Деревня Пролей Каша (Волга)
Замечательное это место - расположено в Тетюшском районе РТ, на правом берегу Волги, почти на границе Татарстана и Ульяновской области.
Пролей Каша - удобна для рыбалки и для отдыха, где можно купаться, примечательна она тем, что в данном месте расположена удобная приречная долина, которая полого спускается к берегу Волги. Такие места крайне редки на правобережье реки Волга, где, как правило, все берега крутые и высокие.
В этом месте заканчиваются Тетюшенские горы, и уже дальше вниз по течению идут Щучьи горы, которые на границе с Ульяновской областью переходят в Ундорские горы. По разным источникам – Щучьи горы считаются частью Тетюшенских гор, а сами Тетюшенские горы называют также Зольными горами (за их белёсый цвет из-за известняковых отложений).
За красоту, крутизну склонов и высоту – Тетюшенские горы называют Малыми Жигулями, и, действительно, эти места живописны и немноголюдны.
Тут на берегу Волги расположены живописные леса, рощи и луга, есть несколько родников, один из которых оборудован и по рассказам местных жителей примечателен наличием минеральных веществ.
Уже на подъезде к берегу открываются обширные волжские просторы – Волга превращается в настоящее море, а чуть ниже по течению, около Ундор, расположено самое широкое на Волге место.
Такое вот замечательное место нашел Штурман Арчи для празднования 19-летия Команды Кочующих!
Информация про деревню Пролей Каша
Пролей Каша (чуваш. Кив ял) — деревня в Тетюшском районе Татарстана.
Административный центр Ивановского сельского поселения.
Координаты: 54°48′19″ с. ш. 48°47′01″ в. д. / 54.805278° с. ш. 48.783611° в. д. (G) (O) (Я).
Климат умеренно континентальный с продолжительной холодной зимой и тёплым летом.
Население чувашское — 304 человек (
Деревня впервые была упомянута в 1611 году, эта дата и считается датой основания деревни.
Уроженцы Пролей Каша
Якушкин Николай Михайлович - доктор экономических наук, заместитель министра сельского хозяйства Татарстана.
Происхождение названия
Самое время вспомнить историю названия деревни Пролей-Каши. Вариантов существует множество. От нашествия кочевников до приезда землемеров, так напугавших оружием или взятками местных мужиков, что они со страху пролили котел каши. Но лично мне больше нравится история, рассказанная председателем ПСХК "Нива" Юрием Петровичем Красновым:
- Мужики, видать, ехали с базара. Остановились на ночлег, стали кашу варить. В это время и другие люди домой возвращались. Мужики в темноте подумали, что это - разбойники. А оказалось, они - тоже хорошие люди. Хотели, видать, просто переговорить. Куда бежите, кричат, у вас каша проливается! Зачем вы бежите? У вас каша: сидите, доедайте. Вот они все сели вместе, кашу доварили, поели, какое-то дело обговорили. И сделали. Так-то лучше.
Историческая справка про этот край
Хотя с избрания Михаила Федоровича Романова на престол и прекратилось междуцарствие, но далеко еще не прекратились смуты; это особенно следует отнести к Поволжью, где находилось не мало воровских шаек, которые по-прежнему продолжали опустошать край. Понятно, какие чувства такие опустошения возбуждали здесь в русских людях и в тех инородцах, которые склонны были к мирному земледельческому труду, каковыми преимущественнее других были Чуваши и Мордва: они покидают свою родину, где не находят безопасности, и с небольшим имуществом отправляются в отдаленные отсель места. Здесь они выбирают для поселения место, не только удобное для земледелия, но вместе с тем обладавшее и другими выгодами, которыми они дорожили в это время: они селятся подле Волги в местах пустынных и незаметных с реки, где вследствие этого меньше всего можно было ждать нападения шаек, шнырявших по Волге.
При подобных условиях произошло основание и заселение Чувашской деревни Пролей-Каша.
В 1611 году несколько Чуваш Свияжского уезда пришли в Тетюшский уезд и на юге от Тетюш в 15 верстах от города облюбовали «дикое поле»; поле это лежало недалеко от засеки подле Черного леса, к которому «прилегли татарские отчины бортыя угодья». Место было выбрано поселенцами очень удачно: у деревни протекала речка Черемшанка, впадающая в Волгу; вблизи находилось озеро Крестовое, соединявшееся с Волгою, а около прилегла «дикая степь» со стенными покосами. Это место, богатое всякими угодьями, лежало подле самой Волги, но было закрыто и незаметно со стороны реки. Эти выгоды привлекли сюда Чувашей не только из соседнего Свияжского, но и из других уезда; в один лишь 1615 год в Пролей-Кашинскую деревню прибыло до 15 человек, семеро из Свияжского уезда. В 1618 году, когда деревню описывал Матвей Пальчиков, она вся состояла из 39 дворов Чувашских, среди которых было 34 двора крестьянских и 5 дв. бобыльских.
Все Чуваши-переселенцы правой нагорной стороны Волги. Более всего, как и следовало ожидать, было переселенцев в Пролей-Каши из соседнего Свияжского уезда – 19 дворов; затем соседний Свияжскому и выше его лежащий по Волге Цивильский уезд выслола в деревню 10 дворов; уезд соседний с Цивильским, по Волге, Чебоксарский, выслал сюда 7 дворов; Курмышский уезд, выше Чебоксарского, выслали лишь 2 переселенцев, и наконец из Кадомского уезда, лежащего в стороне от Волги, во всей деревне был только один переселенец. Пахотной земли у переселенцев, семь лет спустя, было еще немного: всего 10 четвертей в каждом поле или 15 десятин; но зато среди угодий значатся: «3 мельницы мутовки, на р. Черемшан, которые были за ними на оброк, да кроме того, озеро Крестовое и сама речка Черемшанка.
По всей вероятности, к этим же годам относится выселение и других «уездных людей Свияжского и Цивильского уездов», которые селились от Тетюш на расстоянии 5, 6, 10, 20 и больше верст. Предполагаем это потому, что в 1619 году, по дозорным книгам, в таком именно расстоянии от Тетюш земли заселены были крестьянами, ясачными татарами, Чувашами, Черемисами и Мордвою Свияжского и Цивильского уездов. Подобный наплыв переселенцев из уездов верхнего Поволжья не мог остаться без влияния в частности на отдельные поселки в Тетюшском уезде. И действительно, если мы обратимся снова к селу Федоровскому и сравним его прежнее состояние с тем, каким оно являлось вскоре после междуцарствия, то увидим, что в нем в 1616 году вместо прежних 18 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских, находится уже 60 дворов крестьянских нельготных и 47 дворов таких крестьян, которые жили на льготе; бобылей в селе в то время было 26 дворов. Кроме того теперь к селу Федоровскому тянет Тинчюрине починке, который появился в соседстве и вероятно, при содействии общины села Федоровского; в Тинчюрине починке в это время состояло 34 двора крестьянских и 3 двора бобыльских. Но не один лишь русский починок тянул к селу Федоровскому – к нему были приписаны еще две мордовские деревни – починки, из которых в одном находилось 19 дворов, а в других 9.
Тетюшский уезд, подобно иным Поволжскими уездам, был посещаем в смутное время воровскими шайками; поэтому Казанские воеводы считали необходимым посылать служилых людей на ряду с другими Поволжскими городами и «под Тетюши». Но мы могли видеть уже по заселенно чувашской деревни Пролей-Каша, что в смутное время некоторые люди уходили в Тетюшский уезд из других Поволжских уездов и селились здесь на пустых и удобных местах, спасаясь от бурь междуцарствия. Судя по быстрому росту населения в деревне Пролей-Каша и в селе Федоровском, следует предположить, что небольшой Тетюшский увзд мог скоро восстановить убыль своего населения и оправиться от разорения эпохи смут. Чем же, однако, обусловливается сильное движение населения в Тетюшский уезд? По всей вероятности, обилие свободной плодородной земли и всякого рода угодий влекло сюда как предприимчивого русского человека, так и инородца. Некоторые факты, с которыми мы встречаемся в поселениях Тетюшского уезда в начале царствования Михаила Федоровича, могут подкрепить высказанное предположение.
Спустя год после описи деревни Пролей-Каша, население ее осложняется новым пришлым элементом, сообщившим ей новый характер. В 1619 году в дозорных Тетюшских книгах эта деревня именуется уже не просто чувашскою, а «чувашскою и латышскою»; в другой раз здесь же при упоминовении о Крестовом озере, которым, как было сказано, прежде владели из оброка Чуваши деревни Пролей-Каша, говорится, что этим озером «владеют Пролей-Кашинские Латыши и Чуваша». Отсюда можно вывести, что вряд ли это был один или два Латыша, попавшие случайно в чувашскую деревню; по всей вероятности, их было более, ибо иначе трудно допустить ту общую окраску значительной чувашской деревни, которую делают служилые люди, Тетюшские старожилы, называя ее «чувашскою и латышскою». О чрезвычайном изобилии угодий в здешних местах может отчасти свидетельствовать следующее: Мордва деревни Кулунчи, тянувшая к селу Федоровскому, владела в это время «сенными покосы без дачи на диком поле по татарскому городищу и за городище» на 15 верст; сами крестьяне дворцового села Федоровскаго, «что под Тетюшами, владеют сенными покосы на диком поле до р. Брусянки, а от Брусянки до старого татарского городища без дачи на 15 верст и большие в длину».
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://simbir-archeo.narod.ru/Russian/19vek/peretyatkovitsh.htm
https://www.rg.ru/anons/arc_2000/0909/5.shtm
Википедия.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- 15970 просмотров
Комментарии
PROSIM IZVINENYI
sait vremenno na otdyhe -
poetomu zadergki s otvetami!!!
Уважаемые Кочующие
Уважаемые Кочующие! Я с рождения, каждое лето отдыхаю в этих местах, и первым делом что мы делаем с моими друзьями - это убираем мусор который оставляют неблагодарные отдыхающие с других городов. Прежде чем рекламировать наше прекрасное место на Волге. Порекомендуйте уважать эти места и не загрязнять их, не разрушать родники и берега, вырубку орешников. Каждый приезжающий отдыхать суда пытается природу подстроить под себя, а кто давал такое право, эта дикая природа пусть она и остается такой красивой и завораживающей какой она была много лет...
Заранее благодарна!!!
проблема глобальная...
мы согласны, что эта проблема глобальная!
мусорят практически везде и чем попало...
увы, никакого экологического воспитания у нас нет...
От лица нашей Команды заверим вас, что мы сами также собирали мусор на той поляне, где отдыхали, кстати там разбивали лагерь для детей...
и как правило, в начале каждого летнего сезона мы просим всех туристов и отдыхающих быть добрее к окружающей среде и не мусорить...
увы, запретить это делать мы ведь не можем никому, а народ и без нас знает про это красивое место...
будем надеяться, что нынче народ будет более культурнее...
Родина
Как хорошо,что рассказывают про столь до боли знакомые места,спасибо за позитив.
Отправить комментарий