Экспедиция по заволжской тайге - часть 2
Продолжение экспедиции в заволжскую тайгу -
По лесам и озерам восточной части Нижегородской области.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ - СМОТРИ ТУТ!
ОЗЕРА В МЕЖДУРЕЧЬЕ ВЕТЛУГИ И КЕРЖЕНЦА - ТУТ!
5. Путь от Патьяра на юг, с.Васильевское
Судя по картам, с Патьяра сначала на восток, потом в южном направлении идёт четкая дорога. Но карты слегка «протухли», и из-за отсутствия плотной населёнки многие дороги просто заброшены. А также, судя по некоторым туристическим пешим отчётам, мосты через ручьи могли быть для авто не проходимы. Собственно, последнее и случилось – мы упёрлись в то, что было когда-то мостом, а сейчас стало органичным элементом болота (ручья-речки Тёплая).
Померяли глубину (метра 2 – не меньше), попытались что-то изобразить с сэнд-трэками и брёвнами.
Но лишь передние колёса Pajero Sport съехали с берега на «мост», он чарующе заколыхался вместе с болотной гладью. Экипаж на 1 тонну более тяжёлого Патруля вынес ультиматум: «Мы тут не поедем!». Да и водителя Pajero Sport тоже не радовала перспектива, «ни за что, ни про что» кувыркнуться в болото.
Татары, как известно, назад не двигаются – мы развернулись на 180 градусов и поехали ВПЕРЁД :-) т.е. на северо-восток до посёлка Васильевское, чтобы потом остро повернуть на юг. По пути до Васильевского встречались несущественные препятствия, типа подгнивающих и рассыпающихся мостков (но за дорогой следят, и мы проехали без проблем). Опять же, по картам были повороты в нужном нам направлении (на юг, минуя село), но по факту, старая дорога там даже не читалась в стене кустов и деревьев.
Посёлок Васильевское не произвёл впечатление погибающего, хотя и процветать наша глубинка ещё не скоро начнёт… Также, в нём на время появилась сотовая связь (Теле2 и даже немного Билайн).
Только выехав за крайнюю ограду села мы сразу впечатлились ямам на уходящей в даль лесной дороге. Подумалось: «Ну, бывает… наверное, трактора немного распахали близ деревни». В итоге, 12 км мы ехали более получаса и как на утлой лодке при шторме… Аж поплохело (водителю) от постоянного напряженного внимания, постоянных манёвров между ямами и колупания «вверх-вниз».
Встретились старые горельники……
Безобразная по рельефу, но не засадная для подготовленных машин, дорога от Васильевского неожиданно вывела нас на шикарный высокий берег озера Большой Культей.
Это очень красивое и довольно большое по площади озеро с крутым и высоким восточным берегом, из-под которого бьёт родник. Родник слегка обустроен.
Набираем родниковой водички
Родник освящён, о чём свидетельствует часовенка на холме над родником:
На озере есть хорошо оборудованная стоянка:
Мы застали рыбаков, рассекавших по озеру на моторной лодке, а потом собравшихся и уехавших на заряженной по оффроадному «буханке» цвета хаки. Судя по наезженным дорогам и обустроенной и посещаемой стоянке озеро популярно среди местных жителей. Но, несмотря на это, особой замусоренности мы не увидели. Предполагаем, что это результат чьей-то уборки на озере.
Дорога по касательной к озеру уходит дальше на юг в направлении Среднего и Малого Культеев. Вокруг пустоватые пространства, либо остовы и завалы горелых деревьев.
Проехав немного на юг, мы свернули с основной дороги на огибающую озеро вдоль южного берега. Она явно используется редко, присутствуют небольшие завалы, хаотичные гати и даже костровищи и биваки прямо на дороге, состояние дороги постепенно становилось всё хуже. Как таковых подъездов к озеру тут не обнаружили. Есть рыбацкие тропинки от дороги к озеру.
Дорога вдоль южного берега оз.Большой Культей
Вернулись на развилку с основной дорогой и поехали на юг мимо Среднего Культея (сугубо мимо – т.к. не увидели ни подъездов, ни тропинок, а только сплошной бурелом) до речки Исток, вытекающей из Большого Культея и питающей Средний Культей. Там есть переезд через неё, но он настолько паршивый (хаотично накиданы достаточно крупные брёвна; в таком виде, там без последствий проедут разве что «Шишига» да Урал; а нам пришлось бы как-то выровнять поверхность для проезда), что мы решили не тратить время и пожертвовать Малым Культеем (да и Средним тоже). У нас впереди был непонятный по состоянию путь до оз. Рябинки и далее, а время уже шло к закату. Т.о. нам при достаточно быстром и поверхностном поиске подходы и стоянку удалось обнаружить лишь на озере Большой Культей.
Дорога в сторону озера Рябинки начинается вдоль высокого северного берега оз. Большой Культей, потом круто забирает на северо-запад и далее на запад, в принципе совпадая с картой.
И вот тут нам выпала самая засадная часть пути – заросшая дорога в старых горельниках, завалы из деревьев поперёк дороги, общая атмосфера уныния и опустошения (собственно, так бывает всегда на горельниках).
Наша дорога
Лесные атланты
Но прорвались. Пришлось активно работать бензопилой, растаскивать брёвна, ювелирно объезжать завалы и торчащие с обеих сторон дороги сухие сучья, протискиваться между узких пропилов и просто по кочкам по лесу между деревьев, объезжая упавшие исполины. По пути в исследовательских целях немного завернув в сторону ур.Содомиха обнаружили охотничью засидку (вышку) на поляне с будто подстриженной травой.
На полпути начались зарницы – где-то рядом ходила не хилая гроза, начал накрапывать дождь. Подумалось – быстрее бы вырваться в нормальный лес, и не дай Бог, тут поломаться… И вот она – первая потеря… в узком месте среди зажимающих машину с боков больших упавших стволов в открытое водительское окно из непроглядной уже ночи доносится предательское «пшшш…». Заднее колесо в момент спускается до нуля. Пока экипаж Pajero Sport ночью под дождём в полусгоревшем лесу меняет колесо (благо – запаска полноценная, даже новее всех остальных колёс), второй экипаж обнаружил, что у Патруля оторвана правая половина пластика заднего бампера, и они разворачиваются прокатиться немного назад, поискать потерю (и находят!). Воссоединившись и отремонтировавшись едем до Рябинок.
Дождь уже поливает как из ведра. На поляне, не доезжая метров 50 до озера, дорога заканчивается. На поляне стоит длинный деревянный стол, а сбоку – то ли недостроенная, то ли полуразрушенная баня. Тропинка к озеру заболоченная – под ногами хлюпало, на мостки у озера в темноте забираться не рискнули. Фото озера ввиду описанных обстоятельств нет.
Было решено, здесь не ночевать, т.к. ни красивого вида, ни подхода к воде не было, недоделанное/недоразрушеное строение в ночи вызывало чувство дискомфорта. Да и «Всё равно идёт дождь, поехали!», - сказали в рацию из Патруля. Дорога кстати, вышла из зоны горельников и можно было уже просто ехать, а не разгребать завалы и не заниматься штурманам ручной проводкой машин между деревьев и завалов.
Достаточно оперативно мы достигли поворота на север в сторону оз.Большое Плотово (к берегу, противоположному нашей предыдущей ночевке). Дождь стих, дорога петляла в сосновом лесу, прыгала с пригорка на пригорок, но неизменно приводила в торфяник и болото, а до озера было ещё по 200-300 м. В какой-то момент, уже ездя просто по лесу между соснами мы поняли, что уже тут были… Ксенон на крыше вспугивал лис и каких-то птиц. Подъезд с юга на Большое Плотово обнаружить не удалось, примерно по прошествии часа попыток мы сдались, т.к. время было уже к полуночи. Вернулись на основную дорогу и рвануди до оз.Малое Плотово, где и заночевали.
С основной дороги на Малом Плотове легко доступны 2 рядом стоящие стоянки на юго-восточном берегу. Мы выбрали лучшую, разбили лагерь, немного прибрали вопиющий срач из пластика, посидели часов до 4-х утра и расползлись по палаткам. Дождь накрапывал, но не напрягал абсолютно.
Чилаут под лёгкой крышей
«Вот и сэнд-трэк пригодился!» Или «оффроудная лавочка»
Не напрягала никого и обнаруженная «могилка» в кустах – некое надгробие и железный крест с фото и надписью об усопшем. Надеемся, что это ц(к)енотаф, а не могила. Историю о произошедшем мы не знаем.
Сутра в 6:15 под лютый зоновский шансон к нам на стоянку закатили рыбаки (или туристы) на двух (вроде?) Нивах. Пришлось выползти из палатки, глянуть на этот цирк. Незваные гости переместились на соседнюю стоянку (она находится в непосредственной близости, через кусты…). Судя по звукам, начали накачивать лодку. Когда наш лагерь проснулся, соседи уже свалили – рыбалка видимо не задалась.
Озеро Малое Плотово, каким мы его увидели солнечным утром и днём:
Наша большая стоянка:
Машинка тоже проголодалась
Нужно было по мелочи подтянуть-подогнуть-подрихтовать
Поздним утром выдвинулись к озеру Красное, и без проблем добрались - по хайвэю мы промчались с минимальной скоростью в 40 км/ч. Динамично вырулили на шикарную обустроенную стоянку с беседкой. Берег заросший, схода в воду нет. Вероятно, она единственная. Остальной берег сильно заросший и заболоченный. Тишь, красота.
Слегка покалеченный Патрик
Следующая точка — озеро Безрыбное. До него было «рукой подать», переезд по хайвэю у нас занял минут 15.
Мост через р.Дорогуча
Стоянка поскромнее, чем на Красном, но тоже не плохая, и тоже единственная на озере, с подъездом прямо к воде и небольшим песчаным сходом в воду.
Здесь мы расстались с дружественным экипажем из Йошки и продолжили путь одной машиной.
Глобально, нам с Безрыбного нужно было двигаться на запад к одной из ключевых точек – оз.Камское. Но вроде как недалеко от нас находилось ещё одно озеро (Шумское), куда мы решили сгонять, ведь бешеной собаке… радиалка – не крюк! :-)
И тут события начали приобретать несколько иной оборот... Пейзаж густого леса в один прекрасный момент начал резко меняться на горельник. Впрочем, видно, что дорогу все-таки расчищали и уничтоженный лес пропиливали и вывозили. Но сделано это было не везде и не далеко не до конца. Начались штурманские проводки авто между деревьев и завалов, несколько пропилов. В итоге дорога стала совсем заваленной и к тому же начала уходить от озера. До воды было около двухсот метров, зеркало воды даже поблёскивало, но не то, что заездов, но и подхода к воде мы не нашли. Перед нами была полоса препятствий в виде бурелома из поваленных погоревших стволов, стоящих останков, кустарника, болотных кочек и местами воды. Проще было передвигаться по ломаной траектории по поваленным стволам, тренируя равновесие и ловкость.
Продрались сквозь кустарники и лесоповал к озеру, никаких стоянок мы не обнаружили даже через бинокль: сплошь опустошённое, безжизненное пространство. Но само зеркало озера и вода неплохи, после расчистки округи от мёртвых стволов тут жизнь должна закипеть по новой.
Далее, сначала той же дорогой мимо оз. Безрыбное и затем на запад мы выдвинулись в пос. Кузьмияр, т.к. именно оттуда начинается дорога на торфополя и оз. Камское.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СЛЕДУЕТ - ЧАСТЬ 3
- Регион путешествия:
- Тэги:
- 3326 просмотров
Комментарии
Жаль, что перестали
Жаль, что перестали выставлять на сайте планы о своих походах. Так вы своих последних спутников лишитесь...
Вы, эта, что имеете в виду то?)))
Понятно ли, что отчет предоставила группа наших друзей?
Понятно ли что они сами для себя решают кого и как звать в поход?
А поход у них шикарный получился, видимо знали, что делали)))
ЗЫ Вы присылайте свои отчеты, сделайте от наоборот - покажите себя - чтобы без вас никто даже и не думал ехать.
Отчеты выставим, авторство сохраним.
да, они ...
да, это поездка наших знакомых и друзей -
завтра выставлю третью - заключительную часть!
тут я думаю - они могли выставить планы -
но вот не выставили, может как-то недосуг было...
Мы - Чебоксарцы, у нас сейчас
Мы - Чебоксарцы, у нас сейчас Шнива, а не Ваз пятидверный. Были с друзьями на Чурканах, Щучьем и Шарпе недавно...Гала
Добрый день!
Добрый день!
это была поездка наших друзей -
нам из-за работы не получилось собраться в экспедицию.
поэтому вот довольствуемся отчетами.
Но там конкретное бездорожье - одной ШНивы там мало - нужна как минимум лебедка и грязевая резина.
Хотя в этом году посуше - проезжаемость улучшилась...
На фото 1 и 2 отчета это видно.
Тем более пришлось бродить речки и ручью - для этого также нужно специально готовить машину,
лучше конечно про это знает Андрей.
А в прошлые года там было ещё страшнее...
ВЫСТАВИЛ ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ ПОХОДА - ТУТ!
Отправить комментарий