехническом университете есть Молодежный экологический союз, Антон его курирует. Когда-то был дружинником Союза охраны природы. Когда оканчивал университет, молодежное экологическое движение распалось, а спустя годы ожило вновь, и студенты пригласили старших дружинников помочь.

  - В общем, - говорит он, - занимаюсь экологическим туризмом: выбираю маршрут и исследую местность в целостности - биология, география, краеведение. У меня около двадцати пяти таких маршрутов, вплоть до Юранги-речки, крайней точки на северо-западе, там уже таежный гнус.

  Показал мне фотографии из экспедиций. Ездили по Ветлуге, жили на острове, в заброшенных деревнях. Тут, говорит, куда ни глянь - всюду "краснокнижные" растения. Мягкая вода, ледниковая. В этой глуши, на Юранге, Ветлуге, у людей особенная психология - чужого человека в Священную рощу не поведут.

  Антон говорит, что видел расцвеченную разными цветами карту религий России, на ней выделена одна зеленая точка - язычество Марий Эл. До XVIII века у нас, говорит, было везде язычество, деревьям поклонялись. А церковь старалась язычников потеснить. Храмы стоят на старых языческих мольбищах. В 1828 году было восстание в деревне Купсала Серпурского района, который считался одним из языческих центров. Прошло всего три года после восстания декабристов, и тут власти узнают, что в некоем месте Казанской губернии люди собираются огромными толпами на мольбище. Отправляют войска вырубить рощу. А люди с вилами, топорами - отстояли.

  - Отстояли?

  - Да, представьте себе: не дали вырубить. Нам в Полевом рассказывали: вели нефтепровод Уренгой-Помары-Ужгород, и, видимо, краем он задевал священную рощу. Стали класть трубы - японские бульдозеры заглохли. Это уже в наше время! Я как ученый думаю, что с точки зрения экологии Священная роща это участок, где нельзя. Я бы назвал это место центром восстановления леса - экологическим, энергетическим. Тонкая материя. Чувство сродни животному инстинкту связывает человека с природой на уровне популяции - и оно переходит в верования. Вот вам и Священная роща...

    

  Слушаю Антона и думаю: может быть, овды - из той же серии? Перед нашим путешествием я провел небольшое исследование. Из него следует, что местоположение марийского "снежного человека" связано с определенными географическими точками, в которые сказки и былины помещали своих эпических героев. Например, великанов, перешагивающих через реки и озера. Там, где они вытряхивали из обуви землю, остались огромные курганы, раскиданные по территории обитания марийцев. Так вот, примечательно, что известные в прошлом волости и селения, названные именами этих великанов - Турнурань, Яран, Ярань, - находятся в пределах территории обитания легендарного "снежного человека" - овды. Случайно ли такое совпадение? И с чем связаны эти особенные "мифологические точки", где плотность мифов и легенд на квадратный километр гораздо больше, чем в других местах? Тут один шаг до связи географических "мифологических точек" с этнопедагогикой. И предположения - требующего, правда, экспериментальной проверки, - что именно в такого рода местностях накапливается наиболее богатый этнопедагогический опыт. Говоря иначе, "мифологические точки" - это географические координаты этнопедагогики. В одном месте на Украине - Макаренко, Сухомлинский, в соседнем селе - школа Михаила Щетинина! В Республике Коми из села Помоздино в 20-е годы вышли все основоположники национальной культуры - писатели, ученые, полярные исследователи, народные учителя, авторы букварей для детей и взрослых. А вокруг на сотни и тысячи километров может быть пусто. Культура, как все живое, - неоднородна и сложна.

  В общем, - поясняет Антон, - ходим по району, собираем интересное. Но у нас, если сравнивать с Чебоксарами, с Кировской областью, базы такой научной нет. Книги по географии Марий Эл последний раз тридцать лет назад издавали. А нужны новые исследования, у нас география уникальная. Крупнейший в Европе карстовый овраг протяженностью 15 километров на Сотнурской возвышенности, например.

    

  Места тут и впрямь уникальные.

  - Здесь, видите, - поясняет мой спутник, - появляется Южная тайга, остатки ледниковой тундры, иногда находят тундровые виды. Видите, холмы? Полиэтический район с точки зрения географии. А с точки зрения ботаники - усиление Уральского предгорья, растет чисто альпийский вид - шеверекия подольская, а рядом каллисо луковичная - северная орхидея. Там дальше - Кировская область, но чисто исторически это наше, там был центр язычества, в Кукарке - самое крупное мольбище главного божества Юмо.

                                                           (АБДАЕВО - ОВДА-СОЛА)  

  

  Село Абдаево - по-марийски Овда-сола - объединяет несколько деревень - Пашкан, Усала, Кучуял. Горы именуются Большой Карман-Курык и Малый. В деревне когда-то была начальная школа, кузница. Бывший совхоз "Россия". Проживает в трех деревнях шестьсот человек. На участке Абдаево - ферма, сто пятьдесят голов крупного рогатого скота. Идем по непролазной грязи. Добираемся до скотного двора. Скотницы, несколько женщин, живо разговаривают между собой по-марийски (вот где услышал живую народную речь!), смеются. Антон Юрьевич стал выспрашивать: не знаете, говорят, в тридцать шестом году тут последнюю овду видели, рядом выселочек был, что овда проклял. "Посанур, Посанур", - закивали головами женщины. Судя по всему, история была им известна. "Вам кто рассказывал?" - "Предки рассказывали", - и опять между собой на родном языке.

  Оказывается, в окрестностях есть нора, ребятишки залезают внутрь, туда как зайдешь с фонариками - все гаснет. "А не знаете, - спрашивает дотошный Антон Юрьевич, - овды ушли в Кировскую область?" Женщины мотают головой: не знаем.

  - Меня интересует, куда ушли овды, - вздыхает Антон, покидая скотный двор.

  - Не знаю, - отвечает местный житель, наш провожатый, - овду мне не надо. Мне надо, чтобы чистота была, коровы были и народ напоен, накормлен. Вот я в детстве в такой деревне жил! А сейчас деревня дохнет - молодые парни уйдут, старушки помрут. Загнать бы всех начальников в эту грязь и амонатом грохнуть.

  В общем, неутешительный разговор. Какие там овды...

  Решили сходить на гору, заглянуть в пещеру, где фонари гаснут. Аномалия?

  - Ой, я компас забыл, - хватился Антон. - Во всех священных рощах - аномалии: стрелка колеблется, геомагнитные отклонения.

  Взбираемся на возвышенность. Место какое-то особенное. Холм, овраги, елки...

  - Видите, тут камни, известняк. Есть легенда: Кереметь, плохое божество, камни подбрасывает, чтобы пахать было трудно. А с геологической точки зрения это объясняется тем, - отмечает биолог, географ и химик Антон (дети в школе, где он преподает, называют его БГХ), - что земля замерзает, потом оттаивает, и камни выталкиваются силой воды наверх. - Он поднимает камешек и сообщает: - Это работа губки-мшанки - мшановые рифы, здесь море было.

  Холм, кое-где поросший лесом, оголенный известняк, вода промыла норы, в которых, может быть, жили овды. Мы лазаем вверх-вниз, осматривая норы. Абсолютной необитаемости, однако, не наблюдается, о чем свидетельствуют банки,

  склянки - следы туристов.

  - Я даже думаю, - размышляет Антон, - раз эти овды жили рядом с человеком, значит, - по Акцорину - были браки. В некоторых деревнях даже считают, что они потомки овд. Я прочел статью известного генетика и стал его расспрашивать про русалок и прочее. Он сказал, что с генетической точки зрения такой уникальный случай возможен. Помните историю про проклятую деревню? Вот почему они, ну, с кем мы разговаривали, боятся говорить. Овде не понравится - опять проклянет. Интересно, что говорят в женском роде - она, овда. А когда о проклятии - переходят на мужской.

 

 

      

  ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

 

  http://www.nationalcard.ru/

  http://www.bigcountry.ru/

  http://diplomnie.com/

  http://magazines.russ.ru/druzhba/

  http://arh-mari.ru/

  http://www.12rus.ru/

  http://www.marpravda.ru/

  http://www.finugor.ru/

    

  ФОТО КОЧУЮЩИХ

 

 

 

ВложениеРазмер
Гора Большой Карман-Курык194.46 КБ
Гора Большой Карман-Курык173.28 КБ
Гора Большой Карман-Курык111.49 КБ
Гора Большой Карман-Курык176.26 КБ
24.jpg213.39 КБ
25.jpg202.76 КБ
26.jpg192.09 КБ
27.jpg54.91 КБ
28.jpg192.61 КБ
29.jpg115.13 КБ
30.jpg163.7 КБ

Комментарии

аватар: Лу

Ищу Деревню

Прэвэд ребята!)) Все это конечно круто, но вы не могли бы подсказать мне, где в Удмуртии находятся "проклятые деревни")))Знаю, глупова-то звучит, но все же. Можете мне скинуть ответ в контакте))
Luisan@ Battler)))

аватар: Кэп

комментарий из Самиздата

pavuk (pavukmiz@mail.ru
  Царь Алексей Михайлович за большую помощь при завоевании остяков(хантов)и вогулов(манси)подарил одному из вогульских(мансийских)князей
  большую территорию Европейской тайги в районе Яранска(от слова "яранге"-"чум")ныне Кировской области.Переселил туда весь многочисленный род(забыл имя князя вогульского),с оленями,чумами и пр.Они жили там долго и хорошо - климат намного лучше Ханты-Мансийского!Разводили оленей,лошадей,которые и зимой питаются подснежной травой.Кто был на "Северах",тот знает,что таежные олени намного крупнее и упитаннее тундровых.Наши предки в Моркинском районе даже охотились на них("пучо").Куда делись эти вогулы(манси)?
  Конечно,ассимилировались.Уродов-женщин даже в те годы не брали в жены,изгоняли.Вот вам и "овды","керемети" и "таргылтыши".Марийским ученым предлагаю в перерывах между "научными" спорами о "влак" и "шамыч" см.Историю ханты и манси.

аватар: Артур Камаев

кстати!

 Очень удачное сравнение Овды в Моркинском р-не и  Шурале в Арском р-не Татарстана - на самом деле, они же пограничные! А раньше (лет 60-70 назад) там прорастал дремучий лес. Была глухомань, вероятно, что это одно и тоже существо! Арские люди и одо-мари - вероятно, удмурты, а может пропавшее реликтовое племя пермской культуры???  И Чавайн и Тукай собирали легенды про одно и тоже.

аватар: Кэп

экологическая проверка

В поездку отправились специалисты республиканского департамента экобезопасности

В Моркинском районе Марий Эл проверили два памятника природы, включая гору Карман Курык, где растут «краснокнижные» растения: венерин башмачок, дремлик и другие.

Недавно специалисты Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Марий Эл проверили в Моркинском районе два памятника природы республиканского значения – гору Карман Курык и урочище Йошкар Сер. 

- Гора Карман Курык отличается живописным ландшафтом, - сообщил специалист информационной службы Департамента Глеб Карташов. – Кроме того, это место, где растут редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Марий Эл. Среди них венерин башмачок настоящий, дремлик темно-красный, голокучник Роберта и другие.

А урочище Йошкар Сер отличается тем, что здесь на относительно небольшой площади имеется немало растений, представляющих интерес для науки. Кроме этого, Йошкар Сер представляет эстетическую ценность благодаря особому рельефу, наличию нескольких водотоков, берега которых имеют каньонообразный вид с высотой склонов до 30 метров.

Специалисты Департамента, посещая памятники природы, не нашли нарушений режима их охраны.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru