Экспедиция по заволжской тайге - часть 3

Экспедиция по заволжской тайге - часть 3 - Заключительная

По лесам и озерам восточной части Нижегородской области.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ - СМОТРИ ТУТ!

ОЗЕРА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ВЕТЛУГИ И КЕРЖЕНЦА - ТУТ!

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ - СМОТРИ ТУТ!

 

12. пос. Кузьмияр и оз. Кузьмияр

Дорога от оз. Безрыбное до Кузьмияр представляет собой песчаный хайвэй по красивому светлому лесу. Посёлок Кузьмияр достаточно большой, живёт за счёт лесопилки, есть асфальт на основной улице.

 

В середине посёлка имеется одноименное достаточно крупное озеро с песочком и чистой на вид водой.

                                                                                                          озеро Кузьмияр                                            

Чтобы выдвинуться в сторону оз. Камское мы проезжаем посёлок насквозь и покидаем его с западной стороны.

 

 

13. Бывшие торфоразработки на пути к оз. Камское

Данных о том, что представляет из себя территория бывшего торфодобывающего предприятие «Камское», у нас не было. Но по картам видны мелиорационные каналы, была узкоколейка. Разведка боем!

Как нам уже было известно, например, в Марий Эл от узкоколеек не осталось ничего, кроме насыпей, либо просто прямых песчаных дорог в тайге, да несколько развалин строений (например, вокзал у Цинглока). Т.е. ни рельс, ни шпал, ни тем более железных или деревянных мостов не осталось. Недалеко от западного выезда из посёлка Кузьмияр начинается насыпь бывшей узкоколейки, по которой мы проехали целых 100 м… до бетонного ж/д моста (бетонные конструкции антивандальны и долговечны, в отличие от железных и деревянных!) через речку Нижняя Дорогуча.

Мост этот длиной метров 15, а до воды от него метров 5, он крепок и его балки как раз по ширине колёс Pajero Sport. Но такой проезд, прямо скажем, был бы весьма волнительным (ну, конечно, не сравнить с Куандинским мостом, но всё же) и самое главное – не понятна цель, т.к. по нашим рассуждениям, такая большая интересная территория торфопредприятия д.б. посещаемой в т.ч. на грузовых машинах, а они тут точно рисковать не станут.

И действительно, недалеко мы нашли обычную дорогу без экстрима, идущую параллельно с узкоколейной, а потом даже приводящую на последнюю. Мы со свистом пролетели вдоль мелиорационных каналов, периодически пересекая такие же каналы, до места, где был некий «полевой стан»   точка, где происходила выгрузка торфа из вагонеток. Осталось там совсем немного артефактов, зато креозотом и машинными маслами земля пропиталась знатно – уже по прошествии стольких лет стоит вонь, запах бьёт в нос, песок маслянистый.

 

 

Кабаний помёт в углу бывшего строения

 

 

Насыпь идёт средь болот и мелиорационных каналов

 

По карте это разработанное торфяное поле. Ныне оно заросло…

Мы поехали дальше, и... наткнулись на очередной узкоколейный мост через очередную речку (Верхняя дорогуча). Такие же 2 бетонные балки, только в 2,5 раза длиннее предыдущего моста.

 

Это было бы фиаско, если бы не обнаруженный нами брод по близости! 

5-ти минутная разведка брода

Бродим Верхнюю Дорогучу

 

Преодолев брод далее вновь двигаемся по узкоколейной насыпи азимутально к оз. Камское. 

р. Верхняя Дорогуча, вид с узкоколейной насыпи

 

Дорога шла будто в тоннеле – по бокам сплошные стены кустов и молодняка, сверху порой арки из склонившихся берёз:

 

Плотная поросль березняка и кустов. В случае непреодолимой преграды на дороге о пешем путешествии по азимуту можно забыть

По пути на карте чуть в стороне от нашей «тропки» обозначена территория торфопредприятия. Заезжаем туда. Возможно ранее тут были какие-то строения, но сейчас лишь поляна, да пара артефактов:

Попадались прямо на дороге молодые деревца и торчали из стены кустов упавшие деревья, отодвиганием и разгребанием которых занимался весь экипаж. При этом начали одолевать коричневые насекомые-кровопивцы – так называемая оленья кровососка. Эта тварь приземляется на теплокровную жертву, резко убегает в укромное место (под одежду, шерсть/волосы, складки кожи), сбрасывает крылья и лишь спустя некоторое время начинает кусать. Бегает шустро, по первой похожа на клеща.

Оленья кровососка (она же лосиная муха, лосиная вошь, лосиный клещ)

 

 

14. оз. Камское

Вот оно! Озеро, затерянное в глуши. Дорога на него - видимо, дело «рук» рыбаков, без них дорогу поглотила бы стена березок и кустарников. Звенящая тишина и зеркальная широкая озерная гладь. Начало заката. Редкие крики птиц как будто тонули в вязкой тишине.

                                                                                                             озеро Камское                                                   

 

Непосредственно у берега мы обнаружили одну слегка оборудованную стоянку, скорее, рыбацкую. Есть песчаный сход в воду. С дровами напряг, т.к. крупные деревья растут метрах в двухстах по слегка заболоченной дороге, а у берега мелколесье и кустарник.

Рыбацкие сети

Окончена ещё одна часть «марлезонского балета»

Оставаться ли здесь на ночевку? Коллегиально посовещались, и решили, что пока светло, нужно ехать, чтобы сэкономить время следующего дня на объезд других ждущих нас озёр. Страсть к путешествиям победила!

Обратно через Кузьмияр мы выехали на асфальт и проехав около 5 км вновь вернулись на грунт.

 

 

15. оз. Линёво

Немногочисленные туристические отчеты говорили, что в прошлом на оз. Линёво было хорошо отдыхать на оборудованной стоянке. Но, начиная с поворота с асфальта были сплошные горелые леса. Уже совсем стемнело, спустился плотный густой туман, сквозь который проступали очертания выгоревших стволов деревьев.

Полосы тумана

Дорога шла средь болот и горельника, но завалов и иных препятствий не было. Доехали до озера достаточно быстро, уже в «молоке» развели костёр, поставили палатку на широкой поляне прямо у озера. В дровах недостатка не было, ведь мы в горельнике…

Зарево костра в тумане

Отходить от лагеря ночью с видимостью метров 5 было слегка волнительно. Собственно, сутра недалеко от лагеря были замечены следы медведя-подростка. За людоедством мишки в наших краях не замечены, но встреча со зверем «с глазу на глаз» ничего хорошего не предвещает.

С утра до 10 часов дня из-за тумана солнца не было видно (так, размытый светлый не слепящий круг):

 

Но чуть позже удалось разглядеть и солнце, и озеро, и вообще округу. Озёро Линёво:

Далее у нас сложился такой план: быстренько :-) заскочить на озёра Кривое и Глубокое, к-е неподалёку и встать на дорогу домой.

 

 

16. оз. Кривое

Исходя из состояния дороги до оз. Линёво, мы рассчитывали достаточно быстро достигнуть сначала оз. Кривое. Для этого сначала пришлось вернуться на асфальт, т.к. прямых дорог с оз. Линёво не обнаружено, да и по картам там болота. По факту, вся площадь у озёр Линёво, Кривое и Глубокое представляет собой болота и горельник средней степени заваленности (основные дороги более-менее расчищены, попадались сложенные штабелями бревна). Фото:

 

 

 

Мост через р.Большая Маза

 

И вот – озеро Кривое (в прямом смысле – тоже). Есть 2 подъезда (юг и северо-восток) с оборудованными стоянками, сходы к воде по сплавнине, заболоченные.

С южного берега:

 

 

С северо-востока:

 

 

На поездку до оз. Кривое мы потратили около часа. Воодушевлённые, мы устремляемся далее.

Дальше нас ждёт оз. Глубокое! Где-то там…

 

 

17. оз. Глубокое

Дорога до озера Глубокое ничем не отличается от уже пройденных дорог того дня.

Вокруг болота и горельник

Периодические завалы на дороге

Вполне себе мост через р. Большая Маза

 

И вот – озеро! Оно оправдывает своё название.

 

Единственная обнаруженная нами стоянка оборудована беседкой, костровищем, ящиком для мусора и пр.

 

Для не понятливых

 

Теперь нам пора было на асфальт, но, чтобы не возвращаться тем же путём, решили ехать на юг до нефтегазовой просеки (на так уж и далеко). Но «если хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах»… Очередной мост через р. Большая Маза был в стадии ремонта (перерождения, даже).

Недоремонтированный мост на р. Большая Маза:

 

Доделать мост за строителей мы не взялись и приемлемых вариантов типа «забродить речку» по близости не было найдено – разворот на 180 градусов и «алга»! Проехали более короткой дорогой от оз. Глубокое к оз. Линёво минуя оз. Кривое, и далее до асфальта.

Ниже несколько зарисовок во время, пока авто преображалась с лесных покатушек для асфальта:

 

Дорога далее проходила по асфальту по трассе 22Н-2950 через пос. Разнежье (где мы заправились по цене, дороже на 2 руб. за 1 л!) и пос. Михайловское. От Михайловского в сторону Юрино ведёт песчанка с указателями порядка 50 км. Отмечена странная особенность – на участке Михайловское-мост через р. Дорогуча дорога с кочками и буграми, песчаными «волнами», не позволяющими разогнаться (средняя скорость была 20-30 км/ч); а после моста та же грунтовка становится более ровной, ямы и кочки более пологие и длинные (средняя скорость 40-50 км/ч). В конце дорога становится гравийным грейдером, к-й соединяется с асфальтом севернее Юрино в районе Подлесная-Суходол. Далее была долгая ночная дорога с зелёными и красными глазами зверей в прилегающем лесу и на обочине от света фар, ночная прохлада, Луна и суматоха мыслей о пережитом в Заволжской тайге. Дома мы были далеко за полночь.

 

  

18. Заключение

Благодаря установившейся сухой погоде мы проехали более длинный маршрут с меньшими усилиями (как показатель - лебёдкой ни разу не воспользовались), чем это могло бы быть.

Предварительное штудирование всевозможных карт (обязательны спутниковые) было очень полезным (от чтения рельефа до хотя бы планового наличия дорог).

Туристические отчеты – также, весьма полезный материал.

Должны быть особо продуманы и подготовлены действия на случай, если авто не сможет продолжать движение (от наличия хотя бы второго авто до возможности пешком добраться до населёнки или хотя бы сотовой связи), т.к. лес местами просто дикий, а расстояния не маленькие.

В будущем у нас возможны иные маршруты в данном районе, т.к. не все точки были охвачены в этот раз, и ехать (попробовать) можно другими дорогами.

Благодарим экипаж из Марий Эл на Патруле за хорошую компанию!

Было здОрово, жаль, что мало!

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru